Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ФОЛЬКЛОРНЫМ МАТЕРИАЛОМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ФОЛЬКЛОРНЫМ МАТЕРИАЛОМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОЛЬКЛОРНОЕ ДВИЖЕНИЕ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МИНИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Сизова Ольга Алексеевна, Карнаухова Вероника Александровна

В статье рассматриваются актуальные формы работы с фольклорным материалом в системе образования, этапы развития фольклорного движения и изменение подходов к работе с фольклором в современном творческом и образовательном пространствах. Обозначены новые стилевые направления в фольклоре. Отражены формы изучения народного творчества в Мининском университете и Санкт-Петербургской консерватории. В заключении сформулирован вывод, что формы работы с фольклорным материалом находят отражение в различных программах освоения культурного исходного источника, что может быть как в работе ансамблей, так и в сфере освоения образовательных программ, которые составляются для развития народного творчества и изучения фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Сизова Ольга Алексеевна, Карнаухова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS OF WORK WITH FOLKLORE MATERIAL IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article discusses the current forms of work with folklore material in the education system, the stages of development of the folklore movement and changing approaches to work with folklore in modern creative and educational spaces. New stylistic directions in folklore are designated. The forms of studying folk art at Mininsky University and the St. Petersburg Conservatory are reflected. In conclusion, the conclusion is formulated that the forms of work with folklore material are reflected in various programs for the development of a cultural source, which can be both in the work of ensembles and in the field of the development of educational programs that are compiled for the development of folk art and the study of folklore.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ФОЛЬКЛОРНЫМ МАТЕРИАЛОМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

12. Development of a virtual analogue of uranium-graphite subcritical assembly and visualization of the neutron flux distribution in virtual reality / P. Kiryukhin, A. Scherbakov, P. Pugachev, V. Romanenko, D. Khomyalov, G. Tikhomirov, E. Zadeba // Procedia Computer Science. - №169 (2020). - P. 192-197

13. MEL VR Science Simulations // MEL Science: [сайт]. - URL: https://melscience.com/US-en/vr/ (дата обращения: 26.03.2023)

14. VR-курс: Астрономия для школьников // DreamPort: [сайт]. - URL: https://dreamport.pro/project/vr-course-astronomy/ (дата обращения: 26.03.2023)

15. VR-Lessons. Каталог симуляций // VR-Lessons: [сайт]. - URL: https://www.vrlessons.ru/simulations (дата обращения: 26.03.2023)

Педагогика

УДК 378

преподаватель Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель, кандидат педагогических наук Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат искусствоведения Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ФОЛЬКЛОРНЫМ МАТЕРИАЛОМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные формы работы с фольклорным материалом в системе образования, этапы развития фольклорного движения и изменение подходов к работе с фольклором в современном творческом и образовательном пространствах. Обозначены новые стилевые направления в фольклоре. Отражены формы изучения народного творчества в Мининском университете и Санкт-Петербургской консерватории. В заключении сформулирован вывод, что формы работы с фольклорным материалом находят отражение в различных программах освоения культурного исходного источника, что может быть как в работе ансамблей, так и в сфере освоения образовательных программ, которые составляются для развития народного творчества и изучения фольклора.

Ключевые слова: фольклор, педагогическая деятельность, фольклорное движение, народное творчество, Мининский университет.

Annotation. The article discusses the current forms of work with folklore material in the education system, the stages of development of the folklore movement and changing approaches to work with folklore in modern creative and educational spaces. New stylistic directions in folklore are designated. The forms of studying folk art at Mininsky University and the St. Petersburg Conservatory are reflected. In conclusion, the conclusion is formulated that the forms of work with folklore material are reflected in various programs for the development of a cultural source, which can be both in the work of ensembles and in the field of the development of educational programs that are compiled for the development of folk art and the study of folklore.

Key words: folklore, pedagogical activity, folklore movement, folk art, Minin University.

Введение. Фольклорный материал на сегодняшний день представляет собой актуальный объект современного изучения культуры и культурного наследия. Представляется важным обратить внимание на то, что современное фольклорное движение не имеет точной даты его начала и датируется, примерно 1980-ми гг. с момента появления студии Дмитрия Покровского, откуда стали выходить лидеры фольклорных групп, а в регионах стали появляться последователи. В Нижегородском регионе начало фольклорного связано с именем профессора Нижегородской консерватории, фольклориста-собирателя, исследователя, кандидата искусствоведения Н.Д. Бордюг. В начале 90-х гг. ею был организован учебный фольклорный коллектив «Истоки», которой занимался фиксацией и трансляцией фольклорных традиций и обычаев региона в сценическом воплощении.

Интерес к фольклору - любопытный процесс изучения развития творчества народов и населения определенных регионов и географических пространств. Некоторые исследователи стремились изучать источники появления фольклорного материала, другие пытались объяснить этнокультурные изменения современного мира. Важным этапом развития данного явления стало появление этномузыкологии в ряде образовательных учреждений высшего профессионального музыкального образования. Музыкальному фольклору уделялось особое место в научно-исследовательской деятельности, внимательное отношение к нему создавало почву для развития активного интереса к культуре.

Интерес и поддержка развития интереса к народному творчеству находится в плоскости изучения и освоения культурных основ титульной народности и народов, исторически проживающих на определенной территории. Даже состав титульной народности крайне разнообразен. Влияние в разных регионах традиционных творческих основ и веяний вносит в титульное культурное наследие региональное и местническое разнообразие. Необходимость разграничения народного, национального и националистического в значительной степени формирует потребность в поддержке развития форм фольклорного творчества в современности. Однако важно подчеркнуть, что интерес к данному виду творчества и самовыражения индивидуален и носит ограниченный характер среди определенных творческих групп и коллективов.

Изложение основного материала статьи. Прежде всего, для определения форм работы с фольклорным материалом стоит отметить, что целевые группы работы с данным материалом в значительной степени могут отличаться. Если в период зарождения фольклорного движения это были профессиональные коллективы, ансамбли, то на современном этапе работа с фольклорным материалом перешла в пространство образования и образовательной среды.

Существует несколько подходов к пониманию проблематики использования различных форм в народном творчестве. Прежде всего, стоит отметить подходы ансамблей и профессиональных коллективов к освоению народных традиций:

• целеполагания (какие цели положены в основу деятельности коллектива);

• знания и глубины понимания сущности народной культуры, ее форм и закономерностей; владения источниками;

• выбора методов работы.

Многие коллективы, в силу сложившейся за долгие десятилетия жесткой ориентации на сценическую деятельность, обнаруживают поверхностное отношение ко всему подлинно народному, непонимание и неприятие основ народной эстетики [7].

Специфика деятельность фольклорного ансамбля тесным образом заключается с необходимостью и умением овладевать народными певческими традициями, погружением в систему традиций. Именно глубина и степень такого погружения определяет методы работы коллектива.

Безусловно, фольклорное творчество построено на подражании традиционной культуре, так как полное освоению ее не представляется осуществимым, возможным и рациональным. Современная жизнь и условия трудовой деятельности, ориентация на фольклор как на вид, жанр творчества автоматически не дают стать им в полной мере, а быть исключительно подражанием ему.

При этом важной оказывается установка именно на ансамблевую, а не на хоровую форму организации коллектива, поскольку «процесс воссоздания песни - это процесс сотворчества личностей, здесь не может быть жестко заданных вокальных партий, дублируемых многими голосами, не может быть единой для всех воли дирижера (так же как и хореографа, режиссера и др.)» [7].

Если отходить от такой формы работы с материалом, как ансамблевая форма через деятельность творческих коллективов, то можно посмотреть шире, на образовательную сферу, в которой фольклорный материал успешно применяется и находит отражение в моделях деятельности.

В системе образования фольклорные традиции используются как в системе образования для детей школьного возраста, так и в системе высшего и профессионального образования. Стоит отметить некоторые особенности использования фольклорного материала в данных направлениях деятельности.

Прежде всего - введение работы с фольклорным материалом в систему образования детей школьной программы - это шаг в направлении развития культурного разнообразия и освоения работы с фольклорным материалом детей. Данные мероприятия в различном наполнении преследуют цель развития патриотического воспитания и освоения культурного разнообразия и традиций родного края. Как правило, это находится в формате работы с народным творчеством местного происхождения, что важно в рамках культурного обмена различных учреждений.

Например, программа Л.Л. Куприяновой «Русский фольклор» формирует следующие принципы работы по освоению фольклора: доступности, гармонизации личности, комплексности, наглядности. Занятия фольклором предполагают сочетание самых разнообразных видов деятельности и методов. В центре внимания музыкальная деятельность: исполнительско-творческая и слушательская.

В системе высшего образования примеров достаточно много, в особенности в части деятельности по направлению освоения материалом народного музыкального творчества, которое нашло проявлении в открытии образовательных направлений и в кафедрах этномузыкологии в образовательных организация профессионального образования. В связи с этим представляется важным подчеркнуть высокую актуальность развития освоения и изучения народного творчества и фольклора в современности. В Мининском университете на кафедре продюсерства и музыкального образования студенты овладевают не только теоретическими знаниями по народным традициям и обычаям в рамках дисциплины «Народное творчество», но и практическими навыками, выезжая в фольклорно-этнографические экспедиции по Нижегородской области. Они записывают песенные и литературные жанры от носителей, затем расшифровывают их и публикуют в качестве методических пособий для руководителей фольклорных коллективов и педагогов дополнительного образования. В 2022 г. вышли два сборника под редакцией преподавателя кафедры музыки О. Н. Кисловой в международном издательстве «Директ-Медиа».

В процессе фиксации студенты перенимают манеру исполнения произведений от носителей традиции, а затем закрепляют полученные умения в учебном процессе и формируют навыки фольклорного регионального звукоизвлечения. Возникает межпредметная связь: народное творчество, расшифровка народной песни, ансамблевое исполнительство, гармония, сольфеджио служат инструментом освоения традиции определенной народно-певческой стилевой зоны.

Чтобы фольклор был интересен молодежи, его сценически воплощают при помощи аранжировки и синтеза современных направлений и стилей музыки. Появляется много произведений фольклорных жанров в роковых обработках, джазовых, свинге и т.д. В профессиональных конкурсах современная интерпретация фольклора вынесена в отдельную номинацию. Наблюдается увеличение сольных исполнителей, синтезирующих фольклор с зарубежными музыкальными стилями. В данном случае можно говорить о сохранении, преемственности культурного наследия и популяризации народного творчества.

В качестве примера также можно привести работу фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории. На всех этапах работы сохранен комплексный характер образовательной программы в области этномузыкологии, который определяется сочетанием научно-теоретического, исполнительского и педагогического профилей обучения, что способствует универсальной профессиональной подготовке выпускников [7].

В программу включены следующие общепрофессиональные и специальные дисциплины:

1) Общепрофессиональная подготовка (дисциплины, связанные общей историко-этнологической подготовкой): «Этнология»; «История восточных славян»; «Этнография восточных славян»; «Этнолингвистика и диалектология».

2) Специальная подготовка (дисциплины, направленные на усвоение основных теоретических положений этномузыкологии): «Основы этномузыкологии»; «История фольклористики и этномузыкологии» и так далее.

Данные примеры свидетельствуют о том, в каком именно виде и форме организована работа с фольклорным материалом в системе высшего профессионального музыкального образования.

Выводы. Таким образом, стоит отметить, что формы работы с фольклорным материалом находят отражение в различных программах освоения культурного исходного источника, что может быть как в работе ансамблей, что развивается большими темпами в современности, так и в сфере освоения образовательных программ, которые составляются для развития народного творчества и изучения фольклора.

На примере представленных выше ВУЗов можно отметить способы и формы освоения специальных дисциплин и программ фольклорного творчества. Представляется важным в регионах организовывать работу по направлению поиска исходных материалов, стилистики, традиций и фольклорного материала для того, чтобы брать его в основу на следующих этапах развития данного направления в творческой и образовательной деятельности.

Литература:

1. Бордюг, Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах / Н.Д. Бордюг. - Н. Новгород: Нижегород. обл. тип., 1993. - 81 с.

2. Бордюг, Н.Д. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области / Н.Д. Бордюг. - Н. Новгород: ОНМЦ, 1992. - 22 с.

3. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(3б). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV.

4. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России: XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1. / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.

5. Кислова, О.Н. Русский детский музыкальный фольклор второй половины XIX века в историческом, теоретическом и педагогическом аспектах / О.Н. Кислова // Музыкальное искусство и образование. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 139-158. -DOI 10.31862/2309-1428-2021-9-3-139-158. - EDN WNHWHL.

6. Кислова, О.Н. Детский фольклор в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, Е.А. Гусева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 158-163. - EDN RKIVJB.

7. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции: учебно-методическое пособие: [12+] / О.Н. Кислова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=594529 (дата обращения: 06.04.2023). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-44991480-4. - DOI 10.23681/594529. - Текст. Музыка : электронные.

8. Лобкова, Г.В. Методы освоения народных певческих традиций в современных условиях (из опыта работы фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории) / Г.В. Лобкова // Фольклорное движение в современном мире: Сборник статей. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. - 232 с.

9. Мехнецов, А.М. Музыкально-этнографическое отделение консерватории: программа подготовки фольклористов / А.М. Мехнецов, Е.А. Валевская // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. - М., 1990. - С. 105-134

10. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2.

11. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. - СПб.: Наука, 1994. - 433 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.