1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.011 10.24412/2305-8404-2021-6-11-18
АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
КАДЕТОВ 10–11-Х КЛАССОВ
Л.Ю. Башта, Д.А. Якубович, Н.П. Филатова
Представлены результаты сравнительного анализа уровня физической под-
готовленности кадетов с нормативами по физической подготовке для обучающихся
9–11-х классов 5 ступени ВФСК ГТО и минимальных показателей по физической под-
готовке.
Ключевые слова: кадеты, уровень физической подготовленности, 5 ступень
ВФСК ГТО.
ANALYSIS OF THE LEVEL Башта Людмила Юрьевна, канд. пед. наук,
OF PHYSICAL READINESS доц., [email protected], Россия, Омск, Сибирский
CADET 10-11 CLASSES государственный университет физической культуры и
спорта,
Bashta L.Y., candidate of pedagogical sci- Якубович Дмитрий Александрович, старший
ences, associate professor, liudmila.bashta@ преподаватель, [email protected], Россия, Омск, Фи-
yandex.ru, Russia, Omsk, Siberian State Uni- лиал Военной академии материально-технического обес-
versity of Physical Culture and Sports, печения имени генерала армии А.В. Хрулева,
Yakubovich D.А., senior lecturer, buba Филатова Нина Петровна, канд. пед. наук,
[email protected], Russia, Omsk, Branch доц., [email protected], Россия, Омск, Сибирский государ-
“Khrulev Military Academy of Logistics”, ственный университет физической культуры и спорта
Filatova N.P., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, [email protected],
Russia, Omsk, Siberian State University of Проблемы формирования лично-
Physical Culture and Sports сти будущего военного специалиста, по-
вышения уровня его профессиональной,
The results of a comparative analysis of the
level of physical fitness of cadets with the в том числе и физической подготовлен-
standards for physical training for students of ности, базируется на концептуальных
grades 9-11 5th stage of VFSK GTO and the представлениях о современной системе
minimum indicators for physical training are
presented. образования в довузовских общеобразо-
вательных учреждениях Министерства
Key words: cadets, level of physical fitness,
5th stage of VFSK GTO. обороны Российской Федерации и опре-
деляет существование учреждений дан-
ного типа. Деятельность подобных образовательных учреждений направ-
лена на достижение одной из главных социально и личностно значимых
целей – профессиональное становление личности, ориентированной на во-
енную специальность и отличающейся общей и профессиональной культу-
рой.
Физическая подготовка кадетов осуществляется на основании При-
каза Министра обороны РФ от 30.10.2004 № 352 «Об утверждении Настав-
ления по физической подготовке и спорту для суворовских военных,
нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских,
морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обо-
роны Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от
11
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
17.05.2012 № 413 (ред. от 24.09.2020) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образова-
ния», включает физическую подготовку, спорт и мероприятия оздорови-
тельно-рекреационной направленности.
Физическая культура обучающихся в кадетских корпусах МО РФ
является неотъемлемой частью образования и воспитания кадетов. Она
включает: физическую подготовку, спорт и спортивно-массовые меро-
приятия оздоровительно-рекреационной направленности.
Целью физической подготовки в кадетских корпусах является под-
готовка физически крепких юношей, способных справляться с высокими
психическими и физическими нагрузками. Кроме того, кадеты должны
обладать высокой военно-специальной подготовленностью, быть смелыми,
решительными, целеустремленными и уверенными в своих силах.
Достижение поставленной цели происходит за счет овладения и
расширения двигательного опыта кадет военно-прикладными навыками,
развития и совершенствования физических способностей с учетом возрас-
тных особенностей – выносливости, гибкости, силы, быстроты и ловкости.
На занятиях по физической культуре решаются задачи укрепления здоро-
вья, закаливание организма, а также формирование правильной осанки и
потребности в регулярном выполнении физических упражнений.
В программах по физической культуре для кадетских корпусов
суворовских военных (СВУ) и нахимовских военно-морских (НВМУ) учи-
лищ предъявляются высокие требования к развитию физических способ-
ностей обучающихся с учетом специфики предстоящего обучения в обра-
зовательных организациях высшего образования МО РФ [5, 6]. Программа
по физической культуре состоит из следующих разделов: «Гимнастика и
атлетическая подготовка», «Единоборства и рукопашный бой», «Лыжная
подготовка», «Легкая атлетика», «Преодоление полосы препятствий»,
«Плавание», «Спортивные игры». В каждом разделе программы представ-
лены задачи по развитию физических способностей и прикладных двига-
тельных навыков кадетов, а также отдельные методические выкладки по
совершенствованию физической подготовленности, такие как перечень
средств и методов и частично дозировка нагрузок.
На сегодняшний день недостаточно данных о состоянии физиче-
ской подготовленности обучающихся в кадетских корпусах [1–4, 7, 8].
Проблема исследования – научное обоснование содержания и мето-
дики совершенствования физической подготовки кадетов 10–11-х классов.
Объект исследования – процесс физической подготовки кадетов
10–11-х классов.
Предмет исследования – содержание и методика совершенствова-
ния физической подготовленности кадетов 10–11-х классов.
Задачей констатирующего исследования являлось проведение
сравнительного анализа уровня физической подготовленности кадетов
12
3
Физическая культура [Physical culture]
10–11-х классов с нормативами по физической подготовке для обучаю-
щихся 9–11-х классов, 5-й ступени ВФСК ГТО и минимальных показате-
лей по физической подготовке.
Организация исследования: тестирование физической подготовлен-
ности кадетов 10–11-х классов было проведено в 2019–2020 уч. г. на базе
Омского кадетского военного корпуса Министерства обороны Российской
Федерации. В нем приняли участие 117 обучающихся: из них 60 кадетов
(10-й класс) и 57 кадетов (11-й класс).
Для решения задачи исследования использовались как общеприня-
тые тесты, оценивающие развитие физических качеств испытуемых, так и
специальные контрольные упражнения для кадетов общеобразовательных
учреждений МО РФ (приказ Министра обороны РФ от 30.10.2004 № 352
«Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для
суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных
училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов
Министерства обороны Российской Федерации», приказ Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 24.09.2020) «Об утверждении феде-
рального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»).
В результате исследования были выявлены показатели физических
способностей, таких как скоростные, силовые, скоростно-силовые, разные
виды выносливости. Сравнение полученных результатов испытуемых по-
зволяет заключить, что средние значения всех изучаемых показателей
кадетов 10–11-х классов не имеют статистически достоверных различий.
Вместе с тем был проведен анализ и сравнение уровня развития
физических способностей кадетов старших классов. Для определения
уровневых характеристик использовались нормативы по физической под-
готовке для обучающихся 9–11-х классов. Результаты сравнительного ана-
лиза показали, что доля кадетов, выполнивших скоростные, силовые, ско-
ростно-силовые и военно-прикладные упражнения на оценку «отлично»,
больше в 11-м классе (таблица).
Показатели скоростных способностей испытуемых по среднему
значению в обеих группах в беге на 100 м превышали нормативы золотого
знака 5-й ступени ВСФК ГТО. При этом 15 % десятиклассников выпол-
нили тест на оценку «2». Среди одиннадцатиклассников «двоечников» не
было.
Сравнили нормативы показателей скоростно-силовых способностей
(прыжок в длину с места) учреждения по этому тесту с нормативами
5-й ступени ВСФК ГТО: в 10-м классе – нормативы учреждения ниже, а в
11-м классе – совпадают с уровнем золотого знака. Выявлено, что у
18 кадетов 10-го класса (30 %) и у 37 кадетов 11-го класса (64 %) резуль-
таты соответствуют золотому знаку. Показателей скоростно-силовых спо-
собностей ниже уровня бронзового знака ВСФК ГТО в данной выборке
выявлено не было.
13
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
Уровень физической подготовленности кадетов 10–11-х классов
по шкале нормативов Наставления по физической подготовке
и спорту для СВУ и НВМУ, %
№ 10-й класс 11-й класс
Контрольные упражнения
п/п 3 4 5 3 4 5
1 Бег на 1 км 28 44 48 19 54 27
2 Бег на 3 км 31 39 30 45 41 14
3 Бег на лыжах (5 км) 16 38 46 64 8 28
4 Прыжок в длину с места 6 24 70 5 13 82
5 Метание гранаты (500 г) 18 32 50 12 55 33
6 Рывок гири (16 кг) – 35 65 – 28 72
7 Сгибание–разгибание рук в упоре на брусьях 6 23 71 2 – 98
8 Поднимание ног к перекладине 7 52 51 6 41 53
9 Подтягивание из виса на высокой перекладине 6 9 85 3 3 94
10 Подъем силой 6 22 76 6 12 82
11 Подъем переворотом 10 35 55 5 10 85
12 Плавание на 100 м вольным стилем 5 35 60 3 12 85
13 Бег на 100 м 19 26 55 7 29 64
Вместе с тем отмечено, что в упражнении скоростно-силового при-
кладного характера – метание гранаты – отличные оценки получили только
33 % одиннадцатиклассников и 50 % десятиклассников. Норматив уровня
золотого знака 5-й ступени ВСФК ГТО в упражнении «метание гранаты»
выше, чем норматив учреждения. Сравнение индивидуальных показателей
кадетов с нормативами ГТО показало, что всего 5 десятиклассников (8 %)
и 19 одиннадцатиклассников (33 %) выполнили норматив золотого знака.
Анализ выполнения силовых и военно-прикладных упражнений
кадетами старших классов показал следующее: в тесте «рывок гири 16 кг»
у 72 % испытуемых 11-х классов и у 65 % кадетов 10-х классов выявлен
высокий уровень результата. Примечательно, что оценок удовлетвори-
тельно в этом тесте у старшеклассников не было, а сам норматив образова-
тельного учреждения в упражнении «рывок гири (16 кг)» превосходил уро-
вень золотого знака 5-й ступени комплекса ВСФК ГТО. В данном упраж-
нении у десятиклассников (66 %) и одиннадцатиклассников (84 %) пока-
занные результаты соответствовали нормативу золотого знака комплекса
ГТО.
Среднегрупповые значения в обеих группах в упражнениях «сгиба-
ние–разгибание рук в упоре на брусьях» и «поднимание ног к перекла-
дине» были ниже, чем нормативы учреждения. При этом 71 % кадетов
10-го класса и 98 % кадетов 11-го класса выполнили первый тест на оценку
«5», по второму упражнению отличные результаты продемонстрировали
51 % кадетов 10-го класса и 53 % кадетов 11-го класса. Было отмечено, что
в группах 2–7 % обучающихся получили оценки «2» и «3» соответственно,
что повлияло на величину среднегрупповых показателей.
14
5
Физическая культура [Physical culture]
В тесте «подтягивание на перекладине» нормативы учреждения
совпадают с уровнем золотого знака 5-й ступени ВСФК ГТО.
Исследования показали, что 86 % испытуемых 10-го класса и 85 % – 11-го
класса выполнили данное упражнение на оценку «5» (уровень золотого
знака). Только один кадет 11-го класса показал неудовлетворительный
результат.
Групповые значения испытуемых в тесте «подъем силой» в обеих
группах соответствовали требованиям учреждения. Большинство десяти-
классников (76 %) и одиннадцатиклассников (82 %) выполнили тест с от-
личным результатом. Однако в каждой группе оказалось по четыре кадета,
которые получили неудовлетворительную оценку.
В тесте «подъем переворотом» 85 % кадетов 11-го класса и 55 %
кадетов 10-го класса выполнили норматив на оценку «5». В 10-м классе
шестеро, а в 11-м классе трое кадетов получили оценки «3» и «2».
В тесте «плавание на 100 м вольным стилем» среднегрупповое зна-
чение испытуемых обеих групп несколько уступало требуемому в учреж-
дении: 60 % десятиклассников и 85 % одиннадцатиклассников проплыли
на оценку «5», 3–5 % кадетов показали результат на оценку «2» и «3».
Несколько иная картина наблюдалась в упражнениях с проявлением
выносливости. Так, в беговых тестах на 1 и 3 км отличный уровень проде-
монстрировали кадеты 11-го класса (27 и 14 % соответственно). Среди
десятиклассников отличный уровень показателей в данных тестах выявлен
у 48 и 30 % кадетов соответственно. Пимечательно, что удовлетворитель-
ный уровень проявления выносливости выявлен у довольно большого
количества старшеклассников 11-го класса (45 %) и кадетов 10-го класса
(31 %). Вызывают озабоченность результаты проявления выносливости
кадетов 11-го класса в тесте «бег на лыжах (5 км)», в котором отмечено
самое большое количество испытуемых, имеющих удовлетворительный
уровень показателей (64 %). Для сравнения, среди кадетов 10-го класса
удовлетворительный уровень показали только 16 % испытуемых. Данные
результаты свидетельствуют, что уровень развития выносливости у каде-
тов старших классов имеет тенденцию к снижению к моменту окончания
обучения в учебном заведении.
Необходимо отметить, что нормативы образовательного учрежде-
ния в беге на дистанцию 3 км для кадетов соответствующего возраста
выше, чем требования золотого знака нормативов 5-й ступени ВСФК ГТО.
Большинство испытуемых старшеклассников имели результаты, соответ-
ствовавшие уровню «золота», и только 7 десятиклассников и 17 одинна-
дцатиклассников имели результаты на уровне бронзового знака.
Сравнение показателей испытуемых в беге на лыжах (5 км) с норма-
тивами 5-й ступени ВСФК ГТО показало, что в группах испытуемых 24 %
кадетов 11-го класса и 10 % 10-го класса не достигли нормативных
требований.
15
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
Результаты проведенного констатирующего исследования физиче-
ской подготовленности кадетов 10–11-х классов позволяют заключить сле-
дующее: высокий и средний уровни развития физических качеств отме-
чены при выполнении испытуемыми скоростных, силовых, скоростно-
силовых и военно-прикладных упражнений, наиболее низкий уровень –
в тестах с проявлением выносливости. Сходные результаты были пред-
ставлены в исследованиях Р.П. Кузнецова (2013), Г.В. Бобровой (2016),
Е.В. Ишухиной (2018), В.П. Умнова (2019).
На наш взгляд, основными причинами являются:
– невзаимосвязанное содержание программ для разных форм заня-
тий по физической подготовке, в частности для спортивно-массовой
работы и самостоятельных занятий;
– несовершенство построения тренировочного процесса с точки
зрения реализации физиологических закономерностей развития физиче-
ских качеств.
Таким образом, физическая подготовка должна носить не только
систематический характер, но, прежде всего, должна быть реализована как
система воздействий на отдельные физические способности занимаю-
щихся с учетом закономерностей формирования разных систем энерго-
обеспечения организма. При этом возможно использование технологиче-
ских основ построения спортивной тренировки.
Список литературы
1. Боброва Г.В. Педагогическая технология реализации военно-
профессиональной физической культуры в кадетском училище // Совре-
менная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: мате-
риалы Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2016.
С. 128–130.
2. Боброва Г.В., Корчагин И.В. Всероссийский физкультурно-спор-
тивный комплекс «Готов к труду и обороне» в структуре построения физи-
ческой подготовки кадет // Актуальные проблемы физической и специаль-
ной подготовки силовых структур. 2016. № 3. С. 51–58.
3. Виноград Д.В. Профессиональная ориентация суворовцев и каде-
тов старших классов общеобразовательных организаций Министерства
обороны РФ в процессе физического воспитания // Спортивный психолог.
2015. № 4 (39). С. 83–86.
4. Ишухина Е.В., Шипилов Р.М., Маринич Е.Е. Методика целена-
правленного развития общей выносливости у учащихся кадетского по-
жарно-спасательного корпуса на уроках физической культуры // Совре-
менные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации по-
16
7
Физическая культура [Physical culture]
следствий чрезвычайных ситуаций: сб. материалов конф. Воронеж: Изд-во
ВИГПС Мин-ва РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, 2018. № 1 (9). С. 180–182.
5. Кузнецов Р.П. Обоснование программы физической подготовки
обучающихся в довузовских образовательных учреждениях Министерства
обороны Российской Федерации // Ученые записки университета им.
П.Ф. Лесгафта. 2013. № 5 (99). С. 66–71.
6. Лях В.И., Зданевич А.А. Физкультура. 1–11-е классы:
комплексная программа физического воспитания учащихся: 3-е изд., испр.
Волгоград: Учитель, 2016. 169 с.
7. Рзаев Д.О., Швец Р.Р. Особенности применения методики функ-
циональной тренированности профессионально-прикладной направленно-
сти в процессе подготовки кадетов // Известия Тульского государственного
университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 10. С. 64–71.
8. Умнов В.П., Засухин А.И. Анализ выполнения воспитанниками
кадетского корпуса норм комплекса «Готов к труду и обороне: материалы
Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 110-й годовщине образов. Военного
института физической культуры. СПб.: Изд-во ВИФК, 2019. С. 125–128.
References
1. Bobrova G.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya realizacii voenno-professional'noj
fizicheskoj kul'tury v kadetskom uchilishche [Pedagogical technology for the implementation
of military-professional physical culture in a cadet school] // Modern pedagogy: topical is-
sues, achievements and innovations: materials of the Intern. scientific-practical conf. Penza:
Science and Education, 2016. P. 128–130.
2. Bobrova G.V., Korchagin I.V. Vserossijskij fizkul'turno-sportivnyj kompleks
«Gotov k trudu i oborone» v strukture postroeniya fizicheskoj podgotovki kadet [All-Russian
physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" in the structure of building
physical training of cadets] // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki
silovyh struktur [Actual problems of physical and special training of power structures]. 2016.
No. 3. P. 51–58.
3. Vinograd D.V. Professional'naya orientaciya suvorovcev i kadetov starshih
klassov obshcheobrazovatel'nyh organizacij Ministerstva oborony RF v processe fizicheskogo
vospitaniya [Professional orientation of Suvorovites and senior cadets of general educational
organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation in the process of physical
education] // Sportivnyj psiholog [Sports psychologist]. 2015. No. 4 (39). P. 83–86.
4. Ishuhina E.V., Shipilov R.M., Marinich E.E. Metodika celenapravlennogo
razvitiya obshchej vynoslivosti u uchashchihsya kadetskogo pozharno-spasatel'nogo korpusa
na urokah fizicheskoj kul'tury [Methodology for the purposeful development of general en-
durance among students of the cadet fire and rescue corps at physical education lesson] //
Modern technologies for ensuring civil defense and eliminating the consequences of emer-
gency situations: collection of articles. materials conf. Voronezh: Publishing house of the
VIGPS of the Ministry of the Russian Federation for civil defense, emergency situations and
LPSB, 2018. No. 1 (9). P. 180–182.
5. Kuznecov R.P. Obosnovanie programmy fizicheskoj podgotovki obu-
chayushchihsya v dovuzovskih obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Ministerstva oborony
Rossijskoj Federacii [Substantiation of the program of physical training of students in pre-
17
8
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation] //
Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F.
Lesgaft]. 2013. No. 5 (99). P. 66–71.
6. Lyah V.I., Zdanevich A.A. Fizkul'tura. 1–11 klassy: kompleks programma
fizicheskogo vospitaniya uchashchihsya [Physical Education. 1-11 grades: a complex pro-
gram of physical education for students]: 3rd ed., rev. Volgograd: Teacher, 2016. 169 p.
7. Rzaev D.O., Shvec R.R. Osobennosti primeneniya metodiki funkcional'noj
trenirovannosti professional'no-prikladnoj napravlennosti v processe podgotovki kadetov
[Features of the application of the methodology of functional training of a professionally ap-
plied orientation in the process of training cadets] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo
universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical cul-
ture. Sport]. 2020. Issue 10. P. 64–71.
8. Umnov V.P., Zasuhin A.I. Analiz vypolneniya vospitannikami kadetskogo
korpusa nor kompleksa «Gotov k trudu i oborone [Analysis of the implementation by the stu-
dents of the cadet corps of the burrows of the complex “Ready for labor and defense]: mate-
rials of the All-Russian. scientific-practical conf., dedicated. 110th anniversary images. Mili-
tary Institute of Physical Culture. SPb.: VIFL Publishing House, 2019. P. 125–128.
18