Научная статья на тему 'О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОМАШНЯЯ РАБОТА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИНЕ / ПАТРИОТИЗМ / ШКОЛЬНИКИ / ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL STUDIES / PATRIOTIC EDUCATION / HOMEWORK / VALUE ATTITUDE TO THE MOTHERLAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюнина Анна Сергеевна

Статья посвящена возможностям использования домашних заданий в курсе обществознания с целью патриотического воспитания школьников. Особая актуальность статьи обусловлена необходимостью воспитательной работы в период дистанционного обучения, которое было обусловлено пандемией, объявленной в связи с COVID-2019. В связи с этим следует уделять особое внимание домашним заданиям, которые могут способствовать достижению развивающих и воспитывающих целей, а не только обучающих. В тексте рассматриваются вопросы, связанные с проблемами и возможностями домашних заданий в современной системе образования. Также в тексте обозначен потенциал курса обществознания в вопросах патриотического воспитания молодежи. Представлены описания конкретных домашних заданий, таких как кейс-задания, проектные работы, творческие работы, которые способствуют формированию гражданственности и ценностного отношения к своей Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюнина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN WITH THE HELP OF HOMEWORK IN THE COURSE OF SOCIAL STUDIES

The article is devoted to the possibilities of using homework in the course of social studies for the purpose of patriotic education of schoolchildren. The particular relevance of the article is due to the need for educational work during the period of distance learning, which was due to the pandemic announced in connection with COVID-2019. In this regard, special attention should be paid to homework assignments, which can contribute to the achievement of developmental and educational goals, and not just educational ones. In this regard, the text discusses issues related to the problems and possibilities of homework in the modern education system. The text also indicates the potential of the social studies course in matters of patriotic education of youth. There are descriptions of specific homework assignments, such as case assignments, design work, creative work that contribute to the formation of citizenship and value attitudes towards their homeland.

Текст научной работы на тему «О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

niques of struggle"]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2020. no. 2 (180). pp. 282-285.

3. Serebryannikov V.A. Osnova formirovaniya u sotrudnikov politsii bazovykh umeniy i navykov vypolneniya boyevykh priyemov bor'by [The basis for the formation of basic skills and abilities of the police officers for performing combat techniques of struggle]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2019. no. 9 (175). pp. 261-265.

4. Troyan E.I. Ispol'zovaniye delovoy igry dlya obucheniya spetsialistov, obespechivayushchikh operativno-boyevuyu podgotovku v territorial'nykh organakh MVD Rossii [The use of a business game for training specialists who provide operational combat training in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education]. 2015. Т. 19. no. 1 (78). pp. 106-110.

5. Fomin S.A., Shevchenko A.R. Modernizatsiya protsessa fizicheskoy podgotovki kursantov vuzov MVD Rossii [Modernization of the process of physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. // Epokha nauki [Age of Science]. 2019. no. 18. pp. 152-155.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

В.С. Андреев, преподаватель кафедры физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1244-1087.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

V.S. Andreev, Lecturer at the Department of Physical Training of Internal Affairs Bodies Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1244-1087.

УДК 372.83

Анна Сергеевна Андрюнина

г. Екатеринбург

О патриотическом воспитании школьников при помощи домашних заданий в

курсе обществознания

Статья посвящена возможностям использования домашних заданий в курсе обществознания с целью патриотического воспитания школьников. Особая актуальность статьи обусловлена необходимостью воспитательной работы в период дистанционного обучения, которое было обусловлено пандемией, объявленной в связи с COVID-2019. В связи с этим следует уделять особое внимание домашним заданиям, которые могут способствовать достижению развивающих и воспитывающих целей, а не только обучающих.

В тексте рассматриваются вопросы, связанные с проблемами и возможностями домашних заданий в современной системе образования. Также в тексте обозначен потенциал курса обществознания в вопросах патриотического воспитания молодежи. Представлены описания конкретных домашних заданий, таких как кейс-задания, проектные работы, творческие работы, которые способствуют формированию гражданственности и ценностного отношения к своей Родине.

Ключевые слова: обществознание, патриотическое воспитание, домашняя работа, ценностное отношение к Родине, патриотизм, школьники, домашние задания, воспитательная работа.

Anna Sergeevna Andryunina

Yekaterinburg

On the patriotic education of schoolchildren with the help of homework in the course of

social studies

The article is devoted to the possibilities of using homework in the course of social studies for the purpose of patriotic education of schoolchildren. The particular relevance of the article is due to the need for educational work during the period of distance learning, which was due to the pandemic announced in connection with C0VID-2019. In this regard, special attention should be paid to homework assignments, which can contribute to the achievement of developmental and educational goals, and not just educational ones. In this regard, the text discusses issues related to the problems and possibilities of homework in the modern education system.

The text also indicates the potential of the social studies course in matters of patriotic education of youth. There are descriptions of specific homework assignments, such as case assignments, design work, creative work that contribute to the formation of citizenship and value attitudes towards their homeland.

Keywords: social studies, patriotic education, homework, value attitude to the Motherland.

Проблема патриотического воспитания школьников относится к одной из вечных. Существуют традиционные формы работы, способствующие ее решению (проведение тематических классных часов, военно-спортивные игры, посещение музеев и выставок и т.д.). Однако современная система образования должна меняться вслед за трансформирующимся обществом и научно-техническим процессом. Не случайно в Федеральном проекте «Современная школа», который входит в национальный проект «Образование» (сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024), основная задача заключается во «внедрении в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий». То есть сегодня необходимо уделять особое внимание поиску новых способов достижения ранее поставленных целей, включая, воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину, ценностного отношение к ней.

Как известно, сегодня необходимо чтобы каждый урок в школе имел какую-либо воспитательную цель (помимо традиционной образовательной), которой может быть и патриотическое воспитание. Но в действительности не каждый образовательный предмет имеет равные для этого возможности. Говоря о предметах, которые чаще всего связывают с возможностями воспитания ценностного отношения к своей Родине, чаще всего называют литературу, географию и историю, незаслуженно игнорируя потенциал обществознания.

В.А. Сухомлинский связывал патриотическое воспитание с вопросами гражданственности [8], то есть именно с теми темами, которые изучаются в курсе обществознания. Как отмечает Н.А. Смахти-на именно «курс обществознания дает возможность школьникам без затруднений ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей, он формирует у детей уважение к закону, правам других людей и чувство ответственности перед обществом» [7, С. 19]. Кроме того этот учебный предмет создает определенную основу для понимания того, что представляет собой государство, человеческие ценности, идеалы и нормы. В рамках изучения учебного материала, так или иначе, поднимаются вопросы, связанные с патриотизмом, ценностным отношением к своей родной земле. А потому именно этому предмету стоит уделить сегодня особое внимание при патриотическом воспитании школьников.

Стоит отметить, что 2020 г. стал особым для российской системы образования, что обусловлено переходом на дистанционные формы обучения в условиях пандемии, вызванной COVID-2019. Многие педагоги оказались не готовы к подобной организации процесса обучения. В итоге, большинство учителей поставило во главу угла образовательные цели, тогда как воспитательные и развивающие цели оказались «за бортом». Это

было обусловлено тем, что привычные способы донесения информации оказались не в полной мере доступны, а найти иные способы педагоги не смогли по различным причинам.

Вместе с тем воспитание обучающихся могло бы быть достигнуто при помощи использования различных домашних заданий соответствующей направленности. Но на практике педагоги не смогли реализовать тот потенциал, который заложен в этой форме работы.

Чаще всего домашние задания по большинству школьных предметов, включая обществозна-ние, представляют собой ответы на вопросы, пересказ материала, изученного на уроке, работа с контурными картами. То есть данные задания носят репродуктивный характер. Иногда педагоги предлагают иные задания, такие как составление или решение кроссвордов, составление докладов по материалам за пределами учебника. Но эти работы тоже подразумевают именно образовательную цель и не вызывают особого интереса у обучающихся. В целом, учителя обществознания не уделяют особого внимания домашним заданиям, что обусловлено рядом причин:

- необходимость освоения обучающимися большого объема материала, который не всегда возможно изучить на уроках;

- отсутствие контроля учителя за ходом выполнения домашнего задания, что порождает несколько рисков: 1) возможность «переписывания» домашнего задания одного ученика другим; 2) выполнение задания, предполагающего систематическую работу на протяжении нескольких дней, за один день, что негативно сказывается на ее результате; 3) выполнения работы в неподобающих для этого условиях, т.е. без учета гигиены труда (дома обучающийся может нарушать время работы за компьютером, которые рекомендованы САНПИН для данного возраста, сидеть в неправильной позе и т.д.);

- ограниченные возможности использования групповых форм при работе над домашним заданием;

- сложность оперативного включения результатов выполнения домашнего задания в учебный процесс;

- отсутствие мотивации обучающихся в выполнении задании, особенно если ими не предполагается сдача ОГЭ или ЕГЭ по этому предмету. В этом случаи ученики часто воспринимают домашнее задания как рекомендацию учителя, а не то, что требует от них обязательного выполнения.

Однако домашние задания обладают и рядом плюсов:

- возможность выполнения задания в наиболее комфортных для обучающегося условиях, так как они работают дома в удобное для себя время;

- возможность индивидуального обучения, при котором каждый отдельный обучающийся может работать в своем темпе вне зависимости от

остальных учеников, при необходимости возвращаться к уже изученному или «пропускать» какие-то элементы учебного материала, если ученик уверен в наличии знаний в этой области;

- возможность свободного использования дополнительных источников информации при желании;

- насыщение домашних заданий заданиями, способствующими развитию и воспитанию обучающихся, включая патриотическое воспитание.

Подробно остановимся на последнем плюсе, предложив конкретные задания для обучающихся на уроках обществознания. В целом, все патриотическое воспитание можно условно разделить на два направления. Первое направление подразумевает передачу новым поколениям сложившихся образцов патриотического сознания и поведения, т.е. сводится к передаче патриотической культуры старшего поколения младшему. Второе направление связано с приобретением личностью новых, ранее неизвестных патриотических знаний, с усвоением нового патриотического опыта [3]. Использование первого направления можно назвать более традиционным способом, так как именно оно включает в себя приглашение ветеранов Великой отечественной войны на открытые уроки, изучение литературных источников и т.д. Тогда как второе направление обычно вызывает больший интерес у самих обучающихся, так как оно связано с их личной активностью, проявлением себя, как субъекта образовательного процесса.

Одним из домашних заданий, которое может использоваться в курсе обществознания для патриотического воспитания, является проектная работа. В целом, идея использования проектов на уроках обществознания не нова, к ней обращались Т.А. Ампилова [1], А.В. Бычков [2], Т.А. Левина [4], Л.И. Нечаева [5]. А.И. Петрова [6] и др. Однако далеко не каждый проект будет способствовать формированию ценностного отношения к своей Родине. Для достижения этой цели необходим выбор соответствующих тем, которые при этом должны быть интересны ученикам. Но не всегда темы могут быть действительно увлекательными, поэтому вместо традиционного проекта, представляющего собой описание некоторого текста (чаще всего найденного в интернете) в виде презентации, можно предложить иные формы их выполнения и представления педагогу и другим обучающимся.

К примеру, в последние несколько лет у молодежи наибольший интерес вызывают небольшие видео, представленные на ресурсе TikTok. Эта платформа позволяет создавать уникальный контент, используя для его украшения различные технические возможности (склеивать разные фрагменты видео, использовать разнообразные эффекты, накладывать музыку и т.д.). В связи с этим проектом для старшеклассников может быть создание собственных коротких клипов по теме об-ществознания в Т1кТок. Патриотическому воспи-

танию могут способствовать ролики по темам «Российская цивилизация», «Политические реформы в России», «Я - гражданин» и т.д.

Другим проектом может стать создание собственного комикса, обучающего видео или песни по одной из тем курса (при этом большинство тем в курсе обществознания связаны с вопросами гражданственности и ценностного отношения к своему государству, культуре и т.д., поэтому будут способствовать патриотическому воспитанию). Многие современные школьники имеют таланты, которые они могут реализовать в своей учебной деятельности. Созданные учениками работы в дальнейшем могут стать частью дидактической копилкой педагога. Любая хорошая работа при этом потребует от ученика достаточно глубокой проработки изучаемой темы, а сам уникальный продукт будет гарантией того, что работа не была списана у кого-то из одноклассников.

Еще один проект может быть результатом проведенного опроса по теме, изучаемой в курсе обществознания. К примеру, школьники могут провести онлайн-анкетирование педагогов и школьников при помощи Google-опросов о современном образовании в России, сравнить разницу в представлениях о семье у своего поколения и поколения родителей (в рамках раздела «Общество в социальных и духовных практика», изучаемого в 11 классе) и т.д. Такое сравнение ценностей в определенной степени будет отражением направления патриотического воспитания, связанного с передачей патриотической культуры старшего поколения младшему.

В качестве домашних заданий ученикам можно также предлагать различные небольшие задания, которые заставляют задуматься о ценностном отношении к своей родной земле. Так, можно предложить написать синквейн (пятистрочная стихотворная форма), ПОПС-формулу (позиция, обоснование, подтверждение, следствие) или «Три предложения» на темы патриотизма, Родины, государства, россиянин и др. Такие задания будут органичны для учеников 10 класса при изучении тем «Политическая жизнь общества» или «Человек и право» или для одинадцатиклассников при изучении «Социальной сферы жизни общества». Эти же темы также могут лечь в основу создания ментальных или интеллектуальных карт (их можно создавать на бумаге или использовать специальные ресурсы, такие как https://www.mindmeister.com/, приложение №уаМ1М и др.). При этом следует обратить внимание обучающихся на то, что яркие зрительные образы, которые они будут использовать в своих картах, будут способствовать более легкому и длительному усвоению материала. Вместе с тем эти образы будут запечатлены в памяти учеников, являясь отражением некого патриотического опыта, который получат они сами в ходе выполнения задания.

Еще одним домашним заданием, способствующим патриотическому воспитанию, может быть работа с соответствующими кейсами в рамках кейс-технологий. Задания, которые предлагаются школьникам, в этом случае должны строиться на реальных фактах, которые имели место в истории России. К примеру, в рамках изучения социальных групп можно предложить рассмотреть вопросы, связанные с современными подростковыми субкультурами. А при изучении темы «Социальная солидарность и социальный конфликт» изучить историю противостояний общественности с представителями власти или иными структурами. Так, для Екатеринбурга показательной будет история о противостоянии «храм или сквер» (в 2019 г. на месте общественного сквера в центре города было решено построить храм, однако общественность своими протестами привела к тому, что все оставили так, как было изначально), которая наглядно демонстрирует ценностное отношение к своей родной земле и важность патриотизма.

Кейсом также могут выступать и различные фильмы. В качестве заданий по кинолентам можно

предложить написать эссе или составить словарь терминов. Так, фильмы «Адмирал» (2008 г.) и «Бег» (1970 г.) можно рассматривать в призме тем, связанных с «политикой» и «властью» (9 или 10 класс). Тогда как «Мы из будущего» можно использовать при изучении «общественного и индивидуального в человеческой жизни» (11 класс). При этом сами эти фильмы показывают образ России, как страны, которая имеет «настоящих» людей, ценящих свою Родину, что также способствует патриотическому воспитанию.

Таким образом, домашние задания в курсе обществознания способствуют патриотическому воспитанию школьников. Однако возможно это лишь в случае необычных, творческих или проектных заданий, которые стимулируют у учеников появление своего собственного патриотического опыта. Отметим, что предложенные задания могут быть дополнением к традиционным формам домашней работы. При этом каждый учитель сам может с учетом особенностей своего класса или учеников предлагать те формы, которые будут интересны и эффективны именно для них.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ампилова, Т.А. Мини-проекты на уроках обществознания в среднем звене школы, или как открыть свое дело? / Т.А. Ампилова. - Текст : непосредственный //Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №. 4. - С. 72-73.

2. Бычков А.В. Инновационный проект в курсе обществознания / А.В. Бычков. - Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2013. - №. 7. - С. 34-36

3. Данцевич, Н.Ю. Организация среды патриотического воспитания в современной школе / Н.Ю. Данцевич. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - №. 7. - С. 116-117.

4. Левина, Т.А. Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания / Т.А. Левина/ -Текст : непосредственный //Современные тенденции в образовании и науке : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 10 частях. - 2013. — С. 63-65.

5. Нечаева, Л.И. Применение метода проектов на уроках истории и обществознания / Л.И. Нечаева/ - Текст : непосредственный // Вестник научных конференций : ООО Консалтинговая компания Юком. - 2016. - №. 1-3. - С. 58-59.

6. Петрова, А.И. Использование метода проектов на уроках обществознания для формирования творческой личности обучающихся / А.И. Петрова/ - Текст : непосредственный //Перспективы развития науки и образования. -2013. - С. 112-113.

7. Смахтина, Н.И. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания / Н.И. Смахтина. - Текст : непосредственный // Научный вестник Крыма. - 2016. - №. 5. - С. 16-23.

8. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский. - Москва : Просвещение, 1979. - 393 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Ampilova T.A. Mini-proekty na urokah obshchestvoznaniya v srednem zvene shkoly, ili kak otkryt' svoe delo? [Mini-projects at social studies lessons in the middle school, or how to start a business?] Eksperiment i innovacii v shkole [Experiment and innovation in school]. 2009. no. 4. pp. 72-73.

2. Bychkov A.V. Innovacionnyj proekt v kurse obshchestvoznaniya [Innovative project in the course of social studies] Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole [Teaching history and social studies at school]. 2013. no 7. pp. 34-36.

3. Dancevich N. Ju. Organizacija sredy patrioticheskogo vospitanija v sovremennoj shkole [Organization of the environment of patriotic education in modern schools]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University]. 2007. no. 7. pp. 116-117.

4. Levina T.A. Ispol'zovanie metoda proektov v processe obucheniya istorii i obshchestvoznaniya [Using the project method in the process of teaching history and social studies] Sovremennye tendencii v obrazovanii i nauke [Modern trends in education and science]. 2013. pp. 63-65.

5. Nechaeva L.I. Primenenie metoda proektov na urokah istorii i obshchestvoznaniya [Application of the project method in history and social studies lessons] Vestniknauchnyh konferencij [Bulletin of scientific conferences]. 2016. no 1-3. pp. 58-59.

6. Petrova A.I. Ispol'zovanie metoda proektov na urokah obshchestvoznaniya dlya formirovaniya tvorcheskoj lichnosti obuchayushchihsya [Using the project method in social studies lessons to form the creative personality of students] Perspek-tivy razvitiya nauki i obrazovaniya [Prospects for the development of science and education]. 2013. pp. 112-113.

7. Smahtina N.I. Vospitanie patriotizma na urokah istorii i obshhestvoznanija [Education of patriotism in the lessons of history and social studies]. Nauchnyj vestnikKryma [Scientific Bulletin of Crimea]. 2016. no. 5. pp. 16-23.

8. Suhomlinskij V.A. Pavlyshskaja srednjaja shkola [Pavlysh secondary school]. Moscow. Prosveshhenie. 1979. 393 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.С. Андрюнина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1012-5336.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.S. Andryunina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00031012-5336.

УДК 372.853

Надежда Анатольевна Антонова

г. Челябинск

Состояние проблемы формирования читательской грамотности при обучении физике в педагогической теории и практике школьного обучения

В статье проведен анализ проблемы формирования читательской грамотности у обучающихся при обучении физике. Приводится психолого-дидактический анализ понятий «грамотность», «чтение», «читательская грамотность». Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) включает овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, который на всех уровнях школьного образования включает читательскую грамотность, как одну из главных планируемых результатов обучения. Работа по формированию читательской грамотности при обучении физики, тесно связана с задачей освоения обучающимися умения работать с текстами физического содержания. Умения работать с научными и научно-популярными текстами проверяются по всем предметам в рамках государственной итоговой аттестации за курс основной школы и во всероссийских проверочных работах, международных исследованиях (PIRLS, PISA, PIAAC). Анализируется роль и значимость читательской грамотности среди школьников, студентов колледжа, бакалавриата и магистратуры (учителей школ). На основе проведенного анализа по формированию читательской грамотности на уроках физики нами разработаны и апробированы задания на дополнение текста словами из предложенного списка и предложены рекомендации для формирования этих умений.

Ключевые слова: читательская грамотность; обучение физики; текст физического содержания; задания на дополнение текста словами из предложенного списка; отсроченный контроль; всероссийская проверочная работа; основной государственный экзамен; международные исследования; условия формирования читательской грамотности.

Nadezhda Anatolyevna Antonova

Chelyabinsk

Condition of the problem of reading formation literacy in teaching physics in pedagogical theory and practice of school training

The article analyzes the problem of the formation of reading literacy among students in teaching physics. A psychological and didactic analysis of the concepts of "literacy", "reading", "reading literacy" is given. The Federal State Educational Standard (FSES) includes mastering the skills of meaningful reading of texts of various styles and genres, which at all levels of school education includes reading literacy as one of the main planned learning outcomes. The work on the formation of reading literacy in teaching physics is closely related to the task of mastering students' ability to work with texts of physical content. The ability to work with scientific and popular science texts is tested in all subjects as part of the state final certification for the course of the basic school and in all-Russian test papers, international studies (PIRLS, PISA, PIAAC). The role and importance of reading literacy among schoolchildren, college students, undergraduate and graduate students (school teachers) is analyzed. Based on the analysis on the formation of reading literacy in physics lessons, we have developed and tested tasks for completing the text with words from the proposed list and offered recommendations for the formation of these skills.

Keywords: reading literacy; teaching physics; physical content text; tasks for completing the text with words from the proposed list; delayed control; all-Russian verification work; main state exam; international studies; conditions for the formation of reading literacy.

В российской системе оценивания качества обучения сложился целый ряд процедур, такие как Основной государственный экзамен (ОГЭ), Еденный государственный экзамен (ЕГЭ), Всероссийская проверочная работа (ВПР), международные мониторинги (PIRLS, PISA, TIMSS, PIAAC, ICILS, ICCS), национальные исследова-

ния (НИКО), региональные исследования (РИКО НОО, РИКО ООО ИП, РИКО ОКР) и исследования компетенций учителей. В основе выполнения заданий КИМ этих процедур, проверяющих сформированность читательской грамотности, лежит умение использовать информацию из текстов для выполнения заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.