Научная статья на тему 'Сравнительный анализ нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени'

Сравнительный анализ нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
198
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО / МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / TRP COMPLEX / REGULATORY REQUIREMENTS OF THE TRP COMPLEX TESTS / MOTIVATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галанова Светлана Сергеевна

Введение. В настоящее время в общеобразовательные организации внедрен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее комплекс ГТО). Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о слабой мотивации участников к подготовке и выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО, о низком уровне физической подготовленности школьников. Самые низкие результаты наблюдаются при выполнении нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени. Цель исследования на основе сравнительного анализа нормативных требований испытаний комплекса ГТО и примерных образовательных программ определить причины низкой результативности выполнения обучающимися нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени. Методика и организация исследования проведен анализ научной литературы по результатам выполнения нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени и сравнительный анализ нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени с нормативами, разработанными в соответствии с примерными программами по физической культуре (авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич). Результаты исследования и их обсуждение. Данные официальной статистики и многочисленных исследований свидетельствуют о низкой результативности подготовки школьников к выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени. Однако, школьник, который выполняет нормативы испытаний, предусмотренных программой по физической культуре, в полной степени является подготовленным для выполнения нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени на знаки отличия. На наш взгляд в качестве основной причины, обуславливающей появление этого противоречия, следует назвать низкий уровень (либо вообще её отсутствие) мотивации школьников 11-12 лет к подготовке и выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени, что диктует необходимость её учёта, как одной из возрастных особенностей, при организации и разработке программно-методического обеспечения этих процессов. Выводы. Основной причиной низких показателей выполнения нормативных требований комплекса ГТО III ступени является отсутствие мотивации школьников, что диктует необходимость её учёта, как одной из возрастных особенностей, при организации и разработке программно-методического обеспечения этих процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галанова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of regulatory requirements for testing students’ level of being "Ready for labour and defense" (III stage)

Introduction. Currently the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for labor and defense» (also known as the GTO complex) has been introduced in comprehensive educational institutions. The results of the numerous studies show that students’ motivation to prepare and fulfill the regulatory requirements of the testing in GTO complex is low, and the level of their physical fitness is low as well. The school students trying out for the 3rd stage of GTO have showed the lowest results. The purpose of the study is to figure out the reasons for poor performance of school students fulfilling the 3rd stage of GTO complex, which involves comparative analysis of the regulatory requirements for testing the GTO complex and examples of the educational programs. The methodology and organization of the study analysis of the scientific sources have all been carried out based on the results of fulfilling the regulatory requirements for the 3rd stage of GTO complex by school students. Regulatory requirements for testing the complex of the 3rd stage of GTO for school students were analyzed and compared with the standards developed in accordance with the basic programs for physical education (authors: V.I. Lyakh, A.A. Zdanevich). Research results and discussion. The data of official statistics and numerous studies indicate low effectiveness of preparation of school students for fulfilling the regulatory requirements for testing the complex of the 3rd stage. However, the student who fulfills the standards of the tests included in physical education program is fully prepared to fulfill the regulatory requirements of the testing for the third-level GTO complex for merit badge. In our opinion, the main reason for the emergence of this contradiction is low level or complete absence of motivation to prepare and fulfill the regulatory requirements for testing the GTO complex of stage III, shown by schoolchildren of 11-12 years old, as a result, motivation has to be taken into consideration as one of the age-related features in organization and development of methodological support for these processes. Conclusions. The main reason for low level of compliance with the regulatory requirements of the third-level GTO complex is lack of motivation demonstrated by schoolchildren, which dictates the need to take it into account, as one of the age-related characteristics, in organization and development of methodological basis for these processes.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени»

14. Sukys, S., Cesnaitiene, V.J., Emeljanovas, A., Mieziene, B., Valantine, I., Ossowski, Z.M. (2019) "Reasons and Barriers for university students' leisure-time physical activity: Moderating effect of health education", Perceptual and Motor Skills, 126 (6), pp. 1084-1100.

Контактная информация: grarook@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2020

УДК 372.879.6

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО III СТУПЕНИ

Светлана Сергеевна Галанова, аспирантка, Чайковский государственный институт физической культуры

Аннотация

Введение. В настоящее время в общеобразовательные организации внедрен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее - комплекс ГТО). Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о слабой мотивации участников к подготовке и выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО, о низком уровне физической подготовленности школьников. Самые низкие результаты наблюдаются при выполнении нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени. Цель исследования - на основе сравнительного анализа нормативных требований испытаний комплекса ГТО и примерных образовательных программ определить причины низкой результативности выполнения обучающимися нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени. Методика и организация исследования - проведен анализ научной литературы по результатам выполнения нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени и сравнительный анализ нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени с нормативами, разработанными в соответствии с примерными программами по физической культуре (авторы: В.И. Лях, А. А. Зданевич). Результаты исследования и их обсуждение. Данные официальной статистики и многочисленных исследований свидетельствуют о низкой результативности подготовки школьников к выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени. Однако, школьник, который выполняет нормативы испытаний, предусмотренных программой по физической культуре, в полной степени является подготовленным для выполнения нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени на знаки отличия. На наш взгляд в качестве основной причины, обуславливающей появление этого противоречия, следует назвать низкий уровень (либо вообще её отсутствие) мотивации школьников 11-12 лет к подготовке и выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени, что диктует необходимость её учёта, как одной из возрастных особенностей, при организации и разработке программно-методического обеспечения этих процессов.

Выводы. Основной причиной низких показателей выполнения нормативных требований комплекса ГТО III ступени является отсутствие мотивации школьников, что диктует необходимость её учёта, как одной из возрастных особенностей, при организации и разработке программно-методического обеспечения этих процессов.

Ключевые слова: комплекс ГТО, нормативные требования испытаний комплекса ГТО, мотивация школьников.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p77-83

COMPARATIVE ANALYSIS OF REGULATORY REQUIREMENTS FOR TESTING STUDENTS' LEVEL OF BEING "READY FOR LABOUR AND DEFENSE" (III

STAGE)

Svetlana Sergeevna Galanava, the post-graduate student, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture

Abstract

Introduction. Currently the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for labor and defense» (also known as the GTO complex) has been introduced in comprehensive educational institutions.

The results of the numerous studies show that students' motivation to prepare and fulfill the regulatory requirements of the testing in GTO complex is low, and the level of their physical fitness is low as well. The school students trying out for the 3rd stage of GTO have showed the lowest results. The purpose of the study is to figure out the reasons for poor performance of school students fulfilling the 3rd stage of GTO complex, which involves comparative analysis of the regulatory requirements for testing the GTO complex and examples of the educational programs. The methodology and organization of the study analysis of the scientific sources have all been carried out based on the results of fulfilling the regulatory requirements for the 3rd stage of GTO complex by school students. Regulatory requirements for testing the complex of the 3rd stage of GTO for school students were analyzed and compared with the standards developed in accordance with the basic programs for physical education (authors: V.I. Lyakh, A.A. Zdanevich). Research results and discussion. The data of official statistics and numerous studies indicate low effectiveness of preparation of school students for fulfilling the regulatory requirements for testing the complex of the 3rd stage. However, the student who fulfills the standards of the tests included in physical education program is fully prepared to fulfill the regulatory requirements of the testing for the third-level GTO complex for merit badge. In our opinion, the main reason for the emergence of this contradiction is low level or complete absence of motivation to prepare and fulfill the regulatory requirements for testing the GTO complex of stage III, shown by schoolchildren of 11-12 years old, as a result, motivation has to be taken into consideration as one of the age-related features in organization and development of methodological support for these processes.

Conclusions. The main reason for low level of compliance with the regulatory requirements of the third-level GTO complex is lack of motivation demonstrated by schoolchildren, which dictates the need to take it into account, as one of the age-related characteristics, in organization and development of methodological basis for these processes.

Keywords: TRP complex, regulatory requirements of the TRP complex tests, motivation of students.

В Российской Федерации с 2014 года возрожден и реализуется Всероссийский физ-культурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее - комплекс ГТО), целью которого является «... повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения» [10].

Обязательным элементом реализации комплекса ГТО является система оценки его результативности, позволяющая осуществлять сравнительный анализ достижений как по возрастному (ступени комплекса ГТО), так и по гендерному признаку, а также по территориальному признаку (в различных субъектах Российской Федерации).

К сожалению, результаты многочисленных исследований свидетельствуют о слабой мотивации участников к подготовке и выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО, о низком уровне физической подготовленности различных категорий населения, о несоответствии части нормативных требований испытаний комплекса ГТО существующему уровню физической подготовленности населения [7 и др.].

В качестве подтверждения этого факта приведём результаты исследования, проведенного в Краснодаре, где выборка школьников составила 1899 человек (960 мальчиков и юношей и 939 девочек и девушек). Авторы исследования вынуждены были констатировать, что «... Фактический уровень готовности школьников мужского пола к выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО на знак отличия (как минимум бронзовый) весьма низок и составляет, в среднем, 16,0%. ... От ступени к ступени происходит варьирование количества способных выполнить нормативы комплекса ГТО: наименьшее количество приходится на II и III ступени (соответственно, 13,0 и 13,5%), наибольшее - на I ступень (21,6%). ... Количество представительниц женского пола, способных выполнить нормативные требования испытаний комплекса ГТО на знак отличия, . составляет, в среднем, 27,2%. ... Наименьшее количество выполнивших нормативы на знак отличия приходится на III и V ступени (соответственно, 19,2 и 21,2%), наибольшее - на I и IV ступени (соответственно, 37,7 и 28,1%)» [1].

Полученные результаты лишь подтверждают данные статистической отчётности, опубликованной на официальном сайте Министерства спорта Российской Федерации, согласно которым именно среди школьников 5-6 классов, что соответствует III ступени комплекса ГТО наблюдаются самые низкие результаты выполнения нормативных требований испытаний комплекса ГТО [6].

На эту же тенденцию обратил внимание Э.А. Зюрин с соавторами. Согласно полученными ими данных: «...Из общего числа обследованных (65658 учащихся 5-6 классов) выполнить нормативы испытаний комплекса ГТО в состоянии только 17% испытуемых (мальчиков и девочек), а уровень физического состояния большинства школьников РФ данной возрастной группы (в среднем до 80%) оценивается как «ниже среднего» и «низкий»» [4]. Больше половины девочек и мальчиков 11-12 лет, по результатам исследования В.В. Шурыгиной, А.И. Гильманшиной, Д.Г. Чистяковой, не в состоянии выполнить нормативы комплекса ГТО III ступени [9].

В своей работе М.И. Хамитов ссылается на данные М.В. Томиловой, согласно которым : «... по результатам тестирования среди учащейся молодежи 11 - 15 лет в рамках Единой декады ГТО ... из общего числа школьников (5 280 372 человек), приняли участие в выполнении нормативных требований испытаний чуть более 620 тысяч школьников (11,7%). Необходимое количество нормативов испытаний смогли выполнить лишь 29 519 детей (4,8% от числа детей принявших участие)» [8].

Что касается выполнения конкретных нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени, то согласно представленным в научно-методической литературе данным:

- с испытаниями, связанными с проявлением скоростных возможностей школьников, предусмотренными школьной программой справляются 81,5% мальчиков и 81,5% девочек, тогда как нормативные требования испытания, предусмотренного программой комплекса ГТО III ступени не выполняют 64,1% от общего числа участников-мальчиков и 70,1% от общего числа участников-девочек;

- с испытаниями, связанными с проявлением силовых возможностей школьников, предусмотренными школьной программой справляются 73,5% мальчиков и 66,2% девочек, тогда как нормативные требования испытания, предусмотренного программой комплекса ГТО III ступени не выполняют 53,7% от общего числа участников-мальчиков и 59,2% от общего числа участников-девочек;

- самые низкие результаты выявлены при прохождении испытаний, связанных с проявлением скоростно-силовых способностей, с ним не справились 67,8% мальчиков и 77,4% девочек.

- с испытаниями, связанными с проявлением выносливости школьников, предусмотренными школьной программой справляются 86,0% мальчиков и 80,1% девочек, тогда как нормативные требования испытания, предусмотренного программой комплекса ГТО III ступени не выполняют 52,6% от общего числа участников-мальчиков и 65,1% от общего числа участников-девочек;

- с испытаниями, связанными с проявлением гибкости школьников, предусмотренными школьной программой справляются практически все школьники, именно поэтому нормативные требования испытания, предусмотренного программой комплекса ГТО III ступени, выполнили 93,4% мальчиков и 95,7% девочек.

Данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что показатели физической подготовленности школьников 11-12 лет нашей страны находятся на весьма низком уровне, который не позволяет им успешно выполнить нормативные требования испытаний комплекса ГТО III ступени [2, 4, 6, 8 и др.].

Ряд учёных, сравнивая показатели выполнения нормативных требований испытаний комплекса ГТО на других его ступенях с требованиями, предъявляемыми программами по физической культуре соответствующего уровня образования, делают вывод о изначально

«завышенных» требованиях комплекса ГТО, что не способствует их успешному выполнению [3, 5].

Для того чтобы исключить подобную аргументацию при подготовке школьников к выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени сравним имеющиеся нормативные требования испытаний комплекса ГТО III ступени с нормативами, разработанными в соответствии с примерными программами по физической культуре (авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич) (таблица 1).

Сравнительный анализ нормативных требований позволяет констатировать, что существенные различия в диапазонах результатов выполнения контрольных испытаний наблюдаются далеко не во всех контрольных испытаниях, а по целому ряду контрольных испытаний комплекса ГТО III ступени нормативные требования даже ниже, чем требования школьной программы.

Так, например, в беге на 30м нормативы для 6-ых классов такие же и даже сложнее, чем в ВФСК ГТО (например, мальчику 6-го класса необходимо пробежать 30 м за 5,0с, чтобы получить «5», в то время как, пробежав за 5,1 с., можно выполнить норматив комплекса ГТО III ступени на золотой знак отличия).

Таблица 1 - Нормативные требования испытаний комплекса ГТО III ступени и нормативные требования примерных программ по физической культуре авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич)_

Мальчики Девочки

Испытания (тесты) Уровень сложности

бронза серебро золото бронза серебро золото

«3» «4» «5» «3» «4» «5»

Бег на 30м (с)

ВФСК ГТО 5,7 5,5 5,1 6,0 5,8 5,3

Примерная 2018 6,5/6,2 6,0/5,8 5,7/5,5 6,6/6,5 6,2/6,1 5,9/5,8

программа по ФК 2017 6,3/6,0 5,7/5,5 5,2/5,0 6,4/6,2 5,9/5,7 5,6/5,4

Бег на 60м (с)

ВФСК ГТО 10,9 10,4 9,5 11,3 10,9 10,1

Примерная 2018 11,3/11,1 10,5/10,2 10,2/9,8 11,5/11,3 11,0/10,7 10,3/10,0

программа по ФК 2017 11,3/11,2 10,8/10,5 10,2/9,7 11,5/11,3 11,0/10,8 10,4/10,2

Бег на 2000м ( мин, с)

ВФСК ГТО 11.10 10.20 9.20 13.00 12.10 10.40

Примерная 2018 Без учета времени

программа по ФК 2017 - - - - - -

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)

ВФСК ГТО 3 4 7

Примерная 2018 3/4 5/6 7/8

программа по ФК 2017 1/1 2/3 4/5

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см (количество раз)

ВФСК ГТО 11 15 23 9 11 17

Примерная 2018

программа по ФК 2017 - - - 4/4 11/12 16/17

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)

ВФСК ГТО 13 18 28 7 9 14

Примерная 2018 7/10 12/15 17/20 3/5 8/10 12/15

программа по ФК 2017 5/5 12/12 18/20 4/5 8/9 13/14

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см)

ВФСК ГТО +3 +5 +9 +4 +6 +13

Примерная 2018 сидя

программа по ФК 2017 +2 +7 +10 +4/+5 +9/+10 +15/+16

Челночный бег 3*10м (с)

ВФСК ГТО 9,0 8,7 7,9 9,4 9,1 8,2

Примерная 2018 4* 9м

программа по ФК 2017 9,7/9,3 9,1/8,9 8,5/8,4 10,2/10,1 9,5/9,4 8,9/8,8

Прыжок в длину с места толком двумя ногами (см)

ВФСК ГТО 150 160 180 135 145 165

Примерная программа по ФК 2018 135/145 155/165 170/175 130/140 150/155 160/165

2017 130/140 150/160 180/185 120/130 135/145 165/170

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин.)

ВФСК ГТО 32 36 46 28 30 40

Примерная программа по ФК 2018 20/25 30/35 35/40 15/20 20/30 30/35

2017 15/20 25/30 35/40 10/15 15/20 20/25

Бег на лыжах на 2 км (мин, с)

ВФСК ГТО 14.10 13.50 12.30 15.00 14.40 13.30

Примерная программа по ФК 15.00/ 14.30 14.30/ 14.00 14.00/ 13.30 18.00/ 15.00 15.00/ 14.30 14.30/ 14.00

Такая же ситуация и в беге на 60 м.

Наиболее сложным испытанием для школьников 5-6 классов является бег на 2000 м, в программах по физической культуре это испытание либо вообще отсутствует (присутствует бег на 1000 м), либо выполняется без учета времени.

Нормативные требования относительно контрольных испытаний «Подтягивание из виса на высокой перекладине» и «Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине» практически одинаковы, преимуществом комплекса ГТО является наличие альтернативы для мальчиков, которые могут выбирать из двух вариантов контрольного испытания (для этого предусмотрены соответствующие нормативные требования).

Что касается контрольного испытания «Сгибания и разгибания рук в упоре лежа», то нормативные требования комплекса ГТО для мальчиков выше чем в программах по физической культуре, а для девочек - ниже (например, девочке 6-го класса на оценку «5» в школе это двигательное действие нужно выполнить 15 раз, а для получения золотого знака отличия при выполнении испытания в комплексе ГТО достаточно 14 раз).

Нормативные требования испытаний «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» и «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» практически идентичны.

Отличается дистанция и, соответственно, нормативные требования, относительно контрольного испытания «Челночный бег». Так, в комплексе ГТО представлен вариант этого испытания в виде 3*10м, а программах по физической культуре - 4*9 м.

Таким образом, только нормативные требования двух контрольных испытаний комплекса ГТО: «Поднимание туловища из положения лежа на спине» и «Бег на лыжах на 2 км» являются значительно выше, чем нормативные требования программ по физической культуре.

С учётом того, что для выполнения нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени на знак отличия можно выполнить не все виды испытаний (на золотой знак отличия достаточно выполнить 8 испытаний, а на серебряный и бронзовый - 7), а школьник имеет право выбора этих испытаний (то есть может выбрать те, к выполнению которых он наиболее подготовлен), то можно сделать вывод о том, что школьник, который выполняет нормативные требования контрольных испытаний, предусмотренных программой по физической культуре, в полной степени является подготовленным для выполнения нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени на знаки отличия.

Тем парадоксальней выглядят данные официальной статистики и многочисленных исследований, о которых упоминалось ранее в тексте работы, свидетельствующие о низкой результативности подготовки школьников к выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени.

На наш взгляд в качестве основной причины, обуславливающей появление этого противоречия, следует назвать низкий уровень (либо вообще её отсутствие) мотивации школьников 11-12 лет к подготовке и выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени, что диктует необходимость её учёта, как одной из возрастных особенностей, при организации и разработке программно-методического обеспечения этих процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Готовность школьников города Краснодара к выполнению «Обновленных» нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / С.П. Аршинник, Н.А. Амбарцумян, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко, В.И. Тхорев // Ученые записки университета Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С .13-19.

2. Березина, Л.А. Оптимизация двигательной активности учащихся 5-х классов к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО / Л.А. Березина, Д.Н. Немытов, В.В. Вавилов // Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. -Т. 14. - № 1. - С. 141-146.

3. Галанова, С.С. Сравнительный анализ нормативов Советского комплекса ГТО 1972 года и ВФСК «ГТО» 2014 года (для обучающихся 11-12 лет) / С.С. Галанова // Физическая культура и здоровье молодежи : XV Всероссийская научно-практическая конференция, 28 марта 2019 г. - СПб., 2019. - С. 80-83.

4. Исследование результативности выполнения нормативов ВФСК ГТО I-VI ступени как фактора, определяющего физическую подготовленность детей, подростков и студенческой молодежи Российской Федерации / Э.А. Зюрин, Н.В. Масягина, В.А. Куренцов, Е.Н. Бобкова // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 5. - С. 43-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Калинина, Н.Е. Сравнительный анализ структуры комплексов «Готов к труду и обороне» 1972 и 2014 годов / Н.Е. Калинина, В.С. Якимович, М.Н. Жегалова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 68-72.

6. Сведения о реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) за 2018 год. (Приложение № 2 приказа Минспорта России от 27.02.2019 № 169 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за 2018 год» - URL : https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/Svedeniya-o-realizacii-GTO-za-2018.pdf (дата обращения: 01.01.2020).

7. Тагильцева, Ю.Р. Система формирования положительной мотивации и пропаганда здорового образа жизни в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне!» / Ю.Р. Тагильцева // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 1. - С. 96-99.

8. Хамитов, М.И. Оценка эффективности методики подготовки школьников к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО / М.И. Хамитов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - № 2. - С. 107-116.

9. Шурыгина, В.В. Физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) с позиций формирования и укрепления здоровья школьников / В.В. Шурыгина, А.И. Гильман-шина, Д.Г. Чистякова // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 3. - С. 226-237.

10. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» - URL : https://www.minsport.gov.ru/documents/orders/29073 (дата обращения: 01.01.2020).

REFERENCES

1. Arshinnik, S.P., Ambartsumyan, N.A., Dudka, G.N., Malashenko, K.V. and Tkhorev, V.I. (2017), "Readiness of schoolchildren in the city of Krasnodar to fulfill the Updated standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex 'Ready for Labor and Defense' (TRP)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (151), pp.13-19.

2. Berezina, L.A., Nemytov, D.N. and Vavilov, V.V. (2019), "Optimization of the motor activity of students of 5th grades to fulfill the regulatory requirements of the VFSK GTO", Pedagogical-psychological and biomedical problems of physical education and sport, Vol. 14, No. 1, pp. 141-146.

3. Galanova, S.S. (2019), "Comparative analysis of the standards of the Soviet complex of TRP of 1972 and the All-Russian Federal Competition Complex TRP of 2014 (for children aged 11-12)", Physical Culture and Youth Health: XVAll-Russian Scientific and Practical Conference, March 28, 2019, St. Petersburg, pp. 80-83.

4. Zyurin, E.A., Masyagina, N.V., Kurentsov, V.A. and Bobkova, E.N. (2017), "The study of the effectiveness of fulfilling the standards of the All-Union State Pedagogical Committee of the TRP I-VI level as a factor determining the physical fitness of children, teenagers and students of the Russian Federation", Bulletin of sports science, No. 5, pp. 43-47.

5. Kalinina, N.E., Yakimovich, V.S. and Zhegalova, M.N. (2015), "Comparative analysis of the structure of the "Ready for Labor and Defense" complexes of 1972 and 2014", Uchenye zapiski universiteta

imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (122), pp. 68-72.

6. Information on the implementation of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) for 2018. (Appendix No. 2 of the order of the Ministry of Sports of Russia dated 02.27.2019 No. 169 "On approval of the forms of federal statistical observation for 2018", available at: https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/Svedeniya-o-realizacii- GTO-za-2018.pdf.

7. Tagiltseva, Yu.R. (2015), "The system of creating positive motivation and promotion of a healthy lifestyle within the All-Union Social Insurance Fund "Ready for labor and defense", Pedagogical education in Russia, No. 1, pp. 96-99.

8. Khamitov, M.I. (2017), "Evaluation of the effectiveness of the methodology for preparing schoolchildren to fulfill the standards of the fourth stage of the TRP complex", Pedagogical-psychological and biomedical problems ofphysical culture and sport, Vol. 12, No. 2, pp. 107-116.

9. Shurygina, V.V., Gilmanshina A.I. and Chistyakova, D.G. (2015), "The fitness center "Ready for labor and defense" (TRP) from the standpoint of development and strengthening of schoolchildren's health", Modern problems of science and education, No. 3, pp. 226-237.

10. Decree of the President of the Russian Federation dated March 24, 2014 No. 172 "On the All-Russian Physical Culture and Sports Complex «Ready for Labor and Defense» (TRP)", available at: https://www.minsport.gov.ru/documents/orders/29073.

Контактная информация: lana.galanova.92@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2020

УДК 796.89

ИМПУЛЬС СИЛЫ - НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АРМРЕСТЛИНГОМ

Иван Иванович Гетманский, доцент, Анастасия Александровна Махнутина,

магистрант, Уральский государственный университет путей сообщения,

г. Екатеринбург

Аннотация

Анализ научно-методической литературы и наш собственный педагогический опыт, позволяет предположить, что в армспорте эффективность соревновательной деятельности (помимо развития таких качеств как быстрота и сила) во многом зависит от умения найти правильный вектор приложения импульса силы. Понятие «импульс силы» мы понимаем как меру воздействия силы на тело за данный промежуток времени. Продуктивность «импульса силы» во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, а также от объема мышечной массы, которую спортсмен сумел задействовать при выполнении мышечного усилия (в импульсе силы рукоборец задействует порядка 80% мышц своего тела).

Ключевые слова: армспорт, быстрота сила, скорость, импульс, импульс силы, реакция, мышцы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p83-85

FORCE IMPULSE IS INTEGRAL ELEMENT OF IMPROVING ATHLETES PERFORMANCE IN ARM WRESTLING Ivan Ivanovich Getmansky, the senior lecturer, Anastasia Aleksandrovna Makhutina, the

master student, Urals State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

The analysis of the scientific and methodological literature and our own pedagogical experience suggest that in armsport the effectiveness of competitive activity (in addition to developing such qualities as speed and strength) depends largely on the ability to find the right vector for applying the force impulse. We understand the concept of "force impulse" as a measure of the impact of force on the body over a given period of time. The productivity of "momentum" is largely dependent on the level of development of speed, power, and the amount of muscle mass that the athlete was able to use to perform muscular exertion (pulse

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.