Научная статья на тему 'РОЛЬ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ'

РОЛЬ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЖАНРЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА / ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Сизова Ольга Алексеевна

В данном исследовании обсуждается проблема воспитания подрастающего поколения. Особое внимание в данной статье уделяется изучению музыкального народного творчества и специфики применения средств музыкального фольклора в процессе воспитания подрастающего поколения. исследуются произведения народного музыкального творчества, с целью актуализации музыкально-педагогического репертуара. Проведен исполнительский анализ, с целью раскрытия специфических особенностей музыкальных произведений русского музыкального фольклора. Представлен ряд произведений, который целесообразно использовать при проектировании музыкально-педагогического репертуара. Проанализированы детские жанры, которые преломляются в музыке для детского творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF RUSSIAN MUSICAL FOLKLORE IN THE PROCESS OF FORMATION OF MUSIC AND PEDAGOGICAL REPERTOIRE OF MUSIC TEACHER

This study discusses the problem of educating the younger generation. Special attention in this article is paid to the study of folk music and the specifics of the use of musical folklore in the process of educating the younger generation. the works of folk music are studied in order to actualize the musical and pedagogical repertoire. The performance analysis was carried out in order to reveal the specific features of musical works of Russian musical folklore. A number of works are presented, which it is advisable to use when designing a musical and pedagogical repertoire. Children's genres that are refracted in music for children's creativity are analyzed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»

Педагогика

УДК 378

преподаватель Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Аннотация. В данном исследовании обсуждается проблема воспитания подрастающего поколения. Особое внимание в данной статье уделяется изучению музыкального народного творчества и специфики применения средств музыкального фольклора в процессе воспитания подрастающего поколения. исследуются произведения народного музыкального творчества, с целью актуализации музыкально-педагогического репертуара. Проведен исполнительский анализ, с целью раскрытия специфических особенностей музыкальных произведений русского музыкального фольклора. Представлен ряд произведений, который целесообразно использовать при проектировании музыкально-педагогического репертуара. Проанализированы детские жанры, которые преломляются в музыке для детского творчества.

Ключевые слова: музыкально-педагогический репертуар, воспитание, образовательный процесс, жанры детского фольклора, детский музыкальный фольклор.

Annotation. This study discusses the problem of educating the younger generation. Special attention in this article is paid to the study of folk music and the specifics of the use of musical folklore in the process of educating the younger generation. the works of folk music are studied in order to actualize the musical and pedagogical repertoire. The performance analysis was carried out in order to reveal the specific features of musical works of Russian musical folklore. A number of works are presented, which it is advisable to use when designing a musical and pedagogical repertoire. Children's genres that are refracted in music for children's creativity are analyzed.

Keywords: musical and pedagogical repertoire, upbringing, educational process, genres of children's folklore, children's musical folklore.

Введение. Проблема воспитания подрастающего поколения на данный момент является острой. Исследователь Абдрахманова М.В. указывает на то, что система образования на данный момент претерпевает серьезные изменения. «Преобразования, происходящие в современном обществе, затронули сферу культуры и образования, обнажив проблемы воспитания» [1].

Взаимоотношения фольклора и процесса воспитания, а также композиторского творчества уже больше 100 лет привлекает интерес музыковедов, а также педагогов-музыкантов. По мнению Соколовой Г.Б. Проблема построения процесса обучения на основе культурного наследия и многовековых традиций русского народа в настоящее время обусловлена стремлением общества к самосохранению, поэтому на нее устремлены взгляды многих исследователей [17]. Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно, так как он сообразен самой природе образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Применение детского фольклора в воспитании способствует установлению педагогической преемственности между различными этапами развития (дошкольники - младшие школьники), создает перспективу для развития личности ребенка с опорой на предыдущий опыт и знания. Детский фольклор как испытанное средство народной педагогики является надежным механизмом природосообразного воспитания [1]. Стоит отметить, что интерес к фольклору, а также к народному творчеству проявляется в педагогической деятельности, при реализации программ различного уровня образования. «Изучение знаний о родном крае и приобщение к истории и культуре родного края, необходимы для организации грамотной работы с детьми». Появляются новые имена молодых композиторов, синтезирующие современные направления в музыке с фольклором: Д. Катрич, И. Дударь, В. Сурков. Для того, чтобы анализировать подробно современные сочинения с целью претворения в них жанров русского детского фольклора, необходимо обозначить его специфические особенности.

Изложение основного материала статьи. В нашем исследования особое внимание уделяется изучению музыкального народного творчества и специфики применения средств музыкального фольклора в процессе воспитания подрастающего поколения. В этой связи, считаем необходимым исследовать музыкальный материал, внедрение которого в образовательный процесс, с нашей точки зрения было бы целесообразным. В пользу необходимости пересмотра репертуара говорит и исследователь Солокова Г.Б., справедливо указывая на то, что во все современные программы по музыке для общеобразовательных школ, так или иначе, включена народная музыка, но большинство из них ориентированы только на фольклоризм. В тех же программах, где есть установка на изучение подлинного музыкального фольклора, либо отсутствует поддержка соответствующим методическим материалом, либо способы его освоения по-прежнему трактуются с позиции профессионального искусства [Солок]. По мнению Изалия Иосифовича существуют три типа композиторского претворения фольклора: 1) «цитирование народных мелодий, 2) использование отдельных мелодических оборотов, попевок, приемов народной песни, 3) создание музыки национальной по духу, без видимых примет народной песенности» [4, с. 8].

Детские песни по своему строению преимущественно просты. В основе небольшая попевка-формула, построенная на традиционных (архаичных) интонационных оборотах, как правило повторяющаяся несколько раз.

Один из распространенных приемов из потешек и прибауток - интонирование на одном звуке. Диапазон песен небольшой до ч.4, ч.5, реже доходит до объема сексты. В формуле баюканья колыбельных - традиционные секундовые и терцовые ходы в объеме кварты или квинты. Это наиболее распространенная музыкальная попевка для колыбельных и большинства детских песен.

В текстовых формулах самые распространенные обороты из потешек «ай, дуду, дуду», «рина, рина, рина», колыбельных «ой, качи, качи, качи», «баю-бай», «ай, люленьки, люленьки», из игр «гори, гори ясно» и др. Ритмический рисунок в произведениях детского фольклора преимущественно простой с чередованием восьмых и четвертей.

У - Xfl KU • пит «Я » M - M и ~ тс;, щ - Р" - ял спет - К» я - яг - w» "О"' - о» ло».

Рисунок 1

Среди нижегородских композиторов в рамках обозначенной темы заслуживают особого внимания произведения профессора Нижегородской Государственной консерватории имени М.И. Глинки - С.И. Смирнова. Автор в своем творчестве обращается к календарно-обрядовому («Посеяли девки лен») и религиозному фольклору («Рождественская колядка»), обнаруживается в его творчестве и шуточный кант XVII века «Война грибов».

В 2013 году вышел сборник С.И. Смирнова «Не грусти, улыбнись и пой!» [6] для детского хора. Среди множества песен особый интерес представляют «Русские потешки» (1995), написанные композитором на подлинный народный текст. Подробно рассмотрим данное произведение, т.к. оно являет собой яркий пример применения жанров детского фольклора (потешки, дразнилки, считалки, заклички, весенней и игровой песни) в современной хоровой музыке для детей, которое целессобразно внедрить в музыкально-педагогический репертуар.

В начале сочинения использован звуко изобразительный прием, имитирующий игру на балалайке из частушек «под язык» (ри-на, ри-на), после которого вступает потешка «Из-за леса, из-за гор», переходит с 20 такта в дразнилку «Ленчик-пончик», с 38 такта считалку «Эны-бены, эны-фок».

С 50 такта включается закличка на дождик «Дождик, лей, лей», с 61 такта игра «Гори, гори ясно», которая переходит в окончании в весеннюю песню «Облака плывут, журавли зовут». В целом, весь текст произведения сложен из разрозненных народных поэтических образцов.

Через лидийскую - четвертую высокую ступень композитор переходит к C-dur. Хор интонирует в объемах квинты c-e-g. Затем происходят сдвиги на тон вверх - в квинту d-a. Наблюдается игра мажорными трезвучиями в секундовом расстоянии.

Лидийская окраска сохраняется. Композитор «играет» народным ладом. В русском молодежном фольклоре четырех -звучный лад в тритоне связан с таночной культурой и встречается в Курских и Белгородских песнях. Возникает цепочка переходов по мажорным тональностям в тоновом соотношении: в 12 такте C-dur - D-dur, в 13 - Es-dur лидийский, в 15 - F-dur лидийский. В 18-м утверждается B-dur. В произведении использованы приемы, свойственные детскому фольклору: секундовые попевки, многократное повторение одного звука, нисходящие тетрахорды, ходы голосов в небольшом диапазоне - терцию, кварту, квинту. Партия дискантов интонируется с 20 такта в объемах квинты. Так же начинается эпизод на тексте дразнилки, проводится в других партиях с расширениями диапазона.

Рисунок 2

В 24 такте на фоне педалей-бурдонов у альтов возникает попевка на трихорде в кварте, свойственная именно жанрам детского фольклора, ассоциирующаяся с №11 «Зайчик» из «Школьного сборника» [18] или игрой «Гори, гори ясно». Эпизод звучит заклинательно - формула многократно повторяется. Наблюдается наслоение попевок - в терцовую переходят вторые дисканты. С 31 такта присоединяется еще одна дразнилка. С 38 такта подключаются тексты явно осовремененные (англоязычные «эны-бены-эны-фок» слоги сочетаются с традиционными образами, старинными именами, междометиями).

^ Lcnlo рос» а росо aucel. h- t i

г у к к \~T~f т р—ГР

i—L* J J J J J •

Рисунок 3

С 43 такта присоединяется текст детской считалки в тональности D-dur. Переход на говорок-речитатив и выкрики, характерные для считалок.

Композитор переносит приемы из детского фольклора в текст и фактуру собственного произведения. В сопровождении возникают трезвучия и квартсекстаккорды со встроенной секундой между примой и терцией - элемент кластерности, свойственный юго-западным молодежным песням (танкам и карагодам). В сольной партии, ведущей основной текст, возникает трихорд в сексте (архаическая попевка). В сопровождающих партиях альтов, ведущихся терцовой второй, интонирование происходит в пределах квинты. По отношению к тонике d возникает окраска миксолидийского лада. В тексте аккомпанирующих партий наблюдается частушечный прием пения «под язык».

В 50 такте «нанизывается» песня-закличка, обращенная к стихии - дождю. В голосах соединяются две квартовые попевки a-d и g-c. Сочетаются тональности D-dur и C-dur. В основной тональности - D-dur возникает миксолидийская окраска.

В 54-56 тактах происходит соединение двух попевок в сольной партии - восходящей секунды и трихорда в кварте.

В 57 такте переход в терцовую попевку. В вертикали малый мажорный септаккорд разрешается терцовым ходом не в B-dur, как ожидалось, а в As-dur трезвучие. Однако, наблюдается исходный прием из начала произведения: As-dur дается с лидийской окраской.

В 60 такте композитор использует D7 в As-dur, лидийская окраска снимается. К тонике присоединяется звучание шестой ступени. Вертикаль звучит как тоника с секстой и квинтой или VI65 и другие обращения Vl-й ступени. Возникают плагальные обороты с бифункциональными аккордами - Т53 + VI65 - II64 + Т53.

С 61 такта присоединяется игра «Гори, гори ясно». В традиции рассматривается как заговор сил природы или летняя игра в догонялки. В партиях дискантов даются попевки, соединяющиеся в вертикали в обычные аккорды: в верхнем голосе - тетрахорд в квинте, в нижнем - малотерцовое интонирование, в вертикали - квартсекстаккорды и секстаккорды.

Вместо наступления ожидаемого оборота (D7 - Т3), возникает III53 с его окружением (как e-moll). В тональном плане происходит уход в далекую диезную сферу. Интонирование у верхних голосов в натуральном звучании, первый альт ведет мелодию в терцовых попевках, а второй в 68 такте хроматизируется - e-dis-d, g-fis-f. Тональность as-moll берется с f, дающим дорийскую окраску, гармонический квинтсекстаккорд (as-œs-es-f).

Возникает энгармоническая модуляция, возвращающая музыку в первоначальную тональность Es-dur. Выстраивается тональная арка. В момент энгармонической замены диезного аккорда на бемольный (гармонический) реализуется кульминация.

Наступает долгожданная тоника во всех партиях хора (Т6). Фактуру подкрашивает партия фортепиано, возвращается лидийская окраска. В отыгрыше фортепиано используются народные звукоряды. С.И. Смирнов находится в рамках ладотонального мышления, выстраивает тональный план и применяет яркие гармонические средства.

В тоже время в плане интонирования опирается на слой детского русского фольклора, его попевочность. Сопоставляет квинтовые объемы разной высотности, применяет трихордовые, тетрахордовые попевки, соединяет их в вертикали. Объединяющим фактором является народный текст, составленный композиторомв соответствии с исполнительской традицией детей (о ней говорил Бессонов [1]). На протяжении всего произведения Сергей Иванович включает общефольклорный прием глиссандирования, встречающийся и в детских песнях. Глиссандо применено неоднократно не только в партии хора, но и в сопровождающей партии фортепиано.

Выводы. Проведенный исполнительский анализ показывает, что данные произведения ориентированы на детский возраст, в связи с чем внедрение их не противоречит идеям формирования музыкально-педагогического репертуара для подрастающего поколения. Постепенно исчезающие жанры детского фольклора возрождаются благодаря сочинениям современных композиторов. Композитор цитирует полностью или частично примеры из фольклорных произведений, относящимся к детскому или юношескому возрасту. Подобные музыкальные произведения могли бы актуализировать музыкально-педагогический репертуар, усилить этническое направление в системе обучения и воспитания подрастающего поколения.

Литература:

1. Абдрахманова М.В. Фольклор как средство природосообразного воспитания детей в системе "дошкольное образовательное учреждение-начальная школа": автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. - Стерлитамак, 2004. - 23 с.

2. Балашова С.С. Изучение музыкального фольклора с учётом специфических противоречий учебного процесса. Дисканд. пед. наук. - М., 1988. - 235 с.

3. Бессонов П.А. Детские песни. - Москва: в типографии Бахметева, 1868. - 253 с.

4. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 5.

5. Бордюг Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах. - Нижний Новгород: Нижегородская областная типография, 1993. - 81 с.

6. Васильева В.В. Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования: Дис. канд. пед. наук. - Мурманск, 2000. - 151 с.

7. Вертякова Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: Дис. канд. пед. наук, 1998. - 156 с.

8. Земцовский И. И. Фольклор и композитор: теоретические этюды. - Ленинград: Советский композитор, 1978 - 176 с.

9. Земцовский И.И. Народная музыка и современность (к проблеме определений фольклора) / И.И. Земцовский // Современность и фольклор: статьи и материалы. - М.: Музыка, 1977. - С. 28-75.

10. Кашапова Л.М. Национальное музыкальное образование школьников: История, теория, практика: Учебное пособие для системы дополнительного професс. обр-я и студ. муз. фак. пед. колледжей и вузов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - 204 с.

11. Корепова К.Е. Нижегородский детский фольклор. - Нижний Новгород: ОНМЦ, 1993. - 36 с.

12. Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации / записаны Е. Линевой. - Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии Наук, 1904. - 88 с.

13. Медведева Т.Ю., Медведев А.Н. Народные промыслы в формировании трудовых ценностей Перспективы науки. -2020. - № 10 (133). - С. 123-125.

14. Медведева Т.Ю., Подзорова Т.И. Формирование трудовых и художественно-нравственных ценностей на основе изучения народных промыслов в условиях дополнительного образования. В сборнике: Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2018. -С. 99-101.

15. Мялкина Е.В. Университетский ресурсный центр как элемент социального развития региона / Е.В. Мялкина, Е.П. Седых, В.А. Житкова, А.В. Васькина, О.И. Исайков // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 3. - С. 1.

16. Николаева, Е.А. Лад и гармония в русской советской музыке фольклорного направления 60-70-х годов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Николаева Елена Алексеевна. - М., 1988. - 24 с.

17. Пусть летают бегемоты!: Детские песни и хоры Нижегородских композиторов / Под ред. Б.С. Гецелева. - Нижний Новгород, 2009. - 100 с.

18. Ромашкова, О.Н. Действо как жанровый феномен русской музыки XX века: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ромашкова Ольга Николаевна. - Тамбов, 2006. - 190 с.

19. Смирнов С.И. Не грусти, улыбнись и пой // Хоровые произведения для детей старшего возраста. - Нижний Новгород: Нить Ариадны, 2013. - 76 с.

20. Соколова Г.Б. Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2005. - 21 с.

21. Школьный сборник русских народных песен / сост. и издан музыкально-этнографической комиссией при этнографическом отделе императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. - Вып. 1 -Москва: Нотопечатня Юргенсона в Москве, 1916. - 46 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кислякова Ольга Петровна

Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); старший преподаватель кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Снежкина Лилия Павловна

Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Воронина Марина Александровна

Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Аннотация. Статья раскрывает возможности поиска разнообразия методических приемов решения задач: организации деятельности преподавателя и обучающихся при решении задач. Выделяются этапы этой работы: анализ условия предметной области задачи и физического явления; составление плана решения; его реализация; анализ решения. Раскрывается подробно каждый этап. В заключении выделяются главные направления совершенствования методики решения задач.

Ключевые слова: методические приёмы решения задач, составление задач, анализ решения, взаимодействия между объектами.

Annоtation. The article reveals the possibilities of searching for a variety of methodological methods for solving problems: organizing the activities of a teacher and students in solving problems. The stages of this work are highlighted: analysis of the conditions of the problem domain and physical phenomenon; drawing up a solution plan; its implementation; analysis of the solution. Each stage is disclosed in detail. In conclusion, the main directions of improving the methodology for solving problems are highlighted.

Keywords: methodological techniques for solving problems, drawing up problems, analyzing solutions, interactions between objects.

Введение. В методике обучения физике традиционно уделялось и уделяется большое внимание решению задач. В этой области достигнуты значительные успехи. Педагогический эффект от решения задач очевиден для преподавателя и методиста. На наш взгляд, для дальнейшего совершенствования методики решения физических задач необходимо обобщить накопленный опыт, определить перспективные направления. При этом важно учитывать соответствие решения физических задач как метода обучения структуре и содержанию курса физики и тенденциям его совершенствования. Конкретно мы это видим в следующем: во-первых, система задач должна быть направлена на усвоение стиля мышления, характерного для изучаемой теории; во-вторых, при решении задач должно происходить формирование знаний, рассмотрение их применения на практике. Это мы и хотим отразить в нашей статье.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время можно выделить следующие тенденции в разработке методики решения задач. Увеличилось разнообразие используемых задач по содержанию и приемов работы с ними, усилилось внимание к качественным и экспериментальным задачам, расширился диапазон функций задач (воспитательная и развивающая в особенности), выделилось стремление строить системы упражнений, исходя, из структуры теории. Особенно важной является тенденция глубоко обосновать как подбор задач, так и способы деятельности при их решении.

Усиление внимания к самостоятельной деятельности обучающихся требует новых приемов работы с задачами (дидактические материалы, программированный контроль, составление задач обучающимися). Понятие «работа с задачами» (вместо понятия «решение задач») расширяет наши возможности поиска разнообразия методических приемов.

В частности, обратимся к деятельности обучающихся по составлению задач. В этом случае можно выделить следующие приемы формулировки заданий обучающимся:

• составить задачу по образцу. Для этого на конкретном материале надо показать, как следует составлять задачу;

• конкретизировать условие задачи. Например, предлагается вставить необходимые данные в текст: «Плоский воздушный конденсатор заряжен до разности потенциалов... Площадь пластин... Напряжённость электрического поля конденсатора ... Определить электроёмкость конденсатора»;

• составить задачу по кратко записанным данным. Этим приемом полезно воспользоваться для задания на самостоятельное решение;

• дополнить или усложнить предложенную задачу, обобщив ее; составить задачу, противоположную данной;

• составить задачу по рисунку, схеме, таблице, фотографии, по тексту указанной книги или цитате. Использовать материал других учебных дисциплин: рисунок, понятие, формулу;

• составить задачу на явление, наблюдаемое в демонстрационном эксперименте или по результатам лабораторной работы и др.

В последние годы возросли возможности индивидуализации процесса решения задач с использованием дидактического материала. Однако внимание к хорошо успевающим обучающимся часто пока еще недостаточно: порой они решают только обычные «типовые» задачи, а это, конечно, тормозит их развитие. Выход мы видим в индивидуальных контрольных работах, специальных индивидуальных заданиях и др. Эти мероприятия позволят преодолеть существующее различие в усвоении знаний на уровне их воспроизведения или применения в знакомой ситуации и на уровне применения в измененной ситуации.

Остановимся на вопросе организации деятельности преподавателя и обучающихся при решении задач. Можно выделить следующие этапы этой работы: анализ условия предметной области задачи и физического явления; составление плана решения; его реализация; анализ решения. Рассмотрим каждый этап.

1. Анализ условия. Поскольку с общей точки зрения решение задачи - это описание рассматриваемого явления, прежде всего, следует выявить в условии физическое явление. Для этого мы предлагаем выделять объекты, их взаимодействия (или действия на них) и средства описания (физические величины, законы). Приступая к описанию физического явления с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.