Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА “МОЗГОВОЙ ШТУРМ” В ПРЕПОДАВАНИИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА “МОЗГОВОЙ ШТУРМ” В ПРЕПОДАВАНИИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ / РЕЗУЛЬТАТ / СТУДЕНТ / МЕТОД / ЗЕМЛЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ПОЧВА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакимова Муабара Халиловна

В статье рассматриваются вопросы повышения качества образовательного процесса, повышения показателей освоения интерактивных методов проектирования учебных занятий, в том числе с использованием метода "мозгового штурма", повышения знаний, умений и навыков будущих специалистов в области рационального землепользования, повышения его эффективности, кроме того, в целях повышения эффективности землепользования одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед почвоведением, является повышение плодородия почв, землеустройства, охраны и оздоровления природы, восстановления нарушенных земель, рассмотрена методика преподавания вопросов профилактики вторичных засолений и других негативных явлений, влияющих на урожайность, повышения и сохранения плодородия почв методом "мозгового штурма".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE “BRAINSTORMING" METHOD IN TEACHING SOIL SCIENCE AS A FACTOR IN ACHIEVING EFFICIENCY

The article deals with the issues of improving the quality of the educational process, increasing the indicators of mastering interactive methods of designing training sessions, including using the "brainstorming" method, improving the knowledge, skills and abilities of future specialists in the field of rational land use, increasing its efficiency. In addition, in order to improve the efficiency of land use, one of the most urgent tasks facing soil science is to increase soil fertility, land management, nature protection and improvement, restoration of disturbed lands. , the methodology of teaching the issues of prevention of secondary salinization and other negative phenomena affecting their productivity, increasing and preserving soil fertility by the method of "brainstorming"is considered.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА “МОЗГОВОЙ ШТУРМ” В ПРЕПОДАВАНИИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" В ПРЕПОДАВАНИИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР

ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ Хакимова М.Х. Email: Khakimova6109@scientifictext.ru

Хакимова Муабара Халиловна - кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы повышения качества образовательного процесса, повышения показателей освоения интерактивных методов проектирования учебных занятий, в том числе с использованием метода "мозгового штурма", повышения знаний, умений и навыков будущих специалистов в области рационального землепользования, повышения его эффективности, кроме того, в целях повышения эффективности землепользования одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед почвоведением, является повышение плодородия почв, землеустройства, охраны и оздоровления природы, восстановления нарушенных земель, рассмотрена методика преподавания вопросов профилактики вторичных засолений и других негативных явлений, влияющих на урожайность, повышения и сохранения плодородия почв методом "мозгового штурма ".

Ключевые слова: образование, процесс, качество, обучение, результат, студент, метод, земля, производительность, почва, использование.

THE USE OF THE "BRAINSTORMING" METHOD IN TEACHING SOIL SCIENCE AS A FACTOR IN ACHIEVING EFFICIENCY

Khakimova M.Kh.

Khakimova Muabara Khalilovna - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor,

Head of the Department, DEPARTMENT OF TECHNOLOGY OF STORAGE AND PROCESSING OF AGRICULTURAL PRODUCTS, KARSHI ENGINEERING AND ECONOMIC INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the issues of improving the quality of the educational process, increasing the indicators of mastering interactive methods of designing training sessions, including using the "brainstorming" method, improving the knowledge, skills and abilities of future specialists in the field of rational land use, increasing its efficiency. In addition, in order to improve the efficiency of land use, one of the most urgent tasks facing soil science is to increase soil fertility, land management, nature protection and improvement, restoration of disturbed lands. , the methodology of teaching the issues ofprevention of secondary salinization and other negative phenomena affecting their productivity, increasing and preserving soil fertility by the method of "brainstorming"is considered.

Keywords: education, process, quality, training, result, student, method, land, productivity, soil, use.

УДК337; 177 (077)

Процесс обучения невероятно сложен. Эффективность обучения зависит от активности педагога и ученика, наличия средств обучения, организационного, научного, методического совершенства образовательного процесса, потребности в образованных людях в обществе и других еще не выявленных факторов [1, 2, 3, 4].

Все звенья образования должны быть организованы таким образом, чтобы оно учило молодежь всестороннему мышлению, одновременно предоставляя глубокие и содержательные знания. То, что в процессе обучения у ученика формируется потребность в самостоятельном получении знаний, является требованием настоящего. В педагогической практике и исследованиях опробован ряд методов работы. Экспериментировала проблемная организация обучения, активизация учащихся в обучении, педагогика сотрудничества, опора на базовые слова, оптимизация обучения и др. Но, хотя эти педагогические средства и дают эффективный результат у некоторых учителей, они не могут быть внедрены в систему массового образования [5, 6, 7, 8, 9].

Для повышения эффективности землепользования одной из наиболее актуальных задач перед почвоведческой наукой является разработка комплексных и последовательных мер по рациональному ее использованию, сохранению и повышению плодородия почв, распределению земель, сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению нарушенных земель, почвоустройству малопродуктивных земель, охране земель от эрозии, засоления, вторичного засоления, опустынивания, предотвращению других негативных явлений, влияющих на их продуктивность.

"Мозговой штурм" - это активный метод обучения, который проходит в форме обсуждения, обмена мнениями по определенной проблеме. Мы используем этот метод для следующих целей:

- формирование новых знаний;

- обеспечение мотивации у учащихся к глубокому размышлению над теми или иными вопросами, пониманию их принципиального смысла;

- научить студентов понимать разницу между доказательством и понятием;

- формирование новых коммуникативных навыков;

- обеспечение доступа к свободным дискуссиям;

- развитие культуры речи студентов;

- научить студентов мыслить логически и т.д. [10, 11, 12, 13, 14].

В большинстве случаев среди практических занятий преподаватель проводит в форме студенческих монологов, в то время как остальные студенты скучают. Поэтому использование метода "мозговой штурм" на уроке не позволяет всем учащимся скучать, повышая свою активность [15, 16, 17].

1. Преподаватель выбирает тему для обсуждения и приглашает студентов.

2. Преподаватель дает студентам задание на "мозговой штурм" и определяет порядок ее проведения, студенты делятся на 3 -4 минигруппы.

3. Для записи идей и мыслей, высказанных во время "мозговой штурм", назначается эксперт. На этом этапе создаются условия для того, чтобы каждый член группы высказал свое мнение.

4. Студент (руководитель) объявляет небольшой перерыв перед переходом на второй этап. На втором этапе мы обобщаем высказанные идеи и переходим к их анализу.

5. Посредством анализа делается попытка найти наиболее оптимальное решение поставленной задачи.

Какими бы ни были мысли студентов, спешка с реакцией на них считается строгим правилом ведения дискуссии. Учитель также не должен позволять высказывать замечания.

При хороших манерах необходимо выяснять рациональность мыслей, правильность высказанной или подкрепленной мысли, а также интересоваться размышлениями о логическом следствии заложенной в них идеи [18, 19, 20, 21].

"Мозговой штурм" - это метод обобщения идей. Участники вместе пытаются решить сложную задачу: для ее решения они выдвигают свои личные идеи (обобщают). Он побуждает участников использовать свое воображение и творческие способности.

Задача "мозгового штурма" - создавать новые идеи с помощью небольших групп. Этот метод побуждает студентов, решающих задачу, создавать более умопомрачительные и даже фантастические идеи. Чем больше идей, тем лучше. По крайней мере, один из них может быть пригоден для той же цели.

Правила "мозгового штурма":

Первое правило. Мнения и идеи должны быть высказаны как можно больше без каких-либо ограничений.

Второе правило. Высказанные мнения и идеи не будут обсуждаться, оцениваться до тех пор, пока подача предложений не будет прекращена.

Третье правило. Любые высказанные идеи и мнения принимаются во внимание.

Четвертое правило. Чем больше идей и мнений выражается, тем лучше.

Пятое правило. Высказанные идеи и мнения могут быть дополнены и расширены.

Шестое правило. Все упомянутые предложения записываются.

Седьмое правило. Время для уведомления предложений должно быть четко установлено.

Этот метод выполняет все функции, но его главной задачей является выражение от пробуждения мотивации педагогов к самостоятельному пониманию и решению проблемы (1-таблице приведен пример).

Таблица 1. Сохранение, охрана и эффективное использование плодородия почв

Результаты, достигнутые с помощью метода "мозговой штурм"

Поставленный вопрос? Выбранные оптимальные ответы

Какое внимание следует уделять сохранению, защите и эффективному использованию плодородия почв? 1. Предотвращение процессов засоления почв и совершенствование методов мелиорации засоленных почв в соответствии с конкретными почвенными условиями;

2. Предупреждение и устранение эрозии почв, застоя плодородия эродированных почв может осуществляться только после прекращения эрозионных процессов на основе почвозащитного земледелия;

3. Поддержание почвозащищенной системы земледелия, совершенствование существующих рекомендаций и мероприятий по обработке почвы и ирригационным процедурам с учетом почвенных условий;

4. Разработать новые эффективные методы обогащения почв органическими веществами и улучшения их химического, физического, агрохимического, экологического и мелиоративного состояния;

5. С учетом того, что почвы обеспечены питательными элементами растений, широкое использование местного минерального сырья, развитие технологий внесения органических и минеральных удобрений и совершенствование систем удобрения.

В связи с отечественными возможностями улучшения текстуры и свойств почв на орошаемых землях, повышения урожайности возделываемых зерновых и других культур, нетрадиционными удобрениями-агрорудинами (бентонит, глауконит, вермикулит, речные месторождения, угольные месторождения), относительно недорогими органоминеральными удобрениями и компостами, приготовленными на их основе, применение фосфора, фосфогипса и др. из сырья и отходов, знающих питательный элемент в составе, имеет практическое значение [22, 23, 24, 25, 26] (2-таблица).

Поставленный вопрос Выбранные оптимальные ответы

Как защитить почву от эрозии? а) определить площадь земель, подверженных эрозии, установить причины, приведшие к ее проявлению, составить карту территорий, подвергшихся эрозии;

б) разработка и применение региональной системы предупреждения эрозии почв, охватывающей в себе агротехническую, лесомелиоративную, гидротехническую и организационно-хозяйственную деятельность;

в) ввести в практику паспорт продуктивности каждой отрасли (технологического участка), отражающий реальную ситуацию в ней и мероприятия, создающие возможность повышения продуктивности предлагаемой почвы;

г) введение сельскохозяйственных культур в структуру посевов, защита почв от эрозии, поддержание специального обмена почвозащиты;

д) определить систему противоэрозионных и мелиоративных машин для защиты почв и мелиорации.

Реализация этих мер позволяет предотвратить деградацию почв, сохранить, восстановить и повысить плодородие почв, а также защитить их.

Проводник метода "мозговой штурм" сразу же анализирует идеи из выдвинутой цели и сравнивает их с существующими старыми идеями. Кроме того, дается краткая оценка процессу проведения "мозгового штурма". В связи с этим особое внимание уделяется результату, отмечается, что идеи, имеющие наибольшее будущее, используются в Реальной практической деятельности.

Метод "мозговой штурм" может быть реализован в различных вариантах:

- устный индивидуальный комментарий. Автор и его идея неизбежно будут отмечены на доске;

- работа с группой. При этом отмечаются групповые идеи команд;

-метод "мозговой штурм" также может быть осуществлен в форме "конференции идей";

- В другом представлении о "мозговой штурме" авторы сами пишут свое мнение и объясняют его устно.

В заключение важно отметить, что метод "мозговой штурм" развил чувство новизны, интеллектуальное творчество может дать только стимулированные идеи в действительно жизнеспособном сообществе.

Известно, что в каких-то карьерных играх при обсуждении используется "мозговой штурм". Поэтому педагогам необходимо как можно лучше овладеть технологией применения метода "мозговой штурм" в игровом процессе.

Список литературы /References

1. Амиров Н.И., Бахридинова Д.М.,Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 177.

2. Базаров О.Ш., Рахимов З.Т. Модульная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». № 21(99). Часть 2, 2020. С. 26.

3. Raximov Zokir. Using Educational Innovations in Developing Students' Learning Activeness Eastern European Scientific Journal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.auris-verlag.de/ (дата обращения: 08.04.2021). DOI 10.12851/EESJ201706. P. 118-122.

4. Raximov Zokir T. Developing Higher Educational Institutions Health Care Training Proces Eastern European Scientific Journal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.auris-verlag.de/ (дата обращения: 08.04.2021). DOI 10.12851/EESJ201901. P. 385-390.

5. Raximov Zokir Toshtemirovich. The development of higher educational institutions and health care training process. Proceedings of the 2019 International Conference on International scientific and practical conference "Innovative ideas of modern youth in science and education" 27-28 February, 2019 JL. Monopahit 666B, Sidoaijo, Jawa Timur 61215, Indonesia P. 159-162.

6. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European Research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 265.

7. Muslimov КА., Rakhimov Z. T. Motivation of students in the educational process in order to develop students ' educational and cognitive activities. Proceedings of the ICECRS "Generating knowladge through research". 4 Aprel, 2019. JL.Monopahit 666B, Sidoaijo, Jawa Timur 61215, Indonesia. P. 331-336.

8. Rakhimov Zokir Toshtemirovich. Development of professional competence of Educator. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 7. № 10, 2019. P. 99-106.

9. Рахимов З.Т.Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.

10. Рахимов З.Т., Явкочдиева Д.Э. Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия. Научно-методический журнал «Наука, техника и образование», 2020. № 4 (68). С. 87-88.

11. Рахимов З.Т. Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего педагога профессионального образования. Ежемесячный научный журнал «Молодой учёный». Май, 2012. № 5 (40). С. 486.

12. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 67.

13. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 181.

14. Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал «Проблемы педагогики», 2020. № 2 (47). С. 90.

15. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогические технологии - фактор развития образования. Научно-методический журнал «Проблемы науки», 2020. № 5 (53). С. 60.

16. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 276.

17. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал «Academy». Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 58.

18. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал / Вестник науки и образования Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.

19. Рахимов З.Т., Элчаев З.А. Педагогические и психологические опыты в практике применения педагогических технологий. Издательство «Проблемы науки». журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 10 (88). Часть 1. С. 70.

20. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 49.

21. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 45.

22. Турдиев Ш.Р., Келдиерова МГ.Организация в процессе обучения учебно-исследовательской работы студентов. «Вестник науки и образования». № 5 (83). Часть 2, 2020. С. 21-24.

23. Турдиев Ш.Р., Келдиёрова М.Г. Личные и профессиональные особенности учителя научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования», 2020. № 6 (151). Часть 1. С. 69. DOI 10.24411/2304-2338-2020-10602.

24. Шадиев Р.Д., Келдиёрова М.Г. Системный подход как важный фактор организации образовательного процесса. Научно-методический журнал «Проблемы Педагогики». № 6 (51), 2020. C. 6-9. DOI: 10.24411/2410-2881-202010601.

25. Рахимов З.Т. Учет индивидуальных психологических особенностей студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал «Academy». Издательство «Проблемы науки». № 1 (64), 2021. С. 71-75. DOI: 10.24411/2412-8236-2021-10102.

26. Рахимов З.Т, Шоназаров З.У. Инновационная деятельность будущих преподавателей и факторы ее формирования. Международный научный журнал «Вестник науки». № 1 (3 4). Том 1, 2021. C. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.