ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
УДК 330.14.01
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
И.И. Калина,
соискателъ кафедры экономической теории, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)
Экономическая ценность интеллектуального капитала, которым обладают субъекты, во многом превосходит финансовые, ресурсные и другие активы хозяйствующих субъектов и макроэкономики в целом. Его элементы являются определяющим ресурсом новой экономики, это один из основных источников экономического роста и факторов национальной конкурентоспособности. Знания также выступают ценным общественным благом, национальным достоянием, которое можно трансформировать различными способами в частные и коллективные знаниевые активы (и наоборот). Поэтому величина и качество интеллектуального капитала должны быть объектами государственного регулирования.
Государственное регулирование качества интеллектуального капитала необходимо и потому, что рыночные механизмы в условиях экономики, основанной на знаниях, не могут обеспечить полноценное и эффективное воспроизводство интеллектуального капитала. Более того, могут возникнуть глубинные дефекты механизма рыночной самонастройки воспроизводства в секторе производства и распространения его элементов. Они связаны с тем, что приоритет может быть отдан знаниям, которые легче вывести на рынок и получить доход. Обмен знаниями может стать объектом манипуляций со стороны отдельных субъектов (продажа знаний, составляющих государственную или коммерческую тайну), а производство знаний может стать монополией определенных структур, поведение которых на рынке чаще всего имеет оппортунистический и рентоориентиро-ванны й характер.
Целенаправленное стратегическое и оперативное управление процессом воспроизводства интеллектуального капитала приводит к впечатляющим результатам. Так, один из наиболее авторитетных аналитических обзоров - доклад ОЭСР за 2001 г. - в качестве лидера среди стран, экономика которых основана на знаниях, называет Швецию. Данный результат во многом предопределен соответствующей долгосрочной поддержкой развития сферы образования, 1Т-технологий на правительственном уровне.
Итак, новой функцией государства в условиях экономики, основанной на знаниях, становится управление воспроизводством интеллектуального капитала. Управление воспроизводством интеллектуального капитала направлено на стимулирование инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, на обеспечение высокой производительности, рост эффективности национального хозяйства, его конкурентных преимуществ, что в конечном счете отражается на уровне благосостояния индивидов и общества в целом. Это предполагает наряду с традиционными задачами выделение нового круга задач, связанных с формированием экономики знаний (рисунок).
Цели государства в экономике знаний
7-1-^
Содержание функции управ -ления воспроизводством интеллектуального капитала состав -ляют следующие процессы:
- планирование и прогнозирование - определение целей и задач государства, связанных с формированием экономики знаний, в том числе основных направлений деятельности научных и образовательных структур;
- организация - создание различных научных и образовательных структур, обеспечение их ресурсами, формирование единого научно-образовательного комплекса, обеспечение бла -гоприятных условий для его развития и совершенствования, стимулирование развития венчурного бизнеса и включение их в единую инновационную систему страны ;
- контроль - количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности научных и образовательных организаций, контроль за ко ммерциал изацией знаний, т. е. движением знаниевых активов за пределами создающих их структур на внутреннем национальном рынке и в извест -ной степени на глобальном;
- мотивация - создание благоприятных условий для активизации творческой деятельности и интеллектуали -зации труда;
- координация - достижение согласованности и непрерывности в воспроизводстве знаний, поддержание необходимых пропорций в развитии сектора знаний и экономики в целом, создание благоприятной среды для широкого применения инноваций в соответствии с по -требностями глобальной конкурентной экономики.
В рамках выполнения государством функции управления воспроизводством интеллектуального капитала следует отдельно отметить повышение качества чело -веческого капитала и поддержку научно-технической сферы экономи ки. Государство, о рганы управления раз -личных уровней призваны осуществить ряд жизненно важных для системы образования функций, по суще -ству не выполнимых для других субъектов в подобном масштабе.
Это обязанности гаранта гуманистичности образования, единства федерального культурного и образова -тельного пространства в условиях многонационального общества, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образова-тельных учреждений. Это финансирование образования (прежде всего в направлении его фундаментализации и гуманизации) и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу. Это при -менение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целом. Это лицензирование и аттестация образова-
Экон омические
- производство информации, знаний как общественных
благ;
- создание каналов обмена
ими, в том числе и на условиях коммерциализации. Со ц иал ьн ы е
- гуманизация всех областей человеческой деятельности.
Орган изационные
- формирование структур, координирующих научную, образовательную и инновационную деятельность.
Право вые
- со ве ршенствова ние законодательства по защите
и нте лле ктуально й собственности
Цели государства в экономике знаний
тельных учреждений и программ по ассортименту и качеству образовательных услуг.
Необходимо осуществить замещение административно-распределительных способов взаимодействия субъектов сферы образования новыми общественно признанными рыночными, а именно:
- стимулированием платежеспособного спроса на образование, созданием условий для максимально возможного удовлетворения индивидуальных потребностей в образовании;
- реализацией свободы выбора учащимися и их семьями как образовательных учреждений, так и форм получения образования (дневное, вечернее, дистанционное, семейное) в рамках государственного финансирования общего и части профессионального образования;
- совершенствованием механизма определения государственного заказа и формирования государственных образовательных стандартов, привлечением потребителей образования к формированию заказа и стандартов;
- дополнением бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданной им собственностью;
- уравниванием всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе государственного и местного заказа на образование .
К инструментам государственной политики по повышению качества интеллектуального капитала в научно-технической сфере относятся следующие.
Государственное финансирование гражданских технологий с целью их применения в гражданском секторе. Особое применение этот инструмент нашел в послево-
Стратеги ческие
обеспечение перехода к экономике знаний и конкурентных преимуществ на глобальном рынке знаний. Тактические
- стимулирование
развития образовательного комплекса;
- поддержка развития отечественной науки
Внешние
- контроль за миграцией знаниевых активов;
- междун ар одно е сотрудн и-чество в науке, образовании.
Внутренние
- формирование и развитие рынка объектов интеллектуальной
собств енности; - создание национальной инновационной системы
енной технологической политике развитых стран. Как подчеркивается в литературе, имеются существенные отраслевые различия в уровнях государственной поддержки частного сектора. Например, 75% научных расходов аэрокосмической отрасли США финансируется из федерального бюджета, в то время как в автомобилестроении, химической, нефтеперерабатывающей промышленности и ряде других секторов финансирование исследований и разработок осуществляется за свой счет. Концентрация федеральных расходов представлена следующим образом: только 0,5% компаний получают 84% государственных ассигнований на НИОКР.
Государственный контракт применяется в тех случаях, если результаты НИР и НИОКР приносят непосредственную пользу государству. Контракт заключается на конкурсной основе, не исключена возможность передачи результатов третьей стороне. Государство оставляет за собой право контролировать и вмешиваться в ход исследований. До настоящего момента в отечественном зако нодательстве нет четкого определения контракта с участием науки. В США через Федеральную контрактную систему заключается 13 - 15 млн контрактов ежегодно, в том числе около 200 - 300 тыс. -заказы на проведение НИОКР военного и гражданского назначения.
Привлекательность использования подобного инструмента для государства состоит в том, что, во-первых, заключение контракта происходит на конкурсной основе; во-вторых, государственные организации не всегда могут выполнить в срок тот или иной объем работ; в -третьих, отпадает необходимость создавать и поддерживать собственную инфраструктуру для проведения ограниченного количества НИОКР в какой-либо определенной области.
Третий инструмент - это грант, позволяющий поддержать и стимулировать государством научные исследования и разработки с помощью конкретной материально-технической базы: финансов, собственности, оборудования и пр. Этот инструмент нашел свое примене -ние в российской экономике благодаря Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ), а также Российскому гуманитарному научному фонду (РГНФ).
Кооперативное соглашение между хозяйственным и государственным секторами, в том числе между государственными университетами и промышленностью. США начали использовать этот инструмент в 80-е гг. ХХ в. в связи с формированием благоприятной институциональной базы в вопросах охраны прав на интеллектуальную собственность. За период 1980 - 2000 гг. Конгресс принял 12 законов, внесших значительные изменения в отношениях как между государственным сектором науки и частным сектором экономики, так и между агентами частного сектора, среди которых закон Бея-Доуля (1980), Стивенсона-Уайдлера (1980), о передаче технологий в интересах национальной конкурентоспособности (1989), о коммерциализации передачи технологий (2000) и ряд других. В результате были достигнуты впечатляющие результаты. Например, если до 1981 г. университеты получали за год около 250 патентов, то спустя 10 лет их ежегодное число увеличилось до 1 600, т. е. в 6,4 раза, при этом около 80% приходилось на долю финансируемых правительством исследований.
Пятый инструмент - развитие сети технологических парков, компактно расположенных комплексов, которые в общем виде могут включать в себя научные уч -реждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности, малые фирмы. При этом фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах развития инноваций - от начинающих до фирм с налаженным производством и стабильной рыночной «нишей». Как известно , целями технопарков являются: поддержка создания и увеличения новых наукоемких фирм, применяющих результаты исследований научных организаций и вузов; стимулирование позитивных изменений в регионе через создание новых рабочих мест, а также перестройка промышленности на основе новых технологий; помощь формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью; содействие появлению новых источников доходов для университетов и научных организаций и другое.
Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - «Томский научно-технологический парк». Затем их образование резко ускорилось: в 1990 г. - 2 технопарка, в 1991 г. - 8, в 1992 г. - 24, в 1993 г. - 43. На сегодняшний день создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах. Особый случай представляет собой технопарк Московского института электронной техники (г. Зеленоград), поскольку на его базе был образован инновационно-промышленный комплекс МИЭТ, объединивший участников инновационной деятельнос-ти университета с рядом перспективных наукоемких компаний г. Зеленограда. И именно в Зеленограде в 2002 г. началось создание первой в России технологической деревни, где предполагается размещение около 60 наукоемких компаний г. Зеленограда. Несомненно, это позволит воплотить в жизнь запуск крупномасштабных инновационных проектов в области электроники, микроэлектроники и информационно-коммуникационных технологий традиционных областях специализации г. Зеленограда.
Очевидно, что российской экономике нужны новые институциональные основы взаимодействия государства и частного сектора, новые программы, примерами которых являются: в США - «Программа передовых технологий» (Advanced Technology Program - ATP), во Франции - «Схемы исследований и информационных технологий » (Reseaux de recherche et d'innovation technologiques), в Австралии - «Гранты для кооперативных исследовательских центров» (С ooperatve Research Center Grants). В России подобную программную деятельность только начинают осуществлять Российский фонд технологического развития ( РФТР), Российский фонд фундаментальных исследований, а также Российский гуманитарный научный фонд, Венчурный Инновационный фонд (ВИФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия).
Другим направлением государственной политики является стимулирование развития рынка информационных технологий. В российский рынок информационных технологий направляется значительная часть государственных инвестиций. Таможенный комитет, Министерство по налогам и сборам, Минэкономразвития и торговли, другие ведомства в пределах своих бюджетов
выделяют десятки миллионов долларов на обновление собственных ИТ-систем. Правительство столицы реали -зует городскую целевую программу «Электронная Москва». Предусмотренные в ней инвестиции в ИТ-рынок в 2005 г. выросли на 75% и достигли 80 млн дол.
Основные приоритеты совершенствования и развития рынка информационных технологий находятся у го -сударства, и ими, в частности, являются:
- непременное содействие росту капитализации российских ИТ-компаний, что позволит стимулировать инвестиционные процессы в экономике в целом и данной отрасли в частности, поскольку компании, занятые И Т- бизнесом, имеют большой потенциал развития и их перспективность дает инвесторам надежду на получение более высокой прибыли по сравнению с традиционными отраслями;
- совершенствование законодательной базы для гармонизации нормативно-правых актов, регулирующих смежные области, осуществление институционально -го отбора, который бы не противоречил сложившейся в стране практике хозяйствования и рутинам, закрепленным в обществе, и в то же самое время способство -вал росту благосостояния основной части населения страны;
- достижение социального эффекта от использования информационных технологий за счет собственных ресурсов, а также за счет возможностей частного бизнеса. Этого можно добиться в сфере образования (начального, среднего, специального, высшего , послевузовско-го), здравоохранения;
- рост прибыльности за счет экспорта новейших про -граммных продуктов, являющихся интеллектуальной собственностью российских производителей. Этому дол -жно способствовать развитие институтов лицензирования и патентирования ;
- стимулирование развития технопарков, которые, кроме создания дополнительных рабочих мест, при наличии материально-технической и интеллектуальной базы позволяют реализовать крупномасштабные инно -вационные проекты;
- широкое распространение инструментов государственного финансирования, государственной контрактации, кооперационных соглашений между государственным и частным секторами, что позволит за счет использования механизма конкуренции отбирать перспективные предприятия, создавать новые рабочие места, способствовать выходу российских фирм на международ -ный рынок и стать лидерами в этой сфере.
Все вышеизложенное дает основание говорить о необходимости тесного сотрудничества между государ -ственным и частным сектором в направлении развития перспективного рынка ИТ. Это будет способствовать увеличению элементов интеллектуального капитала и по -вышению его качества.
В целях развития элементов интеллектуального капитала общества осуществляется также государственная поддержка научно-технических монополий. Научно-техническая монополия признается допустимой в р ыночной экономике, хотя и ограничивает основное право предпринимателя - право на свободную конкуренцию. По мнению Й . Шумпетера, экономическое развитие - это переход из одного состояния равновесия в другое в ре-
зультате действий новаторов. Каждый новатор одновременно является и монополистом. Монополию, обеспечивающую временную сверхприбыль за счет новатор -ской деятельности, Й. Шумпетер называет эффективной. Ее сверхприбыль исчезает, как только нововведения распространяются по всей экономике. Каждая эффективная монополия преследует частные интересы, но результатом является выигрыш общества в целом. Следовательно, ограничивать эффективную монополию мерами антимонопольного регулирования нецелесообразно. Следует подождать, и через некоторое время она сама исчезнет под действием конкурентов. Ее причины - уникальность интеллектуального продукта. Если собственность на этот продукт закреплена в виде патента, то такая монополия способна продержаться достаточно длительное время. Кроме того, монополии имеют достаточно финансовых ресурсов, чтобы вкладывать деньги в научные разработки и внедрение новой технологии, что способствует наращиванию интеллектуального ка-пита ла.
В антимонопольном регулировании предусмотрено запрещение горизонтальных слияний, так как это приводит к ограничению конкуренции на товарных рынках страны. Однако научно -техническая монополия является исключением. В 1984 г. в США впервые был принят закон о сотрудничестве в национальных научных исследованиях. Согласно принятой практике, которая потом была распространена в большинстве стран, совместные научно-производственные венчуры (т. е. особые формы совместной деятельности компаний при сохранении в целом их независимости) не подлежат преследованию по антимонопольному законодательству. Например, ком -пания «Microelectronics and Computer Technology Corporation» объединяет 20 ведущих американских корпораций компьютерной и электронной промышленности. В Швеции крупные корпорации также приступили к реализации принципиально иной стратегии - стратегии глобализации, сливаясь с другими корпорациями, лидерами мирового рынка в своих областях, или формируя с ними стратегические альянсы. Первым крупным событием такого рода стало слияние АСЕА и швейцарской «Браун-Бовери» в АББ, а затем сотрудничество СААБ -«Дженерал моторс», «Вольво-Рено». Подобное лояльное отношение к научно-техническим монополиям, при -нятое в антимонопольном регулировании всех стран, способствует наращиванию и развитию интеллектуального капитала.
В рамках регулирования сферы интеллектуального капитала также осуществляется стимулирование развития малых инновационных предприятий. Они действуют в сфере разработки программных продуктов, лазерной техники, проведения маркетинговых и социологических исследований, в области улучшающих нововведений, т.е. модернизации продукции, производимой крупными предприятиями и имеющей хорошие рыночные перспективы . Малые предприятия, созданные специалистами вокруг и внутри НИИ, занимаются прикладными и фундаментальными исследованиями. Развитие региональных инновационных центров, технопарков, инкубаторов под -держивает эту тенденцию. Серьезными проблемами по -прежнему остаются неразвитость законодательной базы, трудности с получением банковских кредитов и др.
Сложной, многоплановой и принципиально новой проблемой для государства является процесс вовлечения в гражданский оборот результатов научно-технической деятельности. Основу механизма введения в хозяйственный оборот резул ьтато в научно-технической деятельности составляют следующие элементы:
- выявление результатов научно-технической деятельности на регулярной основе, их инвентаризация, учет и ведение реестра результатов научно-технической деятельности;
- закрепление прав на потенциально охраноспособные результаты научно-технической деятельности;
- проведение оценки стоимости результатов научно-технической деятельности;
- учет результатов научно-технической деятельности в уставном капитале и в нематериальных активах организаций;
- распределение прав на результаты научно-технической деятельности между авторами и работодателями, а также государственными заказчиками;
- передача прав на результаты научно -технической деятельности путем заключения лицензионных соглашений ;
- создание инфраструктуры рынка результатов научно-технической деятельности.
В период административного управления экономикой сфера науки и технологий была практически исключена из участия в хозяйственном обороте. Научно-технические достижения внутри страны передавались бесплатно, а использование изобретений, защищенных авторскими свидетельствами, не имело для предприятий иных экономических последствий, кроме обязанностей по выплате авторских вознаграждений изобретателям.
К настоящему времени имеется уже достаточно развитая законодательная и нормативно-правовая база, позволяющая вовлекать результаты научно-технической деятельности в хозяйственный оборот. Определены основные направления государственной политики, являющиеся основой создания единого механизма по введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.
Дальнейшая работа осуществляется в направлениях:
- совершенствования законодательной базы;
- конкретизации законодательных положений в постановлениях Правительства;
- разработки конкретных методических указаний по отдельным возникающим вопросам (например, внесение интеллектуальной собственности в уставные фонды, реформируемых ГНЦ, процедуры передачи технологий из военного сектора в гражданский сектор и т.п.).
Создание в России благоприятной инновационной среды невозможно без дальнейшего развития соответствующей инфраструктуры. Одним из ее основных компонентов должны стать государственные институты по передаче технологий, работающие при каждом федеральном органе исполнительной власти, являющемся государственным заказчиком НИОКР. Эти структуры, укомплектованные высококвалифицированными специалистами, призваны оказывать научно-исследовательским организациям с государственным финансировани-
ем необходимую помощь по охране интеллектуальной собственности и коммерциализации технологий. Государственные институты по передаче технологий также должны содействовать привлечению инвестиций в технологические проекты, созданию связей между исследовательскими организациями и промышленностью, развитию международного сотрудничества.
Все промышленно развитые страны мира также активно используют и косвенные методы государственно -го регулирования, в первую очередь механизмы налоговой и амортизационной политики. Практически все методы основаны на предоставлении некоторых стимулов (льгот), состоящих в следующем:
- отнесение части расходов на НИОКР на текущие производственные издержки предприятий (в США, Италии, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции законодательно разрешено относить на себестоимость продукции все расходы на НИОКР);
- отсрочка при уплате налогов для предприятий, осуществляющих инвестирование в разработку и освоение производства новой наукоемкой продукции, до начала поступления прибыли от реализации данной продукции;
- скидка с налога на прибыль, пропорциональная приросту затрат предприятия на НИОКР.
В Российской Федерации вопросы финансовой поддержки коммерциализации технологий решаются различными путями. В частности, активно работают Фонд содействия малым предприятиям в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития, Российский фонд фундаментальных исследований. Эти фонды совместно с такими программами Минпромнауки Россия, как «Наука - технология - производство -рынок», «Следующие шаги к рынку», берут на себя риск финансирования технологий на ранней стадии.
Развивается в стране и венчурное финансирование, которое вместе с государственным должно нести груз ответственности за риск коммерциализации технологий.
В настоящее время в Российской Федерации созданы около 50 Инновационно-технологических центра (ИТЦ) в 11 регионах страны. В них работают более ты -сячи различных малых научно -технологических предприятий, использующих инфрастуктуру ИТЦ для своего развития. Если еще пять назад, по данным Фонда содействия , малые предприятия практически не интересовались вопросами использования интеллектуальной собственности в своей деятельности, то в настоящее время более 50% таких предприятий активно стали использовать объекты интеллектуальной собственности в своей деятельности. Это свидетельствует о том, что им требуются новые научные идеи для создания новой продукции и услуг.
Таким образом, государство должно обеспечить полноценное и эффективное воспроизводство интеллектуального капитала. Наиболее действенными методами в данном направлении являются повышение качества образования, стимулирование фундаментальных и прикладных научно -технических исследований, государственная поддержка инновационных предприятий, совершенствование законодательной базы с целью формирования надежной системы защиты прав интеллектуальной собственности.