Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАДЕТОВ 10–11-Х КЛАССОВ'

АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАДЕТОВ 10–11-Х КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
174
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадеты / уровень физической подготовленности / 5 ступень ВФСК ГТО / cadets / level of physical fitness / 5th stage of VFSK GTO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башта Людмила Юрьевна, Якубович Дмитрий Александрович, Филатова Нина Петровна

Представлены результаты сравнительного анализа уровня физической подготовленности кадетов с нормативами по физической подготовке для обучающихся 9–11-х классов 5 ступени ВФСК ГТО и минимальных показателей по физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Башта Людмила Юрьевна, Якубович Дмитрий Александрович, Филатова Нина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF PHYSICAL READINESS CADET 10-11 CLASSES

The results of a comparative analysis of the level of physical fitness of cadets with the standards for physical training for students of grades 9-11 5th stage of VFSK GTO and the minimum indicators for physical training are presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАДЕТОВ 10–11-Х КЛАССОВ»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.011 10.24412/2305-8404-2021-6-11-18

АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

КАДЕТОВ 10–11-Х КЛАССОВ

Л.Ю. Башта, Д.А. Якубович, Н.П. Филатова

Представлены результаты сравнительного анализа уровня физической под-

готовленности кадетов с нормативами по физической подготовке для обучающихся

9–11-х классов 5 ступени ВФСК ГТО и минимальных показателей по физической под-

готовке.

Ключевые слова: кадеты, уровень физической подготовленности, 5 ступень

ВФСК ГТО.

ANALYSIS OF THE LEVEL Башта Людмила Юрьевна, канд. пед. наук,

OF PHYSICAL READINESS доц., [email protected], Россия, Омск, Сибирский

CADET 10-11 CLASSES государственный университет физической культуры и

спорта,

Bashta L.Y., candidate of pedagogical sci- Якубович Дмитрий Александрович, старший

ences, associate professor, liudmila.bashta@ преподаватель, [email protected], Россия, Омск, Фи-

yandex.ru, Russia, Omsk, Siberian State Uni- лиал Военной академии материально-технического обес-

versity of Physical Culture and Sports, печения имени генерала армии А.В. Хрулева,

Yakubovich D.А., senior lecturer, buba Филатова Нина Петровна, канд. пед. наук,

[email protected], Russia, Omsk, Branch доц., [email protected], Россия, Омск, Сибирский государ-

“Khrulev Military Academy of Logistics”, ственный университет физической культуры и спорта

Filatova N.P., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, [email protected],

Russia, Omsk, Siberian State University of Проблемы формирования лично-

Physical Culture and Sports сти будущего военного специалиста, по-

вышения уровня его профессиональной,

The results of a comparative analysis of the

level of physical fitness of cadets with the в том числе и физической подготовлен-

standards for physical training for students of ности, базируется на концептуальных

grades 9-11 5th stage of VFSK GTO and the представлениях о современной системе

minimum indicators for physical training are

presented. образования в довузовских общеобразо-

вательных учреждениях Министерства

Key words: cadets, level of physical fitness,

5th stage of VFSK GTO. обороны Российской Федерации и опре-

деляет существование учреждений дан-

ного типа. Деятельность подобных образовательных учреждений направ-

лена на достижение одной из главных социально и личностно значимых

целей – профессиональное становление личности, ориентированной на во-

енную специальность и отличающейся общей и профессиональной культу-

рой.

Физическая подготовка кадетов осуществляется на основании При-

каза Министра обороны РФ от 30.10.2004 № 352 «Об утверждении Настав-

ления по физической подготовке и спорту для суворовских военных,

нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских,

морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обо-

роны Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от

11

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

17.05.2012 № 413 (ред. от 24.09.2020) «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образова-

ния», включает физическую подготовку, спорт и мероприятия оздорови-

тельно-рекреационной направленности.

Физическая культура обучающихся в кадетских корпусах МО РФ

является неотъемлемой частью образования и воспитания кадетов. Она

включает: физическую подготовку, спорт и спортивно-массовые меро-

приятия оздоровительно-рекреационной направленности.

Целью физической подготовки в кадетских корпусах является под-

готовка физически крепких юношей, способных справляться с высокими

психическими и физическими нагрузками. Кроме того, кадеты должны

обладать высокой военно-специальной подготовленностью, быть смелыми,

решительными, целеустремленными и уверенными в своих силах.

Достижение поставленной цели происходит за счет овладения и

расширения двигательного опыта кадет военно-прикладными навыками,

развития и совершенствования физических способностей с учетом возрас-

тных особенностей – выносливости, гибкости, силы, быстроты и ловкости.

На занятиях по физической культуре решаются задачи укрепления здоро-

вья, закаливание организма, а также формирование правильной осанки и

потребности в регулярном выполнении физических упражнений.

В программах по физической культуре для кадетских корпусов

суворовских военных (СВУ) и нахимовских военно-морских (НВМУ) учи-

лищ предъявляются высокие требования к развитию физических способ-

ностей обучающихся с учетом специфики предстоящего обучения в обра-

зовательных организациях высшего образования МО РФ [5, 6]. Программа

по физической культуре состоит из следующих разделов: «Гимнастика и

атлетическая подготовка», «Единоборства и рукопашный бой», «Лыжная

подготовка», «Легкая атлетика», «Преодоление полосы препятствий»,

«Плавание», «Спортивные игры». В каждом разделе программы представ-

лены задачи по развитию физических способностей и прикладных двига-

тельных навыков кадетов, а также отдельные методические выкладки по

совершенствованию физической подготовленности, такие как перечень

средств и методов и частично дозировка нагрузок.

На сегодняшний день недостаточно данных о состоянии физиче-

ской подготовленности обучающихся в кадетских корпусах [1–4, 7, 8].

Проблема исследования – научное обоснование содержания и мето-

дики совершенствования физической подготовки кадетов 10–11-х классов.

Объект исследования – процесс физической подготовки кадетов

10–11-х классов.

Предмет исследования – содержание и методика совершенствова-

ния физической подготовленности кадетов 10–11-х классов.

Задачей констатирующего исследования являлось проведение

сравнительного анализа уровня физической подготовленности кадетов

12

3

Физическая культура [Physical culture]

10–11-х классов с нормативами по физической подготовке для обучаю-

щихся 9–11-х классов, 5-й ступени ВФСК ГТО и минимальных показате-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лей по физической подготовке.

Организация исследования: тестирование физической подготовлен-

ности кадетов 10–11-х классов было проведено в 2019–2020 уч. г. на базе

Омского кадетского военного корпуса Министерства обороны Российской

Федерации. В нем приняли участие 117 обучающихся: из них 60 кадетов

(10-й класс) и 57 кадетов (11-й класс).

Для решения задачи исследования использовались как общеприня-

тые тесты, оценивающие развитие физических качеств испытуемых, так и

специальные контрольные упражнения для кадетов общеобразовательных

учреждений МО РФ (приказ Министра обороны РФ от 30.10.2004 № 352

«Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для

суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных

училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов

Министерства обороны Российской Федерации», приказ Минобрнауки

России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 24.09.2020) «Об утверждении феде-

рального государственного образовательного стандарта среднего общего

образования»).

В результате исследования были выявлены показатели физических

способностей, таких как скоростные, силовые, скоростно-силовые, разные

виды выносливости. Сравнение полученных результатов испытуемых по-

зволяет заключить, что средние значения всех изучаемых показателей

кадетов 10–11-х классов не имеют статистически достоверных различий.

Вместе с тем был проведен анализ и сравнение уровня развития

физических способностей кадетов старших классов. Для определения

уровневых характеристик использовались нормативы по физической под-

готовке для обучающихся 9–11-х классов. Результаты сравнительного ана-

лиза показали, что доля кадетов, выполнивших скоростные, силовые, ско-

ростно-силовые и военно-прикладные упражнения на оценку «отлично»,

больше в 11-м классе (таблица).

Показатели скоростных способностей испытуемых по среднему

значению в обеих группах в беге на 100 м превышали нормативы золотого

знака 5-й ступени ВСФК ГТО. При этом 15 % десятиклассников выпол-

нили тест на оценку «2». Среди одиннадцатиклассников «двоечников» не

было.

Сравнили нормативы показателей скоростно-силовых способностей

(прыжок в длину с места) учреждения по этому тесту с нормативами

5-й ступени ВСФК ГТО: в 10-м классе – нормативы учреждения ниже, а в

11-м классе – совпадают с уровнем золотого знака. Выявлено, что у

18 кадетов 10-го класса (30 %) и у 37 кадетов 11-го класса (64 %) резуль-

таты соответствуют золотому знаку. Показателей скоростно-силовых спо-

собностей ниже уровня бронзового знака ВСФК ГТО в данной выборке

выявлено не было.

13

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

Уровень физической подготовленности кадетов 10–11-х классов

по шкале нормативов Наставления по физической подготовке

и спорту для СВУ и НВМУ, %

№ 10-й класс 11-й класс

Контрольные упражнения

п/п 3 4 5 3 4 5

1 Бег на 1 км 28 44 48 19 54 27

2 Бег на 3 км 31 39 30 45 41 14

3 Бег на лыжах (5 км) 16 38 46 64 8 28

4 Прыжок в длину с места 6 24 70 5 13 82

5 Метание гранаты (500 г) 18 32 50 12 55 33

6 Рывок гири (16 кг) – 35 65 – 28 72

7 Сгибание–разгибание рук в упоре на брусьях 6 23 71 2 – 98

8 Поднимание ног к перекладине 7 52 51 6 41 53

9 Подтягивание из виса на высокой перекладине 6 9 85 3 3 94

10 Подъем силой 6 22 76 6 12 82

11 Подъем переворотом 10 35 55 5 10 85

12 Плавание на 100 м вольным стилем 5 35 60 3 12 85

13 Бег на 100 м 19 26 55 7 29 64

Вместе с тем отмечено, что в упражнении скоростно-силового при-

кладного характера – метание гранаты – отличные оценки получили только

33 % одиннадцатиклассников и 50 % десятиклассников. Норматив уровня

золотого знака 5-й ступени ВСФК ГТО в упражнении «метание гранаты»

выше, чем норматив учреждения. Сравнение индивидуальных показателей

кадетов с нормативами ГТО показало, что всего 5 десятиклассников (8 %)

и 19 одиннадцатиклассников (33 %) выполнили норматив золотого знака.

Анализ выполнения силовых и военно-прикладных упражнений

кадетами старших классов показал следующее: в тесте «рывок гири 16 кг»

у 72 % испытуемых 11-х классов и у 65 % кадетов 10-х классов выявлен

высокий уровень результата. Примечательно, что оценок удовлетвори-

тельно в этом тесте у старшеклассников не было, а сам норматив образова-

тельного учреждения в упражнении «рывок гири (16 кг)» превосходил уро-

вень золотого знака 5-й ступени комплекса ВСФК ГТО. В данном упраж-

нении у десятиклассников (66 %) и одиннадцатиклассников (84 %) пока-

занные результаты соответствовали нормативу золотого знака комплекса

ГТО.

Среднегрупповые значения в обеих группах в упражнениях «сгиба-

ние–разгибание рук в упоре на брусьях» и «поднимание ног к перекла-

дине» были ниже, чем нормативы учреждения. При этом 71 % кадетов

10-го класса и 98 % кадетов 11-го класса выполнили первый тест на оценку

«5», по второму упражнению отличные результаты продемонстрировали

51 % кадетов 10-го класса и 53 % кадетов 11-го класса. Было отмечено, что

в группах 2–7 % обучающихся получили оценки «2» и «3» соответственно,

что повлияло на величину среднегрупповых показателей.

14

5

Физическая культура [Physical culture]

В тесте «подтягивание на перекладине» нормативы учреждения

совпадают с уровнем золотого знака 5-й ступени ВСФК ГТО.

Исследования показали, что 86 % испытуемых 10-го класса и 85 % – 11-го

класса выполнили данное упражнение на оценку «5» (уровень золотого

знака). Только один кадет 11-го класса показал неудовлетворительный

результат.

Групповые значения испытуемых в тесте «подъем силой» в обеих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группах соответствовали требованиям учреждения. Большинство десяти-

классников (76 %) и одиннадцатиклассников (82 %) выполнили тест с от-

личным результатом. Однако в каждой группе оказалось по четыре кадета,

которые получили неудовлетворительную оценку.

В тесте «подъем переворотом» 85 % кадетов 11-го класса и 55 %

кадетов 10-го класса выполнили норматив на оценку «5». В 10-м классе

шестеро, а в 11-м классе трое кадетов получили оценки «3» и «2».

В тесте «плавание на 100 м вольным стилем» среднегрупповое зна-

чение испытуемых обеих групп несколько уступало требуемому в учреж-

дении: 60 % десятиклассников и 85 % одиннадцатиклассников проплыли

на оценку «5», 3–5 % кадетов показали результат на оценку «2» и «3».

Несколько иная картина наблюдалась в упражнениях с проявлением

выносливости. Так, в беговых тестах на 1 и 3 км отличный уровень проде-

монстрировали кадеты 11-го класса (27 и 14 % соответственно). Среди

десятиклассников отличный уровень показателей в данных тестах выявлен

у 48 и 30 % кадетов соответственно. Пимечательно, что удовлетворитель-

ный уровень проявления выносливости выявлен у довольно большого

количества старшеклассников 11-го класса (45 %) и кадетов 10-го класса

(31 %). Вызывают озабоченность результаты проявления выносливости

кадетов 11-го класса в тесте «бег на лыжах (5 км)», в котором отмечено

самое большое количество испытуемых, имеющих удовлетворительный

уровень показателей (64 %). Для сравнения, среди кадетов 10-го класса

удовлетворительный уровень показали только 16 % испытуемых. Данные

результаты свидетельствуют, что уровень развития выносливости у каде-

тов старших классов имеет тенденцию к снижению к моменту окончания

обучения в учебном заведении.

Необходимо отметить, что нормативы образовательного учрежде-

ния в беге на дистанцию 3 км для кадетов соответствующего возраста

выше, чем требования золотого знака нормативов 5-й ступени ВСФК ГТО.

Большинство испытуемых старшеклассников имели результаты, соответ-

ствовавшие уровню «золота», и только 7 десятиклассников и 17 одинна-

дцатиклассников имели результаты на уровне бронзового знака.

Сравнение показателей испытуемых в беге на лыжах (5 км) с норма-

тивами 5-й ступени ВСФК ГТО показало, что в группах испытуемых 24 %

кадетов 11-го класса и 10 % 10-го класса не достигли нормативных

требований.

15

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

Результаты проведенного констатирующего исследования физиче-

ской подготовленности кадетов 10–11-х классов позволяют заключить сле-

дующее: высокий и средний уровни развития физических качеств отме-

чены при выполнении испытуемыми скоростных, силовых, скоростно-

силовых и военно-прикладных упражнений, наиболее низкий уровень –

в тестах с проявлением выносливости. Сходные результаты были пред-

ставлены в исследованиях Р.П. Кузнецова (2013), Г.В. Бобровой (2016),

Е.В. Ишухиной (2018), В.П. Умнова (2019).

На наш взгляд, основными причинами являются:

– невзаимосвязанное содержание программ для разных форм заня-

тий по физической подготовке, в частности для спортивно-массовой

работы и самостоятельных занятий;

– несовершенство построения тренировочного процесса с точки

зрения реализации физиологических закономерностей развития физиче-

ских качеств.

Таким образом, физическая подготовка должна носить не только

систематический характер, но, прежде всего, должна быть реализована как

система воздействий на отдельные физические способности занимаю-

щихся с учетом закономерностей формирования разных систем энерго-

обеспечения организма. При этом возможно использование технологиче-

ских основ построения спортивной тренировки.

Список литературы

1. Боброва Г.В. Педагогическая технология реализации военно-

профессиональной физической культуры в кадетском училище // Совре-

менная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: мате-

риалы Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2016.

С. 128–130.

2. Боброва Г.В., Корчагин И.В. Всероссийский физкультурно-спор-

тивный комплекс «Готов к труду и обороне» в структуре построения физи-

ческой подготовки кадет // Актуальные проблемы физической и специаль-

ной подготовки силовых структур. 2016. № 3. С. 51–58.

3. Виноград Д.В. Профессиональная ориентация суворовцев и каде-

тов старших классов общеобразовательных организаций Министерства

обороны РФ в процессе физического воспитания // Спортивный психолог.

2015. № 4 (39). С. 83–86.

4. Ишухина Е.В., Шипилов Р.М., Маринич Е.Е. Методика целена-

правленного развития общей выносливости у учащихся кадетского по-

жарно-спасательного корпуса на уроках физической культуры // Совре-

менные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации по-

16

7

Физическая культура [Physical culture]

следствий чрезвычайных ситуаций: сб. материалов конф. Воронеж: Изд-во

ВИГПС Мин-ва РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, 2018. № 1 (9). С. 180–182.

5. Кузнецов Р.П. Обоснование программы физической подготовки

обучающихся в довузовских образовательных учреждениях Министерства

обороны Российской Федерации // Ученые записки университета им.

П.Ф. Лесгафта. 2013. № 5 (99). С. 66–71.

6. Лях В.И., Зданевич А.А. Физкультура. 1–11-е классы:

комплексная программа физического воспитания учащихся: 3-е изд., испр.

Волгоград: Учитель, 2016. 169 с.

7. Рзаев Д.О., Швец Р.Р. Особенности применения методики функ-

циональной тренированности профессионально-прикладной направленно-

сти в процессе подготовки кадетов // Известия Тульского государственного

университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 10. С. 64–71.

8. Умнов В.П., Засухин А.И. Анализ выполнения воспитанниками

кадетского корпуса норм комплекса «Готов к труду и обороне: материалы

Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 110-й годовщине образов. Военного

института физической культуры. СПб.: Изд-во ВИФК, 2019. С. 125–128.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bobrova G.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya realizacii voenno-professional'noj

fizicheskoj kul'tury v kadetskom uchilishche [Pedagogical technology for the implementation

of military-professional physical culture in a cadet school] // Modern pedagogy: topical is-

sues, achievements and innovations: materials of the Intern. scientific-practical conf. Penza:

Science and Education, 2016. P. 128–130.

2. Bobrova G.V., Korchagin I.V. Vserossijskij fizkul'turno-sportivnyj kompleks

«Gotov k trudu i oborone» v strukture postroeniya fizicheskoj podgotovki kadet [All-Russian

physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" in the structure of building

physical training of cadets] // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki

silovyh struktur [Actual problems of physical and special training of power structures]. 2016.

No. 3. P. 51–58.

3. Vinograd D.V. Professional'naya orientaciya suvorovcev i kadetov starshih

klassov obshcheobrazovatel'nyh organizacij Ministerstva oborony RF v processe fizicheskogo

vospitaniya [Professional orientation of Suvorovites and senior cadets of general educational

organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation in the process of physical

education] // Sportivnyj psiholog [Sports psychologist]. 2015. No. 4 (39). P. 83–86.

4. Ishuhina E.V., Shipilov R.M., Marinich E.E. Metodika celenapravlennogo

razvitiya obshchej vynoslivosti u uchashchihsya kadetskogo pozharno-spasatel'nogo korpusa

na urokah fizicheskoj kul'tury [Methodology for the purposeful development of general en-

durance among students of the cadet fire and rescue corps at physical education lesson] //

Modern technologies for ensuring civil defense and eliminating the consequences of emer-

gency situations: collection of articles. materials conf. Voronezh: Publishing house of the

VIGPS of the Ministry of the Russian Federation for civil defense, emergency situations and

LPSB, 2018. No. 1 (9). P. 180–182.

5. Kuznecov R.P. Obosnovanie programmy fizicheskoj podgotovki obu-

chayushchihsya v dovuzovskih obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Ministerstva oborony

Rossijskoj Federacii [Substantiation of the program of physical training of students in pre-

17

8

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation] //

Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F.

Lesgaft]. 2013. No. 5 (99). P. 66–71.

6. Lyah V.I., Zdanevich A.A. Fizkul'tura. 1–11 klassy: kompleks programma

fizicheskogo vospitaniya uchashchihsya [Physical Education. 1-11 grades: a complex pro-

gram of physical education for students]: 3rd ed., rev. Volgograd: Teacher, 2016. 169 p.

7. Rzaev D.O., Shvec R.R. Osobennosti primeneniya metodiki funkcional'noj

trenirovannosti professional'no-prikladnoj napravlennosti v processe podgotovki kadetov

[Features of the application of the methodology of functional training of a professionally ap-

plied orientation in the process of training cadets] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo

universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical cul-

ture. Sport]. 2020. Issue 10. P. 64–71.

8. Umnov V.P., Zasuhin A.I. Analiz vypolneniya vospitannikami kadetskogo

korpusa nor kompleksa «Gotov k trudu i oborone [Analysis of the implementation by the stu-

dents of the cadet corps of the burrows of the complex “Ready for labor and defense]: mate-

rials of the All-Russian. scientific-practical conf., dedicated. 110th anniversary images. Mili-

tary Institute of Physical Culture. SPb.: VIFL Publishing House, 2019. P. 125–128.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.