Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОТНОШЕНИЕ / ОВЛАДЕНИЕ / ПОДХОД / УЧЕНИК / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исматова Наргиза Икрамовна

В данной статье изложена особенность новых отношений в учебно-воспитательном процессе, где, в отличие от традиционного образования, признаются вопросы самостоятельности и целенаправленности учащихся, не запрещающие учебную деятельность, организации учебной деятельности в сотрудничестве, сознательной ориентации их на деятельность, не осуществляя какую-либо деятельность по команде, а эффективно формируя у учащихся интерес к изучению основ науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ»

2. Eshboeva D., 2019. Characteristics of teacher's problem-solving skills. In Pedagogika i psikhologiya v sovremennom mire: teoreticheskiye i prakticheskiye issledovaniya. Pp. 196-199.

3. Eshboeva D., 2019. Development of the problem-solving skills of the future el teachers. In innovatsionnyye podkhody v sovremennoy nauke. Pp. 170-173.

4. Eshboeva Qizi Durdona Alisher. "Improvement of problem solving skills of english teachers through case study". Nauka i obrazovaniye segodnya, 2019. 12 (47)

5. Eshboeva D.A., 2016. The essential features of the language teaching methodology. Modern Science. № 6. 77-79.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

Исматова Н.И.

Исматова Наргиза Икрамовна — ассистент, кафедра экологии и охраны труда, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье изложена особенность новых отношений в учебно-воспитательном процессе, где, в отличие от традиционного образования, признаются вопросы самостоятельности и целенаправленности учащихся, не запрещающие учебную деятельность, организации учебной деятельности в сотрудничестве, сознательной ориентации их на деятельность, не осуществляя какую-либо деятельность по команде, а эффективно формируя у учащихся интерес к изучению основ науки.

Ключевые слова: образование, воспитание, отношение, овладение, подход, ученик, деятельность.

DOI: 10.24411/2414-5718-2021-10201

В основе педагогической технологии лежит технологический подход. Под технологическим подходом понимается совокупность методов и приемов, применяемых в производственных процессах для получения готовой продукции, и комплекс методических приемов, гарантирующих ожидаемые результаты в достижении поставленных целей. Если под методом понимать совокупность действий, операций, методов познания, исследовательского пути или овладения определенной областью практических и теоретических знаний в деятельности, то под педагогической технологией, в определенном смысле, понимается комплекс учебно-воспитательных процессов, средств, форм и методов [1].

Отличительных признаков педагогической технологии от традиционной методики обучения много. Педагогическая технология отличается от традиционной методики прежде всего тем, что цели ставятся и достигаются [2]. В состав метода педагогической технологии входит разработка общих целей обучения (целей учителя и ученика), перевод целей образования в контрольные (тестовые) задания, методы достижения поставленной цели [3].

Проектная деятельность - одна из самых популярных форм организации работы с учащимися. Метод проектирования - это организация обучения, при которой учащиеся получают знания в форме проекта посредством планирования и выполнения практических заданий. В результате применения метода проектирования происходит усвоение знаний в форме проекта (Project) [4, 5, 6, 7, 8, 9].

Опираясь на педагогику сотрудничества, представляющую взаимоотношения учителя и ученика, осуществляется совместное обучение учащихся. Основными методами современных педагогических технологий являются совместное обучение студентов, проектирование образовательных процессов, проектирование работы с учащимися.

Новые педагогические отношения, возникающие в учебно-воспитательном процессе, обуславливают необходимость применения в данном процессе современных педагогических технологий. В педагогической науке и практике используются различные подходы. Это словесно-наглядный, исследовательский, системный, функциональный, комплексный, технологический, деятельностный подходы [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16].

Внедрение современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует от воспитателя позитивной работы. Педагог должен обладать полной информацией о наличии у него внешних возможностей, то есть теоретико-практических, учебных средств и средств, которые ему помогают. Педагог на основе имеющейся у него информации и возможностей должен обладать информацией по рассматриваемому направлению обучения, а также умением ориентироваться на цели, преследуемые передовыми методами обучения.

Педагог обладает сформированными знаниями, умениями, навыками, квалификацией, средствами обучения, умениями целенаправленно ориентироваться на возможности современных педагогических технологий, определяющих его конкретную цель для воспитателя на основе государственных образовательных стандартов. А это, в свою очередь, приводит к разработке плана применения педагогических технологий, то есть к определению их задач. Мобильная модель обучения создается с учетом поставленных целей и задач. Разработка модели осуществляется в основном на основе метода системного подхода, последовательности создания и достижения системы целей. Построение модели обучения является одним из основных требований современных образовательных технологий [17, 18, 19, 20, 21]. Совокупность взаимосвязанных требований составляет обобщенную модель деятельности педагога. В соответствии с обобщенной моделью основными требованиями являются, а именно:

• обучающие навыки педагога;

• воспитательные навыки профессионального педагога;

• качество личности, обеспечивающее человеческий фактор в процессе воспитания и обучения;

• умение объективно оценивать и контролировать знания обучающихся.

Одновременно с этим процессом происходят существенные изменения в теории и практике педагогического учебно-воспитательного процесса. Меняется содержание подходов в воспитании и устанавливаются иные отношения, педагогические менталитеты. Система образования обогащается направленностью творческого решения умений оперировать новой информацией на индивидуализацию образовательной программы [22, 23].

Важным содержанием учебно-педагогического процесса является личностно-ориентированное взаимодействие ученика и учителя (воспитателя). Возрастает роль науки в организации педагогических технологий, равных социальному познанию.

Основные направления совершенствования педагогических технологий с психолого -педагогической точки зрения представлены:

• это переход ученика от запоминания к функции запоминания, то есть к процессу психического развития, который позволяет использовать усвоенное;

• переход от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

• это переход от внешней мотивации ученика к внутренней духовной регуляции [25, 26, 27].

Повышение эффективности современной дидактики и содержания обучения в образовании,

переход к научной разработке и практическому обоснованию новых идей и технологий. В этом важна связь между различными педагогическими системами и технологиями обучения, апробация на практике новых форм государственной системы образования, применение педагогических систем прошлого в современных условиях.

До появления педагогической технологии не было разработано, среди прочего, правила достаточно эффективного проектирования именно образовательного процесса в рамках системы образования, где изучаются сложные устройства и процессы. Этот пробел педагогическая технология восполняет, оставляя широкое пространство для творческого подхода педагога к проектируемому процессу обучения. Специфика педагогической технологии заключается в том, что в ней безусловное достижение целей обучения проектируется и реализуется в процессе обучения. Технологический подход выражается, прежде всего, не в поверхностности, а в конструктивной, наглядной схеме, позволяющей реализовать планируемый результат.

Целенаправленность, диагностическая проверка результатов процесса дают возможность воплотить на этапе перевоспитания все стороны учебно-воспитательного процесса. Он в основном включает в себя:

• постановка общей цели в дошкольном образовании;

• переход от четко сформулированной общей цели к конкретной цели;

• предварительная (диагностическая) оценка уровня знаний младших школьников;

• комплекс правильно выполняемой учебной работы (на данном этапе должна быть срочная коррекция образовательного процесса на основе обратной связи);

• оценка конечного результата.

Нормой полной стандартизации целей обучения может быть:

а) высокий, но не абсолютный;

б) абсолютный.

В первом случае из-за сложности поставленной цели не удается превратить ее в полноценный вид наблюдательного поведения, период не воспроизводится в полной мере. Во втором случае проводится работа с репродуктивным типом образования, которое является конвейерным процессом [28, 29, 30].

На всех этапах образовательного процесса прослеживается ориентация всей системы на главный технологический аспект - конечные результаты образовательного процесса. В общем виде педагогическая технология включает в себя:

• разработка индивидуально идентифицированных целей обучения;

• таксономия целей обучения;

• преобразование целей обучения в контрольные (тестовые) задания;

• способы достижения поставленной цели;

• оценка достигнутых целей обучения.

Основной путь понимания педагогической технологии - ориентация на четко поставленные цели, налаживание регулярного взаимодействия с обучаемым. Взаимодействие охватывает весь процесс обучения, формируя основу педагогической технологии. Учитель (воспитатель) ставит перед собой цель, чтобы учащиеся понимали и усваивали содержание учебного материала, приобретали определенные знания и учились применять их на практике. Только при наличии конкретных средств познания достижения или недостижения педагогической цели педагог (воспитатель) может быть уверен в том, что его труд эффективен, а выбранные им методы целесообразны или, наоборот, неэффективны.

В целом, чтобы иметь возможность измерять, определять задачи в процессе обучения, необходимо знать критерий достижения каждой цели, то есть цель обучения должна быть поставлена таким образом, чтобы можно было сделать однозначный вывод о ее достижении.

Список литературы

1. Амиров Н.И., Бахридинова Д.М., Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 177.

2. Амиров Н.И., Раджабова М.З. Коммуникативная культура преподавателя и студентов в учебном процессе. Журнал "Вестник науки и образования". № 5 (83). Часть 2, 2020. С. 28-31.

3. Базаров О.Ш., Рахимов З.Т. Модульная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». № 21 (99). Часть 2, 2020. С. 26.

4. Raximov Zokir. Using Educational Innovations in Developing Students' Learning ActivenessEastem European Scientific Journal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.auris-verlag.de/ (дата обращения: 18.01.2021). DOI 10.12851/EESJ201706. P. 118-122.

5. Rakhimov Zokir T. Developing Higher Educational Institutions Health Care Training Proces Eastern European Scientific Journal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.auris-verlag.de/ (дата обращения: 18.01.2021). DOI 10.12851/EESJ201901. P. 385-390.

6. Rakhimov Zokir Toshtemirovich. The development of higher educational institutions and health care training process. Proceedings of the 2019 International Conference on International scientific and practical conference "Innovative ideas of modern youth in science and education" 27-28 February 2019 JL. Monopahit 666B, Sidoarjo, Jawa Timur 61215. Indonesia P. 159-162.

7. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European Research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 265.

8. Muslimov N.A., Rakhimov Z. T. Motivation of students in the educational process in order to develop students ' educational and cognitive activities. Proceedings of the ICECRS "Generating knowladge through research" 04 Aprel 2019. JL.Monopahit 666B, Sidoarjo, Jawa Timur 61215, Indonesia. P. 331-336.

9. Rakhimov Zokir Toshtemirovich. Development of professional competence of Educator. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 7. № 10, 2019. P. 99-106.

10. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования». Издательство «Проблемы науки» 2019. № 3 (136). С. 42.

11. Рахимов З.Т., Явкочдиева Д.Э. Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия. Научно-методический журнал "Наука, техника и образование», 2020. № 4 (68). С. 87-88.

12. Рахимов З.Т. Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего педагога профессионального образования. Ежемесячный научный журнал «Молодой учёный». Май, 2012 г. № 5 (40). С. 486.

13. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки» журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 67.

14. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 181.

15. Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал Проблемы педагогики, 2020. № 2 (47). С. 90.

16. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогические технологии - фактор развития образования. Научно-методический журнал «Проблемы науки», 2020. № 5 (53). С. 60.

17. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 276.

18. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 58.

19. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.

20. Рахимов З.Т., Элчаев З.А. Педагогические и психологические опыты в практике применения педагогических технологий. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 10 (88). Часть 1. С. 70.

21. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 49.

22. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 45.

23. Raximov O.D., Ehsev S.S. The importance of the telecommunication projectc on education system/ // Актуальные вопросы развития науки в мире. Международная научная конференция. Евразийское научное объединение. Москва, 2019, апрель, часть 5. C. 342-344УДК 004.377. Значение телекоммуникационных проектов в системе образования.

24. Рахимов О.Д., Тогаев Ж.Х., Хужакулов А.Х. Усовершенствованный кормонасос для фермерских хозяйств. // Москва. Журнал «Academy», 2019, июнь. 6(45). D0I:10.24411/2412-8236-2019-10601.

25. Rakhimov O.D, RakhmatovM.I., Boirov Z.R. Humanity's biosphere effect and environmental problems. // Москва, журнал «Проблемы науки», 2019, май. 5 (41). DOI 10.24411/2413-2101-2019-10501.

26. Raximov O.D., Manzarov Y.Kh., Keldiyarova M., Xudjakulov A.H. Modern lectures and methods of organizing problematic lectures. // Журнал «Проблемы науки», 2020. № 2(50). С. 45-48. D0I:10.24411/2413-2101-2020-10201.

27. Raximov O.D., Manzarov Y.K., Qarshiyev A.E., Sulaymanova Sh.A. Description of pedagogical technology and problematic teaching technology. / Журнал «Проблемы современной науки и образования», 2020. № 2 (147). С. 59-62. DOI с 10.24411/2304-2338-2020-10201.

28. Турдиев Ш.Р., Келдиерова М.Г. Организация в процессе обучения учебно-исследовательской работы студентов. «Вестник науки и образования». № 5 (83). Часть 2, 2020. С. 21-24.

29. Турдиев Ш.Р., Келдиёрова М.Г. Личные и профессиональные особенности учителя научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования», 2020. № 6 (151). Часть 1. С. 69. DOI 10.24411/2304-2338-2020-10602.

30. Шадиев Р.Д., Келдиёрова М.Г. Системный подход как важный фактор организации образовательного процесса. Научно-методический журнал «Проблемы Педагогики». № 6 (51), 2020. C.6-9. DOI: 10.24411/2410-2881-2020-10601.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.