Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО'

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / физическая подготовка / комплекс «Готов к труду и обороне» / индивидуализация / антропометрические особенности / физиологические особенности / physical education / physical training / "Ready for labor and defense" complex / individualization / anthropometric characteristics / physiological characteristics

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степыко Дмитрий Геннадьевич, Грачева Дарья Владимировна, Лурье Герман Владиславович, Александров Денис Сергеевич

Разработаны рекомендации по индивидуализации физической подготовки студентов к выполнению требований комплекса ВФСК «ГТО». Определены наиболее информативные антропометрические и физиологические показатели, учет которых необходим для индивидуализации физической подготовки студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степыко Дмитрий Геннадьевич, Грачева Дарья Владимировна, Лурье Герман Владиславович, Александров Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION OF STUDENT'S PREPARATION TO MEET THE REQUIREMENTS OF THE "READY FOR WORK AND DEFENSE" COMPLEX

Recommendations for individualization of physical training of students to meet the requirements of the complex VFSK "RLD" have been developed. The most informative anthropometric and physiological indicators have been determined, the account of which is necessary for the individualization of the physical training of student youth.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.011:796.092.29 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-8-57-63

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО

Д.Г. Степыко, Д.В. Грачева, Г.В. Лурье, Д.С. Александров

Разработаны рекомендации по индивидуализации физической подготовки сту-

дентов к выполнению требований комплекса ВФСК «ГТО». Определены наиболее

информативные антропометрические и физиологические показатели, учет которых

необходим для индивидуализации физической подготовки студенческой молодежи.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовка, комплекс

«Готов к труду и обороне», индивидуализация, антропометрические особенности, фи-

зиологические особенности.

INDIVIDUALIZATION OF STUDENT'S Степыко Дмитрий Геннадьевич, канд. пед.

PREPARATION TO MEET THE наук, доц., stepyko.dg@rea.ru, Россия, Москва, Российский

REQUIREMENTS OF THE "READY FOR экономический университет им. Г.В. Плеханова,

WORK AND DEFENSE" COMPLEX Грачева Дарья Владимировна, преподаватель,

kuscheva.dv@rea.ru, Россия, Москва, Российский эконо-

Stepyko D.G., candidate of pedagogical sci- мический университет им. Г.В. Плеханова,

ences, associate professor, stepyko.dg@rea.ru, Лурье Герман Владиславович, аналитик,

Russia, Moscow, Plekhanov Russian Univer- germassage19931993@mail.ru, Россия, Москва, Центр

sity of Economics, спортивной подготовки сборных команд России,

Gracheva D.V., lecturer, kuscheva.dv@ Александров Денис Сергеевич, преподава-

rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian тель, Aleksandrov.DS@rea.ru, Россия, Москва, Российский

University of Economics, экономический университет им. Г.В. Плеханова

Lurie H.V., analyst, germassage19931993@

mail.ru, Russia, Moscow, Center for Sports

Training of National Teams of Russia, Мониторинг состояния физиче-

Alexandrov D.S., lecturer, Aleksandrov.DS@ ской и функциональной подготовленно-

rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian сти является одним из важнейших аспек-

University of Economics

тов в системе физического воспитания

Recommendations for individualization of учащихся образовательных организаций

physical training of students to meet the re- высшего образования [1, 2]. Для создания

quirements of the complex VFSK "RLD" have

been developed. The most informative anthro- нормативной и программной основы фи-

pometric and physiological indicators have зического воспитания в Российской Фе-

been determined, the account of which is ne-

cessary for the individualization of the physi- дерации с 2014 года возрожден Всерос-

cal training of student youth. сийский физкультурно-спортивный ком-

плекс ГТО (ВФСК ГТО) [3], который по-

Key words: physical education, physical

training, "Ready for labor and defense" com- зволяет осуществлять мониторинг за

plex, individualization, anthropometric cha- уровнем физической подготовленности

racteristics, physiological characteristics. населения всех возрастных групп.

В рамках комплекса ВФСК ГТО студентам предоставляется воз-

можность получить объективную информацию об уровне развития всех

физических качеств (быстрота, сила, координация, выносливость и гиб-

кость), а также оценить уровень владения прикладными навыками (плава-

ние, передвижение на лыжах, метание гранаты, туристский поход,

57

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

стрельба из пневматического оружия, самозащита без оружия). При этом в

программе ВФСК ГТО не предусмотрен учет антропометрических и фи-

зиологических особенностей организма студентов. В связи с этим прове-

дено анкетирование преподавателей, участвующих в физическом воспита-

нии студентов. Анкетой были предусмотрены вопросы для установления

показателей, которые в дальнейшем позволят эффективно индивидуализи-

ровать тренировочные нагрузки.

Цель исследования – разработка рекомендаций для индивидуализа-

ции физической подготовки студентов к выполнению требований ком-

плекса ВФСК ГТО.

Методика и организация исследования. В рамках исследования

проводился анализ научно-методической литературы и нормативно-право-

вых актов по ВФСК ГТО. Проведен опрос 47 преподавателей Российского

государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и

туризма и Российского экономического университета имени Г.В. Плеха-

нова для выявления наиболее информативных антропометрических и фи-

зиологических показателей, необходимых для подготовки студенческой

молодежи к выполнению требований комплекса ВФСК ГТО. Для установ-

ления степени влияния показателей использовался метод экспертных оце-

нок.

Результаты исследования и выводы. В табл. 1 представлен рейтинг

наиболее значимых антропометрических показателей, рекомендуемых для

индивидуализации тренировочных нагрузок студенческой молодежи.

Таблица 1

Ранжирование антропометрических показателей

Показатель Балл

п/п

1 Тип телосложения 4,78

2 Длина тела 4,67

3 Индекс массы тела 4,61

4 Масса тела 4,10

5 Компонентный состав тела 3,82

6 Обхватные показатели 3,18

7 Длиннотные показатели (сегменты тела) 2,74

8 Поперечные диаметры 2,23

По мнению специалистов наиболее значимым показателем для

индивидуализации тренировочных нагрузок у студентов является тип

телосложения (4,78 балла), далее следует длина тела (4,67 балла) и индекс

массы тела (4,61 балла). Показателю «Масса тела» присвоен средний балл

– 4,1, что достоверно ниже, чем для показателя индекса массы тела,

58

3

Физическая культура [Physical culture]

поскольку индекс массы тела характеризует массу тела относительно

роста. Компонентный состав тела занимает пятую позицию в рейтинге со

средним значением 3,82 балла (см. табл. 1). Коэффициент конкордации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составил 0,758 балла, что указывает на высокий уровень согласованности

мнений специалистов. Таким образом, для индивидуализации физической

подготовки студентов рекомендуется учет следующих антропометриче-

ских показателей:

1) тип телосложения;

2) длина тела;

3) индекс массы тела [4].

В последние годы наблюдается увеличение количества студентов с

избыточной массой тела, в связи с этим возрастает актуальность оценки

антропометрических и физиологических показателей.

В табл. 2 представлен рейтинг физиологических показателей.

Таблица 2

Ранжирование физиологических показателей

Показатель Балл

п/п

1 Уровень физической работоспособности 4,85

2 Скорость восстановления сердечно-сосудистой системы

4,79

после физической нагрузки

3 Частота сердечных сокращений в покое 4,37

4 Жизненная емкость легких 4,23

5 Тип вегетативной регуляции 4,05

6 Показатели вариабельности сердечного ритма 3,88

7 Показатели артериального давления 3,45

Среди наиболее значимых физиологических показателей, которые

целесообразно учитывать для индивидуализации подготовки студентов к

выполнению требований комплекса ВФСК ГТО, наибольшую роль оказы-

вают: уровень физической работоспособности (4,85 балла), скорость вос-

становления сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки

(4,79 балла), частота сердечных сокращений в покое (4,37 балла), жизнен-

ная емкость легких (4,23 балла). Как видно из табл. 2, специалистов в пер-

вую очередь интересует уровень тренированности кардио-респираторной

системы [5]. Далее следует тип вегетативной регуляции (4,05 балла) и по-

казатели вариабельности сердечного ритма (3,88 балла).

Рекомендации по индивидуализации развития физических качеств

студенческой молодежи.

Для индивидуализации развития силовых способностей разрабо-

таны следующие рекомендации: мужчинам и женщинам с избыточной

массой тела рекомендуется выполнение упражнений с умеренной интен-

59

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

сивностью нагрузки за счет снижения количества повторений, с недоста-

точной массой тела – с увеличением степени интенсивности нагрузки за

счет увеличения количества повторений [6].

Наиболее сложным качеством для индивидуализации является

выносливость. В процессе воспитания выносливости у мужчин и женщин,

по мнению специалистов, в первую очередь рекомендуется учитывать уро-

вень выносливости, индекс массы тела, реакцию сердечно-сосудистой сис-

темы на физическую нагрузку, а также тип вегетативной регуляции.

Наиболее благоприятными физиологическими предпосылками для

воспитания выносливости обладают студенты с недостаточной и нормаль-

ной массой тела. У студентов с избыточной массой тела при выполнении

физических нагрузок реакция сердечно-сосудистой системы имеет выра-

женный характер, в связи с чем им рекомендуется оптимизировать массу

тела [7].

В процессе физической подготовки студенток к выполнению требо-

ваний комплекса ВФСК ГТО рекомендуется учитывать особенности про-

текания овариально-менструального цикла (женщинам с пониженным

состоянием работоспособности в менструальную фазу выполнять норма-

тивы комплекса ГТО, а также применять повышенные тренировочные на-

грузки не рекомендуется) [8].

Методика развития гибкости в большей степени зависит от индиви-

дуальной подвижности суставов. Гибкость является самым быстро утрачи-

ваемым физическим качеством, в связи с этим представляется целесооб-

разным регулярные занятия для ее поддержки. Самым простым способом

является ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики,

которая включает наклоны, повороты и маховые движения.

Быстрота является генетически детерминированным физическим

качеством и весьма трудно поддается совершенствованию. Данное каче-

ство следует развивать упражнениями скоростного и скоростно-силового

характера, ограниченными по времени и дистанции.

Следует отметить, что в изолированном виде развитие физических

качеств не приносит такого эффекта, который возникает при синергетиче-

ском воспитании сочетанных физических качеств.

Тренировочное воздействие развития одного физического качества

обязательно сказывается на остальных. Вполне естественно, что при раз-

витии силы возрастает и быстрота движений, а при выполнении скорост-

ной нагрузки – не только быстрота, но и сила, и выносливость.

Однако такое влияние имеет и прямое и обратное действие, имею-

щее в теории и методике физической культуры название «положительный

и отрицательный перенос».

При развитии различных физических качеств также необходимо

обращать внимание и на используемые методики и средства в работе со

60

5

Физическая культура [Physical culture]

студентами. Рекомендуется применять разнообразные методы развития

физических качеств, что будет способствовать поддержанию мотивации и

интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом.

С точки зрения физиологии комбинация различных режимов

мышечной деятельности и десинхронизм их применения оправданы,

поскольку создают условия для относительно меньшей адаптации орга-

низма к раздражителю. Применяемые раздражители в большинстве слу-

чаев достаточно сильны, и потому ответная реакция организма на них бо-

лее выражена, чем при работе мышц только в одном режиме.

Таким образом, в системе физического воспитания мужчинам и

женщинам рекомендуется учитывать индивидуальные антропометриче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ские и физиологические особенности для индивидуализации тренировоч-

ных нагрузок.

Для индивидуализации физической подготовки студенческой моло-

дежи рекомендуется учет следующих наиболее информативных показате-

лей: антропометрические (тип телосложения, длина и масса тела, индекс

массы тела) и физиологические (уровень физической работоспособности,

скорость восстановления сердечно-сосудистой системы после физической

нагрузки, частота сердечных сокращений в покое, жизненная емкость лег-

ких, тип вегетативной регуляции и показатели вариабельности сердечного

ритма).

Список литературы

1. Давыдов В.Ю., Шамардин А.И. Методика проведения общерос-

сийского мониторинга физического развития и физической подготовлен-

ности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: учеб.-метод.

пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. 92 с.

2. Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе

мониторинга состояния физического здоровья населения, физического раз-

вития детей, подростков и молодежи» (№ 916 от 29.12.2001 г.) [Элек-

тронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12125274/ (дата обращения

15.01.2021).

3. Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172

«О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и

обороне» (ГТО) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gto-normy.ru/ukaz-

prezidenta-rf-putina-o-gto/ (дата обращения 15.01.2021).

4. Анализ результатов выполнения нормативов испытаний (тестов)

Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и

обороне» среди детей и молодежи в 2019 году / Я.В. Гурин [и др.] // Науч-

ный аспект. 2020. Т. 7. № 4. С. 965–973.

5. Social aspects of physical education of students with deviations in

health status / G. Glazkova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport.

2020. № 20 (5). P. 2545–2553.

61

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

6. Актуализация личностного смысла участия студентов в подго-

товке и сдаче нормативов ВФСК ГТО / Ю.Б. Алмазова [и др.] // Теория и

практика физической культуры. 2019. № 9. С. 21–23.

7. Шутова Т.Н. Новая информационная образовательная среда по

физической культуре и спорту в вузе // Известия Тульского государствен-

ного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 10. С. 91–98.

8. Филимонова С.И., Алмазова Ю.Б., Слепцова М.В. Образователь-

ная среда подготовки студентов к сдаче нормативов ВФСК ГТО // Акту-

альные проблемы, современные тенденции развития физической культуры

и спорта с учетом реализации национальных проектов: сб. материалов

Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под науч. ред. Л.Б. Анд-

рющенко, С.И. Филимоновой. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020.

С. 300–307.

References

1. Davydov V.Yu., Shamardin A.I. Metodika provedeniya obshcherossijskogo mo-

nitoringa fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj podgotovlennosti uchashchihsya obshcheobra-

zovatel'nyh shkol, ssuzov, vuzov [Methodology for conducting all-Russian monitoring of

physical development and physical fitness of students of secondary schools, colleges, univer-

sities]: study guide. allowance. Volgograd: VolGU Publishing House, 2004. 92 p.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF «Ob obshcherossijskoj sisteme monitoringa sos-

toyaniya fizicheskogo zdorov'ya naseleniya, fizicheskogo razvitiya detej, podrostkov i molo-

dezhi» (№ 916 ot 29.12.2001 g.) [. Decree of the Government of the Russian Federation "On

the all-Russian system for monitoring the state of physical health of the population, physical

development of children, adolescents and youth" (No. 916 of December 29, 2001)] [Elec-

tronic resource] // URL: http://base.garant.ru/12125274/ (date of access: 01/15/2021).

3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24.03.2014 № 172 «O Vserossijskom fiz-

kul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO) [Decree of the President

of the Russian Federation of March 24, 2014 No. 172 "On the All-Russian Physical Culture

and Sports Complex" Ready for Labor and Defense "(TRP)] [Electronic resource]. URL:

http://www.gto-normy.ru/ukaz-prezidenta-rf-putina-o-gto/ (date of access: 01/15/2021).

4. Analiz rezul'tatov vypolneniya normativov ispytanij (testov) Vserossijskogo fiz-

kul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» sredi detej i molodezhi v 2019

godu [Analysis of the results of fulfillment of test standards (tests) of the All-Russian physical

culture and sports complex "Ready for work and defense" among children and youth in 2019]

/ Ya.V. Gurin [et al.] // Nauchnyj aspect [Scientific aspect]. 2020. V. 7. No. 4. P. 965–973.

5. Social aspects of physical education of students with deviations in health status /

G. Glazkova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. 2020. № 20 (5). P. 2545–

2553.

6. Aktualizaciya lichnostnogo smysla uchastiya studentov v podgotovke i sdache

normativov VFSK GTO [Actualization of the personal meaning of students' participation in

the preparation and delivery of the standards of the VFSK TRP] / Yu.B. Almazova [et al.] //

Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 9.

P. 21–23.

62

7

Физическая культура [Physical culture]

7. Shutova T.N. Novaya informacionnaya obrazovatel'naya sreda po fizicheskoj

kul'ture i sportu v vuze [New educational informational environment for physical culture and

sports in the university] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya

kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport]. 2020. Is-

sue 10. P. 91–98.

8. Filimonova S.I., Almazova Yu.B., Slepcova M.V. Obrazovatel'naya sreda podgo-

tovki studentov k sdache normativov VFSK GTO [Educational environment for preparing

students for passing the standards of the VFSK GTO] // Actual problems, modern trends in

the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of na-

tional projects: collection of articles. materials Vseros. scientific-practical conf. with int. par-

ticipation / under scientific. ed. L.B. Andryushchenko, S.I. Filimonova. M.: Publishing house

of the REU im. G.V. Plekhanov, 2020. P. 300–307.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.