Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова М.И., Николаев С.В., Чупина Т.И.

Введение. В современном мире, динамично меняющемся под влиянием научнотехнической революции и мощных информационных потоков все большее значение для каждого человека приобретает читательская грамотность как способность понимать, критически оценивать и использовать письменные тексты, размышлять над ними, расширять свои знания и возможности для успешного обучения и активного участия в жизни социума. Меняющиеся потребности общества влияют на появление обновленных технологий формирования и оценки читательской грамотности в условиях общеобразовательной организации. В статье раскрывается подход к решению этой задачи с использованием цифровых технологий при преподавании предметов гуманитарного цикла и возможностей сетевого взаимодействия по созданию цифровых образовательных ресурсов. Материалы и методы. Основными методами проведенного исследования стали: анализ научной и методической литературы, проектирование, педагогический эксперимент, анализ его результатов и их интерпретация. Выбирая методы, авторы опирались на действующие ФГОС в триединстве предметных, метапредметных и личностных результатов. В качестве важного метапредметного результата гуманитарного образования выбрано умение работать с текстом и его проявление в читательской грамотности. Для ее оценки использован стандартизированный комплекс диагностик. Процесс оценки был автоматизирован на базе свободно распространяемого программного обеспечения Moodle для организации образовательного взаимодействия (обучения, контроля, обратной связи и пр.). Результаты. Проведен поиск наиболее эффективных способов формирования и оценки читательской грамотности. В качестве инструмента повышения качества гуманитарного образования использован сайт http://гуманитариум.рф, созданный в ходе экспериментальной деятельности в рамках экспериментальной площадки. В условиях сетевого взаимодействия цифровой образовательный ресурс «ГуманитариУм» аккумулирует лучшие практики преподавания гуманитарных дисциплин, реализованные образовательными организациями Санкт-Петербурга - участниками эксперимента. Ресурс содержит материалы по формированию и оценке читательской грамотности, которыми пользуются педагоги, ученики и их родители. Ученики используют материалы для отработки элементов читательской грамотности. Ее оценка происходит автоматически по заданным параметрам, результаты выполнения заданий обрабатываются и интерпретируются. Формируются четыре отчета для разных адресатов (администрация, учитель-предметник, классный руководитель, родители-дети). Приведенные в статье результаты диагностики подтверждают эффективность использования ресурса для формирования и оценки читательской грамотности. Обсуждение и выводы. Изложенный подход исключает дублирование деятельности учителей в разных образовательных организациях. Созданный ими материал автономен, не привязан к личности учителя и может быть транслирован коллегой при условии соблюдения технологии преподавания предмета. Автоматическое оценивание сокращает временные затраты учителя на проверку и обработку результатов, и позволяет оптимизировать процессы управления. Использование методического материала для педагогов и образовательного контента для учеников, размещенных на ресурсе «ГуманитариУм», положительно влияет на уровень читательской грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова М.И., Николаев С.В., Чупина Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE FORMATION OF READING LITERACY USING DIGITAL TECHNOLOGIES

Introduction. In the modern world, dynamically changing under the influence of the scientific and technological revolution, powerful information flows, reader literacy is becoming increasingly important for every person as the ability to understand, critically, evaluate and use written texts, reflect on them, expand their knowledge and capabilities for successful education and active participation in social life. The changing needs of society determine the emergence of updated technologies for the formation and evaluation of reader literacy in the context of a general educational organization. In the article it is revealed an approach to a solution of this issue using digital technology in teaching subjects of the humanities cycle and opportunities of networking cooperation in creation of digital educational resources. Materials and methods. The main methods of the research were: analysis of scientific and methodological literature, design, pedagogical experiment, analysis of its results and their interpretation. When choosing methods, the authors relied on the current Federal State educational Standards in the trinity of subject, meta-subject and personal results. The ability to work with text and its manifestation in reader literacy is chosen as an important meta-subject result of humanitarian education. A standardized set of diagnostics was used to assess reader literacy. To organize educational interaction (training, monitoring, feedback, etc.), the process of assessing reader literacy was automated on the basis of freely distributed software Moodle. Results. A search was made for the most effective ways of forming and evaluating reader literacy. As a tool to improve the quality of humanities education, the website http://гуманитариум.рф, created in the course of experimental activities within the framework of a regional innovation platform, was used. In the conditions of network interaction, the digital educational resource "ГуманитариУм " accumulates the best practices of teaching the humanities, implemented by the educational organizations of St. Petersburg - participants in the experiment. The resource contains materials on the formation and assessment of reader literacy, which are used by teachers, students and their parents. Pupils use the materials to practice the elements of reader literacy. Their evaluation occurs automatically according to the specified parameters, the results of the tasks are processed and interpreted. Four reports are generated for different recipients (administration, subject teacher, class teacher, parentschildren). The diagnostic results presented in the article confirm the effectiveness of using the resource for the formation and evaluation of reader literacy. Discussion and conclusion. The stated approach eliminates the duplication of teachers' activities in different educational organizations. The material created by them is autonomous, not tied to the personality of the teacher and can be broadcast by a colleague, subject to the observance of the technology of teaching the subject. Automatic assessment reduces the teacher's time spent on checking and processing results, and allows optimizing management processes. The use of methodological material for teachers and educational content for students, posted on the resource "ГуманитариУм", has a positive effect on the level of reader literacy.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Статья / Article

УДК / UDC 378:004

DOI 10.35231/18186653_2022_2_243

Оценка эффективности формирования читательской грамотности с использованием цифровых технологий

М. И. Морозова1, С. В. Николаев2, Т. И. Чупина3

1

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

2,3

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 631, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В современном мире, динамично меняющемся под влиянием научно-технической революции и мощных информационных потоков все большее значение для каждого человека приобретает читательская грамотность как способность понимать, критически оценивать и использовать письменные тексты, размышлять над ними, расширять свои знания и возможности для успешного обучения и активного участия в жизни социума.

Меняющиеся потребности общества влияют на появление обновленных технологий формирования и оценки читательской грамотности в условиях общеобразовательной организации. В статье раскрывается подход к решению этой задачи с использованием цифровых технологий при преподавании предметов гуманитарного цикла и возможностей сетевого взаимодействия по созданию цифровых образовательных ресурсов.

Материалы и методы. Основными методами проведенного исследования стали: анализ научной и методической литературы, проектирование, педагогический эксперимент, анализ его результатов и их интерпретация.

Выбирая методы, авторы опирались на действующие ФГОС в триединстве предметных, метапредметных и личностных результатов. В качестве важного метапред-метного результата гуманитарного образования выбрано умение работать с текстом и его проявление в читательской грамотности. Для ее оценки использован стандартизированный комплекс диагностик. Процесс оценки был автоматизирован на базе свободно распространяемого программного обеспечения Moodle для организации образовательного взаимодействия (обучения, контроля, обратной связи и пр.).

© Морозова М. И., Николаев С. В., Чупина Т. И., 2022

243

Результаты. Проведен поиск наиболее эффективных способов формирования и оценки читательской грамотности. В качестве инструмента повышения качества гуманитарного образования использован сайт 11Мр://гуманитариум.рф, созданный в ходе экспериментальной деятельности в рамках экспериментальной площадки. В условиях сетевого взаимодействия цифровой образовательный ресурс «ГуманитариУм» аккумулирует лучшие практики преподавания гуманитарных дисциплин, реализованные образовательными организациями Санкт-Петербурга - участниками эксперимента.

Ресурс содержит материалы по формированию и оценке читательской грамотности, которыми пользуются педагоги, ученики и их родители. Ученики используют материалы для отработки элементов читательской грамотности. Ее оценка происходит автоматически по заданным параметрам, результаты выполнения заданий обрабатываются и интерпретируются. Формируются четыре отчета для разных адресатов (администрация, учитель-предметник, классный руководитель, родители-дети). Приведенные в статье результаты диагностики подтверждают эффективность использования ресурса для формирования и оценки читательской грамотности.

Обсуждение и выводы. Изложенный подход исключает дублирование деятельности учителей в разных образовательных организациях. Созданный ими материал автономен, не привязан к личности учителя и может быть транслирован коллегой при условии соблюдения технологии преподавания предмета.

Автоматическое оценивание сокращает временные затраты учителя на проверку и обработку результатов, и позволяет оптимизировать процессы управления. Использование методического материала для педагогов и образовательного контента для учеников, размещенных на ресурсе «ГуманитариУм», положительно влияет на уровень читательской грамотности.

Ключевые слова: качество общего образования, метапредметные результаты, читательская грамотность, цифровизация образования.

Для цитирования: Морозова М. И., Николаев С. В., Чупина Т. И. Оценка эффективности формирования читательской грамотности с использованием цифровых технологий // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2022. - № 2. - С. 243-263. DOI 10.35231/18186653_2022_2_243

Evaluation of the effectiveness of the formation of reading literacy

using digital technologies

Marina I. Morozova1, Sergey V. Nikolaev2, Tatyana I. Chupina3

1

Pushkin Leningrad State University Saint Petersburg, Russian Fédération

2'3State budgetary educational institution gymnasium№ 631, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. In the modern world, dynamically changing under the influence of the scientific and technological revolution, powerful information flows, reader literacy is becoming increasingly important for every person as the ability to understand, critically, evaluate and use written texts, reflect on them, expand their knowledge and capabilities for successful education and active participation in social life.

The changing needs of society determine the emergence of updated technologies for the formation and evaluation of reader literacy in the context of a general educational organization. In the article it is revealed an approach to a solution of this issue using digital technology in teaching subjects of the humanities cycle and opportunities of networking cooperation in creation of digital educational resources.

Materials and methods. The main methods of the research were: analysis of scientific and methodological literature, design, pedagogical experiment, analysis of its results and their interpretation.

When choosing methods, the authors relied on the current Federal State educational Standards in the trinity of subject, meta-subject and personal results. The ability to work with text and its manifestation in reader literacy is chosen as an important meta-subject result of humanitarian education. A standardized set of diagnostics was used to assess reader literacy. To organize educational interaction (training, monitoring, feedback, etc.), the process of assessing reader literacy was automated on the basis of freely distributed software Moodle.

Results. A search was made for the most effective ways of forming and evaluating reader literacy. As a tool to improve the quality of humanities education, the website http://ryMaHMTapMyM.p$, created in the course of experimental activities within the framework of a regional innovation platform, was used.

In the conditions of network interaction, the digital educational resource TyMaHMTapwyM " accumulates the best practices of teaching the humanities, implemented by the educational organizations of St. Petersburg - participants in the experiment.

The resource contains materials on the formation and assessment of reader literacy, which are used by teachers, students and their parents. Pupils use the materials to practice the elements of reader literacy. Their evaluation occurs automatically according to the specified parameters, the results of the tasks are processed and interpreted. Four reports are generated for different recipients (administration, subject teacher, class teacher, parents-children). The diagnostic results presented in the article confirm the effectiveness of using the resource for the formation and evaluation of reader literacy.

Discussion and conclusion. The stated approach eliminates the duplication of teachers' activities in different educational organizations. The material created by them is autonomous, not tied to the personality of the teacher and can be broadcast by a colleague, subject to the observance of the technology of teaching the subject.

Automatic assessment reduces the teacher's time spent on checking and processing results, and allows optimizing management processes. The use of methodological material for teachers and educational content for students, posted on the resource TyMaHMTapMyM", has a positive effect on the level of reader literacy.

Key words: quality of general education, meta-subject results, reader literacy, digitalization of education.

For citation: Morozova, M. I., Nikolaev, S. V., Chupina, T. I. (2022) Otsenka effek-tivnosti formirovaniya chitatel'skoy gramotnosti s ispol'zovaniyem tsifrovykh tekhnologiy [Evaluation of the effectiveness of the formation of reader's literacy using digital technologies]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. pp. 243-263. DOI 10.35231/18186653_2022_2_243 (In Russian).

Введение

Со времен возникновения письменности умение читать, понимать и использовать прочитанное - естественные сущностные характеристики грамотности человека. Однако в современном обществе читательская грамотность дополняется новыми функциональными элементами. Обилие информации требует умения вести поиск и отбор необходимых знаний, развития критической оценки прочитанного.

Особую значимость в условиях ускоренного развития социума приобретает читательская грамотность для осуществления «образования через всю жизнь», профессионального самосовершенствования, решения актуальных личных и социальных задач. При этом, как и в прежние времена, важно умение размышлять над прочитанным, раскрывать смыслы для более полного понимания и ответственного преобразования окружающего мира и себя в нем.

Уровень владения читательской грамотностью непосредственно влияет на успешность обучения школьников. От глубины понимания прочитанного зависит не только освоение отдельного предмета, но и выстраивание мировоззрения: от отдельных фактов до связи процессов и явлений, от отдельных внутрипредметных и межпредметных связей до формирования целостной картины мира. Все это делает читательскую грамотность ключевым элементом современного образования, влияющим на его качество.

Для эффективного управления процессом формирования читательской грамотности школьников необходима ее оценка. Обеспечению ее разносторонности способствует учет опыта международных исследований качества образования PIRLS и PISA, изучение которого оказало влияние на разработки отечественных методик, адекватных особенностям отечественного образования [11].

Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. В свою очередь, оценка читательской грамотности - одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника [2].

Важность формирования и оценки читательской грамотности обусловила актуальность поиска путей решения данной задачи. Одним из вариантом повышения эффективности оценки читательской грамотности является использование цифровых технологий.

Целью исследования стало обоснование и эмпирическая проверка эффективности использования цифровых технологий обучения по предметам гуманитарного цикла в основной и средней школе для формирования и оценки читательской грамотности.

Гипотеза состояла в том, что формирование и оценка читательской грамотности школьников основного уровня образования будет эффективнее, если используются возможности сайта, с помощью которого:

- организуется сетевое взаимодействие учителей гуманитарных дисциплин для содержательного наполнения материалами по формированию и контролю читательской грамотности;

- организуется образовательный процесс с участием всех субъектов образовательных отношений;

- частично автоматизирован процесс контроля, позволяющий осуществлять мониторинг формирования читательской грамотности.

Мы полагали также, что использование сайта «ГуманитариУм» как цифрового образовательного ресурса станет основой для обновления технологий обучения, расширит возможности сетевого взаимодействия, что обеспечит в целом рост качества образования в основной и средней школе по предметам гуманитарного цикла.

Обзор литературы

Проблема формирования и оценки читательской грамотности активно изучается отечественными и зарубежными исследователями. Разработаны концептуальные основы формирования читательской грамотности [2], раскрыт сущностный смысл [10], определены ее функции для успешной социализации и самореализации человека в современном обществе1, а также структурные компоненты [2; 5], уровни их развития [5]. Совершенствуется оценочный инструментарий2, разносторонне и углубленно анализируются результаты3 [4; 7 и др.]. Даны описания высших уровней читательской грамотности как характеристики «читательской элиты»4 [12].

1 PISA: читательская грамотность. Минск: РИКЗ, 2020. 201 с.

2 Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 8 класс: пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С. Ковалёва, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Е.Л. Рутковской. М.; СПб.: Просвещение, 2014. 151 с.

3 PISA-2018 в Республике Беларусь: читательская грамотность. Минск: НМУ НИО, 2021. 65 с.; PISA: читательская грамотность. Минск: РИКЗ, 2020. 201 с.

4 Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA 2009: Аналитический отчет / Г. С. Ковалева (ред.). М.: Макс-Пресс, 2012.

Большинство исследователей опирается на определение, представленное в исследованиях PISA «Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»1. Из определения следуют ее функции, значимые для личности и общества. Роль читательской грамотности для решения личных и социальных задач подчеркивает ряд исследователей [5].

Анализируя развитие современного образования с учетом вызовов времени, исследователи [3] раскрывают характеристики «новой грамотности», формирование которых невозможно без качественно освоенных читательских компетенций. Цифровизация образования, активное использование интернет-источников делает актуальным понятие «цифровой» читательской грамотности2.

Для эффективной организации достижения этой цели необходим мониторинг формирования читательской грамотности. Его осуществление требует решения ряда задач:

- определения критериев и уровней сформированнности читательской грамотности;

- оперативного выявления затруднений для своевременного приятия мер по их устранению;

- создания (подбора) диагностического инструментария, адекватного поставленной цели;

- минимизации трудовых затрат на проведение мониторинга.

Исследователями [2; 5 и др.] выделены и охарактеризованы умения

«грамотного чтения», на которые мы ориентировались при формировании и оценке читательской грамотности. В ряде исследований3 [5; 10] представлены структурные составляющие читательской грамотности и дано подробное описание уровней их освоения. Данное в исследованиях описание диагностического инструментария включает в себя виды и требования к текстам, заданиям к ним, а также рекомендации по оценке4

1 PISA 2018 Draft Analytical Frameworks // OECD. URL: https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf

2 PISA: читательская грамотность. Минск: РИКЗ, 2020. 201 с.

3 PISA: читательская грамотность. Минск: РИКЗ, 2020. 201 с.

4 Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 8 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С. Ковалёва, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Е.Л. Рутковской. М.; СПб.: Просвещение, 2014. 151 с.

[2; 4]. Вместе с тем указывается, что «чтение - сложноорганизованная деятельность, и не все ее элементы поддаются измерению» [10, с. 8].

Не менее значимым для нашего исследования является анализ затруднений, в т. ч. с позиций заданий PIRLS и PISA [4]. К числу типичных относят «умение устанавливать последовательность или комбинацию глубоко скрытой в тексте информации», истолковывать детали текста и оценивать его глубокие идеи1 [5], переводить описание жизненной ситуации в предметную [4].

Отметим, что формирование читательской грамотности тесно связано с освоением школьниками познавательных УУД. Так, например, у обучающихся 5 классов фиксируется недостаточная сформированность ряда принципиальных умений, среди которых умение отделять главное от второстепенного, существенное от несущественного. Неотработанность этих базовых умений становится причиной появления затруднений со связанными с ними умениями (группировать, конспектировать и пр.) [6]. Дифференциация умений на базовые и производные говорит о необходимости уделять особое внимание первоисточникам затруднений2. Их устранение повышает не только степень освоения УУД, но и уровень читательской грамотности.

Акцентируя внимание на необходимости мониторинга читательской грамотности, исследователи указывают: при отсутствии внимания к ее динамике «не только не происходит положительных изменений, но и реальна ситуация регресса» [2, с. 36], поэтому наряду с общими показателями класса важна динамика результатов каждого ученика [12].

Из сказанного следует, что проведение мониторинга предполагает осуществление двух трудоемких видов деятельности: составление контрольно-измерительных материалов (КИМ) и обработку полученной информации, в т. ч. предполагающую определение динамики результатов каждого ученика.

1 Даутова О.Б., Баранова Н.Б., Игнатьева Е.Ю. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников. Новые практики формирования и оценивания: учеб.-метод. пособие. Серия: Петербургский вектор внедрения ФГОС НОО // О Б. Даутова [и др.]. Каро, 2020.

2 Морозова М.И., Штерн В.В., Киселева С.А. и др. Поэтапное формирование универсальных учебных действий при освоении программ начального, основного и среднего общего образования в условиях введения ФГОС СОО: метод. пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. 76 с.

Решение проблемы трудоемкости обработки результатов заложено в одном из определений мониторинга как «непрерывного отслеживания хода, эффективности и результата образовательного процесса на основе использования компьютерной технологии сбора и обработки получаемой информации»1. На основе идей С. А. Бояшовой2 педагогическими коллективами ряда школ разработана и апробирована независимая оценка качества подготовки обучающихся с использованием программного обеспечения. Однако тестовые задания ориентированы на базовые знания обучающихся в предметных областях, а не на замеры уровня сфор-мированности читательской грамотности.

Решением второй проблемы является вовлечение учителей разных школ в сетевое взаимодействие по созданию цифровых образовательных ресурсов - учебных материалов, воспроизводимых с помощью электронных (цифровых) устройств [9].

Материалы и методы

Основными методами проведенного исследования стали: анализ научной и методической литературы, проектирование, педагогический эксперимент, анализ его результатов и их интерпретация.

Комплексная система оценки образовательных результатов включает внешний контроль, внутришкольный контроль и учет достижений обучающихся. Важно отметить, что термины «достижение» и «результат» нами не отождествляются. Достижение - понятие более широкое, поскольку в нем заключена качественная оценка результата, что коррели-руется со степенью прогресса в развитии личности [1].

Концептуально раскрытая в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) система оценки образовательных результатов обучающихся, устанавливает требования к метапредметным результатам. При этом в контексте международных исследований качества образования особое значение приобретает оценивание читательской грамотности. Достижение читательской грамотности является важным индикатором качества гуманитарного образования.

Для оценки читательской грамотности использован комплекс диагностик, разработанный отделом оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования под

1 Симонов В.П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании: учеб. пособие. М.: Высшее образование: Юрайт-Издат, 2009. С. 56.

2 Система независимой оценки качества подготовки обучающихся // Методическое описание; под общ. ред. С.А. Бояшовой / ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Приморского района Санкт-Петербурга, 2015. 48 с.

руководством Г.С. Ковалёвой1. Методика содержит стандартизированные измерительные материалы нового поколения, обладающие надежными измерительными характеристиками, которые дают возможность достоверно оценить метапредметные результаты обучающихся, провести анализ эффективности учебного процесса и целенаправленно скорректировать его в случае необходимости.

Комплект стандартизированных материалов предназначен для проведения оценки сформированности в 4-8 классах метапредметного результата - читательской грамотности (смыслового чтения и умений работать с информацией). Комплект для 9 класса разработан в соответствии с международными требованиями исследования PISA и позволяет оценить готовность обучающихся школ к прохождению международного теста. Для организации образовательного взаимодействия (обучения, контроля, обратной связи и пр.) процесс оценки читательской грамотности был автоматизирован на базе свободно распространяемого программного обеспечения Moodle.

Результаты

Анализ содержания концепций преподавания предметов гуманитарного цикла в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, позволяет выделить основные направления обновления технологий обучения с целью повышения качества образования. К числу основных направлений относят развитие цифровых информационных и образовательных ресурсов; совершенствование системы диагностики и контроля учебных достижений обучающихся, а также обучение учителей их использованию.

Работа по указанным направлениям осуществлялась в рамках профессионального сетевого взаимодействия кластера школ-партнеров по реализации общего инновационного проекта «Обновление технологий обучения по предметам гуманитарного цикла (русский язык, литература, английский язык, немецкий язык, финский язык, обществознание, история) в основной и средней школе с использованием элементов сетевого обучения для обеспечения качественного образования». Объединение

1 Ковалева Г. С., Богданова Н.Н., Амбарцумова Э.М. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для оценки читательской грамотности. Варианты 1-4. М.: Просвещение, 2022. 80 с.; Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 8 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С. Ковалёва, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Е.Л. Рутковской. М.; СПб.: Просвещение, 2014. 151 с.

разного педагогического опыта в единую научно-методическую и организационную конструкцию преподавания предметов гуманитарного цикла с использованием современных технологий обучения позволило аккумулировать его на сайте «ГуманитариУм».

Содержательное ядро цифрового ресурса включает образовательный контент различных предметных областей гуманитарного цикла, сделанный на основании методики преподавания предмета с использованием современных педагогических технологий обучения. Содержание ресурса используется для повышения качества образовательного процесса педагогами школ-партнёров (в перспективе - любыми другими образовательными организациями) и обучающимися для самостоятельного изучения материала.

Для учителей предусмотрена научно-методическая поддержка по вопросу применения дидактических материалов, усовершенствованных на основе современных технологий обучения: технологические карты, алгоритмы действий, приемы, методы, технологии и другое, что исключает дублирование деятельности учителей в разных образовательных организациях. Размещенный материал автономен, может быть использован коллегами при организации обучения.

Ресурс востребован не только учениками образовательных организаций сети, но и их родителями, законными представителями. Обучающийся получает доступ к авторским учебным курсам, материалам, видеоурокам другой образовательной организации, продолжая находиться в своей школе. Учебные курсы платформы используются при обучении по индивидуальному учебному плану.

Образовательная платформа трансформирует само представление о том, как организовано знание, переводя его из линейного набора текстов в мультимедийную связную форму. Развитие мобильной образовательной платформы упрощает выход образовательного процесса за стены школы и способствует интеграции с образовательным процессом, происходящим на различных городских площадках и в сообществах [8]. Создание сети межрайонного уровня позволяет апробировать механизмы взаимодействия между удаленными партнерами с целью организации доступа педагогов и обучающихся к лучшим педагогическим практикам преподавания предметов гуманитарного цикла. Таким образом, полученный в ходе реализации инновационной работы опыт можно легко транслировать на образовательные сети любого уровня.

Для реализации поставленной цели обновления технологий обучения по предметам гуманитарного цикла разработан научно-методический образовательный контент на сайте гуманитариум.рф, представленный в табл. 1.

Таблица 1

Курс Технология Тема

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Английский язык 5 класс Технология цифровой коммуникации Starlight 5 - Module 5 Starlight 5 - Module 4

Английский язык 6 класс Технология цифровой коммуникации Helping handsOn holiday Ecology

Английский язык 10 класс Технология цифровой коммуникации Environment protection ProfessionsFood and Health

Обществознание 8 класс Технология цифровой коммуникации Сфера духовной культуры

Обществознание 11 класс Технология цифровой коммуникации Раздел: Экономика

Поскольку за последнее время объем исследований качества образования, проводимых на федеральном и региональном уровнях, значительно возрос, внутришкольная система оценки образовательных результатов должна быть согласована с внешними оценочными процедурами и учитывать их при планировании оценочной деятельности.

Внутришкольная система оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования (НОО) и основного общего образования (ООО) основана на комплексе диагностик, разработанном под руководством Г.С. Ковалёвой1 [8]. Данная методика имеет бесплатное программное обеспечение для интерпретации результатов. Однако, процесс проведения диагностики и проверка работ требуют значительных временных затрат. Поэтому процесс оценки читательской грамотности был автоматизирован на основе свободно распространяемого программного обеспечения Moodle для организации образовательного взаимодействия (обучения, контроля, обратной связи и пр.).

Сайт «гуманитариум.рф», созданный на его основе, доступен с любого устройства с выходом в интернет, активно используется для оценки предметных результатов, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также для создания цифрового образа диагностических материалов и автоматической проверки результатов. Процесс диагностики читательской грамотности автоматизирован, что позволило минимизировать ресурсоемкость оценочных процедур (кадровый, временной ресурсы); внедрить цифровые механизмы оценочных процедур в систему оценки качества образования на уровне образовательной организации.

1 Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 8 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С. Ковалёва, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Е.Л. Рутковской. М.; СПб.: Просвещение, 2014. 151 с.

В ходе цифровизации процедура оценки читательской грамотности претерпела технологические изменения. При этом сама методика, её содержательная и интерпретационная части остались неизменными. Изменения процедуры проведения диагностики с использованием современных цифровых технологий произошли только на двух первых этапах. В автоматизированном варианте проведения диагностики тексты, содержащиеся в материалах диагностических работ, сгруппированы в отдельные буклеты для каждого класса. Обучающиеся читают распечатанные тексты и выполняют тестовую часть на компьютерах. Буклеты, содержащие тексты, можно использовать многократно, так как обучающиеся не делают в них записей.

На следующем этапе осуществляется проверка работ обучающихся. В авторском варианте методики проверку осуществляет учитель или классный руководитель. Опыт проведения диагностики читательской грамотности показывает, что на результаты проверки могут влиять субъективные факторы. Часто на практике, в ходе оценки проверяющие учитывают предметную успешность обучающегося, разборчивый почерк, что сказывается на результатах оценки. В автоматизированном варианте проведения диагностики оценка происходит автоматически по заданным параметрам, что обеспечивает высокую степень объективности. Безусловно, КИМы по оценке читательской грамотности содержат и задания, предполагающие развернутый ответ. В этом случае возможна проверка по ключевым фразам, когда задаются обязательные словосочетания, отражающие суть правильного ответа. Их присутствие в тексте определяет полноту и правильность ответа. В этом случае оценивание такого задания происходит автоматически. Если ответ на задание предполагает обращение к личному опыту обучающихся, и не может быть заранее спрогнозирован, то для таких вопросов используется тип «Эссе». Такие вопросы проверяются экспертом (методистом, учителем), балл за них выставляется в соответствии с критериями авторской методики. В ходе автоматизации процесса диагностики получены варианты тестов, которые содержат 1-3 задания с развернутым ответом (требующие «ручной» проверки), что значительно уменьшает нагрузку на педагогические кадры.

Для обработки и интерпретации полученных результатов используется бесплатное программное обеспечение, входящее в состав диагностического комплекта. В ходе автоматической интерпретации результатов формируются четыре отчета, имеющие различных адресатов (администрация, учитель-предметник, классный руководитель, родители-дети): «Результаты выполнения комплексной работы для оценки сформированности метапредметных результатов по классу», «Результаты индивидуальных достижений обучающихся для оценки сформиро-ванности метапредметных результатов», «Результаты выполнения

комплексной работы классом для оценки сформированности метапред-метных результатов по отдельным заданиям», «Результаты оценки индивидуальных достижений обучающихся для проверки сформированности метапредметных результатов по отдельным заданиям».

Оценка метапредметных результатов (читательской грамотности) во внутришкольной системе оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС проводилась как до начала выполнения инновационного проекта так и после создания цифрового образовательного ресурса «ГуманитариУм». Поэтому считаем целесообразным учитывать все полученные результаты.

Наиболее показательными являются результаты обучающихся 8-х классов. Оценка метапредметных результатов этой параллели проводилась в 5-х, 6-х классах в ходе мероприятий ВСОКО, в 7 классе в качестве стартовой диагностики для инновационного проекта, в 8 классе - промежуточная диагностика экспериментальной работы по проекту. Показатели успешности прохождения диагностики 8а, 8б классов в сравнении с выборкой стандартизации (обозначено «СТ») представлены в табл. 2.

Таблица 2

Успешность выполнения диагностических работ по оценке метапредметных результатов (читательской грамотности) в параллели 8-х классов (% от максимального балла)

Характеристики КИМов 2019 (5 класс) 2020 (6 класс) 2021 (7 класс) 2022 (8 класс)

ст 8а 8б ст 8а 8б ст 8а 8б ст 8а 8б

Оценка по видам текстов

Текст по математике 42 47 35 41 58 33 44 62 40 43 51 45

Текст по русскому языку 42 47 35 46 49 38 41 46 36 38 43 40

Текст по естествознанию 50 36 38 46 62 50 46 63 61 43 53 47

Текст по истории и обществознанию 49 59 48 51 58 56 47 56 54 42 58 55

Общий балл 45 51 41 46 56 44 44 57 51 41 54 51

Оценка по критериям читательской грамотности

Общее понимание текста 63 54 52 51 56 45 53 61 59 54 66 62

Глубокое и детальное понимание содержания текста 44 43 31 46 61 45 46 56 53 39 54 52

Использование информации из текста для различных целей 38 59 46 38 49 43 33 53 53 30 52 51

Анализируя общий балл по результатам диагностики за 2019, 2020 годы (до начала эксперимента) можно отметить следующее: 8а класс имел стабильно высокие результаты относительно выборки стандартизации, 8б класс имел результаты ниже выборки стандартизации.

В 2021 году был отмечен рост общего балла у двух классов, впервые результаты 8б класса превысили стандарт. Это можно связать с планомерными действиями администрации ОУ по повышению уровня читательской грамотности.

В 2022 году после первого года работы над проектом результаты двух классов так же превысили показатели выборки стандартизации. Так как результат выборки стандартизации изменяется на каждом оценочном этапе (с 5 по 8 класс), то целесообразно оценить рост показателей 8-х классов относительно стандарта (рис. 1).

15

10

5

-5

13

13

10

2019 (в 5 класс

е)

2020 (в 6-клаСсе)

10

-й 8а □ 8б

2021 (в 7 классе)

2022 (в 8 классе)

-2

Рис. 1. Динамика разности общего балла 8 а и 8 б классов и выборки стандартизации за 4 года

7

6

0

4

Сравнение результатов входной диагностики (2021 год) и промежуточной диагностики (2022 год) позволяет сделать следующие выводы об эффективности первого года работы над проектом (2022 год): результаты 8а класса стабильно высокие; результаты 8 б класса превышают стандарт, отмечается положительная динамика. Причиной стабильного, положительного эффекта могут являться мероприятия по повышению читательской грамотности, которые ранее в 2020 году давали аналогичный результат. Необходимо учитывая свойственные этому возрасту (14 лет) общее снижение учебной мотивации, как следствие - снижение качества обученности. Можно предположить, что вовлечение обучающихся в эксперимент по повышению качества гуманитарного образования позволило скорректировать ожидаемое падение результата.

Обучающиеся параллели 8-х классов в 2021-2022 учебном году были вовлечены в эксперимент по повышению качества гуманитарного образования через предметную область «Обществознание» с использованием учебных и методических материалов портала «ГуманитариУм». В связи с этим целесообразно рассмотреть метапредметные результаты достигаемые при работе с текстами по истории и обществознанию (рис. 2).

70 60 50 40 30 20 10 0

49

59

ш

58

56

56

48

51

54

58

55

47

42

□ выборка стандартизации îs 8а

□ 8б

2019

2020

2021

2022

Рис. 2. Уровень достижения метапредметных результатов 8 а и 8 б классов, проверяемый через работу с текстами по истории и обществознанию

Анализируя результаты, представленные на диаграмме (рис. 2), мы можем сделать вывод о достаточном в 2019 году и высоком уровне с 2020 по 2022 годы читательской грамотности, проверяемых при работе обучающихся с текстами по истории и обществознанию.

Для оценки эффективности экспериментальной работы целесообразно оценить динамику показателей 8-х классов относительно стандарта по критерию «Достижения метапредметных результатов, проверяемых через работу с текстами по истории и обществознанию» (рис. 3).

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

-2

16

10

5

13

s 8а □ 8б

2019 (в 5 классе) 2020 (в 6 классе) 2021 (в 7 классе) 2022 (в 8 классе)

Рис. 3. Динамика разности результатов 8 а, б классов и выборки стандартизации за 4 года по критерию «Достижения метапредметных результатов, проверяемых через работу с текстами по истории и обществознанию»

9

7

7

Анализ диаграммы (рис. 3) позволяет сделать вывод о положительной динамике метапредметных результатов, формируемых на уроках «Обществознания». Эффективность экспериментальной деятельности, реализуемой на уроках обществознания, подтверждается значительным ростом показателей в двух классах в 2022 году относительно предыдущих лет. На результат высоких показателей метапредметных результатов влияет «психологическая» готовность обучающихся к прохождению диагностики на ресурсе «ГуманитариУм». Так на протяжении 2021-2022 г.г. ученики регулярно обращались к материалам сайта на уроках общество-знания и для выполнения домашней работы, поэтому выполнение диагностического теста не вызвало у них стресса, работа в цифровой среде стала для них привычной, комфортной.

Используемая методика позволяет сделать подробный анализ по группам универсальных учебных действий (УУД) проверяемым в ходе диагностики метапредметных результатов (читательской грамотности). Все УУД сгруппированы по трем объектам оценивания: общее понимание текста, глубокое и детальное понимание содержания текста, использование информации из текста для различных целей. Для принятия решений о целесообразности внесения изменений в ход реализации эксперимента, необходимо выявить группу и конкретные универсальные учебные действия, нуждающиеся в корректировке. Динамика по критерию «Общее понимание текста» представлена на рис. 4.

80

60

40

20

63

54 52

51

56

45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53

61 59

66

54

62

□ выборка стандартизации

□ 8а

□ 8б

2019

2020

2021

2022

Рис. 4. Динамика результатов 8 а и 8 б классов по критерию «Общее понимание текста»

Анализ результатов показывает, что общее понимание текста у обучающихся 8-х классов было ниже стандарта в 2019 году (при обучении в 5 классе). В 6 классе, ученики 8б класса демонстрировали низкий результат по этому критерию. За последние два года исследования оба класса показали результаты выше выборки стандартизации, намечается положительная динамика метапредметных результатов.

По информации в таблице 2 можно сделать вывод, что по критерию «Глубокое и детальное понимание содержания текста» наблюдается аналогичная картина. По критерию «Использование информации из текста

0

для различных целей» обучающиеся имели стабильно высокие результаты (выше выборки стандартизации) за все четыре года исследования.

Так как анализ групп УУД в данном случае не позволил выявить проблемные точки в достижении метапредметных результатов, то целесообразно рассмотреть конкретные умения, уровень достижения которых ниже выборки стандартизации. Используемая методика позволяет получить такую информацию из отчета «Результаты выполнения комплексной работы для оценки сформированности учащимися метапредметных результатов по отдельным заданиям».

Анализ содержания этой аналитической информации позволил выделить следующие дефициты в достижении метапредметных результатов, а как итог - качества гуманитарного образования (табл. 3). Таблица содержит обобщенные данные по двум классам. Включает в себя УУД, сформированные на низком уровне в 8 а и 8б одновременно.

Таблица 3

УУД по которым выявлен низкий уровень сформированности в ходе диагностики метапредметных результатов (читательской грамотности) при оценки качества гуманитарного образования в 2022 г. (%)

Описание группы умений Проверяемое умение СТ 8а 8б

Общее понимание текста, ориентация в тексте Давать свою трактовку используемого понятия, опираясь на содержание текста 84,4 12,5 10,2

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Приводить пример 35,2 12,5 17

Общее понимание текста, ориентация в тексте Выявлять информацию, содержащуюся в тексте 46,3 25 22

Общее понимание текста, ориентация в тексте Извлекать информацию, данную в тексте в явном виде 43,1 15 11

Использование информации из текста для различных целей Давать содержательную интерпретацию информации, изображённой с помощью кругов Эйлера 37,8 28 13

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Сопоставлять информацию, данную в описательной и графической формах 40,7 25 32

Для качественного анализа педагогической деятельности, направленной на достижение метапредметных результатов, учителя-предметники получают полные результаты диагностики для проработки проблемных зон.

Обсуждение и выводы

Оценка качества знаний по предметам гуманитарного цикла позволяет оценить достижение обучающимися планируемых результатов в конкретной предметной области. В основе внутришкольной системы оценки предметных результатов лежит принцип объективности (независимости результата от личности учителя). Разработанные оценочные процедуры уменьшают нагрузки на педагогов в вопросе проверки и анализа работ. Система управления образовательным контентом Moodle используется как электронная система оценки достижения предметных результатов. Методическая служба школы занимается созданием базы тестовых заданий по предметным областям, на основании которых формируются контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного, тематического контроля. КИМы представляют собой контрольные и тестовые задания, входящие в состав УМК, используемых для реализации образовательной программы.

Внутришкольная система оценки метапредметных результатов на уровне ООО основана на комплексе диагностик, разработанном ведущими специалистами в области педагогических измерений под руководством Г.С. Ковалёвой. Методика автоматизирована авторским коллективом сотрудников ГБОУ гимназии № 631 Приморского района Санкт-Петербурга. Администрация гимназии получает ощутимый эффект в вопросе автоматизации управления качеством образования. Автоматизация процесса оценки метапредметных результатов (читательской грамотности) в соответствии с ФГОС не требует значительных ресурсных затрат. Автоматическая диагностика читательской грамотности стала эффективным инструментом оценки качества гуманитарного образования и нашла успешное применение при реализации экспериментальной работы. Цифровизация диагностических материалов позволяет оптимизировать управленческие процессы.

Список литературы

1. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства Просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. - №4(61). -Т. 1. - С. 13-33.

2. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. -№ 4 (61). -С. 34-57.

3. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития: колл. монография / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина, П.С. Сорокина. - М.: ИД ВШЭ, 2019. - 282 с.

4. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова Н.К. и др. Российское школьное образование: взгляд со стороны // Вопросы образования. - 2004. - №1. - С. 157-198.

5. Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000. Часть I. Грамотность чтения. - М.: Логос, 2004. - 18 с.

6. Морозова М.И., Штерн В.В. Возможности развивающего обучения в решении проблемы последовательности и преемственности формирования познавательных универсальных учебных действий // XX Царскосельские чтения: Междунар. науч. конф. 20-21 апр. 2016 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 103-107.

7. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумина. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. -284 с.

8. Осипова О.П., Шклярова О.А. Подготовка менеджеров образования в условиях его цифровизации: идеи, подходы, ресурсы // Преподаватель XXI века. - 2019. -№2-1. - С. 108-124.

9. Систематика терминологического аппарата педагогики в условиях парадиг-мальных изменений как фактор обновления содержания педагогического образования: монография / О. Б. Даутова, А. И. Жук, А. В. Торхова, Н. А. Вершинина, М. Г. Ермолаева, Е. Ю. Игнатьева, О. Н. Крылова [и др.]. - Минск : БГПУ, 2019. - 308 с.

10. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. - М., 2010. - 67 с.

11. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы образования. - 2011. - № 2. - С. 123-150.

12. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. - 2015. -№ 1. - С. 284-300.

13. OECD (2010b) PISA-2009 Results: What Students Know and Can Do. Students Performance in Reading, Mathematics and Science.

References

1. Basyuk, V.S., Kovaleva, G.S. (2019) Innovacionnyj proekt Ministerstva Prosvesh-cheniya «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti»: osnovnye napravleniya i pervye rezul'taty [Innovative project of the Ministry of Education "Monitoring the formation of functional literacy": main directions and first result]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika - Domestic and foreign pedagogy. No 4(61). Vol. 1. pp. 13-33. (In Russian).

2. Gosteva, YU.N., Kuznecova, M.I., Ryabinina, L.A., Sidorova, G.A., CHaban, T.YU. (2019) Teoriya i praktika ocenivaniya chitatel'skoj gramotnosti kak komponenta funkcional'noj gramotnosti [Theory and practice of assessing reader's literacy as a component of functional literacy]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika - Domestic and foreign pedagogy. No 1. 4 (61). pp. 34-57. (In Russian).

3. Kak sdelat' obrazovanie dvigatelem social'no-ekonomicheskogo razvitiya: koll. monografiya (2019) [How to make education the engine of socio-economic development: call. monograph] / Pod red. YA.I. Kuz'minova, I.D. Frumina, P.S. Sorokina. Moskva:

ID VSHE (In Russian).

4. Kasprzhak, A.G., Mitrofanov, K.G., N.K. Polivanova, i dr. (2004) Rossijskoe shkol'noe obrazovanie: vzglyad so storony [Russian school education: a view from the outside]. Voprosy obrazovaniya - Educational Issues. No 1. pp. 157-198. (In Russian).

5. Kovaleva, G. S., Krasnovskij, E. A. (2004) Novyj vzglyad na gramotnost'. Po rezu-I'tatam mezhdunarodnogo issledovaniya PISA 2000. CHast' I. Gramotnost' chteniya [A new perspective on literacy. According to the results of the international study PISA 2000. Part I. Reading literacy]. Moscow: Logos. (In Russian).

6. Morozova M.I., SHtern, V.V. Vozmozhnosti razvivayushchego obucheniya v resh-enii problemy posledovatel'nosti i preemstvennosti formirovaniya poznavatel'nyh univer-sal'nyh uchebnyh dejstvij [Possibilities of developmental education in solving the problem of consistency and continuity in the formation of cognitive universal educational activities]

XX Carskosel'skie chteniya: Mezhdunar. nauch. konf. 20-21 aprelya 2016 g. [XX Tsarskoye Selo Readings: Intern. scientific conf. April 20-21, 2016]. Saint Petersburg: LGU. pp.103107. (In Russian).

7. Neozhidannaya pobeda: rossijskie shkol'niki chitayut luchshe drugih / pod nauch. red. I. D. Frumina [An unexpected victory: Russian students read better than others]. Moscow: Izd. dom Gos. un-ta - Vysshej shkoly ekonomiki. (In Russian).

8. Osipova, O.P., SHklyarova, O.A. (2019) Podgotovka mene (In Russian) dzherov obrazovaniya v usloviyah ego cifrovizacii: idei, podhody, resursy [Training of education managers in the context of its digitalization: ideas, approaches, resources]. Prepodavatel'

XXI veka. - XXI century teacher. No 2-1. pp. 108-124. (In Russian).

9. Sistematika terminologicheskogo apparata pedagogiki v usloviyah paradigmal'nyh izmenenij kak faktor obnovleniya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya: mono-grafiya [Systematics of the terminological apparatus of pedagogy in the context of paradigm changes as a factor in updating the content of pedagogical education: monograp] O. B. Dautova, A. I. ZHuk, A. V. Torhova, N. A. Vershinina, M. G. Ermolaeva, E. YU. Ig-nat'eva, O. N. Krylova [i dr.]. Minsk: BGPU. (In Russian).

10. Cukerman, G. A. (2010) Ocenka chitatel'skoj gramotnosti. Materialy k obsuzhdeniyu [Assessment of reading literacy. Materials for discussion]. Moskva. (In Russian).

11. Cukerman, G. A., Kovaleva, G. S., Kuznecova, M. I. (2011) Pobeda v PIRLS i porazhenie v PISA: sud'ba chitatel'skoj gramotnosti 10-15-letnih shkol'nikov [Victory in PIRLS and defeat in PISA: the fate of reading literacy of 10-15-year-olds]. Voprosy obrazovaniya. - Educational Issues. No 2. pp. 123-150. (In Russian).

12. Cukerman, G. A., Kovaleva, G. S., Kuznecova, M. I. (2015) Stanovlenie chitatel'skoj gramotnosti, ili Novye pohozhdeniya Tyani-Tolkaya [The formation of reading literacy, or New adventures of Push-Pull]. Voprosy obrazovaniya. - Educational Issues. No 1. pp. 284-300. (In Russian).

13. OECD (2010b) PISA-2009 Results: What Students Know and Can Do. Students Performance in Reading, Mathematics and Science.

Вклад соавторов

Соавторство неделимое.

Co-authors' contribution

Co-authorship is indivisible.

Об авторах

Морозова Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: morozovami@mail.ru

Николаев Сергей Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 631, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: Nikolaev-SergeyV@yandex.ru

Чупина Татьяна Ивановна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 631, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: gymn631@mail.ru

About the authors

Marina I. Morozova, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russian Federation, e-mail: morozovami@mail.ru

Sergey V. Nikolaev, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, State Budgetary Educational Institution Gymnasium No 631, St. Petersburg, Russian Federation, e-mail: Nikolaev-SergeyV@yandex.ru

Tatyana I. Chupina, Deputy Director for Educational Work, State Budgetary Educational Institution Gymnasium No 631, St. Petersburg, Russian Federation, e-mail: gymn631@mail.ru

Поступила в редакцию: 27.05.2022 Принята к публикации: 05.06.2022 Опубликована: 30.06.2022

Received: 27 May 2022 Accepted: 05 June 2022 Published: 30 June 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.