день с одного вида деятельности на другой способствует более быстрому восстановлению функционального состояния центральной нервной системы к утру следующего дня.
Выв оды
1. Производительный труд, связанный с холодной обработкой металла — слесарные и станочные работы на металлорежущих станках продолжительностью не свыше 4 часов для учащихся 9-х классов (15—16 лет) и 6 часов для школьников 10—11-х классов (17—• 19 лет), — при хорошей организации работы не вызывает резкого снижения работоспособности, а наблюдаемые сдвиги в реакциях не выходят за пределы физиологических.
2. Сравнение труда учащихся в общих цехах заводов, в учебных цехах и на учебно-производственных участках указывает на ряд преимуществ в организации производственного обучения и производительного труда в специальных цехах и на выделенных участках в отношении гигиенических условий работы, плотности ее и равномерности нагрузки. Наиболее благоприятной является плотность 65—75% для основной работы.
3. Дни производственного обучения и производительного труда целесообразно чередовать с днями учебных занятий, а не проводить их подряд.
ЛИТЕРАТУРА
Альбицкая Е. Ф., Горкин 3. Д., Карминский М. С. и др. Гиг. и сан., 1958, № 9, стр. 35,—К рапивинцева С. И., Артамонов В. Н., Галец-кая О. И Там же, 1960, №9, стр. 110,—M и х а й л о в а Л. В., Усищ ев а Ц. Л. Там же, 1959, №8, стр. 32,—Р у т т е н б у р г С. О., Цибина М. Г. Труды научной сессии Ленинградец, ин-та гигиены труда и профзаболеваний, посвящ. итогам работы за 1956 г. Б. М., 1958, стр. 198.—Сапожникова Р. Г., Попова H M Гиг и сан., 1960, № 8, стр. 27.
Поступила 31/1 1961 г.
ROUTINE SCHEDULE OF WORK AND ITS ORGANIZATION FOR THE SECONDARY SCHOOL 9—lllh GRADE UNDERGRADUATES COMBINING STUDY WITH WORK IN METAL-WORKING INDUSTRY
L. V. Michailova, Candidate of Medical Sciences Ts. L. Usishcheva, Candidate of Medical Sciences
The authors note that with the training of undergraduates started in special industrial training sections and shops more favorable conditions were attained in respect to the organization of work and of its routine schedule, general conditions and the actual training of undergraduates than in common work shops, where the individual instruction method is apt to predominate. The dynamics of the working capacity and the shifts of certain physiological reactions in undergraduates in the course of the week indicate the advantages of interchanging work with classes rather every other day than every third day.
•b■ Ъ it
РОЛЬ ОТКРЫТЫХ ВОДОЕМОВ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В ЭПИДЕМИОЛОГИИ САЛМОНЕЛЛЕЗОВ
Научный сотрудник И. Ф. Ярмолик Из Саратовского института сельской гигиены
В последние годы отмечается значительное увеличение количества заболеваний и пищевых токсикоинфекций салмонеллезной этиологии (Е. С. Красницкая, В. А. Арбузова, С. Ф. Казакова и др.).
3* 35
Причиной пищевых токсикоинфекций в большинстве случаев было употребление в пищу мяса, мясных изделий, молока и яиц водоплавающей птицы.
Учитывая, что в сельской местности открытые водоемы широко используются не только для питьевых, хозяйственно-бытовых и технических целей, а также для водопоя скота и разведения водоплавающей птицы, мы считали необходимым заняться изучением их роли в распространении салмонеллезных заболеваний. В литературе имеется лишь незначительное количество работ, указывающих на возможность передачи салмонеллезной инфекции среди людей, животных и водоплавающей птицы водным путем (И. В. Шур, Л. Д. Жданова и др.).
Несмотря на то что описан ряд заболеваний, причиной которых явилось употребление воды, загрязненной салмонеллами от животных и водоплавающих птиц, или яиц и мяса (И. В. Шур, В. М. Попугайло, Н. В. Шантаренко и др.), вопрос о роли открытых водоемов как путей распространения салмонеллезов среди людей, до настоящего времени остается неясным. Настоящая работа имела целью изучить роль открытых водоемов сельской местности в распространении салмонеллезных заболеваний. В связи с этим было проведено исследование воды 27 открытых водоемов в 12 районах Саратовской области. В качестве контроля обследовали фермы, в которых никогда заболевания среди птиц и животных не отмечались.
Всего было отобрано и исследовано 77 проб воды, 68 проб донных отложений, а также 787 проб помета уток, 133 пробы выделений телят, 80 утиных яиц и 20 тушек уток. Помимо обычного химико-бактериологического анализа, воду исследовали также на наличие патогенных микробов кишечной группы.
В данной работе были применены метод Березова и метод фильтрации в сочетании с реакцией преципитации с гаптеном, ориентировочной реакцией агглютинации и высокоэлективными плотными и жидкими питательными средами с тетратионатом бромкрезолпурпуром (среда ЧБКТ) и бриллиантгрюном (среда ЧБГТ).
Помет птиц, выделения телят, донные отложения и др. исследовали по общепринятой методике, но с применением тетратионатовых сред.
Вода изучаемых нами водоемов в большинстве случаев по химическим и бактериологическим показателям характеризовалась как значительно загрязненная и имела коли-титр от 0,004 до 0,00004, количество микробов—'В пределах десятков и сотен тысяч в 1 мл.
В результате исследования 196 проб помета уток, отобранных на ферме совхоза У., в 9 (5,1%) случаях были выделены микробы группы салмонелла (в 8 случаях — бактерии Бреслау, в одном случае — бактерии Гейдельберга и в одном—бактерии Гертнера). Указаний на наличие неблагополучия по салмонеллезной инфекции на данной ферме мы не имели.
Однако весной 1960 г. в инфекционную больницу с диагнозом пищевого отравления был доставлен рабочий указанного совхоза Р., 22 лет, который заболел после употребления в пищу 2 сырых утиных яиц, взятых с птицефермы совхоза. Из фекалий больного Р. были выделены палочки Бреслау. В одном яйце из 10 исследованных, отобранных на указанной ферме, нами также была обнаружена палочка Бреслау. При . исследовании 3 тушек уток в 2 из крови и органов были выделены в одном случае бактерии Бреслау, а в другом — бактерии Гертнера.
Из воды и донных отложений пруда совхоза У., который используют для разведения водоплавающей птицы, были выделены бактерии Бреслау и Гейдельберга. Выделенные культуры были типичны по биохимическим и серологическим свойствам. Обращало на себя внимание обнаружение значительного количества в воде, донных отложениях и помете уток атипичных паратифозных культур, а также культур кишечных, па-
ракишечных палочек, фекалис алкалигенес, обладающих способностью агглютинироваться сыворотками Бреслау и Гертнера. Некоторые из этих атипичных культур, выделенных из воды и донных отложений, были вирулентны и вызывали гибель мышей на 1—2-е сутки при внутрибрю-шинном введении 500 млн. микробных тел.
Большое количество типичных и атипичных культур выделяли из воды и донных отложений лишь в летний период, когда пруд был непро-точным.
В осенний и весенний периоды из воды и донных отложений выделяли преимущественно атипичные культуры, в то время как в по-мете уток главным образом обнаруживали типичные культуры. Таким образом, обнаружение атипичных и параагглютинирующихся культур в воде и донных отложениях водоема, несомненно, указывало на большую обсемененность водоема микробами группы салмонелла и имело большое эпидемиологическое значение. На основании полученных данных можно заключить, что водоем совхоза У. являлся путем, по которому салмонеллезная инфекция распространялась среди уток. Утиные яйца были причиной возникновения пищевой токсикоинфекции у рабочего Р.
Не меньший интерес в эпидемиологическом отношении представляла утиная ферма совхоза К.
В июне 1960 г. в городе имел место случай пищевой токсикоинфекции, вызванный употреблением утиных яиц, поступивших из Ершовского района. Из рвотных масс и фекалий пострадавших, госпитализированных в различные больницы Саратова, были выделены бактерии Бреслау.
При проведении обследований 3 крупных утиных ферм, принадлежащих различным совхозам указанного района и являющихся главными поставщиками утиных яиц, было выяснено, что неблагополучным по салмонеллезным заболеваниям являлся совхоз К. В этом совхозе из крови и органов павшей утки, а также в 2 из 20 исследованных проб помета уток были выделены бактерии Бреслау. Из воды и донных отложений водоема, которым пользовались утки, выделяли в большом количестве атипичные паратифозные микробы, а также кишечные и паракишечные палочки, агглютинирующиеся сывороткой Бреслау, некоторые из них при введении мышам оказались вирулентными.
Итак, в 2 случаях (в совхозах У. и К.) была установлена связь между имевшими место пищевыми отравлениями, вызванными употреблением в пищу утиных яиц, и определенными хозяйствами в районах области, оказавшимися неблагополучными по салмонеллезной инфекции.
В водоемах колхозов С. и К-, вода которых используется для водопоя животных, в том числе и свиней, а также для разведения водоплавающей птицы, были выделены культуры, которые ферментировали лактозу с образованием кислоты и газа (на 2—3-й день), однако стойко сохраняли способность давать агглютинацию с паратифозными сыворотками.
Культуры, выделенные из пруда колхозов С., агглютинировали с сывороткой салмонеллы Суипестифер в разведении 1 : 16 000, а также с монорецепторными О-сыворотками VI, VII и Н-сыворотками с и 1,5, культуры из пруда колхоза К. — с сывороткой салмонеллы Гертнера 1 : 400, а также с монорецепторными сыворотками О—IX и Н—«др». Реакция преципитации с гаптеном этих культур и соответствующими преципитирующими сыворотками была положительной.
На основании результатов изучения указанных культур мы считали возможным отнести их в первом случае к салмонеллам Суипестифер, а во втором — к салмонеллам Дублин. Указаний на наличие неблагополучия по салмонеллезным инфекциям на данных фермах мы не имели.
Однако из проб мяса и органов свиней, птиц (колхоз С.) и телят (колхоз К ) были выделены аналогичные культуры микробов группы салмонелла, типичные по биохимическим и серологическим свойствам, относящиеся также к салмонеллам Суипестифер и Дублин.
На основании приведенных данных можно заключить о распространении салмонеллезной инфекции среди животных ферм С. и К. водным путем.
В прудовой воде, донных отложениях и помете уток колхозов Р. и 3., в которых наблюдалось неблагополучие по салмонеллезной инфекции среди уток и гусей, были выделены в большом количестве атипичные паратифозные культуры, агглютинирующиеся сывороткой Бреслау в разведениях от 1:100 до 1:800, но имеющие те или иные отклонения по биохимическим свойствам.
Необходимо отметить, что в первом случае воду исследовали в период, когда утки водоемом не пользовались около 2 месяцев, а во втором случае — уже в конце эпидемии.
Таким образом, в хозяйствах, где были заболевания среди уток, с момента которых прошел длительный срок, выделение атипичных культур из воды, донных отложений и помета уток подтверждало наличие ранее имевших место паратифозных заболеваний среди водоплавающей птицы.
Несколько своеобразны бьГли пути распространения салмонеллезной инфекции на ферме совхоза Кр. Из водоема, донных отложений и помета уток также выделяли культуры микробов группы салмонелла, дающие отклонения по биохимическим свойствам, но агглютинирующиеся только с сывороткой Бреслау (1:100). Реакция преципитации с гаптеном этих культур и преципитирующей сывороткой Бреслау была положительной. На этой ферме наблюдали случаи заболеваний среди уток, а из органов и крови павших утят выделяли бактерии Бреслау. Утята никакого контакта с взрослыми утками не имели, но были выведены из яиц, полученных с этой фермы. В данном случае заражение утят могло произойти лишь через утиные яйца. Таким образом, водоем совхоза Кр. являлся путем распространения салмонеллезной инфекции среди взрослых уток. В результате использования инфицированных яиц от этих уток для выведения молодняка наблюдались заболевания среди утят, вызванные бактериями Бреслау.
При отсутствии клинически выраженных заболеваний среди уток (совхоз В., колхоз Кз. и др.) в проточных водоемах (речки Караман, Широкий Карамыш, Двоенка и др.) микробов группы салмонелла как типичных, так и атипичных мы не обнаруживали. В тех хозяйствах, где ранее паратифозных заболеваний среди животных и водоплавающей птицы не отмечалось, носительства салмонелл у уток не было установлено.
Что касается других возбудителей кишечных инфекций, в частности условно патогенной группы, то в воде и донных отложениях озера крупного птицесовхоза Е., используемого для разведения водоплавающей птицы, в помете уток и выделениях телят были обнаружены бактерии Моргана I группы А (Аг).
В результате изучения биохимических и серологических свойств путем применения прямой и перекрестной реакции агглютинации с живой культурой и кипяченым 2 часа антигеном с 7 моргановскими сыворотками, специально приготовленными от типовых штаммов бактерий Моргана ЦИЭМ (А), А2, Аз и В), и от штаммов, выделенных из воды, помета уток и выделений телят, была установлена серологическая идентичность выделенных культур.
Водоем птицесовхоза Е. являлся путем распространения морганов-ской инфекции среди уток, а также телят. Заражение телят могло осу-
шествляться лишь через воду, так как телята никакого контакта с утками не имели, а только пользовались водой, которую им привозили из этого водоема.
Таким образом, мы получили вполне убедительные данные о роли открытых сельских водоемов в распространении салмонеллезной инфекции среди водоплавающей птицы и животных в 3 совхозах и 4 колхозах Саратовской области и моргановской инфекции — в одном пти-цесовхозе. Случаи обнаружения среди водоплавающей птицы, телят, свиней, а также в воде и донных отложениях используемых открытых водоемов палочек Бреслау, Гейдельберга, Суипестифер, Дублин должны обратить на себя особое внимание вследствие возможности инфицирования этими микробами мяса и органов водоплавающей птицы и животных.
Инфицирование пищевых продуктов микробами салмонелла может также происходить при использовании зараженной воды для мытья тары, оборудования, при приготовлении молочных продуктов и т. д.
Считаем необходимым указать, что из примененных нами методов выделения салмонелл метод Березова вследствие своей простоты и эффективности был более удобен для использования в сельской местности, а поэтому может быть рекомендован районным санитарно-эпидемиологическим станциям.
Выводы
1. Выявлена связь между случаями пищевых токсикоинфекций, вызванных употреблением в пищу утиных яиц, и определенными хозяйствами в районах области, оказавшимися неблагополучными по салмонеллезной инфекции.
2. В воде и донных отложениях некоторых открытых водоемов, используемых в сельской местности для водопоя животных и разведения водоплавающей птицы, обнаруживали типичные и атипичные микробы группы салмонелла. На этих же фермах выявляли салмонеллез-ные заболевания среди уток, а также телят и других животных, подтвержденные клиническими и бактериологическими исследованиями. Выделенные из воды, донных отложений, уток, телят, свиней культуры относились к салмонеллам Бреслау, Гейдельберга, Дублин и Суипестифер.
3. На фермах, где не было салмонеллезных заболеваний среди животных и водоплавающей птицы и где водоемы были проточными, в воде и донных отложениях микробов группы салмонелла не выделяли.
4. Полученные нами данные подтверждали возможность передачи салмонеллезной инфекции водным путем.
5. В целях профилактики заболеваний и пищевых токсикоинфекций, вызываемых микробами группы салмонелла, необходимо:
а) обратить внимание медицинских и ветеринарных работников на улучшение санитарного состояния открытых водоемов в сельской местности и обеззараживание воды, используемой для питьевых и хозяйственно-бытовых целей местным населением;
б) осуществлять систематический контроль за качеством воды указанных водоемов.
ЛИТЕРАТУРА
Арбузова В. А. Журн. микробиол., эпидемиол. и иммунобиол., 1960, № 6, стр. 124.—Жданова Л. Д. В кн.: Вопросы краевой патологии. Ташкент, 1955, в. 6, стр. 43.—К азакова С. Ф. Труды Саратовск. ин-та гигиены и проф. патологии, 1959, в. 5, стр. 305.—К расницкая Е. С. Гиг. и сан., 1959, № 4, стр. 30.—О р л о в Н. И. Пищевые отравления и их профилактика. М., 1952.—Попугайло В М., Шанта-р е н к о И. В. Гнг. и сан., 1953, № 2, стр. 46.—X арабковская Г. Н. Журн. микро-
биол., эпидемиол. и иммунобнол., 1938, № 2, стр. 105.—Шур И. В. Пищевые токсикоин-фекции паратифозного характера. М,—1953.—Я р м о л и к И. Ф. Тезисы докл. 8-й научной конференции молодых специалистов Московск. научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены, 1960, стр. 95.
Поступила 23/111 1961 г.
THE ROLE OF OPEN WATER RESERVOIRS IN RURAL DISTRICTS IN THE EPIDEMIOLOGY OF SALMONELLOSES
I. F. Yarmolick, Scientific Collaborator
In the course of the investigation of 27 open water reservoirs in a rural district typical and atypical microorganisms of Salmonella group were discovered in their water and in bottom depostis. The bacteria cultures isolated from the water, the bottom deposits and the excrements of ducks, calfs and pigs were identified as Salmonella Bres-lau, Heidelberg. Dublin and Suispestifer. On farms, where the animals and fowl were free from Salmonella infection or there were running water ponds, no microorgnisms of Salmonella group were isolated from the water and bottom deposits.
In order to prevent animal infections and food toxinfections caused by the Salmonella group, the attention of local medical and veterinary workers should be drawn to the necessity of improving the sanitary conditions of open water reservoirs in villages and to forbidding the use of water from the mentioned reservoirs for drinking and do mtstic purposec without its preliminary treatment.
ir -if if