Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЕЙ ГТОВ УНИВЕРСИТЕТАХ МОСКВЫ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЕЙ ГТОВ УНИВЕРСИТЕТАХ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВФСК ГТО / ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ГТО / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭЛЕКТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДГОТОВКА И САМОПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / РАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ИСПЫТАНИЙ / ФЕСТИВАЛЬ ГТО / ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙПОДГОТОВЛЕННОСТИ / НОРМАТИВЫ И ИСПЫТАНИЯ / ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ ГТО / «МОСГОРСПОРТ» МОСКОМСПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобков Виталий Викторович

Актуальность настоящего исследования обусловлена высоким уровнем внимания государственной политики в сфере физической культуры и спорта (ФКиС), а именно в части Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Согласно стратегии развития ФКиС на период до 2030 года (программа «Приоритет - 2030»), ВФСК ГТО отводится все более возрастающая роль в повышении уровня двигательной активности и физической подготовленности населения. Цель исследования - определить алгоритм взаимодействия образовательных организаций высшего образования (ООВО) и Центров тестирования ГТО «Мосгорспорт» Москомспорта, эффективность проведения многодневных Фестивалей ГТО в ООВО для студентов и преподавателей, целесообразность построения учебных академических и самостоятельных занятий по физической культуре в соответствии с видами испытаний ВФСК ГТО VI-X ступеней. Гипотеза исследования заключается в том, что организация ООВО собственных фестивалей ГТО, проводимых кафедрами физического воспитания совместно с центрами тестирования ГТО «Мосгорспорт» Москомспорта, позволяет существенно повысить количество студентов, вовлеченных в выполнение нормативов ГТО, и кроме того, что также немаловажно, приводит к увеличению количества значкистов ГТО (студентов, имеющих различные знаки отличия ВФСК ГТО). Рассмотрены официальные статистические данные,актуальные нормативные и правовые документы, а также сведения педагогических исследований, проведенных среди студентов университетов г. Москвы. Определены ключевые позиции возможности проведения Фестивалей ГТО в ООВО. В исследовании проведен анализ международного опыта развития студенческого спорта и изучение существующих моделей. Особенностью исследования является рассмотрение вопроса организации и проведения Фестивалей ГТО в вузах с учетом особенностей организации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобков Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE GTO FESTIVALS IN UNIVERSITIES OF MOSCOW

The relevance of this study is due to the high level of attention of the state policy in the eld of physical cultureand sports (PC&S), namely in the part of the All-Russian physical culture and sports complex “Ready for Labor and Defense”(VFSKGTO). Accordingtothe development strategy of PC&S for the period up to 2030(theprogram “Priority- 2030”),the VFSKGTO is given an increasingly signi cant role in improving the level of physical activity and tness level of the population.The purpose of the study is to determine the scheme of cooperation between educational institutions of higher educationand the Testing Centers of the GTO “Mosgorsport” of Moskomsport, the effectiveness of holding multi-day GTO Festivals atuniversities for students and teachers, the advisability of organizing academic and independent classes in physical culturein accordance with the types of VFSK GTO tests of the VI-X levels. The hypothesis of the study is that the organization bythe university of its own GTO festivals, held by the departments of physical education in conjunction with the GTO TestingCenters “Mosgorsport” of Moskomsport, can signi cantly increase the number of students involved in the implementationof the GTO standards, and in addition, which is also important, leads to an increase in the number of badges GTO (studentswith various insignia of the VFSK GTO). The study examined of cial statistics, current regulatory and legal documents, aswell as information from pedagogical research conducted among students of universities in Moscow. In the course of theanalysis,keypositionsthat determinethepossibilityof holdingGTO Festivals in educationalinstitutions ofhigher educationwere identi ed. The study involved an analysis of international experience in the development of university sports and thestudy of existing models. A feature of the study is the consideration of the issue of organizing and holding GTO Festivals ineducational institutions of higher education, taking into account the peculiarities of organizing the educational process inthe discipline of physical culture.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЕЙ ГТОВ УНИВЕРСИТЕТАХ МОСКВЫ»

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 137-142 Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 2, pp. 137-142

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-137-142, EDN: EFJHAV

Научная статья

УДК 334.024, 311.314, 796.062

Особенности организации фестивалей ГТО в университетах Москвы

В. В. Бобков12

1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36 Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФБУ ФНЦ ВНИИФК), Россия, 105005, г. Москва, Елизаветинский пер., д. 10, стр. 1

Бобков Виталий Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, 1доцент кафедры физического воспитания, 2младший научный сотрудник, vitaly-x5@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2062-4278

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена высоким уровнем внимания государственной политики в сфере физической культуры и спорта (ФКиС), а именно в части Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Согласно стратегии развития ФКиС на период до 2030 года (программа «Приоритет - 2030»), ВФСК ГТО отводится все более возрастающая роль в повышении уровня двигательной активности и физической подготовленности населения. Цель исследования - определить алгоритм взаимодействия образовательных организаций высшего образования (ООВО) и Центров тестирования ГТО «Мосгорспорт» Москомспорта, эффективность проведения многодневных Фестивалей ГТО в ООВО для студентов и преподавателей, целесообразность построения учебных академических и самостоятельных занятий по физической культуре в соответствии с видами испытаний ВФСК ГТО VI-X ступеней. Гипотеза исследования заключается в том, что организация ООВО собственных фестивалей ГТО, проводимых кафедрами физического воспитания совместно с центрами тестирования ГТО «Мосгорспорт» Москомспорта, позволяет существенно повысить количество студентов, вовлеченных в выполнение нормативов ГТО, и кроме того, что также немаловажно, приводит к увеличению количества значкистов ГТО (студентов, имеющих различные знаки отличия ВФСК ГТО). Рассмотрены официальные статистические данные, актуальные нормативные и правовые документы, а также сведения педагогических исследований, проведенных среди студентов университетов г. Москвы. Определены ключевые позиции возможности проведения Фестивалей ГТО в ООВО. В исследовании проведен анализ международного опыта развития студенческого спорта и изучение существующих моделей. Особенностью исследования является рассмотрение вопроса организации и проведения Фестивалей ГТО в вузах с учетом особенностей организации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура».

Ключевые слова: ВФСК ГТО, знаки отличия ГТО, физическое воспитание, элективная физическая культура, подготовка и самоподготовка студентов, рациональный состав испытаний, фестиваль ГТО, тестирование физической подготовленности, нормативы и испытания, центр тестирования ГТО, «Мосгорспорт» Москомспорта

Для цитирования: Бобков В. В. Особенности организации фестивалей ГТО в университетах Москвы // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 137-142. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-137-142, EDN: EFJHAV

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Features of the organization of the GTO festivals in universities of Moscow

V.V.Bobkov12

^lekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow 117997, Russia

2Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports (FBU FNTs VNIIFK), 10 Elizavetinsky per., building 1, Moscow

105005, Russia

Vitaly V. Bobkov, vitaly-x5@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2062-4278

© Бобков В. В., 2022

Abstract. The relevance of this study is due to the high level of attention of the state policy in the field of physical culture and sports (PC&S), namely in the part of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (VFSKGTO). Accordingto the development strategy of PC&S for the period up to 2030 (the program "Priority-2030"), the VFSK GTO is given an increasingly significant role in improving the level of physical activity and fitness level of the population. The purpose of the study is to determine the scheme of cooperation between educational institutions of higher education and the Testing Centers of the GTO "Mosgorsport" of Moskomsport, the effectiveness of holding multi-day GTO Festivals at universities for students and teachers, the advisability of organizing academic and independent classes in physical culture in accordance with the types of VFSK GTO tests of the VI-X levels. The hypothesis of the study is that the organization by the university of its own GTO festivals, held by the departments of physical education in conjunction with the GTO Testing Centers "Mosgorsport" of Moskomsport, can significantly increase the number of students involved in the implementation of the GTO standards, and in addition, which is also important, leads to an increase in the number of badges GTO (students with various insignia of the VFSK GTO). The study examined official statistics, current regulatory and legal documents, as well as information from pedagogical research conducted among students of universities in Moscow. In the course of the analysis, key positions that determine the possibility of holding GTO Festivals in educational institutions of higher education were identified. The study involved an analysis of international experience in the development of university sports and the study of existing models. A feature of the study is the consideration of the issue of organizing and holding GTO Festivals in educational institutions of higher education, taking into account the peculiarities of organizing the educational process in the discipline of physical culture.

Keywords: VFSK GTO, insignia of the GTO, physical education, elective physical culture, training and self-training of students, rational composition of tests, the GTO festival, fitness level testing, standards and tests, the GTO testing center, MOSCORSPORT of Moskomsport

For citation: Bobkov V. V. Features of the organization of the GTO festivals in universities of Moscow. Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 2, pp. 137-142 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2022-1-2-137-142, EDN: EFJHAV

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

Как показывают опрос и анкетирование зачисленных на первый курс студентов, порядка 17-20% уже имеют золотой знак отличия ВФСК ГТО V ступени, что связано, в первую очередь, с тем, что для абитуриентов наличие золотого знака ГТО означает обязательное начисление дополнительных баллов к результатам ЕГЭ, что является важным фактором на пути получения золотого знака отличия [1, 2]. Становясь студентами, многие из них перестают готовиться и участвовать в мероприятиях под эгидой ГТО, так как теряют мотивацию к поддержанию высокого уровня своей физической подготовленности. Причин этому несколько: во-первых, многие из них не видят для себя достаточной мотивации для поддержания высокого уровня спортивной формы, при котором возможно получение золотого знака отличия ГТО, а, во-вторых, даже при наличии желания и условий для осуществления тренировочного процесса многие сталкиваются с тем, что для получения золотого знака ГТО необходимо не только быть в хорошей физической форме, но и уделить выполнению самих тестов ГТО большое количество свободного от учебы и работы времени, так как их выполнение происходит в центрах тестирования ГТО «Мосгорспорт» Москомспорта, которые распо-

ложены по всей Москве и работают по своему расписанию.

На сегодняшний день вопрос популяризации и активного участия студентов в выполнении нормативов ГТО становится одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы ООВО. Руководство вуза, заведующие кафедр физического воспитания ведут учет количества студентов, получивших знаки отличия ГТО, так как количество студентов-значкистов ГТО становится одним из важных показателей эффективной работы университета. Ряд вузов, входящих в программу «5/100» (государственный проект «5-100» направлен на повышение конкурентоспособности российских университетов в мире образовательных услуг, основной целью которого является вхождение 5 российских вузов в топ-100 лучших вузов мирового образовательного рейтинга), вводят специальные стипендии, которые начисляются студентам за получение золотого знака отличия ГТО (при обязательном условии хорошей успеваемости) [3, 4]. Преподаватели, получившие золотые знаки отличия ГТО, могут рассчитывать на премиальные единовременные выплаты. Вместе с тем, важно отметить тот факт, что на пути получения золотого знака отличия встают трудности, связанные с особенностями состава испытаний ГТО, при котором важно не только обладать хорошими физиче-

скими показателями, но и освоить в определенной степени прикладные умения и навыки -такие, как плавание, стрельба, бег на лыжах, что невозможно без внесения корректировок в учебные планы и содержание программ самостоятельных занятий.

Материалы и методы

Исследование проводилось в несколько этапов в течение учебного года.

Для решения задачи, связанной с увеличением числа студентов и преподавателей, имеющих золотые знаки отличия ГТО VI-X ступеней, в 2020/2021 учебном году был добавлен элективный курс (по выбору) в рамках которого велась работа по подготовке студентов и преподавателей к выполнению испытаний ВФСК ГТО.

На вторую половину весеннего семестра был запланировано проведение многодневного Фестиваля ГТО на территории вуза, организованного при участии и поддержке «Мосгор-спорт» Москомспорта.

В общей сложности в исследовании приняли участие 1347 студентов 1-Ш курсов мужского и женского пола (898 юношей и 449 девушек), относящихся к VI ступени, и 16 преподавателей (9 мужчин и 8 женщин) кафедры физического воспитания, относящихся к VI-X ступеням ВФСК ГТО. Занятия по физической культуре строились по принципу «круговой тренировки» по методу непрерывного выполнения упражнений, направленных на развитие тех

двигательных качеств, умений и навыков, которые входят в программу испытаний [1].

По своему содержанию программа занятий состояла из упражнений - тестов ГТО, а также вспомогательных - подводящих упражнений, выполнение которых способствует подготовке к выполнению тестов ГТО VI-X ступеней.

Занятия проходили в трех направлениях, что позволило разделить студентов в соответствии с видами тестирования ГТО на три большие группы: зальные тесты, тесты стадиона, прикладные испытания (табл. 1).

Данный состав испытаний ГТО был выбран, исходя из материально-технических условий вуза, и обеспечивал, в случае успешного их выполнения (4 обязательных и 5 тестов по выбору), получение участниками испытаний золотого знака отличия. Студентам и преподавателям, имеющим спортивный разряд или спортивное звание, необходимо было выполнить на один норматив меньше для получения золотого знака отличия ГТО (4 обязательных и 4 по выбору).

На период подготовки к проведению Фестиваля ГТО студентам было предложено свободное посещение занятий в любом из учебных отделений (зал, стадион, бассейн и тир) при условии, что в каждом из них он должен посетить не менее 8 занятий (итого 24 занятия за семестр). На период дистанционной (гибридной) работы вуза студенты выполняли самостоятельные тренировочные программы, используя мобильные фитнес-приложения [5]. Продолжительность проведения занятий составила 2 семестра (с сентября по май). Начиная

Таблица 1/Table 1

Распределение тестовых испытаний ГТО по группам

Distribution of GTO test trials by groups

Группы испытаний ГТО по видам

Учебные направления

Зал Стадион Прикладные

- подтягивания из виса на высокой/низкой перекладине - сгибание и разгибание рук из упора лежа - наклон вперед стоя на гимнастической скамье - подъем туловища из положения лежа на спине - бег 30 м - 60 м - бег 2 км (женщины) - бег 3 км (мужчины) - скандинавская ходьба 3 км (преподаватели X ступень) - плавание 50 м - стрельба из электронного оружия (10 м)

- прыжок в длину с места толчком двумя ногами - челночный бег 3 по 10 м

Примечание. Жирным шрифтом обозначены обязательные тесты. Note. Required tests are in bold.

с апреля и до конца семестра (конец мая) на занятиях присутствовали представители центров тестирования ГТО «Мосгорспорт» Моском-спорта, которые оказывали содействие кафедре в приеме нормативов ГТО, координировали и направляли работу судей, подтверждали результаты выполнения тестов ГТО в личном кабинете участников испытаний, организовали и провели централизованную выдачу удостоверений и знаков отличия ГТО (рисунок).

Во время проведения Фестиваля ГТО преподаватели кафедры физического воспитания проводили тщательную разминку всех участников спортивного мероприятия с использованием специальных подготовительных упражнений, после чего сотрудники Центра тестирования ГТО выполняли прием контрольных тестов. Результаты выполнения тестов ГТО, которые устраивали студентов и преподавателей, заносились в личный кабинет участников Фестиваля ГТО. Если по какой-то причине результат не устраивал студента и преподаватель мог прогнозировать, что через 45 дней результат возможно улучшить, то данный студент приглашался на пересдачу, после обязательного выполнения программы подготовки по соответствующему разделу испытаний ГТО, состоящей из 8 тренировочных занятий. В выполнении нормативов в том числе принимали участие все желающие преподаватели и сотрудники университета.

По итогам проведения Фестиваля ГТО был проведен подробный анализ количества и каче-

ства выполненных тестов ГТО, процент вовлеченности студентов и преподавателей в выполнение испытаний комплекса ГТО, количество и качество пересдач тестовых испытаний ГТО, а также итоговый результат выполнения, выраженный в количестве присвоенных знаков отличия ВФСК ГТО.

Результаты и их обсуждение

По итогам проведенного Фестиваля ГТО среди студентов и преподавателей были получены протоколы 1363 участников, выполнивших от одного и более тестов. Результаты тестирования, полученные по итогам проведения Фестиваля ГТО среди студентов и преподавателей, представлены в табл. 2.

Анализируя результаты 1363 испытуемых, было отмечено, что самыми трудновыполнимыми тестами ГТО является:

- тест на гибкость у мужчин - «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье»: лишь 12% юношей выполнили его на золотой знак;

- прикладное испытание - «стрельба из электронного оружия» у всех категорий испытуемых, что связано прежде всего с тем, что у большинства испытуемых не успевает сформироваться за короткий срок необходимое умение, кроме того, многие жалуются на плохое зрение и отсутствие очков;

- тест на выносливость - «бег на 2 (3) км» у мужчин и женщин, что связано с низ-

Кафедра физического воспитания +

Москомспорт

Готовит обращение в МОСГОРСПОРТ о проведении Фестиваля ГТО в вузе

I

Готовит документы для проведения выездного вручения удостоверений и знаков отличия ГТО в вузе

Готовит итоговые протоколы и передает их вместе с медицинскими допусками в МОСГОРСПОРТ

Организует и проводит учебно-тренировочный процесс

Проводит Фестиваль совместно сотрудниками МОСГОРСПОРТА

Алгоритм взаимодействия вуза и Москомспорта по организации Фестиваля ГТО Fig. Algorithm of interaction between the university and Moskomsport on the organization of the GTO Festival

Таблица 2/Table 2

Количество участников каждого отдельного испытания и результат выполнения Number of participants in each individual trial and result

Вид испытаний ГТО Количество результатов/ % от количества участников Количество пересдач (спустя 45 дней) Результат выполнения

Золото Серебро Бронза

Зал 1. Челночный бег 3 х 10 м 1124/82 711 227 549 121

2. Прыжок в длину с места 988/72 621 328 236 589

3. Подтягивание на высокой перекладине 422/30 221 122 192 54

4. Сгибание и разгибание рук из упора лежа от пола 921/67 385 370 239 43

4. Подтягивание на низкой перекладине 299/21 98 59 22 45

5. Наклон туловища из положения стоя на скамье 1363/100 722 374 259 352

6. Поднимание и опускание туловища 1363/100 322 257 354 283

Стадион 7. Бег 30 м 622/45 355 122 254 346

8. Бег 60 м 525/38 202 194 124 75

9. Бег 2 км 388/28 121 92 71 112

10. Бег 3 км 422/30 154 115 12 59

11. Скандинавская ходьба 3 км 10/100 (ППС) 0 10 0 0

Прикладные 12. Плавание - 50 м 2O2/14 96 172 46 40

13. Стрельба из электронного оружия (10 м) 722/52 511 202 245 323

ким уровнем общей выносливости, а также с тем, что выполнение данного теста крайне трудоёмко и требует большей моральной мобилизации и физической подготовленности: лишь 18% юношей и 15% девушек уложились в норматив золотого знака [6, 7];

- плавание выполнило наименьшее количество участников (202-14%), что связано с тем, что большая группа студентов и преподавателей не умеет и не любит плавать.

Выводы

Анализируя протоколы 1363 участников Фестиваля ГТО, были получены следующие результаты:

1) порядка 82% всех студентов I - III курсов и 100% преподавателей кафедры физического воспитания приняли участие в Фестивале ГТО, выполнив от одного и более тестов ГТО;

2) улучшили свои результаты со второй попытки через 45 дней 67% всех испытуемых, кто захотел пересдать тесты ГТО;

3) 313 участникам (23%) по итогам выгрузки протоколов были присвоены золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия. При этом наблюдается эффект «перевернутой пирамиды», при котором количество золотых знаков больше, чем серебряных и бронзовых. Связано это прежде всего с тем, что в ГТО заложен принцип, по которому все преференции полагаются за наличие только золотого знака отличия, поэтому часто приходится наблюдать следующую ситуацию: после неудачного выполнения какого-либо испытания (например: на серебро или бронзу) участник вообще теряет мотивацию и бросает выполнение испытаний ГТО;

4) проведение итоговой «эстафеты ГТО» в которой принимали участие лучшие студенты (с лучшим результатом по отдельным видам испытаний ГТО) позволило выявить

лучшие факультеты и студентов, претендующих на получение спортивной стипендии;

5) из 1347 студентов 55 (4%) приняли участие в дальнейшем тестировании своей физической подготовленности в центрах тестирования ГТО «Мосгорспорт» Моском-спорта вне стен университета с целью улучшения своего итогового результата Это выразилось в том, что студенты выполнили дополнительно такие тесты как кросс по пересеченной местности и метание спортивного снаряда;

6) проведение многодневного Фестиваля ГТО позволяет решить очень важную проблему, связанную с пересдачей испытаний, когда из-за одного-двух неудачно выполненных тестов участник оказывается без знака отличия и вообще прекращает участие в выполнении тестов ГТО, теряя мотивацию. При многодневном проведении Фестиваля ГТО студенты могут выбирать для себя наиболее подходящий момент для выполнения тестов, а, следовательно, подойти к тестированию в оптимальной физической форме;

7) проведение университетских фестивалей ГТО позволяет отобрать лучших студентов в сборную команду по ГТО, которая сможет на достойном уровне выступать на набирающих популярность соревнованиях - таких, например, как «Гонка ГТО», Игры ГТО и др.;

8) взаимодействие кафедр физического воспитания и центров тестирования ГТО «Мосгорспорт» Москомспорта позволяет решить проблему вовлечения большого количества студентов в мероприятия ВФСК ГТО и получения ими знаков отличия.

Список литературы

1. Андрющенко Л. Б., Филимонова Ю. Б., Филимонова С. И., Аверясова Ю. О., Сабирова И. А. Реализация всероссийского физкультурного спортивного комплекса ГТО в образовательном пространстве физической культуры и спорта неспециализированных вузов // Культура физическая и здоровье. 2018. № 3 (67). С. 65-67.

2. Болотин А. Э., Щеголев В. А., Бакаев В. В. Педагогическая технология использования средств физической? культуры для адаптации студентов к будущей? профессиональной? деятельности // Теория и практика физической культуры. 2014. № 7. С. 16-20.

3. Шерин В. С., Замятин А. В., Шерина Е. А., Каляски-на Т. Ю. Мобильное приложение как фактор эффективной подготовки человека к выполнению нормативов комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. 2017. № 4. С. 89-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Столяр К. Э., Витька С. Ю., Пихаев Р. Р., Кан-дракава И. В. Организационно-методические подходы к комплексной оценке физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 9-11.

5. Кандракав Г. Б., Андрющенка Л. Б., Степыка Д. Г. Студенческие спортивные проекты как важный фактор развития студенческого спорта // Теория и практика физической культуры. 2017. № 5. С. 58.

6. Венгерава Н. Н., Люйк Л. В., Пискун О. Е. Реализация ФГОС «3+» по физической? культуре в высшей? школе // Теория и практика физической культуры. 2016. № 6. С. 1214.

7. Губа В. П., Канавалав В. В., Преснякав В. В. Морфобио-механическая индивидуализация как эффективный метод интеграции ВФСК ГТО в систему общего образования // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 9497.

References

1. Andryushchenko L. B., Filimonova Yu. B., Filimonova S. I., Averyasova Yu. O., Sabirova I. A. Realization of the All-Russian sport complex of TRP in the educational space of physical culture and sports of non-specialized high schools. Physical Culture and Health, 2018, no. 3 (67), pp. 65-67 (in Russian).

2. Bolotin A.E., Schegolev V. A., Bakaev V. V. Educational technology of use of means of physical culture to adapt for future professional. Theory and Practice of Physical Culture, 2014, no. 7, pp. 16-20 (in Russian).

3. Sherin V. S., Zamyatin A. V., Sherina E. A., Kolyaskina T. Y. Mobile application tool to facilitate training for GTO complex tests. Theory and Practice of Physical Culture, 2017, no. 4, pp. 89-90 (in Russian).

4. Stolyar K. E., Vit'ko S. Y., Pikhaev R. R., Kondrakova I. V. New institutional and practical system for students' integrated physical fitness rating. Theory and Practice of Physical Culture, 2016, no. 9, pp. 9-11 (in Russian).

5. Kondrakov G. B., Andryushchenko L. B., Stepyko D. G. Student sports projects as a key factor in the development of university sports. Theory and Practice of Physical Culture, 2017, no. 5, pp. 58 (in Russian).

6. Vengerova N. N., Lyuik L. V., Piskun O. E. University implementation of "3+" FSES for physical education. Theory and Practice of Physical Culture, 2016, no. 6, pp. 12-14 (in Russian).

7. Guba V. P., Konovalov V. V., Presnyakov V. V. Morpho-biomechanical individualization as efficient method to integrate GTO complex to general education system. Theory and Practice of Physical Culture, 2016, no. 11, pp. 94-97 (in Russian).

Поступила в редакцию 07.06.2022; одобрена после рецензирования 14.06.2022; принята к публикации 14.08.2022 The article was submitted 07.06.2022; approved after reviewing 14.06.2022; accepted for publication 14.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.