Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2016. № 1. С. 129-136.
УДК 378.3
ФОРМИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВИЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
Л.В. Левченко, М.Е. Келейнова
Сфера высшего образования находится в состоянии постоянных изменений. Вузы вынуждены постоянно искать средства финансирования. Одним из главных аспектов функционирования вузов и иных организаций научно-инновационной сферы становится оборот интеллектуального капитала, который вуз может использовать для коммерциализации и тем самым получать большую прибыль от своей деятельности. Оборот интеллектуального капитала обладает определенными особенностями и находится под влиянием различных факторов, воздействуя на которые возможно ускорять и замедлять скорость оборота интеллектуального капитала. Таким образом, необходима разработка интегрированной методологии управления этими процессами. Указанная методология должна строиться на последовательном описании всех этапов коммерческого использования составляющих интеллектуального капитала. Также авторы полагают, что двойственный характер капитала интеллектуального происхождения подразумевает формирование таких организационных структур, которые дадут возможность извлечь из создаваемого интеллектуального продукта не только общественную, но и экономическую выгоду.
Наиболее перспективным направлением развития инновационной системы является объединение плановых и рыночных механизмов в определенных организационных структурах, так как гарантом раскрытия потенциала общественного блага в инновациях выступает государство, а получению максимальной экономической выгоды от интеллектуального капитала помогает гибкая и мобильная предпринимательская среда. Именно по такому пути идут государства, наиболее успешные в инновационной деятельности, национальные инновационные системы которых развиваются при активном участии бизнеса и государства. Таким образом, для управления коммерциализацией интеллектуального капитала необходимо использовать различные управленческие методы и инструменты, специфичные для сфер внешнего и внутреннего применения.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, высшие образовательные учреждения, коммерциализация, оборот интеллектуального капитала, инновации.
FORMATION IN SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION AS CONDITIONS OF COMMERCIALIZATION OF USE THE INTELLECTUAL CAPITAL
L.V. Levchenko, M.E. Keleynova
The higher education is constantly changing. The universities have to constantly look for financing. One of the main aspects of the functioning of universities and other organizations in the sphere of scientific-innovative is intellectual capital turnover that university may use for commercialization, and thereby obtain greater profits from their activities. The turnover of intellectual capital has certain peculiarities and is influenced by various factors that can speed up and slow down the speed of turnover of intellectual capital. That is, it is necessary to develop integrated methodologies for managing these processes. This methodology should be based on a sequential description of all phases of commercial use of intellectual capital. Also the authors believe that the dual nature of intellectual capital implies the creation of organizational structures that will provide an opportunity to draw from the intellectual product not only social, but also economic benefits.
The most promising direction of development of innovation system is the integration of planned and market mechanisms in certain organizational structures. The state is the guarantor of the potential public goods for innovation, and flexible and mobile business environment helps to obtain maximum economic benefits from intellectual capital. This was the way of the countries that are most successful in innovation, the national innovation system of which is developed with the active participation of business and government. That is, to manage the commercialization of intellectual capital it is necessary to use various management methods and tools, which are specific to the areas of external and internal use.
Key words: intellectual capital, higher education institutions, commercialization, intellectual capital turnover, innovation.
Высшие образовательные учреждения -субъект национальной структуры по развитию и становлению интеллектуального капитала, в этом заключается особенность их деятельности в настоящее время. В связи с этим от степени взаимодополняемости социально-экономических компонентов непосредственно зависит эффективность деятельности учреждения.
Крупнейшими обладателями интеллектуального капитала являются именно высшие
учебные заведения. Начиная с профессорско-преподавательского состава, аспирантов и заканчивая студентами, формируется главное конкурентное преимущество вузов. На плодотворное функционирование вуза огромное влияние оказывает его способность своевременно реагировать на изменение потребностей общества. Оценить эту готовность можно проанализировав разнообразие форм предоставления образовательных услуг, активность уча-
© Л.В. Левченко, М.Е. Келейнова, 2016
стия преподавательских, управленческих, а также научных кадров за пределами внутренней системы образования. Но большинство российских вузов представляет собой информационно закрытые организации, которые не принимают участия во внешнем информационном обмене, в результате чего снижается развитие их интеллектуального потенциала и конкурентоспособность. В последние годы наиболее развитые интеграционные союзы ставят перед собой цель создания единых научно-образовательных пространств и, стараясь реализовать ее, прилагают немалые усилия.
Из отдельных компонентов складывается уровень инновационного развития экономики страны в зависимости от особенностей функционирования вузов. Осуществляя управленческую деятельность высшими учебными заведениями, проводится управление несколькими компонентами, к которым можно отнести научно-исследовательскую деятельность, образование и трансфер технологий.
От того, насколько эффективна деятельность вузов в осуществлении образовательной функции, зависит насыщенность кадрами экономики, а также степень развития интеллектуального капитала всей страны в целом. Немаловажное значение имеет современный конкурентоспособный уровень подготовки, обеспечивающий востребованность специалистов на внутреннем и внешнем рынках труда, а не только лишь подготовка специалистов для отдельных отраслей экономики. Наиболее трудной, хотя и менее очевидной для анализа функции процесса образования в высших учебных заведениях является процесс раскрытия творческих способностей личности и формирования активной жизненной позиции, вида мышления, восприимчивого к инновациям. При обучении закладываются предпосылки для последующего вовлечения личности в инновационные процессы.
Степенью развития фундаментальных и прикладных исследований определяется научно-исследовательская деятельность, а именно с помощью технико-технологической основы инновационного развития. В силу развития научных отраслевых институтов в России значимость вузовской науки традиционно является более низкой, чем в развитых зарубежных странах, что повышает значимость интеграции процессов образования и научно-исследовательской деятельности.
Участие вузов в трансфере технологий осуществляется по двум основным направлениям: создание высшими учебными заведениями хо-
зяйственных обществ с целью практического применения итогов интеллектуальной деятельности; содействие в создании объектов инновационной и научно-инновационной инфраструктуры самостоятельно либо во взаимодействии с иными участниками инновационной деятельности. Во втором случае со стороны вуза могут быть предоставлены материально-техническая база, финансовые ресурсы и интеллектуальный капитал.
Высшие учебные заведения дифференцируются по различным критериям, которые органы власти применяют для присвоения официального статуса вузам. К примеру, для конкурса на получение университетом статуса национально-исследовательского, критерии включают пять разделов показателей: осуществление управления вузом, образовательные программы, научно-исследовательская деятельность, инновационная и опытно-конструкторская деятельность, а также международная деятельность.
Одним из главных аспектов функционирования вузов и иных организаций научно-инновационной сферы становится оборот интеллектуального капитала. В пределах оборота интеллектуального капитала происходит трансфер, генерация и диффузия технологий, объединяющихся в научно-инновационный цикл.
Оборот интеллектуального капитала обладает определенными особенностями:
- взаимодействие аспектов - как некоммерческих, так и коммерческих;
- асимметричность (наличие недостаточной информации у подтверждающего объекта);
- наличие вероятностного характера использования;
- дискретность (уникальный характер);
- синергетический эффект и др. [1].
Выявление факторов, которые влияют на
коммерциализацию интеллектуального капитала вузов, и условий активизации инновационной деятельности дает возможность определиться с альтернативными способами совершенствования сферы высшего образования в соответствии с изменениями набора ключевых детерминант.
Можно выделить внутренние и внешние факторы.
Если говорить о внешних факторах, то можно выделить административные, нормативно-правовые, организационные, финансовые, социально-экономические и международные.
Нормативно-правовые факторы включают законодательную базу образовательной среды, научно-технической, а также инновационной
деятельности (права вузов в сфере коммерциализации интеллектуальной собственности, процессы защиты интеллектуальной собственности, распределение прав и др.).
К организационным факторам относят наличие развитой инновационной инфраструктуры интеллектуального капитала, эффективность проведения государственных программ поддержки.
Государственное регулирование области высшего образования характеризуют административные факторы, а именно: способы и механизмы поддержки инновационного совершенствования высшей школы (целевые программы, придание особого статуса вузам, имущественная, финансовая, организационно-методическая поддержка и др.), эффективность действующего законодательства и целевых программ.
Многочисленны социально-экономические факторы, они охватывают демографические изменения, доходы всего населения (оказывают влияние на соотношение небюджетных и бюджетных мест в вузах), экономическую структуру (позволяет определить спрос на образовательные программы), уровень качества начального образования, состояние конкурентной и предпринимательской среды (необходимость увеличения уровня конкурентоспособности является основным поводом развития сотрудничества между вузами и предприятиями реального экономического сектора в пределах подготовки специалистов, трансфера технологий) и др.
Возможностями финансовой сферы экономики определяются финансовые факторы (образовательные кредиты, вузовское страхование и др.).
Наконец, международные факторы включают в себя участие в международных программах и организациях (вступление во Всемирную торговую организацию, Таможенный союз России, Казахстана, Беларуси, Киргизии), экономические мировые процессы (финансовый кризис, колебание цен на ресурсы).
Если более подробно говорить о внутренних факторах, то к ним следует относить:
- организацию образовательного процесса, в том числе использование интеллектуального капитала;
- организацию научно-исследовательской деятельности;
- ресурсную базу вузов (прикладная и фундаментальная наука, наличие квалифицированного научно-преподавательского состава, современного оборудования и площадей);
- систему управления инновационной деятельностью;
- финансово-экономическую стабильность;
- информационную и маркетинговую базу деятельности.
Преобразование системы высшего образования должно быть связано с совершенствованием всех сфер общества. Можно определить шесть условий, которые способны повлиять на активизацию инновационной деятельности в вузах и в целом в экономике:
- совершенствование начального образования (Россия уступает по показателям школьной подготовки по программам PISA в индексе INSEAD - 37-е место в мире в 2012 г.);
- увеличение квалификации научно-преподавательского состава (в Финляндии как необходимое требование к преподавателям вузов законодательно установлено три года работы на практике);
- совершенствование информационных технологий в вузах и стране (доступ к информационному пространству международного уровня);
- улучшение качества подготовки по иностранным языкам (способность создания новых связей, доступ к зарубежному опыту, в некоторых регионах помимо английского и немецкого в будущем окажет положительное воздействие изучение дополнительных языков -финского, китайского, арабского и т. д.);
- возрастание спроса на инновации (увеличение конкуренции будет означать необходимость повышения уровня квалификации, сотрудничества в научно-технической сфере и др., что станет стимулом для разработки и введения интеллектуального капитала в вузах).
Сочетание некоммерческой и коммерческой ценностей интеллектуального капитала приводит к тому, что инновационное развитие является самостоятельным мотивом функционирования хозяйствующих субъектов и переплетается с национальными экономическими интересами - безопасностью и стабильностью.
Деятельность предприятия по созданию, внедрению, распространению, потреблению и обновлению интеллектуального капитала нацелена в первую очередь на обеспечение устойчивого развития вуза на базе постоянного улучшения производственно-инновационных процессов (разработки, приобретения, внедрения интеллектуального капитала), обеспечивающих выпуск новых, улучшенных видов продукции, совершенствование способов её производства, доставки, реализации и обслуживания.
Как составная часть единого инновационного общественного процесса инновационная деятельность организации по реализации практических задач в условиях информационно-сетевой экономики способствует финансовому, социально-экономическому и социально-экологическому развитию национального хозяйства. Успешная инновационная деятельность организаций, кроме непосредственного увеличения прибыли, помогает ускорить процесс применения в промышленности достижений научно-технического прогресса, технологического совершенствования производства и обновления продукции.
Общественными институтами создается общественное знание, в данной роли могут выступать университеты, колледжи, некоммерческие или правительственные лаборатории, организации. Это относится к большей части знаний, принадлежащих не отдельным нешироким областям науки, а фундаментальным - они становятся «общественным фондом», для которого невозможно заранее предугадать пути и характер использования. Правительство предоставляет общественное благо в форме научных знаний, субсидируя фундаментальные исследования в медицине, биологии, математике, физике, химии, экономической теории и т. д. В таком случае значительная масса знаний, информации, идей поступает непосредственно в пользование общества, тем самым увеличивая национальное богатство. Из этого фонда черпается, в частности, знание, необходимое для получения нового знания [2].
Систему профессиональной подготовки кадров следует отнести к числу стратегических для национального хозяйства отраслей, она должна соответствовать планам развития про-мышленно-инновационной и образовательной сфер на отраслевом (межотраслевом), национальном и региональном уровнях.
В современных условиях рыночных отношений образовательное общественное благо выступает в форме смешанного (общественно-частного) блага. Специалисты определяют его следующие особенности:
- продукт либо услуга системы профессионального образования отвечает не только содержательным параметрам национальных стандартов, но и сертификационным требованиям конкретной предпринимательской деятельности;
- требования частного предпринимателя к профессиональной дополнительной подготовке студентов устанавливаются договорами и, зачастую, сопровождаются со стороны бизнеса ресурсной поддержкой;
- главное место в организации процесса учебной деятельности, его кадровом и материально-техническом обеспечении занимает образовательное учреждение, прошедшее соответствующие процедуры государственной аккредитации и лицензирования [3, с. 245].
Создание и внедрение интеллектуального капитала осуществляется в пределах национальной инновационной системы.
Отношения, которые связаны с формированием интеллектуального капитала, распределением, передачей и применением соответствующих прав, захватывают достаточно широкий круг субъектов национальной инновационной системы, к ним относятся: инженеры и учёные, промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, вузы, государственные структуры, общественные организации, коммерческие формирования и т. п. Вовлеченные в них элементы различаются и по правовому статусу (юридические и физические лица, бесприбыльные и коммерческие организации), по инновационным мотивациям.
Обеспечение полноценного инновационного развития в информационно-сетевой экономике, раскрытие потенциала интеллектуального капитала в целом требует взаимодействия среди различных институтов в системе в областях производства, образования и науки.
Важно отметить, что в большинстве случаев к вопросам коммерциализации интеллектуальной собственности сводится изучение учеными проблем коммерциализации неосязаемых активов. При этом под коммерциализацией интеллектуальной собственности понимается процесс внедрения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот либо применение в собственной хозяйственной деятельности.
Коммерциализация интеллектуального капитала - это процесс приобретения дохода путём внешнего и внутреннего применения на практике интеллектуальных активов предприятия. Внутреннее применение интеллектуальных активов представляет собой их использование во внутренних бизнес-процессах предприятия. В связи с этим доход в данном случае будет косвенным и появляется он как результат увеличения эффективности используемых бизнес-процессов.
Внешнее применение интеллектуальных активов во многом созвучно вовлечению интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Таким образом, формами внешнего использования интеллектуальных активов могут быть:
- вклад интеллектуальных активов в уставный капитал других организаций;
- франчайзинг инвестиционных активов;
- лизинг инвестиционных активов;
- передача прав на инвестиционные активы по лицензионным договорам;
- продажа инвестиционных активов [4].
Процесс применения интеллектуальных
активов в коммерческом и хозяйственном оборотах предусматривает оценку их рыночной стоимости. Ценообразование на сложные активы, к которым относятся и неосязаемые активы, носит гораздо более сложный характер, чем ценообразование на прочие рыночные блага, и в настоящее время активно обсуждается как специалистами-практиками, так и учёными. Наименее изученной является область оценки стоимости интеллектуального капитала, составляющими которого являются объекты интеллектуальной собственности.
Можно выделить следующие факторы получения доходов от интеллектуального капитала:
1. Неконкурентность (способность расширения) - фундаментальная особенность активов, основанных на знаниях. Она состоит в том, что их можно многократно использовать без уменьшения полезности. Такие активы характеризуются «возрастающим эффектом масштаба», когда ценность увеличивается по мере использования.
2. Сетевые эффекты. Активам, основанным на знаниях, присущи положительные сетевые эффекты. Выгоды на сетевых рынках возрастают с размерами сети. Таким образом, ценность сетевых элементов интеллектуального капитала может многократно возрастать [4].
Существуют и факторы снижения стоимости интеллектуального капитала:
1. Частичная исключаемость и внешние эффекты (экстерналии). Практически всем компонентам интеллектуального капитала присущи довольно расплывчатые права собственности. Если сетевые эффекты выступают положительной стороной интеллектуального капитала, то невозможность полностью исключить остальных экономических агентов от использования интеллектуального капитала снижает его ценность для собственника.
2. Риск, присущий интеллектуальному капиталу. Интеллектуальный капитал характеризуется значительными невозвратными потерями, что является причиной повышенного риска. Традиционные механизмы сокращения рисков в отношении интеллектуального капитала пока имеют ограниченное применение.
3. Неликвидность. Не существует достаточно ликвидных рынков компонентов интеллектуального капитала, которые бы обеспечивали заинтересованных лиц точной рыночной информацией о ценах. Такое положение связано с малыми предельными издержками на производство интеллектуального капитала, а также асимметричностью информации о них [4].
Исследование и анализ теоретико-методических подходов к оценке и коммерциализации интеллектуального капитала позволяет сделать вывод о необходимости разработки интегрированной методологии управления этими процессами. Указанная методология должна строиться на последовательном описании всех этапов коммерческого использования составляющих интеллектуального капитала.
Рассмотрим выделенные этапы подробнее. Разработке стратегии коммерциализации интеллектуального капитала в рамках общекорпоративной стратегии предшествует проведение анализа внутренней и внешней среды.
Изначально при разработке стратегии коммерциализации интеллектуального капитала выделяются два стратегических направления, связанных с внутренним и внешним использованием составляющих интеллектуального капитала.
Проведение маркетинговых и патентных исследований устанавливает спрос на конкретные интеллектуальные активы и предложения на разработки-аналоги, уровень цен, обычаи и условия рынка, а также оптимальное время внешнего использования интеллектуального капитала. Формирование планов коммерциализации, поиск партнёров, поставщиков и потребителей интеллектуального капитала обеспечивает реальные возможности для выхода на рынок с интеллектуальными продуктами либо обеспечения условий для воплощения интеллектуальных активов в наукоёмкой продукции [4].
Ключевую роль при управлении коммерциализацией интеллектуального капитала играет динамическая оценка коммерческого потенциала результатов интеллектуальной деятельности в процессе создания интеллектуального продукта. Такая оценка предполагает поэтапное сопоставление затрат на создание интеллектуального актива с тем коммерческим потенциалом, который они в себе несут. По сути, проведение такого сопоставления на каждой стадии процесса создания интеллектуального продукта означает сравнение затраченных на разработку усилий и перспектив извлече-
ния выгоды из этой разработки. В случае, когда затраты значительно превышают коммерческие перспективы реализации разработки, её продолжение, скорее всего, нецелесообразно или требует корректировки. По результатам проведения мониторинга, оценки коммерческого потенциала, а также ситуационного анализа выбирается форма экономического оборота интеллектуального капитала [4].
Следующим важнейшим этапом является урегулирование отношений собственности с результатами интеллектуальной деятельности, ибо без чёткого разграничения правового пространства успешная коммерциализация интеллектуального капитала невозможна.
Очень трудно верно оценить стоимость полученных результатов интеллектуальной деятельности и всего интеллектуального капитала. Оценка интеллектуального капитала и всех его составляющих является важным этапом, результаты выполнения которого предопределяют дальнейшие шаги по коммерциализации интеллектуального капитала [4].
Анализ отдельных мер политики различных стран мира позволяет выявить следующие направления государственного содействия инновациям:
1. Информационно-образовательные:
- организация взаимодействия с другими странами в части обмена технологиями;
- информационная и методическая поддержка участников инновационной деятельности (создание информационных ресурсов, разъясняющих порядок получения грантов, создание специальных банков данных).
2. Финансовые:
- прямое бюджетное финансирование инновационных предприятий (гранты, займы на льготных условиях, иные программы финансирования);
- финансовая поддержка венчурных предприятий в инновационных сферах;
- налоговые льготы инновационным предприятиям;
- стимулирование применения инновационных технологий на уровне средних и малых предприятий;
- стимулирование деятельности организаций - посредников между создателями инновационных технологий и бизнесом.
3. Организационные:
- поощрение создания совместных предприятий бизнес-структурами и научными институтами;
- оказание поддержки технопаркам и технологическим инкубаторам;
- отнесение инновационной политики к ведомству специально созданных государственных органов;
- стимулирование патентования;
4. Меры личной стимуляции:
- поддержка авторов-разработчиков путем дополнительных выплат работникам при использовании их изобретений и получении коммерческих выгод;
- разрешение государственным служащим (сотрудникам государственных научно-исследовательских институтов) принимать участие в коммерческой деятельности по применению научных разработок (работать по совместительству, участвовать в управлении компаниями, владеть акциями);
- привлечение государственных научно-исследовательских институтов в систему инновационных коммерческих компаний.
Хотя некоторые страны по причине кризиса снизили годовые бюджетные отчисления на исследования и разработки, высшее образование, ряд государств, в том числе Австрия, Корея, Германия и Соединенные Штаты, все же увеличили инвестиции в научную базу, провели расширение государственных исследований и укрепление человеческих ресурсов, чтобы увеличить перспективы последующего роста и инновационной деятельности. Так, реальные валовые внутренние расходы Китая на НИОКР, по данным ОЭСР, в 2008 г. составили 13,1 % от общего объема расходов ОЭСР на эти нужды по сравнению с 5 % в 2001 г. Более чем в 20 странах - членах ОЭСР предоставляются финансовые льготы для стимулирования НИОКР в сфере предпринимательства. Бразилия, Индия, Сингапур, Китай и ЮАР также предоставляют конкурентоспособные налоговые льготы для инвестирования НИОКР. Китай предоставляет существенные налоговые вычеты компаниям НИОКР в зонах развития новых технологий [5].
Мы полагаем, таким образом, что двойственный характер капитала интеллектуального происхождения подразумевает формирование таких организационных структур, которые дадут возможность извлечь из создаваемого интеллектуального продукта не только общественную, но и экономическую выгоду. Так как гарантом раскрытия потенциала общественного блага в инновациях выступает государство, а получению максимальной экономической выгоды от интеллектуального капитала помогает гибкая и мобильная предпринимательская среда, то объединение плановых и рыночных механизмов в определенных организационных
структурах является наиболее перспективным направлением развития инновационной системы. По такому пути идут государства, наиболее успешные в инновационной деятельности, национальные инновационные системы которых развиваются при активном участии бизнеса и государства.
Таким образом, методология управления коммерциализацией капитала интеллектуального происхождения охватывает две крупные сферы коммерческого использования интеллектуального капитала - сферу внешнего и внутреннего применения, что объясняет использование различных управленческих методов и инструментов для каждой из них.
В заключение отметим, что вопросы, посвященные управлению процессам коммерциализации и оценки стоимости интеллектуального капитала, достаточно сложны, но становление и развитие рыночной экономики, увеличение требований к качеству и конкурентоспособности производимой продукции объясняет острую необходимость разрабатывать соответствующие инструменты и методы управления интеллектуальным капиталом, а также введения их в практику менеджера на данном этапе развития общества.
1. Левченко Л. В., Толчева М. С. Тенденции развития рынка образовательных услуг в сфере высшего образования // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2013. - № 2 (100). - С. 68-72.
2. Оносов Н. М., Божко А. В. Управление интеллектуальным капиталом // Теория и практика экономических наук : сб. ст. Между-нар. науч.-практ. конф. / Научный Центр «Аэ-терна» ; отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа, 2014. - С. 43-48.
3. Щеликова Н. Ю. Управление процессом стратегического взаимодействия профессио-
нального образования и бизнеса в условиях инновационного развития // Вестн. Брян. гос. ун-та. - 2012. - № 3 (2). - С. 244-248.
4. Лукичёва Л. И., Егорычев Д. Н., Сали-хов М. Р., Егорычева Е. В. Управление процессами коммерциализации и оценки стоимости интеллектуального капитала наукоёмких предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 4. - С. 22-29.
5. Обзор науки, технологии и промышленности ОЭСР в 2010 г. - URL : http://www.oecd. org/sti/sci-tech/46679909.pdf.
1. Levchenko, L. V., Tolcheva, M. S. (2013), Tendentsii razvitiya rynka obrazovatel'nykh uslug v sfere vysshego obrazovaniya. Vestnik Samars-kogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo univer-siteta [Trends of development of educational services market in higher education. Herald of Samara State University of Economics], No. 2 (100), pp.68-72.
2. Onosov, N. M., Bozhko, A. V. (2014), Upravlenie intellektual'nym kapitalom. Teoriya i praktika ekonomicheskikh nauk: sb. st. Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. Nauchnyi Tsentr "Aeter-na" [Intellectual Capital Management. Theory and Practice of Economic Science: collection of articles of International Scientific and Practical Conference. Scientific Center "Aeterna"], ed. by Sukiasyan, A. A., Ufa, pp. 43-48.
3. Shchelikova, N. Yu. (2012), Upravlenie protsessom strategicheskogo vzaimodeistviya pro-fessional'nogo obrazovaniya i biznesa v usloviyah
innovatsionnogo razvitiya. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Management of the process of strategic cooperation between professional education and business in conditions of innovative development. The Bryansk State University Herald], No. 3 (2), pp. 244-248.
4. Lukichyova, L. I., Egorychev, D. N., Salikhov, M. R., Egorycheva, E. V. (2009), Upravlenie protsessami kommertsializatsii i ot-senki stoimosti intellektual'nogo kapitala nau-koyomkikh predpriyatii. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management of processes of commercialization and estimation of cost of the intellectual capital of the knowledge-intensive enterprises. Management in Russia and abroad], No. 4, pp. 22-29.
5. Obzor nauki, tekhnologii i promyshlen-nosti OESR v 2010 g. [Review of Science, Technology and Industry of OECD in 2010], available at: www.oecd.org/sti/sci-tech/46679909.pdf.
Сведения об авторах:
Левченко Лариса Владимировна - канд. экон. наук, профессор Самарского государственного экономического университета E-mail: lvls@mail.ru
Келейнова Мария Евгеньевна - аспирант Самарского государственного экономического университета E-mail: lvls@mail.ru
About the authors:
Levchenko Larisa Vladimirovna - candidate of economic sciences, professor in Samara State University of Economics E-mail: lvls@mail.ru
Keleynova Mariya Evgenievna - postgraduate student of the Samara State University of Economics E-mail: lvls@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23 ноября 2015 г.