Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
УЧЕНИК / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГ / СПРОС / ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эргашева Юлдуз Алимовна, Явкочдиева Дилафруз Эгамкуловна

В данной статье рассмотрены результаты, достигнутые при использовании современных педагогических технологий в образовательном процессе, необходимость изучения современных педагогических технологий, успешно применяемых в развитых странах, изучение и применение опыта использования современных педагогических технологий в педагогической деятельности, заинтересованность учащихся в занятиях, необходимость предоставления специальных проблемных заданий, способных выразить предметную тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 1 2 Эргашева Ю.А. , Явкочдиева Д.Э.

1Эргашева Юлдуз Алимовна - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой,

кафедра истории Узбекистана; 2Явкочдиева Дилафруз Эгамкуловна - соискатетель, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены результаты, достигнутые при использовании современных педагогических технологий в образовательном процессе, необходимость изучения современных педагогических технологий, успешно применяемых в развитых странах, изучение и применение опыта использования современных педагогических технологий в педагогической деятельности, заинтересованность учащихся в занятиях, необходимость предоставления специальных проблемных заданий, способных выразить предметную тему. Ключевые слова: ученик, образование, процесс, методика, технология, педагог, спрос, потребность, мотивация.

ЕЮ1: 10.24411/2412-8236-2021 -10103

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе гарантирует достижение эффективных результатов. Таким образом, единственная важная задача педагогического сообщества - досконально изучить современные педагогические технологии, успешно применяемые в развитых странах, и применить их в своей повседневной педагогической деятельности и практике урока [1, 2].

Основное отличие современных педагогических технологий от традиционных методов обучения заключается также в том, что урок рассматривается как единое целое - комплекс, состоящий из нескольких частей, находящихся в функциональной взаимосвязи друг с другом.

К так называемым "урокам", имеющим порядок и быстроту, относятся восстановительные, сложные, центрированные части одноуровневого комплекса, находящиеся в функциональной взаимосвязи:

- желание студентов, которые находятся в центре комплекса и проходят через связи всех других частей;

- программа и учебник, организующие содержание урока и включающие в себя все части по желанию учащихся;

- воспитание-дидактические принципы, составляющие общую методическую основу урока;

- дидактические материалы, облегчающие понимание урока и способствующие быстрому и качественному прохождению урока;

- технические средства обучения, придающие уроку современный характер, способствующие более полному раскрытию его содержания и сущности;

- это те части, которые называются профессиональной деятельностной подготовкой обучаемого учителя [3, 4, 5, 6, 7].

Важным этапом профессиональной деятельности педагога является проектирование дидактического процесса (или учебно-познавательной структуры). Именно этот дидактический Процесс составляет основу современных педагогических технологий, или он определяет пути передачи учащимся содержания учебного элемента для достижения поставленной цели обучения (воспитания) в течение заданного времени. Вместе с тем создание эффективной современной педагогической

технологии невозможно без хорошего знания теоретических основ дидактического процесса [8, 9, 10].

В педагогическом процессе способы заинтересованности учащихся в уроке разнообразны. Несколько действенной является методика, которая заключается в том, что в начале обучения учащимся должны быть предложены проблемные ситуации или даны специальные проблемные задания, способные выразить предметную тему. Проблемные ситуации выражают явное или размытое владение учеником сложностью (проблемой) в себе и требуют ее преодоления, поиска новых знаний, новых способов и действий. Если студенту не хватает элементарных знаний для поиска путей преодоления трудностей, он не может воспринимать проблемные ситуации и, естественно, в его мышлении не происходит процесса борьбы и противостояния. Исходя из вышесказанного, можно привести три вида существующих ситуаций.:

1. Ситуация известна. Аналогичные конкретные примеры будут доступны для его решения. Метод решения в данном случае может быть стандартным.

2. Ситуация аналогичная. В этом случае необходимо провести аналогию с аналогичными ситуациями. Поскольку они могут быть не совсем похожи друг на друга, а иметь целостную основу, то путем изменения ее внешнего вида, приближения к рассматриваемой ситуации, происходит оптимизация и поиск рационального решения.

3. Неопределенная ситуация. Такая ситуация не встречается в практической деятельности. Невозможно сравнить его с каким-то другим образцом. Поэтому необходимо будет искать новый метод решения [11, 12, 13, 14].

Проблемные ситуации заранее конструируются и включаются в определенную часть процесса обучения, преследуя образовательную цель. Мотивационный этап образовательного процесса предполагает включение проблемных заданий в более начальную часть урока и более полное привлечение внимания учащихся к теме урока. Ученик, в свою очередь, должен также проявлять свою творческую активность, такую как способность видеть новые проблемы из знакомых ситуаций, определять новые задачи объекта, структуру объекта, находить альтернативные решения.

Мотивационный этап образовательного процесса позволяет ускорить вхождение учащихся в познавательную деятельность. Методы и приемы его организации учащиеся должны уметь подбирать индивидуально, чтобы поддерживать эту деятельность на необходимом уровне активности [15, 16].

Использование исторического материала при объяснении темы урока также вызывает у учащихся возникновение сильных мотивов, усиление интереса к познанию. Однако исторический подход к изложению учебного материала должен носить дополнительный характер, сохранять логичность в рамках системы приобретаемых знаний по теме.

Создание короткометражного фильма на ту или иную тему также является мощным мотивационным фактором. Однако урок должен закладывать основу для содержания эвристической беседы, которая происходит между учителем и учащимися, только тогда у учащихся возникает потребность в изучении темы и достигается намеченная цель. Ситуация, которую должен осознать учитель, заключается в том, что развитие мотивов у учащихся на уроке является не основной целью, а одним из средств ускорения познавательной деятельности учащегося [17, 18, 19].

При организации дидактического процесса педагог должен уметь подбирать и организационные формы учебно-познавательной деятельности в соответствии с содержанием образования. Одним из условий проектирования современных педагогических технологий является правильная организация "организационных форм".

Как известно, познавательная деятельность в системе образования включает аудиторную и внеаудиторную деятельность.

Педагог при выборе форм учебной деятельности должен найти ответы на следующие вопросы: кто является участником образовательного процесса и как им следует управлять.

Процесс обучения требует непрерывного применения тех или иных технических средств в соответствии с содержанием обучения. Это направление является одним из условий существования современной педагогической технологии [20, 21].

И проектировщиком современных педагогических технологий, и реализатором их на практике является педагог, выполняющий такой важный социальный (государственный) заказ, как подготовка квалифицированного специалиста.

Учитель должен учитывать ступени абстракции и соответствие предмета уровням усвоения при отборе содержания учебно-воспитательного процесса, соответствующего поставленной образовательной цели.

Педагог должен быть знаком с требованиями к структурированию дидактического процесса как структурного элемента педагогической системы и проектировать его оптимальный вариант в зависимости от темы каждого урока. Эти требования носят ускоряющий характер. Принцип интенсификации требует применения дидактического процесса, способного решать дидактические задачи в течение определенного промежутка времени достаточно быстро и на высоком уровне. Определяющим фактором, определяющим принцип интенсификации в обучении и воспитании, являются результаты усвоения учащимися той или иной деятельности. Во - вторых, в основе принципа лежит такая организация учебно - воспитательного процесса, при которой возникает механизм, позволяющий как можно большему кругу учащихся приобретать опыт (знания, умения и творческую деятельность) и развивать их умственный интеллект.

Педагогу необходимо уметь использовать эффективные формы обучения при осуществлении дидактического процесса. Это говорит о том, что в педагогической системе элементы связаны на основе определенного закона. Использование в этих связях и нахождение оптимальных организационных форм открывает путь к потере формальности в образовании.

Учитель должен оптимальными методами контролировать, в какой степени ученик-участник педагогической системы овладевает содержанием образования и воспитательного воздействия. Полученная информация дает возможность целенаправленно управлять педагогической системой или определяет, содержание какого элемента в педагогической системе нуждается в коррекции.

Таким образом, цель и перспективы обучения применению современных педагогических технологий в процессе урока являются яркими, что не только обеспечивает приоритет процесса организации обучения, но и обусловливает педагогизацию всего общества как социального порядка. Это означает, что необходимо обеспечить учебно-воспитательный процесс современными педагогическими технологиями для формирования подрастающего поколения гармонично развитыми личностями.

Список литературы

1. Амиров Н.И., Бахридинова Д.М., Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 177.

2. Базаров О.Ш., Рахимов З.Т. Модульная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». № 21 (99). Часть 2, 2020. С. 26.

3. Rakhimov Zokir. Using Educational Innovations in Developing Students' Learning ActivenessEastern European Scientific Journal [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.auris-verlag.de/ (дата обращения: 14.01.2021). DOI 10.12851/EESJ201706. P. 118-122.

4. Rakhimov Zokir T. Developing Higher Educational Institutions Health Care Training Proces Eastern European Scientific Journal [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.auris-verlag.de/ (дата обращения: 14.01.2021). DOI 10.12851/EESJ201901. P. 385-390.

5. Rakhimov Zokir Toshtemirovich. The development of higher educational institutions and health care training process. Proceedings of the 2019 International Conference on International scientific and practical conference "Innovative ideas of modern youth in science and education" 27-28 February 2019 JL. Monopahit 666B, Sidoaijo, Jawa Timur 61215, Indonesia P. 159-162.

6. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European Research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 265.

7. Muslimov N.A., Rakhimov Z.T. Motivation of students in the educational process in order to develop students ' educational and cognitive activities. Proceedings of the ICECRS "Generating knowladge through research" 04 Aprel, 2019. JL.Monopahit 666B, Sidoarjo, Jawa Timur 61215. Indonesia. P. 331-336.

8. Rakhimov Zokir Toshtemirovich. Development of professional competence of Educator. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 7. № 10, 2019. P. 99-106.

9. Рахимов З.Т., Шоназаров З.У. Инновационная деятельность будущих преподавателей и факторы ее формирования. Международный научный журнал «Вестник науки». № 1 (3 4). Том 1. 2021. C. 14-18

10. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал Проблемы современной науки и образования. Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.

11. Рахимов З.Т. Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего педагога профессионального образования. Ежемесячный научный журнал «Молодой учёный». Май, 2012. № 5 (40). С. 486.

12. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 67.

13. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2019. С. 181.

14. Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал Проблемы педагогики, 2020. № 2 (47). С. 90.

15. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогические технологии - фактор развития образования. Научно-методический журнал «Проблемы науки», 2020. № 5 (53). С. 60.

16. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 276.

17. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 58.

18. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал/ Вестник науки и образования Издательство «Проблемы науки» 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.

19. Рахимов З.Т., Элчаев З.А. Педагогические и психологические опыты в практике применения педагогических технологий. Издательство «Проблемы науки» журнал Вестник науки и образования, 2020. № 10 (88). часть 1. С.70.

20. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. №9. С. 49.

21. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. -Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2019. С. 45.

МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ Бахтина С.В.1, Курбаш М.А.2

1Бахтина Светлана Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, 2Курбаш Мария Алексеевна - студент, кафедра психологии развития и образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Аннотация: в данной работе предпринята попытка освещения музейной деятельности как фактора формирования личности в подростковом возрасте. Дан анализ особенностей формирования личности в подростковом возрасте. Выделены возможности музеев в развитии таких направлений становления личности как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, ценностно-ориентационное, интеллектуальное, а также в овладении подростками метапредметными умениями анализа прошедших и современных событий.

Ключевые слова: музей, музейная педагогика, воспитание, патриотизм, нравственность, семья, личность, метапредметные умения.

УДК 159.923.5

В современном мире ведущую роль в школьном образовании играют вопросы развития личности. В действующем Федеральном государственном стандарте основного общего образования в задачах школы прописана ориентированность не столько на передачу знаний и формирование умений овладения ими, но в большей степени на формирование личности учащихся, на овладение обучающимися метапредметных умений анализа, обобщения, конкретизации прошедшего и настоящего. Это выражается в способности критически оценивать поступающую информацию, умении анализировать ее и формировать собственное мнение по тем или иным вопросам и аргументировать свою позицию; в развитых навыках целеполагания, планирования, определения проблемы и нахождения наиболее приемлемого ее решения.

Школа призвана помочь учащемуся сформировать все эти умения как личностные образования в учебно-воспитательном процессе. Но высокая эффективность данной

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.