Научная статья на тему 'ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ В ВУЗОВСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ В ВУЗОВСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ЛОКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА / УЧУЕВО-МАЙДАН / РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Сизова Ольга Алексеевна

В статье раскрываются возможные пути сохранения традиционных культурных ценностей средствами внедрения в процесс профессионального обучения будущих педагогов-музыкантов компонентов практической деятельности в форме полевых экспедиций. Также рассматривается фольклорный материал, зафиксированный в ходе этнографических исследований юга Нижегородской области в 2019-2021 гг. Освещаются способы передачи традиционного пения от носителей фольклора одной локальной зоны участникам учебного коллектива. Выявлена сохранность следующих песенных жанров фольклора для молодёжи и взрослых: исторические, лирические любовные, протяжные казачьи, трудовые, плясовые песни, романсы, духовные стихи; из детских жанров записаны колыбельные, пестуш-ки, потешки, игры, заклички, рождественские колядки. Передача традиции осуществляется путём сценического воплощения музыкального фольклора. Песенные образцы подвергаются обработке и аранжировке и включаются в репертуар учебного вокального ансамбля. В заключении сформулирован вывод о том, что педагог-музыкант может стать транслятором культурных традиций последующему поколению, тем самым усилив внимание и акцент на процесс воспитания молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Сизова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORE EXPEDITIONS IN UNIVERSITY MUSIC EDUCATION AS AN EFFECTIVE FORM OF PRESERVING THE CULTURAL TRADITIONS OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

The article reveals possible ways of preserving traditional cultural values by means of introducing components of practical activity in the form of field expeditions into the process of professional training of future teachers-musicians. The folklore material recorded during ethnographic studies of the South Nizhny Novgorod Region in 2019-2021 is also considered. The ways of transmitting traditional singing from folklore carriers of one local zone to the participants of the educational team are highlighted. The preservation of the following song folklore genres for young people and adults has been revealed: historical, lyrical love, long-drawn Cossack, labor, dance songs, romances, spiritual poems; lullabies, verbal caresses, nursery rhymes, games, small spells, Christmas carols have been recorded from children’s genres. The transmission of tradition is carried out through musical folklore on stage. Song samples are processed and arranged and included in the repertoire of the educational vocal ensemble. In conclusion, the conclusion is formulated that a teacher-musician can become a translator of cultural traditions to the next generation, thereby increasing attention and emphasis on the process of educating young people.

Текст научной работы на тему «ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ В ВУЗОВСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-2-164-177

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ В ВУЗОВСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О. Н. Кислова, О. А. Сизова,

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Нижний Новгород, Российская Федерация, 603005

164

Ключевые слова: фольклорная экспедиция, локальная традиция, этнопедагоги-ка, жанры фольклора, Учуево-Майдан, репертуарные сборники.

Благодарность. Авторы выражают благодарность членам редакционной коллегии журнала «Музыкальное искусство и образование» за ценные рекомендации в процессе подготовки статьи к публикации.

Для цитирования: Кислова О. Н., Сизова О. А. Фольклорные экспедиции в вузовском музыкальном образовании как эффективная форма сохранения

Аннотация. В статье раскрываются возможные пути сохранения традиционных культурных ценностей средствами внедрения в процесс профессионального обучения будущих педагогов-музыкантов компонентов практической деятельности в форме полевых экспедиций. Также рассматривается фольклорный материал, зафиксированный в ходе этнографических исследований юга Нижегородской области в 2019-2021 гг. Освещаются способы передачи традиционного пения от носителей фольклора одной локальной зоны участникам учебного коллектива. Выявлена сохранность следующих песенных жанров фольклора для молодёжи и взрослых: исторические, лирические любовные, протяжные казачьи, трудовые, плясовые песни, романсы, духовные стихи; из детских жанров записаны колыбельные, пестуш-ки, потешки, игры, заклички, рождественские колядки. Передача традиции осуществляется путём сценического воплощения музыкального фольклора. Песенные образцы подвергаются обработке и аранжировке и включаются в репертуар учебного вокального ансамбля. В заключении сформулирован вывод о том, что педагог-музыкант может стать транслятором культурных традиций последующему поколению, тем самым усилив внимание и акцент на процесс воспитания молодёжи.

© Кислова О. Н., Сизова О. А., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

культурных традиций Нижегородской области // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 2. С. 164-177. DOI: 10.31862/ 2309-1428-2022-10-2-164-177.

DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-2-164-177

FOLKLORE EXPEDITIONS IN UNIVERSITY MUSIC EDUCATION AS AN EFFECTIVE FORM OF PRESERVING THE CULTURAL TRADITIONS OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

Oksana N. Kislova, Olga A. Sizova,

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603005

Abstract. The article reveals possible ways of preserving traditional cultural values by means of introducing components of practical activity in the form of field expeditions into the process of professional training of future teachers-musicians. The folklore material recorded during ethnographic studies of the South Nizhny Novgorod Region in 2019-2021 is also considered. The ways of transmitting traditional singing from folklore carriers of one local zone to the participants of the educational team are highlighted. The preservation of the following song folklore genres for young people and adults has been revealed: historical, lyrical love, long-drawn Cossack, labor, dance songs, romances, spiritual poems; lullabies, verbal caresses, nursery rhymes, games, small spells, Christmas carols have been recorded from children's genres. The transmission of tradition is carried out through musical folklore on stage. Song samples are processed and arranged and included in the repertoire of the educational vocal ensemble. In conclusion, the conclusion is formulated that a teacher-musician can become a translator of cultural traditions to the next generation, thereby increasing attention and emphasis on the process of educating young people.

Keywords: folklore expedition, local tradition, ethnopedagogy, Uchuyevo-Maidan, repertoire collections.

Acknowledgement. The authors express their gratitude to the members of the editorial board of the journal "Musical Art and Education" for valuable recommendations in the process of preparing the article for publication.

For citation: Kislova O. N., Sizova O. A. Folklore Expeditions in University Music Education as an Effective Form of Preserving the Cultural Traditions of the Nizhny Novgorod Region. Musical Art and Education = Musical Art and Education. 2022, vol. 10, no. 2, pp. 164-177. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-2-164-177.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2022. Т. 10. № 2 2022, vol. 10, no. 2

165

На собирателях лежит обязанность спасти произведения народного гения от неумолимой руки времени, сохранить песню от гибели или от искажения. Трудна задача собирателя.

Е. Линева [1, с. 3]

компетенциями, в содержание которых включена готовность к фиксации, консервативному хранению и трансляции обрядов и жанров фольклора, к восприятию межкультурного разнообразия российского общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

166

Введение

В современном динамично-меняющемся мире, в условиях унификации, в обществе назрела определённая проблема, связанная со всё возрастающей угрозой утраты знаний о традициях и истории народной культуры. Вот почему одной из актуальных задач российского государства является сохранение, популяризация, а также трансляция духовных и материальных ценностей народной культуры. В связи с этим стоит отметить, что по Указу Президента РФ текущий год объявлен Годом культурного наследия народов России, в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей страны [2]. В рамках реализации образовательных программ педагогической направленности, профили которых связаны с предметной областью «Культура и искусство», целесообразно включить компонент, направленный на формирование компетенций в области межкультурного взаимодействия. В содержании данного компонента необходимо предусмотреть включение полевой практики, целью которой будет являться не только приобретение знаний в области национальной культуры и истории, но и приобщение обучающихся к сохранению культурных и локальных традиций родного края. Такая направленность будет способствовать овладению будущими педагогами-музыкантами

Современные подходы к составлению фольклорных репертуарных сборников

В настоящее время возросло внимание со стороны российского государства к сохранению, трансляции и популяризации народного творчества. Всё чаще наблюдается интерес педагогов-музыкантов к процессу воспитания подрастающих поколений на веками отточенных образцах фольклора. Прослеживается всё более явно выраженная потребность в собирании музыкального фольклора, составлении репертуарных сборников. В значительной мере это обусловлено задачами подбора руководителями фольклорных коллективов к выстраиванию репертуара детских и молодёжных коллективов. В связи с этим одной из актуальных задач стал анализ имеющихся в настоящее время репертуарных сборников фольклорной ориентации.

Следует отметить, что в наше время собрано и записано огромное количество произведений музыкального фольклора различных областей России (В. В. Бакке [3], Н. Д. Бордюг [4; 5], В. Ф. Виноградов [6], Н. Н. Гилярова [7], Г. М. Науменко [8; 9; 10], В. М. Щуров [11] и др.).

В результате проведённого анализа О. Н. Кислова выявила три подхода к составлению современных сборников, предназначенных для работы с детьми и молодёжью, в которых представлены образцы музыкального фольклора: репертуарный, этнографический и педагогический подходы.

1. Репертуарный подход предусматривает ориентацию на представленность в сборнике песен определённого фольклорного ансамбля, народного хора, солиста, поющего в народной манере. Например, «Изумрудные россыпи» В. Ф. Виноградова составлен на основе музыкальных образцов, исполняемых ансамблем отделения «Сольное и хоровое народное пение» Свердловского музыкального училища [6].

2. Этнографический подход заключается в подборе музыкальных образцов из числа жанров, соответствующих возрастным особенностям детей и молодёжи. При этом указываются их региональная принадлежность, паспортные данные, специфика диалектов, связь с годовым кругом. Песни сопровождаются описанием праздника или обряда с целью восстановления традиции. Примером тому являются собрания для детей Н. Бордюг [4; 5], Н. Гиляровой [7], Г. Науменко [8; 9; 10] и ряда других авторов; а также собрания для молодёжи В. Щурова [11], В. Бакке [3] и некоторых других этнографов.

3. Педагогический подход представлен в репертуарных сборниках в двух вариантах:

1) подбор народных песен для знакомства с народно-певческой культурой на уроках народного музыкального творчества, музыкального фольклора, сольфеджио. Примером являются сборники Л. Н. Куликовой [12] и З. К. Яковлевой [13].

Учебное пособие Л. Н. Куликовой «Русское народное музыкальное творчество» содержит описание обычаев и обрядов, характеристику жанров народной музыки. Каждая тема сопровождается нотными примерами из разных источников известных фольклористов-собирателей [12].

В хрестоматии, составленной З. К. Яковлевой «Русское народное музыкальное

творчество», материалы собраны «за годы многолетней работы в школе и прошли апробацию в педагогической практике» [13, с. 2]. В неё включены песни и игры, загадки, считалки, пословицы, скороговорки, а также сценарии русских народных сказок и театра Петрушки. Музыкальные образцы распределены составителем по разделам.

2) сборники, в которые кроме музыкальных образцов дополнительно включены методические рекомендации для руководителя по воспитанию и постепенному развитию голосового аппарата, выстраиванию материала с учётом усложнения песен от простых до более сложных.

Из современных сборников примерами такого подхода являются работы преподавателя фольклорного отделения Екатеринбургской гимназии «Арт-этюд» С. В. Дубовик, которые включают не только репертуар Образцового фольклорного ансамбля «Воро-бейка», но и рекомендации автора по работе с фольклорным материалом [14; 15]. В каждом издании содержатся методические указания по исполнению музыкальных образцов или сценических постановок на детском фольклорном материале. Пособие для руко- л/щ водителей детских народно-певческих коллективов «Музыкальный фольклор - основа репертуара при обучении детей народному пению», составленное О. Н. Кисловой, одним из авторов настоящей статьи, включает не только образцы из репертуара детского фольклорного ансамбля «Благовест» Почин-ковской ДШИ, но и соответствующий методический материал [16].

При анализе репертуара в современных фольклорных изданиях было установлено, что песни мигрируют из одного сборника в другой, как это было принято ещё в XIX веке.

Специального внимания заслуживает педагогический подход к обогащению народно-песенного репертуара будущих

педагогов-музыкантов в результате специально организованных в Нижегородском педагогическом университете имени Козьмы Минина фольклорных экспедиций. Охарактеризуем две такие экспедиции в село Учуево-Майдан Починковского района Нижегородской области. Выбор именно данного села для осуществления экспедиций был обусловлен тем, что в нём уже на протяжении более 60-лет сохраняет и бережно передаёт из поколения в поколение традиции народно-песенного исполнительства один из известнейших фольклорных коллективов «Молодость души».

Истоки становления ансамбля «Молодость души»

Народные песни - наше культурное наследство, ценный памятник прошлого. В них запечатлены черты русского национального характера, задушевность, грусть и лёгкий юмор. С глубокой старины любят и поют песни в селе Учуево-Майдан. В 1961 году был организован ансамбль русской песни, которым руководил Василий Иванович Леонов. В коллектив из 10

человек входили люди разных профессий, в том числе 4 педагога местной школы (фото 1).

Женщины в ярких старинных сарафанах выходили на сцену, и лилась задушевная старинная песня, которой зрители аплодировали стоя. Большой популярностью пользовались солистки ансамбля -Станченкова Анна Тимофеевна и Новикова Вера Васильевна (фото 2). «Уч-Майданские соловьи» - только так называли этих прекрасных певуний (записано со слов А. М. Корниловой, 1936 г.р.). Они пели протяжные, лирические, плясовые песни. Особенно хорошо выводили донские казачьи песни (казаки второй конной армии под руководством Миронова вынуждены были скрываться после подписания Яковом Свердловым «Директивы о расказачивании 24 января 1919 г.», многие осели на территории Мордовии и Нижегородской области, поэтому знают местные жители и до сей поры поют голосовые южные песни).

С 1980 года по 2013 фольклорным коллективом руководила Мария Яковлевна Хоченкова (фото 3).

168

Фото 1. Ансамбль русской песни села Учуево-Майдан, 1962 Photo 1. The Russian song Ensemble of the village of Uchuyevo-Maida., 1962

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2022. Т. 10. № 2 2022, vol. 10, no. 2

Фото 2. Солистки ансамбля А. Т. Станченкова и В. В. Новикова Photo 2. Soloists of the ensemble A. T. Stanchenkova and V. V. Novikova

М. Я. Хоченкова - бодрая, весёлая, яркая женщина. Педагог русского языка и литературы местной школы. Под её руководством ансамбль принимал участие в районных и областных мероприятиях,

Фото 3. Мария Яковлевна Хоченкова Photo 3. Maria Yakovlevna Khochenkova

конкурсах, фольклорных фестивалях. Очень ревностно относилась Мария Яковлевна к подлинному исполнению песен, не позволяла искажать ни единого слова, ни малейшего отклонения от мелодии.

Фиксация и сохранение объектов

нематериального культурного наследия в рамках фольклорных экспедиций

С декабря 2019 по 2021 гг. студенты Нижегородского областного колледжа культуры (в настоящее время факультета дизайна и медиа технологий НГПУ имени К. Минина) осуществили две фоль-клорно-этнографические экспедиции.

В первой экспедиции участники познакомились с певицами местного фольклорного ансамбля «Молодость души»: Корниловой Анной Максимовной, 1936 года рождения, Павликовой Марией Николаевной, 1945 года рождения, Павликовой Натальей Николаевной, 1967 года рождения, Павликовой Анной Александровной, 1940 года рождения (фото 4). Они исполнили для записи много песен (протяжных, исторических, лирических, плясовых), жестокие романсы и духовные стихи. Несмотря на возраст, женщины пели чистыми мощными голосами, без намёка на возрастную тремоляцию! Почти три часа звучала подлинная народная песня, которую не коснулась и не испортила современная концертная индустрия. «Шёл он городом Страханью», «Не слободушка - каменна Москва», «Просватали молоду», «Смолкни, птаха-канарейка» и много других. Особое место в репертуаре коллектива занимают песни Донского казачества, сохранившиеся в генетической памяти исполнительниц: «Посеяли огерочки», «У поли верба», «Не буду пудриться, белиться».

За время общения с участницами ансамбля было записано больше тридцати

169

Фото 4. О. Н. Кислова с участницами ансамбля «Молодость души», 2019 Photo 4. O. N. Kislova with the members of the ensemble "Youth of the soul", 2019

произведений, многие из них вошли в репертуар учебного вокального коллектива кафедры продюсерства и музыкального образования Нижегородского педагогического университета (руководитель О. Н. Кислова, концертмейстер О. А. Сизова). Лирическая казачья песня «Не буду пудриться, белиться...», протяжная лирическая казачья песня «У поли верба», лирическая песня «Вы, подите-ка, а, вы, приведите-ка...», плясовая песня «В саду Маша гуляла», плясовая песня «Просватали молоду», трудовые песни «Раз полоску Маша жала», «Во субботу день ненастный», исторические песни «Есть на Волге утёс», «Соловей кукушку уговаривал», «Шёл он городом Страханью», «Не-слабодушка - каменна Москва», казачья любовная «Рассажу чудный сад над Кубанью», духовный стих «Мама, милая моя».

Студенты перенимали манеру исполнения с голоса певиц и к окончанию встречи некоторые произведения были исполнены в духе Уч-Майданской

традиции (примеры 1, 2, 3). Все нотации песен публикуются впервые.

После творческой встречи с певуньями студентам разрешили примерить подлинную одежду крестьян с. Учуево-Майдан Починковского района Нижегородской области 30-40 годов XX века: тройку, состоящую из юбки-дувана, кофты и запона (фартука); девичий костюм середины XIX века - сарафан-китайку и блузу. Костюмы из музея сельской библиотеки любезно предоставила В. И. Мухина.

Во второй экспедиции в 2021 г. содержание работы было выстроено в соответствии с новым типом экспедиционных исследований, разработанным ещё в конце 80-х гг. ХХ века А. С. Кабановым. Исследователь выделил следующие три основных компонента:

• фиксация материала,

• экспериментальная деятельность,

• перенимание опыта у народных исполнителей [17].

Запев1

œ j^jj^ïg

jjjjjp

1 .Не - сла - бо

ду

шка е

ох ка-мен - на Мос ква, да ра-за-

& Ш J О

г

ре

на - я

Запев2

&

п

i ц

J J

г

скра - ю до кон - ца. 2.Ра - за - рён

û

на - я...

Пример 1. «Неслабодушка -каменна Москва», историческая песня. Example 1. "Neslabodushka - kamenna Moscow" is a historical song.

Запев 1. -3

É, ■ 3 i I—3-1 i 3 i I—3 —I I-3-1 i-3-1 |— 3—I |— 3^ j j

J J J ' j J^ I4 Jb jj J J J I4 J J J I jjJ I J J J

Жи - ла бы - ла-а у нас А - ню- та,_ А-ню-та де- вка-хо-ро ша- а, а Ко-о

&

13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

&

РИ rf ы

о - ля_ ма - аль - чик был кра-а си - вый у на - а с А ню -

[2 Запев 2.

■«—s i-3-1 i—3—i i—3—i i—3—i

г г е

u

уу

у - ту по - лю - у бил.

Jil4J jg j

У нас А - ню - ту по - лю - бил.

Пример 2. «Анюта», сиротская песня. Example 2. "Anyuta" is an orphan song.

ш

r

6 По-се - я - ла а - ге - роч-ки близ-ко над во- до - ю. са-ма бу - ду

' ■ - jy 14 к к а ~

■ œ '^GU

- - - œ

г г ^ О' f

10 -по - ли-ва - ты дриб-но-ю_ сле - зо - ю__ са - ма - бу - ду

-по - ли - ва - тых дриб - но - ю_

Г

171

сле - зо

Пример 3. «Посеяли огерочки», протяжная лирическая казачья песня. Example 3. "The ogerochki were sown" is a long lyrical Cossack song.

5

8

6

ю.

Фото 5,6. А. Горшкова в блузе и сарафане-китайке XIX века Photos 5, 6. A. Gorshkova in a blouse and a Chinese sundress of the XIX century

Фото 7. Студенты в этнографических костюмах с. Учуево-Майдан, 2019 Photo 7. Students in ethnographic costumes with Uchuyevo-Maidan, 2019

Данные компоненты были положены в основу практической деятельности студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование при изучении детского фольклора с. Учу-ево-Майдан, бытующего до настоящего времени.

В этой экспедиции было записано 16 образцов детского фольклора от Пав-ликовой Валентины Александровны, 1937 года рождения: колыбельные, пе-стушки, потешки, колядки, заклички. Три из них приведённые в данной статье, публикуются впервые (примеры 4, 5, 6).

Пример 4. «Ой, качи, качи, качи...» колыбельная Example 4. "Oh, kachi, kachi, kachi... " lullaby

Договаривает: если нету пятачка - подавайте рублик!

(вариант) Маленький вьюнчик сел на стульчик В дудочку играет, Христа поздравляет.

173

Пример 5. «Маленький мальчик», рождественская колядка Example 5. "Little Boy" Christmas carol

нуш-ктг. от - Fir - с [с - те от нас хо - ло - дну зи - му -у - шку.

те кнам. те нам те - чко,

Донца-гребенца, косой веретёнца! (речитативом).

Пример 6. «Жаворонушки» весенняя закличка Example 6. "Larks" spring nickname

Жа - во - ро -

При- ле - тн -

При-не • сп -

Tfn-до ле •

174

В экспедиционной деятельности студенты были вовлечены в творческий процесс, они не только фиксировали фольклорные образцы, но и перенимали манеру исполнения с голоса исполнительниц, осваивали локальную певческую традицию региона. Это был их первый подобный опыт. Ни один участник не остался равнодушен к эксперименту. Педагогическая значимость фольклорно-этнографической экспедиции высока. Педагог выступает в качестве проводника по передаче угасающих традиций от носителей к подрастающему поколению с целью сохранения и последующей трансляции фольклора в семье или сценических условиях.

Заключение

Формирование у обучающихся стремления к сохранению культурного наследия и ценностей национальной культуры в наше время является одной из задач, стоящих перед педагогическими коллективами в системе среднего и высшего музыкального и музыкально-педагогического образования.

Вместе с положительным влиянием современного мира, в котором появление

и повсеместное использование цифровых технологий и сервисов открыли широкие возможности сбора, систематизации и сохранения полученных материалов, возникает серьёзная проблема, связанная с оттоком населения в крупные города, недостаточным вниманием к носителям народной культуры. В связи с этим перед профессиональным музыкально-педагогическим сообществом стоит задача модификации содержания образовательных программ педагогической направленности, включения фольклорных экспедиций в цикл практической подготовки обучающихся, целью которых становится получение знаний о локальных традициях региона, о фольклоре в целом, формирование компетенций в области восприятия межкультурного разнообразия российского общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Активная деятельность студентов Нижегородского педагогического университета имени Козьмы Минина в процессе проведения экспедиций подтвердила эффективность предложенной формы работы для осознания специфики народной культуры, формирования готовности передавать полученные знания последующим поколениям.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Линева Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации / записаны Е. Линевой. Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии Наук, 1904. 88 с.

2. Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 "О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России" / URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202112310115 (дата обращения: 30.01.2022).

3. Бакке В. В. Сборник народных песен. Песни реки Чусовой: учебно-методическое пособие. М.: Лань, 2019. 112 с.

4. Бордюг Н. Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах. Нижний Новгород: Нижегородская областная типография, 1993. 81 с.

5. Бордюг Н. Д. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области. Нижний Новгород, ОНМЦ, 1992. 22 с.

6. Изумрудные россыпи. Репертуарно-методические материалы / сост. В. Ф. Виноградов. Екатеринбург: СГОДНТ, 2007. 75с.

7. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). М.: Родник; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 с., нот.

8. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорный материалов / запись, составление и нотация Г. М. Науменко. М.: Центрполи-граф, 2001. 462 с.: ноты.

9. Науменко Г. М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. М.: Советский композитор, 1977. 104 с.

10. Науменко Г. М. Русские народные детские игры с напевами: сборник фольклорный материалов. М.: Либерия, 2003. 544 с.

11. Кочережка-дуда / сост. Щуров В. М. М.: Всероссийское хоровое общество, 1984. 109 с.

12. Куликова Л. Н. Русское народное музыкальное творчество. Санкт-Петербург: Союз художников, 2008. 176 с.

13. Яковлева З. К. Русское народное музыкальное творчество / Хрестоматия / сост. З. К. Яковлева. М.: Престо, 2004. 49 с.

14. Дубовик С. В. Хоровод - круглый год. Сценарно-методические материалы для детских народный коллективов. Ч. I. Екатеринбург: АМБ, 2015. 64 с.

15. Дубовик С. В. Хоровод - круглый год. Сценарно-методические материалы для детских народный коллективов. Ч. IV. Серия «В помощь народно-хоровым коллективам», выпуск XXXII. Екатеринбург: СГОДНТ, 2015. 76 с.

16. Кислова О. Н. Музыкальный фольклор - основа репертуара при обучении детей народному пению: учебно-методическое пособие для средних специальных учебных заведений культуры и искусства. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2019. 48 с.

17. Кабанов А. С. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кабанов,_Андрей Сергеевич (дата обращения: 30.01.2022).

Поступила 18.02.2022; принята к публикации 20.06.2022.

Об авторах: ¿чр

Кислова Оксана Николаевна, преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина (ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, 603005), o.kislova@inbox.ru

Сизова Ольга Алексеевна, старший преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина, (ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, 603005), olgasizova88@yandex.ru

Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Lineva E. E. Velikorusskie pesni v narodnoj garmonizatsii [Great Russian Songs in Folk Harmonization]. recorded by E. Lineva. Saint-Petersburg: Edition of the Imperial Academy of Sciences, 1904. 88 p. (in Russian).

176

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 745 dated December 30, 2021 "On Holding the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia in the Russian Federation. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115 (accessed: 30.01.2022) (in Russian).

3. Bakke V. V. Sbornik narodnykh pesen. Pesni reki Chusovoi [Collection of Folk Songs. Songs of the Chusovaya River]. Textbook. Moscow: Lan' Publ., 2019. 112 p. (in Russian).

4. Bordyug N. D. Detskii muzykal'nyi fol'klor Nizhegorodskoi oblasti v prazdnikakh i obryadakh [Children's Musical Folklore of the Nizhny Novgorod Region in Holidays and Rituals]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Regional Typography, 1993. 81 p. (in Russian).

5. Bordyug N. D. Russkie narodnye igry. Igry v obryadakh Nizhegorodskoi oblasti [Russian Folk Games. Games in the Rituals of the Nizhny Novgorod Region]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Regional Scientific and Methodological Center of Folk Art Publ., 1992. 22 p. (in Russian).

6. Izumrudnye rossypi. Repertuarno-metodicheskie materialy [Emerald Placers. Repertoire and Methodological Materials]. Comp. by V. F. Vinogradov. Ekaterinburg: Sverdlovsk State Regional Palace of Folk Art Publ., 2007. 75 p. (in Russian).

7. Gilyarova N. N. Khrestomatiya po russkomu narodnomu tvorchestvu (1-2 god obucheniya) [Anthology on Russian Folk Art (1-2 years of study)]. Moscow: Rodnik Publ.; Russian Union of Amateur Folklore Ensembles, 1996. 60 p., notes (in Russian).

8. Naumenko G. M. Narodnye prazdniki, obryady i vremena goda v pesnyakh i skazkakh [Folk Holidays, Rituals and Seasons in Songs and Fairy Tales]. Collection of Folklore Materials. Recording, Compilation and Notation by G. M. Naumenko. Moscow: Tsentrpoligraf Publ., 2001. 462 p., notes (in Russian).

9. Naumenko G. M. Russkie narodnye skazki, skorogovorki i zagadki s napevami [Russian Folk Tales, Tongue Twisters and Riddles with Melodies]. Moscow: Sovetsky kompozitor Publ., 1977. 104 p. (in Russian).

10. Naumenko G. M. Russkie narodnye detskie igry s napevami [Russian Folk Children's Games with Melodies]. Collection of Folklore Materials. Moscow: Liberiya Publ., 2003. 544 p. (in Russian).

11. Kocherezhka-duda [Stoker-duda]. Comp. by Shchurov V. M. Moscow: All-Russian Choral Society Publ., 1984. 109 p. (in Russian).

12. Kulikova L. N. Russkoe narodnoe muzykal'noe tvorchestvo [Russian Folk Music Art]. Saint-Petersburg: Soyuz khudozhnikov Publ., 2008. 176 p. (in Russian).

13. Yakovleva Z. K. Russkoe narodnoe muzykal'noe tvorchestvo [Russian Folk Music Art]. Anthology. Comp. by Z. K. Yakovleva. Moscow: Presto Publ., 2004. 49 p. (in Russian).

14. Dubovik S. V. Khorovod- kruglyi god. Stsenarno-metodicheskie materialy dlya detskikh narodnykh kollektivov [Round Dance - All Year Round. Scenario and Methodological Materials for Children's Folk Groups]. Part I. Ekaterinburg: AMB Publ., 2015. 64 p. (in Russian).

15. Dubovik S. V. Khorovod - kruglyi god. Stsenarno-metodicheskie materialy dlya detskikh narodnykh kollektivov [Round Dance - All Year Round. Scenario and Methodological Materials for Children's Folk Groups]. Part IV. Series "To help folk choirs", issue XXXII. Ekaterinburg: Sverdlovsk State Regional Palace of Folk Art Publ., 2015. 76 p. (in Russian).

16. Kislova O. N. Muzykal'nyi fol'klor - osnova repertuara pri obuchenii detei narodnomu peniyu [Musical Folklore is the Basis of the Repertoire when Teaching Children Folk Singing]. An Educational and Methodological Guide for Secondary Special Educational Institutions of Culture and Art. Moscow, Berlin: Direkt-Media, 2019. 48 p. (in Russian).

17. Kabanov A. S. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kabanov,_Andrej_Sergeevich (accessed:

30.01.2022)

Submitted 18.02.2022; revised 20.06.2022.

About the authors:

Oksana N. Kislova, Lecturer of the Department of Production and Music Education of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, (Ulyanova str. 1, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603005), o.kislova@inbox.ru

Olga A. Sizova, Senior Lecturer of the Department of Production and Music Education of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, (Ulyanova str., 1, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603005), olgasizova88@yandex.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ill

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.