РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА DOI 10.54220finis.1991-0525.2023.77.4.005 Кузнецов Н.Г.,
д.э.н., профессор РГЭУ (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected] Цепилова Е.С.,
д.э.н., профессор,
Сочинский государственный университет г. Сочи, Россия
E-mail: [email protected]
РОЛЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА
В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РФ
JEL classification: Н32, Z32 Аннотация
Актуальность работы определена необходимостью анализа и совершенствования инструментов развития туризма и индустрии гостеприимства в РФ для достижения целей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Цель статьи состоит в научном поиске новых векторов развития туризма и индустрии гостеприимства через анализ такого уже применяемого инструмента, как особые экономические зоны турист-ско-рекреационного типа (далее - ОЭЗ ТРТ).
Структура работы определена целью исследования и включает: подробный анализ результатов деятельности и эффективности ОЭЗ ТРТ по отчётам Счётной палаты РФ и по отчётам Минэкономразвития РФ за 2019-2021 гг., анализ перспектив возможных законодательных изменений в отношении ОЭЗ; оценку объема уплаченных налогов и используемых налоговых льгот, полученных резидентами ОЭЗ ТРТ; авторские наработки по совершенствованию этого инструмента развития туризма и индустрии гостеприимства.
Методологической основой работы являются принципы региональной экономики, экономики туризма и налоговой политики государства. Для написания работы использовался контент-анализ правовой базы, научных работ, информационные и отчетные материалы Министерства экономического развития РФ, Счётной палаты РФ, АО «Особые экономические зоны», АО «КАВКАЗ.РФ», размещенные на их официальных порталах по состоянию на декабрь 2022 г.
В результате выявлено, что на текущий момент не достигнуты цели создания отечественных ОЭЗ туристско-рекреационного типа; налоговые льготы не являются решающими для туристского бизнеса, более существенны развитие инфраструктуры и транспортная доступность конкретной дестинации.
Научная значимость работы заключается в проведенном авторами анализе актуальных показателей деятельности ОЭЗ ТРТ, в том числе налоговых льгот и налоговых платежей.
Ключевые слова: туризм, особая экономическая зона, туристско-рекреа-ционная зона, ОЭЗ ТРТ, фискальные инструменты, налоговые льготы, налоговое стимулирование.
N.G. Kuznetsov, E.S. Tsepilova
THE ROLE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES OF TOURIST AND RECREATIONAL TYPE IN THE DEVELOPMENT OF TOURISM AND THE HOSPITALITY INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation
The relevance of the paper is determined by the necessity to analyze and improve the tools for the development of tourism and the hospitality industry in the Russian Federation to achieve the goals of the national project "Tourism and the Hospitality industry".
The purpose of the article is to scientifically search for new vectors of development of tourism and the hospitality industry through the analysis of such an already used tool as special economic zones of tourist and recreational type (SEZ TRT).
The structure of the paper is determined by the purpose of the study and includes: a detailed analysis of the results of the activities and effectiveness of the SEZ TRT according to the reports of the Accounts Chamber of the Russian Federation and the reports of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation for 2019-2021, an analysis of the prospects for possible legislative changes in relation to the SEZ; an assessment of the amount of taxes paid and tax benefits used received by residents of the SEZ TRT; author's work on improving this a tool for the development of tourism and the hospitality industry.
The methodological basis of the work is the principles of regional economy, tourism economy and state tax policy. Content analysis of the legal framework, scientific papers, information and reporting materials of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the Accounts Chamber of the Russian Federation, JSC "Special Economic Zones", JSC "CAUCASUS" were used to write the paper, posted on their official portals as of December 2022.
As a result, it was revealed that at the moment the goals of creating domestic tourist-recreational SEZ have not been achieved; tax benefits are not decisive for the tourist business, infrastructure development and transport accessibility of a particular destination are more significant. The scientific significance of the work lies in the analysis conducted by the author of the actual performance indicators of the SEZ TRT, including tax benefits and tax payments.
Keywords: tourism, special economic zone, tourist and recreational zone, SEZ TRT, fiscal instruments, tax benefits, tax incentives.
Введение
Одними из важнейших преференций особых экономических зон туристско-
рекреационного типа являются предоставляемые их резидентам налоговые льготы (по налогам и страховым взносам), применение которых снижает налоговую нагрузку резидентов, но приводит одновременно к выпадающим доходам бюджетов и внебюджетных фондов на срок до 10 лет их действия. Соответственно, возникает вопрос об экономической целесообразности таких льгот.
Материалы и методы исследования
При подготовке работы использована законодательная база ОЭЗ ТРТ (Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»), информационные и отчетные материалы Министерства экономического развития РФ, Счётной палаты РФ, АО «Особые экономические зоны», АО «КАВКАЗ.РФ», размещенные на их официальных порталах по состоянию на декабрь 2022 г. Методологически работа основывается на принципах региональной экономики, экономики туризма и налоговой политики государства.
Применение метода компаративного анализа с привлечением данных ретроспективных исследований, проведенных нами ранее, позволило выявить ряд ключевых закономерностей функционирования российских ОЭЗ ТРТ [1], а также обозначить проблематику налогового стимулирования туристской деятельности [2].
С. Дай в своем исследовании выявил, что в Китае в стимулировании инвестирования в научно-исследовательскую деятельность в экономике впечатлений, к которым относится и туризм, более выражена роль налоговых льгот, чем прямых субсидий [3, с. 124].
Результаты исследования
По состоянию на ноябрь 2022 г. в России действовало «45 ОЭЗ (26 промыш-ленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 2 портовые и 10 туристско-рек-реационных)» [4].
Эффективность преференциальных режимов, в т.ч. ОЭЗ ТРТ, за весь период их деятельности, согласно отчётам Счётной палаты РФ, следующая (табл. 1).
Таблица 1 - Выводы из отчётов Счётной палаты РФ относительно эффективности
Проверяемый период Выводы аудиторов Счётной палаты РФ
2005-2015. Негативные выводы о работе ОЭЗ, после чего был введен временный мораторий на их создание: АО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) проводило «высокорискованные финансовые операции»; инвестировало в заранее убыточные проекты [5]
2016 Механизм функционирования ОЭЗ неэффективен [6]
2017 «Используемые показатели не позволяют оценить рост ... туризма, доступность санаторно-курортной сферы.» [7]
2018 «Осуществляемая оценка эффективности функционирования ОЭЗ ТРТ не отражает реальных результатов деятельности» [8]
2019 Создание ОЭЗ не способствовало существенному развитию регионов, в которых они действуют
2020 «Налоговыми преференциями предприятия компенсировали издержки на оплату больших затрат» [9]
Источник: составлено Цепиловой Е.С. по данным отчётов Счётной палаты РФ.
Вышеобозначенные выводы Счётной палаты РФ требуют реформирования этого института регионального развития.
В настоящее время зарегистрированы 10 зон туристско-рекреационного типа, резидентами которых являлись 90 компаний; «резидентами ОЭЗ ТРТ накопленным итогом создано более 1,8 тыс. рабочих мест, осуществлено 15,4 млрд рублей ин-
вестиций, объем выручки составил 3,6 млрд рублей, уплачено 1,1 млрд рублей налоговых, таможенных платежей и отчислений в государственные внебюджетные фонды» [12].
Характеристика деятельности ОЭЗ ТРТ по состоянию на 31.12.2021 приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Характеристика ОЭЗ туристско-рекреационного типа на 31.12.2021 и за период с начала функционирования
ч
со О О
ч о и
д 8 О
со
о 8 8 а и
ЗН
8 8 а
О
ё а
а
&
л
£
3
о
4 8
Ь" 8 В
03
*
О
4 о 8
8 £
О. (-1
СЗ
ч о и
8
3 ч 8 оз
О -
и 3
5 «
о
8
О ^ 8
со 8 и И а 8
О ^
и
о Й и я
§ сЗ § к
х 3 8 8
Й ч а и н
о м О 8 8 8 8 Й
и о,
§ Е?
& Я
й 2
(Г 8
^ £
« ^
в 2
оз в
о и о а о н о
03
и 8
.и
сЗ Ч СЗ
Ё5 8 о
ч о
8 &
03 8
сЗ Ю
со ^
О а ЕД 8
^ И Л 8
СО
ч о
8 &
03 8
58 со
а
и
3
2 «
4 & о
8 сЗ ^ &
И
Н 8
о а
ч
<и и
& *
а 8
Ч
и Д Ю
О
л 8 8
оз
*
О
« й : 8
К '■^т
£ а
8 О 8 8
ЁЗ
5 8 о
ч о
8
6
03 8
сЗ
со
и 8
со
03
а
5 8 8 8 8 Н о
03
и 8 8
а 8
Ч
8 О 8 2 8 оз и
.5 ®
ю ^
О
8 8 О 8 8
« Й О 8
и ^^
а. сз
Ч 2 ю и н о Ч
03
а о
й й л с
- 8
- £ -* * й а & к й
£ а о
£3 й
8 ^
Е
оз 8
Д 8
о ад
¡г
Ю Ч
сЗ 03
х Из
3 8
И сЗ
^ 'О'
ю
^
а 8
Ч
я и
и сЗ
2 §
ю |
и сЗ
Й §
£ &
8 8
оз о
£ 8
а 8
5 и
8 я
^ ^
со^
О сЗ
(ч е
0 Й
1 £
в £
Е О
^^ о
ю ^
о а
/-V го
о О М «
£¡3
о ^ л
сЗ
Н "
сЗ
и о 8
5 8
3
8 _
4 оз О 8
сЗ
« и
со СО О
из н о о
8 «
8 Н И
03
со л
4
03
^ И"
я 2
и ^
О )8
ИТОГО нарастающим итогом на 31.12.2021
41
757,1
178,7
9761,8
10507,1
341
78,4/ 80,5
96,7
91,6
Справочно нарастающим итогом на 31.12.2020
40
519,37
173,67
2846,87
10166,27
286
-2 / 26,53
75
89
1
1
Справочно нарастающим итогом на 31.12.2019 40 2 384,36 169,06 2281,83 9958,33 240 49,36 / 21,2 72 84
1. ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», 2007 48,9 71,8
2. ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», 2007 88,1 97
3. ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала», 2007 61,2 44,4
4. ОЭЗ ТРТ «Завидово», 2015 93,3 92,8
Туристический кластер «Курорты Северного Кавказа»
ИТОГО на 31.12.2021 40 1 2386,9 11077 4700,8 5334,9 1506 574,4 / 78 78,1 56,3
Справочно нарастающим итогом на 31.12.2020 39 1 1645,64 0 3125,19 22616,05 996 385,79/ 86,75 47 55
Справочно нарастающим итогом на 31.12.2019 35 0 1288,71 10603,79 2332,93 528,15 1131 567,93/ 197,9 94 85
5. ОЭЗ ТРТ «Архыз», 2010 100 95,3
6. ОЭЗ ТРТ «Ведучи», 2011 98,1 74,7
7. ОЭЗ ТРТ «Эльбрус», 2010 29,8 22,9
8. ОЭЗ ТРТ «Армхи» и «Цори», 2011 61,3 57,3
9. ОЭЗ ТРТ «Мамисон», 2010, 2019 1.4 2,4
10. ОЭЗ ТРТ «Матлас», 2010 11,4 45,0
Источник: составлено Цепиловой Е.С. по [13].
Показатели в таблице 2 размещены и 2021 гг. и по отдельным показателям за
нарастающим итогом на конец 2019, 2020 каждый отчетный год. Как видим из таб-
лицы 2, результаты оценки эффективности функционирования ОЭЗ ТРТ за 2021 год выше, чем за 2020 год и за допандемийный
2019 год (в том числе по индикаторам, имеющим вклад в достижение национальных целей, таким как объем выручки, количество созданных рабочих мест организациями, являющимися субъектами МСП и (или) индивидуальными предпринимателями, а также по показателю уплаченных налогов). За 2021 год среди всех десяти ОЭЗ туристско-рекреационного типа лидерами по эффективности признаны: «Бирюзовая Катунь» (97 %), «Архыз» (95,3 %), «Завидово» (92,8 %),«Ведучи» (74,7 %); самый низкий показатель за 2021 год у «Мамисон» (2,4 %), но она была воссоздана только в 2019 г., и за
2020 год у неё вообще не подсчитыва-лись показатели; пока это самая депрессивная из зон.
В отношении факторов, влияющих на эффективность работы зоны, отметим следующее. ОЭЗ ТРТ «Завидово», созданная позже всех, в 2015 г., и располагающая самой маленькой площадью, имеет третий по значимости показатель с начала функционирования - 93,3 %; преференцией этой зоны является близость к двум крупнейшим городам РФ: Москве и Санкт-Петербургу, а соответственно, возможность быстро добраться до неё туристам. Такие ОЭЗ ТРТ, как «Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», «Ворота Байкала», созданы в Восточной Сибири и на Алтае, поэтому их транспортная доступность снижена. Транспортная инфраструктура зон в СКФО также невысока ввиду того, что они расположены в гористой местности.
Обсуждение
Исследование зарубежного опыта показало, что меры налогового стимулирования не являются ключевыми для инвесторов в целом и налогового стимулирования деятельности в ОЭЗ в частности: налоговые преференции, с одной стороны, не являясь основным стимулом для потенци-
альных резидентов ОЭЗ, косвенно способствуют принятию решений; с другой стороны, они имеют свои недостатки, поскольку некоторые отрасли промышленности выстраивают схемы транзакций исключительно для получения выгоды путем налоговой оптимизации. Так, опрос, проведенный индонезийским исследователем, показал, что некоторые инвесторы даже утверждают, что налоговые стимулы не являются приоритетом при принятии решений, так как бюрократия, административные процессы и верховенство закона также влияют на них при принятии решений [14].
Традиционно российские ученые [15] к регулирующим инструментам региональной политики относят меры налогового стимулирования. Несомненно, льготное налогообложение и таможенные преференции, которые предоставляются резидентам ОЭЗ, являются их традиционной формой поддержки со стороны государства и приводят к снижению эффективной налоговой нагрузки. Для корректности выводов необходимо сопоставить объем уплаченных резидентами налогов и предоставленных им налоговых льгот (табл. 3).
Объем используемых резидентами льгот по уплате страховых взносов, объем таможенных платежей и льгот по их уплате не отмечены ввиду их нулевых значений за истекшие периоды.
Совокупный результат воздействия мер налогового стимулирования, положительный для плательщика, вместе с административными и таможенными преференциями способствует росту заинтересованности бизнеса в инвестициях на территории ОЭЗ. В регионах с действующими ОЭЗ возникают дополнительные налоговые возможности, т.к. они выигрывают в налоговой конкуренции. Меры налогового стимулирования могут быть весьма действенны в региональной политике, активизируя деловую активность в регионе локации ОЭЗ, имея цель роста налогового потенциала.
Таблица 3 - Объем налогов (за вычетом НДС) и используемых налоговых льгот, полученных резидентами за период с начала функционирования зон по 31.12.2021 по ОЭЗ ТРТ (кроме туркластера), млн руб.
' " ———Отчётный год 2018 2019 2020 2021 ИТОГО
Показатель " -—-—
Объем налогов, уплаченных в бюджеты 36,7 49,36 -2 78,4 -
всех уровней, за весь период по конец от-
четного года
Объем налогов, уплаченных в бюджеты 7,7 21,2 26,53 80,5 135,93
всех уровней, за отчётный год
Объем страховых взносов, уплаченных 18,15 138,29 176 52,0 -
резидентами ОЭЗ и управляющей компа-
нией ОЭЗ, за весь период по конец отчет-
ного года
Объем страховых взносов, уплаченных 4,3 27,0 42 227,9 301,2
резидентами ОЭЗ и управляющей компа-
нией ОЭЗ, за отчётный год
Налоговые льготы в части, зачисляемой в 0 0 0 11,1 -
федеральный бюджет за весь период по
конец отчетного года
Налоговые льготы в части, зачисляемой в 0 0 0 0 0
федеральный бюджет за отчётный год
Налоговые льготы в части, зачисляемой в 10,55 25,53 28 100,3 -
региональный бюджет за весь период по
конец отчетного года
Налоговые льготы в части, зачисляемой в 3,5 10,0 0 72,8 86,3
региональный и местный бюджет за от-
четный год
Источник: составлено Цепиловой Е.С. по [13].
Заключение
Представленное исследование показало, что динамичнее развиваются зоны с развитой транспортной инфраструктурой (ОЭЗ ТРТ «Архыз», ОЭЗ ТРТ «Завидово»). В целом пока цели создания ОЭЗ ТРТ не достигнуты.
Для совершенствования налогового стимулирования ОЭЗ ТРТ как инструмента развития туризма и индустрии гостеприимства необходимо следующее (дифференцированно для каждой из зон):
- установление для резидентов более длительного периода налоговых льгот при условии достижения существенного объема инвестиций;
- увязка льгот по страховым взносам с динамикой создания новых рабочих мест.
В целом можно сделать общий вывод, что ОЭЗ ТРТ - одни из многих инструментов региональной политики, но они не в состоянии решать все задачи ре-
гионального развития. Для раскрытия их потенциала требуется время, так как в мировой практике эффект от преференциальных режимов оценивается через 10-15 лет.
Меры налогового стимулирования, выполняя задачу по привлечению инвесторов в ОЭЗ, усиливают и обостряют противоречия, обусловленные самой природой налога (в конфликт вступают его фискальная и стимулирующая функции). Реализуя стимулирующую функцию, их эффективное применение должно способствовать расширению налоговой базы, что является проявлением фискальной функции налога. Меры налогового стимулирования в целом рассматриваются как дополняющие макроэкономическую ситуацию, так как помимо них важны неналоговые инструменты: легкость выдачи разрешений на приобретение земли и иммиграционных разрешений, обеспечение инфраструктуры, прозрачные правила государственного контроля и другие важные ин-
ституциональные условия, основанные на характеристиках экономической зоны и ее типе. Так как в РФ большая часть ОЭЗ ТРТ создана преимущественно в регионах с высокой долей бюджетных трансфертов, то возможно нарастание диспропорции в уровне экономического развития между регионами их размещения, что требует совершенствования мер налогового стимулирования особых экономических зон ту-ристско-рекреационного типа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Цепилова Е.С. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа и туристско-рекреационные кластеры как инструменты развития туризма // Финансовые исследования. - 2021. -№ 3 (72). - С. 80-91.
2. Цепилова Е.С. Особенности налогового регулирования экономики впечатлений на примере индустрии туризма // Экономика. Налоги. Право. -2022. - № 15 (2). - С. 128-137. -DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-2-128-137.
3. Дай Сяофэн. Налоговые льготы и субсидии как инструменты развития экономики впечатлений: китайский опыт // Экономика. Налоги. Право. - 2022. -№ 15 (2). - С. 117-127. - DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-2-117-127.
4. Особые экономические зоны / Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.economy. gov.ru/material/directi o ns/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_t erritoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/ (дата обращения: 26.11.2022).
5. Отчёт Счётной палаты Российской Федерации. - URL: hlzxwaeqw81llk92aca5 pqsg36es4cmu.pdf (ach.gov.ru) (дата обращения: 27.11.2022).
6. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности функционирования особых экономических зон в 2016 году». Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 марта 2017 г. № 15К (1160)).
7. Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности использования бюджетных
ассигнований федерального бюджета при создании и функционировании в 2017 году особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"». Решение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21 сентября 2018 года № 45К (1266).
8. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ практики применения преференциальных режимов, действующих на территории Российской Федерации, с точки зрения их влияния на экономический рост и соответствия заявленным целям». 2020. - URL: d22daa028b1854b51b99c9d2927c2e06.pdf (ach.gov.ru) (дата обращения: 30.11.2022).
9. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизма установления и функционирования преференциальных режимов как инструмента социально-экономического развития и внешнеэкономической политики». Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 21 декабря 2021 года.
10. Законопроект № 67170-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части механизмов создания и схемы управления особыми экономическими зонами, а также упрощения порядка получения статуса резидента особой экономической зоны)». -URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/67170-8?ysclid=lbp0lnjek362179155 (дата обращения: 28.11.2022).
11. Крючкова Е. В ОЭЗ станет меньше разнообразия. - URL: https://www. kommersant.ru/doc/5195475? from=doc_vrez (дата обращения: 30.11.2022).
12. ОЭЗ туристско-рекреационного типа / Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.economy. gov.ru/material/directi o ns/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_t erritoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_t
uristsko_rekreacionnogo_tipa/ (дата обращения: 03.12.2022).
13. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2021 год и за период с начала функционирования особых экономических зон; Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2020 год и за период с начала функционирования особых экономических зон; Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2019 год и за период с начала функционирования особых экономических зон / Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.economy. gov.ru/material/directi o ns/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya _territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/otc hety (дата обращения: 24.11.2022).
14. Rosdiana H., Inayati, Tambunan M. Reinventing Fiscal Policy on a Quintuple Helix Perspective Toward Indonesia-World Maritime Interaction: A Case in Batam Free Trade Zone and Lamongan, Indonesia // Sustainable Future for Human Security. -Singapore: Springer Nature Pte Ltd., 2017. -P. 127-143.
15. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.
16. Приложение № 12 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизма установления и функционирования преференциальных режимов как инструмента социально-экономического развития и внешнеэкономической политики». Меры поддержки в разрезе преференциальных режимов. 22 февраля 2022 г. - URL: https://ach.gov.ru/checks/prefregime (дата обращения: 04.12.2022).
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Tsepilova E.S. Special economic zones of tourist-recreational type and tourist-recreational clusters as instruments of tourism development // Financial research. - 2021. -№ 3 (72). - P. 80-91.
2. Tsepilova E.S. Features of tax regulation of the economy of impressions on the example of the tourism industry // Economy. Taxes. Law. - 2022. - № 15 (2). - Pp. 128-
137. - DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-2-128-137.
3. Dai Xiaofeng. Tax incentives and subsidies as tools for developing the impression economy: the Chinese experience // Economy. Taxes. Law. - 2022. - № 15 (2). -P. 117-127. - DOI: 10.26794/1999-849X 2022-15-2-117-127.
4. Special Economic Zones / Ministry of Economic Development of the Russian Federation. - URL: https://www.economy. gov.ru/material/directions/regionalnoe_razviti e/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ek onomicheskie_zony / (accessed: 11/26/2022).
5. Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation. - URL: hlzxwaeqw8 1llk92aca5pqsg36es4cmu.pdf (ach.gov.ru) (accessed: 11.27.2022).
6. Report on the results of the expert-analytical event «Analysis of the effectiveness of the functioning of special economic zones in 2016». Approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation (Protocol No. 15K (1160) dated March 24, 2017).
7. Report on the results of the expert-analytical event «Monitoring the effectiveness of the use of budget allocations of the federal budget during the creation and operation in 2017 of special economic zones created in accordance with Federal Law No. 116-FZ of July 22, 2005 «On Special Economic Zones in the Russian Federation»». Decision of the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation No. 45K (1266) dated September 21, 2018.
8. Report on the results of the expert-analytical event «Analysis of the practice of applying preferential regimes operating on the territory of the Russian Federation in terms of their impact on economic growth and compliance with the stated goals». 2020. - URL: d22daa028b1854b51b99c9d2927c2e06.pdf (ach.gov.ru) (accessed: 11.30.2022).
9. Report on the results of the expert-analytical event «Analysis of the mechanism of establishment and functioning of preferential regimes as an instrument of socioeconomic development and foreign economic policy». Approved by the Board of the Ac-
counts Chamber of the Russian Federation on December 21, 2021.
10. Draft Law No. 67170-8 «On Amendments to the Federal Law «On Special Economic Zones in the Russian Federation», Certain Legislative Acts of the Russian Federation and the Invalidation of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation (regarding the Mechanisms for Creating and Managing special Economic Zones, as well as simplifying the Procedure for Obtaining the Status of a Resident of a special economic zone)». - URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/67170-8?ysclid=lbp0lnjek3 62179155 (accessed: 11.28.2022).
11. Kryuchkova E. There will be less diversity in the SEZ. - URL: https://www. kommersant.ru/doc/5195475? from=doc_vrez (accessed: 11.30.2022).
12. SEZ of tourist and recreational type / Ministry of Economic Development of the Russian Federation. - URL: https://www. economy. gov.ru/materi al/directi ons/regional noe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/ osobye_ekonomicheskie_zony/oez_turistsko_ rekreacionnogo_tipa / (accessed: 03.12.2022).
13. Report on the results of the functioning of special economic zones for 2021 and for the period since the beginning of the functioning of special economic zones; Report on the results of the functioning of special economic zones for 2020 and for the period since the beginning of the functioning of
special economic zones; Report on the results of the functioning of special economic zones for 2019 and for the period since the beginning of the functioning of special economic zones zones / Ministry of Economic Development of the Russian Federation. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directio ns/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya _territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/otc hety (accessed: 11.24.2022).
14. Rosdiana H., Inayati, Tambunan M. Reinventing Fiscal Policy on a Quintuple Helix Perspective Towards Indonesia-World Maritime Interaction: A Case in Batam Free Trade Zone and Lamongan, Indonesia // Sustainable Future for Human Security. -Singapore: Springer Nature Pte Ltd., 2017. -P. 127-143.
15. Granberg A.G. Fundamentals of Regional Economics: textbook for Universities. - Moscow: Higher School of Economics, 2000.
16. Appendix No. 12 to the report on the results of the expert-analytical event «Analysis of the mechanism for establishing and functioning of preferential regimes as an instrument of socio-economic development and foreign economic policy». Support measures in the context of preferential regimes. February 22, 2022. - URL: https://ach.gov.ru/checks/prefregime (accessed: 04.12.2022).