Научная статья на тему 'Роль органов внутренних дел в защите права собственности и иных вещных прав'

Роль органов внутренних дел в защите права собственности и иных вещных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5871
666
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ВЕЩНЫЕ ПРАВА / ЮРИСДИКЦИОННЫЕ И НЕЮРИСДИКЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ / РROPERTY RIGHT / PROPRIETARY RIGHT / JURISDICTIONAL AND NON-JURISDICTIONAL METHODS OF DEFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муратова С.А., Смердина Ю.С.

В статье раскрывается роль органов внутренних дел в защите права собственности и иных вещных прав физических и юридических лиц. Для достижения названной цели анализируются юрисдикционные и неюрисдикционные способы защиты вещных прав. Рассматриваются организационно-правовые формы участия ОВД в защите вещных прав граждан и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Internal Affairs Bodies in Defense of Property Rights and Other Proprietary Right

The article discovers the role of law enforcement bodies in the process of defense of property rights and other proprietary rights of individuals and entities. To achieve the mentioned goal jurisdictional and non-jurisdictional methods of proprietary rights defense are analyzed. Organizational and legal forms of the participation of internal affairs bodies in defense of proprietary rights of citizens and companies are considere.

Текст научной работы на тему «Роль органов внутренних дел в защите права собственности и иных вещных прав»

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЗАЩИТЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫХ ВЕЩНЫХ ПРАВ

THE ROLE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN DEFENSE OF PROPERTY RIGHTs And oTHER PRoPRIETARY Right

УДК 347.2/.3

С.А. МУРАТОВА,

кандидат юридических наук, доцент (Московский университет МВД России) e-mail: foxyom@mail.ru;

S.A. MYRATOVA,

candidate of Jurisprudence, аssociate Professor (Civil Law and Civil Procedure Moscow University of

the Interior);

Ю.с. смердина

(Московский университет МВД России) e-mail: foxyom@mail.ru

JU.S. SMERDINA

(Civil Law and Civil Procedure Moscow University of

the Interior)

Аннотация: в статье раскрывается роль органов внутренних дел в защите права собственности и иных вещных прав физических и юридических лиц. Для достижения названной цели анализируются юрисдикционные и неюрисдикционные способы защиты вещных прав. Рассматриваются организационно-правовые формы участия ОВД в защите вещных прав граждан и организаций.

Ключевые слова: право собственности, вещные права, юрисдикционные и неюрисдикционные способы защиты.

Abstract: the article discovers the role of law enforcement bodies in the process of defense of property rights and other proprietary rights of individuals and entities. To achieve the mentioned goal jurisdictional and non-jurisdictional methods of proprietary rights defense are analyzed. Organizational and legal forms of the participation of internal affairs bodies in defense of proprietary rights of citizens and companies are considere.

Keywords: рroperty right, proprietary right, jurisdictional and non-jurisdictional methods of defense.

К субъектам защиты права собственности и других вещных прав относятся правоохранительные органы, среди которых органам внутренних дел отводится важная роль. К их полномочиям в названной сфере относятся: выявление, пресечение и предупреждение преступлений и административных правонарушений, связанных с осуществлением права собственности, а также и иных вещных прав.

Статья 8 Конституции Российской Федерации закрепляет различные формы собственности, устанавливает основы формирования и осуществления экономической деятельности на территории РФ и при этом возлагает на государство обязанность равной охраны всех форм собственности [1]. Таким образом, на государственные органы возлагается охрана права собственности как неотъемле-

мого права физических и юридических лиц. Перед органами внутренних дел, входящими в систему органов государственной власти, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции» [2], а также подпункта 3 пункта 3 Положения о МВД России, утвержденного Указом Президента РФ № 248 от 1 марта 2011 г. [3], стоит задача охраны и защиты права собственности.

Очевидно, что регулирование деятельности органов внутренних дел по защите права собственности носит преимущественно административно-правовой и уголовноправовой характер. Вместе с тем защита собственности граждан и юридических лиц регулируется, в основном, нормами гражданского права, однако, на наш взгляд, отсутствуют конкретные нормы, отражающие специфику защиты права собственности

124

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

органами внутренних дел.

Защита права собственности может осуществляться следующими способами: юрисдикционными и неюрисдикционными. Юрисдикционная форма защиты права собственности подразумевает участие государственных органов в восстановлении субъективного нарушенного права. Указанная форма может осуществляться в судебном либо в административном порядке. В частности, обращение в органы внутренних дел подразумевает административный порядок защиты права собственности.

Под неюрисдикционной формой понимается защита прав граждан и юридических лиц их самостоятельными действиями. При этом важно отметить, что собственнику необходимо действовать в соответствии с законом и пределах осуществления гражданских прав, предусмотренных статьей 10 ГК РФ.

Традиционным в науке гражданского права является деление способов защиты права собственности на вещно-правовые, обязательственно-правовые и иные. Вещноправовые способы защиты применяются при непосредственном нарушении права собственности либо ограниченных вещных прав. В соответствии с классической традицией Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. ст. 301, 304) предусматривает возможность применить для защиты вещных прав виндикационный либо негаторный иск.

К обязательственно-правовым способам защиты права собственности относятся способы, основанные на защите прав, исходя из гражданско-правового договора, а также связанные с возмещением вреда, причиненного собственнику, или направленные на возврат неосновательно приобретенного или сбереженного имущества.

Иными способами защиты права собственности признаются иски к органам государственной власти. Все иски к органам государственной власти можно разделить на два вида: во-первых, иски с требованием о полном возмещении убытков, причиненных в результате действия либо бездействия органов государственной власти, в том числе и путем издания ими актов, не соответствующих закону и нарушающих либо ограничивающих право собственности или иное вещное право. Во-вторых, это иски об освобождении имущества от ареста. Арест возможен в случаях конфискации имущества обвиняемого по приговору суда, также в качестве меры, обеспечивающей исполнение судебного решения об обращении взыскания на иму-

щество или приговора суда о конфискации имущества [12, с. 619-620].

В юридической литературе способы защиты права собственности в деятельности органов внутренних дел подразделяются на договорные и внедоговорные. К договорным способам относится защита, осуществляемая на основе договоров, заключаемых органами внутренних дел с юридическими и физическими лицами. К внедоговорным способам относится вся иная деятельность органов внутренних дел, так или иначе связанная с защитой права собственности. Так, при осуществлении расследования уголовных дел, связанных с нарушением права собственности, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий, сотрудник органов внутренних дел осуществляет действия, направленные на восстановление нарушенного права, предупреждение преступных посягательств в будущем, а значит, и на защиту права собственности в целом [13, с. 7].

От компетенции лица, осуществляющего производство по уголовному делу, зависит и степень обеспечения интересов гражданского истца, которому был причинен имущественный вред совершением преступления. Так, в соответствии со ст. 115 УПК РФ следователь, с согласия руководителя следственного органа, либо дознаватель, с согласия прокурора, возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого, либо иных лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия [4]. Эта мера процессуального принуждения применяется в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий. Таким образом, от своевременных действий следователя либо дознавателя зависит защита прав потерпевшего от преступления, в том числе и его права собственности.

Важно отметить, что оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление как лица, совершившего кражу либо действия мошеннического характера, так и его местонахождения, а в последующем и его задержания, дают фактическую возможность для привлечения его в качестве ответчика по делу об истребовании похищенного имущества либо возмещения причиненного ущерба.

Вместе с тем в литературе отмечается [14, с. 10-12] , что дознаватель либо следователь при расследовании уголовного дела может

125

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

защищать интересы не только потерпевшей стороны, но и самого подозреваемого. Так возникает вопрос, что делать с имуществом лица, которое подвергается уголовному преследованию, при его задержании и помещении под стражу. Лицо временно теряет возможность владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом, а также осуществлять его защиту. Исходя из того, что на государственные органы возложена обязанность по защите права собственности, следователь либо дознаватель, осуществляющий производство по уголовному делу, обязан в соответствии с ч.2 ст. 160 УПК РФ принять меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу и сообщить ему о принятых мерах.

Важно отметить и роль органов внутренних дел в принятии правоприменительных актов, являющихся необходимой предпосылкой возникновения права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Так, на полицию возложена обязанность выдавать разрешение на приобретение, хранение, ношение и транспортировку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, а также существует обязанность в последующем осуществлять контроль за соблюдением правил обращения с названными предметами.

Органы внутренних дел осуществляют защиту права собственности и в иных случаях. Во-первых, при обращении граждан в отдел внутренних дел с заявлением о находке имущества [5, 6].

Во-вторых, при устранении помех в осуществлении права собственности. При этом гражданско-правовое нарушение может совпадать с административным правонарушением или преступлением. Так, гражданка И. обратилась с заявлением в отделение РУВД пос. Малаховка Московской области, в котором жаловалась на действия собственника жилого дома В. Гражданин В. подключил электрический ток к ограждению своего участка и создал для соседей опасные помехи в пользовании частью жилого дома. После беседы с участковым уполномоченным гражданином В. электрический ток был отключен. Тем самым сняты помехи в осуществлении права собственности его соседей [10, с. 40].

Большое значение придается и роли органов внутренних дел в реализации и охране наследственных прав субъектов наследственного правоотношения. Так,

участковый уполномоченный полиции может привлекаться для участия в принятии неотложных предварительных мер по охране наследственного имущества в месте его открытия. Лицензионно-разрешительные подразделения органов внутренних дел участвуют в правовом регулировании оборота вещей, ограниченных в гражданском обороте (в частности, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему), входящих в состав наследственной массы. Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения проводят регистрацию транспортных средств, входящих в состав наследственного имущества. Тем самым обеспечиваются права и законные интересы наследников как будущих субъектов вещных прав [11, c. 5].

Законодательство Российской Федерации предусматривает создание в системе МВД структуры, предназначенной для охраны как публичной, так и частной собственности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О полиции» возможно создание подразделений для выполнения полицией задач по охране и защите права собственности [2]. В соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» предусмотрено создание соединений воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов [7].

К правовым основам регулирования охранной деятельности органов внутренних дел относятся: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О полиции»; Указ Президента РФ № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД РФ от 16.07.2012 г. № 689 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны» [8]; Приказ МВД РФ № 609 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» [9].

Охранная деятельность с участием вневедомственной охраны осуществляется на основании договора на оказание услуг по централизованной охране и техническому обслуживанию средств охраны квартир и мест хранения личного имущества граждан.

126

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

Договор по предоставлению услуг вневедомственной охраной является договором, непоименованным в ГК РФ, и представляет собой договор присоединения, то есть его условия являются заранее предусмотренными охраной, как одной из сторон договора. Субъектами договора являются, с одной стороны - исполнитель - управления (отделы) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, по своему правовому статусу - это юридические лица, созданные в организационноправовой форме учреждений, а с другой стороны - заказчик - юридическое лицо или дееспособное физическое лицо. Предметом договора будет являться предоставление охранных услуг. Охранная деятельность - это осуществление с применением специальных средств и приемов специально уполномоченными на то субъектами (организациями) деятельности по обеспечению состояния сохранности от противоправных посягательств переданных под охрану объектов [15, с. 7].

Вся деятельность подразделений органов внутренних дел по охране права собственности и иных вещных прав проявляется в следующих формах: во-первых, действия организационно-технического характера, направленные на осуществление охраны имущества физических и юридических лиц; во-вторых, содействие субъектам гражданских правоотношений в реализации их субъективных прав (права собственности, а также иных вещных прав); в-третьих, предупреждения преступлений и правонарушений, посягающих на собственность граждан; в-четвертых, пресечение действий, нарушаю-

щих субъективные вещные права физических или юридических лиц [12, с. 10-11].

Законодатель в целях совершенствования защиты права собственности предусматривает тесное взаимодействие между органами государственной власти. Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 12 ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества, а также органам прокуратуры Российской Федерации орган кадастрового учета предоставляет бесплатно сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Данная норма призвана способствовать более эффективной работе правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел по защите права собственности и иных вещных прав.

Таким образом, система защиты права собственности - это межотраслевой правовой институт, представляющий собой механизм применения как гражданско-правовых методов защиты, так и применение мер административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере осуществления права собственности и иных вещных прав. Защита собственности независимо от ее формы является приоритетным направлением деятельности государства. В осуществлении этой функции принимают участие многие органы государства, однако роль органов внутренних дел как правоохранительного органа в защите права собственности более чем очевидна.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

// СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3 - ФЗ (в ред. ФЗ от 25.11.2013 г.

№ 317-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел

Российской Федерации» (в ред. от 29.08.2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174 - ФЗ

(в ред. ФЗ от 25.11.2013 г. № 317-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

5. Приказ МВД РФ от 16.11.2012 г. № 1040 «Об утверждении Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы» // РГ. 2013. № 71.

6. Приказ МВД РФ от 31.12.2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых

уполномоченных полиции» // РГ. 2013. № 65.

7. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской

Федерации» от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // СЗ

127

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

РФ. 1997. № 6. Ст. 711.

8. Приказ МВД России от 16.07.2012 г. № 689 «Об утверждении Инструкции по организа-

ции деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны».

9. Приказ МВД РФ от 04.08.2006 № 609 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации».

10. Дерюга Н.И., Макаров О.В. Право собственности в деятельности ОВД. - Хабаровск, 1992.

11. Соловиченко Д.В. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по охране наследуемого имущества: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. - М., 2005.

12. Суханов ЕА. Гражданское право в II томах. Том I. - М.: Статут, 2013.

13. Боев А.С. Участие органов внутренних дел в гражданско-правовой охране права собственности: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - СПб., 2005.

14. Дежнев А.С. Обеспечение сохранности имущества жилища обвиняемого (подозреваемого), подвергнутого задержанию или заключению под стражу // Российский следователь.

2010. № 11.

15. Мильков А.В. Договор охраны по российскому гражданскому праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.

References

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote) // CLRF. 2009. № 4. It. 445.

2. Federal Law “On Police” dated 07.02.2011. Number 3 - FL (as amended. FL 25.11.2013g. №

317-FL) // CLRF. 2011. № 7. It. 900.

3. Presidential Decree of 01.03.2011. Number 248 “Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation” (as amended. 29.08.2013g from.) // CLRF. 2011. № 10. It. 1334.

4. Criminal Procedure Code of the Russian Federation from 18.12.2001 Number 174 - FL (as amended. 25.11.2013 FL № 317-FL) // CLRF. 2002. № 1. It. 1.

5. Order of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from November 16, 2012 № 1040

“On approval of securing found and handed in the Internal Affairs of the Russian Federation, documents, items, treasures, valuables and other property, to return them to their rightful owners or transferred to the appropriate state or municipal bodies” // RN. № 71. 2013.

6. Order of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from December 31,2012 N 1166

“The organization of the activities of police precinct” // RN. № 65. 2013.

7. Federal Law “On Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation” of 06.02.1997. Number 27-FL (as amended. FL 02.07.2013. № 185-FL) // CLRF. 1997. № 6. It. 711.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Order of Ministry of Internal Affairs of Russia from 16.07.2012. № 689 “On approval of the

Instruction on the organization of the territorial divisions of private security bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to ensure the safety of objects, apartments and storage areas of citizens’ property by technical means of protection”.

9.Order of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from 04.08.2006 № 609 “The organization of the combatant activities of militias private security at the Internal Affairs of the Russian Federation”.

10. Derjuga N.I., Makarov O.V. Ownership in the activities of the ATS. - Khabarovsk, 1992.

11. Solovichenko D. Organizational and legal bases of the bodies of internal affairs for the protection of the estate. Synopsis diss. Ph.D.- Moscow, 2005.

12. Sukhanov E.A. Civil law II volumes. Volume I. - M.: Statute, 2013.

13. Boev A.S. Participation of the Interior in the civil protection of property rights. Synopsis diss. Ph.D. - St. Petersburg, 2005.

14. Dezhnyov A.S. Ensuring the safety of property housing the accused (suspect), subjected to detention or detention / / Russian investigator. 2010. № 11.

15. Mielkov A. Agreement on the protection of the Russian civil law. Synopsis diss. k. th. n. -Moscow, 2008.

(Статья сдана в редакцию 10.07.2014)

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.