ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Рахимов З.Т.
Рахимов Зокир Тоштемирович - доктор философии по педагогическим наукам, доцент,
заведующий кафедрой, кафедра профессионального образования, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье освещены вопросы повышения эффективности воспитания, повышения воспитательности студентов и повышения на этой основе педагогических навыков, роли педагогической техники в системе образования, умения держать в уме преподавателя мимику, пантомимику, умение управлять своими эмоциями, умение владеть навыками, речевой техникой и выступать программистом в разъяснении путей их применения в учебном процессе. Полное овладение педагогической техникой, формирование ее квалификации, важное значение педагогической техники в организации познавательной деятельности студентов и воспитательном воздействии на них.
Ключевые слова: педагогика, мастерство, техника, способности, страсть, влияние, процесс, образование, ученик, преподаватель, формирование, развитие.
УДК: 37;377;(077)
Всем нам известно, что в процессе обучения учитель является главным фактором [3, с. 181]. На этапе развития нашего общества вопросы воспитания молодежи являются одной из самых актуальных задач, стоящих перед нами [4, с. 42]. Современная педагогика отмечает, что роль педагогической техники в системе педагогического мастерства неоценима. Потому что она служит программным обеспечением для учителя в том, чтобы уметь улавливать (мимику, пантомимику), управлять своими чувствами (эмоциями), овладевать страстями, способностями, речевыми приемами и объяснять способы их применения в учебной деятельности, в процессе внеклассной работы.
Значит, педагогическая техника - это совокупность профессиональных и личных навыков, которые служат основным фактором в организации педагогической деятельности, воздействии, организации и управлении учащемися и учащейся молодежью [1, с. 44].
Рост педагогического мастерства как цель самосовершенствования предполагает развитие у педагогов профессионально-педагогических умений, творческих способностей, культуры поведения, педагогической техники, методики преподавания, навыков самоорганизации и самовоспитания [5, с. 51]. Наблюдение за опытом работы передовых и новаторских педагогов свидетельствует о том, что изучение деятельности школ передового опыта, полное овладение педагогической техникой, самообразование ее навыков способствуют повышению эффективности образования, повышению воспитательности учащихся и молодежи и, на этой основе, повышению уровня педагогического мастерства.
Всегда было признано, что в системе культуры педагогической деятельности учителя большую роль играют педагогическая техника, педагогическая манера, культура педагогического общения. Исследовал эту проблему как в педагогическом, так и в психологическом, научно-теоретическом, методико-организационном и практическом аспекте И. Рувинский, отмечая особую значимость педагогической техники в системе педагогического мастерства учителя, пишет "педагогическая техника учителя - это совокупность таких умений, которые позволяют педагогу донести до них свои мысли и сердца через то, что видят и слышат воспитанники" [2, с. 34].
Важную роль в формировании творческого настроения педагога перед предстоящим обращением со студентами играет стремление заранее обрести внешние формы выражения его эмоционального отношения к учебному материалу: это соответствующие жесты, мимика, тон речи [6, с. 66]. Действительно, наблюдение за деятельностью педагогов, выполняющих педагогические задания на высоком уровне, показывает, что педагогическая техника играет важную роль в организации познавательной деятельности студентов и воспитательном воздействии на них. Потому что он учит учителя тому, как уметь управлять своими эмоциями
(эмоциями), овладевать страстями, способностями, речевыми приемами и применять их в учебной деятельности, в процессе работы.
Педагогические технические квалификации делятся на две группы:
К навыкам первой группы относятся умение педагога управлять своим поведением, мимическими и пантомимическими выражениями, своими эмоциями и настроением, актерскими и режиссерскими навыками.
Квалификация второй группы педагогической техники состоит из профессиональных навыков, включающих гностические навыки, проектировочные навыки, конструктивные (способность организовывать творческую работу коллектива, воспитание, обучение учащихся-студентов). Которые наглядно приведены в следующей таблице 1:
Таблица 1. Навыки педагогической техники
Личностно-профессиональные навыки педагога Профессиональные навыки педагога
1. Техника речи учителя 2. Мимические и пантомимические выражения в деятельности учителя 3. Актерские и режиссерские навыки учителя 4. Способность учителя управлять своими эмоциями 1. Гностические навыки: - выделение важного и основного вопроса; - систематизация учебного материала; - точное определение дополнительного источника; - возможность выбора дидактического материала по теме; - способность приводить доказательства. 2. Навыки проектирования: - возможность планировать четкое изложение учебной информации; - умение правильно формулировать вопросы и ответы; - возможность структурировать и наблюдать за вопросом поискового характера, выдвигать гипотезы. 3. Конструктивные навыки: - обучение самостоятельному выражению мысли; - обучение обоснованию и доказательству ответа; - обучение связыванию теоретической и практической информации.
Навыки педагогической техники, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что учащиеся оказывают практическую помощь в организации учебно-познавательной деятельности и четком подходе к освоению информации, четком применении и контроле за заданиями, умении работать с коллективом и отдельными лицами, умении задавать вопросы, уметь управлять своим настроением, поведением, эмоциями. Удовольствие от достижений, достигнутых в педагогическом отношении, стремление к учебной деятельности должно способствовать совместному творческому общению [7, с. 51]. Ведь, как и совокупность методов, педагогическая техника - это совокупность методов обучения, воздействия, изучения, отношения к обучению и воспитанию.
Как известно, в жизни людей речь имеет большое значение. Все это знают, и это необходимо каждому для общения. Речь может убеждать человека как мощное средство воздействия людей друг на друга, призывать к труду, победе, возвращать с дурного пути, радовать или злить и даже убивать.
В общении со студентами крайне важно, чтобы человек мог вести себя самостоятельно. Плохое, неординарное настроение учителя на уроке сразу сказывается на творческом настроении общей группы, снижает эффективность совместной деятельности. Предлагаемая система управления творческим настроением требует индивидуального усвоения, систематической направленной работы над собой [8, с. 67]. В деятельности учителя также очень важное значение имеет речь, которая выполняет учебно - воспитательные функции. Ученики приобретают знания, мышление, уверенность через речь учителя. Осознавая определенные эмоции, они организуют свою деятельность на основе того, что они изложены в этой речи.
Общение также играет важную роль в организации учебных занятий и воспитательной работы в соответствии с руководством педагога или его руководством [9, с. 58].
Учитель должен уметь красиво говорить, красиво и понятно, выразительно излагать свою речь, обладать навыками точного выражения мыслей и чувств в слове. Как грамотный педагог-специалист должен уметь адекватно осваивать целенаправленные формы, методы и средства педагогического процесса и отношений [10, с. 56].
Идеи красивых, грамотных, отзывчивых преподавателей быстро доходят до учеников и дают возможность усвоить учебные материалы, а ученики с нетерпением ждут таких уроков. Поэтому педагоги должны неустанно работать над своей речью, тренироваться над тем, чтобы его слова были красивыми, выразительными, постоянно воспитывали голосовые диапазоны, силу, тембр, подвижность, дикцию. Тембр - это красота, ясность и красота звука. Если учитель использует звуковую диапозицию, связанную с его тембром, его речь получается красивой, ясной, бархатистой, привлекательной и привлекает слушателей, в конечном счете, учебный материал хорошо воспринимается учащимися.
А голосовой диктант учителя выражается в том, что его слова в речи произносятся четко, правильно, слышно и понятно. Учитель, обладающий правильной звуковой дикцией, четко, правильно и выразительно излагает слова. Учитель должен постоянно тренировать органы, участвующие в экспрессивной речи, чтобы говорить выразительно, произносить слова. Представьте педагога, который умело руководит образовательным процессом, организовывает его с особым и интересным энтузиазмом, с удовольствием [11, с. 46]. Поскольку речь учителя имеет определенное содержание, она не только пробуждает у детей чувства, но и впечатляет своим правильным выражением, четким произношением слов. Но самое главное, к описываемой информации должен быть хороший интерес у самого педагога, а также в ней должно складываться искреннее чувство собственного достоинства.
Ведь овладение знаниями на основе мышления, анализа гарантирует их прочность, тщательность. Это также помогает повысить активность студентов в процессе обучения, развивать их умственную деятельность, такую как тщательное прослушивание уроков, анализ учебного материала, сравнение, заключение [12, с. 276].
Таким образом, поскольку речевые навыки имеют важное значение в педагогической технике, педагогу всегда целесообразно тренироваться на темпе, ритме, дикции, силе голоса, диапазоне, подвижности речи. Педагогическая техника представляет собой совокупность определенных профессиональных и личностных навыков, которые служат ведущим фактором в процессе педагогической деятельности учителя, организации и управлении учебно-воспитательной работой.
Список литературы
1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т., 2006. С. 44.
2. Рувинский Л.И. Тарбиявий иш методикаси. / Л.И. Рувинский тахрири остида. Т.: "Укитувчи", 1990. 34 б.
3. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 181.
4. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.
5. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 51.
6. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 66.
7. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.
8. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Научно-методический журнал Вестник науки и образования, Издательство «Проблемы науки», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 67.
9. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 58.
10. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 56.
11. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 46.
12. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции.Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 276.
IMPLEMENTATION OF COMPUTER TECHNOLOGY IN INTEGRATIVE
TEACHING Barakayeva S^.
Barakayeva Surayyo Нalilovna - Senior Тeacher, DEPARTMENT OF INTEGRATED LANGUAGE SKILLS, UZBEK STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article computer technologies in teaching process and their effective implementation are discussed acutely. Educational programs have recognized the growing need to use computers in the classes as it presents unprecedented challenges that help the students to acquire an inquiring, critical and creative mind to capitalize on the opportunities driven by the growth of information, knowledge and technology. The computer knowledge has begun influencing student's learning experience for more than 25 years ago, but it was in a moderate manner. However, the past decade has witnessed major trend toward integrating computer technology in all the language classes. Keywords: integration, computer technology, personalization, computer-based workbook, digital manual, advancement.
UDC 81-139
Introduction. Educating English for Speakers of other dialects (TESOL) has continuously battled to build a proficient personality. English educating has truly been seen as "a characteristic blessing or a talent" [3] instead of taught or recognized calling. To address and moderate these concerns, proficient organizations, which are concerned with teacher's proficient advancement, unequivocally prompt those who need to connect the English as an outside dialect calling to work difficult on accomplishing tall benchmarks of hone as well as certification. However in spite of checked advance toward proficient acknowledgment, TESOL is still emphatically related with a open recognition of dialect instructing as "nonprofessional." Untrained instructors who move overseas to educate outside dialect frequently fortify the thought of educating English as implies to an conclusion: to fund travel undertakings, hone a remote dialect, or put off finding a "real job" [1].
Having said that, the accessibility of the innovation does not essentially cruel that the innovation has been legitimately and effectively coordinates in EFL classes. Thus, the term of "new technology" should be characterized clearly, by the "new innovation "; the analyst implies computers, tablets, advanced exercise manuals, advanced sheets, YouTube, and Web association for all devices. It is exceptionally critical to distinguish between the modern innovation and computerized innovation from the ancient innovation such as, chalkboards, whiteboards, or reading material [2].
All teachers know that computerized innovation is getting to be a fundamental portion within the students' instruction. But fair how to utilize it in regular lesson isn't however totally clear and most teachers are at the same arrange of figuring out how to utilize innovation seriously for educating and epically EFL classes and proceed to create and establish them as fruitful instructing proficient [5].
In arrange to meet the desires of the today's advanced natives', who are very component, and exceptionally subordinate to computers and other online disobedient. Prensky advocates that EFL instructors begun to utilize the innovation since it submits a changed way of exhibit and offers a kind of excitement for their understudies. EFL instructors are completely mindful that today's learners, particularly youthful first year recruit college understudies, have learned to center on what intrigued them and on the things, that treat them as people instead of a gather or course. In a progressively populated world, choice, separation, personalization, and independence have gotten to be amazingly critical need for the younger generation [4].