Научная статья на тему 'ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ПОТЕШКИ / ГАДАНИЯ / ДЕТСКИЕ ИГРЫ / ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Гусева Елена Алексеевна

В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы современного музыкального образования, в частности способы сохранения и передачи народных традиций и обычаев подрастающему поколению и молодежи. В ней отражены результаты фольклорно-этнографической экспедиции с участием студентов кафедры продюсерства и музыкального образования НГПУ им. К. Минина. Ими были записаны и расшифрованы различные жанры детского и юношеского музыкального фольклора северной части области: детские игры, обряды гадания на Святки, потешки, игровые припевы, колыбельные. Выявлена частичная сохранность жанров. Отмечено постепенное исчезновение их из быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Гусева Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S FOLKLORE IN THE PEDAGOGICAL ASPECT ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF THE NIZHNY NOVGOROD COMPOSER T.L. TATARINOVA

The article examines and discusses the problems of modern music education, in particular, ways of preserving and transmitting folk traditions and customs to the younger generation and youth. It reflects the results of a folklore and ethnographic expedition with the participation of students of the Department of Production and Music Education of the K. Minin NGPU. They recorded and deciphered various genres of children's and youth musical folklore of the northern part of the region: children's games, divination rituals for Christmas, nursery rhymes, game choruses, lullabies. Partial preservation of genres is revealed. Their gradual disappearance from everyday life is noted.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

учебная, творческая), развитие коммуникативных способностей и общения, использование в работе художественной литературы и произведений искусства, создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы и ситуации успеха для каждого ребенка. Программа базируется на гуманистическом, индивидуально-личностном, проблемном, средовом и системно-деятельностном подходах. Принципы работы по программе: поддержки детской инициативы, сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенного повышения сложности (динамичности). Все занятия в рамках программы предполагают игровую форму с компонентами творческой, проектной и исследовательской деятельности, что вызывает у детей интерес и эмоциональный отклик.

После осуществления деятельности по внедрению в образовательный процесс ДОО разработанной программы, обнаружена положительная динамика изменения уровня сформированности мотивации к учению детей старшего дошкольного возраста, включенных в работу по программе, получен позитивный отзыв родителей старших дошкольников, оказано содействие других педагогов.

Выводы. Подытоживая сказанное необходимо отметить, что осуществление психолого-педагогической поддержки формирования мотивации к учению детей старшего дошкольного возраста очень актуальная, важная и кропотливая работа, которая заключается в развитии социально-эмоциональной компетентности будущих школьников с точки зрения готовности к школе, активизации потребности в познавательной деятельности, а также предотвращении их проблемного поведения и неуспехах в обучении.

Литература:

1. Виноградова, М.А. Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М.А. Виноградова, В.С. Пенюгалова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 1 (291). - С. 125-130. - URL: https://moluch.ru/archive/291/65709/.

2. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.

3. Дрофа, П.Т. К вопросу влияния детского художественного творчества на эмоциональное развитие дошкольников / П.Т. Дрофа, Е.И. Толокнеева // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: Сборник материалов III Международной Интернет-конференции, Ставрополь, 01-30 июня 2021 года. - Ставрополь: СевероКавказский федеральный университет, 2021. - С. 112-117. - EDN EKBHUA.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480 с.

5. Изучение мотивации поведения детей и подростков / [Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной] Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М., «Педагогика», 1972. - 352 с.

6. Кириллова, В.И. Психолого-педагогические условия развития навыков учебной деятельности у младших школьников / В.И. Кириллова, М.И. Кириллова // Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции, Ставрополь, 24-25 октября 2017 года / Отв. ред. И.В. Белашева. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. - С. 238-241.

7. Кузьмина Н.Г. Проблемный подход в образовании ребенка-дошкольника // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 дек. 2017 г.) - Чебоксары: ИД «Среда», 2017. - С. 67-69. - ISBN 978-5-9500853-7-6.

8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. -Москва: Просвещение, 1990. - 192 с. - (Психологическая наука - школе). - ISBN 5-09-001744-1.

9. Сергеева, Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий / Л.В. Сергеева // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-gotovnost-k-shkole-kak-osnova-uspeshnogo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy.

10. Солодянкина, Е.Г. Влияние детско-родительских отношений на мотивацию учения первоклассников / Е.Г. Солодянкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 30. - С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55325.htm.

11. Шипнягова, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе в условиях детского сада / О.В. Шипнягова, Е.О. Хмелевская // Педагогическое призвание 2022: сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 24 февраля 2022 года. -Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 286-294.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Гусева Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы современного музыкального образования, в частности способы сохранения и передачи народных традиций и обычаев подрастающему поколению и молодежи. В ней отражены результаты фольклорно-этнографической экспедиции с участием студентов кафедры продюсерства и музыкального образования НГПУ им. К. Минина. Ими были записаны и расшифрованы различные жанры детского и юношеского музыкального фольклора северной части области: детские игры, обряды гадания на Святки, потешки, игровые припевы, колыбельные. Выявлена частичная сохранность жанров. Отмечено постепенное исчезновение их из быта. Ключевые слова: фольклорная экспедиция, потешки, гадания, детские игры, жанры фольклора.

Annotation. The article examines and discusses the problems of modern music education, in particular, ways of preserving and transmitting folk traditions and customs to the younger generation and youth. It reflects the results of a folklore and ethnographic expedition with the participation of students of the Department of Production and Music Education of the K. Minin NGPU. They recorded and deciphered various genres of children's and youth musical folklore of the northern part of the region: children's games, divination rituals for Christmas, nursery rhymes, game choruses, lullabies. Partial preservation of genres is revealed. Their gradual disappearance from everyday life is noted.

Key words: folklore expedition, nursery rhymes, fortune telling, children's games, folklore genres.

Введение. Важным фактором современного музыкального образования является воспитание обучающихся на основе народных традиций и обычаев. С раннего детства фольклорные традиции служат источником познания окружающего мира. Именно в народной песне заключен богатейший воспитательный и образовательный потенциал. Традиционное народное пение или фольклорное пение в широком понимании - это вид пения определенной локальной зоны или отдельной национальности. Бытование фольклора постепенно угасает, уходят носители, а с ними и традиции и песни. Зафиксировать от носителей фольклорные жанры и передать подрастающему поколению - одна из задач, стоящих перед педагогами и этноисполнителями.

В 2020 г. авторами статьи была осуществлена фольклорно-этнографическая экспедиция совместно со студентами кафедры продюсерства и музыкального образования НГПУ им. К. Минина в северную часть Нижегородской области, где были зафиксированы от носителя локальной традиции некоторые жанры детского и юношеского музыкального фольклора. В процессе записи состоялась своего рода творческая лаборатория по перениманию и усвоению традиционного пения этой локальной зоны. Исполнительница охотно демонстрировала свои вокальные способности, применяла в общении метод вокального обучения «с голоса». В отличии от классической манеры пения фольклорная отличается способом звукоизвлечения, большей естественностью и голошением (об этом подробно пишет Н.К. Мешко в своей работе «Искусство народного пения»). Студенты внимательно следили за положением рта, артикуляцией, распределением дыхания, певческой свободой и через небольшой отрезок времени смогли сами спеть очень близко к локальной традиции. Закрепление навыка проходило на последующих занятиях по этнографии и народному творчеству в Мининском университете. Некоторые песенки вошли в репертуар учебного ансамбля, а манера звукоизвлечения стала близкой и очень понятной.

Изложение основного материала статьи. Деревня Рогуново, берег Спасского озера. Жители деревни занимались сельским хозяйством, и являлись рабочими колхозов. Имелся Неклюдовский сельсовет. В послевоенное время (1953 г.) д. Рогуново, вместе с близлежащими деревнями: Толоконцево, Тайново, Медведково, с. Неклюдово объединились и был создан посёлок городского типа Неклюдово, который уже в 2000 годах был включен в состав города Бор отдельным посёлком. В результате экспедиции студентами были записаны несколько песен в поселке городского типа Неклюдово Борского района Нижегородской области от Крайновой (Мазуровой) Людмилы Викторовны 1938 года рождения. Родилась она 13 января 1938 года. Всё своё детство она провела в Рогуново, после свадьбы переехала в п. Галицы Владимирской области, позже в г.Дзержинск. Но всё-таки самым родным местом был родительский дом, в который прабабушка вернулась со своей семьёй и живёт там по сей день. С малых лет Е.Гусева слышала от неё и бабушки различные колыбельные, пестушки, приговорки. Когда долго не могла уснуть ей пели колыбельные. Нотация Гусевой Елены.

В колыбельных «Люли-люленьки» и «Баю, баюшки» монодийная фактура, сольный способ исполнения. Текст начинается традиционных формул баюкания, встречавшихся и ранее. В «Люли-люленьки» окончание оригинальное: «детку усыплять», «детиночку качать». Мелодия развивается в пределах кварты. Ритмика пунктирная. Образы в колыбельных распространенные, свойственные детскому фольклору - гуленьки, галки, волчок - наделены поведением человека. Пример:

«Баю, баюшки» широко известная колыбельная. Записана в объеме м.6. в мелодии терцовые и квартовые ходы. Простой ритм. Пример:

Когда на ребенка нападала зевота ему пелась припевочка-приговорочка. Заговор на зевоту (похожим текстом-заговором отваживают икоту). Аналогов этой мелодии нет, звуковой объем не самый большой, заполненый гексахорд, в конце заговора использован прием из потешек - интонирование на одном звуке. Мелодия речитативного типа. Монодийная фактура, сольный способ исполнения. Пример:

Известная повсеместно игра «Ладушки» сопровождалась потешкой и была направлена на развитие координации движений рук. Так же как и в игре «Сорока» фактура может быть монодийной или унисонной, следовательно и способ исполнения сольный или ансамблевый. Данная игра широко применяется в системе дошкольного воспитания у детей от 1 до 3-х лет. В этом возрасте малыши начинают говорить и соответственно повторять слова игрового припева за воспитателем, либо дома за родителями или нянями. Мелодия основана на традиционном трихорде в кварте. Ритмоформулы типовые. Пример:

Также в этой местности были записаны уличные игры. Игра «Лиска-лиса» начинается с любой считалочки, определяется Лиса, остальные выполняют роль кур. Пример:

Пропев многократно повторяющуюся терцовую попевку дразнилки, «куры» бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит ловить: кого поймает, тот становится водящим. Напев напоминает южные щедровки. Фактура унисонная, способ исполнения ансамблевый.

Прятки: выбирается водящий, который будет искать остальных. Ребята поют считалку. Пример:

После пропетой мелодии дети прячутся, а водящий начинает счет. Далее водящий ищет всех спрятавшихся, пока не найдет последнего. Тот, кого находят первым, становится следующим водящим.

Мелодия данной игровой песенки очень своеобразна. Она строится на двух квартовых попевках, повторенных многократно. Завершает единственную строфу опевающий оборот с постепенным сужением интонации - от кварты к терции, а далее к секунде. Ритм простой с чередованием восьмых и четвертей, ритмоформула окончания типовая. Фактура и способ исполнения, как и в игре «Лиска-лиса».

1) Гадание на суженого по деревянному гребню.

Действо гадания происходило во время святок. Для данного вида гадания нужен был лишь гребень, которым пользовалась только гадающая. Как проводился ритуал:

Перед сном, гадающая распускала волосы и пару раз расчёсывалась деревянным гребнем. Гребень клался под подушку с приговором «Суженый ты мой, ряженый, ты во сне ко мне приди, и голову мою причеши». После произнесённых слов разговаривать не стоило. Гадающая ложилась спать. Во сне не обязательно суженый должен именно расчёсывать волосы, важно запомнить образ увиденного.

2) Гадание на имя жениха.

В крещенскую ночь девушки выходили на улицу и спрашивали имя у первого встречного мужчины. По поверью, имя первого встречного является именем суженного.

Также, по словам Елены Гусевой, когда они с бабушкой занимались домашней работой, она напевала рабочие частушки. Пример:

Частушка про лейтенанта

3

Выводы. С начала 2000-х гг. появляется большое количество творческих проектов, призванных сохранять и транслировать нематериальное культурное наследие нашей необъятной многонациональной страны. Большую работу в этом направлении проводит Государственный Дом народного творчества им. Поленова. Специалистами организованы фольклорные фестивали («Перепляс», «Детская фольклориада», «мир Сибири»), творческие лаборатории («Дети и традиционная народная культура»), курсы повышения квалификации для руководителей детских народно-певческих коллективов с привлечением специалистов, ученых, практиков из области фольклора. Педагогами создаются программы в начальном профессиональном образовании «Музыкальный фольклор», «Народный хор» и др.). В настоящее время происходит активная реконструкция календарных и семейных обрядов и перенесение их на сценические подмостки. Сценическим воплощением фольклора занимаются как дети, так и взрослые в народно-певческих коллективах под руководством педагогов в системах образования и культурно-досуговой деятельности. Детский фольклор является основой репертуара детских и молодежных народно-певческих коллективов.

Литература:

1. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие / В.П. Анисимов. - Москва, 2016. -С. 36-52.

2. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(3б). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV.

3. Воронина, Н.И. Идентичность и толерантность в многоукладности российской культуры / Н.И. Воронина // Толерантность в культуре и процесс глобализации. - М., 2010. - С. 388-446.

4. Воронина, Н.И. Лики провинциальной культуры / Н.И. Воронина. - Саранск, 2006. - 232 с.

5. Дикаркина, М.Д. Музыкальное воспитание как механизм формирования духовно-нравственных ценностей / М.Д. Дикаркина, Е.Р. Кирдянова, О.А. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 64-66.

6. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко. - М.: «Смысл», 2016. - С. 50.

7. Кислова, О.Н. Музыкальный фольклор - основа репертуара при обучении детей народному пению: учебно-методическое пособие для средних специальных учебных заведений культуры и искусства / О.Н. Кислова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 48 с. - ISBN 978-5-4475-9887-7. - EDN VVRRTA.

8. Кислова, О.Н. Воспитание гармонично развитой личности на основе традиционного народного пения / О.Н. Кислова, А.Н. Медведев // Инновационная деятельность в образовании: Сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 73-75.

9. Культурология: Учебное пособие. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2012. - 136 с. - (Учебники Мордовского университета). - ISBN 978-5-7103-2397-7.

10. Мадримов, Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии / Б.Х. Мадримов // Вестник науки и образования. - 2020. - № 21-2 (99).

11. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2.

12. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М., 1972.

13. Хлап, А.А. Техногенный идеал в цифровой культуре: построение модели исследования / А.А. Хлап // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-14. - EDN TRUJLO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.