РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Цепилова Е.С.,
д.э.н., профессор
Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия
ИГСУРАНХиГС, г. Москва, Россия E-mail: elenatcepilova@mail. ru
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА И ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
JEL classification: Z32, L83
Аннотация
Актуальность работы обусловлена необходимостью анализа существующих и поиска новых инструментов развития туризма в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Цель представленной статьи - исследование таких применяемых инструментов развития туризма, как особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) и туристско-рекреационные кластеры (ТР-кластеры).
Структура работы обусловлена последовательным решением задач, определенных исходя из поставленной цели исследования, включая: характеристику туристской отрасли по кодам ОКВЭД-2, доли в экономических показателях и региональном разрезе; подробный анализ результатов деятельности и эффективности ОЭЗ ТРТ; характеристику текущих результатов деятельности состояния туристско-рекреационных кластеров.
Методологической основой работы являются принципы экономики индустрии гостеприимства и экономики впечатлений. Использовался контент-анализ правовой базы и научных работ, экономико-статистический анализ динамики пока-зателейразвития за 2007-2020 гг.
В результате выявлено, что на современном этапе цели создания отечественных
ОЭЗ туристско-рекреационного типа не достигнуты, а туристско-рекреационные кластеры являются более гибким инструментом развития территории, нежели ОЭЗ ТРТ.
Научная значимость исследования заключается в проведенном автором сравнительном анализе ОЭЗ туристско-рекреационного типа и туристско-рекреационных кластеров, что будет способствовать развитию индустрии гостеприимства.
Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, особая экономическая зона, туристско-рекреационная зона, ОЭЗ ТРТ, туристский кластер, оценка эффективности, налоговые льготы.
E.S. Tsepilova
SPECIAL ECONOMIC ZONES OF TOURIST AND RECREATIONAL TYPE AND TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTERS AS TOOLS FOR TOURISM DEVELOPMENT
Abstract
The relevance of the work is due to the need to analyze existing and search for new tools for tourism development within the framework of the national project "Tourism and the hospitality industry". The presented article is aimed at studying such applied tools of tourism development as special economic zones of tourist and recreational type (SEZ TRT) and tourist and recreational clusters (TR clusters). The structure of the work is due to the consistent solution of the tasks defined based on the set goal of the study, including: the characteristics of the tourism industry according to the OKVED-2 codes, the share in economic indicators and the regional context; a detailed analysis of the results of the activity and efficiency of the SEZ TRT; the characteristics of the current results of the state of tourist and recreational clusters. The methodological basis of the work is the principles of the economy of the hospitality industry and the economy of impressions; we used content analysis of the legal framework and scientific papers, economic and statistical analysis of the dynamics of development indicators for 2007-2020. As a result, it is revealed that at
the present stage, the goals of creating domestic tourist-recreational SEZs have not been achieved, and tourist-recreational clusters are a more flexible tool for the development of the territory than the TRT SEZ. The scientific significance of the study lies in the comparative analysis of tourist-recreational SEZS and tourist-recreational clusters carried out by the author, which will contribute to the development of the hospitality industry.
Keywords: tourism, hospitality industry, special economic zone, tourist and recreational zone, SEZ TRT, tourist cluster, efficiency assessment, tax exemptions.
Введение
Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», который осуществляется Правительством РФ в соответствии с поручением Президента РФ, состоит из трех федеральных проектов, направленных на: комплексное развитие туристической инфраструктуры, расширение спроса на туристские продукты, сокращение административных барьеров и дальнейшее совершенствование отраслевого законодательства.
Индустрия гостеприимства генерирует сложносоставной продукт, предоставляемый одновременно разными структурами. При этом часть его является доминирующей в создании спроса и удовлетворении запросов потребителей, другая часть - поддерживающей, формируя общую потребительскую ценность. Для этой отрасли характерно наличие сложных цепочек ценностей, а в каждом из звеньев может находиться большое число участников. Туризм стимулирует развитие более 50 смежных отраслей экономики и имеет существенное социальное значение, создавая новые рабочие места, и способствует росту качества жизни в регионах.
Представляется актуальным рассмотрение таких применяемых в РФ инструментов развития туризма, как особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (далее - ОЭЗ ТРТ) и туристско-рекреационные кластеры (далее - ТР-кластеры). Они создаются с целью привлечения отечественных и иностран-
ных инвестиций в индустрию гостеприимства, развития сопутствующих видов бизнеса с опорой на лучшие мировые практики, современные технологии, способствуя росту уровня занятости местного населения и вследствие этого социально-экономическому развитию региона локации. Несмотря на более чем десятилетнюю практику существования таких территорий, они подвергаются обоснованной критике как с позиций достигнутых результатов, так и с позиции критериев определения их эффективности, что предопределило исследовательский интерес к этим инструментам развития туризма.
Материалы и методы
Для написания статьи использованы нормативно-правовые акты и информационно-отчетные материалы Минэкономразвития РФ, АО «Особые экономические зоны», Федерального агентства по туризму (Ростуризм), размещенные на их официальных сайтах.
Методологической основой работы являются принципы экономики индустрии гостеприимства и экономики впечатлений. При сборе, обработке и интерпретации полученных данных использовался контент-анализ правовой базы и научных работ, экономико-статистический анализ динамики показателей развития за 2007-2020 гг.
Обсуждение
Нормативно-правовая база ОЭЗ ТРТ основывается на Федеральном законе от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Проведенный в нашей предыдущей статье [1] анализ результатов деятельности отечественных ОЭЗ туристско-рекреационного типа выявил, что на современном этапе цели создания таких зон не достигнуты.
Зарубежный и российский опыт роли банков в поддержке деятельности особых экономических зон подробно исследован С.А. Уразовой [2].
Элементы кластерной политики в РФ заложены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г.», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Помимо нормативно-правовой базы, в
научном обороте присутствуют исследования проблематики развития туристских зон и кластеров отечественными и зарубежными учеными. Впервые термин «кластер» был применен в 1990 г. американским экономистом М. Портером как «сгусток сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга» [3].
Эффектами специализации объясняются высокая производительность и инновационная активность компаний, входящих в кластеры [4].
Бизнес-среда туркластера была подробно проанализирована В.А. Молчановой с выводом, что «туристический кластер в особой экономической зоне может стать «территорией реформ», «полигоном» для разработки, испытания и отбора наилучших методов и форм стимулирования экономического и социального развития в регионах со специализацией на туризме» [5].
В работе использовались результаты исследования экономической специализации регионов России, проведенного НИУ ВШЭ в 2018 г. [6], в котором подробно изучены особенности отрасли туризма, в т.ч. в региональном разрезе.
А.Ю. Александрова выделила такие «особенности индустрии туризма, как широта межотраслевых связей, фрагментарная структура, что дает некоторым исследователям основание ставить под сомнение правомерность отнесения туризма к отраслям экономики; преобладание малого и среднего бизнеса, нематериальный характер туристского продукта, неодинаковое его восприятие производителями и потребителями и др. Поэтому именно кластеры помогают каждому их участнику осознать себя частью целого» [7].
При написании работы применены отдельные положения нового направления научной мысли - экономики впечатлений [8].
Результаты
В таблице 1 представлены результаты исследования, проведенного НИУ ВШЭ в 2018 г., относящиеся к отрасли туризма (в англоязычном варианте - Hospitality and Tourism).
Согласно таблице 1, как следует из анализа кодов ОКВЭД-2, 20% из них относится к группе 55, связанной с размещением (проживанием), 15% - к 79-й группе, непосредственно связанной с туристскими услугами, оставшиеся 65% - к группам 01, 77, 91-93, связанным с организацией досуга туристов. Эта выборка наглядно показывает, что наличие гостиницы или отеля не самая основная часть туристского продукта. Удельный вес отрасли туризма в занятости, инвестициях и ВВП очень невелики, а заработная плата превышает среднюю по стране. Этот же отчет показал, что из 85 регионов России только 7 из них были отнесены к тем, для кого туризм является отраслью национальной и региональной значимости: Санкт-Петербург, Ярославская область, Москва, Московская область, Татарстан, Крым, Краснодарский край. Для 22 регионов туризм является отраслью национальной значимости, для 9 -отраслью локальной значимости. То есть для 45% регионов туризм является существенно значимой отраслью экономики.
В отношении применяемого инструментария развития туризма отметим, что ОЭЗ является более ранним по хронологии применения инструментом - их комплексное развитие началось с 2005 г. Такие зоны создаются Постановлением Правительства РФ на период до 49 лет. Организационно ими занимается специальная управляющая компания - АО «Особые экономические зоны». Полномочия по управлению зонами, в т.ч. туристско-рекреационного типа, возложены на Минэкономразвития России. По состоянию на 1 июля 2020 г. зарегистрированы «33 ОЭЗ четырех типов:
- 15 зон промышленно-производственного типа;
- 7 зон технико-внедренческого типа;
- 10 зон туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия, Алтайском крае, Иркутской и Тверской областях, в том числе в туристическом кластере, состоящем из 6 ОЭЗ, в Карачаево-Черкесской, Чеченской и Кабардино-Балкарской Республиках, Республиках Ингушетия, Дагестан и Северная Осетия - Алания;
- 1 портовая зона» [9].
Таблица 1 - Характеристика отрасли туризма за 2018 г. _(составлена автором по [6, с. 92])_
Виды деятельности по ОКВЭД-2 Удельный вес работников организаций отрасли в общей численности работников организаций в России, % Доля инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал, % Удельный вес отрасли в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг (без НДС и акцизов), % Среднемесячная начисленна заработная плата работников организаций отрасли, тыс. руб.
01.70 Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях 55.10 Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания 55.20 Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания 55.30 Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах 55.90 Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания 77.21 Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров 79.11 Деятельность туристических агентств 79.12 Деятельность туроператоров 79.90 Услуги по бронированию прочая и сопутствующая деятельность 91.02 Деятельность музеев 91.03 Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры 91.04 Деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков 92.11 Деятельность казино 92.12 Деятельность залов игровых автоматов 92.13 Деятельность по организации заключения пари 93.11 Деятельность спортивных объектов 93.12 Деятельность спортивных клубов 93.19 Деятельность в области спорта прочая 93.21 Деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков 93.29 Деятельность зрелищно-развлекательная прочая 1,4 1,5 0,4 47,5
Ежегодно Минэкономразвития РФ проводит оценку эффективности функционирования зон по сводному расчетному показателю (далее - Еоэз) за отчетный период и за период с начала функционирования ОЭЗ с применением следующих критериев, установленных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 июля 2016 г. № 643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон»:
а) значение показателя Еоэз более 80 процентов считается эффективным функционированием зоны;
б) значении показателя Еоэз от 40 до 80 процентов считается достаточно эффективным функционированием зоны.
В предыдущей статье уже было отмечено, что с 2019 г. в методику оценки эффективности были внесены изменения -диапазон шкалы снижен на 10%, что позволило признать достаточно эффективными большее число ОЭЗ. Помимо этого, критикуемым результатом деятельности ОЭЗ ТРТ является то, что предоставленные резидентам льготы не обеспечили существенного роста частных инвестиций.
В результате поиска новых государственных мер, благоприятных для развития туристской индустрии, в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», которая входила в госпрограмму «Развитие культуры и туризма в 2013-2020 годы», был обозначен новый инструмент -туристско-рекреационные и автотуристские кластеры. Изначально планировалось строительство в 2011-2018 годах 54 ту-ристско-рекреационных и автотуристских кластеров в 41 регионе России [10], но фактически было построено 45 кластеров в 35 субъектах РФ, из них 38 - туристско-рекреационных и 7 автотуристских. Их хронология по годам введения в ФЦП: в 2011 г. - 6 кластеров, в 2012 г. - 9 кластеров, в 2013 г. - 7 кластеров, в 2014 г. - 8 кластеров, в 2015 г. - 11 кластеров, в 2016 г. - 3 кластера, в 2017 г. - 1 кластер. Географически они сосредоточены в цен-тральноевропейской части, на Северном Кавказе, на юге Восточной Сибири. В региональном турпотоке они составляют 30% и обеспечивают 38% вклада туризма в ВРП [11].
Как показывает мировая практика, ОЭЗ могут быть частью кластера, а кластеры могут входить в экономические зоны. Более того, на одной территории могут быть размещены ОЭЗ и кластер, которые работают в разных отраслях, например, ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» (туризм) и
кластер «Алтайский биофармацевтический кластер» (фармацевтика).
Другой пример - туристский кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, состоящий из туристско-рекреационных особых экономических зон, управляемый АО «Курорты Северного Кавказа» (далее -АО «КСК»), созданный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833. Его формирование происходило сложно. Началось в 20102013 годах, на тот период в него были включены 9 зон; так как в 7 зонах не было зарегистрировано ни одного резидента, то в 2016 г. досрочно прекратили существование 4 зоны туристического кластера [12]. ОЭЗ «Архыз» в Карачаево-Черкесской Республике, «Эльбрус» в Кабардино-Балкарской Республике и «Ведучи» в Чеченской Республике обозначены в качестве приоритетных к развитию (Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 23 апреля 2015 г. № ДМ-П16-37пр). В сентябре 2019 г. на территории Республики Северная Осетия - Алания была восстановлена ОЭЗ ТРТ «Мамисон», которая действовала с 2010 г., но досрочно прекращала существование в 2016 г. С апреля 2021 г. АО «КСК» стало правопреемником АО «Корпорация развития Северного Кавказа» и АО «Курорт Эльбрус» с полным сохранением функционала. В настоящее время проект туристского кластера под управлением АО «КСК» включает шесть ОЭЗ и один Каспийский прибрежный кластер.
Характеристика основных агрегированных показателей деятельности ОЭЗ ту-ристско-рекреационного типа, действующих в Российской Федерации по состоянию на 31.12.2020 г., представлена в таблице 2 (приведены только агрегированные показатели по 4 зонами вне туркластера в СКФО и отдельно по нему, включая зоны, по которым не были утверждены плановые показатели).
Таблица 2 - Характеристика ОЭЗ туристско-рекреационного типа на 31.12.2020 г. _(составлено автором по [9])_
Название зоны, год создания Расположение; площадь территории, га Приоритетные направления развития Количество резидентов на 31.12.2020 г., ед. Количество резидентов с участием иностранных инвесторов, ед. Выручка за вычетом НДС за период с начала функционирования, млн руб. Объем собственных средств управляющей компании, вложенных в инфраструктуру за период с начала функционирования, млн руб. Объем инвестиций резидентов за период с начала функционирования, млн рублей Объем израсходованных средств бюджетов на инфраструктуру за период с начала функционирования, млн руб. Количество новых рабочих мест, ед. Объем налогов, уплаченных в бюджеты за вычетом НДС, за 2020 год, млн руб. Сводный показатель эффективности (Еоэз) за период с начала функционирования ОЭЗ, % Сводный показатель эффективности (Еоэз) за 2020 г.
ИТОГО 40 1 519,37 173,67 2846,87 10166,27 286 26,53 75 89
1. ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», 2007 Республика Бурятия, 3622,76 Лечебно-оздоровительный, горнолыжный, экскурсионный, религиозный, круизный туризм 48 76
2. ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», 2007 Алтайский край, 3329 Экскурсионный, лечебно-оздоровительный, экологический, спортивный и приключенческий, горнолыжный туризм 81 93
3. ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала», 2007 Иркутская область, 763,3 Деловой, спортивный, экскурсионный, лечебно-оздоровительный, водный, круизный туризм 70 39
4. ОЭЗ ТРТ «Завидово», 2015 Тверская область, 379,87 Деловой, экскурсионный, лечебно-оздоровительный, экологический, водный туризм 88 83
Туристический кластер «Курорты Севе рного Кавказа»
ИТОГО 39 1 1645,64 0 3125,19 22616,05 996 86,75 47 55
5. ОЭЗ ТРТ «Архыз», 2010 Карачаево-Черкесская Республика, 9544 Лечебно-оздоровительный, экологический, экскурсионный, горнолыжный туризм 75 95
6. ОЭЗ ТРТ «Ведучи», 2011 Чеченская Республика, 1513 69 83
7. ОЭЗ ТРТ «Эльбрус», 2010 Кабардино-Балкарская Республика, 2682 0 0
8. ОЭЗ ТРТ «Армхи» и «Цори», 2011 Республика Ингушетия, 20751 25 46
9. ОЭЗ ТРТ «Мамисон», 2010, 2019 Республика Северная Осетия -Алания, 6870 0 0
10. ОЭЗ ТРТ «Матлас», 2010 Республика Дагестан, 2309 0 0
Комментируя представленные в таблице 1 данные, отметим, что, несмотря на то что ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» создана одна из первых в 2007 г. и имеет самую большую площадь территории, по сводному показателю эффективности (Еоэз) за период с начала функционирования она имеет один из самых маленьких показателей - 48% (и это при успешном 2020 г., аналогичный показатель которого составил 76%). И наоборот, ОЭЗ ТРТ «Завидово», созданная позже всех в 2015 г. и располагающая самой маленькой площадью, имеет самый высокий показатель (без учета туркластера) - 88%. Каждая зона предлагает отдыхающим уникальный перечень туристической активности, в зависимости от природно-климатических и инфраструктурных условий. Отдельно отметим, что ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» созданы в Восточной Сибири и на Алтае, т.е. расположены очень далеко от европейской части РФ, и их транспортная доступность снижена.
Из 6 ОЭЗ ТРТ, входящих в туркла-стер, в таблице представлены показатели только по 3 зонам - ОЭЗ ТРТ «Архыз», ОЭЗ ТРТ «Ведучи», ОЭЗ ТРТ «Армхи» и «Цори». В связи с тем что по ОЭЗ ТРТ «Эльбрус», ОЭЗ ТРТ «Матлас», ОЭЗ ТРТ «Мамисон» не утверждены плановые значения показателей эффективности функционирования, оценка эффективности указанных ОЭЗ не проводилась, что существенно снижает репрезентативность показателей всего туркластера.
Как видим, результаты оценки эффективности функционирования ОЭЗ ТРТ за 2020 год подтвердили устойчивость к кризису, вызванному пандемией СОУГО-19: динамика показателей за 2020 год выше, чем за 2019 год. При этом эффективность по итогам 2020 года всех ОЭЗ ТРТ (без учета туристского кластера) достигла 89%, что соответствует эффективному функционированию зоны. За период с начала функционирования этот показатель равен 75% (достаточно эффективное функционирование зоны). Значение показателя эффективности за 2020 год для ОЭЗ
ТРТ в Северо-Кавказском федеральном округе составляет 55% (достаточно эффективное функционирование ОЭЗ), за период с начала функционирования ОЭЗ - 47% (достаточно эффективное функционирование ОЭЗ). За 2020 год среди ОЭЗ турист-ско-рекреационного типа лидерами по эффективности признаны ОЭЗ ТРТ «Архыз» (95%), ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» (93%), ОЭЗ ТРТ «Ведучи» (83%), ОЭЗ ТРТ «Завидово» (83%). Причем на начало 2021 года ОЭЗ ТРТ «Архыз» вышел на самоокупаемость [13].
С учетом результатов деятельности за 2020 год Минэкономразвития предложило ряд направлений по реформированию этого инструмента регионального развития:
- сохранение туристско-рекреационных зон обособленными, что позволяет персонализировать меры поддержки для резидентов таких зон;
- упрощение получение статуса резидента за счет сокращения срока рассмотрения заявок и замены бизнес-планов на более простую форму - паспорта инвест-проектов;
- введение новых налоговых льгот: обнуление федеральной части налога на прибыль организации (2 процентных пункта из ставки 20%) на пять лет для резидентов всех ОЭЗ; право обрабатывающих производств и резидентов туристских ОЭЗ на заявительный порядок возмещения НДС;
- льготный тариф 7,6% страховых взносов (30% по общему правилу) останется только для ОЭЗ на Северном Кавказе на десять лет (для резидентов технико-внедренческих и объединенных в кластер туристско-рекреационных зон в 2011-2019 году действовал льготный период, в течение которого ставка соцвзносов постепенно повышалась с 14% до 28%) [14].
В отношении такого инструмента развития, как кластер, отметим, что в настоящее время не существует единого унифицированного подхода к определению кластера. Классическое определение кластера по М. Портеру: «кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых
как целого превышает простую сумму составных частей» [3, с. 221].
В Распоряжении Совета министров Республики Крым от 28 июня 2019 года № 774-р «Об утверждении стратегии развития туристического кластера Республики Крым» приведены следующие определения:
- «кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, вузов, кредитных организаций и прочее): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, НИИ, университетов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом;
- туристический кластер - совокупность организаций, взаимодействующих в развитии туристского продукта в определенных географических границах».
В.А. Молчанова дает следующее определение туристскому кластеру: «это совокупность особых экономических зон туристско-рекреационного типа, созданных по решению Правительства Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией» [15]. Эти трактовки объединяет позиция, что недостаточно просто построить гостиницу, необходимо создать точку притяжения спроса, а также обеспечить к ней доставку туристов и всю необходимую для их приема и обслуживания инфраструктуру, включая инженерные коммуникации и досуг, обеспечить грамотное управление и маркетинговое продвижение сформированного туркластера.
«Кластеризация туристской индустрии способствует привлечению большего числа как иностранных, так и национальных туристов, обновлению инфраструктуры региона, разработке и внедрению инновационных проектов, а также приводит к масштабному мультипликативному эффекту. К потенциальным участникам туркла-стера могут быть отнесены: туроператоры (турфирмы, турагентства), гостиницы и рестораны, фестивали и развлекательные шоу, транспортные компании, осуществ-
ляющие перевозку туристов и грузоперевозку, морские и аэропорты (аэродромы), санаторно-курортные и медицинские организации, производители сопутствующих туризму товаров (продуктов, сувениров, лечебной косметики, включая гильдии ремесленников и т.д.)» [11]. Особенностью кластера является комплексность и синер-гетический эффект, т.к. развитие только одного направления деятельности (например только мест размещения) при отсутствии транспортной доступности, инфраструктуры, мест досуга не даст нужного результата.
В рамках нацпроекта «Экология» и «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года» Агентством стратегических инициатив при поддержке Минприроды, Минэкономразвития, Министерства по развитию Дальнего Востока, Арктики и Федерального агентства по туризму в июне 2020 года в России был запущен всероссийский конкурс на создание ту-ристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма. Были отобраны 33 проекта, из 30 субъектов России. Лидером по их числу стал Дальневосточный федеральный округ [16].
В декабре 2020 года было объявлено об организации в Краснодарском крае новых туристско-рекреационных кластеров с целью «перераспределить туристические потоки с Сочи, Анапы и Геленджика на кластеры Абрау-Утриш, Веселовка-Голубицкая в Темрюкском районе, Изумрудный мир в Туапсинском районе и Курджипский в Апшеронском районе»
[17].
В ноябре 2020 г. главой Сочи и руководством курортов (ГТЦ «Газпром», «Красная Поляна», курорта «Роза Хутор», Сочинского национального парка и Кавказского государственного природного биосферного заповедника) было подписано Соглашение о развитии горных туристических территорий, согласно которому до конца 2023 года в Сочи появится туристский кластер, объединяющий все горные курорты, что позволит улучшить качество сервиса и развитие горнолыжной инфраструктуры. Кластеры Азово-Черноморского побережья
имеют ряд специальных характеристик: «потенциал для развития практически всех видов туризма; развитая санаторно-лечебная база; субтропики побережья, соседствующие с вечными льдами Кавказского горного хребта); длящийся более пяти месяцев в году сезон морских купаний; наличие в составе города Сочи - курорта федерального значения» [18].
Для развития туристских кластеров в Республике Крым функционирует Центр кластерного развития Республики Крым. Туркластер в Республике Крым утвержден Распоряжением Совета министров Республики Крым от 28 июня 2019 г. № 774-р «Об утверждении стратегии развития туристического кластера Республики Крым до 2030 г.». Его задачами являются: рост эффективности работы компаний, входящих в кластер, стимулирование инноваций в туристической сфере и развитие новых направлений туристского бизнеса (прио-
ритетно - въездного и внутреннего), вовлечение в активную туристскую деятельность малопосещаемых территорий в Северо-Западном, Северном, СевероВосточном экономических районах, что будет способствовать увеличению туристского потока к 2030 г. до 15 млн человек. В федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 г.» предусмотрено в период с 2018 по 2022 г. сформировать еще 5 туристско-рекреационных кластеров (ТРК «Детский отдых и оздоровление», г. Евпатория; ТРК «Лечебно-оздоровительный отдых», г. Саки; ТРК «Черноморский», ТРК «Коктебель», ТРК в районе озеро Чокракское).
В таблице 3 представлена авторская позиция по сравнению ОЭЗ туристско-рекреационного типа и туристско-рекреационных кластеров.
Таблица 3 - Сравнение ОЭЗ туристско-рекреационного типа и туристско-рекреационных кластеров [составлена автором]
1. Критерии отличия ОЭЗ ТРТ КЛАСТЕРЫ
2. Общие черты
2.1. Это проекты государственно-частного партнерства: государство финансирует строительство инфраструктуры, а частные инвесторы - туристические объекты
1.1. Ведомственная подчиненность Подчинены Минэкономразвития Подчинены Ростуризму
1.2. Инициатива создания Инициатива сверху (через госструктуры) Инициатива снизу (через бизнес)
1.3. Наличие льгот Наличие налоговых льгот: резиденты зоны платят пониженную ставку налога на прибыль организаций, а также освобождаются от налога на имущество, земельного и транспортного налога Кластеры не предлагают льготный таможенный, внешнеторговый и налоговый режим
1.4. Границы территории Четко обозначены Не обозначены, в зависимости от хозяйственной целесообразности
Как следует из таблицы 3, туристско-рекреационные кластеры являются более гибким инструментом развития. Сложные интеграционные процессы служат началом образования нового вида зон - «кластерных, обладающих следующими характеристиками:
1) кластерная ОЭЗ должна быть разделена на несколько образований, чтобы
развивать регионы ее базирования и соседствующих территорий;
2) распределять льготы внутри ОЭЗ необходимо по индивидуальному подходу, что позволит стимулировать различные направления деятельности в зависимости от их приоритетности» [19].
Заключение
Для поддержки сферы гостеприимства создаются туристско-рекреационные
особые экономические зоны (ОЭЗ ТРТ) и туристско-рекреационные кластеры. При этом у ОЭЗ ТРТ наблюдается самая низкая эффективность с начала их создания. Причем лучше всего развиваются зоны с развитой транспортной инфраструктурой и близостью к аэропортам (ОЭЗ ТРТ «Ар-хыз», ОЭЗ ТРТ «Завидово»). Проведенный в работе анализ результатов деятельности отечественных ОЭЗ туристско-рекреационного типа выявил, что на современном этапе цели создания таких зон не достигнуты.
Туристско-рекреационные кластеры являются более гибким инструментом развития территории, нежели ОЭЗ ТРТ. Кластеризация туристско-рекреационных территорий не должна нарушать баланс окружающей природной среды, которая является базисом туристической привлекательности. Из нерешенных методических проблем отметим, что оценить эффект программы кластеризации отрасли довольно сложно, поскольку нет четких критериев, насколько именно создание кластеров влияет на рост и качество турпотока.
Уровень социально-экономического развития рекреационной территории выступает важным фактором - в индустрию гостеприимства входят не только отель, кафе или какой-то объект, где можно отдохнуть, но и сопутствующее: безопасность и чистота улиц, транспортная доступность, все места посещения, организация досуга, которые «в совокупности определяют сложность и многоэлемент-ность базовых услуг и влияют на итоговое впечатление потребителей от посещения территории» [20].
Для преодоления фактора сезонности как основной проблемы экономической устойчивости курортной территории требуется предложение всесезонных турпро-дуктов в таких перспективных направлениях, как научно-образовательный, гастрономический, культурно-познавательный, сельский туризм и активный отдых.
Как в отрасли, где преобладает частный бизнес, повышение эффективности
возможно за счет внедрения автоматизации и использования цифровых технологий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Цепилова Е.С. Совершенствование методологии оценки эффективности особых экономических зон туристско-рекреационного типа // Sochi Journal of Economy. 2020. Volume 14(3). С. 323-333.
2. Уразова С.А. Особые экономические зоны и роль банков в поддержке их деятельности: зарубежный и российский опыт // Финансовые исследования. 2019. № 4 (65). С. 84-96.
3. Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. - М.: ИД «Вильямс», 2001.
4. Grashof N., Hesse K., Fornahl D. (2019) Radical or Not? The Role of Clusters in the Emergence of Radical Innovations // European Planning Studies. Vol. 27. № 10. P. 1904-1923
5. Молчанова В.А. Формирование туристического кластера в особых экономических зонах России: необходимость совершенствования бизнес-среды // ВЕСТНИК НАТ. 2012. № 3(23) июль -сентябрь. С.14-18.
6. Атлас экономической специализации регионов России / В. Л. Абашкин, Л.М. Гохберг, Я. Ю. Еферин и др.; под ред. Л. М. Гохберга, Е. С. Куценко; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 264 с. - 150 экз. -ISBN 978-5-7598-2379-7.
7. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. №1. С. 52-62
8. Черевичко Т.В. Экономика впечатлений. Учебное пособие для магистров направления подготовки 43.04.02 - «Туризм». - Саратов: СНИУ им. Н.Г. Чернышевского, 2016. 43с.
9. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2020 год и за период с начала функционирования особых экономических зон / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.economy. gov.ru/material/file/d81684a2b470ab010eac0
c0149dca363/0tchet_oez_2020.pdf (дата обращения: 31.07.2021)
10. Ростуризм обвинили в срыве программы по созданию туристических кластеров. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.rbc.ru/business/15/06/2017/5942 6c999a794739a9c1c5de (дата обращения: 30.07.2021)
11. Туристический кластер. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ckr.frbk.ru/cluster-category/tur-cluster/ (дата обращения: 25.07.2021)
12. Отчет Минэкономразвития России о результатах функционирования особых экономических зон за 2015 год и за период с начала функционирования особых экономических зон / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ material/dokumenty/otchet_o_rezultatah_ funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih _zon_za_2015_god_i_za_ period_s _nachala_funkcionirovaniya_osobyh_ ekonomicheskih_zon.html (дата обращения: 26.07.2021)
13. Трутнев Ю. Туризм имеет все возможности стать одним из опорных направлений развития экономики Северного Кавказа. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/ news/42112/ (дата обращения: 24.07.2021)
14. Особые экономические зоны готовят к обновлению. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4910188 (дата обращения: 22.07.2021)
15. Молчанова В.А. Формирование туристического кластера в особых экономических зонах России: необходимость совершенствования бизнес-среды // Вестник НАТ. 2012. №3(23) июль - сентябрь.
16. Проект туристско-рекреационного кластера в Ленобласти вошел в финал всероссийского конкурса развития экотуризма // Территориальные кластеры. Дайджест новостей. 2020. Выпуск №7. Июль. С.15-18
17. Курортная стагнация. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/4625839 (дата обращения: 20.07.2021)
18. Морозова Ю.Ю. Формирование туристско- рекреационного кластера в Краснодарском крае // Российское предпринимательство. 2011. № 5 (1). C. 195-199
19. Таривердиев А.С. Особенности специальных экономических зон на современном этапе (теоретический аспект) / Ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук, 2012.
20. Оборин М.С., Гварлиани Т.Е., Шигаев Д.В. Стратегия развития образовательного туризма в регионах России // Вестник МИРБИС. 2020. № 3 (23). С. 63-74
21. Ларионов В.А Вопросы финансовой привлекательности и оценки лояльности потребителей гостиничных услуг класса люкс // Финансовые исследования. 2019. № 4 (65). С. 268-279.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Tsepilova E.S. Improving the methodology for assessing the effectiveness of special economic zones of tourist and recreational type. // Sochi Journal of Economy. Volume 14(3). P. 323-333.
2. Urazova S.A. Special economic zones and the role of banks in supporting their activities: foreign and Russian experience // Financial Research. 2019. № 4 (65). p. 84-96.
3. Porter M. Competition. Trans. from English. - M.: Williams Publishing House, 2001.
4. Grashof N., Hesse K., Fornahl D. (2019) Radical or Not? The Role of Clusters in the Emergence of Radical Innovations // European Planning Studies. Vol. 27. № 10. P. 1904-1923
Molchanova V. A. formation of a tourism cluster in the special economic zones of Russia: the need to improve the business environment // JOURNAL of NAT. 2012. № 3(23) July - September. P. 14-18.
6. The Atlas of economic specialization of regions of Russia / V. L. Abashkin, L. M. Gokhberg, J. Y. Aferin and others; ed. by L. M. Gokhberg, Kutsenko E. S.; NAT. research. Higher School of Economics, Moscow: HSE, 2021. - 264 p - - 150 copies - ISBN 978-57598-2379-7.
7. Alexandrova A. Yu. Tourist clusters: content, boundaries, mechanism of function-
ing // Modern problems of service and tourism. 2007. No. 1. p. 52
8. Cherevichko T. V. The economy of impressions. Textbook for masters of the field of training 43.04.02 - "Tourism". - Saratov: SNIU named after N. G. Chernyshevsky, 2016. 43c.
9. Report on the results of the functioning of special economic zones for 2020 and for the period since the beginning of the functioning of special economic zones / Ministry of Economic Development of the Russian Federation. [Electronic resource] - Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/ file/d81684a2b470ab010eac0c0149dca363/0t chet_oez_2020.pdf (date of appeal: 31.07.2021)
10. Rosturizm was accused of disrupting the program to create tourist clusters. [Electronic resource] - Access mode: https://www.rbc.ru/business/15/06/2017/5942 6c999a794739a9c1c5de (accessed: 30.07.2021)
11. Tourist cluster. [Electronic resource] - Access mode: https://ckr.frbk.ru/cluster-category/tur-cluster/ (accessed: 25.07.2021)
12. Report of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation on the results of the functioning of special economic zones for 2015 and for the period since the beginning of the functioning of special economic zones / Ministry of Economic Development of the Russian Federation. [Electronic resource] - Access mode: https://www.economy .gov.ru/material/ doku-menty/otchet_o_rezultatah_ funkcionirovani-ya_osobyh_ekonomicheskih _zon_za_2015_god_i_za_ period_s _nachala_funkcionirovaniya_osobyh_ ekonomicheskih_zon.html (accessed: 26.07.2021)
13. Trutnev Yu. Tourism has every opportunity to become one of the main directions of the development of the economy of the North Caucasus. [Electronic resource] -Access mode: http://government.ru/ news/42112/ (accessed: 24.07.2021)
14. Special economic zones are being prepared for renewal. [Electronic resource] -Access mode: https://www.kommersant.ru/ doc/4910188 (accessed: 22.07.2021)
15. Molchanova V. A. Formation of a tourist cluster in special economic zones of Russia: the need to improve the business environment // Bulletin of Nat. 2012. No. 3 (23) July-September.
16. The project of a tourist and recreational cluster in the Leningrad Region entered the final of the All-Russian competition for the development of ecotourism // Territorial clusters. News digest. 2020. Issue #7. July. p. 15
17. Resort stagnation. [Electronic resource] - Access mode: https://www.kommersant.ru/doc/4625839 (accessed: 20.07.2021)
18. Morozova Yu. Yu. Formation of a tourist and recreational cluster in the Krasnodar Territory // Russian entrepreneurship. 2011. № 5 (1). C. 195-19
19. Tariverdiev A. S. Features of special economic zones at the present stage (theoretical aspect) / Abstract. dis. ... Candidate of Economic Sciences, 2012.
20. Oborin M.S., Gvarliani T.E., Shi-gaev D.V. Strategy for the development of educational tourism in the regions of Russia // Vestnik MIRBIS. 2020. № 3 (23). pp. 63-74
21. Larionov V. A. Questions of financial attractiveness and evaluation of loyalty of consumers of luxury hotel services / / Financial research. 2019. No. 4 (65). pp. 268-279.