УДК 37.016:81-028.31
DOI: 10.24412/2308-717Х-2021 -2-36-41
Кулаева Галина Михайловна
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания русского
языка
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбург, Россия 460014, Оренбург, ул. Советская, 19 e-mail: galina-kulaeva@yandex. ru
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В ЖАНРЕ ОЧЕРКА НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА
Galina M. Kulaeva
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Russian Language and Methods of Teaching the Russian
Language
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia 460014, Orenburg, Sovetskaya Str., 19 e-mail: galina-kulaeva@yandex. ru
DEVELOPMENT OF STUDENTS ' READING LITERACY WHEN WORKING WITH THE TEXT IN THE GENRE OF AN ESSAY IN RUSSIAN
LANGUAGE LESSONS
Аннотация. Статья посвящена решению проблемы развития читательской грамотности учащихся на примере анализа текстов в жанре очерка. Представлены пути раскрытия жанровых черт и структуры очерка на примере работы с текстом в жанре путевого очерка Ю. Куранова.
Ключевые слова: публицистический стиль, читательская грамотность, очерк, жанровые черты, путевой очерк.
Abstract. The article is devoted to solving the problem of developing students ' reading literacy by the example of analyzing texts in the genre of an essay. The ways of revealing the genre features and structure of the essay are presented on the example of working with the text in the genre of a travel essay by Yu. Kuranova.
Key words: journalistic style, reader's literacy, essay, genre features, travel
essay.
© Кулаева Г.М., 2021
Исследование выполнено по проекту «Методика развития читательской грамотности у обучающихся на уроках гуманитарного профиля (литература, история, русский язык, обществознание и др.)», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительные соглашения № 073-03-2021-044/1 от 30.06.2021 и № 073-03-2021-044/2 от 21 июля 2021 г. к соглашению № 073-03-2021-044 от 18 января 2021 г.).
Приоритетными задачами современной российской системы образования являются формирование функциональной грамотности учащихся, одной из важнейших составляющих признается читательская грамотность. Без умения читать и понимать тексты, интерпретировать их содержание, применять их информацию в учебной и практической деятельности невозможно овладение речеведческими понятиями, речевыми и читательскими умениями и в целом формирование коммуникативно-речевой культуры обучающихся.
Формирование речевых умений осуществляется на уроках русского языка посредством создания обучающей развивающей среды, важнейшим средством создания которой является текст. Чтение и анализ текстов разных жанров направлены не только на знакомство обучающихся с характерными чертами разговорного и книжных стилей, типологии текстов, но и на умение понимать содержание, структуру построения образцовых текстов, уметь извлекать информацию, интерпретировать ее, размышлять над прочитанным.
В 8-9-х, 10-11-х классах происходит знакомство с такими жанрами публицистического стиля, как выступление-обращение, заметка, репортаж, статья, очерк, эссе, интервью, доклад, реклама.
Трудным для обучающихся следует признать те жанры публицистического стиля, которые соединяют в себе черты публицистического и другого стиля, к примеру, художественного, научного. Одним из таких жанров является очерк, текст которого традиционно обладает доминантой художественности [3].
Проблема обучения жанру очерка на уроках русского языка отражена в работах методистов в области преподавания русского языка: Т.А. Ладыженской [5, с. 290-300], Н.В. Кошенковой [4], Н.А. Груздевой [2], О.А. Усатовой [6], К.Ю. Чумак [7] и др.
В настоящее время жанр очерка не входит в круг широкого научного интереса в современной методике обучения русскому языку, а в большей степени привлекает учителей-практиков, заметно появление методических разработок уроков, представленных в сети Интернет в свободном доступе. Предлагаемые уроки, на наш взгляд, не раскрывают в полном объеме проблемы обучения определению жанровых черт очерка в процессе чтения и анализа содержания текста, а направлены на обучение написанию сочинения в жанре очерка или другого жанра. Успешность работы по созданию учащимися собственных высказываний в заданном стиле и жанре, по нашему мнению, может быть усилена за счет обучения смысловому чтению образцовых текстов на уроках русского языка в средней школе.
Как известно, очерк представляет собой самостоятельный жанр публицистического стиля и относится к художественно-публицистическому подстилю [1]. Это определяет двухчастную структуру текста: аналитическую и художественную. От художественного стиля он берет следующие черты:
1) личностное начало (наличие автора как действующего лица (повествование от первого лица) или персонажа-наблюдателя (повествование от третьего лица), который выражает свою позицию и анализирует происходящие с ним события),
2) интимизация (читатель как участник авторского сообщения), 3) малую повествовательную форму, сближающую его с рассказом, 4) эскизность, 5) долю вымысла, 6) ассоциативность (сопоставление событий); 7) использование художественно-изобразительных средств для создания образа (деталь, пейзаж, портретная характеристика); от публицистики - 1) документальность, реалистичность и объективность описания, основанные на наблюдениях, исследованиях; 2) установка на актуальность, злободневность и достоверность;
3) обобщение жизненного материала и опора на реальные, неоспоримые факты;
4) постановка социально-значимой проблемы и способы ее разрешения [1, 3].
Жанр очерка характеризуется большой описательностью, фактологичностью, яркостью образов и событий. Этим обуславливается разнообразие видов очерка, но наиболее устойчивыми и повторяемыми являются три вида очерка: путевой, портретный и проблемный. Школьная практика обращается именно к этим трем разновидностям.
Начиная с 8-го класса учащиеся знакомятся с жанром очерка, его строением и языковыми особенностями. Несомненно, что написание текста в данном жанре требует от учащихся понимания характерных черт жанра, которые должны быть отражены в текстах, создаваемых учениками. Постижение сложности жанра преодолевается через аналитическую работу с текстами-образцами на уроке речи, что позволяет актуализировать проблему осмысления прочитанного и определения авторской цели описания. Поскольку специфика жанра очерка связана прежде всего с тем, что предметом материала становятся то личность (портретный очерк), то проблема (проблемный очерк), то дорожные наблюдения и впечатления от них (путевой очерк), при разработке заданий следует акцентировать внимание на специфике материала.
Остановимся в качестве примера на жанре путевого очерка или путевых заметок.
Цель путевого очерка - изложить путь, маршрут, пройденный автором.
К особенным жанровым чертам путевого очерка добавляются: 1) дорожные наблюдения, встречи, события, свидетелем которых стал автор,
2) впечатление от новых стран, местностей, городов, общения с людьми,
3) широкая панорама жизни. В художественной части возрастает внимание к пейзажу, деталям, происходит постепенное развертывание изображения: автор движется от села к селу, от города к городу, из страны в страну, постепенно накапливая впечатления и факты. Это могут быть и впечатления от одного города, от одного маршрута, знакомство с которым происходит постепенно. Все это делает повествование увлекательным, интересным и живым.
Представим пример текста для анализа.
Как-то осенью ехал я поездом из Саян. Я сошел в Шарье, пересел на полупригородный поезд Киров - Кострома и через несколько часов уже трясся на верхней полке по перелескам и частым всхолмкам Костромщины. Справа и сзади осталось величественное Галичское озеро.
Старинный городок, почти ровесник Москве, лежал на широком выступе берега в предутренней дымке. Город казался погруженным в медлительные величавые воспоминания. Над железной гладью озерных вод, под лиловыми утренними тучами, на узеньких улочках, сквозь торопливые выкрики паровозов город многое может вспомнить.
О тех временах, когда Галич был далекой заставой на таежном севере Руси в океане бесчисленных черемисских племен, на речных и волоцких дорогах разбитных новгородских ушкуйников; о тех временах, когда татары жгли его из конца в конец, когда князья Мстиславские по горсти собирали вокруг себя земли; о тех временах, когда оседали по лесам и рекам вымерзающие панские отряды, когда на пашнях и за монастырскими стенами торопливо зарывали в землю небогатые клады.
Но Галич позади, и осторожно разворачиваются перед вагонами мелкие ложбинки, высокие сосняки и внимательные короткие деревеньки со стогами за околицей.
Я был еще весь под впечатлением Саян. Горного стылого ветра, гремучих рек, торжественных ненастий, необыкновенной чистоты и звучности воздуха.
И вдруг увалы Костромщины. Незаметные лесные поляны, тихие ручьи, стеснительный говор берез, робкий, мягкий свет опадающих листьев, грустные неторопливые закаты. Но вот вы в Пыщуге. Первые минуты ошеломляют вас тишиной, ровным, большим и светлым небом, спокойными улицами крепких домов, тихими лицами и несуетливой приветливой деловитостью. Вы с удивлением замечаете, что с вами, совсем незнакомым человеком, на каждом шагу здороваются и чем-то издавна знакомым встречает вас простодушная гармошка и тихая песня из приоткрытого окна.
И начинаешь верить, что нет на земле места спокойнее и тише (по Ю. Куранову).
Учащимся предлагаются следующие задания.
1. Прочитайте текст. Какие слова и топонимы вам незнакомы? Найдите их в тексте. Что они обозначают?
2. В каком стиле написан текст? Докажите.
3. К какому основному типу речи относится текст? Какие типы речи еще используются в тексте? Прочитайте эти фрагменты.
4. О чем текст? Что является главным предметом в авторском повествовании? Как разворачивается повествование? Выпишите названия географических наименований. Какова основная мысль текста? Выражена она в тексте прямо или косвенно?
Прочитайте текст еще раз, чтобы ответить на следующие вопросы.
5. К какому жанру относится текст? Перечислите жанровые черты, доказывающие, что это очерк. Какой разновидностью очерка является текст Ю. Куранова? Прочитайте фрагменты, доказывающие ваше предположение.
6. От чьего лица ведется повествование автора? Обращается ли автор к читателю, делая его очевидцем?
7. Прочитайте в тексте ту часть, где автор делится своими впечатлениями от увиденного, с тем, что особенно поражает его в природе России. При помощи каких языковых средств он делится с читателем новыми впечатлениями?
8. Какое место в повествовании занимает пейзаж? Какую роль отводит автор описанию природы в своем очерке?
9. Приведите примеры использования выразительных средств. Выпишите/подчеркните примеры. Эпитет - ..., метафора - ...
10. Какие синтаксические конструкции преобладают в тексте? Найдите примеры парцелляции. Прочитайте их. Как их выбор повлиял на ритм, мелодику повествования? Выскажите свое мнение.
11. Какой город вызывал у него исторические ассоциации и воспоминания? Интересны ли вам эти сведения?
12. Найдите сведения о городе Галиче. Совпадает ли информация о нем из других источников с описанием и приведенными историческими фактами в очерке Ю. Куранова?
13. Прочитайте о географических местах России, по которым проехал на поезде автор очерка. Что нового вы узнали об этих местах, где они расположены, найдите их на карте страны. К каким источникам вы обратились за информацией?
14. Подготовьтесь к сочинению в жанре путевого очерка об одном из ваших путешествий, поездок. Темы на выбор:
- Самое незабываемое путешествие на поезде (машине, велосипеде,
пешком)
- Все отключено: путешествие ... (куда, в удаленный уголок.)
- Дорога в село (город) (название.)
Подводя итог, отметим, что методика работы над жанром очерка требует расширения теоретических речеведческих знаний (жанровых черт), организации смыслового чтения в процессе аналитической работы с текстами-образцами в жанре очерка и разработки заданий, формирующих базовые читательские умения. На основе этого происходит более глубокое и осознанное понимание специфики текста того или иного жанра, формируется способность учащихся находить и извлекать из текста нужную информацию, применять знания о прочитанном в практической деятельности по созданию собственного текста сочинения в жанре очерка, а также обогащение читательским опытом, что способствует в целом развитию читательской грамотности обучающихся в старших классах.
Список литературы
1. Андреева Е.А., Хомяков В.И. Художественно-публицистические жанры печатных СМИ: история и современность: учеб. пособие. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 300 с.
2. Груздева Н.А. Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников при создании портретного очерка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2006. - 282 с.
3. Ким М.Н. Очерк: Теория и методология жанра: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2017. - 168 с.
4. Кошенкова Н.В., Миналиева М.А., Рачителева Н.А. Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся // Молодой ученый. - 2016. - № 14 (118). - С. 551-553.
5. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV-VIII классы). - М.: Просвещение, 1975. - 312 с.
6. Усатова О.А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся 9 классов при работе с публицистическими жанрами (на примере путевого очерка): к постановке проблемы дидактических основ обучения // Новые технологии в обучении русскому языку и риторике. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. - 208 с.
7. Чумак К.Ю. Развитие коммуникативной компетенции старшеклассников при работе над проблемным очерком: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Иваново, 2011. - 188 с.