Научная статья на тему 'Роль объяснительных диктантов в формировании языковой личности'

Роль объяснительных диктантов в формировании языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
521
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ОБУЧЕНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каясова Татьяна Анатольевна

В статье говорится о необходимости формирования языковой личности учащихся началь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLANATORY ROLE dictation in the formation of the language PERSON

In this article the author talks about the necessity of forming the all-round personality, about the demands of Federative Standards to pupils, who are graduating from primary school. In the article is also shown the method of realization the explanatory dictations, their role in forming the all-round personality is revealed.

Текст научной работы на тему «Роль объяснительных диктантов в формировании языковой личности»

Каясова Т.А.

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г Самара

E-mail: [email protected]

РОЛЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

В статье говорится о необходимости формирования языковой личности учащихся начальной школы, о требованиях ФГОС-2 к учащимся, оканчивающим начальную школу; рассматривается методика проведения объяснительных диктантов, раскрывается их роль в развитии языковой личности младшего школьника.

Ключевые слова: стандарты обучения, языковая личность, интеграция.

Изучая проблемы общения, исследователи сталкиваются с необходимостью рассматривать вопросы, связанные с говорящим человеком как языковой личностью. В современной лингвистике языковая личность как объект исследования представлена в первую очередь работами Г.И. Богина и Ю.Н. Караулова. Эта тема развивается в работах их последователей: Е.В. Иванцовой, Т.В. Кочетковой, В.П. Нероз-нака и многих других.

Ю.Н. Караулов пишет: «Под языковой личностью я понимаю совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)». Далее он определяет структуру данной личности, которая, по его мнению, состоит из 3 уровней: 1) вербально-семантического, предполагающего для носителя нормальное владение естественным языком; 2) когнитивного, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, более или менее систематизированную «картину мира»; 3) прагматического, заключающего цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности. Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире [1].

Поскольку языковая личность проявляет себя прежде всего в общении, возникает и наименование коммуникативная личность.

В процессе социализации человек приобретает языковую компетенцию как владение лексическими, грамматическими, фонетическими законами языка, он увеличивает свой словарь, упорядочивает нормы словоупотребления и грамматики, овладевает культурой речи, прави-

лами стилистического выбора для построения (адекватного ситуации) высказывания и текста, таким образом, приобретает коммуникативную компетенцию. Он набирает социально-культурный опыт, овладевает законами общения, принципами и правилами коммуникативных взаимодействий, стратегиями и тактиками ведения разговора, гибкой системой речевых и коммуникативных актов, то есть приобретает прагматическую компетенцию. Таким образом, развитую языковую личность характеризуют следующие умения и навыки:

1. Владение системой языка, его грамматическими и лексическими нормами.

2. Владение системой речи на текстовом и стилистическом уровне.

3. Владение социальными нормами употребления речевых произведений на уровне сферы общения, темы, стиля, жанра, речевого акта.

4. Владение построением сложных текстов (эпистола, заявления, обоснование, отчет; школьное, студенческое сочинение, реферат; профессиональная, научная, публицистическая, официально-деловая деятельность и т. д.) и восприятием сложных текстов (научных, официально-деловых, публицистических и др. Особо сложно и важно восприятие, понимание, интерпретация художественных текстов).

5. Владение ролями говорящего и слушающего, социальными и психологическими ролями партнерства в общении.

6. Владение прагматическими законами общения в разных кооперативных и конфликтных коммуникативных эпизодах (для выхода из последних).

7. Владение этическими и этикетными нормами статусных и ролевых позиций [2].

Соглашаясь с мнением Т.В. Кочетковой, характеризующей развитую языковую лич-

ность, мы считаем, что предметная система обучения, присущая современной школе, ориентирует учащихся на фрагментарное усвоение знаний в определенной области и не способствует формированию языковой личности младшего школьника. На наш взгляд, начальное образование должно стать первой ступенью, которая будет обеспечивать межпредметную интеграцию, ведь известно, что успешное изучение учащимися какого-либо предмета напрямую зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому предмету.

Именно взаимопроникновение в материале одного предмета обобщенных знаний из разных областей как раз и будет направлено на решение актуальной проблемы: формирование и развитие языковой личности учащихся начальных классов.

Способствовать решению данной проблемы на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка будет внедрение авторской методики, основанной на систематическом включении объяснительных диктантов в ход урока.

Для повышения уровня грамотности учащиеся должны ежедневно писать объяснительные диктанты, состоящие из слов с различными изучаемыми орфограммами, при этом тематика лексической базы должна охватывать, безусловно, самые разные сферы окружающего мира.

Какие же слова можно и нужно положить в основу объяснительных диктантов?

В соответствии со стандартами на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Кроме того, стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Это ученик:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение [5, с. 7].

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [5, с. 8].

Анализируя материалы ФГОС-2, мы пришли к выводу, что для объяснительных диктантов нужно использовать широкий спектр лексики, который будет способствовать решению задач, поставленных в данном документе. С одной стороны, это должны быть слова, относящиеся к различным предметам. Это дает возможность ученику расширить свой словарный запас, изучая значения многих слов, а главное, позволяет увидеть и понять, что мир един во всем его многообразии. С другой стороны, подборка слов должна способствовать развитию памяти, воображения, мышления и творчества.

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер указывают, что если творчество вообще двигатель прогресса в плане объективного развития науки, техники, искусства, то творчество учащихся тоже двигатель прогресса, но уже в плане умственного развития индивидуума [3].

В соответствии с нашей методикой, учитель раздает на неделю лист с диктантами (на каж-

дом уроке записывается один столбик). За диктант ставятся только оценки «4» и «5», в противном случае ребенок должен переписать столбик. Легко посчитать, что, ежедневно изучая по 15 слов, дети в течение года прописывают более двух тысяч слов.

Если проанализировать УМК по русскому языку для начальной школы, можно увидеть, что лексическая база (по любой теме) в различных методических комплексах достаточно мала.

В составленных нами объяснительных диктантах число таких примеров слов возрастает в несколько раз (образуя различные группы), что, безусловно, способствует развитию речи учащихся, формированию языковой личности.

В таблице 1 показана работа с учащимися в течение недели.

Можно с уверенностью сказать, что из семидесяти слов, помещенных в таблицу, значение большей части мало известно учащимся, это, с одной стороны, позволяет учителю вести целенаправленную работу на изучение значения данных слов, способствует систематической работе с различными словарями (толковый словарик дан в конце сборника диктантов для каждого класса), с другой стороны, значительно расширяет словарный запас детей, так как, работая с данными словами, учащиеся составляют с ними словосочетания и предложения, тексты и т. д.

В общении с ребенком взрослый выступает постоянным источником информации. Именно взрослый открывает для ребенка мир фантазий в виде условных действий, мнимых ситуаций, обрисованных словами, музыкой. Движимый потребностью действовать, ребенок про-

бует сам повторить способы перекомбинирова-ния среды и изменить свои действия, а получаемый при этом эффект новизны побуждает его повторять снова и снова с переносом на другие объекты. Взрослый подкрепляет эту активность своим вниманием и одобрением, и ребенок стремится получить такое одобрение, демонстрируя свои умения. Самоутверждение как элемент общения с взрослым становится, по мнению Н.Н. Палагиной, дополнительным мотивом преобразующей активности и стимулом саморазвития воображения [4].

Развитию целостного образа мира способствует прежде всего активная позиция младшего школьника в его познании, превращение учения в личностно значимое событие, которое состоится, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет подлинным процессом «добывания знаний», где ученик вместе с учителем будут в определенном смысле его творцами. Они участники события и вместе создают его. Основной пружиной событий в обучении станет столкновение старого и нового в опыте детей, привычного и необычного в понимании фактов реальной жизни. Обучение станет творческим процессом и для учащихся, и для учителя, если оно с самого начала будет строиться на основе исследовательской деятельности самих детей.

Если учитель создает проблемную ситуацию, способную вызвать интерес, поиск, то противоречия между прошлыми знаниями и приобретенными во время поиска приводят к рождению нового смысла. Основной инструмент этого действия - слово. И образы, и понятия дают обобщенные знания о действительности, выра-

Таблица 1. Работа с учащимися в течение недели

понедельник вторник среда четверг пятница

безударная гл. сдвигать болел носить врачи весна

жи-ши дюжина вершина жираф жизнь жидкий

ча-ща парча очищать свеча очаг часовой

чу-щу чудак гуща чувства щука щупальца

парная согласная в середине слова золовка кружка крышка сладкий робкий

парная согласная на конце слова подвиг погреб снос друг шарф

Ь - показатель мягкости дуэль пальма подпись скатерть печень

разделительный Ь перья ночью поверье раздолье друзья

имена собственные Волга Амур Обь Енисей Ангара

непроизносимые согласные сердце опасный вкусный лестница областной

словарные слова погода котлета комар костёл берёза

чк-чн-нч полячка пончо получка очки очко

нщ-щн помощник банщик мощный денщик обманщик

рщ-чт почтение сморщить борщ чтение что-то

жающиеся словом. Оно оформляет идею, вопрос, привлекает внимание к привычному, помогает рождению текста. Понять текст - это значит совершить переход от его внешней языковой формы к модели предметной ситуации, составляющей его содержание. Текст, выступая как единое целое, индивидуален: он всегда принадлежит определенному автору. Другими словами, каждый текст отражает языковую личность автора. Так как потребность в общении, или коммуникации - условие для успешного становления языковой личности младшего школьника, в обучении должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят ребенка перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то [1].

Составляя авторские диктанты, мы предприняли попытку использовать в них слова с изучаемыми орфограммами, относящиеся к различным школьным предметам:

Литература: аршин, бадья, библиотека, ведьма, В. Драгунский, дуэль, кафтан, кибитка, кольчуга, И. Крылов, лицей, М. Ломоносов, писатель, поденщик, поэт, притча, произведение, А. Пушкин, Россия, сказка, стихи, Л. Толстой, устный, флигель, чтение, К. Чуковский и т. д.

Математика: дробь, задача, линейка, ноль, отчет, слагаемое, циркуль.

История: авиация, бадья, ведьма, века, вечный, герб, года, град, дань, заговорщик, кольчуга, Красная площадь, люлька, Минин, оружие, Петр I, Пожарский, царь, ядро.

География: а) названия стран: Австрия, Алжир, Америка, Германия, Египет, Индия, Италия, Китай, Польша, Украина, Чехия, Япония; б) названия городов, сел, деревень: Астрахань, Безенчук, Горький, Иваново, Измайловка (деревня), Казань, Курск, Москва, Нижний Новгород, Николаев, Нью-Йорк, Отрадный, Париж, Ростов, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи, Сызрань, Тверь, Тольятти, Углич, Чапаевск, Ширяево; в) названия рек, озер, морей, океанов: Амур, Байкал, Волга, Дон, Енисей, Желтое (море), Иртыш, Каспийское море, Обь, Ока, Тихий океан, Урал, Черное (море); г) названия гор, пустынь: Жигули, Сахара; д) названия материков: Азия, Антарктида, Африка; е) названия островов, полуостровов, регионов: Арктика, Дальний Восток, Камчатка, Кижи, Крым, Курилы, Поволжье, Подмосковье и т. д.

Музыка: альбом, ария, балет, Бах, вальс, виолончель, гитара, дуэт, композитор, концерт, Моцарт, пейзаж, скрипка, солист, соната, фрак, Чайковский, чардаш, Шопен и т. д.

Изобразительное искусство: Айвазовский, акварель, живопись, картина, Левитан, маринист, мольберт, натюрморт, пейзаж, портрет, Репин, Серов, художник и т. д.

Физическая культура: бег, брасс, винтовка, вратарь, коньки, кроль, лыжи, плаванье, пловец, пловчиха, секция, соревнования, ходьба и т. д.

Зоология: аист, бабочка, беличья, бивень, бобры, бульдог, бурьян, верблюд, волчата, волчица, воробей, ворона, выводок, гепард и т. д.

Ботаника: береза, виноград, герань, деревья, дуб, елочка, морковка, одуванчик, пальма, ромашка, рыжик, сирень, сосна, тростник, шиповник и т. д.

Окружающий мир: агат, арбуз, болото, весна, ветер, ветка, вода, вьюга, гнездо, гриб, гроза, дождь, жемчуг, заморозки, заросли, заря и т. д.

Безусловно, подбирая слова для объяснительных диктантов, мы посчитали важным учесть такие группы слов, с помощью которых у педагога появится возможность поднять для обсуждения на уроках русского языка важные нравственные темы. Это любовь к Родине, отношение к родителям, друзьям, праздники, Великая Отечественная война, профессии людей, черты характера человека и т. д.:

а) Родина: защищать, Отчизна, патриотизм, Родина-мать, Россия, Русь; б) отношение кро-дителям, друзьям: дружба, помощь, почтение, преданность, уважение; в) герои Великой Отечественной войны: А. Покрышкин, Л. Голиков, З. Космодемьянская, М. Казей, А. Матросов,

З. Портнова; г) профессии: банкир, банщик, бегун, боксер, вагонщик, врачи, гонщик, дежурный, каменщик, почтальон, сварщик, шофер; д) народные праздники: Благовещение, Масленица, Покров, Рождество; е) черты характер человека: безучастный, белоручка, беспомощный, болтливый, властный, ворчун, галантный, грустный, грущу, доблестный, жалостливый, завистливый, загадочный, зачинщик, известный, интересный, ленивый и т. д.

Кроме того, мы подбираем в диктанты группы слов, имеющие отношение к быту человека.

Посуда: блюдечко, бочка, вазочка, дуршлаг, кружка, крышка, кувшин, ложка, ножи, салфет-

Таблица 2. Пример работы на уроках литературного чтения по определенной теме

И.А. Крылов

безударная гл. лиса слоны вода зеркало бежала

жи-ши жизнь животное чижи сиявши без души

ча-ща туча добыча печаль гончая час

чу-щу щука почуял чужой учуял чуткий

парная согласная в середине слова кошка кукушка овцы мартышка плутовка

парная согласная на конце слова кот волк рак лев виноград

Ь - показатель мягкости сильна пленять медведь журавль лебедь

разделительный Ь обезьяна соловьи муравьи свинья собачья

имена собственные Иван Андрей Крылов Мария Клодт

непроизн. согл. честный известный опасный грустный ясный

словарные слова собака ворона квартет облака заяц

чк-чн-нч очки что смычки конечно обманщик

ка, сервиз, скатерть, солонка, стакан, тарелка, чашка и т. д.

Мебель: гарнитур, диван, кабинет, кресло, мебель, пуфик, секретер, сервант, софа, столовая, столы, стулья, табуретка, шифоньер, шкаф и т. д.

Кулинария: абрикос, аджика, алыча, ананас, анчоус, бальзам, бахча, бисквит, блинчатый, борщ, булочка, бульон, ваниль, варенье и т. д.

Одежда: берет, блузка, брошка, брючный, варежка, капюшон, кофта, модничать, пальто, панама, платье, плащ, плиссе, показ, пояс и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здоровье: здоровье, зуб, кишечник, корью, лодыжка и т. д.

«Грамотный школьник отличается от неграмотного не тем, что первый умеет, а второй не умеет писать, а тем, что первый двигается в другой структуре знаний, чем второй. У первого совершенно иное отношение к своей собственной речи и, следовательно, к тому основному

средству формирования мысли, которым является речь», - отмечал в своей работе Лев Семенович Выготский [1].

В процессе работы на уроках литературного чтения учащимся предлагается самостоятельно подобрать слова на изученные орфограммы по определенной теме (см. табл. 2).

Итак, можно заключить, что систематизированное использование объяснительных диктантов, интегрированных знаний из различных предметов школьного образования, оказывает существенное влияние на формирование языковой личности учащегося и позволяет:

1) обогатить словарный запас учащихся;

2) поднять уровень состояния монологического высказывания;

3) установить ассоциативные связи;

4) развивать умение использовать полученные знания на различных уроках.

12.07.2012

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. О педологическом анализе педагогического процесса / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1996. -536 с.

2. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: УРСС, 2004.

3. Кочеткова, Т.В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) // Вопросы стилистики: Язык и человек. - Саратов, 1996. - Выпуск 26.

4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

5. Палагина, H.H. Воображение у самого истока: Психологические механизмы формирования. - Бишкек, 1992. - 123 с.

6. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Часть 1. - М.: «Просвещение», 2010. - С. 7, 8.

Сведения об авторе:

Каясова Татьяна Анатольевна, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, кандидат педагогических наук

е-таіі: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.