Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брякова Ирина Евгеньевна, Кулаева Галина Михайловна, Якимов Петр Анатольевич

Введение. Актуальность данной темы обусловлена результатами исследований уровня читательской грамотности подростков, проведенных в рамках международной программы по оценке образовательных достижений PISA и, как следствие, необходимостью разработки программы развития личности школьника, способного понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения собственных целей, обогащения знаний и расширения возможностей участия в социальной жизни. Целью данной работы является анализ эффективности педагогических условий развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля. Материалы и методы. В ходе экспериментального исследования авторы осуществили субъектно-активизирующую диагностику уровня читательской грамотности обучающихся 8 - 9 классов образовательных учреждений города Оренбурга (Российская Федерация), которая не только помогала определить уровень читательской грамотности, но и способствовала проявлению активности обучающихся на занятиях и во внеучебной деятельности. Использовался комплекс валидных диагностических методик: тестовая беседа, обеспечивающая мониторинг знаний школьников; методика ранжирования мотивов; методика удовлетворенности деятельностью. Для статистической оценки эффективности формирующих воздействий использовался критерий χ2-Пирсона. Результаты. Содержание пополнялось за счет актуализации текстов различных видов и типов, различной тематической направленности, стилистической окраски на уроках русского языка, истории, обществознания и во внеурочное время; были организованы элективные курсы по освоению школьниками смыслового чтения; организовывались диспуты, коммуникативные игры и ситуации, тренинги, исследовательские проекты. На основе сравнительно-сопоставительного анализа эмпирических данных, статистического анализа установлена положительная динамика и увеличение значений показателей по когнитивному (читательская наблюдательность) критерию, мотивационному (читательская ориентированность) критерию и практическому (читательская восприимчивость) критериям (p<0,05). Данные свидетельствуют, о позитивном приросте всех аспектов читательской грамотности обучающихся. Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при последовательной реализации педагогических условий уровень читательской грамотности обучающихся выходит на более высокий уровень развития. Полученные результаты могут быть использованы для обогащения программ школьного образования, а также при проектировании долговременных программ для подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF READING LITERACY OF STUDENTS IN HUMANITIES CLASSES

Introduction. The relevance of this topic is due to the results of studies on the level of reading literacy of adolescents conducted as part of the international program to evaluate the educational achievements of PISA and, as a result, the need to develop a program for the development of the personality of a student who is able to understand, use, evaluate texts, reflect on them and engage in reading in order to achieve his own goals, enrich knowledge and expand opportunities for participation in social life. The purpose of this work is to analyze the effectiveness of pedagogical conditions for the development of reading literacy of students in humanitarian lessons. Materials and methods. During the experimental study, the authors carried out subjective and activating diagnostics of the level of reading literacy of students in grades 8-9 of educational institutions in the city of Orenburg (Russian Federation), which not only helped to determine the level of reading literacy, but also contributed to the manifestation of student activity in classes and in extracurricular activities. A set of valid diagnostic methods was used: a test conversation that provides monitoring of schoolchildren's knowledge; methodology of motive ranking; activity satisfaction methodology. For the statistical evaluation of the effectiveness of formative influences, the Pearson's χ2 test was used. Results. The content was replenished by updating texts of various types and types, various thematic orientations, stylistic colors in the lessons of the Russian language, history, social studies and outside time; elective courses were organized on students' mastery of semantic reading; disputes, communication games and situations, trainings, research projects were organized. On the basis of a comparative analysis of empirical data, statistical analysis, positive dynamics and an increase in the values of indicators according to cognitive (reading observability) criterion, motivational (reading orientation) criterion and practical (reading susceptibility) criteria (p<0.05) were established. The data indicate a positive increase in all aspects of reading literacy of students. Conclusions. The obtained results indicate that with the consistent implementation of pedagogical conditions, the level of reading literacy of students reaches a higher level of development. The results obtained can be used to enrich school education programs, as well as to design long-term programs for the younger generation.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojoumal.wordpress.com/2022-2/22-01/ Дата публикации: 28.02.2022 УДК 371.1

И. Е. Брякова, Г. М. Кулаева, П. А. Якимов

Педагогические условия развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля

Введение. Актуальность данной темы обусловлена результатами исследований уровня читательской грамотности подростков, проведенных в рамках международной программы по оценке образовательных достижений PISA и, как следствие, необходимостью разработки программы развития личности школьника, способного понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения собственных целей, обогащения знаний и расширения возможностей участия в социальной жизни. Целью данной работы является анализ эффективности педагогических условий развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля.

Материалы и методы. В ходе экспериментального исследования авторы осуществили субъектно-активизирующую диагностику уровня читательской грамотности обучающихся 8 - 9 классов образовательных учреждений города Оренбурга (Российская Федерация), которая не только помогала определить уровень читательской грамотности, но и способствовала проявлению активности обучающихся на занятиях и во внеучебной деятельности. Использовался комплекс валидных диагностических методик: тестовая беседа, обеспечивающая мониторинг знаний школьников; методика ранжирования мотивов; методика удовлетворенности деятельностью. Для статистической оценки эффективности формирующих воздействий использовался критерий х2-Пирсона.

Результаты. Содержание пополнялось за счет актуализации текстов различных видов и типов, различной тематической направленности, стилистической окраски на уроках русского языка, истории, обществознания и во внеурочное время; были организованы элективные курсы по освоению школьниками смыслового чтения; организовывались диспуты, коммуникативные игры и ситуации, тренинги, исследовательские проекты. На основе сравнительно-сопоставительного анализа эмпирических данных, статистического анализа установлена положительная динамика и увеличение значений показателей по когнитивному (читательская наблюдательность) критерию, мотивационному (читательская ориентированность) критерию и практическому (читательская восприимчивость) критериям (p<0,05). Данные свидетельствуют, о позитивном приросте всех аспектов читательской грамотности обучающихся.

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при последовательной реализации педагогических условий уровень читательской грамотности обучающихся выходит на более высокий уровень развития. Полученные результаты могут быть использованы для обогащения программ школьного образования, а также при проектировании долговременных программ для подрастающего поколения.

Ключевые слова: читательская грамотность, модель процесса развития читательской грамотности, обучающиеся, педагогические условия, научно-методическое обеспечение

Ссылка для цитирования:

Брякова И. Е., Кулаева Г. М., Якимов П. А. Педагогические условия развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 315-328. doi: 10.32744^е.2022.1.20

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-01/ Accepted: 24 October 2021 Published: 28 February 2022

I. E. BRYAKOVA, G. M. KULAEVA, P. A. YAKIMOV

Pedagogical conditions for the development of reading literacy of students in humanities classes

Introduction. The relevance of this topic is due to the results of studies on the level of reading literacy of adolescents conducted as part of the international program to evaluate the educational achievements of PISA and, as a result, the need to develop a program for the development of the personality of a student who is able to understand, use, evaluate texts, reflect on them and engage in reading in order to achieve his own goals, enrich knowledge and expand opportunities for participation in social life. The purpose of this work is to analyze the effectiveness of pedagogical conditions for the development of reading literacy of students in humanitarian lessons.

Materials and methods. During the experimental study, the authors carried out subjective and activating diagnostics of the level of reading literacy of students in grades 8-9 of educational institutions in the city of Orenburg (Russian Federation), which not only helped to determine the level of reading literacy, but also contributed to the manifestation of student activity in classes and in extracurricular activities. A set of valid diagnostic methods was used: a test conversation that provides monitoring of schoolchildren's knowledge; methodology of motive ranking; activity satisfaction methodology. For the statistical evaluation of the effectiveness of formative influences, the Pearson's x2 test was used.

Results. The content was replenished by updating texts of various types and types, various thematic orientations, stylistic colors in the lessons of the Russian language, history, social studies and outside time; elective courses were organized on students' mastery of semantic reading; disputes, communication games and situations, trainings, research projects were organized. On the basis of a comparative analysis of empirical data, statistical analysis, positive dynamics and an increase in the values of indicators according to cognitive (reading observability) criterion, motivational (reading orientation) criterion and practical (reading susceptibility) criteria (p<0.05) were established. The data indicate a positive increase in all aspects of reading literacy of students.

Conclusions. The obtained results indicate that with the consistent implementation of pedagogical conditions, the level of reading literacy of students reaches a higher level of development. The results obtained can be used to enrich school education programs, as well as to design long-term programs for the younger generation.

Keywords: reading literacy, a model of the process of developing reading literacy, students, pedagogical conditions, scientific and methodological support

For Reference:

Bryakova, I. E., Kulaeva, G. M., & Yakimov, P. A. (2022). Pedagogical conditions for the development of reading literacy of students in humanities classes. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 55 (1), 315-328. doi: 10.32744/pse.2022.1.20

_Введение

Обращение к проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля (русский язык, литература, родной язык и родная литература, история, обществознание) обусловлено социокультурными условиями, в которых находятся современные школьники, а также требованиями международной программы по оценке образовательных достижений PISA.

В современных социокультурных условиях чтение необходимо рассматривать с позиции ценностно-смыслового принятия и осуществления данной деятельности, поскольку культура чтения как социально-педагогический феномен в современном мире напрямую определяется целевыми установками - от решения чисто прагматических задач (поиск информации, подготовка к уроку, чтение новостей, чтобы быть в курсе событий) до приобщения к общекультурным и историческим ценностям, получения удовольствия и эстетического наслаждения. В современной ситуации вопрос о том, читают ли современные школьники не совсем корректный, правильнее задавать вопросы - что они читают, как читают и с какой целью. «Нет сомнения в том, что чтение является очень чутким, надёжным и, в определённом смысле, даже универсальным показателем состояния общества в целом. Поэтому, изучая чтение, мы как бы ощущаем атмосферу, слышим тональность, настрой духовной жизни общества, и наоборот, анализируя общественные процессы, мы тем самым рисуем фон, на котором разворачивается драматургия чтения» [1, с. 17].

Выпускники средней школы должны обладать набором метапредметных универсально-учебных действий, которые непосредственно соотносятся с уровнем читательской грамотности: способность к смысловому чтению; сформированность компетенции в области информационно-коммуникационных технологий, необходимых для получения информации из словарей разных типов, ориентирования в разного рода информации; развитость умения критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников [2; 3]. Итоговая оценка данных результатов осуществляется в ходе обязательного государственного экзамена (9 класс) и единого государственного экзамена (11 класс) по различным предметам, поскольку правильно решить предложенные на экзамене задания обучающийся сможет, правильно прочитав задание и предложенный для анализа текст.

В рамках международных исследований PISA - 2018 проводится оценка функциональной грамотности учащихся, т.е. способности применять на практике полученные знания. Функциональная грамотность включает в себя математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую грамотности и глобальные компетенции. По результатам исследования 2018 года школьники из России в возрасте 15 лет показали невысокие результаты по уровню развития читательской грамотности - 26 место. Оценка проводилась по следующим критериям: учет ситуации (личная, общественная, учебная и деловая), трудность текста (формат текста, гиперсвязи текста, объем, грамматическая сложность, степень знакомства с предметом описания в тексте) [4].

Вышеуказанные обстоятельства ставят вполне очевидную задачу перед современной школой - развитие личности школьника, способной «понимать, использо-

вать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [4], т. е. личности, обладающей читательской грамотностью.

Следует отметить, что понятие «читательская грамотность» на сегодняшний день не является до конца разработанным.

Цель исследования - обосновать педагогические условия развития читательской грамотности школьников на уроках гуманитарного профиля.

_Обзор литературы

В современных исследованиях рассматриваются различные аспекты развития читательской грамотности как младших, так и старших школьников; читательскую грамотность предлагают формировать у будущих учителей и библиотекарей. Так, в исследованиях Г. В. Глинкиной читательская грамотность обучающихся рассматривается как основа достижения предметных и метапредметных результатов; автор ряда научный статей и учебно-методических пособий на данную тему показывает особенности развития читательских умений обучающихся, необходимых для формирования универсальных учебных действий, а также роль различных учебных дисциплин в формировании умений смыслового чтения текстов. Э. Е. Пантелеев оценивает возможность творческого развития личности обучающегося в процессе развития читательской грамотности [7].

В ряде исследований показана читательская грамотность обучающихся как основа литературного образования школьников [8], а также как средство повышения качества обучения в целом.

В 2018 году под эгидой Института стратегии развития образования РАО выходит книга для учителя, содержащая рекомендации и примерные задания для формирования читательской грамотности школьников на уроках филологического цикла [9].

Государственный гуманитарно-технический университет (г. Орехово-Зуево) в 2020 году опубликовал огромный сборник диагностических работ, направленных на выявление уровня функциональной грамотности обучающихся разных классов; разработка материалов велась на основе материалов международной программы PISA [10].

В современных исследованиях читательская грамотность рассматривается в ряду схожих категорий: чтение как вид речевой деятельности, осваиваемый еще в младшем школьном возрасте; культура чтения как эстетическая и аксиологическая категория; читательские умения; читательская компетенция; понимание текста. При этом сама читательская грамотность рассматривается как базовый компонент личности, как характеристика языковой личности, как универсальное vs специальное качество личности, как ключевая компетенция личности. Современные международные и российские исследования рассматривают читательскую грамотность как часть функциональной грамотности [11], как комплекс метакогнитивных знаний [12], как ключевую компетенцию личности [13], как набор специальных читательских умений [14].

В соответствии с международными стандартами лучшим современным измерителем читательской грамотности считается тест PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study - Международное изучение прогресса читательской грамотности) [15]. Начиная с 2001 года раз в пять лет в странах, которых входят в груп-

пу PIRLS получают информацию об уровне читательской грамотности школьников для дальнейшего принятия выверенных неситуативных решений. Исследование проводится среди младших школьников, в связи с этим большинство зарубежных исследований, посвященных проблеме развития читательской грамотности, формированию теории чтения, обращены именно к младшему школьному возрасту (например, построение аналитической модели обучения базовым навыкам младших школьников [16], обучение чтению и совершенствование навыков понимания прочитанного через театрализацию [17], выявление эмоциональных результатов при обучении навыкам чтения [18], изучение влияния различных техник чтения на успеваемость младших школьников [19] и др.).

Однако в российской действительности данная проблема затрагивает не только младшую школу, но обучающихся основной и средней школы.

Таким образом, проанализированный опыт позволяет говорить о том, что концепция читательской грамотности должна включать такие конструкты, с помощью которых оцениваются читательские умения при чтении сложных и множественных текстов: определение основной темы и мысли, формулирование выводов на основе нескольких источников, обобщение информации в близких по тематике текстах, оценивание их качества, достоверности информации, перенос данной информации в сферу практической деятельности.

При всей значимости проведенных исследований проблемы чтения на сегодняшний день не обоснованы педагогические условия развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля.

_Материалы и методы

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа (далее ОЭР) в образовательных учреждениях города Оренбурга среди обучающихся 8 - 9 классов (МОАУ Лицей № 8, МОАУ Лицей № 6 им. З. Г. Серазетдиновой, МОАУ СОШ № 87 - всего 126 обучающихся), которая подтвердила эффективность обоснованных педагогических условий. ОЭР выстраивалась как сочетание констатирующего, промежуточного и заключительного этапов диагностики уровня (высокий, средний, низкий) каждого из компонентов читательской грамотности обучающихся: мотива-ционного (читательская ориентированность), когнитивного (читательская наблюдательность) и практического (читательская восприимчивость).

В ходе ОЭР нами использовалась субъектно-активизирующая диагностика, которая не только помогала определить уровень читательской грамотности, но и способствовала проявлению активности обучающихся. Нами использовался комплекс модифицированных диагностических методик - тестовая беседа (модификация методики С. А. Банкова), обеспечивающая мониторинг знаний школьников, методика ранжирования мотивов (модификация методики Р. И. Зуриной и А. А. Андреева), методика удовлетворенности деятельностью.

Процесс диагностики осуществлялся циклично: диагностика - мотивация - деятельность - коррекция - оценка, с каждым циклом уровень читательской грамотности обучающихся изменялся в положительную сторону.

Педагогические условия развития читательской _грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля

На основе изученного практического опыта и теоретических источников нами были обоснованы педагогические условия процесса развития читательской грамотности обучающихся, реализация которых в специально созданном образовательном пространстве позволяет достичь поставленной цели.

Первое педагогическое условие - моделирование процесса развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля.

Модель процесса развития читательской грамотности обучающихся реализуется поэтапно в соответствии с усложняющимися на каждом этапе целями и отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель, принципы, этапы, формы и методы обучения.

Любая педагогическая модель направлена на создание педагогических ситуаций успеха обучающихся и восхождения их на более высокий уровень развития, так модель процесса развития читательской грамотности обучающихся предоставляет возможности познать и реализовать свою уникальную и неповторимую сущность в направлении дальнейшего личностного роста.

Целевой компонент модели отражает необходимость достижения цели - развитие читательской грамотности как личностного качества обучающегося. Лично значимые для обучающихся цели реализуются:

• в познании видов чтения (по цели: познавательное, ценностно-ориентированное, регулятивное; изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), стратегий чтения (стратегии предтекстовой деятельности, стратегии текстовой деятельности и стратегии послетекстовой деятельности);

• в развитии навыков осмысленного чтения;

• в нахождении и определении достоверных источников информации;

• в развитии умения находить лично и социально значимую информацию в процессе чтения различных типов текстов - сплошных и несплошных;

• в формировании умений выявлять тенденции использования полученной информации в ходе решения жизненных задач;

• в развитии положительной мотивации к чтению;

• в получении читательского опыта.

Содержательный компонент модели обусловлен потенциальными возможностями дисциплин гуманитарного профиля (русский язык, литература, родной язык и родны литература, история, обществознание) для развития читательской грамотности обучающихся. В первую очередь развитие читательской грамотности обучающихся осуществляется в процессе работы с текстами различных видов и типов, различной тематической направленности, стилистической окраски на уроках и во внеурочное время.

В ходе учебной деятельности происходит активизация деятельности обучающихся, направленной на смысловое чтение сплошных и несплошных текстов, текстов аксиологической, культурологической, общественно значимой направленности. Основная задача - формирование читательских умений, формирование положительной мотивации к чтению различных текстов, а главное - к пополнению знаний, необходимых

для познания окружающего мира, формированию жизненно важных умений и социального опыта. В связи с этим основной принцип отбора содержания - от незнания к знанию, от меньшего знания к большему.

В школах, в которых проводилась опытно-экспериментальная работа, были организованы элективные курсы по смысловому чтению. Данные интегрированные курсы проводились учителями разных предметных областей. Основная цель таких курсов

- работа с текстами, тематика которых удовлетворяла бы потребностям и интересам обучающихся. Например, в рамках реализации элективного курса по истории обучающиеся обращались к тестам, посвященным Великой Отечественной войне, событиям начала XX века, вопросам репрессий и т.д.; разбирались со сложными понятиями, которые в сознании многих современников являются синонимичными - фашизм и нацизм, или понятиями, или которые совершенно непонятны современникам - политика военного коммунизма и новая экономическая политика и т.д. В рамках курса по родной литературе изучались биографии писателей, являющихся выразителями в своих произведениях представлений о национальном характере: обращались к биографиям М. М. Пришкина, Н. С. Лескова, И. С. Тургенева и других, а фрагменты произведений данных авторов анализировались на занятиях по родному языку.

Процессуальный компонент обеспечивает систему взаимосвязанных процедур, обеспечивающих обогащение знаний, формирование читательских умений и развитие положительной мотивации к чтению. Мы стремились к тому, чтобы педагогически организованный процесс развития читательской грамотности обучающихся перевести в лично регулируемую самими обучающимися деятельность.

Развитие читательской грамотности обучающихся осуществлялось поэтапно: пропедевтический этап (в рамках уроков), развивающий (продвинутый) этап (в рамках реализации элективных курсов), проектный этап (во внеучебной деятельности, в том числе совместно с родителями). Организовывались диспуты, коммуникативные игры и ситуации, тренинги, исследовательские проекты и т.д.

Обращение к различным категориям, представленным в современных исследованиях по педагогике, методике преподавания русского языка и литературы, позволило выявить многомерность сущностных характеристик читательской грамотности

- наблюдательность (когнитивный компонент), ориентированность (мотивационный компонент) и восприимчивость (практический компонент), что стало основным ориентиром для определения результатов процесса развития читательской грамотности обучающихся.

Результативный компонент модели отражает повышение уровня читательской грамотности школьников в соответствии со следующими критериями и показателями: когнитивный (читательская наблюдательность), мотивационный (читательская ориентированность) и практический (читательская восприимчивость).

Второе педагогическое условие - программно-методическое обеспечение процесса развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля.

Данное условие связано с обеспечением программным и методическим материалом обучающихся, учителей и родителей с целью достижения поставленных целей наиболее эффективным способом. Для каждого из этапов развития читательской грамотности обучающихся нами разработаны задания, рекомендации, которые помогают осуществить образовательный процесс на всех этапах - пропедевтический этап (в рамках уроков), развивающий (продвинутый) этап (в рамках реализации

элективных курсов), проектный этап (во внеучебной деятельности, в том числе совместно с родителями).

В помощь педагогам определены критерии отбора текстов для совершенствования читательских умений (информационный и тематический контент, аутентичность, культурологическая направленность текста, состав, структура, объем, наличие визуально-графического компонента, сложность и трудность для осмысления обучающимися, потенциал использования в конкретных жизненных (личных, общественных) ситуациях [20; 21].

Продолжается разработка инновационных типов уроков речеведения «От слова к тексту», «От текста к тексту», «От опорного текста к новой информации», «От чтения текста к созданию комментария к аутентичному тексту», а также уроков русского языка и литературы, родной русской литературы и родного русского языка, истории, обществознания, основанных на аутентичных текстах, направленных на овладения обучающимися различными актуальными типами и жанрами текстов, необходимых для решения учебных и жизненных ситуаций [22].

Обоснована система внеклассных мероприятий межпредметного характера для обучающихся совместно с родителями, направленных на обсуждение текстов в рамках семейного чтения.

Для обучающихся и педагогов создана типология контекстных заданий дифференцированного характера на основе сплошных и несплошных текстов, текстов аксиологической, культурологической, общественно значимой направленности.

Для обучающихся и их родителей создана пилотажная модель междисциплинарного образовательного контента, реализующего межпредметные и внутрипредмет-ные связи, направленного на развитие читательской грамотности [23].

Третье педагогическое условие - активизация проектно-исследовательского потенциала процесса развития читательской грамотности обучающихся.

Были созданы условия, в которых обучающиеся могли проявить полную самостоятельность в формировании читательского опыта. Обучающиеся при педагогической поддержке учителей, самостоятельно или совместно с родителями выполняли проекты, направленные на развитие читательских умений, обогащение знание, формирование положительной мотивации к чтению [24; 25].

По нашим наблюдениям для обучающихся наиболее интересными были проекты, выполняемые совместно с родителями: «Интерактивная карта произведения» (карта составляется на основе прочитанного художественного или документального произведения), «Чему меня научит данный текст?!» (на основе прочитанных научных, художественных, публицистических текстов), «Семейная читательская копилка» (обзор и аннотирование прочитанных книг из домашней библиотеки).

Проекты выполнялись на репродуктивном - работа по алгоритму, продуктивном - разноуровневый характер проекта с частичной самостоятельностью и творческом уровне - представление самостоятельного видения проблемы.

_Результаты исследования

Диагностическое исследование проводилось с целью оценки эффективности педагогических условий развития читательской грамотности обучающихся. Входная диагностика была проведена в сентябре 2020 года, промежуточная - в январе 2021 года,

заключительная - в мае 2021 года. Методика и критерии разрабатывались преподавателями Оренбургского государственного педагогического университета в 2020 году.

Были определены критерии и показатели развития читательской грамотности обучающихся.

Высокий уровень.

Читательская наблюдательность: обучающиеся на высоком уровне знают виды и стратегии чтения, необходимые в каждой конкретной ситуации; владеют информацией о достоверных источниках знания, необходимого для понимания прочитанного текста; диапазон фоновых и жизненных знаний высокий.

Читательская ориентированность: обучающиеся имеют высокую мотивацию (получение необходимой жизненной информации, развлечение, стремление к отдыху, ценностно-ориентационная деятельность, удовлетворение эмоциональных и эстетических потребностей). При этом чтение обучающиеся рассматривают как огромный труд, необходимый для получения важной информации.

Читательская восприимчивость: обучающиеся владеют важнейшими читательскими умениями на высоком уровне: умеют находить нужную информацию в прочитанном, интерпретировать информацию из прочитанного текста и интегрировать сообщения, оценивать содержание текста, устанавливать связь полученной из текста информации с фоновыми знаниями, читательским и жизненным опытом.

Средний уровень.

Читательская наблюдательность: обучающиеся на достаточном уровне знают виды чтения, но не всегда верно выбирают стратегии предтекстовой деятельности, текстовой деятельности и послетекстовой деятельности; могут находить информацию, необходимую для понимания прочитанного текста, но не всегда достоверную; уровень фоновых и жизненных знаний средний.

Читательская ориентированность: обучающиеся имеют неустойчивые мотивы к чтению (получение необходимой при выполнении школьных заданий информации, развлечение, стремление к отдыху).

Читательская восприимчивость: обучающиеся владеют достаточным уровнем читательских умений: умеют находить нужную информацию в прочитанном и интерпретировать информацию из прочитанного текста и интегрировать сообщения, но не умеют оценивать содержание текста, устанавливать связь полученной из текста информации с фоновыми знаниями, читательским и жизненным опытом.

Низкий уровень.

Читательская наблюдательность: обучающиеся плохо разбираются в видах и стратегиях чтения; не имеют представлений о достоверных источниках знания, необходимого для понимания прочитанного текста; уровень жизненных и фоновых знаний достаточно низкий.

Читательская ориентированность: обучающиеся не всегда положительно относятся к чтению, считают его обременительным для себя (получение необходимой при выполнении школьных заданий информации). Читают очень мало.

Читательская восприимчивость: обучающиеся владеют низким уровнем читательских умений: умеют находить нужную информацию в прочитанном, но не всегда способны интерпретировать информацию из прочитанного текста и интегрировать сообщения, как правило, не умеют оценивать содержание текста, устанавливать связь полученной из текста информации с фоновыми знаниями, читательским и жизненным опытом.

Методики, используемые в диагностической работе:

• тестовая беседа (С. А. Банкова), которая была модифицирована под условия эксперимента. Учащимся предлагалось ответить на 20 вопросов, которые помогали определить 1) уровень знаний обучающихся о видах и стратегиях чтения; о достоверных / недостоверных источниках знания; 2) диапазон фоновых и жизненных знаний. Полученные ответы сравнивались с эталонными ответами, полученными в результате опроса учителей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• методика ранжирования мотивов (модификация методики Р. И. Зуриной и А. А. Андреева) помогала определить движущие силы, которые побуждают и направляют школьников к чтению. Обучающимся предлагалось ранжировать мотивы (получение необходимой жизненной информации, развлечение, стремление к отдыху, ценностно-ориентационная деятельность, удовлетворение эмоциональных и эстетических потребностей). Далее выявлялся средний балл.

• методика удовлетворенности деятельностью предполагала наблюдение за деятельностью обучающихся, их эмоциями, эмпатией.

Диагностические срезы на заключительном этапе позволили выявить позитивную динамику уровня читательской грамотности обучающихся 8-9 классов (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика уровня читательской грамотности обучающихся 8-9 классов

Классы Уровни читательской грамотности, чел.

Высокий Средний Низкий

Начало ОЭР Конец ОЭР Начало ОЭР КонецОЭР Начало ОЭР Конец ОЭР

8 классы (60 чел.) 16 чел. 24 чел. 20 чел. 25 чел. 24 чел. 11 чел.

9 классы (66 чел.) 18 чел. 23 чел. 16 чел. 25 чел. 32 чел. 18 чел.

Сопоставительный анализ результатов, полученных в начале и в конце ОЭР, показал эффективность формирующих воздействий:

• в 8 классах количество обучающихся, показавших высокий уровень читательской грамотности, увеличилось с 16 до 24 человек, средний уровень - с 20 до 25 человек, а количество обучающихся, показавших низкий уровень, уменьшилось с 24 до 11 человек. Значение критерия х2 составляет 6,984.

Критическое значение х2 при уровне значимости р=0,05 составляет 5,991.

Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р<0,05. Уровень значимости р=0,031;

• в 9 классах количество обучающихся, показавших высокий уровень читательской грамотности, увеличилось с 18 до 23 человек, средний уровень - с 16 до 25 человек, а количество обучающихся, показавших низкий уровень, уменьшилось с 32 до 18 человек. Значение критерия х2 составляет 6,505.

Критическое значение х2 при уровне значимости р=0,05 составляет 5,991.

Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р<0,05.Уровень значимости р=0,039.

Положительная динамика свидетельствует об эффективности обоснованных педагогических условий развития читательской грамотности обучающихся.

_Обсуждение результатов

В ходе исследования решалась проблема разрешения противоречий между потенциальными возможностями развития читательской грамотности обучающихся в образовательном процессе и недостаточной разработанностью педагогических условий реализации данного процесса. В целом полученные нами данные согласуются и с результатами исследований, проводимых в рамках международной программы по оценке образовательных достижений PISA и свидетельствующих о достаточно низком уровне развития читательской грамотности обучающихся [4] и выводами, полученными в ходе экспериментальных исследований российскими учеными, о том, что развитие читательской грамотности на разных этапах образовательного процесса в школе способствует формированию творческих способностей и универсальных учебных действий. При этом полученные нами результаты не противоречат результатам, полученным зарубежными исследователями, свидетельствующими о важном этапе развития читательской грамотности в младшем школьном возрасте.

На основе полученных в ходе исследования результатов можно утверждать, что после проведения опытно-экспериментальной работы уровень читательской грамотности обучающихся стал значительно выше по когнитивному, мотивационному и практическому критериям.

Результаты проведенного исследования имеют теоретическую значимость и научную новизну, так как обогащают теорию и методику обучения в разделе требований реализации государственного образовательного стандарта и достижения результатов образовательного процесса; уточняют критериальный комплекс оценки уровня развития метапредметных результатов обучения.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля и позволило расширить границы во внеучебную и внешкольную деятельность обучающихся. Важным оказалось и приобщение родителей к развитию одного из важнейших качеств личности.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования разработанного программно-методического обеспечения в деятельности педагогов образовательных учреждений разного типа - общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, учреждений дополнительного образования. Теоретические значимость связана с тем, что обоснованные педагогические условия процесса развития читательской грамотности вносят вклад в теорию и методику преподавания гуманитарных дисциплин.

_Финансирование

Исследование выполнено по проекту «Методика развития читательской грамотности у обучающихся на уроках гуманитарного профиля (литература, история, русский язык, обществознание и др.)», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительные соглашения № 073-03-2021-044/1 от 30.06.2021 и № 073-03-2021-044/2 от 21 июля 2021 г. к соглашению № 073-03-2021-044 от 18 января 2021 г.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Человек Читающий: Homo legens. Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). М.: ДИК: В. Анашвили, 1999.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://fgos. ru/ (дата обращения: 20.08.2021).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: https://fgos. ru/ (дата обращения: 20.08.2021).

4. Проведение исследования PISA-2018 в России. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html (дата обращения: 20.08.2021).

5. Глинкина Г. В. Читательская грамотность обучаемых как основа достижения предметных и метапредметных результатов // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Т.Н. Ищенко. 2020. С. 26-33.

6. Глинкина Г. В. Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами диалектического обучения при изучении различных дисциплин: учеб.-метод. пособие. Красноярск: ККИПК, 2018. 196 с.

7. Пантелеев Э. Е. Читательская грамотность как условие творческого саморазвития личности // Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань: «Центр инновационных технологий», 2016. С. 206-210.

8. Аристова М. А. Общекультурная компетенция и читательская грамотность в школьном литературном образовании // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: материалы III Международной научно практической конференции. М.: РУДН, 2017. С. 573-577.

9. Александрова О. М., Аристова М. А., Васильевых И. П. и др. Читательская грамотность школьника (5-9 классы) / под ред. И. Н. Добротиной. М.: «Вентана-Граф», 2018. 144 с. Сер. Российский учебник: Успешный педагог XXI века.

10. Функциональная грамотность в современном образовании: сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA. Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2020. 698 с.

11. Хуторской А. В. Чем функциональная грамотность отличается от компетенций? // Эйдос. 2016. № 2. С. 7.

12. Händel M., Artelt C., Weinert S. Assessing metacognitive knowledge: Development and evaluation of a test instrument // Journal for Educational Research Online. 2013, vol. 5. no. 2.

13. Hutmacher W. Key Competencies for Europe. Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997. Available at: https:// files.eric.ed.gov/fulltext/ED407717.pdf (accessed 6 January 2020).

14. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Баранова В. Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS 2016 // Вопросы образования. 2018. № 1. С.58-78.

15. Harrison C. Reading Achievement, International Comparisons, and Moral Panic: Do International Reading Test Scores Matter? // Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2017, vol. 60. No 4. P. 475-479.

16. Young Ch., Durham P., Miller M., Rasinski T.V. Lane F. Improving reading comprehension with readers theater // Journal for Educational Research Online. 2019, vol. 112. no. 5.

17. Paige D., Smith G., Rasinski T. V., Rupley W, Magpuri-Lavell T., Nichols W. A path analytic model linking foundational skills to Grade 3 state reading achievement // Journal for Educational Research Online. 2019, vol. 112. no. 1.

18. Downs J., Mohr K. A. J., Barrett T. S. Determining the academic and affective outcomes of dyad reading among third graders // Journal for Educational Research Online. 2020, vol. 113. no. 2.

19. Brown L. T., Mohr K. A. J., Wilcox B. R., Barrett T. S. The effects of dyad reading and text difficulty on third-graders' reading achievement // Journal for Educational Research Online. 2018, vol. 111. no. 5.

20. Брякова И. Е., Уткина Е В. Основы читательской грамотности: учебное пособие для обучающихся основной и средней школы. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2021. 64 с.

21. Кулаева Г. М, Якимов П. А. Стратегии, приемы и инструментарий работы с учебным сплошным и несплошным текстом на уроках гуманитарного профиля в средней школе: методические рекомендации для учителей средней школы. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2021. 64 с.

22. Брякова И. Е., Кулаева Г. М. Якимов П. А. Развитие читательской грамотности учащихся средней школы: уроки речеведения и внеклассного чтения. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2021. 100 с.

23. Брякова И. Е., Кулаева Г. М. Якимов П. А. Социокультурный образовательный контент: сборник текстов для внеклассного чтения. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2021. 120 с.

24. Браже, Т. Г. Изучение биографии писателя как важный компонент литературного образования учащихся // Методика обучения литературе в школе: учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: в 2 кн. / сост. и общая ред. д-ра пед. наук, проф. Н. М. Свириной. Кн. 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. 304 с.

25. Брякова И. Е. Веб-квест как мультимедийная технология приобщения школьников к чтению // Медийно-информационная грамотность современного педагога: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург: Издательство «Оренбургская книга». 2018. С. 281-287.

26. Кулаева Г. М. Формирование читательской грамотности обучающихся на основе цифровых образовательных ресурсов по русскому языку // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях цифровизации: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов. М.: Известия Института педагогики и психологии образования, 2021. С. 17-21.

27. Колесова О. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н., Кочетова Е. В., Маясова Т. В. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 240-254. doi: 10.32744/pse.2020.2.19

REFERENCES

1. Man Reader: Homo legens. In memory of Sergei Nikolaevich Plotnikov (1929-1995). Moscow, DICK: V. Anashvili, 1999. (in Russian)

2. Federal State Educational Standard for Basic General Education. Available at: https://fgos.ru/ (accessed 20 August 2021). (in Russian)

3. Federal State Educational Standard for Secondary General Education. Available at: https://fgos.ru/ (accessed 20 August 2021). (in Russian)

4. Conducting a PISA-2018 study in Russia. Available at: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html (accessed 20 August 2021). (in Russian)

5. Glinkina G.V. Reading literacy of trainees as the basis for achieving substantive and metapedmet results. Pedagogy and psychology: problems of the development of thinking. Personal development in changing conditions: Materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Edited by T.N. Ishchenko. 2020, pp. 26-33. (in Russian)

6. Glinkina G.V. The development of reader literacy by means of dialectical training in the study of various disciplines: educational. Tutorial. Krasnoyarsk, KKIPK Publ., 2018. 196 p. (in Russian)

7. Panteleev E. E. Reading literacy as a condition for the creative self-development of the personality. St. Andrew's readings: modern concepts and technologies of the creative self-development of the personality. A collection of articles by participants of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Kazan: "Center for Innovative Technologies," 2016, pp. 206-210. (in Russian)

8. Aristova M. A. General cultural competence and reading literacy in school literary education. Current problems of psychology and pedagogy in the modern world: materials of the III International Scientific Practical Conference. Moscow, RUDN Publ., 2017, pp 573-577. (in Russian)

9. Alexandrova O. M., Aristova M. A., Vasiliev I. P. and others. Reading literacy of a student (grades 5-9 )/ed. I.N. Dobrotina. Moscow, Ventana-Graf, 2018. 144 p. Ser. Russian textbook: Successful teacher of the XXI century. (in Russian)

10. Functional literacy in modern education: a collection of tasks for preparing for the international comparative study PISA. Orekhovo-Zuevo, Editorial and Publishing Department of the State Technical University, 2020. 698 p. (in Russian)

11. Farm A.V. How does functional literacy differ from competencies? Eidos, 2016, no. 2, p.7. (in Russian)

12. Händel M., Artelt C., Weinert S. Assessing metacognitive knowledge: Development and evaluation of a test instrument. Journal for Educational Research Online, 2013, vol. 5. no. 2. (in Russian)

13. Hutmacher W. Key Competencies for Europe. Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997. Available at: https:// files.eric.ed.gov/fulltext/ED407717.pdf (accessed 6 January 2020).

14. Czukerman G. A., Kovaleva G. S., Baranov V. Yu. Reading skills of Russian fourth graders: lessons PIRLS 2016. Education issues. Online, 2018, no 1, pp. 58-78.

15. Harrison C. Reading Achievement, International Comparisons, and Moral Panic: Do International Reading Test Scores Matter? Journal of Adolescent & Adult Literacy, 2017, vol. 60, no. 4, pp. 475-479.

16. Young Ch., Durham P., Miller M., Rasinski T.V. Lane F. Improving reading comprehension with readers theater. Journal for Educational Research Online, 2019, vol. 112, no. 5.

17. Paige D., Smith G., Rasinski T. V., Rupley W, Magpuri-Lavell T., Nichols W. A path analytic model linking foundational skills to Grade 3 state reading achievement. Journal for Educational Research Online, 2019, vol. 112. no. 1.

18. Downs J., Mohr K. A. J., Barrett T. S. Determining the academic and affective outcomes of dyad reading among third graders. Journal for Educational Research Online, 2020, vol. 113. no. 2.

19. Brown L. T., Mohr K. A. J., Wilcox B. R., Barrett T. S. The effects of dyad reading and text difficulty on third-graders' reading achievement. Journal for Educational Research Online, 2018, vol. 111. no. 5.

20. Bryakova I.E., Utkina E. V. Fundamentals of reading literacy: a textbook for students in primary and secondary schools. Orenburg, Orenburg Book Publishing House, 2021. 64 p.

21. Kulaeva G. M, Yakimov P. A. Strategies, techniques and tools for working with educational continuous and non-continuous text in humanitarian lessons in high school: methodological recommendations for secondary school teachers. Orenburg, Orenburg Book Publishing House, 2021. 64 p. (in Russian)

22. Bryakova I.E., Kulaeva G. M. Yakimov P. A. Development of reading literacy of secondary school students: speech and extracurricular reading lessons. Orenburg, Orenburg Book Publishing House, 2021. 100 p. (in Russian)

23. Bryakova I.E., Kulaeva G. M. Yakimov P. A. Sociocultural educational content: a collection of texts for extracurricular reading. Orenburg, Orenburg Book Publishing House, 2021. 120 p. (in Russian)

24. Brazhe, T. G. The study of the biography of the writer as an important component of the literary education of students. Methods of teaching literature at school: a textbook for students of philological faculties of pedagogical universities: in 2 book/compost. and general editor Dr. Ped. Sci., prof. N. M. Svirina. Kn. 2. St. Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2020. 304 p. (in Russian)

25. Bryakova I.E. Web-quest as a multimedia technology for introducing schoolchildren to reading. Media-information literacy of a modern teacher: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Orenburg: Publishing House "Orenburg Book" 2018, pp. 281-287. (in Russian)

26. Kulaeva G. M. Formation of reading literacy of students on the basis of digital educational resources in the Russian language. Primary philological education and teacher training in the conditions of digitalization: Materials of the International Scientific and Practical Conference of Teachers, Graduate Students, Students. Moscow, News of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education, 2021, pp. 17-21. (in Russian)

27. Kolesova O. V., Gutsu E. G., Demeneva N. N., Kochetova E. V., Mayasova T. V. Study of the reading literacy of junior schoolchildren at the modern stage of the development of education. Perspectives of science and education, 2020, vol. 44, no. 2, pp. 240-254. doi: 10.32744/pse.2020.2.19. (in Russian)

Информация об авторах Брякова Ирина Евгеньевна

(Россия, Оренбург) Доцент, доктор педагогических наук, профессор

кафедры литературы и МПЛ Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: ibryakova@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-6922-0197

Кулаева Галина Михайловна

(Россия, Оренбург) Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой русского языка и МПРЯ Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: galina-kulaeva@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-2371-8579

Якимов Петр Анатольевич

(Россия, Оренбург) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры русского языка и МПРЯ Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: pyakimov@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-3571-9835

Information about the authors Irina E. Bryakova

(Russia, Orenburg) Associate Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Literature and Methods of Teaching Literature Orenburg State Pedagogical University E-mail: ibryakova@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-6922-0197 Contribution of the author 30%

Galina M. Kulaeva

(Russia, Orenburg) Associate Professor, Doctor of Pedagogy, Head of the Department of the Russian Language and Russian Language Teaching Methods Orenburg State Pedagogical University E-mail: galina-kulaeva@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-2371-8579

Petr A. Yakimov

(Russia, Orenburg) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of the Russian Language and Russian Language Teaching Methods Orenburg State Pedagogical University E-mail: pyakimov@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-3571-9835

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.