Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

НЕОБХОДИМОСТЬ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
УЧЕНИК / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЯ / АКТИВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СТРЕМЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исматова Наргиза Икрамовна

В статье проанализированы вопросы учета педагогико-психологических факторов повышения качества и эффективности образования в современных условиях, достижения положительного результата педагогической деятельности, необходимости активизации студентов учреждений профессионального образования в образовательном процессе, активизации, прежде всего потребности, заинтересованности и постоянной мобильности, стимулирования потребности и интереса в активизации деятельности студентов учреждений профессионального образования в образовательном процессе, а затем мотивации к практическим действиям, организации деятельности на этом пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

НЕОБХОДИМОСТЬ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Исматова Н.И.

Исматова Наргиза Икрамовна - ассистент, кафедра экологии и охраны труда, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье проанализированы вопросы учета педагогико-психологических факторов повышения качества и эффективности образования в современных условиях, достижения положительного результата педагогической деятельности, необходимости активизации студентов учреждений профессионального образования в образовательном процессе, активизации, прежде всего потребности, заинтересованности и постоянной мобильности, стимулирования потребности и интереса в активизации деятельности студентов учреждений профессионального образования в образовательном процессе, а затем мотивации к практическим действиям, организации деятельности на этом пути.

Ключевые слова: ученик, образование, процесс, технология, активность, формирование, развитие, стремление.

ЕЮ1: 10.24411/2412-8236-2021 -10101

Процесс обучения невероятно сложен. Эффективность обучения зависит от активности педагога и ученика, наличия средств обучения, организационного, научного, методического совершенства образовательного процесса, потребности в образованных людях в обществе и других еще не выявленных факторов. Общество, исходя из своих социально - политических, экономических потребностей, требует высокой эффективности образования [1, 2, 3, 4, 5].

Все звенья образования должны быть организованы таким образом, чтобы оно учит молодежи всестороннему мышлению, одновременно предоставляя глубокие и содержательные знания. То, что в процессе обучения у ученика формируется потребность в самостоятельном получении знаний, является требованием настоящего. В педагогической практике и исследованиях опробован ряд методов работы. Экспериментировала проблемная организация обучения, активизация учащихся в обучении, педагогика сотрудничества, опора на базовые слова, оптимизация обучения и др. Но, хотя эти педагогические средства и дают эффективный результат у некоторых учителей, они не могут быть внедрены в систему массового образования. Основная суть педагогической технологии заключается в заинтересованном обучении учащихся и достижении полного усвоения знаний. Основной целью внедрения педагогической технологии является овладение подавляющим большинством обучающихся знаниями, передаваемыми в процессе обучения [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].

Спецификой новых отношений, в отличие от традиционного образования, является самостоятельность учащихся и предоставление им права свободного выбора, не запрещая учебной деятельности, а ориентируясь на поставленную цель, организуя учебную деятельность в сотрудничестве, сознательно направляя их к деятельности, не осуществляя какую-либо деятельность по команде, а эффективно организуя ее, приобретая у учащихся интерес к изучению основ науки, не ограничивая потребности, интересы и возможности личности.

В современных условиях опора на психологические факторы как в улучшении качества образования, так и в повышении его эффективности гарантирует, что педагогическая деятельность будет иметь положительный результат. Соответственно, формирование у учащихся учреждений профессионального образования активности в образовательном процессе приобретает неоценимое значение. Ведь активность возникает, прежде всего, на основе потребности, интереса и постоянного действия

(активности). Поэтому при формировании активности учащихся учреждений профессионального образования в образовательном процессе важно сначала вызвать потребность и интерес к этому, а затем побудить к организации практического действия, деятельности на этом пути [13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20].

Формирование активности в образовательном процессе у учащихся учреждений профессионального образования, как и при овладении какими-либо знаниями, умениями и навыками, происходит с помощью следующих учебно -интеллектуальных механизмов:

1) формирование представлений (ассоциаций) (этот механизм строится на основе установления временной связи между отдельными частями знания и опытом);

2) осознание (выступает главным образом как основа формирования умений и навыков);

3) разбиение на части и обобщение по частям (связано с постепенным формированием понятий);

4) инсайт (рассуждение, рассуждение; при котором происходит изучение неизвестной информации с опорой на определенные знания, предшествующий опыт усвоения);

5) творческий подход (служит основой для усвоения новых знаний, предметов, умений и навыков) [21, 22, 23, 24, 25, 26].

Также на эффективное формирование активности учащихся в образовательном процессе сильное влияние оказывают следующие факторы:

1) мотивы, объясняющие организацию учебной деятельности (мотивация);

2) произвольность процесса эмоционального восприятия информации;

3) достижение устойчивости внимания;

4) укрепление памяти;

5) развитие мышления и речи;

6) обеспечение владения учащимися волевыми качествами и личностными качествами (например, усердием, стремлением к цели, ответственностью, дисциплинированностью, внимательностью, дисциплинированностью и др.).

Активизация учащихся учреждений профессионального образования в образовательном процессе дает возможность получить следующие педагогически значимые результаты:

- приобретение студентами навыков и компетенций для самостоятельного обучения;

- организация ими практических действий на пути к постоянному повышению профессиональной квалификации;

- творческое и ответственное отношение студентов к учебному процессу;

- развитие и полноценная реализация у них способностей к созданию новшеств, продвижению инновационных идей в профессиональной деятельности;

- обеспечение специфического, индивидуального подхода учащихся к организации учебной и профессиональной деятельности [26, 27, 28, 29, 30].

Таким образом, формирование активности обучающихся учреждений профессионального образования в образовательном процессе приобретает необходимое значение, проявляет свою специфику. В частности, осознание вышеупомянутых аспектов создает широкие возможности для будущих учителей профессионального образования для повышения их активности в образовательном процессе.

Список литературы

1. Амиров Н.И., Бахридинова Д.М., Келдиёрова М.Г. Необходимость развития

креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник

статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС

«Наука и Просвещение», 2019. С. 177.

2. Амиров Н.И., Раджабова М.З. Коммуникативная культура преподавателя и студентов в учебном процессе. Журнал «Вестник науки и образования». № 5 (83). Часть 2, 2020. С. 28-31.

3. Базаров О.Ш., Рахимов З.Т. Модульная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». № 21 (99). Часть 2, 2020. С. 26.

4. Rakhimov Zokir. Using Educational Innovations in Developing Students' Learning ActivenessEastern European Scientific Journal [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.auris-verlag.de/ (дата обращения: 14.01.2021). DOI 10.12851/EESJ201706. P. 118-122.

5. Rakhimov Zokir T. Developing Higher Educational Institutions Health Care Training Proces Eastern European Scientific Journal [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.auris-verlag.de/ (дата обращения: 14.01.2021). DOI 10.12851/EESJ201901. P. 385-390.

6. Rakhimov Zokir Toshtemirovich. The development of higher educational institutions and health care training process. Proceedings of the 2019 International Conference on International scientific and practical conference "Innovative ideas of modern youth in science and education" 27-28 February 2019 JL. Monopahit 666B, Sidoaijo, Jawa Timur 61215, Indonesia P. 159-162.

7. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European Research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 265.

8. Muslimov N.A., Rakhimov Z.T. Motivation of students in the educational process in order to develop students ' educational and cognitive activities. Proceedings of the ICECRS "Generating knowladge through research" 04 Aprel 2019. JL.Monopahit 666B, Sidoaijo, Jawa Timur 61215, Indonesia. P. 331-336.

9. Rakhimov Zokir Toshtemirovich. Development of professional competence of Educator. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 7. № 10, 2019. P. 99-106.

10. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал / Проблемы современной науки и образования. Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.

11. Рахимов З.Т., Явкочдиева Д.Э. Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия. Научно-методический журнал «Наука, техника и образование», 2020. № 4 (68). С. 87-88.

12. Рахимов З.Т. Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего педагога профессионального образования. Ежемесячный научный журнал «Молодой учёный». Май, 2012. № 5 (40). С. 486.

13. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 67.

14. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 181.

15. Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал «Проблемы педагогики», 2020. № 2 (47). С. 90.

16. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогические технологии - фактор развития образования. Научно-методический журнал «Проблемы науки», 2020. № 5 (53). С. 60.

17. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение»,2019. С. 276.

18. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал «Академия». Издательство «Проблемы науки» № 3 (42), 2019. С. 58.

19. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.

20. Рахимов З.Т., Элчаев З.А. Педагогические и психологические опыты в практике применения педагогических технологий. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 10 (88). Часть 1. С. 70.

21. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 49.

22. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 45.

23. Raximov O.D., Ehsev S.S. The importance of the telecommunication projectc on education system/ // Актуальные вопросы развития науки в мире. Международная научная конференция. Евразийское научное объединение. Москва, 2019. Апрель. Часть 5. C. 342-344УДК 004.377. Значение телекоммуникационных проектов в системе образования

24. Рахимов О.Д., Тогаев Ж.Х., Хужакулов А.Х. Усовершенствованный кормонасос для фермерских хозяйств. // Москва. Журнал «Academy», 2019. 6(45). D0I:10.24411/2412-8236-2019-10601.

25. Rakhimov O.D, Rakhmatov M.I., Boirov Z.R. Humanity's biosphere effect and environmental problems. // Москва. Журнал «Проблемы науки», 2019. 5(41). DOI 10.24411/2413-2101-2019-10501.

26. Raximov O.D., Manzarov Y.Kh., Keldiyarova M., Xudjakulov A.H. Modern lectures and methods of organizing problematic lectures. // Журнал «Проблемы науки», 2020. № 2 (50). С. 45-48. D0I:10.24411/2413-2101-2020-10201.

27. Raximov O.D., Manzarov Y.K., Qarshiyev A.E., Sulaymanova Sh.A. Description of pedagogical technology and problematic teaching technology. / Журнал «Проблемы современной науки и образования», 2020. № 2(147). С. 59-62. DOI с 10.24411/23042338-2020-10201.

28. Турдиев Ш.Р., Келдиерова МГ.Организация в процессе обучения учебно-исследовательской работы студентов. «Вестник науки и образования». № 5 (83). Часть 2, 2020. С. 21-24.

29. Турдиев Ш.Р., Келдиёрова М.Г. Личные и профессиональные особенности учителя научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования», 2020. № 6 (151). Часть 1. С. 69. DOI 10.24411/2304-2338-2020-10602.

30. Шадиев Р.Д., Келдиёрова М.Г. Системный подход как важный фактор организации образовательного процесса. Научно-методический журнал «Проблемы Педагогики». № 6 (51), 2020. C. 6-9. DOI: 10.24411/2410-2881-2020-10601.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.