Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / УРОК МУЗЫКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Карнаухова Вероника Александровна, Белякова Екатерина Алексеевна

В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы музыкального образования, в частности использование педагогами в учебном процессе ИКТ (информационных компьютерных технологий) на уроках музыки. В ней отражен практический опыт педагогов-музыкантов, работающих в системе общего образования в Нижнем Новгороде, а также их экспериментальная деятельность (тестирование учащихся и педагогического состава). Освещены приемы и способы работы с ИКТ и ЭОР (электронными образовательными ресурсами) на уроках музыки. В использовании ИКТ отмечено повышение качества усвоения материала, повышение интереса к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Карнаухова Вероника Александровна, Белякова Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION COMPUTER TECHNOLOGIES IN MUSIC LESSONS IN A COMPREHENSIVE SCHOOL

The article examines and discusses the problems of music education, in particular the use of ICT (information computer technology) by teachers in the educational process in music lessons. It reflects the practical experience of music teachers working in the general education system in Nizhny Novgorod, as well as their experimental activities (testing students and teaching staff). The techniques and ways of working with ICT and EER (electronic educational resources) at music lessons are covered. In the use of ICT, there was an increase in the quality of assimilation of the material, an increase in interest in learning.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

5. О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 гг.: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203.

6. Розина, И.Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде / И.Н. Розина // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2004. - № 2. - С. 97-101

7. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова. - М.: НИЦ «Еврошкола». - 2004. - 68 с.

8. Сутягина, Т.В. Развитие soft-компетенций будущих педагогов в образовательной деятельности / Т.В. Сутягина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. №4. -С. 98-103.

9. Сысоева, Е.Ю. Коммуникативная культура преподавателя / Е.Ю. Сысоева. - Самара: Самарский университет, 2014. - 144 с.

10. Третьякова, В.С. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура / В.С. Третьякова, А.А. Игнатенко // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2012. - №1. - С. 227-230

11. Устюжанина, Е.В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы / Е.В. Устюжанина, С.Г. Евсюков // Вестник экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2018. - № 1 (97). - С. 3-12

12. Филатова ,Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура // Magister Dixit. - 2012. - № 1 (03) - С. 98-100

13. Шкаликов, Е.В. Семиотическая модель педагогической коммуникации в цифровой образовательной среде с позиций конвергентной педагогики / Е.В. Шкаликов, О.В. Коршунова // Вестник Вятского государственного университета. -2020. - №2. - С. 155-170

Педагогика

УДК 378

преподаватель Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат искусствоведения Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Белякова Екатерина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы музыкального образования, в частности использование педагогами в учебном процессе ИКТ (информационных компьютерных технологий) на уроках музыки. В ней отражен практический опыт педагогов-музыкантов, работающих в системе общего образования в Нижнем Новгороде, а также их экспериментальная деятельность (тестирование учащихся и педагогического состава). Освещены приемы и способы работы с ИКТ и ЭОР (электронными образовательными ресурсами) на уроках музыки. В использовании ИКТ отмечено повышение качества усвоения материала, повышение интереса к обучению.

Ключевые слова: ИКТ, урок музыки, образовательные платформы, дистанционное обучение.

Annotation. The article examines and discusses the problems of music education, in particular the use of ICT (information computer technology) by teachers in the educational process in music lessons. It reflects the practical experience of music teachers working in the general education system in Nizhny Novgorod, as well as their experimental activities (testing students and teaching staff). The techniques and ways of working with ICT and EER (electronic educational resources) at music lessons are covered. In the use of ICT, there was an increase in the quality of assimilation of the material, an increase in interest in learning.

Key words: ICT, music lesson, educational platforms, distance learning.

Введение. Применение компьютерных технологий в нашей стране началось сравнительно не так давно, как в Европе. Данная проблема применения ИКТ на уроках музыки является актуальной и обсуждаемой в современном образовательном процессе. Вопросами формирования и развития электронного музыкального творчества занимались И.М. Красильников, С.В. Пучков, М.Г. Светлов и др.; ИКТ в музыкальном образовании школьников А.О. Бороздин, Э.В. Зауторова, Ж.Б. Кармазина, Г.С. Машошина, Д.А. Семенова, Т. Цареградская и др.; развитием музыкального слуха в процессе электронного музицирования А.Е. Гимро. Учителю музыки в настоящее время недостаточно быть хорошим музыкантом, ему еще нужно владеть знаниями и навыками в работе с электронными образовательными ресурсами на различных платформах. Из этого выходит проблема подготовки специалистов нового типа, информированных в компьютерных технологиях и умеющих применять ИКТ в музыкально-практической деятельности. На первый план выходят задачи, которые направляют обучающихся на самообразование и самореализацию в условиях современного общества, развивают их творческий потенциал.

Компьютерные технологии вовлекают детей в процесс обучения, помогая раскрывать и развивать творческие способности, а также активизировать познавательный процесс. Основной деятельностью детей младшего и среднего школьного возраста является игра. Музыкально-дидактические игры, организованные педагогом с помощью компьютерных технологий, ориентированы на самостоятельное познание и восприятие окружающего мира обучающимися. Использование компьютерных технологий позволяет эффективно достигать предметных образовательных результатов, которые могут быть диагностированы в очном и заочном формате. Таким образом использование ИКТ позволяет учителю быть не только основным источником информации, но и дает возможность ребенку работать самостоятельно. Так же использование ИКТ помогает педагогу изменить роль ученика на уроке, из пассивного в активного.

Изложение основного материала статьи. ИКТ на уроках музыки - это, прежде всего, систематизация, красочность, занимательность, мобильность предлагаемой информации, это повышение качества урока, качество усвоения материала, повышение интереса и самостоятельного вовлечения обучающегося в образовательный процесс. Использование ИКТ на уроках музыки помогает обучающимся легче представить, осознать и понять образ музыкального произведения, смысл

текста, выразительность пения. Для этого педагоги используют, имеющуюся у них или на образовательной платформе картотеку иллюстраций и презентаций к различным песням и сочинениям композиторов. К.Д. Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...». Самыми распространенными образовательными ресурсами на уроках музыки в современных школах являются презентации.

Особо остро встала проблема применения ИКТ в образовательном процессе в период пандемии. Основной массе педагогов пришлось освоить работу на образовательных платформах. Платформы, используемые в работе при проведении уроков с помощью компьютерных технологий:

• РЭШ (Российская электронная школа) - платформа по работе офлайн, где есть любой предмет, видео-уроки, тесты и проверь себя, а также конспект видео-урока. Можно использовать как дополнение к уроку.

• ClassMarker.com - сайт, где можно создавать тесты, вопросы, сертификаты.

• Puzzlecup.com - фабрика кроссвордов, можно использовать, как методические разработки, а можно дать задания на

дом.

• Интерактивная доска - позволяет работать прямо на ней с любой открытой в данный момент на компьютере программой.

• Padlet.ru - стикерная доска, где ученики без регистрации могут прикреплять материал.

• Classic-music.ru - сайт, на котором размещены биографии всех композиторов.

Так же можно воспользоваться Coogl-классом, конференц-платформой Zoom, Яндекс-телемост и др.

Педагогам было достаточно сложно определить единую для всех предметов платформу и ЭОР как для проведения уроков, так и источников для работы в классе и дома. В современном образовательном процессе в тот период появилось много возможностей использования ИКТ на уроках и при выполнении домашнего задания. Каждый учитель индивидуально планировал и подбирал ИКТ для проведения уроков, которые в настоящее время важны и необходимы в процессе обучения для качественного усвоения полученных знаний.

На схеме №1 показан процент учащихся, которые смогли заниматься в дистанционной форме с использованием ИКТ. Для детей этот процесс более привычен, чем для педагогов и родителей.

Ученик 3 класса говорит: «Было тяжело, приходилось самому проходить материал. Предметы ИЗО, Музыка, Физкультура, Английский язык размещены на разных платформах и было трудно сначала, постоянно путались в них. А потом привыкли и стало просто».

На схеме №2 показаны результаты опроса родителей. Не все родители владели ИКТ и работой ЭОР, платформах.

На схеме №3 показаны результаты опроса учителей. Учителя, в возрасте 50+ были не готовы на переход в дистанционный формат, на помощь пришли молодые специалисты, которые обучили новым ИКТ. Познакомили коллег с ZOOM, Дискорт, РЭШ, Padlet, канва. Схема №1: '

# Обучение было удобным

# Удобным,но не всегда понятным

Не понятно, но разобрался под конец обучения ф Не смог работать в дистанте

Схема №2:

# Обучение было удобным Ф Удобным,но не всегда понятным

Не понятно, но разобрался под конец обучения Ф Не смог работать в дистанте

Схема №3:

ф обучение было удобным Ф удобным, но не всегда понятным не понятно, но разобрались Ф не смог работать в дистанте

На время дистанционного образования практиковались тесты онлайн, в которых по окончанию учащийся мог увидеть результат и те вопросы, в которых сделал ошибки. Для ученика это важно, он получается объективный результат. Тесты

онлайн удобны тем, что учитель может успеть опросить весь класс и понять, в какой теме имеются проблемы. Положительные моменты, которые можно отметить при проведении тестов онлайн:

- ученик наглядно видит в каком вопросе сделал ошибку;

- педагог может поставить ограничение по времени;

- ученик может дать развернутый ответ;

- учитель за короткое время может проверить знания целого класса.

С использованием ИКТ на уроках музыки в начальных классах уровень успеваемости и качество обучения повысились.

Для уроков музыки в начальных классах существует картотека опер в мультипликационном варианте. Они для детей гораздо интереснее и усвоение материала идет не только с помощью слухового центра, но и визуализации, причем в форме сказки. А сказки все дети любят с младенчества. Сложный материал подается в простой привычной для ребят форме, запоминается и усваивается.

Педагоги в подготовке и проведении занятий активно используют программу «Шедевры музыки». У программы широкие возможности демонстративных и обучающих средств: сведения о композиторах, история создания музыкальных произведений, комментарии музыковедов к ним, аудио и видеоматериалы, словарь музыкальных терминов и инструментов. Она проста в обращении как для детей, так и для педагогов. Для проверки знаний можно зайти в раздел «Викторина», определить произведение и композитора, написавшего его.

Очень интересны для использования в образовательном процессе современные электронные музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», в которой представлены современные исполнители и группы, их альбомы, а также информация о них.

Распространенным средством на уроках музыки также является синтезатор. Педагог показывает, как с помощью электронных тембров и компьютерной программы можно записать фонограмму звучания с различными инструментами. Предлагает детям записать минусовку на разучиваемое в классе произведение, тем самым вовлекая детей в творческий процесс. Результатом такой работы на уроке может стать концертное выступление под совместно записанную фонограмму.

Своеобразным ИКТ является караоке. Все дети знают об этих программах и умеют в них ориентироваться, а педагоги активно используют их на уроках музыки.

Выводы. ИКТ - это мобильность, гибкость, информативность, наглядность, познавательность. Использование ИКТ на уроках музыки превращает обучение в увлекательный творческий процесс. Усиливает мотивацию детей к учебе. Качество обучения повышается, уровень успеваемости растет. С помощью информационных компьютерных технологий можно

сделать урок более ресурсным, продуктивным, интересным и ярким. Современному педагогу необходимо владеть информационными средствами обучения. Использовать не только имеющиеся программы, но и создавать новые, ориентируясь на возможности и способности учащихся.

Литература:

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: учеб. пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЭР СЭ, 2008. - 431 с.

2. Адищев, В.И. Музыка в школе: учеб.-метод. обеспечение (из практики первых послеоктябрьских лет) /

B.И. Акишев // Историко-педагогический журнал. - 2019. - № 4. - С. 127-138

3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие / В.П. Анисимов. - Москва, 2016. -

C. 36-52

4. Арановский, М.Г. Музыка. Мышление. Жизнь: статьи, интервью, воспоминания / М.Г. Арановский; Гос. ин-т искусствознания. - М.: ГИИ, 2012. - 439 с.

5. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36).

6. Воронина, Н.И. Идентичность и толерантность в многоукладности российской культуры / Н.И. Воронина // Толерантность в культуре и процесс глобализации. - М., 2010. - С. 388-446

7. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко. - М.: «Смысл», 2016. - 50 с.

8. Кислова, О.Н. Воспитание гармонично развитой личности на основе традиционного народного пения / О.Н. Кислова, А.Н. Медведев // Инновационная деятельность в образовании: Сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 73-75

9. Мухтарова, Ш.М. Этнодидактический подход к культурологической парадигме образования / Ш.М. Мухтарова // Этнокультура детства: традиционный и современный мир детства: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 125-летию Г.С. Виноградова («Виноградовские чтения») / отв. ред. С.В. Григорьев. - М., 2012. - С. 53-65

10. Немова, О.А. Образ детства как культурный феномен и его современные трансформации / О.А. Немова, В.А. Карнаухова, Н.А. Шевченко // Школа будущего. - 2019. - № 3. - С. 202-211

11. Обобщение опыта работы «Использование информационно-коммуникационных технологий в начальных классах». - (1sept.ru дата обращения 10.11.2022).

12. Подчередниченко, Н.А. Функции детской музыки в культуре детства / Н.А. Подчередниченко // Вестник ТГПУ. -2013. - № 9 (137). - С. 161-166

13. Подчередниченко, Н.А. Этнокультурные смыслы детских музыкальных традиций (на примере колыбельных) / Н.А. Подчередниченко // Вестник САФУ. Серия: Гуманит. и соц. науки. - 2013. - № 4. - С. 105-108

14. Хлап, А.А. Техногенный идеал в цифровой культуре: построение модели исследования / А.А. Хлап // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1(38).

Педагогика

УДК 378

преподаватель Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка Шарова Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы дошкольного музыкального образования, в частности способы сохранения и передачи народных традиций и обычаев подрастающему поколению. В ней отражен практический опыт педагогов-музыкантов, работающих в системе дошкольного образования в Нижнем Новгороде, а также их экспериментальная деятельность в приобщении детей к календарно-обрядовому фольклору. Освещены методы работы с фольклорным материалом в детском коллективе. Отмечена значимость детского музыкального фольклора в воспитательном и образовательном процессах.

Ключевые слова: календарные обряды, потешки, детские игры, жанры фольклора.

Annotation. The article discusses and discusses the problems of preschool music education, in particular, ways to preserve and transmit folk traditions and customs to the younger generation. It reflects the practical experience of music teachers working in the preschool education system in Nizhny Novgorod, their experimental activities in introducing children to calendar and ritual folklore. The methods of working with folklore material in the children's collective are highlighted. The importance of children's musical folklore in the educational and educational processes is noted.

Key words: calendar rituals, nursery rhymes, children's games, folklore genres.

Введение. Важным фактором дошкольного музыкального образования является воспитание обучающихся на основе народных традиций и обычаев. В настоящее время, когда политика государства настроена возрождать духовные ценности, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. 2022 г объявлен в Российской Федерации годом сохранения народной культуры и нематериального культурного наследия. Фольклор является самым положительным фундаментом для формирования национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте.

Исследователи народного искусства (В.С. Воронов, М.А. Некрасова, В.Н. Василенко) отмечают, что в приобщении детей к русской культуре наблюдается традиционность, связь с окружающим миром, связь с нашими предками, коммуникабельность. Дети вырастают добрыми, отзывчивыми, всесторонне развитыми.

С раннего детства фольклорные традиции служат источником познания окружающего мира. Именно в народных обычаях и традициях заключен богатейший воспитательный и образовательный потенциал. С младенчества ребенок слушает колыбельные, потешки, прибаутки, вступает в тактильный контакт в игровой деятельности (пальчиковые игры, приговорки при умывании, пробуждении ребенка). Учится счету в игровой форме, применяя считалки и пальчиковые игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.