Научная статья на тему 'Диверсификация экономических отношений государства и бизнеса'

Диверсификация экономических отношений государства и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Н. А.

В статье осуществлен анализ диверсификации экономических отношений между государством и бизнесом в сфере образовательной и инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIVERSIFICATION OF THE ECONOM 1

In the article is realized the analysis of the diversification of the economic relations between the state and the business in the sphere of educatbnal and innovatbn activity.

Текст научной работы на тему «Диверсификация экономических отношений государства и бизнеса»

1 См.: Амосов А. Результативны ли иностранные инвестиции ?// Экономист. 2007.№ 1. С. 36.

2 См.: Промышленная политика. Создание экономики инновационного типа: Программный документ партии «Единая Россия» .2006. 2 дек.

3 См.: Ленчук Е. Технологическая квазирента // Независимая газета.2007. 23 мая.

4 См.: Шишков Ю. Россия на развилке стратегических дорог // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 12. С. 25.

5 См.:Там же. С. 26.

6 См.: Южная Корея: ИТ-фабрика в действии // О.Ыем/з.ги. 2006. Июнь.

7 Джон К.Дж. Вперед, к обществу знания в Малайзии: видение и стратегия // Информационное общество. 2002. Вып. 1. С. 23.

8 См.: Шишков Ю. Указ. соч. С. 30.

9 Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию // Известия. 2007. 27 апр.

10 См.: Вступительное слово С.Б. Иванова на заседании Правительственного совета по нанотехнологиям (Интерфакс. 21.06.2007).

11 См.: Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007 - 2030 гг. М.: ИНП РАН, 2007. С. 38.

12 См.: Там же. С. 50.

13 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли РФ. М., 2007 // macroeconomy.gov.ru. С. 7.

УДК 330.34

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

Н.А. Андреев,

соискатель кафедры институциональной экономики, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

Диверсификация экономических отношений хозяйствующих субъектов - это расширение поля взаимной деятельности в соответствии с их интересами, освоение одним из субъектов тех норм и правил хозяйствования, которые традиционно присущи другому (другим) субъекту (субъектам), появление новых объектов, форм и методов, направлений и моделей их совместной деятельности, формирование новых целей и задач тактического и стратегического содержания. Диверсификация - это способ экспансии капитала данных субъектов в новые рынки и отрасли с целью стабилизации их экономического и финансового состояния, расширение ассортимента совместно производимых продуктов, географической сферы и форм деятельности, а также круга контрагентов (партнеров) по экономической деятельности (применительно как к внутринациональной, так и к внешнеэкономической сфере). Конечной целью диверсификации экономической деятельности, помимо максимизации нормы прибыли и общей экспансии капитала, становится уменьшение рисков за счет ее ведения в нескольких (нередко не смежных и не сопряженных между собой) отраслях и видах деятельности, которые могут различаться своей цикличностью и рисками, а также за счет расширения сфер деятельности и круга экономических партнеров как внутри страны, так и за рубежом.

Диверсификацию можно рассматривать как форму компромисса между государством и бизнесом, связанного с необходимостью повышения эф -фективности использования ресурсов обоих хозяйствующих субъектов. Наиболее заметна диверсификация экономических отношений одного из этих субъектов - бизнеса - была в 70-е гг. XX в., когда активно создавались конгломераты. Это были громадные корпорации, в которых сосредотачивались различные не связанные между собой виды деятельности (от производства военной техники до выпуска пищевых продуктов). В дальнейшем, как показала практика, многие конгломераты «рассыпались» из-за слабой технологической увязки имеющихся производств. По сравнению с бизнесом в те годы государство выступало более автаркичным (закрытым, относительно замкнутым) субъектом, и эта присущая ему как особому институту экономики характерная черта сохранилась и до настоящего времени.

Современные процессы диверсификации экономических отношений между государством и бизнесом охватывают различные сферы и направления, но все же преимущественно концентрируются в традиционных секторах экономики - реальном (в рамках топливно-энергетического комплекса) и финансовом. Вместе с тем в российской экономике появились и

активно развиваются новые виды рынков - рынок об -разовательных услуг, рынок инновационных ресурсов, рынок интеллектуальных ресурсов, рынок 1Т-технологий, начал формироваться рынок знаний, рынок институцио -нальных инноваций и т.д. Это требует пересмотра сло -жившихся подходов к диверсификации экономических отношений между государством и бизнесом и перехода их на новый уровень развития.

В данной статье рассмотрен один из наиболее актуальных аспектов диверсификации экономических отно -шений между двумя основными игроками - государ -ством и бизнесом, - осуществляющейся в сфере образовательной и инновационной деятельности с использованием опыта различных стран, который может быть полезен и в российской практике.

Диверсификация отношений государства и бизнеса в сфере образования обусловлена глобальным кризи -сом образования. Он очевиден в таких проявлениях, как:

- дефицит государственных средств для финансирования обра-зовательных учреждений, в том числе сильных элитных образовательных структур;

- большой разрыв между уровнем обучения в элит -ных и массовых образовательных учреждениях;

- низкая образованность граждан даже в развитых странах;

- падение авторитета и престижности профессии учи -теля и преподавателя;

- отказ талантливых и амбициозных субъектов от работы в сфере образования;

- недостаточный уровень профессиональных знаний у учителей, преподавателей.

В XXI в. государство уже не является главным произ -водителем образовательных услуг. Это особенно нагляд -но проявляется в странах-лидерах по качеству образования, где по объемам финансирования частный капи -тал играет главенствующую роль на рынке образования. Так, в Южной Корее частные ресурсы дают до 80% об -щего бюджета вузовского образования, более 50% -дошкольного и около 15% - начального и среднего школьного образования. Элитные вузы США («Лига Плюща») дополнительно финансируются негосударственны -ми структурами. В Японии частные финансы занимают более 50% в высшем и дошкольном образовании. Ито -гом является получение образования около 80% студентов в Юго-Восточной Азии в частных вузах. Для сравнения: в России число негосударственных высших учеб -ных заведений составляет около одной трети от общего количества вузов, но учатся в них всего около 10% от общего числа студентов.

Существует несколько каналов «прихода» частного капитала в образование. Среди них есть прямые и косвенные. К первым относятся:

- плата за образовательные услуги; в качестве основных плател ьщиков выступают семьи (домохозяйства) учащихся;

- инвестиционные вложения через общественные ассоциации, бизнес-структуры и частных лиц, осуществляемые через фонды для обучения отдельных личностей (стипендии, гранты) или конкретные программы и проекты: исследовательские, издательские, экспериментальные, проекты капитального строительства, создание библиотек и серверов и пр. Эту же функцию выпол -няют попечительские советы учебных заведений, при -

влекая средства физических лиц (родителей, спонсоров) и контролируя их использование в конкретных целях.

Существует еще один смежный канал поступления частного капитала в образование. Это бизнес по оснащению учебного процесса включающий широкий спектр услуг. Сюда входят консультационные услуги от оптимизации управления до создания учебной канцелярии, от создания мультимедийных продуктов до производства школьной мебели, от просвещения родителей до изготовления игрушек для детей.

В отдельных странах, например в Канаде, входящей в число стран-лидеров в сфере образования, государство не является главным производителем образовательных услуг, отсутствует общегосударственная система образования. Согласно Конституции этой страны образование является исключительно юрисдикцией провинциальных глав департамента, включая разработку стандартов, дисциплин, обеспечение финансирования. Министр образования - должность выборная, а управление образовательными процессами осуществляется совместно провинциальными и местными органами образования, в том числе местными выборными школьными советами или комиссиями. Доля государственного сектора в высшем образовании в Канаде невелика -одна треть капитала. Исключение составляют две страны-лидеры в образовательной сфере: Финляндия и Ирландия. Но и здесь есть своя специфика участия государства в образовательном процессе. В Финляндии образование - забота государства (прежде всего финансовая), но инициатива и управление школами - функция частных лиц и частных структур. Ирландия является единственным государством, где расходы на образование рассматриваются не как социальная нагрузка на бюджет, а как инвестиции. В соответствии с этим принципом здесь даже изменена система национальных счетов, где расходы на образование учитываются как инвестиции. В настоящее время среди европейских стран Ирландия имеет самые высокие темпы экономического роста и самую большую долю затрат на образование в ВВП среди развитых стран. И хотя Ирландия в рейтинге стран по качеству образования в настоящее время занимает 8-е место, шансы на ее вхождение в ранг «образовательной элиты» реально высоки. В Ирландии большинство средних школ - частные, почти все они находятся на дотации государства и управляются советом попечителей, религиозной общиной или частным лицом. Частная инициатива обеспечивает богатое разнообразие школ - для раздельного обучения мальчиков и девочек, для совместного их обучения, классические и с профессиональным уклоном, для особо одаренных детей. Система высшего образования в Ирландии представлена государственными университетами, профессиональными колледжами и педагогическими институтами. Частных учебных заведений в высшем образовании немного, и в основном они представлены бизнес-колледжами . Вокруг структур высшего образования созданы научно-технические парки, занимающиеся исследованиями и разработками в области информационных и телекоммуникационных технологий и техники, биотехнологии, химии, медицины и инженерных наук.

Государство в тех странах, где доля платного образования достаточно велика, выделяет персональные субсидии и, кроме того, осуществляет финансовую под-

держку обучающихся в вузах. Она реализуется в трех формах - стипендиальной, кредитной, в системе грантов. Первая форма направлена на вспомоществование и поддержку перспективных студентов. Она осуществляется через правительственные, общественные и час -тные фонды. В различных странах она отличается адресными группами, денежными объемами и дополнительными социальными льготами. Эта форма традиционно и давно используется в различных странах, в том числе и в России. Другие формы финансовой помощи (кредитная и система грантов), активно используемые в странах-лидерах в образовательной сфере, пока еще мало применяются в России. В рамках кредитной формы (займа) студент самостоятельно реализует инвестиционный подход, берет на льготных условиях в финансовых структурах кредит для обучения в вузе, нарабатывает за это время ресурсы - человеческий (интеллектуальный) капитал, предпринимательские способности -и дивиденды с них в определенный срок до 10 лет возвращает кредитору. Через систему грантов, поощряющих самостоятельность, настойчивость и креативность, предоставляется возможность на конкурсной основе получить финансовую поддержку от государства. Например, в Канаде гранты на обучение получают около 10% всех студентов, средний их размер - 3 тыс. дол. в год, что компенсирует половину стоимости обучения. В Рос -сии существует несколько фондов, руководители которых занимаются финансовой поддержкой студентов. К их числу относятся фонд Потанина, предоставляющий именные стипендии, фонд Бортника - гранты авторам (в том числе и студентам) инновационных и венчурных проектов, РФФИ. Но их число и масштабы деятельнос -ти явно недостаточны для организации реальной финансовой поддержки обучения в вузе.

Активная роль частного капитала в развитых странах отмечается на рынке школьных образовательных услуг Страны -лидеры в образовательной сфере дали свободу частной инициативе и рассматривают расходы на образование как инвестиции в будущее благосостояние. В большинстве развитых стран начальные и большинство общеобразовательных школ находятся под опекой государства, высшие образовательные учреждения - под патронатом частного капитала.

В настоящее время во многих развитых странах сформировался новый тип школ - так называемые прибыльные школы (for profit-schools), финансируемые государством, а управляемые специализирующимися на менеджменте частными компаниями. Здесь сочетается бесплатность государственной школы с более высокими образовательными стандартами частной школы. По прогнозам специалистов, к 2020 г 30% американских школ будут управляться такими компаниями.

Следует отметить, что в российской системе образования существуют попечительские советы, которые могут распоряжаться добровольными пожертвованиями и создавать попечительские фонды на нужды школы. Фактически это означает, что наряду с государственным и муниципальным финансированием существует и финансирование от частных лиц (родителей и спонсоров), однако бизнес в сфере образования пока находится в тени.

К концу XX в. сформировался мировой рынок образовательных услуг В 2005 г. его объем достиг 90 млрд дол., число иностранных студентов - 1,5 млн человек Это

явилось результатом экономической глобализации, требующей унификации многих хозяйственных процессов. Формируются общемировые образовательные сети и мировые потоки студентов к образовательным центрам, приобретающим специфическую специализацию. Лидер мирового образования -США, доля которого на глобальном рынке образовательных услуг составляет около 30%. Высшая школа США зарабатывает на иностранных студентах в 15 раз больше, чем тратит на нее государство. Россия на 8-м месте по числу иностранцев (25 - 30 лет назад делила с США 1-е место). В России обучается 100 тыс. иностранцев (3 - 4% от мирового спроса), доходы от этой деятельности составляют около 1% мирового оборота. По прогнозам специалистов, доля России на мировом рынке образовательных услуг может сократиться из-за слабой конкурентоспособности образовательных продуктов на уровне мировых стандартов, образовательной инфраструктуры (компьютерного парка, кампусов), отсутствия национальной образовательной корпорации (типа DAAD, BRITISH CONCIL и т.д.). В ин-ституционализации экспорта образовательных услуг явно ощущается необходимость диверсификации отношений между государством и бизнесом. Кроме того, новые формы образования также связаны с институциональной диверсификацией - приходом на рынок образовательных услуг новых субъектов - виртуальных, франчайзинговых университетов, корпоративных; компаний, библиотек, музеев и иных образовательных заведений, созданных СМИ, брокеров в сфере образования, производителей программного обеспечения с издательством и предприятий индустрии развлечений. В Рос -си и этот сектор рынка представлен фрагментарно - корпоративными университетами, бизнес-образованием и системой тренингов. В основном они работают на рынке управленческого образования (здесь есть спрос и деньги), стоимость на предоставляемые ими услуги выше, чем в традиционной системе образования, часть этих субъектов не институционализированы (не имеют правового механизма деятельности).

Мировой опыт свидетельствует о том, что после решения корпоративных задач через 8-10 лет корпоративный университет начинает продавать образовательные услуги на рынке. В РФ корпоративные университеты есть в крупных корпорациях - «Север-сталь», «РАО ЕЭС» и т.д. Многие российские компании организуют у себя системы дистанционного обучения. Инвестиции в отечественные корпоративные университеты - 100 - 150 тыс. дол. в мегаполисах, 30 - 80 тыс. дол. в городах «первого ряда» и «второго ряда».

В США корпоративные университеты есть в фирмах со штатом в 5 тыс. человек. Есть специальные фирмы, сдающие университеты «под ключ». Средний бюджет корпоративного университета США - 13 - 20 млн дол., расходы на обучение одного сотрудника - 1,5 - 5 тыс. дол. в год. Создание корпоративных университетов также можно рассматривать как одно из проявлений диверсификации отношений между государством и бизнесом.

Другим не менее важным направлением диверсификации отношений между государством и бизнесом явля -ется инновационная деятельность, которая в последние годы приобрела новые цели и задачи, модели и формы.

В настоящее время выделяют две модели инновационной деятельности:

- традиционная линейная модель (в соответствии с ней предполагается, что развитие идет от фундаментальных исследований к прикладным разработкам, производ -ству и коммерциализации, т.е. инновации базируются на результатах НИОКР; причем высококвалифицированные специалисты вовлечены на первых стадиях инноваци -онного процесса);

- новая интерактивная модель (инновационные идеи генерируются на всех этапах инновационного цикла, включая производство и коммерциализацию; фундаментальные исследования не являются инициирующим этапом; результаты исследований используются на всех стадиях инновационного цикла; необходимо учитывать обратные связи на всех этапах; в инновационный про -цесс вовлекаются специалисты различной квалификации и профессий на всех его этапах ).

Модели инновационного развития определяются научно-техническим потенциалом страны, масштабами внутреннего рынка и возможностью завоевания позиций на внешних рынках.

Так, выделяются следующие модели инновационного развития:

- создание «отверточных» производств с целью расширения занятости при слабой или отсутствующей инновационной активности (типична для развивающихся стран);

- высокая инновационная активность на основе собственной базы знаний, развитого научно-технического потенциала и стимулирования сферы НИОКР и высо -ких технологий при развитом внутреннем рынке (США);

- высокая инновационная активность на основе собственной базы знаний, нацеленность на внешние рынки (Израиль, Корея, Тайвань и др.);

- инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при собственной базе знаний и нацеленности на внутренний рынок (бывший СССР, а также США);

- инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при собственной базе знаний с ори -ентацией на внешние рынки (Финляндия, Швеция, Тай -вань);

- инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при использовании внешних источников знаний и с ориентацией на внутренний рынок (Великобритания, Япония послевоенного периода);

- инновационная деятельность, стимулируемая обществом, при внешних источниках знаний с нацеленно -стью на внешний рынок при внешнем финансировании (Бразилия, страны Юго-Восточной Азии).

Инновационная деятельность большинства стран, в том числе и России, не укладывается ни в одну из перечисленных выше моделей и может быть охарактеризо-вана с помощью комбинации некоторых моделей1. Вы -бор наиболее приемлемой для каждой страны комби -нации определенных моделей является новой задачей, которая может быть успешно решена на основе дивер -сификации отношений между государством и бизнесом.

На первый план выходит также необходимость создания инновационных систем. В основе концепции инновационных систем (ИС) лежат следующие положения. Фирмы рассматриваются как элемент сети публичных и частных организаций; их деятельность и взаимодействие ведут к инициированию инноваций, импорту, мсдерни-зации, распространению новых технологий. При этом ИС

характеризуется формальными и неформальными связями между фирмами, причем существуют потоки интеллектуальных ресурсов между фирмами. Новые знания являются ключевым экономическим ресурсом, причем рынки не аккумулируют знания, а лишь связывают акторов, обладающих знаниями.

В настоящее время в наиболее развитых странах начинает развиваться новое направление научных исследований , нацеленное на создание теоретических основ развития национальных инновационных систем -так называемая «НИС - теория» («КНБ^Иеогу»), позволяющая получить более глубокие знания об инновационных процессах и роли государства в поддержке и стимулировании НИОКР и инноваций.

В отличие от традиционного неоклассического подхода, предполагающего совершенные рациональные решения экономических агентов, новый подход предполагает ограниченность возможностей выработки рациональных решений и, соответственно, подчеркивает все возрастающую ключевую роль знаний для экономического развития. Важно отметить, что большое значение с точки зрения экономического роста уделяется не только новым знаниям, но и уже накопленному запасу знаний, доступному для общества2. Если в неоклассических моделях технологические изменения задаются эк-зогенно, то при данном подходе они предполагаются эндогенными, причем процесс появления инноваций характеризуется положительной обратной связью.

При новом подходе полагается также, что в настоящее время инновационная деятельность в большей степени инициируется не научным сообществом, а потребностями общества, причем возрастает роль междисциплинарных исследований, а организация сферы НИОКР становится менее стабильной и все более изменчивой, при этом контроль за результатами инновационной деятельности постепенно становится в большей степени социальной, а не научной задачей.

Принято выделять четыре типа ИС: 1) национальные (НИС); 2) региональные (РИС); 3) отраслевые (ОИС); 4) технологические (ТИС). НИС должна быть дополнена системами РИС, ОИС, ТИС. Рассмотрим два первых типа ИС: НИС и РИС.

В НИС выделяются следующие блоки:

1) органы разработки и реализации государственной политики;

2) система организации промышленности (большие, средние и малые компании);

3) сфера НИОКР и образования;

4) сектор посредников, облегчающих передачу (трансфер) разработок, - инновационные центры, брокеры и т.д.;

5) инфраструктура (банковский и венчурный капитал, информационные услуги, стандарты и нормы и др.);

6) структуры, определяющие спрос на инновации со стороны потребителей (конечный) и производителей (промежуточный спрос);

7) институциональная структура (финансовые институты, система налогов и стимулов, а также уровень мобильности, склонность к предпринимательству и инновационной деятельности).

Основные особенности РИС заключаются в следующем:

1) взаимодействие между акторами является обязательным, причем внутри РИС акторы обмениваются знаниями;

2) это взаимодействие осуществляется на основе объединения фирм в кластеры, что и отражает специфику РИС; кластер определяется как объединение нескольких фирм одной отрасли, размещенных на одной территории (общие рынки труда, материалов и комплектующих; взаимные трансферы информацией и технологиями);

3) так как для инноваций основную роль играют неотделимые «tacit» знания, то для их передачи наиболее важны мобильность занятых, неформальные отношения и т.п.; кроме того, трудовые ресурсы должны быть дос -таточно подготовлены для абсорбции новых знаний;

4) источники знаний не обязательно должны находиться в рамках данной РИС;

5) институциональная региональная инфраструктура имеет определяющее значение для РИС (большую

роль играют взаимосвязи фирм и вузов региона, инфраструктура знаний, правовые нормы на региональном уровне, физическая и технологическая инфраструктуры, финансовая поддержка на региональном уровне, венчурный капитал и т.п.).

Лучшим базисом для РИС являются предприятия высокотехнологичного сектора. При этом венчурный капитал для высоких технологий формируется и предлагается в тех областях и направлениях, где уже подготовлен для этого соответствующий базис.

1 См..Варшавский А.Е. Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд. М.: Наука, 2005.

2 См. .Arnold E. Evaluating research and innovation policy: a systems world needs systems evaluations // Research Evaluation. 2004. April.

УДК 330.552:338.433

НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО

РЫНКА

А.И. Гиззатова,

кандидат экономических наук, доцент деканата специальности «Экономика », Западно-Казахстанский институт языков и менеджмента «Евразия »

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

Рынок, на котором осуществляется оборот продукции сельского хо -зяйства, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании агропромышленного комплекса и сельских территорий» определяется как агропродовольственный рынок. Составной и неотъемлемой частью общенационального агропродовольственного рынка выступает региональный агропродовольственный рынок, который призван осуществить устойчивость обеспечения региона основными видами про -довольствия .

В условиях рыночной экономики продовольственное обеспечение регионов определяется объемами производимого в них продовольствия, потребляемого его производителями, реализуемого на местном рынке непос -редственно или через коммерческие структуры, размерами ввоза и вывоза продовольствия. Объемы возможного производства продукции сельского хозяйства зависят от природных условий и землеобеспеченности, но фактические их уровни зависят от наличия у потребителей денежных средств, необходимых для приобретения продукции (платежеспособный спрос). В этой связи одной из главных задач должно стать увеличение общего уровня потребления населением продуктов питания посредством роста платежеспособного спроса.

Исследование изменений покупательского спроса и причин, вызываю -щих эти изменения на региональном агропродовольственном рынке, пред -полагает проведение конъюнктурного анализа данного рынка Как правило, такие исследования проводятся в три этапа. На первом этапе исследуются масштабы и пропорции, направления и скорости изменений базисных параметров, уровень устойчивости развития. Применительно к региональному (областному) агроп родовольственному рынку изучают потребление основных продуктов питания, производства которых обеспечивает сельское хозяйство, в расчете на душу населения, объемы их производства в регионе, ввоза и вывоза.

Следующим шагом является выявление причинно-следственные связей и условий, характеризующих рыночную ситуацию, что позволяет изучить сложившиеся закономерности развития, определить зависимость душевого потребления от доходов населения и уровня цен, тенденции роста или снижения потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.