сделать урок более ресурсным, продуктивным, интересным и ярким. Современному педагогу необходимо владеть информационными средствами обучения. Использовать не только имеющиеся программы, но и создавать новые, ориентируясь на возможности и способности учащихся.
Литература:
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: учеб. пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЭР СЭ, 2008. - 431 с.
2. Адищев, В.И. Музыка в школе: учеб.-метод. обеспечение (из практики первых послеоктябрьских лет) /
B.И. Акишев // Историко-педагогический журнал. - 2019. - № 4. - С. 127-138
3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие / В.П. Анисимов. - Москва, 2016. -
C. 36-52
4. Арановский, М.Г. Музыка. Мышление. Жизнь: статьи, интервью, воспоминания / М.Г. Арановский; Гос. ин-т искусствознания. - М.: ГИИ, 2012. - 439 с.
5. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36).
6. Воронина, Н.И. Идентичность и толерантность в многоукладности российской культуры / Н.И. Воронина // Толерантность в культуре и процесс глобализации. - М., 2010. - С. 388-446
7. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко. - М.: «Смысл», 2016. - 50 с.
8. Кислова, О.Н. Воспитание гармонично развитой личности на основе традиционного народного пения / О.Н. Кислова, А.Н. Медведев // Инновационная деятельность в образовании: Сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 73-75
9. Мухтарова, Ш.М. Этнодидактический подход к культурологической парадигме образования / Ш.М. Мухтарова // Этнокультура детства: традиционный и современный мир детства: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 125-летию Г.С. Виноградова («Виноградовские чтения») / отв. ред. С.В. Григорьев. - М., 2012. - С. 53-65
10. Немова, О.А. Образ детства как культурный феномен и его современные трансформации / О.А. Немова, В.А. Карнаухова, Н.А. Шевченко // Школа будущего. - 2019. - № 3. - С. 202-211
11. Обобщение опыта работы «Использование информационно-коммуникационных технологий в начальных классах». - (1sept.ru дата обращения 10.11.2022).
12. Подчередниченко, Н.А. Функции детской музыки в культуре детства / Н.А. Подчередниченко // Вестник ТГПУ. -2013. - № 9 (137). - С. 161-166
13. Подчередниченко, Н.А. Этнокультурные смыслы детских музыкальных традиций (на примере колыбельных) / Н.А. Подчередниченко // Вестник САФУ. Серия: Гуманит. и соц. науки. - 2013. - № 4. - С. 105-108
14. Хлап, А.А. Техногенный идеал в цифровой культуре: построение модели исследования / А.А. Хлап // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1(38).
Педагогика
УДК 378
преподаватель Кислова Оксана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Шарова Юлия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы дошкольного музыкального образования, в частности способы сохранения и передачи народных традиций и обычаев подрастающему поколению. В ней отражен практический опыт педагогов-музыкантов, работающих в системе дошкольного образования в Нижнем Новгороде, а также их экспериментальная деятельность в приобщении детей к календарно-обрядовому фольклору. Освещены методы работы с фольклорным материалом в детском коллективе. Отмечена значимость детского музыкального фольклора в воспитательном и образовательном процессах.
Ключевые слова: календарные обряды, потешки, детские игры, жанры фольклора.
Annotation. The article discusses and discusses the problems of preschool music education, in particular, ways to preserve and transmit folk traditions and customs to the younger generation. It reflects the practical experience of music teachers working in the preschool education system in Nizhny Novgorod, their experimental activities in introducing children to calendar and ritual folklore. The methods of working with folklore material in the children's collective are highlighted. The importance of children's musical folklore in the educational and educational processes is noted.
Key words: calendar rituals, nursery rhymes, children's games, folklore genres.
Введение. Важным фактором дошкольного музыкального образования является воспитание обучающихся на основе народных традиций и обычаев. В настоящее время, когда политика государства настроена возрождать духовные ценности, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. 2022 г объявлен в Российской Федерации годом сохранения народной культуры и нематериального культурного наследия. Фольклор является самым положительным фундаментом для формирования национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте.
Исследователи народного искусства (В.С. Воронов, М.А. Некрасова, В.Н. Василенко) отмечают, что в приобщении детей к русской культуре наблюдается традиционность, связь с окружающим миром, связь с нашими предками, коммуникабельность. Дети вырастают добрыми, отзывчивыми, всесторонне развитыми.
С раннего детства фольклорные традиции служат источником познания окружающего мира. Именно в народных обычаях и традициях заключен богатейший воспитательный и образовательный потенциал. С младенчества ребенок слушает колыбельные, потешки, прибаутки, вступает в тактильный контакт в игровой деятельности (пальчиковые игры, приговорки при умывании, пробуждении ребенка). Учится счету в игровой форме, применяя считалки и пальчиковые игры.
При помощи скороговорок педагог решает логопедические задачи в детском коллективе. Бытование фольклора постепенно угасает, уходят носители, а с ними и традиции и песни. Одна из приоритетных задач педагога-музыканта в детском саду является передача подрастающему поколению веками накопленной народной мудрости и возвращение народных обычаев в семью, так как именно в семье закладываются морально-этические принципы будущего члена современного общества.
Изложение основного материала статьи. Воспитание и обучение на базе детского фольклора является одним из основных направлений в дошкольном воспитании. Педагоги обращаются к различным жанрам детского музыкального фольклора: колыбельным, потешкам, сказкам с игровыми припевами, игровым песням и др. Большое количество колыбельных мы разучиваем с детьми на музыкальных занятиях, укачивая кукол. Образы в колыбельных распространенные, свойственные детскому фольклору - гуленьки, галки, волчок - наделены поведением человека. Примеры:
Некоторые колыбельные отражают черты колядных песен. Пример:
ГДЕ БЫЛ, ВОЛЧОК?
ш/ ^ ^
»Где бил,, ш _ чак? —Им ;рын _ до. —Что ку _ пни? —Сви-мии _ к и
Ив 14|)е| Ил мню
\ *
Чст звп ~ „ ТКЙ?
—Д|Д КЛОН.
Ф Сим — рн _ ли м[ч._вык бея.
— Гд1? был. иол чо к?
— Ни рыикзе,
— Что купил? -— Сницинки.
— Чей заплатя?
— Дал шерсти клок, Ободрали правый Сок.
— А где твой хиост?
— Оставил в драке.
— Л КТО ПТфЬТЗ/
— Собаки.
Известная повсеместно тактильная игра «Ладушки» сопровождается потешкой и направлена на развитие координации и является так же общеразвивающим упражнением для рук. Данная игра широко применяется в системе дошкольного воспитания у детей от 1 до 3-х лет. В этом возрасте малыши начинают говорить и повторять слова игрового припева за воспитателем, либо дома за родителями или нянями. Пример:
Подобная тактильная игра про грибы. Пример:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик парить стал,
Этот пальчик все съел, оттого и потолстел!
Дети пересчитывают под приговорку пальчики на руке. В данном примере решается несколько педагогических и общеразвивающих задач: идет обучение счету, выполняется пальчиковая гимнастика, решаются в проговаривании логопедические проблемы.
На занятиях используется большое количество народных игр со счетом: например, игры «Лисынька -лиса», «Прятки», «Догонялки» начинаются с различных считалок, определяется водящий, остальные выполняют роли по тексту игры. Пример:
Дети поют дразнилку водящему, а затем, изображая кур бегут врассыпную от лисы.
В «Прятках» так же выбирается водящий, который будет искать остальных. Дети пропевают хором считалку. Пример:
»- г—^— 9 в 1- 1-- т- *-}- V— 9 ¥ V— N-
}— >—^—• -1= 1-^ 1 - ;-^ - У— ^-• 1—« >
Бе - жит зай - ка по до - ро - ге, Да ус - та - ли
силь - но но - ги.
•- Г--— ш —^— *- 0- ■ ■ —
>>— } л л - м л л' р— ^— N М |=и
За - хо - те - лось зай - ке спать,
Вы - хо - ди, те - бе ис - кать.
Затем дети прячутся, а водящий начинает счет, ищет всех спрятавшихся, пока не найдет последнего. Тот, кого находят первым, становится следующим водящим.
Одним из самых распространенных методов работы в детском дошкольном учреждении является метод личного показа. Мы в своей практической деятельности используем народные костюмы, народные шумовые и ударные инструменты, свистульки, занимаемся детской бытовой народной хореографией. Работая с детьми, часто встречаешься с тем, что не всегда детская аудитория положительно воспринимает попытки педагога познакомить с народными промыслами. Дети часто отвлекаются, не слушая ознакомительный материал. Как только педагог надевает народный костюм и в игровой форме начинает знакомить с различными видами росписи, лепкой глиняных свистулек, изготовлением
кукол-оберегов и т.д. атмосфера на занятии меняется. Дети с интересом разглядывают и слушают музыкального руководителя в сарафане и кокошнике и активно вовлекаются в воспитательно-образовательную деятельность. Особенно нравится им лепить из глины (в младших группах из пластилина) фигурки животных и птиц, мастерить кукол из подручных материалов и при этом знакомиться с жанрами детского фольклора (играми с игровыми припевами, колыбельными, потешками, прибаутками, и др). Пример:
Мы применяем в экспериментальной деятельности фольклорные жанры, преимущественно записанные в Нижегородской области, отражающие локальную традицию региона. Пример:
Выводы. Таким образом, воспитание на отточенных веками образцах детского фольклора, является одним из ключевых направлений в современном дошкольном музыкальном воспитании и образовании. Детский музыкальный фольклор учит ребенка под руководством педагога ориентироваться в большом потоке информации, поступающим из вне. Дети вовлекаются в экспериментальную деятельность, приобщаются к народной культуре, ее традициям и обрядам. Учатся играть на народных музыкальных инструментах, знакомятся с бытовой хореографией. Устанавливается новая цепочка передачи традиции: исследователь - педагог - ребенок - семья.
Литература:
1. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие / В.П. Анисимов. - Москва, 2016. -С. 36-52
2. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36).
3. Бордюг, Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах / Н.Д. Бордюг. -Н. Новгород: Нижегород. обл. тип., 1993. - 81 с.
4. Бордюг, Н.Д. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области / Н.Д. Бордюг. - Н. Новгород: ОНМЦ, 1992. - 22 с.
5. Воронина, Н.И. Идентичность и толерантность в многоукладности российской культуры / Н.И. Воронина // Толерантность в культуре и процесс глобализации. - М., 2010. - С. 388-446
6. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко. - М.: «Смысл», 2016. - 50 с.
7. Кислова, О.Н. Музыкальный фольклор - основа репертуара при обучении детей народному пению: учебно-методическое пособие для средних специальных учебных заведений культуры и искусства / О.Н. Кислова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 48 с.
8. Кислова, О.Н. Воспитание гармонично развитой личности на основе традиционного народного пения / О.Н. Кислова, А.Н. Медведев // Инновационная деятельность в образовании: Сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 73-75
9. Культурология: Учебное пособие. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2012. - 136 с.
10. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38).
11. Немова, О.А. Образ детства как культурный феномен и его современные трансформации / О.А. Немова, В.А. Карнаухова, Н.А. Шевченко // Школа будущего. - 2019. - № 3. - С. 202-211
12. Хлап, А.А. Техногенный идеал в цифровой культуре: построение модели исследования / А.А. Хлап // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1(38).