К фрагменту из этой же книги «Сбросить вес», который начинается с фразы «360 миллиардов тонн в сутки теряет Солнце на своем излучении», можно поставить расчетную задачу, состоящую в проверке этого утверждения. В этом случае задание будет направлено на критический анализ и проверку достоверности высказывания.
Все описанные модели были апробированы на занятиях элективных курсов подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике с учащимися 9-х и 11 классов. Результаты апробации показывают рост успешности выполнения заданий на работу с текстами физического содержания, представленным в КИМ ОГЭ. По данным анкетирования учащиеся положительно оценивают новые модели заданий. Зафиксировано повышение уровня сформированности мотивации к изучению физики.
Выводы. Расширение стилевого и жанрового своеобразия текстов позволяет глубже задействовать эмоциональную сферу, что положительно сказывается на мотивации. Взгляд на литературное произведение с точки зрения физики, создает эффект неожиданности, парадоксальности. Использование историко-научных документов позволяет превратить работу с текстом в увлекательную расшифровку посланий из прошлого. Юмористическая презентация может рассматриваться как особый способ кодирования учебной информации, основанный на неявных связях и ассоциациях. Для ее понимания используется весь спектр познавательных механизмов (внимание, память, мышление, воображение). Предлагаемые задания позволяют дополнить и сделать более эффективной систему целенаправленной работы с текстами в процессе обучения физике, обеспечивающей формирование базовых компетенций, необходимых для последующих этапов образования и жизни в современном мире.
Литература:
1. Бражников, М.А. Задания на основе текстов в ВПР-11 по физике: структура, содержание, методика подготовки / A.M. Бражников // Педагогические измерения. - 2020. - №1. - С. 109-118
2. Демидова, М.Ю. Использование заданий банка для оценки читательской грамотности на уроках физики / М.Ю. Демидова, Е.Е. Камзеева // Педагогические измерения. - 2023. - №1. - С. 34-42
3. Зинина, Е.А. Речевое оформление развёрнутых ответов участников ЕГЭ по биологии и физике: взгляд словесника / Е.А. Зинина, М.А. Барабанова // Педагогические измерения. - 2022. - №2. - С. 50-58
4. Методический анализ результатов ОГЭ по физике в Калужской области в 2022 году // Государственная итоговая аттестация в Калужской области: [сайт], 2023. - URL: http://ege.kaluga.ru (дата обращения: 10.05.2023)
5. Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся // ФИЛИ: [сайт], 2023. - URL: https://doc.fipi.ru//metod_rek_ chitat_gram.pdf (дата обращения: 10.05.2023)
6. Решетникова, O.A. Банк заданий для оценки читательской грамотности как инструмент формирования блока метапредметных результатов, связанных с работой с информацией: общие подходы / O.A. Решетникова, М.Ю. Демидова // Педагогические измерения. -2023. -№1. - С. 4-13
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 10.05.2023)
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 4137 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован 07.06.2012 № 24480). - URL: http:// https://base.garant.ru/70188902/(flaTa обращения 10.05.2023)
Педагогика
УДК 378
преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель, кандидат педагогических наук Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна Институт пищевых технологий и дизайна
Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Княгинино)
РОЛЬ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация. В статье рассматривается роль педагога-наставника в профессиональном становлении будущего учителя музыки при обучении в Мининском университете на кафедре продюсерства и музыкального образования. Представлены педагоги академического и народного вокальных направлений, преподаватели по инструментальному искусству и теории музыки. Определена значимая роль наставничества как формы взаимодействия со студентом. В заключении сделан вывод, что наставничество является двусторонним процессом. Основным условием обучения является желание и потребность студента принять предоставляемую информацию и передачу практических навыков от наставника, а у педагога готовность к передаче опыта. В Мининском университете на кафедре продюсерства и музыкального образования этот процесс успешно реализуется.
Ключевые слова: педагог-наставник, академическая школа в Мининском, народная школа в Мининском, инструментальное исполнительство, теория музыки.
Annotation. The article examines the role of a teacher-mentor in the professional development of a future music teacher while studying at Mininsky University at the Department of Production and Music Education. Teachers of academic and folk vocal directions, teachers of instrumental art and music theory are represented. The significant role of mentoring as a form of interaction with a student is determined. In conclusion, it is concluded that mentoring is a two-way process. The main condition for learning is the desire and need of the student to accept the information provided and the transfer of practical skills from the mentor, and the teacher is ready to transfer experience. This process is being successfully implemented at the Mininsky University at the Department of Production and Music Education.
Key words: teacher-mentor, academic school in Mininsky, folk school in Mininsky, instrumental performance, music theory.
Введение. В нашей стране 2023 г. согласно Указа Президента РФ В.В. Путина является годом педагога-наставника. В связи с этим проводится большое количество мероприятий, на выявление лучших педагогов в различных областях науки и искусства, научно-педагогические форумы, творческие педагогические фестивали.
Одним из распространенных способов подготовки специалистов с древнейших времен является наставничество. Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) считал, что одной из ведущих задач наставника является пробуждение внутреннего духа ученика, его собственных усилий в достижении цели. Жан-Жак Руссо (1712-1778) французский философ, утверждал, что самое главное и сложное искусство наставника заключается в умении ничего не делать с учеником.
В толковом словаре В.И. Даля находим понятие «наставник» - «учитель или воспитатель, руководитель», «наставничество» как «звание, должность, дело наставника». Данная деятельность была очень распространена и существовала с 30-х годов XX века в различных формах.
Наставничество в широком смысле этого слова играло важную роль в становлении российской педагогики. Наставником назывались лучшие учителя с большим опытом. В начале XX в. самыми известными наставленниками являлись П.П. Блонский, Л.С. Луначарский, A.C. Макаренко и др. «Педагогическая поэма» Макаренко до сих пор является настольной книгой студентов педагогического профиля и состоявшихся уже в профессии педагогов.
В музыкальной педагогике России наставничество в академическом плане берет свое начало с М.И. Глинки и его вокальной методики. В народном - с трудов П.В. Шейна, П.А. Бессонова, Г.С. Виноградова и др. Основными методиками до сих пор являются «Искусство народного пения» Н.К. Мешко - наставника с большой буквы государственного Северного русского народного хора и студентов РАМ им. Гнесиных, «Школа русского народного пения» Л.В. Шаминой - наставника студентов РАМ им. Гнесиных, «Памятка руководителю народного хора», «Процесс складывания напева и его многоголосного распева у народных певцов», «Нерешённые вопросы музыкальной фольклористики», «Петь хотят все!» и др. Л.Л. Христиансена - наставника и создателя Уральского народного хора и профессора Саратовской консерватории и др.
В Мининском университете на кафедре музыки в классе сольного пения и вокального исполнительства работают, имеющие большой педагогический опыт, преподаватели-наставники П.Э. Окунева и О.Н. Кислова. Полина Эдуардовна -выпускница Нижегородской государственной консерватории (класс старшего преподавателя С. И. Зайдес), артистка театра и кино. Под ее руководством студенты постигают азы, совершенствуются и развиваются в сфере академического вокального искусства. Многие обучающиеся являются Лауреатами Областных и Всероссийских конкурсов. Полина Эдуардовна ведет активную концертную деятельность на территории Нижегородской области, привлекает студентов в вокальные проекты города, пишет большое количество научных статей в области музыкальной педагогики. Своим примером она демонстрирует модель современного поющего педагога, способного быть и исполнителем, и педагогом-наставником.
Оксана Николаевна Кислова - кандидат искусствоведения, выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора, Заслуженной артистки РФ, художественного руководителя государственного академического Северного русского народного хора С.К. Игнатьевой), представитель народно-певческого направления в ВУЗе. Является исследователем и собирателем фольклора, в 2022 г. ею была защищена диссертация на тему «Детский музыкальной фольклор в культуре России (XYIII-XXI вв.)». Автор методических и научных статей по фольклору, региональным особенностям детского фольклора, работе с народно-певческими коллективами и солистами-народниками; автор-составитель методических пособий для СПО «Народное творчество и фольклорные традиции», «Фольклорный театр и режиссура народной песни» и др.
*££JL ШШш
Студенты Оксаны Николаевны неоднократные победители конкурсов различного уровня: Всероссийских - «Вечные истоки» г. Москва, «Златоцвет» г. Владимир, «Поющая Россия» г. Ульяновск и др., Региональных - «Свет Рождественской звезды», «За веру. За Отчизну. За любовь», «Студенческая весна» и др. Студенты демонстрируют высокий уровень подготовки. Многие из них уже работают и передают свой небольшой опыт и умения своим ученикам, прибегая к советам и рекомендациям наставника.
Студент второго курса Андрей Купцов, инструменталист по образованию, не имеющий вокальной подготовки под руководством Оксаны Николаевны осваивает азы и нарабатывает навыки в области народного пения. В своем обучении достиг уже определенных результатов - в 2022 г. завоевал звание Лауреата 2 степени Всероссийского вокального конкурса «Поющая Россия» в г. Ульяновск, получил дипломы лауреата в региональных конкурсах. Глена Гусева, студентка второго курса, неоднократный победитель профессиональных вокальных конкурсов в РАМ им. Гнесиных, МГИК и К, и др. вузах страны. Вокальный ансамбль «Русский жемчуг» под руководством Кисловой успешно выступает на городских концертах и различного уровня конкурсах и фестивалях. Народная вокальная школа Мининского университета развивается благодаря активному взаимодействию и большой работе преподавателей и студентов, а также сотрудничеству с ведущими
музыкальными ВУЗами нашей страны (РАМ им. Гнесиных, Саратовской государственной консерваторией им. Л.В. Собинова, Национальным исследовательским Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарёва и др.).
В классе инструментального исполнительства ведущим педагогом является O.A. Сизова. Ольга Алексеевна кандидат педагогических наук, закончила Нижегородскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки по специальности «Искусство концертного исполнительства», специализация «Фортепиано». В 2022 г. с успехом защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Формирование профессиональной компетентности бакалавров профиля "Музыка" педагогического вуза в области применения цифровых технологий». Является автором большого количества научных статей, руководителем образовательной программы магистратуры «Театральная педагогика» в Мининском университете. Студенты Сизовой являются лауреатами конкурсов по инструментальному исполнительству, принимают участие в городских и общевузовских проектах.
о
Медведев Александр Николаевич
Ректор в.В. Сдобников
Под руководством О.Н. Кисловой и O.A. Сизовой в 2021 г. была осуществлена студенческая этнографическая экспедиция на юг Нижегородской области. Среди лирических протяжных и проголосных песен было записано большое количество духовных стихов. В настоящий момент готовится сборник с текстовыми расшифровками и нотацией. Текст одного из духовных стихов, записанного от Павликовой H.H. 1965 г.р. приводим ниже: Сижу одна я одинеша, Одна я в келии сижу, И за мерцающей лампадой Как за последним днем слежу. Какой пример себе я вижу, Какою станет жизнь моя, Во мне угаснет та же сила, И с глаза людских сокроюсь я. А прах возьмёт сыра могила, Ни с чем останется душа. Она здесь благо не творила И крест свой с ропотом несла. Какой зажгу себе светильник, В нем нет илея добрых дел. А как я к Господу явлюся, Ведь он изгнал безумных дев. Сижу одна я одинеша, Одна я в келии сижу, И за мерцающей лампадой, Как за последним днем слежу.
Теоретические дисциплины по профилям «Музыка» и «Продюсерство теле и радиопрограмм» преподает кандидат искусствоведения, доцент В.А. Карнаухова. Вероника Александровна выпускница Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки по специальности «Музыковедение». Ею была защищена кандидатская диссертация на тему: «Хоровые жанры в творчестве Макса Регера». Она является автором большого количества научных статей по искусствоведению и педагогике. На протяжении нескольких лет выступает ведущим руководителем выпускных квалификационных работ бакалавров.
ДИПЛ(Ш
Нзграядеетад Шстсисн»
Г^ева Елена
На кафедре успешно реализуются творческие проекты в области музыкального искусства и продюсерства. Это Всероссийский конкурс творческих работ в сфере медиа «Крылья творчества» и Областная олимпиада «Музыкально-педагогические мастерские», проходящая в Мининском университете ежегодно по направлениям «Вокально-хоровое творчество», «Инструментальное творчество (соло, ансамбли)», «Музыкально-теоретические дисциплины». В ней принимают участие абитуриенты, ученики ДМШ и ДШИ области и города, студенты СПО и ВУЗов. Олимпиада проходит в три этапа - два теоретических дистанционных и третий практический, на котором участники, прошедшие в третий тур, демонстрируют свои исполнительские умения и навыки. Студенты музыкального профиля Мининского университета под руководством своих наставников представляют качественные профессиональные номера для гала-концерта.
Выводы. Наставничество является двусторонним процессом. Основным условием обучения является желание и потребность студента принять предоставляемую информацию и передачу практических навыков от наставника, а у педагога готовность к передаче опыта. В Мининском университете на кафедре продюсерства и музыкального образования этот процесс успешно реализуется благодаря квалифицированному составу научно-педагогических работников.
Литература:
1. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV
2. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России: XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1 / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.
3. Кислова, О.Н. Детский фольклор в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, Е.А. Гусева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 158-163. - EDN RKIVJB
4. Kislova, O.N. Folklore expeditions in university music education as an effective form of preserving the cultural traditions of the nizhny novgorod region / O.N. Kislova, O.A. Sizova 11 Musical Art and Bducationthis link is disabled. - 2022. - №10(2). -Pp. 164-177
5. Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов ОГАОУ ДПО «БелИРО»; Ж.М. Яхтанигова, Б.В. Чуприкова, К.С. Лагода, В.А. Фатнева; под ред. Г.Н. Мясищевой. - Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. - 124 с.
6. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). -DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2
7. Субочева, О.Н. Наставничество как фактор эффективности организации / О.Н. Субочева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-faktor-effektivnosti-organizatsii (дата обращения: 16.03.2023)