Научная статья на тему 'Дифференциация обязательных тестов комплекса ГТО по трудности их выполнения студентами вуза'

Дифференциация обязательных тестов комплекса ГТО по трудности их выполнения студентами вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КОМПЛЕКС ГТО / ТЕСТ КУПЕРА / НАДЁЖНОСТЬ ТЕСТА / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL QUALITIES / GTO COMPLEX / COOPER'S TEST / RELIABILITY OF THE TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галлямова Ольга Николаевна, Перепелкин Владимир Владимирович, Кудяшева Альбина Наильевна, Селиверстова Наталья Николаевна

В статье приводятся результаты анализа обязательных испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне“ на трудность их выполнения студентами института. Показана различная сложность норм испытаний для студентов. Проводится анализ надежности тестов на выносливость комплекса ГТО. Полученные результаты анализа позволяют корректировать содержание и направленность подготовки студентов на практических занятиях по физической культуре, направленных на подготовку к испытаниям комплекса ГТО. Подготовка должна меняться в зависимости от преимущественного развития определенных физических качеств у студентов. На примере сравнения действующих нормативов комплекса ГТО с нормативами бегового 12 минутного теста Купера, показано несоответствие нормативов комплекса ГТО 2018 года в беге на 2 км у девушек возрастным нормам развития общей выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галлямова Ольга Николаевна, Перепелкин Владимир Владимирович, Кудяшева Альбина Наильевна, Селиверстова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiation of mandatory tests of gto complex by difficulties in their execution by university students

Results of the analysis of obligatory tests (tests) of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO) by the difficulty of their performance by students of higher education institution are given in article. The different complexity of testing standards for students is shown. Reliability analysis of endurance tests of GTO complex is carried out. The results of the analysis allow us to adjust the content and orientation of the training of students in practical exercises in physical education aimed at preparing for the testing of the GTO complex. Preparation should vary depending on the predominant development of certain physical qualities of students. By comparing the current standards of the GTO complex with the standards of the 12-minute Cooper running test, an example is shown of the mismatch between the standards of the 2018 GTO complex in women's 2 km race and the age standards for the development of general endurance.

Текст научной работы на тему «Дифференциация обязательных тестов комплекса ГТО по трудности их выполнения студентами вуза»

3. Karpov, V.Yu., Eremin, M.V., Kalinin, A.D., etc. (2015), "Research dynamics of physical fitness indicators of 12-13 years boys within the school program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 109-113.

4. Karpov, V.Yu., Maryina, N.V. and Skorosov, K.K. (2015), "Theoretical and methodological aspects of the conjugate development of physical qualities and the formation of the technique of motor actions in girls of secondary school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 91-96.

5. Maryina, N.V. and Karpov, V.Yu. (2012), "Age dynamics of indicators of speed abilities at various contingent of girls", the Bulletin of Sochi State University of tourism and resort business, No. 3 (21), pp. 147-150.

6. Federal Agency of Physical culture and Sport (2007), Track-and-FieldAthletics. Mid-distance and Long-distance running, walking sport: exemplary sports training program for youth sports school, Publishing house "Soviet sport", Moscow.

7. Fatyanov, I.A. (2007), Endurance running training: training manual, Volgograd.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.03.2020

УДК 796.011.3

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕСТОВ КОМПЛЕКСА ГТО ПО ТРУДНОСТИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Владимирович Перепелкин, старший преподаватель, филиал Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны; Альбина Наильевна Кудяшева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Наталья Николаевна Селиверстова, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье приводятся результаты анализа обязательных испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне" на трудность их выполнения студентами института. Показана различная сложность норм испытаний для студентов. Проводится анализ надежности тестов на выносливость комплекса ГТО. Полученные результаты анализа позволяют корректировать содержание и направленность подготовки студентов на практических занятиях по физической культуре, направленных на подготовку к испытаниям комплекса ГТО. Подготовка должна меняться в зависимости от преимущественного развития определенных физических качеств у студентов. На примере сравнения действующих нормативов комплекса ГТО с нормативами бегового 12 минутного теста Купера, показано несоответствие нормативов комплекса ГТО 2018 года в беге на 2 км у девушек возрастным нормам развития общей выносливости.

Ключевые слова: физическое воспитание, физические качества, комплекс ГТО, тест Ку -пера, надёжность теста.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p89-93

DIFFERENTIATION OF MANDATORY TESTS OF GTO COMPLEX BY DIFFICULTIES IN THEIR EXECUTION BY UNIVERSITY STUDENTS

Olga Nikolaevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Vladimirovich Perepelkin, the senior teacher, Naberezhnye Chelny Institute(branch) of Kazan (Volga)State Federal University; Albina Nailyevna Kudyasheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar; Nataliya Nikolaevna Seliverstova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

Abstract

Results of the analysis of obligatory tests (tests) of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO) by the difficulty of their performance by students of higher education institution are given in article. The different complexity of testing standards for students is shown. Reliability analysis of endurance tests of GTO complex is carried out. The results of the analysis allow us to adjust the content and orientation of the training of students in practical exercises in physical education aimed at preparing for the testing of the GTO complex. Preparation should vary depending on the predominant development of certain physical qualities of students. By comparing the current standards of the GTO complex with the standards of the 12-minute Cooper running test, an example is shown of the mismatch between the standards of the 2018 GTO complex in women's 2 km race and the age standards for the development of general endurance.

Keywords: physical training, physical qualities, GTO complex, Cooper's test, reliability of the

test.

ВВЕДЕНИЕ

Комплекс ГТО можно рассматривать как многоборный вид, в котором задействованы все физические качества и разнообразная спортивная техническая подготовленность. Трудно назвать физическое качество, которое считалось бы основным. Быстрота, сила, выносливость, гибкость - все эти качества являются очень нужными и необходимыми. Студентам, готовящимся к сдаче нормативов ГТО, надо помнить о необходимости гармонического развития всех физических качеств. Тем более, что по Порядку награждения знаками отличия комплекса ГТО награждение осуществляется при условии выполнения всех тестов на соответствующий знак отличия. В случае выполнения нормативов соответствующих различным знакам отличия комплекса ГТО, студент представляется к награждению по результату на наименьший знак отличия.

Все нормативы направлены на то, чтобы определить уровень развития физических качеств человека. В тоже время, по нашему мнению и мнению других авторов, именно здесь кроится проблема успешности выполнения требований комплекса - не соответствующие возрастным нормам развитие двигательных качеств у студентов [1, 2, 3].

Мы думаем, что физкультурно-спортивный комплекс ГТО может стать диагностической и нормативной основой физического воспитания студенческой молодежи. В связи с этим были поставлены задачи: 1) определение готовности физической подготовленности студентов к успешному выполнению тестовых заданий ГТО в целом и отдельных его компонентов; 2) оценка надежности теста на выносливость.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе были сформулированы цели, составлен план, определены сроки исследования.

Второй этап заключался в осуществлении педагогического эксперимента. Исследование проводилось на базе филиала Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны с сентября по октябрь 2019 года. В эксперименте приняли участие студенты 1 курса следующих отделений: экономического, автомобильного, информационных технологий и энергетических систем, юридических и социальных наук.

Третий этап заключался в определении результатов и формулировании выводов.

ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Определение готовности физической подготовленности студентов к успешному выполнению тестовых заданий ГТО.

Проанализированы результаты обязательных тестов комплекса ГТО студентов первого курса Набережночелнинского института. Всего - 1486 студента. Девушек - 667, юношей - 819. Выбраны 4 испытания (теста): бег на 100 метров; бег на 2 км у девушек и 3 км у юношей; подтягивание на высокой перекладине у юношей, и сгибание и разгиба-

ние рук в упоре лежа у девушек; наклон вперед.

Распределение результатов выполнения норм комплекса ГТО представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Выполнение нормативов комплекса ГТО (количество человек/в процентах)

Пол Золото Серебро Бронза Без знака Всего участников

Девушки 20/3 28/3,5 45/5,5 564/84,5 667

Юноши 8/1 101/12,5 110/13,5 599/75 819

Обращает на себя внимание наличие большого процента студентов, не выполнивших требования для получения знака (у девушек - 84,5%, у юношей - 75%). Уровень физической подготовленности студентов, поступающих в институт низкий.

В таблицах 2 и 3 приведены данные выполнения нормативов комплекса ГТО по отдельным обязательным тестам

Таблица 2 - Выполнение нормативов комплекса ГТО юноши по отдельным тестам юноши (количество человек/в процентах)_

Испытания (тесты) Золото Серебро Бронза Всего Без знака

бег 100 м 112/13,5 332/40,5 80/10 524/64 282/36

бег 3000 м 75/9 230/28 124/15 429/52,5 390/47,5

подтягивание на перекладине 105/13 161/20 145/18 411/50 408/50

наклон вперед 383/47 208/25,5 63/8 654/80 165/20

Обратим внимание, что у юношей в каждом отдельном тесте выполнение норматива на знак более 50%, в то время как на значок обязательные нормативы выполнили только 25%. Можно предположить, что проблема в разной трудности тестов для выполнения нормативов.

Таблица 3 - Выполнение нормативов комплекса ГТО по отдельным тестам девушки (количество человек/в процентах)_

Испытания (тесты) Золото Серебро Бронза Всего Без знака

бег 100 м 133/20 200/30 52/8 385/57,5 287/42,5

бег 2000 м 162/24 211/31,5 68/10 441/66 226/34

сгиб.-разгиб рук в упоре лежа 54/8 48/7 31/4,5 133/20 534/80

наклон вперед 324/48,5 194/29 73/11 591/88,5 76/11,5

У девушек явный «провал» в силовом в тесте (сгибание и разгибание рук в упоре лежа). В остальных тестах сопоставимые результаты с юношами.

Принимая во внимание положение комплекса ГТО о том, что награждение осуществляется при условии выполнения всех тестов на соответствующий знак отличия, рассмотрим физическую подготовленность тех, кто не смог выполнить требования для получения значка комплекса ГТО.

599 юношей не выполнили требования на значок. Из них 54 не выполнили норму на значок ни в одном тесте.240 не выполнили требование только в одном виде. В таблице 4 показано распределение по тестам.

Из 564 студенток, не выполнивших требований лишь 20 (3,5%) ни в одном из 4 обязательных тестов не уложились в нормы. В то время как 216 студенток выполнили требования в 3-х обязательных тестах из 4-х (38%). У юношей из 599 не выполнивших требования не выполнили во всех тестах - 54 человека (9%) и 240 - выполнили требования в 3-х обязательных тестах (40%). В таблице 4 показано распределение студентов по тестам при выполнении 3-х из 4-х обязательных нормативов комплекса ГТО.

Таблица 4 - Распределение студентов по тестам при выполнении 3-х из 4-х обязательных нормативов комплекса ГТО (количество человек/в процентах)_

Пол Бег 100м Бег 2/3 км Силовой тест Наклон вперед Всего

девушки 16/7,5 14/6,5 184/85 2/1 216

юноши 54/22,5 73/30,5 79/33 34/14 240

Из таблицы следует, что основное препятствие для получения знака отличия у девушек силовой тест. У юношей распределение трудных для выполнения тестов происходит более равномерно.

Таким образом, проводя анализ результатов выполнения нормативов комплекса ГТО по трудности их выполнения, можно определить уровень их сложности для внесения соответствующих коррективов в учебные планы физической подготовки студентов.

Однако, уровень сложности теста может быть изменен при смене нормативных требований комплекса ГТО. Причем сделать это можно не только по объективным показателям, а субъективным причинам. Приведем пример с тестом на выносливости комплекса ГТО.

2. Оценка надежности теста на выносливость. Надежность показателей выносливости можно оценить методом параллельных форм (когда выполняются разные по форме тесты, оценивающие один и тот же вид выносливости). Тестом на выносливость в комплексе ГТО для студентов является бег на 2 км у девушек и 3 км у юношей, в котором решающую роль играют возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. По форме он близок к 12-минутному беговому тесту Купера. Тест Купера, по нашему мнению, наиболее оптимален для определения аэробных возможностей организма. Купер вывел зависимость аэробной подготовленности основанной на максимальном потреблении кислорода (МПК) от преодоленного расстояния и дал характеристики зон сопротивляемости организма внешним условиям. М.А. Годик в разделе о надежности тестов на выносливость в книге «Спортивная метрология» (1982) на странице 198 пишет: «коэффициент корреляции между МПК и бегом в течение 12 минут оказался равным 0,90.Это дает основание считать батарею тестов «беговой тест плюс измерение МПК» надежной». Мы пересчитали результаты для бега на 2 и 3 км для студентов 18-20 лет в соответствие с таблицей Купера (см. таблицу 5).

Таблица 5 - Оценка аэробной возможности организма (выведена на основе теста Купера)

Степень подготовленности Девушки бег на 2 км (мин) Юноши бег на 3 км (мин)

очень плохо 15,00 мин и хуже 18,00 мин и хуже

плохо 14,59-12,35 17,59-16,31

удовлетворительно 12,35-11,35 16,30-14,30

хорошо 11,35-10,25 14,29-13,10

отлично 10,25-9,45 13,09-12,00

превосходно 9,45 Лучше 12,00

В 2018 году вступили в силу обновленные нормативы Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Новые критерии составлены по итогам анализа сдачи нормативов за 2014-16 годы. Новые положения были одобрены ведущими спортивными вузами страны. Нам непонятно, почему нормативы комплекса ГТО 2018 года у юношей в беге на 3 км остались адекватными тесту Купера (бронза и серебро - при хорошем уровне подготовленности, золото - при отличном), а у девушек нет? Норматив комплекса 2014 года на бронзовый и серебряный знаки в беге на 2 км, как и у юношей, соответствовал хорошей степени подготовленности по таблице Купера (11.35 минут и 11.15),а золотой знак - отличной подготовленности (10.30 мин.). Проведя оценку выносливости, руководствуясь таблицей 3, мы видим, что норматив комплекса 2018 года на бронзовый знак у девушек (13.10 мин.) можно выполнить, обладая плохой степенью подготовленности и находясь в зоне риска со следующими характеристиками: пониженные функциональные возможности основных систем организма; низкая работоспособность, слабая физическая подготовленность; резервных мощностей основных функций недостаточно для сопротивления при изменяющихся условиях. Соответственно серебряный знак девушки получают при удовлетворительной степени подготовленности и золотой - при хорошей подготовленности.

Нам представляется, что в этом случае, статистическое увеличение количества выполнивших нормативы комплекса ГТО на знаки отличия вряд ли решит его главную зада-

чу - укрепление здоровья подрастающего поколения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенный подход к анализу результатов спортивных мероприятий по сдаче норм комплекса ГТО позволяет дифференцировать тесты комплекса ГТО по трудности их выполнения студентами. Что в свою очередь, поможет преподавателям физической культуры скорректировать планы физической подготовки не только для учебных групп, но и отдельных студентов. Такой подход, несомненно, поможет увеличить количество студентов сдавших нормативы комплекса ГТО на знаки отличия.

Уровень сложности выполнения нормативов комплекса ГТО должен базироваться не на доступности его выполнения, а на соответствии развития двигательных качеств возрастным нормам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айдаров, Р. А. Уровень выполнения обязательных тестов комплекса ГТО студентами разных курсов и перспективные направления решения данной проблемы / Р.А. Айдаров, И.С. Ихса-нов, Н.Х. Гжемская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 9-14.

2. Эффективность выполнения обязательных испытаний комплекса ГТО студентами вуза / А.В. Воронков, И.Н. Никулин, А.В. Посохов, М.С. Коренева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 6. - С. 15-17.

3. Шивринская, С.Е. Оценка готовности студентов первокурсников классического университета к выполнению требований ВФСК ГТО / С.Е. Шивринская // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 25-27.

REFERENCES

1. Aidarov R.A., Ihsanov I.S. and Gzhemskaya, N.Kh. (2017), "Level of performance of mandatory tests of GTO complex by students of different courses and promising directions of solving this problem", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 9-14.

2. Voronkov A.V., Nikulin, I.N., Posokhov, A.V. and Koreneva, M.S. (2017), "The effectiveness of the mandatory testing of the GTO complex by university students", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 15-17.

3. Shivrinskaya, S.E. (2017), "Assessment of the readiness of first-year students of a classical university to fulfill the requirements of the All-Russian Higher School of Economics TRP", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 25-27.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2020

УДК 796.01:316

ОСОБЕННОСТИ СТРАН, РАЗВИВАЮЩИХ ДИСЦИПЛИНУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЫЖКИ НА БАТУТЕ»

Станислав Анатольевич Гаранин, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Юрьевич Кусков, бакалавр, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск

Аннотация

Научная новизна работы состоит в выявлении социологических и культурологических особенностей стран, развивающих вид спорта «прыжки на батуте». В статье анализируется вопрос о том, как представлены на чемпионате мира по прыжкам на батуте различные части света, численность населения в этих странах, степень благополучия этих стран по таким критериям как ожидаемая продолжительность жизни, грамотность, образование и уровень жизни населения. Показывается место России по этим критериям среди других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.