Научная статья на тему 'РОЛЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ВФСК ГТО В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ВФСК ГТО В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / оценочные средства / ВФСК ГТО / школьники средних классов / самостоятельные занятия / physical culture / assessment tools of the VFSK GTO / middle school students / self-study

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасова Любовь Викторовна, Тарасов Павел Юрьевич

Выявлена практическая значимость использования ВФСК ГТО в стимуляции детей к самостоятельным занятиям физической культурой. Отражен мотивационный фактор оценочных средств комплекса ГТО, который расширяет существующее представление об аттестации практических занятий учащихся общеобразовательной школы. Оценена роль физической культуры в рамках дополнительных занятий школьников средних классов на дворовых территориях и специально оборудованной школьной площадке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарасова Любовь Викторовна, Тарасов Павел Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EVALUATION TOOLS OF THE VFSK TRP IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The practical significance of the use of the VFSK GTO in stimulating children to independent physical education has been revealed. The motivational factor of the evaluation tools of the RLD complex is reflected, which expands the existing idea of attestation of practical classes for students of a general education school. The role of physical culture in the framework of additional classes for middle school students in the courtyards and specially equipped school grounds is assessed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ВФСК ГТО В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-7-41-47

РОЛЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ВФСК ГТО В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Л.В. Тарасова, П.Ю. Тарасов

Выявлена практическая значимость использования ВФСК ГТО в стимуляции детей к самостоятельным занятиям физической культурой. Отражен мотивацион-ный фактор оценочных средств комплекса ГТО, который расширяет существующее представление об аттестации практических занятий учащихся общеобразовательной школы. Оценена роль физической культуры в рамках дополнительных занятий школьников средних классов на дворовых территориях и специально оборудованной школьной площадке.

Ключевые слова: физическая культура, оценочные средства, ВФСК ГТО, школьники средних классов, самостоятельные занятия.

Тарасова Любовь Викторовна, д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник, проф., tarasova1708@, mail.ru, Россия, Москва, Федеральный научный центр физической культуры и спорта; Мытищи, Государственный университет просвещения,

Тарасов Павел Юрьевич, канд. пед. наук, старший научный сотрудник, tarasof.pave 1@yandex.ru, Россия, Москва, Российский университет спорта «ГЦО-ЛИФК»

Роль физической культуры в школе неоценима, решает актуальные задачи воспитания, образования, оздоровления и расширения практики привлечения детей школьного возраста в массовую физическую культуру и спорт [1-4]. Содержание программного материала по физической культуре в школе мотивирует школьников разного возраста на овладение различными видами спорта, использование физических упражнений для самостоятельных занятий и адаптации организма к физической нагрузке.

Физическая культура в школе также является практической формой ВФСК ГТО, формируя потребность к

THE ROLE OFEVALUATION TOOLS OF THE VFSK TRP IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Tarasova L.V., doctor of pedagogical sciences, leading researcher, professor, tarasova 1708@mail.ru, Russia, Moscow, Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports; Mytishchi, State University of Education, Tarasov P.Y., candidate of pedagogical sciences, senior researcher, tarasof.pave 1@yan-dex.ru, Russia, Moscow, Russian University of Sports «SCOLIPE»

The practical significance of the use of the VFSK GTO in stimulating children to independent physical education has been revealed. The motivational factor of the evaluation tools of the RLD complex is reflected, which expands the existing idea of attestation of practical classes for students of a general education school. The role of physical culture in the framework of additional classes for middle school students in the courtyards and specially equipped school grounds is assessed.

Key words: physical culture, assessment tools of the VFSK GTO, middle school students, self-study.

подготовки и сдачи комплекса постоянным занятиям, двигательной активности и укреплению здоровья, что актуализирует проблему настоящего исследования [5-8].

Цель исследования - оценить влияние оценочных средств ВФСК ГТО на уровень физической подготовленности школьников младших классов.

Задачи исследования:

1) оценить уровень физической подготовленности младших школьников на основе сдачи нормативов ВФСК ГТО;

2) определить влияние ВФСК ГТО на самостоятельные занятия физической культурой школьников младших классов.

Методика и организация исследования. В педагогическом исследовании приняли участие две группы школьников (мальчики и девочки) -учащихся 3-х классов. Каждая группа была поделена на две подгруппы -контрольную и экспериментальную, по 20 человек в каждой, посещаемость уроков которых была не ниже 80 %. Уровень физической подготовленности испытуемых оценивался в соответствии с нормативами ВФСК ГТО для школьников 9-10 лет (II ступень) и рассматривался как дополнительный контрольный критерий.

Результаты исследования и их обсуждение. Внедрение оценочных средств ВФСК ГТО способствует качественной подготовленности учащихся средних классов и решает практическую задачу физической подготовленности в рамках обеспечения массовой физической культуры в системе школьной программы обучения.

В качестве оценки были выбраны следующие контрольные испытания: тест 1 - прыжок в длину (см), тест 2 - поднимание туловища за 1 мин (кол-во раз) и тест 3 - челночный бег 3*10 м (с).

Дополнительно был проведен опрос респондентов на предмет проведения дополнительных самостоятельных занятий по физической культуре.

Сравнительная оценка результатов исследования отразила прирост показателей физической подготовленности экспериментальной группы за счет мотивационного фактора, стимулируемого внедрением оценочных средств ВФСК ГТО (таблица).

Динамика показателей физической подготовленности мальчиков и девочек контрольной и экспериментальной групп

Контрольные испытания Контрольная группа Экспериментальная группа

До эксперимента После эксперимента Прирост, % До эксперимента После эксперимента Прирост, %

Мальчики

Тест 1, см 138,0±4,8 142,6±3,6 3,2 137,9±5,3 168,2±4,8 18,0

Тест 2, раз 30,7±2,8 32,2±1,7 4,6 30,7±1,5 39,3±1,0 21,8

Тест 3, с 9,9±0,3 9,6±0,21 3,0 9,8±0,3 9,2±0,1 6,1

Д евочки

Тест 1, см 129,5±5,9 144,6±3,6 10,4 133,4± 4,9 153,2±4,8 12,9

Тест 2, раз 25,6±1,2 29,2±1,7 12,3 25,8±1,2 31,3±1,0 17,5

Тест 3, с 12,1±0,3 11,0±0,2 9,0 12,3±0,3 10,8±0,3 12,1

Отмечена положительная динамика прироста показателей тестирования как в контрольной, так и в экспериментальной группе, равно как у мальчиков, так и у девочек.

У мальчиков в тесте 1 «Прыжок в длину с места» показатель при -роста в контрольной группе составил 3,2 %, тогда как в экспериментальной - 18,0 %. В тесте 2 «Поднимание туловища за 1 мин» в контрольной группе положительная динамика достигла 4,6 %, а в экспериментальной -21,8 %. В тесте 3 «Челночный бег 3*10 м» показатель прироста контрольной группы составил 3,0 %, а в экспериментальной - 6,1 %.

У девочек в тесте 1 «Прыжок в длину с места» в контрольной группе вырос на 10,4 %, а в экспериментальной - на 12,9 %. Отмечена положительная динамика в тесте 2 «Поднимание туловища за 1 мин» в контрольной группе на 12,3 %, а в экспериментальной - на 17,5 %. Положительная динамика показателя в тесте 3 «Челночный бег 3*10 м» в контрольной группе составила 9,0 %, а в экспериментальной - 12,1 %.

Сравнение данных тестирования после эксперимента показало преимущественное значение экспериментальной группы, в которой у мальчиков результаты в прыжке в длину с места и поднимании туловища за 1 мин в среднем были выше в 1,2 раза, чем в контрольной, в челночном беге -в 2 раза. У девочек также отмечено преимущество экспериментальной группы: в тесте 1 «Прыжок в длину с места» результаты увеличились в 1,2 раза, в тесте 2 «Поднимание туловища за 1 мин» - в 1,4 раза, в тесте 3 «Челночный бег 3*10 м» - в 1,3 раза, по сравнению с теми же показателями контрольной группы. Общая динамика показателей тестирования в экспериментальной группе показала положительное влияние мотивацион-ного фактора оценочных средств ВФСК ГТО, что стимулировало младших школьников к самостоятельным занятиям физической культурой.

Опрос респондентов экспериментальной группы показал, что 90 % мальчиков и 80 % девочек самостоятельно во внеучебное время занимались физической культурой на дворовой территории или на специально оборудованной площадке школы. Причиной самостоятельных занятий школьники назвали условия эксперимента - прием контрольных нормативов в соответствии с оценочными средствами ВФСК ГТО.

Опрос испытуемых контрольной группы показал, что только 55 % мальчиков и 30 % девочек занимались самостоятельно. Причиной для за -нятий послужил интерес школьников контрольной группы, вызванный условиями эксперимента в экспериментальной группе (рис. 1).

Результаты исследования свидетельствовали о положительном влиянии внедрения оценочных средств ВФСК ГТО в процесс физического воспитания школьников средних классов, что отразилось на их мотиваци-онной заинтересованности к самостоятельным занятиям и, как следствие, на приросте показателей тестирования в экспериментальной группе.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Школьники, занимающиеся самостоятельно физической культурой

Рис. 1. Результаты опроса испытуемых, %: КГ1 - контрольная группа, мальчики, КГ2 - контрольная группа, девочки, ЭГ1 - экспериментальная группа, мальчики, ЭГ2 - экспериментальная группа, девочки

Интерес у школьников средних классов вызвала возможность использования оценочных средств ВФСК ГТО, в сравнении с трудностью выполнения задачи, в качестве нормативных требований получения золотого, серебряного и бронзового знаков. Результаты тестирования, сопоста -вимые с нормами ВФСК ГТО контрольной и экспериментальной групп (мальчики и девочки), представлены на рис. 2.

60 50 40 30 20 10 0

КГ1

КГ2

ЭГ1

ЭГ2

I Золото

20

20

16.5

53.5

Серебро

23.5

25

28.5

28.5

Бронза

8.5

16.5

6.5

11.5

I Не выполнено

48

36.7

48.5

6.5

Рис. 2. Результаты выполнения норм ВФСК ГТО в контрольной и экспериментальной группах (мальчики и девочки), %

В контрольной и экспериментальной группе отмечено снижение числа мальчиков и девочек, не выполнивших норматив ВФСК ГТО, на 23,5 % и в 7,5 раза соответственно. В то же время отмечен прирост выполнивших норматив ВФСК ГТО на бронзовый знак: в контрольной группе -в 2 раза, а в экспериментальной - в 1,7 раза, на серебряный знак: в контрольной группе - на 12,3 %, а в экспериментальной данные остались без изменений, тогда как на выполнивших норматив на золотой знак отмечен достоверный прирост (в 3,2 раза), в контрольной группе данные остались без изменений. Достоверное снижение числа испытуемых экспериментальной группы, не выполнивших норматив, доказало эффективность использования оценочных средств ВФСК ГТО в процессе физического воспитания младших школьников.

Заключение. Определена высокая практическая значимость внедрения оценочных средств ВФСК ГТО в процессе физического воспитания школьников младших классов по предмету «Физическая культура», что отразилось на вовлеченности их в процесс физического воспитания, играя положительную роль мотивационной составляющей, и положительной динамике показателей физической подготовленности.

Оценочные средства ВФСК ГТО явились причиной выраженного интереса к занятиям физической культурой и самостоятельной физической активности учащихся в свободное от учебы время.

Список литературы

1. Барчукова И.С. Физическая культура и спорт: признаки модернизации теории тестирования // Спортивно -педагогическое образование. 2019. № 1. С. 80-84.

2. Бахин Е.А., Стафеева А.В., Соколов В.В. Проблемы внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 8. С. 15-21.

3. Березина Л.А., Немытов Д.Н., Вавилов В.В. Оптимизация двигательной активности учащихся 5-х классов к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019. Т. 14. № 1. С. 141146.

4. Применение соревновательного метода при подготовке обучающихся к выполнению нормативов ВФСК ГТО IV ступени / В.В. Бобков [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 5. С. 3-10.

5. Адаптационный подход как метод улучшения физической подготовленности детей 10-12 лет на уроках физической культуры / С.А. Семенова [и др.] // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 332-338.

6. К вопросу о реализации Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе высшего образования / М.В. Грязев [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып. 4. С. 30-38.

7. Маслова О.Н., Тарасова Л.В. Применение координационных упражнений в тренировке юных тхэквондистов 10-11 лет // Актуальные вопросы теории и практики подготовки спортивных резервов: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М.: Изд-во МГОУ, 2021. С. 56-59.

8. Силовая направленность учебных занятий по физическому воспитанию в вузе как фактор повышения эффективности выполнения ком -плекса ГТО / П.П. Николаев [и др.] // Спортивно-педагогическое образование. 2019. № 1. С. 11-15.

References

1. Barchukova I.S. Fizicheskaya kul'tura i sport: priznaki modernizacii teorii testiro-vaniya [. Physical culture and sport: signs of modernization of the theory of testing] // Spor-tivno-pedagogicheskoe obrazovanie [Sports and pedagogical education]. 2019. No. 1. P. 8084.

2. Bahin E.A., Stafeeva A.V., Sokolov V.V. Problemy vnedreniya kompleksa GTO v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Problems of implementation of the GTO complex in educational institutions] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Iss. 8. P. 15 -21.

3. Berezina L.A., Nemytov D.N., Vavilov V.V. Optimizaciya dvigatel'noj aktivnosti uchashchihsya 5-h klassov k vypolneniyu normativnyh trebovanij VFSK GTO [Optimization of physical activity of pupils of the 5th grade to fulfill the normative requirements of the VFSK GTO] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2019. V. 14. No. 1. P. 141-146.

4. Primenenie sorevnovatel'nogo metoda pri podgotovke obuchayushchihsya k vypolneniyu normativov VFSK GTO IV stupeni [Application of the competitive method in preparing students for the implementation of the standards of the VFSK GTO IV stage] / V.V. Bobkov [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2022. Iss. 5. P. 310.

5. Adaptacionnyj podhod kak metod uluchsheniya fizicheskoj podgotovlennosti detej 10-12 let na urokah fizicheskoj kul'tury [Adaptation approach as a method of improving the physical fitness of children aged 10-12 years at physical education lessons] / S.A. Semenova [et al.] // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti [Bulletin of economic security]. 2022. No. 6. P. 332-338.

6. K voprosu o realizacii Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) v sisteme vysshego obrazovaniya [On the issue of the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO) in the system of higher education] / M.V. Gryazev [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosu-

darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2016. Iss. 4. P. 30-38.

7. Maslova O.N., Tarasova L.V. Primenenie koordinacionnyh uprazhnenij v treni-rovke yunyh thekvondistov 10-11 let [The use of coordination exercises in the training of young taekwondo players aged 10-11] // Topical issues of theory and practice of training sports reserves: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. with international participation. M.: MGOU Publishing House, 2021. P. 56-59.

8. Silovaya napravlennost' uchebnyh zanyatij po fizicheskomu vospitaniyu v vuze kak faktor povysheniya effektivnosti vypolneniya kompleksa GTO [Power orientation of training sessions in physical education at the university as a factor in increasing the efficiency of the implementation of the GTO complex] / P.P. Nikolaev [et al.] // Sportivno-peda-gogicheskoe obrazovanie [Sports and pedagogical education]. 2019. No. 1. P. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.