Научная статья на тему 'Подготовка обучающихся общеобразовательной школы к выполнению нормативов ВФСК "ГТО" (на примере IV ступени)'

Подготовка обучающихся общеобразовательной школы к выполнению нормативов ВФСК "ГТО" (на примере IV ступени) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВФСК ГТО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатов Антон Тимурович, Семенов Денис Викторович, Момент Артем Владимирович

В статье рассматриваются целесообразность применения методики целенаправленной подготовки школьников к сдаче нормативов ВФСК ГТО 4 ступени. В педагогическом эксперименте апробирована специфическая методика подготовки школьников к выполнению норм ВФСК ГТО на основе организации дополнительных тренировочных занятий, нацеленных на повышение уровня физической подготовленности и обучения эффективному выполнению тестов комплекса ГТО 4 ступени. Успешность выполнения контрольных нормативов школьниками экспериментальной группы доказала эффективность предложенной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатов Антон Тимурович, Семенов Денис Викторович, Момент Артем Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing of secondary school students to the implementation of "GTO" standards (for example, stage iv)

The article considers the expediency of application of the method of purposeful preparation of schoolchildren to pass the standards of “VFSK GTO” of 4th stage. In the pedagogical experiment the specific method of training students to fulfill the standards of «VFSK GTO» was tested. It was based on the organization of additional training sessions aimed at increasing the level of physical fitness and teaching the effective execution of “VFSK GTO” of 4th stage tests complex. The success of the implementation of control standards by students of the experimental group proved the efficiency of the proposed method.

Текст научной работы на тему «Подготовка обучающихся общеобразовательной школы к выполнению нормативов ВФСК "ГТО" (на примере IV ступени)»

года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 01.01.2019).

REFERENCES

1. The resolution of the Government of the Russian Federation of January 11, 2006 N 7 "About the federal target program "Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation for 20062015", available at: https://base.garant.ru/189071/.

2. The Resolution of the Government of the Russian Federation of January 21, 2015 N 30 "About the federal target program "Development ofPhysical Culture and Sport in the Russian Federation for 20162020", available at: https://base.garant.ru/70852372/.

3. The order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 N 1662-r (an edition of 28.09.2018) "About the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation until 2020" (together with "The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation until 2020"), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.

Контактная информация: kudinov9910@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2019

УДК 796.011.3

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВФСК «ГТО» (НА ПРИМЕРЕ IV СТУПЕНИ)

Антон Тимурович Булатов, студент, Денис Викторович Семенов, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК),

Артем Владимирович Момент,

Псковский государственный университет

Аннотация

В статье рассматриваются целесообразность применения методики целенаправленной подготовки школьников к сдаче нормативов ВФСК ГТО 4 ступени. В педагогическом эксперименте апробирована специфическая методика подготовки школьников к выполнению норм ВФСК ГТО на основе организации дополнительных тренировочных занятий, нацеленных на повышение уровня физической подготовленности и обучения эффективному выполнению тестов комплекса ГТО 4 ступени. Успешность выполнения контрольных нормативов школьниками экспериментальной группы доказала эффективность предложенной методики.

Ключевые слова: ВФСК ГТО, педагогический эксперимент, внеурочное время.

PREPARING OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS TO THE IMPLEMENTATION OF "GTO" STANDARDS (FOR EXAMPLE, STAGE IV) Anton Timurovich Bulatov, the student, Denis Viktorovich Semenov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Artem Vladimirovich Moment, Pskov State University

Annotation

The article considers the expediency of application of the method of purposeful preparation of schoolchildren to pass the standards of "VFSK GTO" of 4th stage. In the pedagogical experiment the specific method of training students to fulfill the standards of «VFSK GTO» was tested. It was based on the organization of additional training sessions aimed at increasing the level of physical fitness and teaching the effective execution of "VFSK GTO" of 4th stage tests complex. The success of the implementation of control standards by students of the experimental group proved the efficiency of the proposed method.

Keywords: VFSK GTO, pedagogical experiment, extracurricular time.

ВВЕДЕНИЕ

С 2014 года в России снова возродился комплекс «Готов к труду и обороне» [1]. С 2015 года новые нормы ВФСК ГТО введены в образовательные учреждения в нескольких регионах страны. Сегодня эти нормы обязательны для всех обучающихся школ и вузов, поскольку комплекс ГТО призван стать системообразующим элементом физического воспитания молодежи, для решения задач, связанных с повышением вклада физической культуры и спорта в социально-экономическое развитие страны посредством увеличения числа молодых людей, ведущих активный и здоровый образ жизни [3]. Поэтому подготовка обучающихся к успешной сдаче ВФСК ГТО стала одним из приоритетных направлений деятельности специалистов по физической культуре. В частности, отмечается необходимость в специфических тренировочных занятиях, для подготовки обучающихся к сдаче нормативов ВФСК ГТО [2].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях повышения уровня подготовленности школьников к сдаче нормативов ВФСК ГТО в режим их дня и учебный процесс были внедрены специально разработанные комплексы упражнений, имеющие различную направленность и разработанные в соответствии со спецификой нормативов ГТО 4 ступени.

В педагогическом эксперименте приняли участие учащиеся общеобразовательной школы в возрасте 14-15 лет. Эксперимент проводился на четырех группах учащихся по 8 человек в каждой - двух экспериментальных (КГ) и двух контрольных (ЭГ). Исследование проходило на базе СОШ № 1 г. Великие Луки в период с марта по июнь 2018 года. Статистическая обработка данных проводилась в компьютерной программе 10». Определение достоверности различий среднегрупповых показателей в тестовых испытаниях осуществлялось посредством применения Т - критерия Стьюдента для связанных выборок.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В экспериментальной группе учебно-тренировочные занятия проводились 4 раза в неделю по 90 минут во внеурочное время. Из них 3 занятия непосредственно тренировочной и 1 занятие теоретической направленности. В контрольную группу входили учащиеся, занимающиеся в различных спортивных секциях. Распределение занятий по дням недели и их содержание представлено в таблице 1.

Успешное выполнение испытаний ВФСК ГТО предполагает высокий уровень развития скоростных, силовых, аэробных и координационных способностей школьников. В связи, с чем возникает необходимость в организации тренировочного процесса комплексной направленности.

Таблица 1. Распределение занятий по подготовке к сдаче нормативов ВФСК ГТО

День недели Направленность занятия

ПН Скоростная тренировка

СР Силовая тренировка

ПТ Аэробная тренировка

СБ Теоретическая подготовка

Известно, что при реализации скоростных и силовых способностей ведущей системой, определяющей результативность выполнения двигательной задачи, является ЦНС. В свою очередь аэробные способности в большей степени зависят от координации функций ВНС и кардиореспираторной системы. Содержание тренировочных занятий представлено ниже.

«Скоростная тренировка». Применялись упражнения преимущественно скоростного характера: различные варианты бега на месте и с передвижением; разновидности прыжков и подскоков с использованием «скоростной лестницы»; подвижные игры с элементами «выбора».

«Силовая тренировка». Применялись упражнения, направленные на воспитание силы мышц пояса верхних конечностей, живота, спины, ног: подтягивания в висе и висе лёжа с использованием дополнительных отягощений и упругих амортизаторов; сгибание и разгибание рук в упоре на петлях ТИХ; различные варианты сгибаний и разгибаний туловища и ног.

«Аэробная тренировка». Использовались продолжительные по времени упражнения в субкритической и критической зоне мощности: кроссовый бег, аэробика.

«Теоретическая подготовка». Изучались принципы организации питания и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Экспериментальный период включал в себя 8 двухнедельных микроциклов. Каждый из них оканчивался тестированием физической подготовленности учащихся по основным нормативам ВФСК ГТО. Тренировочные упражнения усложнялись и варьировались через 2 микроцикла, то есть каждый месяц.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительная динамика результативности выполнения нормативов ВФСК ГТО у контрольных и экспериментальных групп представлена в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 - Результаты выполнения нормативов ВФСК ГТО в контрольной и экспериментальной группах девушек_

Наименование тестового задания КГ девушек ЭРГ девушек

До После А, % До После А, %

Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (кол-во раз) 12,1±2,5 12,2±2,0 0,8 13,0±2,0 20,2±3,1 35,6**

Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамьи, см) 13,1±3,9 13,1±3,7 0,0 13,0±5,3 16,7±4,4 22,2*

Бег на 30 м (с) 6,1±0,3 6,0±0,2 -1,7 6,1±0,3 5,5±0,2 -10,9**

Бег на 60 м (с) 10,8±0,3 10,7±0,3 -0,9 10,6±0,6 9,9±0,6 -7 1**

Бег на 2000 м (с) 731,4±31,6 729,8±31,3 -0,2** 683,8±43,2 651,9±27,3 -4 9**

Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 1 минуту) 46,8±3,5 46,9±3,5 0,2 44,1±3,4 47,5±4,3 7,2**

Челночный бег 3x10 (с) 8,2±0,6 8,2±0,6 0,0 8,4±0,9 8,0±0,5 5,0

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см 191,6±8,0 192,0±8,2 0,2 197,3±9,2 203,8±8,4 3,2*

Примечание: * - различия достоверны на уровне значимости (р <0,05); ** - различия достоверны на уровне значимости (р <0,01).

Таблица 3 - Результаты выполнения нормативов ВФСК ГТО в контрольной и экспериментальной группах юношей___

Наименование тестового задания КГ юношей ЭГ юношей

До После А, % До После А, %

Подтягивания из виса на высокой перекладине, кол-во раз 8,4±1,5 8,2±2,2 -2,4 8,9±4,1 13,8±4,3 35,5**

Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамьи, см) 9±3,2 8,2±3,9 -8,9 10,1±4,1 13,8±4,4 26,8**

Бег на 30 м, с 4,6±1,7 4,6±1,5 0,0 4,6±0,3 4,1±0,1 -12,2**

Бег на 60 м, с 8,9±0,2 8,8±0,2 -1,1 9,0±0,5 8,4±0,35 -7 1**

Бег на 3000 м, с 762,0±51,1 759,3±51,0 -0 4** 703,8±75,4 680,3±74,3 -3,5**

Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 1 минуту) 50,5±2,1 50,6±1,8 0,2 52,4±2,5 55,7±3,1 6,9**

Челночный бег 3x10 (с) 6,2±0,2 6,2±0,3 0,0 6,0±0,3 5,8±0,2 -3,4**

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см толчком двумя ногами, см 234,6±8,7 234,9±8,7 0,1 235,0±9,4 242,9±7,6 3,3**

Примечание: * - различия достоверны на уровне значимости (р <0,05); ** - различия достоверны на уровне значимости (р <0,01).

Сравнительный анализ динамики результатов в тестовых упражнениях в контрольной группе девушек не показал достоверных различий. Наблюдается статистически достоверное изменение показателей в тесте «Бег на 2000 м» - 0,2% (р <0,01). Однако, фактически

эти изменения малозначимы.

В экспериментальной группе напротив наблюдалась положительная динамика в большинстве тестовых упражнений. Наибольший прирост результатов тестирования наблюдался в силовом тесте «Подтягивание в висе лёжа на низкой перекладине» и составил 35,6% (p <0,01). Наименьшую динамику продемонстрировали показатели в тесте «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» - 3,2% (p <0,05) и «Бег на 2000 м» - 4,9% (p <0,01). В тесте «Челночный бег» отсутствовала статистически достоверная динамика.

В контрольной группе юношей статистически достоверные различия наблюдались лишь в тесте «Бег на 3000 м» - 0,4% (p <0,01), но фактическое изменение результатов было незначительным.

Положительная динамика в экспериментальной группе юношей наблюдалась по всем анализируемым показателям. Как и в экспериментальной группе девушек, наибольшая динамика продемонстрирована в силовом тесте - 35,5% (p <0,01), а наименьшая в тестах «Челночный бег», «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», «Бег на 3000 м» (p <0,01). Представленные данные свидетельствуют об эффективности предложенной методики подготовки обучающихся к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Однако, для достижения большей положительной динамики в некоторых тестах, например в беге на 3000 метров, необходимо увеличить продолжительность тренировочных воздействий.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что внедренная методика занятий существенно повысила результативность выполнения нормативов ВФСК ГТО обучающимися, что доказывает ее эффективность.

Таким образом, целенаправленная тренировка физических качеств и упражнений, входящих в комплекс ВФСК ГТО, существенно повышает уровень физической подготовленности обучающихся, и содействует успешности выполнения норм ВФСК ГТО.

ЛИТЕРАТУРА

1. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 // URL : https://base.gar-ant.ru/70619520/ (дата обращения:01.01.2019).

2. Фирсин, С.А. Физическая культура и спорт в системе ценностей школьников / С.А. Фир-син // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 184-187.

3. Черняновская, Т.Б. По ступеням ГТО на Олимп здоровья (апробация и внедрение комплекса ГТО в образовательных учреждениях Тамбовской области) / Т.Б. Черняновская, С.Д. Антонюк // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 3 (54). - С. 38-40.

REFERENCES

1. About the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (GTO) (2014), The Decree of the President of the Russian Federation of March 24, 2014 №172, available at: https://base.gar-ant.ru/70619520/.

2. Firsin, S.A (2015), "Physical culture and sport in the system of values of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 184-187.

3. Chernyakovskaya, T.B. and Antonyuk, S.D. (2015), "The steps of the "GTO" to the Olympus health" (testing and implementation of "GTO" complex in the educational institutions of the Tambov region), Physical Culture and health, No. 3 (54), pp. 38-40.

Контактная информация: semenov-den@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.