Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РЕГУЛЯРНОГО УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ VI -XI СТУПЕНИ В ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ ВФ СК ГТО'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РЕГУЛЯРНОГО УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ VI -XI СТУПЕНИ В ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ ВФ СК ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА И САМОПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ФЕСТИВАЛЬ ГТО / ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобков В.В., Рыжкова Л.Г., Лазарев И.В., Татарова С.Ю.

Цель исследования - оценить эффективность проведения многодневных фестивалей ГТО и построения академических и самостоятельных занятий по физической культуре со студентами, в соответствии с видами испытаний ВФСК ГТО VI ступени. Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие студенты и преподаватели РГГУ в количестве 1363 участника, среди которых были представители мужского и женского пола, относящихся по возрасту к VI-X ступени ВФСК ГТО. Занятия по физической культуре строились по принципу круговой тренировки на основе метода непрерывного выполнения упражнения. Начиная с апреля и до конца семестра (конец мая) в вузе проводился фестиваль ГТО, по результатам которого был проведен подробный анализ количественных и качественных показателей выполнения тестов ГТО. Результаты исследования и выводы. Большинство студентов (82%) и преподавательского состава кафедры физического воспитания (100%) приняли участие в фестивале ГТО в РГГУ, из них 67% участников улучшили свои показатели в выполнении тестов при повторном тестировании, а 23% выполнили нормативы на золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобков В.В., Рыжкова Л.Г., Лазарев И.В., Татарова С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A CONDITION FOR REGULAR PARTICIPATION OF STUDENTS AND TEACHERS OF THE VI-XI STAGES IN THE IMPLEMENTATION OF STANDARDS OF THE VFSK GTO

Objective of the study was to evaluate the effectiveness of holding multi-day TRP festivals and organizing academic and independent physical education classes with students, in accordance with the types of tests of the VFSK GTO of the VI stage. Methods and structure of the study. The scientific work was attended by students and teachers of the Russian State University for the Humanities in the amount of 1363 participants, among whom were representatives of male and female, belonging to the VI-X stages of the VFSK GTO by age. Physical culture lessons were based on the principle of circular training based on the method of continuous exercise. All types of tests were divided into three groups: in the hall, at the stadium, applied. Results and conclusions. Most of the students (82%) and the teaching staff of the Department of Physical Education (100%) took part in the GTO Festival at the Russian State University for the Humanities, of which 67% of the participants improved their performance in tests during repeated testing, and 23% met the standards for gold, silver and bronze marks of Excellence.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РЕГУЛЯРНОГО УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ VI -XI СТУПЕНИ В ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ ВФ СК ГТО»

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РЕГУЛЯРНОГО УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ У1-Х1 СТУПЕНИ В ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 15.04.2022 г.

Информация для связи с автором: vitaly-X5@yandex.ru

Кандидат педагогических наук В.В. Бобков1, 2 Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова3 Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Лазарев4 Кандидат педагогических наук, доцент С.Ю. Татарова5, 6

1Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, Москва 2Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва

3Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

4Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва 5Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва 6МИРЭА - Российский технологический университет, Москва

FORMATION OF THE PHYSiCAL AND SPORTS ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A CONDITION FOR REGULAR PARTICIPATION OF STUDENTS AND TEACHERS OF VI-XI STAGES IN IMPLEMENTATION OF STANDARDS OF THE VFSK GTO

PhD V.V. Bobkov1, 2

Dr. Hab., Associate Professor L.G. Ryzhkova3 PhD, Associate Professor I.V. Lazarev4 PhD, Associate Professor S.Yu. Tatarova5, 6

1 National University of Oil and Gas "Gubkin University", Moscow

2 Federal Scientific Center of Physical Culture and Sport (VNIIFK), Moscow

3 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

4 Russian State University for the Humanities, Moscow

5 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

6 MIREA - Russian Technological University, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - оценить эффективность проведения многодневных фестивалей ГТО и построения академических и самостоятельных занятий по физической культуре со студентами, в соответствии с видами испытаний ВФСК ГТО VI ступени. Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие студенты и преподаватели РГГУ в количестве 1363 участника, среди которых были представители мужского и женского пола, относящихся по возрасту к У1-Х ступени ВФСК ГТО. Занятия по физической культуре строились по принципу круговой тренировки на основе метода непрерывного выполнения упражнения. Начиная с апреля и до конца семестра (конец мая) в вузе проводился фестиваль ГТО, по результатам которого был проведен подробный анализ количественных и качественных показателей выполнения тестов ГТО. Результаты исследования и выводы. Большинство студентов (82%) и преподавательского состава кафедры физического воспитания (100%) приняли участие в фестивале ГТО в РГГУ, из них 67% участников улучшили свои показатели в выполнении тестов при повторном тестировании, а 23% выполнили нормативы на золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия.

Ключевые слова: подготовка и самоподготовка студентов, фестиваль ГТО, тестирование физической подготовленности.

Abstract

Objective of the study was to evaluate the effectiveness of holding multi-day TRP festivals and organizing academic and independent physical education classes with students, in accordance with the types of tests of the VFSK GTO of the VI stage. Methods and structure of the study. The scientific work was attended by students and teachers of the Russian State University for the Humanities in the amount of 1363 participants, among whom were representatives of male and female, belonging to the VI-X stages of the VFSK GTO by age. Physical culture lessons were based on the principle of circular training based on the method of continuous exercise. All types of tests were divided into three groups: in the hall, at the stadium, applied.

Results and conclusions. Most of the students (82%) and the teaching staff of the Department of Physical Education (100%) took part in the GTO Festival at the Russian State University for the Humanities, of which 67% of the participants improved their performance in tests during repeated testing, and 23% met the standards for gold, silver and bronze marks of Excellence.

Keywords: preparation and self-training of students, GTO Festival, physical fitness testing.

104

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

Введение. На сегодняшний день привлечение студентов к активному участию в выполнении нормативов ГТО становится одним из приоритетных направлений спортивно-воспитательной работы вуза [5, 6]. Ряд вузов, входящих в программу 5/100, вводит специальные стипендии, которые выдаются студентам за получение золотого знака отличия ГТО [2]. Важно отметить тот факт, что для получения золотого знака необходимо выполнить девять видов тестовых испытаний, продемонстрировав не только хорошие физические качества, но и уверенное владение прикладными умениями и навыками, такими как плавание, стрельба, бег на лыжах, чего невозможно достичь без внесения корректировок в содержание занятий по физической культуре.

Цель исследования - оценить эффективность проведения многодневных фестивалей ГТО и построения академи-

Рис. 1. Алгоритм взаимодействия вуза и Москомспорта по организации фестиваля ГТО

ческих и самостоятельных занятий по физической культуре со студентами, в соответствии с видами испытаний ВФСК ГТО VI ступени.

Методика и организация исследования. Для решения задачи, связанной с увеличением числа студентов, имеющих знаки отличия ГТО VI ступени, в 2020/2021 учебном году был добавлен элективный курс (по выбору), в рамках которого велась работа по подготовке студентов к выполнению испытаний ГТО. На вторую половину весеннего семестра было запланировано проведение многодневного фестиваля ГТО на территории вуза, организованного при участии «МОСГОР-СПОРТ» Москомспорта.

В исследовании приняли участие 1347 студентов 1-3-го курсов мужского и женского пола, соответствующих VI ступени, и 16 преподавателей кафедры физического воспитания, по возрасту относящихся к VI-X ступеням ВФСК ГТО. Занятия по физической культуре строились по принципу «круговой тренировки» на основе метода непрерывного выполнения упражнения, с направленностью на развитие тех двигательный качеств, умений и навыков, которые необходимы для выполнения тестовых испытаний [1, 6]. Занятия проходили в трех направлениях, что позволило разделить студентов в соответствии с видами тестирования на три большие группы: в зале, на стадионе и прикладные (табл. 1).

Данный состав испытаний был выбран с учетом материально-технических условий вуза и обеспечивал, в случае успешного их выполнения (четыре обязательных и пять тестов по выбору), получение золотого знака отличия. Студентам, имеющим спортивный разряд по любому виду спорта, для получения золотого знака ГТО необходимо выполнить

на один норматив меньше (4+4). На период подготовки Таблица 1. Группы упражнений по направлениям, в соответствии с видами тестирования

Группы испытаний ГТО* по видам

Учебные отделения

В зале На стадионе Прикладные

Подтягивания из виса на высокой/низкой перекладине; Сгибание и разгибание рук из упора лежа; Наклон вперед стоя на гимнастической скамье; Подъем туловища из положения лежа на спине; Прыжок в длину с места толчком двумя ногами; Челночный бег 3x10 м Бег на 30 м; Бег на 60 м; Бег на 2 км (женщины); Бег на 3 км (мужчины); Скандинавская ходьба 3 км (преподаватели X ступень) Плавание 50 м; Стрельба из электронного оружия (10 м)

*Выделенным шрифтом обозначены обязательные тесты

Таблица 2. Количество участников и результат выполнения

Виды испытаний ГТО Количество выполнивших вид испытания ГТО / % Количество пересдач (через 45 дней) Результат выполнения

Золото Серебро Бронза

В зале Челночный бег 3x10 м 1124/82 % 711 227 549 121

Прыжок в длину 988 / 72 % 621 328 236 589

Подтягивание (юноши) 422 / 30 % 221 122 192 54

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 921 / 67 % 385 370 239 43

Подтягивание из виса на низкой перекладине 299 / 21 % 98 59 22 45

Наклон вперед 1363 / 100 % 722 374 259 352

Подъем туловища 1363 / 100 % 322 257 354 283

На стадионе Бег на 30 м 622 / 45 % 355 122 254 346

Бег на 60 м 525 / 38 % 202 194 124 75

Бег на 2 км 388 / 28 % 121 92 71 112

Бег на 3 км 422 / 30 % 154 115 12 59

Скандинавская ходьба 10 / 100% (ППС) 0 10 0 0

Прикладные Плавание 50 м 202 / 14 % 96 172 46 40

Стрельба из электронного оружия 722 / 52 % 511 202 245 323

№9^ 2022 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

Общее количество знаков отличия ГТО

35(11%)

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

117 (37%)

Золото

I Серебро

161 (51%)

Бронза

Рис. 2. Общее количество знаков отличия, выданных по итогам проведенного Фестиваля ГТО

к проведению фестиваля ГТО студентам было предложено свободное посещение занятий в любом из отделений, при условии обязательного посещения в каждом минимум по восемь занятий (всего 24 занятия за семестр). На период дистанционной (гибридной) работы вуза студенты выполняли самостоятельные тренировочные программы, используя мобильные фитнес-приложения [2]. Продолжительность подготовки к фестивалю ГТО составила два семестра (с сентября по май). Центральным мероприятием явилось проведение фестиваля ГТО в РГГУ, приуроченного к 90-летию ВФСК ГТО. Начиная с апреля месяца и до конца семестра (конец мая) на занятиях присутствовали представители Центров тестирования ГТО «МОСГОРСПОРТ» Москомспорта, которые оказывали содействие кафедре в приеме нормативов (рис. 1).

Во время проведения фестиваля ГТО преподаватель перед началом каждого занятия проводил разминку с использованием специальных подготовительных упражнений, после чего сотрудники Центра тестирования ГТО выполняли прием контрольных нормативов. Результаты выполнения тестов, которые удовлетворяли студентов, заносились в личный кабинет участников испытаний. Если по какой-то причине результат не устраивал студента, то ему представлялась возможность пересдать тест, после обязательного выполнения программы подготовки, состоящей из восьми занятий.

По итогам проведения фестиваля ГТО проводился подробный анализ количества и качества выполненных тестов, процента вовлеченности студентов и преподавателей в выполнение испытаний комплекса ГТО, количества и качества пересдач тестовых испытаний, результатов выполнения, выраженный в количестве присвоенных знаков отличия ГТО.

Результаты исследования и их обсуждение. По итогам проведенного фестиваля ГТО среди студентов и преподавателей были составлены протоколы 1363 участников, выполнивших от одного и более тестов (табл. 2, рис. 2).

Анализируя результаты 1363 испытуемых, было отмечено, что самыми трудновыполнимыми тестами ГТО являются:

- тест на гибкость у мужчин - «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» - 12 % юношей выполнили его на золотой знак;

- прикладное испытание - «стрельба из электронного оружия» у всех категорий испытуемых;

- тест на выносливость - «бег на 2 (3) км» у мужчин и женщин - 18 % юношей и 15 % девушек уложились в норматив золотого знака [3, 4];

- плавание - выполнило наименьшее количество участников (202 - 14 %).

Выводы. Большинство студентов (82 %) и преподавательского состава кафедры физического воспитания (100 %) приняли участие в фестивале ГТО в РГГУ, из них 67 % участников

улучшили свои показатели в выполнении тестов при повторном тестировании, а 23 % выполнили нормативы на золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия.

Проведение многодневного фестиваля ГТО позволяет решить очень важную проблему, связанную с возможностью пересдачи испытаний, когда из-за одного-двух неудачно выполненных тестов участник оказывается без знака отличия. При многодневном проведении Фестиваля ГТО студенты имеют возможность самостоятельно выбирать для себя наиболее подходящий момент для участия в испытаниях и, таким образом, приступать к тестированию в оптимальном физическом состоянии.

Тесное взаимодействие кафедр физического воспитания вузов и Центров тестирования ГТО «МОСГОРСПОРТ» Москомспорта позволяет решить проблему привлечения большего количества студентов к мероприятиям ВФСК ГТО с присвоением знаков отличия.

Литература

1. Алмазова, Ю.Б. Актуализация личностного смысла участия студентов в подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО / Ю.Б. Алмазова, Е.А. Лубышев, К.Э. Столяр и др. // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 9. - С. 21-23.

2. Берговина, М.Л. Использование мобильных приложений при подготовке студентов к выполнению нормативов ГТО в условиях дистанционного обучения / Л.Г. Рыжкова, М.Л. Берговина, В.В. Бобков // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 49-51.

3. Бобков, В.В. Использование метода «круговой тренировки» при подготовке обучающихся к выполнению нормативов Комплекса ГТО / В.В. Бобков, Л.Г. Рыжкова, М.А. Кузьмин и др. // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 39-42.

4. Губа, В.П. Морфобиомеханическая индивидуализация как эффективный метод интеграции ВФСК ГТО в систему общего образования / В.П. Губа, В.В. Коновалов, В.В. Пресняков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 11. - С. 94-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Рыжкова, Л.Г. Оценка резервных возможностей старших школьников и студентов для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 62-65.

6. Рыжкова, Л.Г. Факторы, препятствующие подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО студентами вузов / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков, М.А. Кузьмин и др. // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 39-42.

References

1. Almazova Yu.B., Lubyshev E.A., Stolyar K.E. et al. Aktualizatsiya li-chnostnogo smysla uchastiya studentov v podgotovke i sdache nor-mativov VFSK GTO [Actualization of the personal meaning of students' participation in the preparation and passing of standards of the VFSK GTO]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 9. pp. 21-23.

2. Ryzhkova L.G., Bergovina M.L., Bobkov V.V. Ispolzovaniye mobil-nykh prilozheniy pri podgotovke studentov k vypolneniyu normativov GTO v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [The use of mobile applications in preparing students to fulfill the GTO standards in distance learning]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 8. pp. 49-51.

3. Bobkov V.V., Ryzhkova L.G., Kuzmin M.A. et al. Ispolzovaniye metoda «krugovoy trenirovki» pri podgotovke obuchayushchikhsya k vypolneniyu normativov Kompleksa GTO [Using the method of "circular training" in preparing students for the implementation of the standards of the GTO Complex]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 6. pp. 39-42.

4. Guba V.P., Konovalov V.V., Presnyakov V.V. Morfobiomekhaniches-kaya individualizatsiya kak effektivnyy metod integratsii VFSK GTO v sistemu obshchego obrazovaniya [Morphobiomechanical individualization as an effective method of integrating the VFSK GTO into the system of general education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2016. No. 11. pp. 94-97.

5. Ryzhkova L.G., Bobkov V.V. Otsenka rezervnykh vozmozhnostey star-shikh shkolnikov i studentov dlya podgotovki k sdache normativov VFSK GTO [Evaluation of the reserve capabilities of senior schoolchildren and students for preparation for passing the standards of the VFSK GTO]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 5. pp. 62-65.

6. Ryzhkova L.G., Bobkov V.V., Kuzmin M.A. et al. Faktory, prepyatstvuy-ushchiye podgotovke i vypolneniyu normativov VFSK GTO studentami vuzov [Factors hindering the preparation and implementation of the standards of the VFSK GTO by university students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 5. pp. 39-42.

106

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.