Научная статья на тему 'ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ'

ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная компетентность / читательская грамотность / обучение физике / тексты / information competence / reading literacy / teaching physics / texts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюхина Наталия Владимировна, Теренина Анастасия Алексеевна

В статье обсуждается задача формирования блока метапредметных результатов освоения программ основного и общего среднего образования, определяющих умения работы с информацией. Анализируются итоги оценочных процедур (ОЕЭ, ЕЕЭ, ВПР) по физике в контексте читательской грамотности и коммуникативной компетентности участников. Описываются модели банка заданий для оценки читательской грамотности, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений для предмета «физика». Предлагается дополнить эту систему, включив в нее модели заданий для работы с художественными, историческими, юмористическими текстами. Приведены примеры заданий, направленных на извлечение, осмысление, преобразование и критическое оценивание информации, содержащейся в литературных произведениях, оригинальных научных трудах выдающихся ученых-физиков, в текстах с элементами научного юмора. Предполагается, что расширение стилевого и жанрового своеобразия текстов положительно сказывается на учебной мотивации за счет воздействия на эмоциональную сферу личности ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирюхина Наталия Владимировна, Теренина Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the task of forming a block of meta-subject results of mastering basic and general secondary education programs that determine the ability to work with information. The results of evaluation procedures (OGE, USE, VPR) in physics are analyzed in the context of reader literacy and communicative competence of participants. The models of the task bank for assessing reader literacy developed by the Federal Institute of Pedagogical Measurements for the subject "physics" are described. It is proposed to supplement this system by including task models for working with artistic, historical, and humorous texts. Examples of tasks aimed at extracting, comprehending, transforming and critically evaluating information contained in literary works, original scientific works of outstanding physicists, in texts with elements of scientific humor are given. It is assumed that the expansion of the stylistic and genre originality of texts has a positive effect on educational motivation due to the impact on the emotional sphere of the student's personality.

Текст научной работы на тему «ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ»

должно быть приоритетным для достижения поставленных целей. Это будет играть ускоряющий фактор в развитии студенческой науки. В качестве руководителей таких сообществ может выступать вузовский научный совет, в обязанности которого будут входит: реализация научных мероприятий, популяризация науки среди абитуриентов, проведение дополнительных мероприятий. Если будет проводиться активное взаимодействие между традиционной вертикалью организации научно-исследовательской деятельности в симбиозе с представителями студенческого самоуправления, то это поспособствует развитию и определению потребностей в НИДС. К этому можно добавить реализацию механизма взаимодействия с внешними партнерами - высокотехнологичными предприятиями, поэтому стоит усилить государственную поддержку, направленную на развитие инноваций. В частности, можно возобновить государственную программу, предусматривающую выделение финансов победителям конкурсов перспективных проектов.

Выводы. На этом фоне отметим, что для успешной организации научно-исследовательской деятельности в вузах необходимо разрабатывать новые методы участия студентов в этой сфере и при соблюдении этого условия уделять особое внимание личностным и профессиональным качествам.

Литература:

1. Кариева, Э.М. Влияние образования на экономику России / Э.М. Кариева, Н.В. Калабин. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 9 (351). - С. 43-47. - URL: https://moluch.ru/archive/351/78894/ (дата обращения: 18.03.2023)

2. Ведерникова, Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов как условие эффективности послевузовского образования [Текст] / Л.В. Ведерникова, O.A. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№3.-С. 98-102

3. Еремеева, Т.С. Непрерывная профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе [Текст] / Т.С. Еремеева // Высшее образование сегодня. - 2007. - No 7. - С. 45-47

4. Лямина, Л.В. Психологические подходы к понятию мышления как феномену профессиональной, деятельности [Текст] / Л.В. Лямина, H.H. Моисеева. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. - 55 с.

5. Зюзин, В. Что такое hard и soft skills? В чем разница и что важнее. - [Электронный ресурс]. - URL: https://vc.ru/hr/178746-chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznica-i-chto-vazhnee (дата обращения: 16.06.2023)

6. Евсюков, В.Д. Внедрение новых форм организации труда в условиях формирования цифровой экономики /

B.Д. Евсюков // Современные технологии эффективного управления сборник научных трудов. - 2018. - С. 160.

7. Галицкая, Л.В. Использование искусственного интеллекта в процессе формирования избыточной образовательной среды / Л.В. Галицкая, Я.Н. Князева, Д.Д. Триантафиллидис // В сборнике: Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, лучшие образовательные практики / Материалы IV Всероссийской тьюторской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар, 2022. -

C. 60-63

8. Чикаева, Т.А. Эстетика [Текст]: учебное пособие доя студентов, обучающихся по направлению подготовки "Дизайн" (квалификация (степень) бакалавр) / Т.А. Чикаева; Министерство образования и науки РФ, Учреждение высшего образования Московский художественно-промышленный институт. - Москва: Изд-во МХПИ, 2016. - 163 с.

9. Минич, O.A. Обобщенная структура понятия «мягкие навыки». Значимость «гибких» навыков для современного специалиста / O.A. Минич, П.В. Синица // В сборнике: Культурно-цивилизационный кризис в условиях информационного общества Материалы международной научно-практической конференции. - Витебск, 2022. - С. 155-158

10. Стромов, В.Ю. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе / В.Ю. Стромов, П.В. Сысоев // Высшее образование в России. - 2017,- № 10 (216). - С. 75-82

Педагогика

УДК 372. 853

кандидат педагогических наук, доцент Кирюхина Наталия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент магистратуры Теренина Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ КАК ИНСТРУМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Аннотация. В статье обсуждается задача формирования блока метапредметных результатов освоения программ основного и общего среднего образования, определяющих умения работы с информацией. Анализируются итоги оценочных процедур (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР) по физике в контексте читательской грамотности и коммуникативной компетентности участников. Описываются модели банка заданий для оценки читательской грамотности, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений для предмета «физика». Предлагается дополнить эту систему, включив в нее модели заданий для работы с художественными, историческими, юмористическими текстами. Приведены примеры заданий, направленных на извлечение, осмысление, преобразование и критическое оценивание информации, содержащейся в литературных произведениях, оригинальных научных трудах выдающихся ученых-физиков, в текстах с элементами научного юмора. Предполагается, что расширение стилевого и жанрового своеобразия текстов положительно сказывается на учебной мотивации за счет воздействия на эмоциональную сферу личности ученика.

Ключевые слова: информационная компетентность, читательская грамотность, обучение физике, тексты.

Annotation. The article discusses the task of forming a block of meta-subject results of mastering basic and general secondary education programs that determine the ability to work with information. The results of evaluation procedures (OGE, USE, VPR) in physics are analyzed in the context of reader literacy and communicative competence of participants. The models of the task bank for assessing reader literacy developed by the Federal Institute of Pedagogical Measurements for the subject "physics" are described. It is proposed to supplement this system by including task models for working with artistic, historical, and humorous texts. Examples of tasks aimed at extracting, comprehending, transforming and critically evaluating information contained in literary works, original scientific works of outstanding physicists, in texts with elements of scientific humor are given. It is assumed that the expansion of the stylistic and genre originality of texts has a positive effect on educational motivation due to the impact on the emotional sphere of the student's personality.

Key words: information competence, reading literacy, teaching physics, texts.

Введение. В современном мире информационные компетенции становятся ключевым фактором в образовании на всех его этапах, от дошкольного до послевузовского. В перечнях метапредметных результатов освоения программ основного и общего среднего образования [7, 8] присутствуют блоки, в которых описаны умения и навыки, необходимые для работы с информацией. Отнесенные к ним универсальные учебные действия охватывают все этапы этого процесса: поиск, анализ, систематизация, интерпретация, преобразование из одной формы в другую, обобщение, оценка достоверности и легитимности, создание собственных информационных продуктов. В настоящее время задача их достижения все чаще связывается с формированием читательской грамотности (ЧГ) и коммуникативной компетентности (КК) в устной и письменной речи [6]. Федеральным институтом педагогических измерений (ФИЛИ) создан банк оценочных средств для развития читательской грамотности в рамках изучения предметов естественнонаучного цикла, разработаны методические рекомендации для учителей физики, химии, биологии [2, 5].

В качестве основного инструмента рассматриваются задания, направленные на работу с информацией, представленной текстами предметного содержания, и создание собственных высказываний на ее основе. Модели заданий контрольно-измерительных материалов (КИМ) Основного единого экзамена (ОГЭ) и Всероссийских проверочных работ (ВПР), оценочных процедур по модели PISA используют учебные тексты, представляющие собой специально адаптированные фрагменты из научно-популярной литературы, описаний и инструкций к приборам и техническим устройствам. По данным аналитических отчетов ВПР-11 с ними справляются не более 2/3 участников, а с заданиями, требующими развернутого ответа этот показатель составляет всего 20-30% [1]. О недостаточном владении компетенциями читательской грамотности свидетельствует и региональная статистика государственно итоговой аттестации по программам основного общего образования [4]. Из 829 участников ОГЭ-9 по физике в 2022 году в Калужской области задания на основе текстов №19 и №20 успешно выполнили соответственно 544 и 397 обучающихся (менее 2/3 и менее половины соответственно). Наиболее распространённые ошибки и затруднения учащихся при выполнении этих заданий:

- неполное понимание текста (как терминов, так и общеупотребительных слов и выражений);

- затруднения с осмыслением, интерпретацией и использованием информации, особенно если она представлена в знаково-символической или графической форме.

Анализ развернутых ответов участников ЕГЭ по физике, выполненный с привлечением педагогов-словесников [3], подтверждает существование корреляции между успешностью выполнения этих заданий и уровнем сформированности метапредметных умений, связанных с читательской грамотностью и коммуникативной компетентностью. Типичные ошибки в письменной речи, допускаемые учащимися [3, 5]:

- нарушение логики ответа из-за пропуска слов, шагов, неполнота аргументации;

- искажение смысла высказывания из-за нарушения порядка слов;

- бедность лексики, ограниченность синтаксических конструкций, нарушения стиля, неоправданное использование просторечных выражений.

Основной путь их преодоления - систематическая и целенаправленная работа по формированию метапредметных результатов средствами предмета. Описывая инструментарий открытого банка заданий для оценки читательской грамотности, М. Ю. Демидова и Е. Е. Камзеева выделяют две основные формы текстовой репрезентации физической информации [5]:

- сплошной текст (описание, повествование, рассуждение, определение, объяснение, инструкция);

- несплошной текст (графики, диаграммы, таблицы, карты, схемы, рисунки, фотографии, формы, информационные листы и объявления).

В предлагаемых банком заданиях комбинируются тексты различных форм и типов, исходя из необходимости охватить как можно больше компетенций. Обязательным условием является насыщенность терминами, в том числе новыми, незнакомыми ранее. Особый приоритет отдается умению работать с графиками, таблицами, схемами и рисунками, символами. В банке представлены задания пяти моделей [3]: составление рецензии на ученическую работу по выполнению экспериментального задания; мини-сочинение о физическом явлении с примерами его использования; описание экспериментального исследования; составление расчетной задачи по графику; описание представленных на графике процессов.

Эту система заданий не исчерпывает всех возможностей для организации работы с текстом. Кроме традиционных научно-учебных и научно-популярных текстов можно использовать менее привычные для курса физики жанры и стили. В данной статье предлагается рассмотреть особенности работы с текстами трех типов: художественные (отрывки из литературных произведений), историко-научные (фрагменты работ классиков физической науки) и тексты с элементами научного юмора. Обобщенная модель работы предполагает анализ предложенных текстовых фрагментов и выполнение комплекса заданий.

Изложение основного материала статьи. Одним из направлений совершенствования системы средств формирования метапредметных умений, связанных с ЧГ и КК, может быть расширение стилевого и жанрового своеобразия текстов. Рассмотрим несколько примеров моделей, в которых используются тексты художественного стиля (отрывки из литературных произведений), историко-научные тексты (аутентичные фрагменты научных работ выдающихся ученых-физиков) и тексты с элементами научного юмора. Тематика заданий не ограничивается курсом физики основной школы.

Модель 1. «Парные фрагменты». Задания направлены на извлечение, осмысление и критическое оценивание информации, выявление недостоверных и ошибочных утверждений. Текст задания представлен двумя фрагментами литературных произведений, содержащих описание физических процессов и явлений. В одном из фрагментов имеются ошибки с точки зрения физики, содержание другого фрагмента соответствует научным представлениям. Требуется определить, о каких процессах или явлениях идет речь, дать им объяснение с позиции физической науки, указать ошибки в одном из фрагментов, исправить их, предложить исправленный вариант текста, сохранив его стилевую и жанровую специфику.

Фрагмент 1. «Когда из воды делается лед, а из пара делается вода, то в воздух выходит тепло из воды и из пара - и воздух становится теплее» (Л.Н. Толстой «Лед, пар и вода»).

Фрагмент 2. «Вальяжно капля по стеклу текла. Но вдруг морозом намертво сковало; и в мире поубавилось тепла, когда она холодной льдинкой стала» (Л. Зишихин «Капля»),

В приведенном примере в первом фрагменте речь идет о кристаллизации («из воды делается лед», конденсации («из пара делается вода»), теплопередаче («в воздух выходит тепло», выделение теплоты при кристаллизации и конденсации («и воздух становится теплее». Во втором фрагменте - поверхностное взаимодействие на границе раздела жидкости и аморфного тела («капля по стеклу»), сила тяжести («текла), охлаждение, кристаллизация («морозом намертво сковало», «холодной льдинкой стала»). Но есть ошибка: при кристаллизации тепло выделяется, поэтому начало третьей строки надо исправить. Возможные версии: «у капли поубавилось тепла» или «а в мире-то прибавилось тепла».

Вариантом этой модели может быть задание, в котором используется историко-научные тексты (отрывки из трудов ученых). Рассмотрим пример, в котором сравниваются несколько точек зрения на один и тот же физический объект.

Пример 2. «Одна проблема - много гипотез». Задание представлено фрагментами нескольких высказываний ученых по некоторой проблеме, содержащих альтернативные точки зрения. Для иллюстрации рассмотрим пример с текстами, содержащими описание четырех моделей строения атома, которые были выдвинуты в начале XX века. Помимо упоминаемых в учебнике физики моделей Томсона и Резерфорда, в задании представлены менее известные «сатурнианская» модель японского физика X. Нагаоки и «динамидная» модель немецкого ученого Ф. Ленарда.

Фрагмент 1. «...атомы элементов состоят из нескольких отрицательно заряженных корпускул, заключённых в сферу, имеющую однородно распределённый положительный электрический заряд...» (из статьи Дж. Дж. Томсона, «О структуре атома», 1904 г.).

Фрагмент 2. «В этой модели (речь о модели Ф. Ленарда) атом состоит из некоторого числа силовых центров, названных «динамидами», которые занимают крайне небольшое пространство, однако являются носителями всей массы атома и ответственны за его взаимодействие с другими частицами и излучением» (из статьи Г.Л. Герца, «Из первых лет квантовой физики», 1977).

Фрагмент 3. «Система состоит из большого числа частиц одинаковой массы, расположенных по кругу через равные угловые интервалы и взаимно отталкивающихся, с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними; в центре круга помещается большая частица, которая притягивает другие частицы, образующие кольцо, по тому же закону ... Очевидно, рассмотренная здесь система будет приблизительно реализована, если мы разместим электроны по кольцу, а положительный заряд в центре» (из статьи X. Нагаока, «О динамической системе, иллюстрирующей линии спектра и явления радиоактивности», 1904 г.).

Фрагмент 4. «Для определённости рассмотрим прохождение быстро движущейся альфа-частицы сквозь атом, имеющий

положительный центральный заряд 14 к , который окружен компенсирующим зарядом " электронов... .При рассмотрении данных в целом, наиболее простым является предположение, что атом имеет центральный заряд, распределённый по очень малому объему» (из статьи Э. Резерфорда, «Рассеяние альфа и бета частиц веществом и строение атома», 1904).

К фрагментам можно поставить следующие вопросы:

1) укажите фрагмент, в котором описана модель, имеющая образное название «пудинг с изюмом»;

2) укажите фрагмент, в котором описана модель, напоминающая планету Сатурн;

3) назовите ключевые признаки, отличающие одну модель от другой;

4) приведите аргументы «за» и «против» для каждой модели;

4) сделайте рисунки, представляющие каждую из моделей.

В такой постановке задание на основе историко-научных текстов способствует формированию представлений о моделировании как методе познания и его роли в истории физической науки, то есть затрагивает метапредметные результаты из еще одной группы - «Базовые исследовательские действия».

Пример 2. «Формула из архива». Задание направлено на осмысление и интерпретацию информации, представленной в знаково-символьной форме. Информационный блок содержит фрагмент оригинальной исторической научной работы, в которой приводится словесное высказывание, соответствующее изучаемому в курсе физики соотношению, либо формула, выражающее такое соотношение, но с другими обозначениями. В первом варианте требуется записать словесное высказывание в виде формулы. Это может быть, например оригинальная формулировка второго закона Ньютона из «Математических начал натуральной философии»: «Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует» . Для выполнения этого задания необходимо соотнести термин, используемый Ньютоном («количество движения»), с понятием импульса, обозначить изменение символом конечного приращения ^ , а фразу «происходит по направлению той прямой...» в символической

форме передать обозначением вектора в виде стрелки над величиной:

_, ^

Важно подчеркнуть, что запись без использования символа вектора будет некорректной.

Во втором варианте «Формулы из архива» надо соотнести обозначения с современными, определить физический смысл величин. В качестве примера приведем фрагмент из работы А. Эйнштейна «Об одной эвристической точке зрения, касающейся возникновения и превращения света», в которой приводится уравнение для фотоэффекта в непривычных для школьников обозначениях (задание для 11 класса).

«Если тело заряжено до положительного потенциала " и окружено проводниками, находящимися при нулевом

потенциале, и потенциал " таков, что он препятствует потере заряда телом, то должно выполняться условие:

Пе К ру Р (1)

£

где ь - заряд электрона ... ».

Вопросы и задания к фрагменту:

1) назовите явление, которое описывает это уравнение;

2) запишите это уравнение в современных обозначениях;

3) соотнесите все символы уравнения (1) с современными обозначениями;

4) перечислите фундаментальные физические константы, входящие в уравнение (1);

5) укажите размерность и физический смысл величин, обозначенных в уравнении (1) символами ^ и $ .

Пример 3. «Физики шутят...». Научный юмор может быть представлен рассказом-миниатюрой, в котором обыгрывается физическое понятие (например, из книги Ф. Кривина «Несерьезные Архимеды», сборников «Физики шутят» и «Физики продолжают шутить»), анекдотом, юмористической мнемонической фразой ит.д. К фрагменту можно поставить систему вопросов и задач (качественных, расчетных, экспериментальных). Приведем примеры заданий к рассказу-миниатюре «Бессмертие тока» Ф. Кривина, в котором образно описано явление сверхпроводимости:

1) перечислить все физические явления на которые намекает автор;

2) предложить свой ответ на риторические вопросы «зачем?», которые разбросаны по всему рассказу.

К фрагменту из этой же книги «Сбросить вес», который начинается с фразы «360 миллиардов тонн в сутки теряет Солнце на своем излучении», можно поставить расчетную задачу, состоящую в проверке этого утверждения. В этом случае задание будет направлено на критический анализ и проверку достоверности высказывания.

Все описанные модели были апробированы на занятиях элективных курсов подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике с учащимися 9-х и 11 классов. Результаты апробации показывают рост успешности выполнения заданий на работу с текстами физического содержания, представленным в КИМ ОГЭ. По данным анкетирования учащиеся положительно оценивают новые модели заданий. Зафиксировано повышение уровня сформированности мотивации к изучению физики.

Выводы. Расширение стилевого и жанрового своеобразия текстов позволяет глубже задействовать эмоциональную сферу, что положительно сказывается на мотивации. Взгляд на литературное произведение с точки зрения физики, создает эффект неожиданности, парадоксальности. Использование историко-научных документов позволяет превратить работу с текстом в увлекательную расшифровку посланий из прошлого. Юмористическая презентация может рассматриваться как особый способ кодирования учебной информации, основанный на неявных связях и ассоциациях. Для ее понимания используется весь спектр познавательных механизмов (внимание, память, мышление, воображение). Предлагаемые задания позволяют дополнить и сделать более эффективной систему целенаправленной работы с текстами в процессе обучения физике, обеспечивающей формирование базовых компетенций, необходимых для последующих этапов образования и жизни в современном мире.

Литература:

1. Бражников, М.А. Задания на основе текстов в ВПР-11 по физике: структура, содержание, методика подготовки / A.M. Бражников // Педагогические измерения. - 2020. - №1. - С. 109-118

2. Демидова, М.Ю. Использование заданий банка для оценки читательской грамотности на уроках физики / М.Ю. Демидова, Е.Е. Камзеева // Педагогические измерения. - 2023. - №1. - С. 34-42

3. Зинина, Е.А. Речевое оформление развёрнутых ответов участников ЕГЭ по биологии и физике: взгляд словесника / Е.А. Зинина, М.А. Барабанова // Педагогические измерения. - 2022. - №2. - С. 50-58

4. Методический анализ результатов ОГЭ по физике в Калужской области в 2022 году // Государственная итоговая аттестация в Калужской области: [сайт], 2023. - URL: http://ege.kaluga.ru (дата обращения: 10.05.2023)

5. Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся // ФИЛИ: [сайт], 2023. - URL: https://doc.fipi.ru//metod_rek_ chitat_gram.pdf (дата обращения: 10.05.2023)

6. Решетникова, O.A. Банк заданий для оценки читательской грамотности как инструмент формирования блока метапредметных результатов, связанных с работой с информацией: общие подходы / O.A. Решетникова, М.Ю. Демидова // Педагогические измерения. -2023. -№1. - С. 4-13

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 10.05.2023)

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 4137 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован 07.06.2012 № 24480). - URL: http:// https://base.garant.ru/70188902/(flaTa обращения 10.05.2023)

Педагогика

УДК 378

преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель, кандидат педагогических наук Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна Институт пищевых технологий и дизайна

Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Княгинино)

РОЛЬ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье рассматривается роль педагога-наставника в профессиональном становлении будущего учителя музыки при обучении в Мининском университете на кафедре продюсерства и музыкального образования. Представлены педагоги академического и народного вокальных направлений, преподаватели по инструментальному искусству и теории музыки. Определена значимая роль наставничества как формы взаимодействия со студентом. В заключении сделан вывод, что наставничество является двусторонним процессом. Основным условием обучения является желание и потребность студента принять предоставляемую информацию и передачу практических навыков от наставника, а у педагога готовность к передаче опыта. В Мининском университете на кафедре продюсерства и музыкального образования этот процесс успешно реализуется.

Ключевые слова: педагог-наставник, академическая школа в Мининском, народная школа в Мининском, инструментальное исполнительство, теория музыки.

Annotation. The article examines the role of a teacher-mentor in the professional development of a future music teacher while studying at Mininsky University at the Department of Production and Music Education. Teachers of academic and folk vocal directions, teachers of instrumental art and music theory are represented. The significant role of mentoring as a form of interaction with a student is determined. In conclusion, it is concluded that mentoring is a two-way process. The main condition for learning is the desire and need of the student to accept the information provided and the transfer of practical skills from the mentor, and the teacher is ready to transfer experience. This process is being successfully implemented at the Mininsky University at the Department of Production and Music Education.

Key words: teacher-mentor, academic school in Mininsky, folk school in Mininsky, instrumental performance, music theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.