Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПРОЦЕСС / КОМПЛЕКС / ТЕХНОЛОГИЯ / ПОДХОД / РЕЗУЛЬТАТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадиев Ризамат Давранович, Келдиёрова Манзура Гайбуллаевна

В статье уделено особое внимание коренному реформированию системы образования и воспитания, подробно проанализирована сущность организации учебно-познавательной деятельности студентов путем овладения ими современными знаниями и профессиями, выявления их способностей и талантов, интеллектуального потенциала, дальнейшего развития системы образования, ускорения реформ в данной сфере, применения в учебном процессе современных образовательных технологий на основе системного подхода, а также конкретные, необходимые процедуры организации образовательного процесса на основе системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Шадиев Р.Д.1, Келдиёрова М.Г.2

'Шадиев Ризамат Давранович - доктор педагогических наук, профессор;

2Келдиёрова Манзура Гайбуллаевна — магистрант, кафедра начального образования, Каршинский государственный университет, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье уделено особое внимание коренному реформированию системы образования и воспитания, подробно проанализирована сущность организации учебно-познавательной деятельности студентов путем овладения ими современными знаниями и профессиями, выявления их способностей и талантов, интеллектуального потенциала, дальнейшего развития системы образования, ускорения реформ в данной сфере, применения в учебном процессе современных образовательных технологий на основе системного подхода, а также конкретные, необходимые процедуры организации образовательного процесса на основе системного подхода.

Ключевые слова: образование, студент, процесс, комплекс, технология, подход, результат, деятельность, развитие.

УДК 37;37'(077) т1: '0.244''/24'0-288'-2020-'060'

В Узбекистане уделяется особое внимание дальнейшему развитию системы образования, организации ее на уровне международных стандартов, широкому внедрению современных технологий в учебный процесс. Прогресс зависит, прежде всего, от хорошо налаженной системы образования. Ведь реформы в образовании закладывают основу для прогресса. В нашей Республике проводятся кардинальные реформы в этой сфере. Быть свидетелем таких процессов, вносить свой вклад, ощущать светлое будущее доставляет особую радость [2].

Образование является основным фактором реформирования общества и его трансформации в общество, более открытое для внешнего мира и ориентированное на новые технологии и знания [1]. Общество требует высокой эффективности образования на основе своих социально-политических, экономических потребностей [4]. Сегодня в нашей Республике уделяется особое внимание коренному реформированию системы образования и воспитания, проводится огромная работа по овладению нашими детьми современными знаниями и профессиями на уровне мировых стандартов, становлению физически и духовно зрелыми людьми, раскрытию их способностей и талантов, интеллектуального потенциала, повышению в сердцах подрастающего поколения чувства преданности Родине и самоотверженности [3].

Обучение - невероятно сложный процесс [5]. Каждое образовательное учреждение может самостоятельно планировать стратегию и тактику внедрения педагогической технологии в соответствии с общедагогической подготовкой, пожеланиями своего педагогического коллектива [6]. Продумывание внешних форм выражения своего отношения к учебному материалу, естественно, опирается на психологическую подготовку к уроку, мероприятию, в которой перечисляются его составляющие [7]. Учебная деятельность - это сложный процесс, когда в дидактическом процессе происходит этап мотивации, то есть внутреннее движение к знаниям [25]. В настоящее время глобальным трендом мирового развития является широкомасштабное применение образовательных инноваций в учебно-воспитательном процессе.

Ведь овладение знаниями на основе мышления, анализа гарантирует их прочность, тщательность [8]. И так, если принять во внимание обилие профессиональных педагогов, которые талантливы и имеют свой метод работы, то нетрудно представить, насколько этот процесс многогранен и разнообразен, а такие пособия могут быть подавляющими [9]. Современный педагог должен быть высококультурным, гуманным и благородным человеком, глубоко знающим историю нашего народа и жаждущим его будущего [26]. Растущие масштабы образовательных инноваций в

период динамичного развития процесса модернизации в стране особое внимание уделяется системному внедрению инноваций в сферу образования и воспитания.

На этапе развития нашего общества вопросы воспитания молодежи являются одной из самых актуальных задач, стоящих перед нами [10]. Интенсивное развитие науки, широкое применение современных педагогических и информационных технологий, внедрение инноваций в образовательный процесс ставят перед обучающимися задачу поиска знаний на регулярной и самостоятельной основе, наряду с их быстрым освоением [11]. В процессе решения проблемы студенты не только обрабатывают данные, но и осваивают их и открывают для себя новые знания

[12]. Не зря сказано, что от кадров зависит судьба реформ. В основе всех достижений и поражений лежат знания, организаторские способности, современное видение кадров, к которым мы готовимся. При проведении образовательной реформы строго учитывается необходимость изучения современных педагогических технологий и внедрения их в образовательные учреждения.

Идеи красивых, грамотных, отзывчивых преподавателей быстро доходят до учеников и дают возможность усвоить учебные материалы, а ученики с нетерпением ждут таких уроков

[13]. Таким образом, единственная важная задача педагогического сообщества - досконально изучить образовательные инновации, технологии, успешно применяемые в развитых странах, и применить их в своей повседневной педагогической деятельности и урочной практике. Важной проблемой сегодняшнего дня является организация и проведение образовательного процесса на основе современных педагогических технологий с использованием передовых методики для его развития [14].

И исследователями, и практиками было доказано, что организация деятельности детей и осуществление воспитания - это сложные процессы [15]. Социальный заказ современному педагогу заключается в том, чтобы поднять осуществление учебно-воспитательного процесса на более высокий, качественно новый уровень [16]. Мастерство педагога проявляется непосредственно в профессионально-педагогической деятельности [17]. Мысли, высказанные студентом в процессе общения, его взгляды создают возможность для более тесного изучения личности [18]. Формирование творческой личности можно определить как развитие личности в процессе создания творческой деятельности и творческой продукции, выполненной гармонично [19]. Для того чтобы знать весь смысл и содержание применяемых образовательных технологий для достижения целей обучения, составлять на их основе проект каждого предмета, каждого урока, каждый педагог-воспитатель должен в полной мере овладеть теорией комплексов. В данном месте, на наш взгляд, стоит более подробно осветить сущность понятия "система". "Система" относится к вещам или явлениям, которые составляют единое целое, состоящее из функционально связанных между собой частей. Все вещи и явления в объективном бытии можно рассматривать как систему. Существуют свои, достаточно сложные законы и положения принципа системного подхода, вытекающие из теории гармонии.

Любая система состоит из двух или более частей и в то же время является частью системы, которая находится на более высоком уровне, чем она сама. Его частями считаются системы на одну ступень ниже, которые также состоят из нескольких частей. Это явление может быть конечным и бесконечным.

Основное отличие современных образовательных технологий от традиционных методов обучения заключается также в том, что урок рассматривается как единое целое-система, состоящая из нескольких частей, находящихся в функциональной взаимосвязи друг с другом.

Так называемым" урокам", имеющим порядок и скорость, относятся восстановительные, сложные, находящиеся в функциональной взаимосвязи части централизованной одноступенчатой системы:

> желание учащихся, стоящих в центре системы и пропускающих через себя связи всех остальных частей;

> программа и учебник, организующие содержание урока и включающие в себя все части по желанию учащихся;

> внесение удобрений, воспитание-дидактические принципы, составляющие общую методическую основу урока;

> дидактические материалы, облегчающие понимание урока и способствующие быстрому и качественному прохождению урока;

> технические средства обучения, придающие уроку современный характер, способствующие более полному раскрытию его содержания и сущности;

> это те части, которые называются профессиональной деятельностной подготовкой обучаемого учителя.

Важным этапом профессиональной деятельности педагога является проектирование дидактического процесса. Именно этот дидактический процесс составляет основу современных образовательных технологий, или он определяет пути передачи учащимся содержания учебного элемента для достижения поставленной цели обучения (воспитания) в течение заданного времени [21, 22, 23, 24].

Одним из ключевых факторов кардинального повышения качества образования является широкое внедрение современных информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий, электронных учебников и мультимедиа в образовательный процесс в Высшей школе [20].

В заключение можно сказать, что в настоящее время, когда инновационные педагогические технологии развиваются с каждым днем, а в стране стремительно развивается индустрия информатизации, развитие и широкое применение педагогических и компьютерных технологий в сфере начального образования является основным направлением повышения эффективности образования. Яркой цель и перспективы обучения применению современных образовательных технологий в процессе урока, обеспечивающих не только приоритет процесса организации обучения, но и педагогизацию всего общества как социального порядка. Это означает, что необходимо обеспечить учебно-воспитательный процесс современными образовательными педагогическими технологиями для формирования подрастающего поколения гармонично развитыми личностями.

Список литературы

1. Амиров Н.И., Бахридинова Д.М., Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2019. С. 177.

2. Амиров Н.И., Раджапова Л.Т. Пути формирования культуры педагогической коммуникации. Научно-методический журнал "Проблемы педагогики". № 2 (47), 2020 C. 96-98.

3. Амиров Н.И., Раджабова М.З. Коммуникативная культура преподавателя и студентов в учебном процессе. Журнал "Вестник науки и образования". № 5 (83). Часть 2, 2020. С. 2831.

4. Базаров О.Ш., Рахимов З.Т. Модульная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». № 21(99). Часть 2, 2020. С. 26.

5. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European Research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 265.

6. Рахимов З.Т., Элчаев З.А. Педагогические и психологические опыты в практике применения педагогических технологий. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 10 (88). Часть 1. С. 71.

7. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 66.

8. Рахимов З.Т., Явкочдиева Д.Э. Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия. Научно-методический журнал «Наука, техника и образование», 2020. № 4 (68). С. 89.

9. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогические технологии - фактор развития образования. Научно-методический журнал «Проблемы науки», 2020. № 5 (53). С. 59.

10. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал / Проблемы современной науки и образования. Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.

11. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 50.

12. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции.Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 275.

13. Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал «Проблемы педагогики». Издательство «Проблемы науки». № 2 (47), 2020. С. 91.

14. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 181.

15. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 49.

16. Рахимов З.Т. Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего педагога профессионального образования. Ежемесячный научный журнал «Молодой учёный». Май, 2012. № 5 (40). С. 486.

17. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал «Academy». Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 55.

18. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогико-психологические аспекты психического состояния учителя в процессе обучения. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 15.

19. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 44.

20. Rakhimov O.D. Necessity of live modern lectures in higher education and its types. // «Проблемы науки», 2020. № 10(58). С. 60-64. DOI: 10.24411/2413-2101-2020-11002.

21. Рахимов О.Д., Тогаев ЖХ., Хужакулов А.Х. Усовершенствованный кормонасос для фермерских хозяйств. // Москва. Журнал «Academy», 2019, июнь, 6(45). DOI: 10.24411/2412-8236-2019-10601.

22. Rakhimov O.D, Rakhmatov М!., Boirov Z.R. Humanity's biosphere effect and environmental problems. // Москва, журнал «Проблемы науки», 2019, май. 5(41). DOI 10.24411/2413-2101-2019-10501.

23. Raximov O.D., Manzarov Y.Kh., Keldiyarova M., Xudjakulov A.H. Modern lectures and methods of organizing problematic lectures. // Журнал «Проблемы науки», 2020. № 2(50). С. 45-48. DOI 10.24411/2413-2101-2020-10201.

24. Raximov O.D., Manzarov Y.K., Qarshiyev A.E., Sulaymanova Sh.A. Description of pedagogical technology and problematic teaching technology. // Журнал «Проблемы современной науки и образования», 2020. № 2(147). С. 59-62. DOI с 10.24411/2304-2338-2020-10201.

25. Турдиев Ш.Р., Келдиерова М.Г. Организация в процессе обучения учебно-исследовательской работы студентов. «Вестник науки и образования». № 5 (83). Часть 2, 2020. С. 21-24.

26. Турдиев Ш.Р., Келдиёрова М.Г. Личные и профессиональные особенности учителя научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования», 2020. № 6 (151). Часть 1. С. 69. DOI 10.24411/2304-2338-2020-10602.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ РЕЧЕВОЙ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ротанова О.Н.

Ротанова Ольга Николаевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра романских языков, Московский гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в статье проводится анализ структуры перевода как индивидуальной когнитивной деятельности, являющейся видом речевой деятельности, исследуются психолингвистические закономерности осуществления этого вида деятельности. На основании проведенного анализа выявляются показатели формирования переводческих умений, составляющие критерии их оценки, что позволяет преподавателю управлять процессом обучения переводу в вузе.

Ключевые слова: речевая деятельность, умение, критерий оценки, перевод, обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.