ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ INNOVATIVE TEACHING PRACTICES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
УДК/UDC 378.14 EDN KUUMEA
Антонова Надежда Анатольевна
преподаватель колледжа физической культуры, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Antonova Nadezhda A.
Teacher of the College of Physical Training, Ural State University of Physical Training, Chelyabinsk
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ADVANCED TRAINING COURSES FOR PHYSICS TEACHERS ON THE FORMATION OF STUDENTS' READING LITERACY
Введение. В статье предложен опыт повышения квалификации для учителей физики по формированию читательской грамотности обучающихся по всем предметам в рамках ГИА, ВПР, международных исследований (PIRLS, PISA, PIAAC).
Методология. Приведено содержание практических работ по курсу. Выделены знания и умения, которыми должны владеть учителя физики при формировании этих умений.
Результаты заключаются в выявлении роли и значимости читательской грамотности. Были установлены затруднения, которые испытывают учителя физики по проектированию и организации учебных занятий при формировании читательской грамотности.
Заключение. Курс повышения квалификации, предложенный нами, помогает подготовить учителей
физики к деятельности по организации формирования читательской грамотности на уроках физики.
Introduction. The article presents a course of advanced training for physics teachers on the formation of students' reading literacy, which is tested in all subjects within the framework of the State Final Examination, All-Russian Test, international studies (PIRLS, PISA, PIAAC).
Methodology. The content of practical works on the course is given. The knowledge and skills that physics teachers should possess when acquiring the skills are distinguished.
Results. The results involve identifying the role and significance of reading literacy. The difficulties experienced by physics teachers in the process of projection and organization of training sessions in the formation of reading literacy were identified.
Conclusion. The advanced training course offered by us helps preparing physics teachers for activities of organizing the formation of reading literacy in physics lessons.
Ключевые слова: учитель физики, читательская грамотность, отсроченный контроль, ГИА, ВПР, международные исследования.
Keywords: physics teachers, reading literacy, deferred control, State Final Examination, All-Russian Test, international studies.
Введение
В российской системе оценивания качества обучения сложился целый ряд процедур, такие как Основной государственный экзамен (ОГЭ), Единый государственный экзамен (ЕГЭ), Всероссийская проверочная работа (ВПР), международные мониторинги (PIRLS, PISA, TIMSS, PIAAC, ICILS, ICCS), национальные исследования (НИКО), региональные исследования (РИКО НОО, РИКО ООО ИП, РИКО ОКР) и исследования компетенций учителей. В основе выполнения заданий КИМ этих процедур, проверяющих сформированность читательской грамотности, лежит умение использовать информацию из текстов для выполнения заданий.
Формирование читательской грамотности, сохранение лидирующих мест в мировом рейтинге читательских способностей школьников и вхождение в ТОП-10 достижений школьников PISA, опора на планируемые результаты обучения, отраженные во ФГОС, являются одними из главных задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642, г. Москва) [4].
В распоряжении Правительства РФ от 3.06.2017 № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» целью является повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров [5]. Реализация этой программы опирается на планируемые результаты обучения, заложенные в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
А готов ли на самом деле учитель к формированию читательской грамотности школьников? Для ответа на этот вопрос мы провели исследование на примере курсов повышения квалификации для учителей физики по формированию читательской грамотности обучающихся.
Методология
Подготовка к организации формирования читательской грамотности школьников у учителей начинается в процессе освоения методических дисциплин при обучении в педагогическом вузе и продолжается в рамках самообразования и на курсах повышения квалификации [2; 8].
Анализ профессионального стандарта педагога, требований ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование», фундаментального ядра образования, ФГОС ООО и ФГОС ОСО, а также публикаций по формированию готовности и способности будущих учителей физики к осуществлению своей профессиональной деятельности при организации учебного процесса по формированию читательской грамотности у школьников на уроках физики показал, какими знаниями и умениями они должны владеть:
1. Знать особенности читательской грамотности, смыслового чтения при обучении физике, в частности в условиях отсроченного контроля (специфика, цели, требования к содержанию образования, методические приемы).
2. Осуществлять отбор учебного материала для достижения метапредметных результатов, понимания и интерпретации текста физического содержания.
3. Подбирать и конструировать задачи разного типа (в том числе тексты физического содержания, например, «прочитайте текст и вставьте вместо пропусков слова (словосочетания) из предложенного списка...», «прочитайте текст и выполните задания.» и т. д.), учитывая специфику читательской грамотности.
4. Формировать у обучающихся умение извлекать информацию из текста, умение применять новую информацию из текста для объяснения процессов и решения учебно-практических задач, формулировать выводы на основе данных из текста, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из текста в график или схему и обратно. Понимать, что эти умение имеют свои особенности, которые обусловлены системообразующей функцией и выделением новых операций в структуре деятельности по работе с текстами физического содержания:
- определять темы разделов школьного курса физики при работе с текстами физического содержания;
- определить содержание материала из выделенных разделов школьного курса физики при работе с текстами физического содержания;
- знать особенности методики работы с текстами физического содержания и методики обучения таким текстам по всем разделам школьного курса физики;
Учебно-тематическое планирование курса «Формирование читательской грамотности при обучении физике»
Таблица 1
Тема занятия Количество часов
Теория Практика
Раздел 1. Нормативно-методическое обеспечение процесса формирования читательской грамотности
Анкета «Роль и значимость читательской грамотности» (до курса). Лекция 1. Формирование читательской грамотности как педагогическая проблема. Знакомство с содержанием курса. Общие подходы к формированию и оцениванию читательской грамотности обучающихся. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности. Группы читательских умений. Уровни сформированности компонентов читательской грамотности. Список рекомендуемой литературы. Методические материалы 2
Раздел 2. Формирование читательской грамотности при обучении физике в условиях отсроченного контроля
Лекция 2. Задания из КИМ ГИА и ВПР по физике, проверяющие сформированность читательской грамотности школьников 4
Лекция 3. Задания формата PIRLS, PISA, PIAAC, проверяющие сформированность читательской грамотности 4
Практическая работа 1. Конструирование и оценивание задания на дополнение текста словами из предложенного списка 4
Практическая работа 2. Конструирование и оценивание текстов физического содержания и заданий к нему 4
Практическая работа 3. Диагностическая работа по читательской грамотности 4
Раздел 3. Проектирование учебного процесса, направленного на формирование читательской грамотности
Практическая работа 4. Проектирование учебного процесса, направленного на формирование читательской грамотности при обучении физике 4
Итоговое тестирование по курсу. Анкета «Роль и значимость читательской грамотности» (после курса) 2
Итого: 28 ч 10 18
- уметь формировать у обучающихся структуру деятельности по работе с текстами физического содержания по всем разделам школьного курса физики;
- владеть методами формирования у обучающихся умения различать тексты физического содержания от других видов;
- уметь формировать у обучающихся умение (самостоятельно) работать с текстами физического содержания по всем разделам школьного курса физики;
- определять уровень сформированности читательской грамотности каждого обучающегося при работе с текстами физического содержания по всем разделам школьного курса физики.
5. Формировать у обучающихся универсальные учебные действия, необходимые для формирования читательской грамотности при выполнении работы над текстом физического содержания [1; 3; 6; 7; 9].
В рамках нашего исследования мы предложили учебно-тематическое планирование курса «Формирование читательской грамотности при обучении физике» (табл. 1) и задания к данному курсу, проводимому на базе ЮУрГГПУ среди учителей физики (студенты магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» физико-математического факультета).
Представим содержание практических работ по курсу.
Практическая работа 1. Конструирование и оценивание задания на дополнение текста словами из предложенного списка.
1. Сконструируйте 2 варианта по три задания на дополнение текста словами из предложенного списка по разделу «Механические явления», используя параграфы учебника автора УМК, по которому Вы работаете, и выделите планируемые результаты обучения.
2. Предложите ученикам данные задания, представьте полученные результаты выполнения по следующей схеме (см. пример отчета к практической работе 1) и выделите рекомендации по выполнению данного вида задания.
Пример отчета к практической работе 1.
Раздел: «Механические явления»
Автор УМК:
Класс:
Задание на дополнение текста словами из предложенного списка Проверяемые результаты обучения Процент полноты выполнения
Предметные Мета-предметные
Рекомендации по выполнению задания на дополнение текста словами из предложенного списка.
Практическая работа 2. Конструирование и оценивание текстов физического содержания и заданий к нему.
1. Сконструируйте текст физического содержания, используя материалы научно-популярных статей из журнала «Наука и жизнь» (сайт журнала «Наука и жизнь» https://m.nkj.ru) и пять заданий к нему с учетом модели заданий из КИМ ОГЭ и ВПР, проверяющих сформированность читательской грамотности (по разделу «Тепловые явления»).
2. Выделите планируемые результаты обучения. Предложите ученикам данный текст и задания к нему, представьте полученные результаты и выделите рекомендации по выполнению заданий к тексту физического содержания (см. пример отчета к п рактической работе 2).
Пример отчета к практической работе 2.
Раздел: «Тепловые явления»
Класс:
Текст физического содержания:
Задания к тесту физического содержания:
1.
2.
3.
Рекомендации по выполнению заданий к тексту физического содержания.
Практическая работа 3. Диагностическая работа по читательской грамотности.
1. Изучите диагностические работы по читательской грамотности, представленные в международных исследованиях (см. раздел 2 «Методические материалы»).
2. Сконструируйте текст физического содержания, используя научно-популярные статьи из журнала «Квант» (сайт журнала «Квант» http://kvant.mccme. ru/) и пять заданий к нему, с учетом модели международных исследований (PIRLS, PISA) (по разделу «Электрические явления»).
3. Выделите планируемые результаты обучения. Предложите ученикам данный текст и задания к нему, представьте полученные результаты и выделите рекомендации по формированию читательской грамотности при обучении физике (см. пример отчета к практической работе 3).
Пример отчета к практической работе 3.
Раздел: «Электрические явления»
Класс:
Текст физического содержания: Задания к тесту физического содержания: 1. 2. 3.
№ Проверяемые результаты обучения Процент полноты выполнения
Предметные Метапредметные
1
2
3
Рекомендации по формированию читательской грамотности при обучении физике.
Практическая работа 4. Проектирование учебного процесса, направленного на формирование читательской грамотности при обучении физике.
Составьте конспект урока по формированию читательской грамотности при обучении физике, используя Ваш опыт работы по формированию читательской грамотности у обучающихся основной школы, материалы лекций по курсу «Формирование читательской грамотности при обучении физике» и материалы к практическим работам 1-3.
Пример отчета к практической работе 4. Предмет: физика
Класс:_________________________________________
УМК:__________________________________________
Тема урока:____________________________________
Тип урока:______________________________________
Цель урока:____________________________________
Планируемые результаты:
1. Личностные:_________________________________
2. Метапредметные (УУД):
2.1. Познавательные:_________________________
2.2. Коммуникативные:_______________________
2.3. Регулятивные:___________________________
3. Предметные: ________________________________
Используемые технологии (в т. ч. ИКТ):___________
Основные понятия, термины:____________________
Дидактический материал: ______________________
Оборудование: _________________________________
Способы контроля предметных результатов обучения: ______________________________________________
Этапы урока (содержание):_____________________
Итоговое тестирование. Состоит из 2 частей, где 1-я часть - это общие вопросы по теории читательской грамотности, 2-я часть - частные по предметной области «Физика». В банк вопросов входит 100 вопросов. Приведем примеры таких заданий.
1. Анализ текстов, с которыми обучающиеся знакомятся на уроках физики, показывает, что их можно
№ Проверяемые результаты обучения Процент полноты выполнения
Предметные Метапредметные
1
2
3
поделить на две большие группы: сплошные тексты и несплошные тексты. Установите соответствие между видом текста и их примерами.
Пример текстов:
A) описание (художественное и техническое);
Б) информационные листы (расписания, каталоги и др.);
B) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
Г) таблицы и графики, списки, карты;
Д)инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы);
Е) призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
Ж) повествование (рассказ, отчет, репортаж);
З) аргументация (научный комментарий, обоснование);
И) расписки (билеты, накладные, квитанции).
Виды текстов:
1) несплошные;
2) сплошные.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е Ж З И
2. В 1827 г. английский ботаник Роберт Броун, рассматривая в микроскоп А)_______, находящиеся в жидкости, обнаружил их непрерывное беспорядочное Б)_______. Подобный опыт можно проделать, используя В)_______, предварительно растертую до мельчайших крупинок и затем помещенную в воду. Под микроскопом можно увидеть, что в этой смеси самые мелкие частицы краски беспорядочно Г)_______(перемещаются) с одного места в другое, а более крупные частицы беспорядочно Д)_______. Такое беспорядочное движение маленьких твердых частиц, находящихся в жидкости или газе, называют Е)_______.
Список слов и словосочетаний:
1) движение,
2) краска,
3) споры растений,
4) хаотично,
5) броуновское,
6) колеблются.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е
Дистанционный курс «Формирование читательской грамотности при обучении физике» расположен на платформе «Гугл классрум» (код курса 6гау31п) (рис. 1, 2).
= Формирование читательской грамотности при обучении физике
Формирование читательской грамотности при об...
Код курса 6гау31п "
Рис. 1. Вид главной страницы курса
= Формирование читательской грамотности при обучении физике
Раздел 1.Нормати... Раздел 2. Формиро... Раздел З.Проектир...
Лента Задания Пользователи Оценки
Q Google Календарь Папка курса на Диске
Раздел 1.Нормативно-методическое обе... :
о
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРА... Изменено: 17 янв.
Раздел 2. Формирование читательской гр... : ©
©
ЗАДАНИЯ ИЗ КИМ ГИА И ВПР ПО ФИЗИ...
ЗАДАНИЯ ФОРМАТА PI RLS, PISA, PIAAC...
Рис. 2. Вид вкладки с темами занятий
Результаты
Для выявления роли и значимости читательской грамотности учителям физики (магистрантам 1-го курса по направлению подготовки «Педагогическое образование» факультета физики, математики и информатики ЮУрГГПУ) предлагается ответить на вопросы анкеты до и после прохождения курса (табл. 2 и 3).
В результате работы со студентами-магистрантами по выполнению практических работ данного курса мы установили затруднения, которые они испытывали:
1) определять недостающие сведения для разрешения предлагаемой дидактической ситуации - 58 %;
2)проявлять творческий подход к ее разрешению - 32 %;
3) применять знания о Федеральном государственном образовательном стандарте основного и среднего образования по физике, спецификации и кодификатора ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по физике - 29 %;
Таблица 2
Анкета «Роль и значимость читательской грамотности» для учителей физики (до курса)
Вопросы Результат выбора ответа, %
1. Читательская грамотность - это... а) Умение читать, анализировать, извлекать необходимую информацию - 0 б) Умение читать, анализировать, оценивать, интерпретировать и обобщать представленную в них информацию; извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях - 100 в) Умение читать и отвечать на вопросы по прочитанному материалу - 0 г) Умение читать, понимать прочитанное и отвечать на вопросы по прочитанному материалу - 0
2. Есть ли возможности при изучении школьного курса физики осуществлять формирование читательской грамотности? Да Нет
100 0
3. Знакомы ли Вы с информацией по формированию читательской грамотности у обучающихся, которая размещена в аналитических отчетах международных исследований (PIRLS, PISA, PIAAC)? Да Нет
40 60
4. Хватает ли Вам информации по методике формирования читательской грамотности у обучающихся при изучении физики? Да Нет
45 55
5. Какой(ие) вид(ы) деятельности обучающихся при изучении физики способствуют формированию читательской грамотности? Можете выбрать несколько вариантов а) Решение расчетных задач - 18 б) Выполнение заданий на дополнение текста словами из предложенного списка - 36 в) Решение графических задач - 18 г) Выделение при чтении параграфа учебника структурных элементов знаний (явлений, законов и т. д.) - 55 д) Построение плана по прочитанному материалу из учебника - 36 е) Конструирование ответов на вопросы к параграфу - 36 ж)Подготовка докладов - 36 з) Заполнение обобщающей таблицы по содержанию текста - 27 и) Все вышеперечисленное - 63
6. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова из приведенного списка Верно Не верно
88 12
7. Тип задания, приведенного в п. 6 анкеты, можно ли использовать для формирования читательской грамотности? Да Нет
100 0
Таблица 3
Анкета «Роль и значимость читательской грамотности» для учителей физики (после курса)
Вопросы Результат выбора ответа, %
1. Познакомились ли Вы с информацией по формированию читательской грамотности у обучающихся, которая размещена в аналитических отчетах международных исследований (PIRLS, PISA, PIAAC)? Да Нет
100 0
2. Хватило ли Вам информации по методике формирования читательской грамотности у обучающихся при изучении физики? Да Нет
90 10
3. Какой(ие) вид(ы) деятельности обучающихся при изучении физики способствуют формированию читательской грамотности? Можете выбрать несколько вариантов а) Решение расчетных задач - 18 б) Выполнение заданий на дополнение текста словами из предложенного списка - 36 в) Решение графических задач - 18 г) Выделение при чтении параграфа учебника структурных элементов знаний (явлений, законов и т. д.) - 55 д) Построение плана по прочитанному материалу из учебника - 36 е) Конструирование ответов на вопросы к параграфу - 36 ж)Подготовка докладов - 36 з) Заполнение обобщающей таблицы по содержанию текста - 27 и) Все вышеперечисленное - 83
Окончание таблицы 3
а) Я обладал(а) достаточными знаниями по формированию читательской грамотности при обучении физике, освоенный материал позволил мне их актуализировать - 12
б) Освоенный материал укрепил мою уверенность в важности знаний основ читательской грамотности при обучении физике и сформировал представление об их применении - 55
в) Я переосмыслил(а) свое отношение к применению знаний основ читательской грамотности при обучении физике, но по-прежнему испытываю потребность
в развитии своей профессиональной компетентности по данному вопросу - 8
г) Пришел(ла) к выводу, что могу осуществлять проектирование образовательного процесса с целью формирования читательской грамотности при обучении физике, однако я не уверен(а) в возможности применения проектировочных умений
в нестандартных и новых ситуациях - 14
д) Полученные мной знания об информации по методике формирования читательской грамотности у обучающихся при изучении физики и методики их эффективного применения - гарантия успешности и результативности моей профессиональной деятельности: теперь я могу поделиться опытом применения формирования читательской грамотности у обучающихся при изучении физики - 11
4) применять знания о деятельности учителя по проектированию и организации учебных занятий и внеурочной деятельности по физике, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по развитию профессиональных умений будущих учителей физики - 29 %.
Заключение
В процессе решения практико-ориентированных задач у учителей формируется профессиональные компетентности и универсальное мышление, позволяющее в дальнейшем достигнуть успеха в профессиональной деятельности.
Таким образом, работа по подготовке учителей физики к деятельности по организации формирования читательской грамотности при обучении физике позволила создать дидактические материалы и разработать методику формирования читательской грамотности при обучении физике в условиях отсроченного контроля и применения их в профессиональной подготовке учителей физики.
Литература
1. Даммер М. Д. Подготовка студентов к реализации метапред-метности в обучении физике. М., 2016. С. 3-4.
2. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях SMART-общества / Т. Н. Лебедева, О. Р. Шефер, Л. С. Носова, А. А. Рузаков. Челябинск, 2020. 351 с.
3. Лебедева Т. Н., Шефер О. Р. Влияние внутриличностного конфликта на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы бакалавров и магистрантов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 6. С. 145-158.
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/ files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf.
5. Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации [Электронный ресурс].: распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/436739637.
6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 30550 // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 11-31.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
8. Шефер О. Р., Крайнева С. В., Лебедева Т. Н. Управление развитием учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата в системе высшего образования через инспирацию компетенций. Челябинск, 2020. 319 с.
9. Шефер О. Р., Крайнева С. В. Подходы к психологическому исследованию формирования учебно-профессиональной мотивации высшего образования // Психология обучения. 2017. № 12. С. 82-94.
References
1. Dammer M. D. Podgotovka studentov k realizacii metapredmet-nosti v obuchenii fizike [Preparing students for the implementation of meta-subjects in teaching physics]. Moscow, 2016, pp. 3-4. (In Russian).
2. Lebedeva T. N., Shefer O. R., Nosova L. S., Ruzakov A. A. Peda-gogicheskie aspekty formirovaniya professional'noj kompetent-nosti budushchih pedagogov v usloviyah SMART-obshchestva [Pedagogical aspects of the formation of professional competence of future teachers in the conditions of SMART society]. Chelyabinsk, 2020, 351 p. (In Russian).
3. Lebedeva T. N., Shefer O. R. Vliyanie vnutrilichnostnogo konf-likta na dostizhenie planiruemyh rezul'tatov osvoeniya osnovnoj obrazovatel'noj programmy bakalavrov i magistrantov [The impact of intrapersonal conflict on the achievement of the planned results of the development of the basic educational program of bachelors and masters]. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2018, no. 6, pp. 145-158. (In Russian).
4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Feder-acii «Razvitie obrazovaniya» na 2018-2025 gody [On the approval
of the state program of the Russian Federation «Development of Education» for 2018-2025. Available at: http://static.govern-ment.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6. pdf. (In Russian).
5. Ob utverzhdenii Koncepcii programmy podderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v Rossijskoj Federacii [On approval of the Concept of the program to support children's and youth reading in the Russian Federation]. Decree of the Government of the Russian Federation dated June 3, 2017 No. 1155-r. Available at: https://docs.cntd.ru/document/436739637. (In Russian).
6. Professional'nyjstandart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchi-tel')» [Professional standard "Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)"]. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated October 18, 2013 No. 30550. Psychological Science and Education, 2014, vol. 19, no. 3, pp. 11-31. (In Russian).
7. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandart po nap-ravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury) [Federal State educational standard in the field of training 44.04.01 Pedagogical education (Master's degree level)]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos-vom/440401.pdf (accessed 24.05.2019). (In Russian).
8. Shefer O. R., Kraineva S. V., Lebedeva T. N. Upravlenie razvitiem uchebno-professional'noj motivacii studentov bakalavriata v sisteme vysshego obrazovaniya cherez inspiraciyu kompetencij [Management of the development of educational and professional motivation of undergraduate students in the system of higher education through the inspiration of competencies]. Chelyabinsk, 2020, 319 p. (In Russian).
9. Shefer O. R., Kraineva S. V. Podhody k psihologicheskomu issledovaniyu formirovaniya uchebno-professional'noj moti-vacii vysshego obrazovaniya [Approaches to the psychological study of the formation of educational and professional motivation in higher education]. Psychology of Learning, 2017, no. 12, pp. 82-94. (In Russian).
УДК/UDC 378 EDN CSYIIA
Бощенко Татьяна Викторовна
доцент кафедры «Прикладная механика» института транспорта, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Никитина Любовь Ивановна
доцент кафедры «Прикладная механика» института транспорта, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Спирина Ирина Николаевна
ассистент кафедры «Прикладная механика» института транспорта, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Boshchenko Tatyana V.
Associate Professor at the Department of Applied Mechanics, Institute of Transport, Industrial University of Tyumen, Tyumen
Nikitina Lyubov I.
Associate Professor at the Department of Applied Mechanics, Institute of Transport, Industrial University of Tyumen, Tyumen
Spirina Irina N.
Assistant at the Department of Applied Mechanics, Institute of Transport, Industrial University of Tyumen, Tyumen
ОСНОВЫ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
BASICS OF PROTOTYPING IN EDUCATIONAL PROCESS OF FUTURE ENGINEERS
Введение. Цель статьи - представить опыт внедрения основ прототипирования в общеинженерных дисциплинах, преподаваемых в Тюменском индустриальном университете (ТИУ).
Методология. Работа выполнена на основе технологии контекстного образования.
Результаты представлены в виде разработанных авторами статьи контрольных заданий и курсов.
Заключение. Авторы формулируют основные результаты, которые были достигнуты при внедрении основ прототипирования в общеинженерных дисциплинах.
Introduction. The article is aimed at presenting the experiences of implementing the basics of prototyping in general engineering disciplines taught at the Industrial University of Tyumen (IUT).