Научная статья на тему 'МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОЦЕСС / СТУДЕНТ / УРОК / ТЕХНОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ / MODULE / EDUCATION / PROCESS / STUDENT / LESSON / TECHNOLOGY / TRAINING / TEACHING / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаров Орифжан Шадиевич, Рахимов Зокир Тоштемирович

В статье отмечается, что содержание понятия модуль является единицей учебного материала, направленной на изучение взаимосвязанных фундаментальных понятий данной науки и составленной по дидактическому принципу, анализ предварительных условий организации обучения на основе модульной технологии, подготовка к обучению на основе модульной технологии, т.е. содержание организации теоретических и практических занятий, анализ условий, связанных с организацией учебных занятий, организация теоретических и практических занятий, входящих в состав модуля по специальному предмету., на основе модульной технологии исследованы цель и содержание преподавания предметов, определение целей и содержания модулей, определение знаний, квалификации и личностных качеств, которые должны быть достигнуты студентом в результате обучения и обучения в конце модуля и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базаров Орифжан Шадиевич, Рахимов Зокир Тоштемирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

In the article the content of the concept of modules, the module is a unit of educational materials that is oriented to the study of the fundamental concepts of this science that are interrelated and structured on the didactic principle, the analysis of the initial conditions in the organization of training on the basis of module technology, preparation for training on the basis of, the purpose and content of teaching subjects on the basis of module technology, setting the purpose and content of modules, determining the knowledge, qualifications and personal qualities that the student should attain as a result of the training at the end of the module were investigated.

Текст научной работы на тему «МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Базаров О.Ш.1, Рахимов З.Т.2 Email: Bazarov699@scientifictext.ru

1Базаров Орифжан Шадиевич - кандидат физико-математических наук, доцент, ректор;

2Рахимов Зокир Тоштемирович - доктор философии по педагогическим наукам,

и.о. профессора, кафедра социальных наук, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье отмечается, что содержание понятия модуль является единицей учебного материала, направленной на изучение взаимосвязанных фундаментальных понятий данной науки и составленной по дидактическому принципу, анализ предварительных условий организации обучения на основе модульной технологии, подготовка к обучению на основе модульной технологии, т.е. содержание организации теоретических и практических занятий, анализ условий, связанных с организацией учебных занятий, организация теоретических и практических занятий, входящих в состав модуля по специальному предмету., на основе модульной технологии исследованы цель и содержание преподавания предметов, определение целей и содержания модулей, определение знаний, квалификации и личностных качеств, которые должны быть достигнуты студентом в результате обучения и обучения в конце модуля и другие. Ключевые слова: модуль, обучение, процесс, студент, урок, технология, обучение, развитие.

MODULAR EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL

PROCESS Bazarov O.Sh.1, Rakhimov Z.T.2

1Bazarov Orifjan Shadievich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor,

Rector;

2Rakhimov Zokir Toshtemirovich - Doctor of Philosophy in Pedagogical Sciences, Acting Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES, KARSHI INSTITUTE OF ENGINEERING AND ECONOMICS, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article the content of the concept of modules, the module is a unit of educational materials that is oriented to the study of the fundamental concepts of this science that are interrelated and structured on the didactic principle, the analysis of the initial conditions in the organization of training on the basis of module technology, preparation for training on the basis of, the purpose and content of teaching subjects on the basis of module technology, setting the purpose and content of modules, determining the knowledge, qualifications and personal qualities that the student should attain as a result of the training at the end of the module were investigated.

Keywords: module, education, process, student, lesson, technology, training, teaching, development.

УДК37; 377; (077)

Общество требует высокой эффективности образования на основе своих социально-политических, экономических потребностей. Образованная и предприимчивая, социально активная личность находит свое место в жизни общества, в труде [2, с. 265]. Профессиональная зрелость, профессиональный опыт отражаются как интеграция знаний и навыков [3, с. 44]. Вооружить каждого молодого специалиста тщательными научно-теоретическими знаниями, применить полученные научные знания в практической деятельности, овладеть и навыками, воспитать, конечно, непросто [4, с. 14]. В настоящее время одним из эффективных направлений развития системы образования является обучение специальным предметам на основе модульной технологии. Как известно, в традиционном образовании цели обучения в основном направлены на обучение студентов на основе модульных технологий. И исследователями, и практиками было доказано, что организация деятельности детей и осуществление воспитания - это сложные процессы [5, с. 49]. Его задача -стимулировать процесс активного познания и формировать метод исследования в мышлении [6, с. 273].

На этапе развития нашего общества вопросы воспитания молодежи являются одной из самых актуальных задач, стоящих перед нами [7, с. 42] Важной проблемой сегодняшнего дня является организация и проведение образовательного процесса на основе современных педагогических технологий с использованием передовых методики для его развития [8, с. 181]. Модуль-это единица учебного материала, направленная на изучение взаимосвязанных фундаментальных понятий науки и построенная по дидактическому принципу, в которой учебные программы по предмету кратко и углубленно дифференцируются. В результате создается возможность поэтапного обучения.

Необходимо организовать все звенья образования таким образом, чтобы он преподавал всестороннее мышление, предоставляя молодым людям глубокие и обоснованные знания [9, с. 67]. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях, не сильно отличаются от взрослых в мировоззрении. Тем не менее, сама жизнь диктует им, как и взрослым, непрерывный мониторинг их круга мышления в аудитории [10, с. 58]. Образовательно-воспитательный процесс предполагает цель систематического пробуждения активности и любопытства учащихся на протяжении всего обучения [11, с. 51]. Если обучение студентов на основе модульной технологии организовано правильно, на каждом этапе обучения они осваивают новые учебные материалы, совершенствуют свои навыки и навыки. Обучение по модульной технологии осуществляется в следующей последовательности:

- анализ начальных условий в модульном обучении;

- определение учебных целей и содержания модуля;

- подготовка учебно-дидактических материалов и учебных пособий;

- проведение теоретических и практических занятий;

- оценка теоретических знаний и практических навыков студентов.

1. Анализ начальных условий (методов) организации обучения на основе модульной технологии. Для подготовки к преподаванию специальных дисциплин на основе модульной технологии, то есть организации теоретических и практических занятий, изначально будет проводиться работа по трем направлениям:

Во-первых, анализируется состояние подготовки студентов, делится информацией об их образовании, уровне и умении усваивать учебные материалы. Потому что их уверенность в себе, способность учиться, личное состояние, пол и возраст в определенной степени влияют на образование.

На основе дифференциации студентов по способностям им рекомендуется самостоятельно освоить науку. В этом большое значение имеет мотивация [12, с. 72].

Во-вторых, анализируются существующие условия. Он включает в себя следующие направления:

Анализ правовых условий. При этом изучаются учебные планы и программы, относящиеся к образовательному процессу.

Анализ условий, связанных с организацией занятий. В этом направлении будут изучены место проведения теоретических и практических занятий, входящих в состав модуля, состояние учебных мастерских, подготовка к практическим опытам и другие.

Анализ технических условий. При этом изучается состояние технического оборудования и оборудования, пригодности учебных и вспомогательных аудиовизуальных средств, а также наличие электрического тока, воды и т.д.

В-третьих, анализируются специальные области, изучаются учебные материалы и другие источники, необходимые при определении содержания модулей. Например:

■ учебники, пособия и другая литература по специальным областям;

■ техническая литература (научно-технические журналы, специальные статьи, патенты);

■ инструкция по эксплуатации машин и агрегатов.

2. Определение учебной цели и содержания модуля. В преподавании на основе модульной технологии изначально определяются цель и содержание преподавания учебной дисциплины, назначение и содержание модулей. Учебные цели в конце модуля определяются знания, квалификация и личные качества, которые должны быть достигнуты студентом в результате обучения и воспитания.

Чем точнее цель исследования модуля, тем легче будет оценить степень его достижения.

3. Подготовка учебно-дидактических материалов и учебных пособий по модулю. Под учебно-дидактическими материалами и учебными пособиями понимаются источники информации, служащие для формирования знаний и навыков.

В преподавании на основе модульной технологии в качестве учебно-дидактических материалов на теоретических занятиях используются текстовые визуальные средства, например, учебная литература, картотека и тексты лекций, раздаточные материалы, а на практических занятиях-курсовые материалы, методические указания.

Аудиовизуальные средства формируют всеобъемлющее реальное представление о технологических процессах и функциях в соответствующих областях. Продукты, оборудование и инструменты, относящиеся к рабочей области, могут использоваться в качестве учебного инструмента, если они имеют дидактическую функцию во время уроков или практических занятий.

4. Проведение теоретических и практических занятий. Теоретические занятия, включенные в состав модуля, рекомендуется проводить в следующей последовательности.

Любопытство (пробуждение мотивации). Инновационные изменения в образовательном процессе, внедрение в систему каких-либо новшеств осуществляются непосредственно путем обновления и изменения деятельности учителя [13, с. 87-88]. Теоретические занятия по обучению специальностям на основе модульной технологии можно начинать с интересной, даже не относящейся к уроку информации. Например, начинается урок с интересного открытия, объяснения новизны или мудрости, связанной с темой. Это положительно влияет на настроение студентов и помогает им заинтересоваться темами, которые будут изучаться в этой области или на последующих уроках.

Предоставление информации (знаний). Идеи красивых, грамотных, отзывчивых преподавателей быстро доходят до учеников и дают возможность усвоить учебные материалы, а ученики с нетерпением ждут таких уроков [14, с. 91]. Система требований к поведению педагога имеет особое значение в выполнении педагогом своих профессиональных обязанностей, моральных обязательств перед обществом, педагогическим коллективом и учеником [15, с. 56]. Социальный заказ современному педагогу заключается в том, чтобы поднять осуществление учебно-воспитательного процесса на более высокий, качественно новый уровень [16, с. 486]. Преподаватель разъясняет студентам новый материал по своей профессиональной сфере, читает короткие лекции, организует дискуссию, учебные беседы, проводит занятия. Перед

исследованием нового модульного агрегата перечисленные модульные единицы кратко суммируются и повторяются.

5. Оценка теоретических знаний, практических навыков и навыков студентов. Образование является основным фактором реформирования общества и его трансформации в общество, более открытое для внешнего мира и ориентированное на новые технологии и знания [1, с. 177]. Опираясь на результаты проведенной нами педагогической научно-исследовательской работы по изучению специальностей на основе модульной технологии, мы можем прийти к следующим выводам:

- обучение специальностям на основе модульной технологии повышает познавательность учащихся, развивает творческие способности;

- на основе профессионального интереса студентов будет активизирована учебная деятельность, предоставлена возможность для самостоятельного обучения;

- в процессе обучения большое внимание уделяется правовым, организационным и техническим условиям посредством проведения анализа специальностей, что обеспечивает эффективность обучения;

- учебные цели и содержание модуля разрабатываются на основе видов профессиональной деятельности, специальных требований, умений и знаний, указанных в профессиональной характеристике по каждой специальности;

- подготовка учебных дидактических материалов по каждому модулю оказывает положительное влияние на обучение;

- на основе модульной технологии желательно использовать различные формы и методы обучения, такие как поиск решения проблемы, творческие диалоги, обучающие игры, проекты, ориентированные тексты и интуитивные диалоги;

- модуль должен охватывать как технические, так и правовые и экологические вопросы безопасности труда.

Список литературы /References

1. Амиров Н.И., Бахридинова Д.М., Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 177.

2. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European Research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 265.

3. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 44.

4. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогико-психологические аспекты психического состояния учителя в процессе обучения. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 14.

5. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 49.

6. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 273.

7. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.

8. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 181.

9. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 67.

10. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогические технологии - фактор развития образования. Научно-методический журнал «Проблемы науки», 2020. № 5 (53). С. 58.

11. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.

12. Рахимов З.Т., Элчаев З.А. Педагогические и психологические опыты в практике применения педагогических технологий. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 10 (88). Часть 1. С. 72.

13. Рахимов З.Т., Явкочдиева Д.Э. Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия. Научно-методический журнал «Наука, техника и образование», 2020. № 4 (68). С. 87-88.

14. Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал «Проблемы педагогики» Издательство «Проблемы науки». № 2 (47), 2020. С. 91.

15. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 56.

16. Рахимов З.Т. Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего педагога профессионального образования. Ежемесячный научный журнал «Молодой учёный». Май, 2012. № 5 (40). С. 486.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.