ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ Рахимов З.Т.1, Хидирова Д.З.2
1Рахимов Зокир Тоштемирович - доктор философии по педагогическим наукам, доцент,
заведующий кафедрой;
2Хидирова Дилдора Зайниддиновна - соискатель, кафедра профессионального образования, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается использование педагогических технологий в образовательном процессе высших учебных заведений, сущность педагогической технологии, технические средства, задействованные в ее реализации с целью оптимизации целостного образовательного процесса педагогической технологии, а также взаимная гармония человеческого фактора, создание, применение и внедрение в практику системного метода, направленного на возможное повышение эффективности педагогического процесса. Общепризнано, что повышаются и личностные качества профессионального персонала, знания, квалификация и навыки, которые необходимо приобрести.
Ключевые слова: студент, педагогика, образование, воспитание, система, технология, качество, результат, эффективность, развитие.
УДК 377;037 (077)
Образование является основным фактором реформирования общества и его трансформации в общество, более открытое для внешнего мира и ориентированное на новые технологии и знания [2, а 177]. Особое внимание в истории педагогики и психологии всегда уделялось проблеме деятельности, которая является основой воспитания личности начиная с первых периодов ее становления [4, а 49]. Сегодняшние процессы глобализации изменили сознание и сознание нашей молодежи. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях, не сильно отличаются от взрослых в мировоззрении. Тем не менее, сама жизнь диктует им, как и взрослым, непрерывный мониторинг их круга мышления в аудитории.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в Республике Узбекистан, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования [5, а 486]. В системе высшего образования используются «интерактивные методы», «мозговой штурм», «кейс-стади», «обучение» и другие стали широко использоваться. О положительных и некоторых сложных аспектах этих методов были также созданы учебные пособия и книги. Из исследований, проведенных психологами, известно, что человек, осваивая новую информацию, сохраняет только 10 процентов того, что он слышит, 50 процентов того, что он видит, и, наконец, 90 процентов того, что он делает непосредственно, в памяти. В нынешний период, когда поток информации очень велик, основная часть новостей, которые передаются тем, кто учится, не пытаются усвоить, тогда необходимого результата добиться невозможно.
Обучение - невероятно сложный процесс [6, а 88]. Технология обучения представляет собой возможность достижения цели обучения с использованием организационно-методических средств [7, а 51]. Одной из особенностей обучения студентов в настоящее время является совершенствование системы образования с каждым днем, а также возрастают личностные качества профессионального коллектива, требования к знаниям, квалификациям и навыкам, которыми он должен обладать. Ведь о сегодняшнем специалисте нельзя сказать, что он
ограничивается тем, что студент, обучающийся в аудитории, спокойно осваивает лекции профессоров и преподавателей так, чтобы в сознание сложного набора знаний входили государственные образовательные стандарты. Студенты должны активно участвовать в процессе обучения, чтобы они могли осознанно, тщательно понимать новую информацию [8, с. 44].
Современное образование имеет богатый опыт поддержания физического, умственного, нравственного, духовного и эмоционального развития личности [9, с. 68]. В последующие годы на различных этапах обучения были созданы учебные пособия, в основе которых лежала та или иная передовая технология как теоретически, так и методологически. Новизна этих справочников заключается в том, что современные педагогические технологии подробно описаны как реальное учебное пособие для преподавателя, работающего со студентами, обучающимися в вузе, с учетом различных педагогических условий и возможностей.
Идеи красивых, грамотных, отзывчивых преподавателей быстро доходят до учеников и дают возможность усвоить учебные материалы, а ученики с нетерпением ждут таких уроков [10, с. 91]. Система требований к поведению педагога имеет особое значение в выполнении педагогом своих профессиональных обязанностей, моральных обязательств перед обществом, педагогическим коллективом и учеником [11, с. 56]. Реальная педагогическая деятельность заключается в укреплении этого метода обращения со студентами на основе индивидуального метода [1, с.9 7]. По нашему мнению, учитель, неустанно работающий самостоятельно, заинтересованный в инновациях, может применять не менее 10 - 12 различных педагогических технологий или методов одновременно, то есть в течение одного учебного года. Будет ли он использовать этот метод в конкретной лекции или семинарском занятии, зависит от его мастерства и логики той же темы, от поставленной перед ним педагогической задачи. В новом пособии можно сказать, что отражены педагогические методы, используемые двенадцатью учителями при освещении двенадцати различных тем. И так, если принять во внимание обилие профессиональных педагогов, которые талантливы и имеют свой метод работы, то нетрудно представить, насколько этот процесс многогранен и разнообразен, а такие пособия могут быть подавляющими.
Методологической основой современных учебно-методических пособий, безусловно, должна быть четко определенная педагогическая идея. Для достижения воспитательной эффективности педагог должен уметь выделять среди множества методов, обеспечивающих ученика наиболее необходимой и приемлемой информацией, наиболее эффективные средства, позволяющие ему достигать одной и той же педагогической цели, оценивать эффективность своей работы в определенных ситуациях, и через это он должен достичь определенного ценностного комплекса-развития воспитательной деятельности. В этом месте мы можем остановиться на сути некоторых терминов, которые применяются путем добавления к понятию "технология":
Образовательная технология-это создание, применение и реализация системного метода, учитывающего переплетение технических средств и человеческого фактора, участвующих в его реализации с целью оптимизации целостного образовательного процесса, направленного на возможное полное усвоение знаний (данных, рекомендаций, конкретных концепций и др.) в процессе обучения.
В традиционном обучении студенты - преподаватели осваивали готовые знания [12, с. 275]. Каждый урок будет иметь образовательную, воспитательную и развивающую цель [13, с. 182]. Учебная технология - это процесс взаимодействия, который регулирует применение наиболее эффективных методов гармоническим образом по критерию передачи данных, времени и условий в течение курса.
Основным требованием к преподаванию на основе педагогических технологий является то, что жизненный опыт студента предусматривает образование на основе
59
ранее приобретенных знаний и интересов [3, с. 266]. Педагогическая технология - это технологическое, то есть методическое обеспечение целостного образовательного процесса. В связи с вышеизложенными двумя понятиями этот процесс непосредственно относится ко всем педагогическим методам, которые используются на всех этапах обучения.
При этом отдельно стоит отметить, что у каждого человека есть способность к творчеству по своей природе [14, с. 45]. Современные педагогические технологии -это средства, с помощью которых преподаватель, источник информации воздействует на повышение эффективности обучения, а также обеспечивает как усвоение, так и активность обучающегося. При новом подходе ученик становится активным субъектом, способным получить ответы на возникающие вопросы, которые на данном этапе процесса урока или его мысли могут быть досконально объяснены, если в его мышлении есть какие-то ошибки, он лично участвует в их устранении. В этом аспекте, на наш взгляд, чрезвычайно важно. Ведь в этом процессе педагог организует деятельность с учетом возрастных, психологических и личностных особенностей личности студента [15, с. 15].
Ну а использование практических занятий и семинаров в процессе формирования знаний, умений и навыков у студентов - это одна из наших традиционных работ. Для эффективной организации этих занятий невероятно необходима организация рабочих -практических игр, максимально поднимающих ученика в активный статус, доводящих его практически до такого же статуса, как и учителя, использование технологических средств и методов, позволяющих ему реализовать свои знания, мировоззрение в решении различных ситуаций «ключи - стадионы», а также применение их на практике.
В условиях глобализации образования наблюдается несоответствие между сферой образования и развивающимися социальными потребностями общества. Перед системой образования возникает необходимость формирования гармоничной личности, снижения дисбаланса между образовательной сферой и рынком труда, создания теории современных педагогических технологий использования информационных технологий и достижения тщательного проектирования образовательного процесса.
Список литературы
1. Амиров Н.И., Раджапова Л.Т. Пути формирования культуры педагогической коммуникации. Научно-методический журнал, Проблемы педагогики, 2020. № 2 (47). С. 97.
2. Амиров Н.И., Бахридинова Д.М., Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 177.
3. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European Research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 266.
4. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 49.
5. Рахимов З.Т. Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего педагога профессионального образования. Ежемесячный научный журнал «Молодой учёный». Май, 2012. № 5 (40). С. 486.
6. Рахимов З.Т., Явкочдиева Д.Э. Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия. Научно-методический журнал «Наука, техника и образование», 2020. № 4 (68). С. 88.
7. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал / Вестник науки и образования Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.
8. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал / Проблемы современной науки и образования. Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 44.
9. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки» журнал Вестник науки и образования, 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 68.
10. Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал Проблемы педагогики, 2020. № 2 (47). С. 91.
11. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки» № 3 (42), 2019. С. 56.
12. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 275.
13. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 182.
14. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 45.
15. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогико-психологические аспекты психического состояния учителя в процессе обучения. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 15.