кластера, который, в свою очередь, представляет собой инновационный механизм, обеспечивающий процесс интегративного взаимодействия учреждений высшего профобразования с научными организациями и бизнес-структурами локализованной территории, позволяет выделить в качестве одной из ключевых позиций реформирования деятельности вузов формирование современных бизнес-процессов по партнерскому сотрудничеству. Применение процессного подхода к новому виду деятельности может рассматриваться как инструмент решения задач взаимодействия вуза с бизнес-сообществом и вывести указанный вид деятельности вуза на качественно новый уровень.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. № ПР - 576.
2. Иванченко Л. А. Новые кадры для рыночной экономики // Экономика и управление. - 2006. - №1. - С.12.
3. Том Н. Управление изменениями. http:// www.cfin.ru / management / chande_ management_shtml
4.Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций. Манифест революции в бизнесе. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер» 2005. - С.24.
5. Рубцов С. В. Уточнение понятия «бизнес-процесс» // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №6.
6. Новоселова Е. Г. Организация инновационной банковской деятельности как административного бизнес-процесса // Инновации. - 2006. - С.35.
7. Ивлев В. А , Попова ТВ. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации. - М.: ООО «Научтехлитиздат», 2000.
8. Казанцев А. К., Мешкис Д. К. Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий // Инновации. - 2006. - №2. -С. 76.
9. Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. - 2002. - № 8.
10. Воронин А. А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. - М., 1999.
11. Савельев А. Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. - М., 2001.
И. П. Малиниченко
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, в котором социальное и экономическое благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития общества. В условиях динамично изменяющейся хозяйственной жизни, ее глобализации, усиливающейся конкуренции фундаментальное значение для развития национальной экономики приобретает развитие рынка образовательных ресурсов.
Исторически проблема накопления и использования знания относится к временам промышленной революции. И хотя в то время экономисты-современники не уделяли этому особого внимания, во второй половине XX столетия появилось множество работ, посвященных объяснению успехов промышленной революции через призму накопления и использования знаний [1]. Как справедливо отмечал К.
Поланьи, важнейшим интеллектуальным фактором промышленной революции являлись не технические изобретения, а социальные новшества; свой решающий вклад в развитие техники естественные науки внесли лишь по прошествии целого столетия, когда промышленная революция уже завершилась [2]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что прогресс в создании и использовании полезного знания в экономике во многом зависит от качества институциональной структуры хозяйственного порядка.
Анализ институтов как детерминирующих факторов экономического развития предполагает, что способ функционирования экономической системы определяется существующим в обществе набором институциональных ограничений. Эти ограничения представляют собой созданные индивидами поведенческие рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, упорядочивая в то же время стимулы их деятельности. В силу этого, информационная природа институтов объективно взаимосвязана с феноменом знания. Это позволяет выдвинуть авторскую гипотезу о том, что институты являются важной предпосылкой и источником производства и накопления знаний. Ее доказательство исходит из того, что на производство и накопление знаний влияют многие, если не все экономические институты как «общественные привычки», определяющие поведение хозяйствующих субъектов.
К числу наиболее значимых из них относятся: институт собственности, прежде всего интеллектуальной, институты господствующей хозяйственной этики (здесь ведущая роль принадлежит производству и передаче неявного знания), институты, связанные с организацией и внедрением НИОКР в промышленности (определяющие способы взаимодействия науки и бизнеса), институты образования, важнейшими из которых являются классические университеты как способ организации образовательного и научно-исследовательского процессов. Инновационная значимость университетов в обеспечении экономического роста обусловливает необходимость более глубокого анализа их роли как экономических институтов в процессе производства и накопления знаний. Университеты как механизмы передачи и наращивания существующего запаса знаний являются основными производителями знаний во всех современных обществах. Будучи важнейшими социальными институтами, университеты обеспечивают ключевые инновационные ресурсы для экономической деятельности.
Сегодня качество и доступность образования, его соответствие потребностям развивающейся новой экономики и конкретной личности определяют состояние и будущее интеллектуального базиса. Образование, особенно высшее, имеет огромное значение для инновационной системы страны и развития человеческого капитала.
Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы формирования институционального строительства и экономической поддержки внедрения новых образовательных технологий. Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования новых образовательных технологий как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования. Развитие новых образовательных технологий имеет особое значение для России.
В повышении конкурентоспособности национальной экономики качество образования играет ключевую роль. Развитие образования составляет один из решающих факторов международного позиционирования России. Развитие интеллектуального капитала общества, формирование новых организационноэкономических инструментов развития человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые
процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Взаимосвязанное взаимодействие общества и государства должно обеспечить формирование новой стратегии развития рынка образовательных услуг, направления модернизации системы образования России в первом десятилетии XXI века.
Стратегия развития образования - это не простой перечень благих пожеланий. Это определение критических точек, выбор направлений в рамках существующих альтернатив и нахождение ресурсов для обеспечения содержательного и структурного обновления.
Государство должно играть активную роль в процессе интеграции страны в глобальное сообщество, сочетая различные направления, формы, методы и средства регулирования, обеспечивающие стратегическое взаимодействие национального и мирового хозяйства. Для выполнения этой роли должно появиться новое, адекватное требованиям времени, государство, способное стать амортизатором, контролером и управляющим неконтролируемых и разрушительных рыночных сил.
Учитывая тот факт, что глобализация рынка образовательных услуг - это не линейный, а очень противоречивый, неравномерный процесс, постоянно меняющий свои формы и методы реализации, Российское государство должно учитывать эти реалии в стратегии развития системы образования, адаптировать регулирующий механизм, воздействующий на рынок образовательных услуг к усложняющимся условиям функционирования глобального рынка. Для этого необходимо создание многоаспектной модели взаимодействия с мировым сообществом не только в сфере образования, но и в инновационно-инвестиционной сфере, в которой национальные интересы увязываются с глобальными тенденциями развития.
В настоящее время назрела необходимость пересмотра существующих методологических подходов к развитию инновационной деятельности в России, адаптации известных, а при необходимости и разработки новых принципов и механизмов инновационного развития экономики, исходя из существующих условий. Сегодня вопросы состояния научно-технической сферы и формирования инновационной политики стали объектом самого пристального внимания со стороны руководства страны.
Интеллектуальная экономика отличается также тем, что интеллектуальный капитал начинает доминировать как средство производства и преобладать в капитальных стоимостях и в инвестициях. Чтобы подтвердить это, можно использовать несколько индикаторов, например коэффициент Тобина, соотношение между инвестициями интеллектуального капитала и физического капитала, рост фирм, профессий и состояний, основанных на интеллектуальном капитале, появление рынков технологий и других рынков интеллектуального капитала. Динамика этих и других показателей отражает не только рост доли интеллектуального капитала в традиционных фирмах, продуктах и профессиях, но также и рост фирм, продуктов и профессий, основанных исключительно на интеллектуальном капитале [3].
Основная причина возникновения интеллектуальной рыночной экономики -это технологические изменения. Точнее, совокупность информационных и коммуникационных технологий играет ключевую роль в формировании интеллектуальной рыночной экономики так же, как совокупность материальных и энергетических технологий играла центральную роль при возникновении традиционной рыночной экономики периода индустриализации.
Информационно-коммуникационные технологии не только делают возможным быстрое, дешевое и дифференцированное производство и распределение различных старых и новых типов информации, но они также обеспечивают запись, кодификацию, упаковку и массовый маркетинг информации, делая ее доступной на рынке при низких трансакционных издержках.
Таким образом, дефекты, традиционно присущие чистым рынкам информации, ослабляются. Следовательно, коммуникации между людьми и информационный бартер более легко подлежат коммерциализации. Огромные возможности получения прибыли от инноваций и возрастающее давление конкуренции на всех уровнях общества приводят к тому, что информация и коммуникации будут предметом коммерческих сделок в гораздо большей степени, чем кто-либо ожидал.
Благодаря информационно-коммуникационным технологиям коммуникации приобретают следующие функциональные качества: кодифицируемость, коннективность, обрабатываемость, интерактивность, селективность, контролируемость.
Эти функциональные качества позволяют экономическим агентам получать прибыль от информации, например, посредством создания исключительных специфицированных прав на нее, воздвигая электронные ограды вокруг информационных активов. Хотя повсеместно существует система защиты интеллектуальной собственности, владение информацией самой по себе (включая знания, компетенцию и данные) не является ключевым фактором в интеллектуальной рыночной экономике. Критически важна способность экономических агентов контролировать поток доходов от информации. Информационно-коммуникационные системы существенно повышают возможность контроля над потоком доходов от интеллектуального капитала, повышения спецификации прав и снижения трансакционных издержек, не обязательно при этом опираясь на права интеллектуальной собственности, хотя значимость последних также возрастает.
Поэтому управление интеллектуальным капиталом, существенная часть которого - технологический менеджмент, становится ключевой проблемой управления в большинстве компаний как крупных, так и малых. При этом старые институты, такие, как библиотеки и университеты, существенно трансформируются и адаптируются к новым условиям; появляются новые организационные формы, такие, как компании по обработке данных, информационные брокеры и контент-провайдеры. Политика, ориентированная на интеллектуальный капитал (в области образования, НИОКР и т.д.), становится приоритетом государств, заботящихся о создании и поддержании источников экономического роста в условиях современной неоэкономики.
Один из вероятных сценариев будущего состоит в том, что новые технологические системы вновь изменят экономическую систему. Эти будущие изменения приведут к отходу от интеллектуальной рыночной экономики, возможно к новым или гибридным формам экономических систем, которые нельзя будет строго классифицировать как рыночные или капиталистические. Другой сценарий состоит в том, что столкновения по поводу интеллектуального капитала на национальном уровне станут чрезвычайно разрушительными.
Новая экономика приводит к необходимости существенных преобразований в самих принципах конкуренции: «Новая экономика рождена новыми факторами производства - знаниями и информацией. Знания неотчуждаемы и не убывают по мере использования. Как следствие, большая часть производственных издержек в новой экономике приходится на начальный период. Расходы на первый экземпляр продукта несравнимо выше затрат на тиражирование. Интеллектуальные компании несут огромные начальные издержки, и стратегическое планирование становится очень рискованным» [5]. Риски тех потерь и потрясений, которые в условиях новой экономики являются все больше рисками всего общества, а не отдельных его представителей, выводят и межфирменную, и межгосударственную конкуренцию в некое иное пространство. По оценкам аналитиков, в такой модели взаимодействия производителей и потребителей экономия на издержках для компаний разных секторов может составлять от 15 до 50 % [5].
Основная цель формирования национальной инновационной системы заключается в обеспечении устойчивого экономического развития и повышении качества жизни населения:
- путем создания дополнительных рабочих мест в сфере науки и производства;
- увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения;
- повышения образовательного уровня населения;
- решения экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.
Становление и развитие рыночных отношений в России предъявляют новые, более высокие требования к национальной системе образования, вызывают непрерывность ее обновления, приводят к формированию новой системы образовательных отношений, основанных на инициативной деятельности образовательных организаций по диверсификации процесса реализации образовательных услуг - образовательному предпринимательству. Обновление системы образования возможно только при условии ее интеграции в рыночное хозяйство, основанной на духе предпринимательства в сфере образовательных услуг и четком системном процессе нормативно-правового обеспечения формирующихся отношений.
Система образования России развивается как экстенсивно, так и качественно, требуя все большего объема ресурсов и инвестиций. Рост затрат на функционирование образовательного комплекса повышает требования к рациональному использованию выделяемых обществом средств, трансформируется тип экономических отношений в сфере образования, что обусловливает необходимость их исследования с целью оптимизации организационно-экономического механизма использования государственных ресурсов.
Для повышения эффективности образовательного комплекса страны необходимо увеличить его ресурсное обеспечение в таком объеме, при котором он сможет выполнять свои приоритетные функции по эффективному включению национального рынка образовательных услуг в глобальное образовательное пространство на основе реализации высокого интеллектуального потенциала нации как конкурентного преимущества России. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют специалистов с фундаментальным уровнем образованности, с обширными коммуникативными умениями и навыками. В условиях формирования новой экономики необходима гибкая модельная адаптация системы профессионального образования к перспективным потребностям быстро развивающегося национального рынка труда.
Интеграция России в европейское образовательное пространство несет в себе очевидные преимущества. Новая система призвана предоставить студентам большую самостоятельность в выборе вектора образования, дополнительные возможности варьировать свое расписание и трудозатраты. Признание отечественных дипломов о высшем образовании в Европе облегчит молодым специалистам поиск работы за рубежом, повысит их конкурентоспособность на международном рынке труда.
Задачами развития образования мировые лидеры не могли проникнуться очень долго, несмотря на то, что высокий уровень образования является ключом для решения многих проблем, начиная от преступности до подъема экономики в целом. Вплоть до начала 90-х годов прошлого века вопросы образования рассматривались лидерами ведущих держав только в качестве составной части структурных реформ и только для того, чтобы повысить уровень занятости молодежи в экономике своих стран.
В настоящее время образование является одним из центральных элементов развития и снижения уровня бедности в развивающихся странах. В развитых странах вопросы проведения широкого спектра исследований и создания новых техно-
логий находятся в сфере интересов как государства, так и частного сектора экономики. Профессиональное, особенно высшее, образование в развитых странах имеет устоявшиеся традиции и всегда ориентировано на нужды и потребности государства.
Развитие общества в системе отношений новой экономики опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Поэтому для формирования новой стратегии развития образовательного комплекса необходимо усилить его ресурсную обеспеченность, направляя ресурсы на ее эффективную модернизацию национальных образовательных институтов. Консервировать даже то, что когда-то было лучшим в мире, - значит заведомо гарантировать отставание. Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. Российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в нее.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Розенберг Н., Бирдцел Л. Е. Как запад стал богатым. Экономические преобразования индустриального мира. - Новосибирск, 1995; Rosenberg N.
С. Б. Доровской
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В УСЛОВИЯХ
ИНТЕГРАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: КЛАСТЕРНЫЙ
ПОДХОД
В последнее десятилетие XX века произошли существенные изменения в геополитическом положении и политико-экономической ситуации в России, в сфере управления территорией и объектами хозяйственной деятельности, в территориально-земельных отношениях и ряде других сфер общественного развития. Сформированная в эпоху советской индустриализации экономика России вступила в стадию интеграции в глобальный рынок, что сделало невозможным сохранение созданной по производственно-технологическому принципу пространственной организации страны. В настоящее время наблюдается диспропорция в экономическом развитии регионов России. Проблемы экономического развития связаны с недостаточным учетом пространственного фактора развития территорий. В сложившейся ситуации необходимо формировать новый пространственный каркас. Существующие методы управления устарели и перестали быть эффективными, в связи с этим региональное управление должно строиться, опираясь на новые методы и подходы. В настоящее время новационным подходом к управлению региональным развитием является подход, основанный на теории кластеров.
Россия унаследовала экономические регионы, создававшиеся в ходе индустриализации и рассчитанные на развитие масштабного массового производства, а потому имеющие централизованную организацию. К тому же крупные вертикально интегрированные компании (ВИК) в постсоветский период поглотили большую часть данного производства, что также повлияло на производственно-территориальную организацию российских регионов. С большим трудом можно выделить лишь протокластеры и недооформленные сетевые регионы, к тому же, как правило, не имеющие промышленной специализации. Это явно тормозит инновационное развитие российской промышленности и ослабляет ее конкурентоспособность.
Региональный аспект интеграционных процессов связан с тем, что именно на уровне региональных систем все основные факторы социально-экономического развития, включая производственные, природно-экологические, ресурсные, соци-