метод «круговой тренировки» при подготовке обучающихся к выполнению нормативов всероссийского комплекса гто
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 11.03.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор А.П. Стрижак1 Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова2 В.В. Бобков3
Кандидат психологических наук, доцент М.А. Кузьмин4
1 Московский городской педагогический университет, Москва
2 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
3 Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва
4 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
CIRCUIT TRAINING METHOD TO TRAIN STUDENTS FOR RUSSIAN GTO COMPLEX TESTS
Dr.Hab., Professor A.P. Strizhak1 Dr.Hab., Associate Professor L.G. Ryzhkova2 V.V. Bobkov3
PhD, Associate Professor M.A. Kuzmin4
1 Moscow City Pedagogical University, Moscow
2 Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
3 Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow
4 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Аннотация
Цель исследования - экспериментально доказать эффективность метода «круговой тренировки» при подготовке обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие студенты с 1-го по 4-й курс, прошедшие регистрацию и получившие медицинский допуск к участию в тестировании. Подготовка к выполнению нормативов осуществлялась в течение учебного года, на протяжении 8 месяцев. Контрольная группа (КГ) в количестве 30 студентов готовилась к выполнению нормативов по стандартной программе занятий по физической культуре, для экспериментальной группы (ЭГ) в том же количестве были предложены занятия в тренажерном зале по методу «круговой тренировки». Результаты исследования и выводы. Экспериментально доказано, что применение комплексного подхода при подготовке обучающихся к выполнению нормативных требований комплекса ГТО V и VI ступеней, основанного на принципах «круговой тренировки» по методу длительного непрерывного упражнения, наиболее целесообразно, так как способствует повышению уровня физической подготовленности. Процесс выполнения нормативов комплекса ГТО и получение знака отличия - трудоёмкий и длительный процесс. В качестве решения данной проблемы авторы рекомендуют приглашать специалистов Центра тестирования ГТО Москомспорта к себе в образовательное учреждение.
Ключевые слова: ВФСК ГТО, физическая подготовка, студенты, «круговая тренировка», состав испытаний, тестирование, «Фестиваль ГТО», ЦФКиС ЮЗАО.
Annotation
Objective of the study was to test the effectiveness of the circuit training method in preparation of students for the GTO Complex tests. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 1st-4th-year students, who had passed the registration and had been admitted to participate in the testing. Training for the GTO Complex tests was carried out during the academic year, for 8 months. The Control Group students (n=30) were trained according to the standard physical education program, while the Experimental Group ones (n=30) were offered a circuit training method. Results and conclusions. It was proved by experiment that the use of a complex approach to university student training for Stages V-VI GTO Complex tests, based on the circuit training method with the use of the long-term continuous exercises, is most appropriate since it increases their physical fitness level. Reaching the qualifying GTO Complex standards and qualifying for the GTO badges is a labour-intensive and time-consuming process. To solve this problem, the authors recommend inviting experts from the GTO Testing Center of Moscomsport.
Keywords: Russian Physical Culture and Sports GTO Complex, physical training, students, circuit training, test composition, testing, GTO Festival, Physical Culture and Sports Center of South-West Administrative District.
Введение. Одним из инструментов активного вовлечения студентов в систему физической культуры и спорта является
участие в выполнении нормативов ГТО [1, 2, 7]. Многие специалисты высказываются в пользу того, что учебные прог-
№ 6 • 2020 Июнь | June
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с I-
раммы по предмету «Физическая культура» не ставят перед собой задач подготовить обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО [8]. При этом вопрос о внесении изменений в содержание образовательных программ обсуждался еще на Международном спортивном форуме «Россия - спортивная держава», который проходил в октябре 2014 г в г Чебоксары, где Президентом России В. В. Путиным был поднят вопрос о внесении изменений в Государственный образовательный стандарт различных уровней образования в связи с внедрением ВФСК ГТО.
Цель исследования - экспериментально доказать эффективность метода «круговой тренировки» при подготовке обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО.
Методика и организация исследования. Для решения поставленной цели были отобраны 9 тестовых испытаний (из 13 тестов программы испытаний для V и VI ступени комплекса ГТО), а именно: 4 обязательных теста и 5 из перечня испытаний по выбору, подготовка к выполнению которых возможна в рамках учебных занятий, а успешное выполнение обеспечивало студентам получения золотого (серебряного или бронзового) знаков отличия [2, 3, 4, 6].
Подготовка студентов ЭГ осуществлялась в тренажерном зале, основанная на принципах круговой тренировки по методу длительного непрерывного упражнения [5]. Всего было организовано семь «станций», на каждой из которых велась подготовка к одному нормативу комплекса ГТО, на первой «станции» (в начале каждого занятия) проводилась общераз-вивающая разминка для всей группы одновременно. После разминки студенты делились на подгруппы по пять человек и каждая из них проходила за одно занятие по три «станции», на следующем занятии соответственно остальные три, через 4 недели мы увеличивали количество пройденных кругов до 2, а через восемь недель - до 3 за одно тренировочное занятие. Через 12 недель мы возвращались к одному кругу, но добавляли количество пройденных за одно занятие «станций», через 4 недели мы добавляли еще одну станцию, через 8 недель - 2 станции, через 12 недель - 3 станции. В итоге мы вышли на нагрузку, равную 7 пройденным станциям за одно учебно-тренировочное занятие (табл. 1).
Итоговое тестирование проводилось в конце учебного года (спустя 32 недели занятий) в рамках проведения «Фестиваля ГТО», в котором приняли участие студенты университета, пожелавшие выполнить нормативы комплекса ГТО.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа результатов выступления студентов КГ и ЭГ выявлено, что все 100 % испытуемых ЭГ выполнили полный состав испытаний из девяти тестов комплекса ГТО, предложенный им для выполнения в рамках «Фестиваля ГТО», тогда как в КГ этот показатель составил порядка 80 0% Среди испытуемых КГ были те, кто по разным причинам не захотел или не смог выполнить 1-2 норматива, что прежде всего связано с их более низкой мотивацией к участию по сравнению с испытуемыми ЭГ. Результаты выступления представлены в табл. 2.
Как показывают результаты применения предложенного метода, численность испытуемых как в КГ, так и в ЭГ, способных выполнить нормативы комплекса ГТО на золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия, возросла. На золотой знак отличия нормативы комплекса ГТО выполнили 2, на серебряный - 4, а на бронзовый - 7 студентов от общего количества испытуемых в КГ, в ЭГ соответственно 5 - на золотой, 7 - на серебряный, 9 - на бронзовый знаки отличия (см. рисунок).
Выводы. Экспериментально доказано, что применение данной методики комплексного подхода при подготовке обучающихся к выполнению нормативных требований комплекса ГТО V и VI ступеней, основанной на принципах «круговой тренировки» по методу длительного непрерывного упражнения, наиболее целесообразно, так как: а) способствует повышению уровня физической подготовленности, о чем свидетельствуют данные, полученные в ходе итогового тестирования испытуемых ЭГ (в нормативе бег на 100 м, после применения методики число обучающихся, способных получить золотой знак отличия, увеличилось на 30 0% челночном беге, прыжке в длину с места - на 24 %%, подтягивании из виса на высокой (низкой) перекладине - на 12 %, беге на 2 (3) км, кроссе на 5 (3) км - на 10 %о, подъеме туловища из положения лежа -на 35 %о, метании спортивного снаряда весом 700 (500) г -на 20 %о, наклоне вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье - на 24 0%); б) при переходе с одной «станции» на другую активный отдых мышечных групп чередуется друг с другом, что позволяет рационализировать время учебного занятия, увеличивая его моторную плотность (до 80-85 0% в ЭГ); в) оперативный контроль за функциональным состоянием испытуемых, организация ведения электронного дневника контроля учебно-тренировочной нагрузки и систематический анализ результатов, показанных в каждом упражнении, способствуют значительному возрастанию интереса к занятиям со стороны студентов, а также мотивируют их заниматься и принимать участие в выполнении нормативных требований ВФСК ГТО V и VI ступеней (100 0% испытуемых ЭГ выполнили полный состав испытаний из 9 нормативов комплекса ГТО против 80 0%, выполнивших в КГ).
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
9 9
■ Золотой знак ¡Серебряный знак Бронзовый знак Без знака отличия
КГ ЭГ
Результат выполнения нормативов комплекса ГТО в КГ и ЭГ
Таблица 1. Назначение «станций» экспериментальной методики «круговой тренировки»
№ «Станции» Назначение
1 Общеразвивающая разминка.
2 Подготовка к выполнению нормативов: бег на 2 (3) км и кросс на 3 (5) км
3 Подготовка к выполнению норматива: челночный бег 3 х 10 м
4 Подготовка к выполнению нормативов: бег на 100 м, прыжок в длину с места толчком двумя ногами
5 Подготовка к выполнению нормативов: подтягивание из виса на высокой перекладине, рывок гири весом 16 кг, подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
6 Подготовка к выполнению нормативов: метание спортивного снаряда весом 700 (500) г, поднимание туловища из положения лежа на спине
7 Подготовка к выполнению норматива: наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье
58
http://www.teoriya.ru
№ 6 • 2020 Июнь | Juпe
Таблица 2. Итоговое тестирование физической подготовленности испытуемых КГ(n=30) и ЭГ(n=30)
№ п/п Виды испытаний (тесты) Группы Результаты исследования р
Юноши Девушки
x ± а А x ± а А
1 Бег на 100 м, с ЭГ 14,10±1,2 0,22 17,10±0,9 0,17 <0,05
КГ 14,9±1,9 0,35 17,9±1,0 0,18 <0,05
2 Бег на 2 км, мин, с ЭГ - - 11,40±1,0 0,18 <0,05
КГ 12,10±1,30 0,24 <0,05
или на 3 км, мин, с ЭГ 13,00±1,10 0,2 - - <0,05
КГ 13,40±1,45 0,26 <0,05
3 Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз ЭГ 13,5±3,5 0,64 - - <0,05
КГ 12,0±4,5 0,82 <0,05
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, кол-во раз ЭГ - - 14,5±4,5 0,82 <0,05
КГ 12±5,5 1,0 <0,05
4 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи, см) ЭГ 12±3,5 0,64 14±2,5 0.46 <0,05
КГ 10±4 0,73 10,5±5,5 1,0 <0,05
5 Челночный бег 3 по 10 м ЭГ 7,7±0,8 0,15 8,9±0,7 0,13 <0,05
КГ 8,0±0,9 0,17 9,1±0,8 0,15 <0,05
6 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см ЭГ 235±15 2,74 177±15 2,74 <0,05
КГ 232±17 3,11 170±20 3,64 <0,05
7 Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз в 1 мин ЭГ 44,5±5,5 1,0 40±3,5 0,64 <0,05
КГ 42,5±8,5 1,55 37±7,5 1,37 <0,05
8 Метание спортивного снаряда весом 700 г, м ЭГ 32,5±6,5 1,19 <0,05
КГ 29,5±8,5 1,55 <0,05
или весом 500 г, м ЭГ 18,50±3,5 0,64 <0,05
КГ 16,5±3,0 0,55 <0,05
9 Кросс на 3 км по пересеченной местности ЭГ - - 18,30±2,10 0,38 <0,05
КГ 19,30±2,30 0,42 <0,05
Кросс на 5 км по пересеченной местности ЭГ 25,30±3,35 0,61 - <0,05
КГ 26,30±4,35 0,79 <0,05
Процесс выполнения нормативов комплекса ГТО и получение знака отличия - трудоёмкий и длительный процесс. В качестве решения данной проблемы рекомендуем приглашать специалистов Центра тестирования ГТО Москомспорта к себе в образовательное учреждение. Для это необходимо обратиться в районный Центр физической культуры и спорта.
Литература
1. АС ФСК ГТО (Информационно-научный WEB-Центр физической культуры, здоровья и спорта) 2014 г. www.rosinwebc.ru.
2. Бобков В.В. Оптимизация состава испытаний комплекса ГТО для студентов вузов / В.В. Бобков, М.А. Кузьмин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 38-42.
3. Бобков В.В. Оценка резервных возможностей старших школьников и студентов для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО / В.В. Бобков, Л.Г. Рыжкова // Теория и практика физ. культуры. -2018. - № 5. - С. 62-65.
4. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология / М.А. Кузьмин // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 5-7.
5. Положение о Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе, Министерство спорта Российской Федерации. - М., 2013 г.
6. Рыжкова Л.Г. Факторы, препятствующие подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО студентами вузов / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков, М.А. Кузьмин, Т.В. Игнатенко // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 5. - С. 39-42.
References
1. AS FSK GTO (Informatsionno-nauchny WEB-Tsentr fizicheskoy kul-tury, zdorovya i sporta) [AS PCSC GTO (Information Scientific WEB-
Center for Physical Education, Health and Sports] 2014. www.rosin-webc.ru.
Bobkov V.V., Kuzmin M.A. Optimizatsiya sostava ispytaniy kompleksa GTO dlya studentov VUZov [Optimization of GTO complex tests for university students]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2017. no.12 (154). pp. 38-42.
Bobkov V.V., Ryzhkova L.G. Otsenka rezervnykh vozmozhnostey star-shikh shkolnikov i studentov dlya podgotovki k sdache normativov VFSK GTO [Rating physical resource of senior school and university students in trainings for GTO complex tests]. Teoriya i praktika fiz. kul-tury. 2018. no. 5. pp. 62-65.
Kuzmin M.A. Differentsialnaya sportivnaya psikhologiya [Differential sport psychology]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018, no. 4, pp. 5-7.
Polozhenie o Vserossiyskom fizkulturno-ozdorovitelnom komplekse, Min-isterstvo sporta Rossiyskoy Federatsii [Regulation on Russian Sports and Health Center, Ministry of Sports of the Russian Federation]. M., 2013 Ryzhkova L.G., Bobkov V.V., Kuzmin M.A., Ignatenko T.V. Faktoryi, prepyatstvuyushchie podgotovke i vyipolneniyu normativov VFSK GTO studentami vuzov [Obstacles for success in GTO complex tests in academic educational system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 5. pp. 39-42.
Kolyaskina T.Y., Sherin V.S., Zamyatin A.V., Sherina E.A. Mobilnoe prilozhenie kak faktor effektivnoy podgotovki cheloveka k vypolneniyu normativov kompleksa GTO [Mobile application tool to facilitate training for GTO Complex tests]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 4, pp. 89-90.
Kondrakova I.V., Stolyar K.E., Vit'ko S.Y., Pikhaev R.R. Organizat-sionno-metodicheskie podkhody k kompleksnoy otsenke fizicheskoy podgotovlennosti studentov [New institutional and practical system for students' integrated physical fitness rating]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 9, pp. 9-11.
№ 6 • 2020 Июнь | June
http://www.teoriya.ru