РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА
С.Г. Малышева
Самарский архитектурно-строительный университет, Самара, Россия Аннотация
В статье рассматривается последовательность реализации региональной политики в управлении территориями от Стратегии экономического развития области к созданию особых экономических зон. Даны общие характеристики, цели и задачи особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
Намечены перспективы развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области. Определены особенности организации особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Самарской области.
Ключевые слова: градостроительство, особая экономическая зона, инвестиции, рекреация, туризм
REGIONAL POLICY IN TOWN-PLANNING ACTIVITY AND SPECIAL ECONOMIC ZONES OF TOURIST-RECREATIONAL TYPE
S. Malysheva
Samara State University of Architecture and Civil Engineering, Samara, Russia Abstract
The article contains information about the sequence of realizing a regional policy in management of territories, from Strategy of the region's economic development to creation of special economic zones. General characteristics, purposes and tasks of special economic zones of tourist-recreational type are provided.
Perspectives of developing a tourist-recreational cluster in the Samara region are outlined. Features of organizing a special economic zone of tourist-recreational type on the territory of the Samara region are defined.
Keywords: town-planning, special economic zone, investments, recreation, tourism
Отражением мощной региональной градостроительной политики по управлению территориальным развитием области является создание второй в Самарской области особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Первая особая экономическая зона промышленно-производственного типа создается около г. Тольятти на территории Ставропольского района в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года. Это инструмент реализации региональной социально-экономической стратегии государства, представляющей собой сферу деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте.
История создания особых экономических зон в РФ начинает свой отсчет с 2005 года. Постановлением Правительства РФ были организованы первые шесть особых экономических зон (технико-внедренческие в Дубне, Зеленограде, Стрельне и Томске, и промышленно-производственные в Елабуге и Липецке).
В феврале 2007 года Постановлениями Правительства Российской Федерации были созданы семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ):
• в Республике Алтай, на правом берегу реки Катунь, площадь 855 га;
• в Алтайском крае, на левом берегу реки Катунь, площадь 3220 га;
• в Республике Бурятия на побережье озера Байкал, площадь 3280 га;
• в Иркутской области, на побережье озера Байкал, площадь 1500 га;
• в Краснодарском крае, площадь 780 га (ликвидирована в 2010 г.);
• в Ставропольском крае, в 10 км от Пятигорска, площадь 843 га;
• в Калининградской области, в национальном парке «Куршская коса».
К маю 2011 г. в работе по реализации в Минэкономразвития России находятся 19 территорий ОЭЗ четырех типов. Из них 8 ОЭЗ туристско-рекреационного типа. (Рис. 1)
К первым 6 территориям ОЭЗ ТРТ за последние годы добавились еще две: в Приморском крае и в Северокавказском туристическом кластере. Наиболее активной туристско-рекреационной ОЭЗ является "Бирюзовая Катунь" в Алтайском крае. Инвестиции в ее развитие составили около 4 миллиардов рублей.
Рис. 1. Размещение особых экономических зон четырех типов на территории РФ
Характеристиками ОЭЗ туристско-рекреационного типа являются:
■ создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации, могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
■ в туристско-рекреационных ОЭЗ допускается размещение объектов жилищного фонда;
■ создаются для оказания туристических и оздоровительных услуг. [1] Под туристско-рекреационной деятельностью понимается:
■ деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;
■ туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Цели и задачи ОЭЗ ТРТ:
• содействовать обеспечению положительной динамики экономического развития территории путем формирования благоприятного инвестиционного климата в сфере туризма;
• создать условия для максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности экономических ресурсов, использовать научно-технический потенциал, рыночную инфраструктуру и транспортно-географические преимущества территории;
• сформировать благоприятную среду для активного развития туристической отрасли;
• создать новые рабочие места в высокодоходном секторе экономики территории;
• сформировать условия для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, направленных на создание современных, отвечающих мировым стандартам, туристических и санаторно-курортных комплексов на территории.
Предпосылками создания в Самарской области ОЭЗ ТРТ стали основные направления социально-экономического развития, намеченные в Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 года. В перечень основных направлений включены повышение уровня и качества жизни населения, увеличение занятости населения, создание условий для предпринимательской деятельности, обеспечение экологической устойчивости региона. [3]
Их реализация планируется путем организации на территории Самарской области кластеров и производств. Одним из кластеров станет туристско-рекреационный на основе природного потенциала Самарского региона и объектов высокой рекреационно-туристической привлекательности. (Рис. 2) Формирование туристско-рекреационного кластера на территории области, наравне с транспортно-логистическим, инновационно-внедренческим кластерами и кластером информационных технологий, позволит развивать новые конкурентные преимущества региона. Результатом первого этапа формирования туристско-рекреационного кластера стала разработка градостроительной стратегии организации особой экономической зоны туристско-рекреационного типа с расчетным сроком реализации 20 лет.
Рис. 2. Природный потенциал Самарского региона - объекты высокой рекреационно-туристической привлекательности (По материалам «ТеррНИИгражданпроект»)
В работе по созданию комплексной градостроительной стратегии ОЭЗ ТРТ под руководством доц. Малышевой С.Г. принял участие большой коллектив сотрудников различных подразделений СГАСУ.
Градостроительное обоснование было выполнено сотрудниками НПЦ «Архиград» (доц. Малышевой С.Г., проф. Вавилонской Т.В., проф. Караковой Т.В.) и кафедрой «Градостроительства» (зав. кафедрой проф. Ахмедова Е.А.) с использованием материалов, наработанных в течение последних 5 лет.
Экологическое обоснование ОЭЗ ТРТ было подготовлено кафедрой ПГТС (проф. Бальзанников М.И., доц. Шабанова А.В.). Маркетинговые исследования проводились кафедрой ПСиП (проф. Мухаметшина Н.С., доц. Явкин Н.В.). Финансово-экономические расчеты выполнялись в НП «Региональный центр кадровых технологий».
В соответствии с требованием к оформлению и подаче заявки на создание особой экономической зоны были выполнены следующие виды работ:
а) технико-экономическое обоснование создания особой экономической зоны;
б) характеристика социально-экономического положения субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны;
в) характеристика социально-экономического положения муниципальных образований, на территории которых предполагается создание особой экономической зоны;
г) по Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации определен планируемый вклад предполагаемой к созданию особой экономической зоны в реализацию указанной стратегии;
д) перечень потенциальных резидентов особой экономической зоны, их краткая характеристика, а также направления деятельности;
е) сведения о трудовых ресурсах субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территориях которых предполагается создание особой экономической зоны, и возможности их привлечения;
ж) расчеты предполагаемых расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и внебюджетных источников, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны. [2]
На начальном этапе работы по ОЭЗ ТРТ для определения уровня спроса на потребление туристических услуг в настоящее время и на перспективу в области было проведено маркетинговое исследование. Как показало маркетинговое исследование, в настоящее время у Самарской области есть потенциал более активного развития как въездного, так и внутреннего туризма. Исследование показало, что 55% жителей области готовы отдыхать в Самарской области, но не находят соответствующих их ожиданиям предложений. [4] В целом, такое настроение населения дает возможность дальнейшего роста рынка внутреннего туризма.
Весьма важная группа показателей, характеризующих развитие туристической отрасли Самарской области, - показатели затрат жителей Самарской области во время отпуска.
За двухнедельный отдых 34% жителей области тратят сумму в 10-20 тысяч рублей на человека. Еще 27% населения тратят от 20000 до 30000 рублей. И только 12% тратят на двухнедельный отдых 30 и более тысяч рублей. [4] Размер трат во многом зависит от места проведения отдыха и вида отдыха. (Диаграмма 1)
Диаграмма 1
25 20 15 10 5 0
Средние траты на отдых в зависимости от места проведения отпуска (тыс.руб.)
12,5
16
17
20,5
24
□ Дом, дача или деревня
□ Санатории и базы отдыха Самарской области
□ Санатории РФ
□ Курорты Чёрного моря
□ Выезд в страны с безвизовым режимом
Наиболее перспективным направлением развития туристической индустрии в Самарской области эксперты видят развитие водных и зимних видов спорта, ориентацию на привлечение молодежной аудитории. [4]
В целом анализ наиболее привлекательных сегментов туристического рынка позволяет сделать следующие выводы - наиболее популярными сегментами среди разных видов отдыха, как для внутренних, так и для внешних туристов, являются:
• пляжный (пассивный) отдых;
• экскурсионно-познавательные виды отдыха;
• спортивный (активный) туризм.
Для размещения особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) на территории Самарской области были выбраны территории, обладающие совокупностью следующих характеристик (Рис. 3):
• наличие туристических потоков;
• транспортная доступность;
• экологическое состояние;
• природный и культурный потенциал;
• концентрация объектов и мест отдыха и развлечений.
Рис. 3. Размещение территорий особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Самарской области
В ОЭЗ ТРТ на территории Самарской области предлагается включить территории, расположенные в непосредственной близости от крупных городов Самара и Тольятти, и примыкающие к прибрежной зоне реки Волга, и территории в Сергиевском и Исаклинском районах, имеющие лечебные уникальные природные источники и грязи.
В перечень территорий для создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Самарской области предлагаются следующие территории:
1. В Национальном парке «Самарская лука» пять территорий.
2. В г.о. Самара пять территорий.
3. В г.о. Тольятти две территории.
4. В Ставропольском районе одна территория.
5. В Шигонском районе одна территория.
6. В Исаклинском районе три территории.
7. В Сергиевском районе пять территорий.[4]
Пять из перечисленных зон расположены на Волге, рядом или непосредственно в Национальном парке «Самарская Лука», который является для России уникальным природным феноменом. В 2006 г. территория НП «Самарская Лука» была официально включена во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.
Ландшафт Национального парка «Самарская Лука», созданный под воздействием не только природных процессов, но и человеческой деятельности, представляет собой образец гармоничного взаимодействия человека и природы. До сих пор Национальный парк «Самарская Лука» представляет собой непрерывный культурный ландшафт. (Рис. 4, Рис. 5)
Рис. 4. Канатная дорога из Самары по проекту ОЭЗ ТРТ на территорию Национального парка «Самарская лука» в районе с. Рождествено
Рис. 5. Горнолыжный комплекс, велопарк, круглогодичная трасса для саней, водные лыжи и гостиница запланированы для реализации на территории ТРК с. Ширяево в Национальном парке «Самарская лука»
По мнению специалистов, территория Национального парка «Самарская Лука» обладает привлекательными, доступными и перспективными для устойчивого развития различных видов туризма ресурсами. К числу наиболее важных ресурсов туризма относятся: благоприятные климатические условия, объекты историко-культурного наследия (Рис. 6), живописная и разнообразная природа, уникальная флора и фауна, горный массив Жигули, широкие песчаные пляжи, мелководные песчаные отмели, чистая речная вода, сценические виды.
Рис. 6. Дом-музей Орловых-Дывыдовых, мастерские, мельница, контактный минизоопарк и многое другое планируется разместить в ТРК с. Жигули в Национальном парке «Самарская лука»
ОЭЗ ТРТ создается в целях формирования благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности региона, а также развития различных видов туризма в Самарской области, и в том числе в областном центре г.о. Самара. (Рис. 7)
Рис. 7. Ландшафтный зоопарк, музей в структуре зоопарка, лунопарк, гостиничный комплекс, рекреационные центры, кемпинги, ресторан предлагаются для строительства на территории рекреационной зоны г.о. Самары
Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма. (Рис. 8, Рис. 9)
Рис. 8. Комплекс экстремальных видов спорта, музей экстрима, гостиничный комплекс, ресторан намечены к реализации на территории прибрежной зоны г.о. Тольятти (трасса для автогонок)
Рис. 9. Фестивальные площадки, гостиничный комплекс, кемпинги, распределительная база спортивных маршрутов, ярмарка, водные аттракционы планируются на территории ТРК у с. Мастрюково, расположенного между городами Самара и Тольятти
Для привлечения инвесторов на территории особой экономической зоны предусмотрено создание за счет государственных средств современной инженерной и транспортной инфраструктуры: подведение газа, воды и канализации, электричества, берегоукрепительные работы, строительство автомобильных дорог. Помимо этого планируется привлечение инвестиций из внебюджетных источников. Общая проектная емкость в ОЭЗ ТРТ: гостиничных мест - 12000, численность обслуживающего персонала составит 3900 человек.
В перспективе при реализации градостроительной стратегии организации ОЭЗ ТРТ ожидается решение ряда социально-экономических и градостроительных задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Самарской области до 2020г.
Литература
1. Федеральный закон об особых экономических зонах в РФ от 22.06.2005 № 116-ФЗ
2. Постановление правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 564. Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны.
3. «Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 года», Правительство Самарской области. Самара, 2006.
4. Отчет о научно-исследовательской работе «По подготовке предпроектных материалов по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Самарской области». Малышева С.Г., Вавилонская Т.В. Бальзанников М.И., Шабанова А.В., Мухаметшина Н.С, Явкин Н.В. и др., Самара, 2010.
References (Transliterated)
1. Federal'nyj zakon ob osobyh jekonomicheskih zonah v RF ot 22.06.2005 № 116-FZ
2. Postanovlenie pravitel'stva RF ot 13 sentjabrja 2005 g. № 564. Ob utverzhdenii pravil oformlenija i podachi zajavki na sozdanie osoboj jekonomicheskoj zony
3. «Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Samarskoj oblasti do 2020 goda», Pravitel'stvo Samarskoj oblasti. Samara, 2006.
4. Otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote «Po podgotovke predproektnyh materialov po sozdaniju osoboj jekonomicheskoj zony turistsko-rekreacionnogo tipa na territorii Samarskoj oblasti». Malysheva S.G., Vavilonskaja T.V. Bal'zannikov M.I., Shabanova A.V., Muhametshina N.S, Javkin N.V. i dr., Samara, 2010.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ С.Г. Малышева
Кандидат архитектуры, доцент кафедры «Градостроительства», Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Самара, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR S. Malysheva
PhD in Architecture, ass. prof., chair "Town-Planning", Samara State University of Architecture and Civil Engineering, Samara, Russia e-mail: [email protected]