Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподаватели / ВСФК ГТО / тесты / испытания / нормативы / физическая подготовка / фестиваль ГТО / teachers / All-Union Sports Complex of the TRP / tests / tests / standards / physical training / TRP festival

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Бетмирзаев Аслан Адланович, Салаватов Кемран Арсенович, Досужий Дмитрий Игоревич

Представлен анализ результатов анкетирования преподавателей кафедры физического воспитания РЭУ имени Г.В. Плеханова, принявших участие в Фестивале ГТО. Выявлено, что наиболее трудными нормативами для выполнения являются бег на длинную и короткую дистанции, стрельба из электронного оружия, легкими – плавание, упражнения на гибкость и мышцы брюшного пресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Бетмирзаев Аслан Адланович, Салаватов Кемран Арсенович, Досужий Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE QUESTIONNAIRE OF TEACHERS DEPARTMENTS OF PHYSICAL EDUCATION THAT PARTICIPATED IN THE TRP STANDARDS

The analysis of the results of the survey of teachers of the Department of Physical Education of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, who took part in the TRP Festival. It was revealed that the most difficult standards to fulfill are long and short distance running, shooting from electronic weapons, light swimming, flexibility exercises and abdominal muscles.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-4-3-9

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО

В.В. Бобков, К.А. Салаватов, А.А. Бетмирзаев, Д.И. Досужий

Представлен анализ результатов анкетирования преподавателей кафедры физического воспитания РЭУ имени Г.В. Плеханова, принявших участие в Фестивале ГТО. Выявлено, что наиболее трудными нормативами для выполнения являются бег на длинную и короткую дистанции, стрельба из электронного оружия, легкими - плавание, упражнения на гибкость и мышцы брюшного пресса.

Ключевые слова: преподаватели, ВСФК ГТО, тесты, испытания, нормативы, физическая подготовка, фестиваль ГТО.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE QUESTIONNAIRE OF TEACHERS DEPARTMENTS OF PHYSICAL EDUCATION THAT PARTICIPATED IN THE TRP STANDARDS

Bobkov V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, junior researcher, vitaly-x5@yandex.ru, Russia, Moscow, Plek-hanov Russian University of Economics, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (NIU), Federal Research Center for Physical Culture and Sports, Betmirzaev A.A., lecturer, ckuki net@ma-il.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Salavatov K.A., Lecturer, A04091954@yan-

dex.ru, Russia, Moscow, University of Economics, Dosuzhy D.I., Lecturer, dex.ru, Russia, Moscow, University of Economics

Plekhanov Russian

m13092009@yan-Plekhanov Russian

The analysis of the results of the survey of teachers of the Department of Physical Education of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, who took part in the TRP Festival. It was revealed that the most difficult standards to fulfill are long and short distance running, shooting from electronic weapons, light - swimming, flexibility exercises and abdominal muscles.

Key words: teachers, All-Union Sports Complex of the TRP, tests, tests, standards, physical training, TRP festival.

Бобков Виталий Викторович, канд. пед. наук, доц., младший науч. сотрудник, vitaly-x5@yandex.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Федеральный научный центр физической культуры и спорта,

Бетмирзаев Аслан Адланович, преподаватель, ckuki net@mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Салаватов Кемран Арсенович, преподаватель, A04091954@yandex.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Досужий Дмитрий Игоревич, преподаватель, m13092009@yandex.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Актуальность исследования обусловлена положениями программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», в соответствие с которыми следует пристальное внимание уделять развитию и популяризации ВФСК ГТО [3, 7, 8]. Программа физической подготовки населения «Готов к труду и обороне (ГТО)» реализовывалась в СССР с 1931 по 1991 годы. Она сыграла важнейшую роль в становлении великой советской державы, в части реализации стратегии социального развития

страны, так как способствовала развитию и повышению уровня физиче -ской подготовки граждан, сохранению и укреплению их здоровья, увели -чению продолжительности жизни и повышению ее качества. После рас -пада СССР комплекс утратил свою актуальность, но не был окончательно забыт. Неоднократно предпринимались попытки возрождения системы физического воспитания, которая лежала в основе комплекса ГТО. В конечном итоге, Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 24 марта 2014 года был подписан Указ «О Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [3].

Нормативы комплекса ГТО могут сдавать люди разных возрастных групп населения, однако на сегодняшний день ВФСК ГТО наиболее популярен среди детей и подростков (1-У ступень). К сожалению, граждане старше 25 лет не имеют достаточной мотивации для того, чтобы уделять дополнительное время на подготовку и выполнение испытаний ГТО. Также в сдаче нормативов ГТО не заинтересованы люди, которые работают в сфере физической культуры и спорта, в частности преподаватели кафедр физического воспитания, тренеры и преподаватели, учителя физической культуры, которые должны (по роду своей профессии) служить примером для молодого поколения. В настоящее время менее 10 % преподавателей кафедр физического воспитания крупных московских вузов имеют знаки отличия современного комплекса ГТО [1, 2]. Студентам большинства вузов устанавливается повышенная стипендия за наличие золотого знака отличия ГТО, и лишь в отдельных вузах (например, «МИРЭА - Российский технологический университет»), в положении об эффективном контракте преподавателя отражена позиция, связанная с выполнением нормативов ГТО [4].

Целью исследования является изучение отношения преподавате -лей кафедры физического воспитания Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова к ВФСК ГТО и мероприятиям, проводимым под эгидой ГТО, а также результатов их личного участия в программе Фестиваля ГТО.

Задачи исследования:

1) проанализировать результаты опроса участников Фестиваля ГТО;

2) определить статистически достоверные взаимосвязи исследуемых характеристик;

3) оценить эффект от проводимых под эгидой ГТО мероприятий в университетской среде.

Методика и организация исследования. Одним из методов педагогического исследования являлся опрос, в котором приняли участие 60 преподавателей кафедры физической культуры (участники Фестиваля ГТО, проводимом в РЭУ имени Г.В. Плеханова). Возраст респондентов составлял от 26 до 71 года (У1-Х1 ступени ГТО), из них: 3 доктора наук,

12 кандидатов наук, 10 мастеров спорта. После выполнения нормативов ГТО респондентам было предложено заполнить специально разработанную анкету, в которой содержались вопросы о процессе подготовки и про -ведения Фестиваля ГТО, его итогах, эмоциональном восприятии мероприятия. Преподавателям необходимо было выделить самые простые и сложные тестовые задания, а также отметить и подчеркнуть как субъективные, так и объективные трудности в организации и проведении подоб -ных мероприятий для студентов [1, 5, 6].

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса преподавателей, принявших участие в Фестивале ГТО, представлены в таблице и на рис. 1, 2.

Результаты опроса среди ППС кафедры физического воспитания РЭУ им. Г.В. Плеханова, принявших участие в Фестивале ГТО

Вопросы Ответы и их процентное соотношение от общего количества

Сколько раз вы принимали участие в выполнении нормативов ГТО? 1 раз (72 %) 2-3 раза (16 %) 4 раза и более (12 %)

Знаете ли Вы о проведении подобных Фестивалях ГТО в других вузах? Да (11 %) Нет (8 %) Затрудняюсь ответить (81 %)

Какого результата удалось достичь на Фестивале ГТО? Золотой знак (68 %) Серебряный знак (10 %) Бронзовый знак (5 %) Без знака отличия (17 %)

Какая основная причина участия в Фестивале ГТО Проверка своей физической подготовки (65 %) Распоряжение руководства, которое вынужден выполнять (15 %) За компанию (15 %) Для получения возможных льгот (5 %)

Как Вы считаете, нужно ли преподавателям выполнять нормативы комплекса ГТО? Да, мы являемся примером (63 %) Нет, это лишнее (26 %) По желанию (11 %)

Самый сложный в выполнении норматив Бег на длинную дистанцию, силовой тест (72 %) Бег на короткие дистанции, подтягивание, челночный бег (8 %) Стрельба и другие (20 %)

Самый легкий в выполнении норматив ГТО Наклон вперед (32 %) Плавание (46 %) Поднимание туловища из положения лежа (22 %)

Окончание

Вопросы Ответы и их процентное соотношение от общего количества

Благоприятность условий университета для выполнения норм ГТО Обладает всеми условиями (29 %) Не хватает своего легкоатлетического манежа (71 %)

Основные трудности при выполнении тестов Текущий уровень физической подготовки (43 %) Условия проведения тес-тирова- ния (30 %) Плохое судейство (4 %) Трудностей не возникло (23 %)

Эмоции от участия в Фестивале ГТО Очень позитивные (45 %) Скорее позитивные (31 %) Нейтральные (16 %) Скорее отрицательные (8 %)

Выводы после участия в Фестивале Нужно работать над своей физической подготовкой (66 %) Отсутствуют не-обходимые условия для тес-тирова- ния (13 %) Сдача ГТО -пустая трата времени (10 %) Другое (11 %)

Возможные мотивы для выполнения тестов ГТО Инструмент проверки себя и своего текущего уровня физической подготовленности (16 %) Хороший стимул к регулярным и систем. занятиям (14 %) Получение льгот при наличии знака ГТО (60 %) Другое (10 %)

Проведенное анкетирование участников Фестиваля показало, что:

- большая часть опрошенных преподавателей принимала участие в выполнение нормативов ГТО в первый раз, что говорит о несомненной пользе проведения данного Фестиваля;

- большинство респондентов (68 %) выполнили нормативы ГТО на золотой знак отличия, что свидетельствует об их хорошей физической подготовленности (в первую очередь, это связано со спецификой их профессиональной деятельности);

- основной причиной участия в Фестивале ГТО явилось желание проверить свою физическую подготовку, при этом часть опрошенных отметила, что руководство вуза в отдельных случаях настаивало на участии в Фестивале с целью получения отдельных льгот в будущем теми, кто выполнит нормативы на золотой знак отличия.

Рис. 1. Популярность выполнения тестовых испытаний ВФСК ГТО из перечня по выбору, %

Золотой знак

Серебряный знак

Бронзовый знак

Без знака отличия

Рис. 2. Результат выполнения тестов ГТО ППС кафедры физического воспитания РЭУ им. Г.В. Плеханова, %

Большинство участников, несмотря на то, что выполнили все нормы комплекса ГТО на золотой знак отличия, пришли к выводу о необходимости более целенаправленной работы над своей физической формой.

Прикладные испытания ГТО «стрельба из электронного оружия» и «плавание на 25 (50) м» проводились в отдельный день Фестиваля, однако

в стрельбе приняли участие 100 % участников, а в плавании - лишь 20 %. Анализируя результаты выполнения этих тестов, необходимо отметить, что норму в стрельбе на «золото» смогли выполнить 68 % участников, а в плавании - 100 %.

Выводы

Анализ анкет участников опроса, полученных по итогам проведения Фестиваля ГТО среди ППС кафедры физического воспитания в РЭУ имени Г.В. Плеханова, позволяет сформулировать следующие выводы:

- более половины опрошенных преподавателей считают, что выполнение нормативов ГТО для преподавателей кафедры физического воспитания является обязательным, так как они являются примером для своих студентов;

- наиболее трудными в выполнении нормативов ГТО преподаватели отметили бег на длинную/короткую дистанцию, а также стрельбу из электронного оружия, легкими - плавание, тест на гибкость и упражнение в отжимании от пола. При этом тест «плавание 25 (50) м» выбрали наименьшее количество участников, а тест «стрельба» - практически все (100 %) преподаватели кафедры. Отсюда следует, что не всегда самый популярный тест ГТО является наиболее легким для выполнения и наоборот;

- получив реальный практический опыт участника Фестиваля ГТО, можно предположить, что ППС кафедры физического воспитания в дальнейшем сможет его эффективно использовать в своей практической работе со студентами, целенаправленно осуществляя процесс их подготовки и самоподготовки к участию в сдаче нормативов комплекса ГТО.

Список литературы

1. Актуализация личностного смысла участия студентов в подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО / Ю.Б. Алмазова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2019. №9. С. 21-23.

2. Бобков В.В., Стрижак А.П. Оценка готовности обучающихся образовательных учреждений к сдаче нормативов ВФСК ГТО // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3 (157). С. 42-45.

3. Губа В.П., Коновалов В.В., Пресняков В.В. Морфобиомеханиче -ская индивидуализация как эффективный метод интеграции ВФСК ГТО в систему общего образования // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 94-97.

4. Иванов М.А. Беседа как метод исследования // Социологическое исследование. 1989. № 4. С. 106-111.

5. Кокаева И.Ю. Афов А.Х. Организация подготовки подростков к сдаче норм ГТО в процессе внеурочной деятельности // Проблемы совре -менного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 145-147.

6. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2006. 281 с.

7. Митриченко Р.Х. Выполнение студентами нормативов испыта-ний комплекса ГТО // Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе: сб. материалов Всерос. науч.-метод. конф. М.: ИЦ РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, 2019. С. 116-117.

8. Формирование физкультурно-спортивной среды вуза как условие регулярного участия студентов и преподавателей VI-XI ступени в выполнении нормативов ВФСК ГТО / В.В. Бобков [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2022. № 9. С. 104-107.

References

1. Aktualizaciya lichnostnogo smysla uchastiya studentov v podgotovke i sdache normativov VFSK GTO [Actualization of the personal meaning of students' participation in the preparation and passing the standards of the VFSK GTO] / Yu.B. Almazova [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 9. P. 21-23.

2. Bobkov V.V., Strizhak A.P. Ocenka gotovnosti obuchayushchihsya obrazova-tel'nyh uchrezhdenij k sdache normativov VFSK GTO [Assessment of the readiness of students in educational institutions to pass the standards of the VFSK GTO] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 3 (157). P. 42-45.

3. Guba V.P., Konovalov V.V., Presnyakov V.V. Morfobiomekhanicheskaya indivi-dualizaciya kak effektivnyj metod integracii VFSK GTO v sistemu obshchego obrazovaniya [Morphobiomechanical individualization as an effective method of integrating the VFSK RLD into the system of general education] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2016. No. 11. P. 94-97.

4. Ivanov M.A. Beseda kak metod issledovaniya [Conversation as a research method] // Sociologicheskoe issledovanie [Sociological research]. 1989. No. 4. P. 106-111.

5. Kokaeva I.Yu. Afov A.H. Organizaciya podgotovki podrostkov k sdache norm GTO v processe vneurochnoj deyatel'nosti [Organization of the preparation of adolescents for the delivery of the GTO norms in the process of extracurricular activities] // Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2021. No. 72-1. P. 145-147.

6. Kryshtanovskij A.O. Analiz sociologicheskih dannyh s pomoshch'yu paketa SPSS [Analysis of sociological data using the SPSS package]. M.: ID GU HSE, 2006. 281 p.

7. Mitrichenko R.H. Vypolnenie studentami normativov ispytanij kompleksa GTO [Fulfillment by students of the test standards of the GTO complex] // Actual problems of physical education and sports at the university: sat. materials Vseros. scientific method. conf. M.: ITs Russian State University of Oil and Gas (NRU) im. I. M. Gubkina, 2019. P. 116-117.

8. Formirovanie fizkul'turno-sportivnoj sredy vuza kak uslovie regulyarnogo uchas-tiya studentov i prepodavatelej VI-XI stupeni v vypolnenii normativov VFSK GTO [Formation of the physical culture and sports environment of the university as a condition for the regular participation of students and teachers of the VI-XI levels in the implementation of the standards of the VFSK GTO] / V.V. Bobkov [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2022. No. 9. P. 104-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.