Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В СОРЕВНОВАНИЯХ «ИГРЫ ГТО»'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В СОРЕВНОВАНИЯХ «ИГРЫ ГТО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / ВФСК ГТО / фестиваль ГТО / соревновательный метод / тесты и нормативы / физические упражнения / students / VFSK TRP / TRP festival / competitive method / tests and standards / physical exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Лазарев Игорь Викторович, Акимова Елена Михайловна, Валиуллин Вадим Вильевич

Разработана программа тренировочных занятий соревновательной направленности, состоящей из упражнений, схожих по структуре и технике упражнений, входящих в структуру «Игр ГТО». Проведены анкетирование студентов о степени готовности участия в Фестивале ГТО и предварительное тестирование их физической подготовленности с использованием части тестовых испытаний ГТО для VI ступени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Лазарев Игорь Викторович, Акимова Елена Михайловна, Валиуллин Вадим Вильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING THE COMPETITIVE METHOD IN PREPARING STUDENTS FOR PARTICIPATION IN THE COMPETITIONS "GAMES RLD"

A program of training sessions of a competitive orientation has been developed, consisting of exercises similar in structure and technique to the exercises included in the structure of the "GTO Games". Questioning of students about the degree of readiness to participate in the TRP Festival and preliminary testing of their physical fitness using part of the test tests of the TRP for the VI stage was carried out.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В СОРЕВНОВАНИЯХ «ИГРЫ ГТО»»

УДК 796.011.3:796.093.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-5-10-17

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В СОРЕВНОВАНИЯХ «ИГРЫ ГТО»

В.В. Бобков, И.В. Лазарев, Е.М. Акимова, В.В. Валиуллин

Разработана программа тренировочных занятий соревновательной направленности, состоящей из упражнений, схожих по структуре и технике упражнений, входящих в структуру «Игр ГТО». Проведены анкетирование студентов о степени готовности участия в Фестивале ГТО и предварительное тестирование их физической подготовленности с использованием части тестовых испытаний ГТО для VI ступени.

Ключевые слова: студенты, ВФСК ГТО, фестиваль ГТО, соревновательный метод, тесты и нормативы, физические упражнения.

FEATURES OF USING THE COMPETITIVE METHOD IN PREPARING STUDENTS FOR PARTICIPATION IN THE COMPETITIONS "GAMESRLD"

Bobkov V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, junior researcher, vitaly-x5@yandex.ru, Russia, Moscow, Russian State University for the Humanities, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (NIU), Federal Research Center for Physical Culture and Sports, Plekhanov Russian University of Economics,

Lazarev I.V., candidate of pedagogical sciences, head. department, rggu.fiz@yandex.ru, Russia, Moscow, Russian State University for the Humanities,

Akimova E.M., senior lecturer, karasevaira 86@gmail.com, Russia, Moscow, Russian State University for the Humanities,

Valiullin V.V., senior lecturer, ikuru@ma-il.ru, Russia, Ufa, Bashkir State Agrarian University

A program of training sessions of a competitive orientation has been developed, consisting of exercises similar in structure and technique to the exercises included in the structure of the "GTO Games". Questioning of students about the degree of readiness to participate in the TRP Festival and preliminary testing of their physical fitness using part of the test tests of the TRP for the VI stage was carried out.

Key words: students, VFSK TRP, TRP festival, competitive method, tests and standards, physical exercises.

Бобков Виталий Викторович, канд. пед. наук, доц., младший научный сотрудник, vitaly-x5@yandex.ru, Россия, Москва, Российский государственный гуманитарный университет, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Лазарев Игорь Викторович, канд. пед. наук, зав. кафедрой, rggu.fiz@yandex.ru, Россия, Москва, Российский государственный гуманитарный университет,

Акимова Елена Михайловна, старший преподаватель, karasevaira86@gmail.com, Россия, Москва, Российский государственный гуманитарный университет,

Валиуллин Вадим Вильевич, старший преподаватель, ikuru@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный аграрный университет

В большом комплексе социальнопедагогических программ, предпринятых в последние годы в нашей стране, ключевое место отводится Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу

«Г отов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), который должен обеспечить формирование и повышение уровня тех социальнозначимых показателей физического развития и функционального состояния, которые определяют эффективность физической подготовки к трудовой деятельности, к защите Отечества [1, 7, 8].

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года одним из приоритетных направлений развития сферы физической культуры и спорта является повышение привлекательности ВФСК ГТО, что должно отразиться как на увеличении численности студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом и выполняющих нормативы ГТО, так и на усилении соревновательной составляющей, а именно добавлении элементов сопер -ничества при организации мероприятий по приему нормативов ГТО. Внесенное уточнение является вполне логичным развитием системы ком -плекса ГТО, так как если обратиться к истории развития ГТО в СССР, то, начиная с 1955 года, было установлено, что обязательным для сдачи тестов ГТО является их выполнение в условиях соревнований [2, 5].

Министерство спорта РФ в рамках Федерального проекта «Спорт -норма жизни» с 2020 года проводит соревнования «Игры ГТО», которые состоялись уже в пяти крупных городах России: Кисловодске, Белгороде, Москве, Владивостоке и Самаре. «Игры ГТО» представляют собой зрелищное спортивное мероприятие, основу которого составляют тесты-нормативы ГТО, упражнения из силового атлетизма (тяжелой атлетики, пауэрлифтинга и кроссфита). Формат участия предусматривает предваритель -ный отбор спортсменов, по итогам которого участники делятся на два дивизиона: любители и профессионалы. Состязания проводятся как в команде (два мужчины и две женщины), так и индивидуально. Кроме основной соревновательной части, в которой спортсмены пробегают по отдельной дорожке со спортивными снарядами, последовательно выполняя на скорость определенное количество упражнений, в программе также предусмотрено множество других состязаний, таких как шоу «Иду на рекорд!», на котором участники могут официально установить новый рекорд в одном из видов испытаний ГТО, после чего этот результат вписывается в «Книгу рекордов ГТО» («Игры ГТО»: https://gtogames.pro)».

Многие вузы уже начали реализовывать практику проведения своих соревнований - Фестивалей ГТО, которые обычно проводятся в конце учебного года. В рамках данного мероприятия студентам предоставляется возможность продемонстрировать результат своей физической подготовки, выполнив нормативы комплекса ГТО. Небольшое количество вузов начали выставлять свои команды на Играх ГТО [8].

Соревнование как вид стимулирующей деятельности в различных сферах жизни (в производственной, искусстве и спорте) - распространенное общественное явление. Л.П. Матвеев в своих работах писал, что «в теории и методике физического воспитания соревновательный метод применяется не только как способ стимулирования интереса или активиза -ции деятельности при выполнении отдельных упражнений, но и в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности, включающий в себя контрольно -

зачетные, официальные, спортивные и подобные им состязания. Данный метод также может применяться при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совер -шенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях, связанных с повышенным эмоциональным фоном» [4].

Рассмотрение вопросов, связанных с повышением привлекательно -сти комплекса ГТО, через призму применения методов «игрового сопер -ничества», моделирующих соревновательную деятельность при проведе -нии занятий по подготовки студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО, участию в Играх ГТО становиться все более актуальным.

Цель исследования - оценить эффективность использования соревновательного метода на занятиях по физической культуре при подго -товке студентов к участию в Фестивале ГТО (Играх ГТО).

Задачи исследования:

1) разработать программу тренировочных занятий соревнователь -ной направленности, состоящей из упражнений, схожих по структуре и технике выполнения с теми, которые входят в структуру «Игр ГТО»;

2) провести предварительное тестирование физической подготовленности с использованием части тестовых испытаний ГТО для VI ступени;

3) проанализировать опросники участников Фестиваля ГТО.

Методика и организация исследования. Для оценки эффективности применения соревновательного метода на учебных занятиях по физкультуре была разработана программа тренировки соревновательной направленности, включающая упражнения схожие по структуре и технике выполнения с теми, которые входят в состав комплекса ГТО. Предложен -ный блок упражнений использовался во второй части занятия как метод закрепления разученного материала, оценки качества владения двигательными действиями, развитие волевых качеств при подготовке к выполне -нию нормативов ГТО (рис. 1).

Экспериментальную группу (ЭГ) составили студенты 1-3-го курсов в количестве 60 человек (35 юношей и 25 девушек), которые планировали принять участие в Фестивале ГТО. Все участники исследования имели основную группу здоровья и не имели противопоказаний к выполнению физических нагрузок.

Результаты исследования и их обсуждение. Избранная форма проведения учебных занятий позволила установить положительный эмоцио -нальный фон при выполнении упражнений, смоделировать условия соревновательной деятельности при тестировании, закрепить разученный мате -риал. В табл. 1 представлены примеры соответствующих упражнений в тестах ГТО, успешное выполнение которых обеспечивает получение золо -того знака отличия ГТО [2].

Рис. 1. Структурные компоненты соревновательного метода

Таблица 1

Примеры соревновательных упражнений по видам испытаний ГТО

Виды тестирования - название программы Задание (соревнуются - 2 команды, в каждой - 2 юноши и 2 девушки)

Обязательные Бег на 30, 60, 100 м Командные эстафеты в беге на 100/200/800/1500/3000 м

Бег на 2 и 3 км; Кросс по пересеченной местности 3, 5 км

Подтягивание из виса на высокой / лежа низкой перекладине За меньшее время набрать 100 подтягиваний

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола За меньшее время набрать 300 сгибаний и разгибаний рук в упоре от пола

Окончание табл. 1

Виды тестирования - название программы Задание (соревнуются - 2 команды, в каждой - 2 юноши и 2 девушки)

Обязательные Подтягивание из виса на высокой перекладине/низкой перекладине За меньшее время набрать 100 подтягиваний

Рывок гири 16 кг За наименьшее количество подходов поднять суммарно 1 т / 700 кг в рывке гири 16 кг

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье - «Гибкое тело» За наименьшее количество наклонов набрать 100 см

По выбору Челночный бег 3*10 м - «Развитие координации» Эстафеты командные

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами За меньшее количество прыжков преодолеть 100 м

Поднимание туловища из положения лежа на спине За меньшее время набрать 500 подъемов туловища

Стрельба из электронного оружия Выбить в электронном тире 1000 очков в обратном порядке (от 1000 к 0).

В конце весеннего семестра за месяц до проведения Фестиваля ГТО было проведено предварительное тестирование физической подготовленности с использованием части тестовых испытаний комплекса ГТО VI ступени (табл. 2).

Таблица 2

Результаты предварительного тестирования в экспериментальной и контрольной группах в отдельных тестах ГТО

№ п/п Виды испытаний (тесты ГТО) Результаты тестирования

КГ ЭГ

юноши девушки юноши девушки

Обязательные испытания (тесты)

1 Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз 14±4 - 15±3 -

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, кол-во раз - 12±5 - 19±2

2 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами, см 11±4 14±5 11±4 17±7

Испытания по выбору (тесты)

3 Челночный бег 3*10 м, с 8,3±1,2 9,7±1,8 7,7±0,9 9,2±1,8

4 Прыжок в длину с места, см 237±28 170±22 247±20 182±22

5 Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз за 1 мин 42±12 39±11 53±9 42±12

Студенты ЭГ имели преимущество (в среднем на 10 %) в тестах, которые выполнялись в зале (челночный бег, прыжок с места, подтягивание, сгибание и разгибание рук, поднимание туловища, наклон) по сравнению с КГ.

Проведенное анкетирование студентов с целью выявления желания и готовности к выполнению нормативов ГТО показало, что 80 % (48 студентов) готовы принять участие в Фестивале ГТО и уверены в своей физи -ческой форме, 95 % опрошенных отметили, что их полностью устраивает формат проведения занятий по физической культуре с использованием соревновательного метода на основе тестов ВФСК ГТО (рис. 2) [3, 6].

Готовность и желание выполнить программу испытаний ГТО

77

Элементы соревнований на занятиях

92

0 20 40 60 80 100

■ готов/нравится ■ не готов/не нравится

Рис. 2. Результаты опроса студентов о степени готовности к участию в Фестивале ГТО, %

Заключение. Применение на занятиях по физической культуре соревновательного метода доказало свою эффективность в процессе подготовки обучающихся к участию в Фестивале ГТО, что выразилось в следующем:

- улучшились показатели предварительного тестирования в ЭГ на 10 % по сравнению с КГ в тестах ГТО, выполняемых в зале (челночный бег, прыжок, подтягивание, сгибание и разгибание, поднимание туловища, наклон);

- повысились показатели эмоционального фона студентов, интерес к занятиям, мотивация к сдаче тестов ГТО и соревновательной деятельности, что нашло свое подтверждение в результате проведенного анкетиро -вания.

Использование соревновательного метода как «игрового соперничества» помогает сформировать у студентов не только необходимые для успешного выполнения тестов ГТО физические качества и умения, но и «soft skeels» - «гибкие навыки», под которыми подразумевается способность демонстрировать и применять свои профессиональные умения и на -выки в условиях конкуренции, ограниченного времени, многозадачности и эмоционального напряжения.

Список литературы

1. Анализ выполнения нормативов ВФСК ГТО испытуемыми VI-XI ступени (25 лет и старше) / В.В. Бобков [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2023. № 1. С. 55-59.

2. Губа В.П., Коновалов В.В., Пресняков В.В. Морфобиомеханическая индивидуализация как эффективный метод интеграции ВФСК ГТО в систему общего образования // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 94-97.

3. Запорожская И.В. Исследование мотивации студентов ХГУЭП к занятиям физической культурой и спортом / И.В. Запорожская [и др.] // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 5-7 (51). С. 495-497.

4. Игровая рационализация комплекса ГТО в системе физического воспитания школьников: учеб. пособие / В.И. Столяров [и др.]. Малаховка: Изд-во МГАФК. 2020. 476 с.

5. Кокаева И.Ю., Афов А.Х. Организация подготовки подростков к сдаче норм ГТО в процессе внеурочной деятельности // Проблемы совре -менного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 145-147.

6. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2006. 281 с.

7. Формирование физкультурно-спортивной среды вуза как условие регулярного участия студентов и преподавателей VI-XI ступени в выполнении нормативов ВФСК ГТО / В.В. Бобков [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2022. № 9. С. 104-107.

8. Хайруллин И.Т., Галиев Р.Р., Шайхиев Э.Р. Мотивация студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом // Наука и образование: новое время. 2019. № 2 (31). С. 405-410.

References

1. Analiz vypolneniya normativov VFSK GTO ispytuemymi VI-XI stupeni (25 let i starshe) [Analysis of the implementation of the standards of the VFSK GTO by the examinees of the VI-XI stages (25 years and older)] / V.V. Bobkov [et al.] // Fizicheskaya kul'tura: vos-pitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, traini]. 2023. No. 1. P. 55-59.

2. Guba V.P., Konovalov V.V., Presnyakov V.V. Morfobiomekhanicheskaya indi-vidualizaciya kak effektivnyj metod integracii VFSK GTO v sistemu obshchego obrazovaniya [Morphobiomechanical individualization as an effective method of integrating the VFSK RLD into the system of general education] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2016. No. 11. P. 94-97.

3. Zaporozhskaya I.V. Issledovanie motivacii studentov HGUEP k zanyatiyam fizi-cheskoj kul'turoj i sportom [Study of the motivation of KSUEP students for physical culture and sports] / I.V. Zaporozhskaya [et al.] // Evrazijskoe Nauchnoe Ob"edinenie [Eurasian Scientific Association]. 2019. No. 5-7 (51). P. 495-497.

4. Igrovaya racionalizaciya kompleksa GTO v sisteme fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov [Game rationalization of the GTO complex in the system of physical education of schoolchildren]: textbook. allowance / V.I. Stolyarov [et al.] Malakhovka: MGAFK Publishing House. 2020. 476 p.

5. Kokaeva I.Yu., Afov A.H. Organizaciya podgotovki podrostkov k sdache norm GTO v processe vneurochnoj deyatel'nosti [Organization of the preparation of adolescents for the delivery of the GTO norms in the process of extracurricular activities] // Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2021. No. 72-1. P. 145-147.

6. Kryshtanovskij A.O. Analiz sociologicheskih dannyh s pomoshch'yu paketa SPSS [Analysis of sociological data using the SPSS package]. M.: ID GU HSE, 2006. 281 p.

7. Formirovanie fizkul'turno-sportivnoj sredy vuza kak uslovie regulyarnogo uchas-tiya studentov i prepodavatelej VI-XI stupeni v vypolnenii normativov VFSK GTO [Formation of the physical culture and sports environment of the university as a condition for the regular participation of students and teachers of the VI-XI levels in the implementation of the standards of the VFSK GTO] / V.V. Bobkov [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2022. No. 9. P. 104-107.

8. Hajrullin I.T., Galiev R.R., Shajhiev E.R. Motivaciya studentov k samostoya-tel'nym zanyatiyam fizicheskimi uprazhneniyami i sportom [Motivation of students for independent physical exercises and sports] // Nauka i obrazovanie: novoe vremya [Science and education: new time]. 2019. No. 2 (31). P. 405-410.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.