Научная статья на тему 'ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОГО КОМПОЗИТОРА Т.Л. ТАТАРИНОВОЙ'

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОГО КОМПОЗИТОРА Т.Л. ТАТАРИНОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСЛЯЦИЯ ФОЛЬКЛОРА / ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / УЧЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / СПОСОБЫ ИСПОЛНЕНИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Угренинова Мария Александровна

В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы современного музыкального образования. В ней отражены произведения нижегородского композитора, собирателя-фольклориста, искусствоведа Т.Л. Татариновой в педагогическом аспекте. Детский фольклор преломляется в вокальной и хоровой музыке в сочинениях композитора. Для включения в репертуар юных вокалистов, детских ансамблей и молодежных хоров Татаринова подвергает обработке колыбельные, заклички, хороводные игровые песни, небылицы, дразнилки. Сочиняет детские песенки, используя текстовые, мелодические, ритмические фольклорные формулы. В педагогической практике со студентами НГПУ им.Минина используются произведения композитора при работе с детскими вокальными и хоровыми коллективами, а также входят в практические занятия по народному творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Угренинова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S FOLKLORE IN THE PEDAGOGICAL ASPECT ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF THE NIZHNY NOVGOROD COMPOSER T.L. TATARINOVA

The article discusses and discusses the problems of modern music education. It reflects the works of the Nizhny Novgorod composer, collector-folklorist, art historian T.L. Tatarinova in the pedagogical aspect. Children's folklore is refracted in vocal and choral music in the composer's compositions. For inclusion in the repertoire of young vocalists, children's ensembles and youth choirs, Tatarinova processes lullabies, nicknames, round-dance game songs, tall tales, teasers. Composes children's songs using textual, melodic, rhythmic folklore formulas. In pedagogical practice with students of NGPU named afterMinin's works are used by the composer when working with children's vocal and choral groups, and are also included in practical classes on folk art.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОГО КОМПОЗИТОРА Т.Л. ТАТАРИНОВОЙ»

Педагогика

УДК 378

преподаватель Кислова Оксана Николаевна

Кафедра продюсерства и музыкального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Угренинова Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОГО

КОМПОЗИТОРА Т.Л. ТАТАРИНОВОЙ

Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы современного музыкального образования. В ней отражены произведения нижегородского композитора, собирателя-фольклориста, искусствоведа Т.Л. Татариновой в педагогическом аспекте. Детский фольклор преломляется в вокальной и хоровой музыке в сочинениях композитора. Для включения в репертуар юных вокалистов, детских ансамблей и молодежных хоров Татаринова подвергает обработке колыбельные, заклички, хороводные игровые песни, небылицы, дразнилки. Сочиняет детские песенки, используя текстовые, мелодические, ритмические фольклорные формулы. В педагогической практике со студентами НГПУ им.Минина используются произведения композитора при работе с детскими вокальными и хоровыми коллективами, а также входят в практические занятия по народному творчеству.

Ключевые слова: трансляция фольклора, детский фольклор, учебный коллектив, способы исполнения, этнопедагогика.

Annotation. The article discusses and discusses the problems of modern music education. It reflects the works of the Nizhny Novgorod composer, collector-folklorist, art historian T.L. Tatarinova in the pedagogical aspect. Children's folklore is refracted in vocal and choral music in the composer's compositions. For inclusion in the repertoire of young vocalists, children's ensembles and youth choirs, Tatarinova processes lullabies, nicknames, round-dance game songs, tall tales, teasers. Composes children's songs using textual, melodic, rhythmic folklore formulas. In pedagogical practice with students of NGPU named afterMinin's works are used by the composer when working with children's vocal and choral groups, and are also included in practical classes on folk art.

Key words: folklore broadcast, children's folklore, educational team, methods of performance, ethnopedagogy.

Введение. Одним из важных направлений современного музыкального образования является воспитание обучающихся на основе народных традиций и обычаев. По мнению многих известных современных педагогов (Т.Ю. Камаевой, Г.Б. Соколовой, Т.Ю. Медведевой и др.) проблема построения процесса обучения на основе культурного наследия русского народа в настоящее время обусловлена стремлением общества к самосохранению. С раннего детства фольклорные традиции служат источником познания окружающего мира и, следовательно, средством успешной социализации. Именно в народной песне заключен богатейший воспитательный и образовательный потенциал. Традиционное народное пение или фольклорное пение в широком понимании - это вид пения определенной локальной зоны или отдельной национальности. Бытование фольклора постепенно угасает, уходят носители, а с ними и традиции и песни. Чтобы сохранить и передать богатства нематериального культурного наследия педагоги используют много различных средств, приемов и методов. Один из таких приемов - это включение детского фольклора и вообще музыкального фольклора в композиторскую практику. Подобная деятельность осуществляется с XIX в. Великие русские композиторы использовали фольклорные образцы в своих сочинениях. А.Е. Варламов и А.Л. Гурилев в романсовой лирике, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский и др. в оперном творчестве. В педагогической практике обрабатывали детский фольклор А.К. Лядов, А.Т. Гречанинов, В.С. Калинников, П.Г. Чесноков и др. Композиторы сочиняли целые вокальные и фортепианные циклы, основываясь на приемах из детского фольклора.

В современной композиторской практике тоже существуют подобные произведения. Для того, чтобы некоторые жанры не ушли из обихода вместе с носителями детские песни подвергаются обработке и аранжировке, а затем вводятся педагогами в исполнительский репертуар вокалиста или хорового коллектива. Составителями компилируются произведения различных композиторов в детских сборниках и песенниках.

В сборнике детских песен [14] присутствуют песенки доцента Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки Т.Л. Татариновой. Детские песни композитор сочиняет на собственные стихи и в них также просматриваются фольклорные приемы. В частности, в песенке «Чик-чирик» жанровая фольклорная основа - детские песенки о животных и птицах. В интонационности обнаруживаются трихордовые и квинтовые обороты, повтор одного звука, возгласы декламационного характера и глиссандирование, свойственные детскому фольклору. Примеры:

В песенке «Лада-Весна» (2000, 2009) текст составлен по следам народных веснянок, выстроен в диалогической форме. Предполагалось, что будет происходить общение между группами детей хора, между хором и педагогом-хормейстером или солистом, как это встречается в подлинных детских песнях, в том числе и веснянках. В тексте просматривается масленичная тематика, упоминание сыра, масла, творога, блинов, в тоже время - аграрная весенняя тематика с упоминанием льна.

В интонации первой партии встречается сцепление трихордовых попевок на основе традиционных детских ритмоформул (чередовании восьмых и четвертей), в ответах Весны - терцовые попевки, пентаккорды (сочетание секунд, терций, наличие ладотональности), присутствие VI низкой ступени, придающей красочность. Весна - мифологический персонаж. Фантастика в ее ответах подчеркивается терцовым рядом трезвучий Es, Н, С. Общение по ролям придает песне черты обрядового театра. Пример:

Детские потешки нашли отражение в хоровом цикле «Потешки и небылицы на народные тексты для смешанного хора» (2006), написанный композитором на подлинные тексты. В частях «Рыжий и красный» (дразнилки) и «Старая песня (Дуня)» (в основе небылица и хороводная песня) отражаются необычные ладовые средства и приемы, которые встречаются в детском и юношеском фольклоре. В «Рыжем и красном» в партии сопрано возникает интонационный оборот в пределах тритона, в начальных тактах старой песни и практически везде также применяется народный тритоновый лад, характерный для юношеских юго-западных танков и карагодов. Применяются приемы звукоизобразительности (подражание жужжанию веретена в тексте) и глиссандирования. В фактуре тесное сопряжение голосов, бурдонование, кластерность, речитативность (декламационная манера). Пример:

irr /

Нотация данного произведения публикуется впервые, заимствована из рукописей Т.Л. Татариновой.

Будучи фольклористом и знакомясь с фольклором в семье, Т.Л. Татаринова органично создает авторские композиции с элементами фольклора. Сюита для трубы и фортепиано создана на фольклорных темах, в том числе и мелодии северной небылицы. Это сочинение прозвучало в разных странах мира, было издано в Швейцарии в 2015 году, что подчеркивает удачу в творчестве композитора, востребованность фольклорного звучания в современных условиях. Детские жанры -колыбельная, потешка - преломляются как в произведениях для взрослых исполнителей, так и в музыке для детского творчества. Применяются текстовые формулы - баюканья, юмористические обороты из потешек, интонационные и ритмические формулы, близкие к попевочному фонду детских фольклорных песен. В музыке композитора в большей степени проявляется камерность.

Выводы. Из проанализированных произведений видно, что Татаринова создает вокальные миниатюры для детей и юношества по традиции, заложенной еще в XIX веке, опираясь на традицию композиторов новой фольклорной волны Тексты чаще всего берутся подлинные или составляются на основе принципов фольклорных прототипов. В мелодике присутствуют интонационные обороты, близкие к попевочному фонду детских песен.

Многие произведения, которые подверглись обработки были записаны Татариновой в ходе фольклорно-этнографических экспедиций преимущественно на территории Нижегородской области. Произведения композитора в учебном процессе кафедры продюсерства и музыкального образования НГПУ им. Минина входят в практическую деятельность при работе с детскими и молодежными вокальными коллективами.

Можно сказать, что бытование детского фольклора в быту снижается, заметно «устаревание» носителей (песни сообщают не дети, а пожилые певицы), нарушена естественная цепь передачи традиции. Детский фольклор переносится в условия педагогики на концертные подмостки, передается не столько в условиях семейного общения, сколько в творческом и учебном процессах. Сохраняется, благодаря педагогам, претворяясь в творчестве композиторов.

Литература:

1. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие / В.П. Анисимов. - Москва, 2016. -С. 36-52

2. Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л.А. Баренбойм. - Ленинград: «Музыка»,1969.

3. Воронина, Н.И. Идентичность и толерантность в многоукладности российской культуры / Н.И. Воронина // Толерантность в культуре и процесс глобализации. - М., 2010. - С. 388-446.

4. Воронина, Н.И. Лики провинциальной культуры / Н.И. Воронина. - Саранск, 2006. - 232 с.

5. Дикаркина, М.Д. Музыкальное воспитание как механизм формирования духовно-нравственных ценностей / М.Д. Дикаркина, Е.Р. Кирдянова, О.А. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 64-66.

6. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко. - М.: «Смысл», 2016. - С. 50.

7. Кислова, О.Н. Музыкальный фольклор - основа репертуара при обучении детей народному пению: учебно-методическое пособие для средних специальных учебных заведений культуры и искусства / О.Н. Кислова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 48 с. - ISBN 978-5-4475-9887-7. - EDN VVRRTA.

8. Кислова, О.Н. Воспитание гармонично развитой личности на основе традиционного народного пения / О.Н. Кислова, А.Н. Медведев // Инновационная деятельность в образовании : Сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 73-75.

9. Культурология: Учебное пособие. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2012. - 136 с. - (Учебники Мордовского университета). - ISBN 978-5-7103-2397-7.

10. Мадримов, Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии / Б.Х. Мадримов // Вестник науки и образования. - 2020. - № 21-2 (99)

11. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности, обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2.

12. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М., 1972.

13. Окунева, П.Э. Развитие аналитических способностей школьников на уроках музыки как актуальное направление практики педагогов-музыкантов / П.Э. Окунева, В.А. Карнаухова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 99-102.

14. Пусть летают бегемоты! Детские песни и хоры Нижегородских композиторов / Под ред. Б.С. Гецелева. - Нижний Новгород, 2009. - 100 с.

15. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов // Избр. труды: в 2т. - М., 1985. - 192 с.

16. Хлап, А.А. Техногенный идеал в цифровой культуре: построение модели исследования / А.А. Хлап // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-14. - EDN TRUJLO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.