Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЭТНОС / ИДЕНТИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маджидова Бибихафиза, Бобоева Сайёра Боборачабовна

В статье рассматривается система образования, в особенности высшего, которая является важнейшим фактором формирования нравственности в современном мире. Оно неизменно выполняет, помимо прочих, функции воспитания и социализации новых поколений, граждан - членов того или иного общества в особенности студенческой молодёжи. Именно молодёжь представляет собой социальную группу, требующую к себе более пристального внимания педагогов, воспитателей, родителей, общества. Авторы статьи считают, что высшее образование призвано развивать нравственные качества студенческой молодёжи. Практика и теория современного образования располагают значительным опытом формирования нравственности как особо значимой стратегии социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маджидова Бибихафиза, Бобоева Сайёра Боборачабовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE FORMATION OF THE MORAL QUALITIES OF STUDENTS

The article discusses the education system, especially higher education, which is the most important factor in the formation of morality in the modern world. It invariably fulfills, among others, the functions of educating and socializing new generations, citizens - members of a particular society, especially student youth. It is youth that is a social group that requires more attention from teachers, educators, parents and society. Higher education is designed to develop the moral qualities of student youth. The practice and theory of modern education have considerable experience in the formation of morality as a particularly significant socialization strategy for the individuals.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

connections of this science with other branches of scientific activity should also be transferred to the subject.

The preparation of students for the organization and conduct of intersubject communications in secondary school is subject to the didactic system that directly relates to the system of professional and pedagogical training of students in a pedagogical university.

Keywords: student training, geography, biology, chemistry, physics, intersubject communications, mathematization, photosynthesis, lesson, teacher, methodology, upbringing, education.

Сведения об авторах:

Баротзода Камолиддин Ашур — доцент Таджикского государсвенного педагогического университета им. Садриддина Айни, Тел: (+992) 934050446. Нугмонов Мансур - доктор педагогических наук, профессор Таджикского государственного педагогического университета им С. Аини

Давлатов С. - соискатель кафедры общей биологии и методики преподавания биологии Таджикского государсвенного педагогического университета им. Садриддина Аини, Тел: (+992) 934175519.

About the authors:

Barotzoda Kamoliddin Ashur - docent, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni, Tel: (+992) 934050446.

Nugmonov Mansur - doctor of pedagogical sciences, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni

Davlatov S.- - researcher, Chair of General Biology and method of Biology Teaching, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni, Tel: (+992) 934175519

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Маджидова Б.

Таджикский государственный педагогический университета им.С.Айни

Бобоева С.Б.

Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики

Сфера образования является не только одним из основных и приоритетных направлений в политике государства, но и важнейшей основой государственности, фактором, обеспечивающим стабильное укрепление государства и развитие общества.

Э. Рахмон

Основополагающим фактором формирования нравственности молодёжи в современном мире является образование, выполняющее функцию социализации подрастающего поколения, граждан - членов той или иной страны и - более широко - развивающегося глобального общества, потому что с первых дней своего рождения человек охвачен беспрерывными, бесконечными и самыми трудоёмкими педагогическими процессами под названием Воспитание, Обучение, являющиеся неотъемлемой частью образовательного процесса. Вместе с тем, среди факторов, определяющих развитие и становление личности как таковой, ведущим, является воспитание и обучение.

В частности, результатом воспитания видятся многие индивидуальные свойства личности, как положительные, так и отрицательные. Самые передовые образовательные технологии не дадут результатов, если не будут базироваться на воспитательных принципах, поскольку, обучение и воспитание связаны неразрывно, это единый процесс, своего рода педагогическая аксиома. По такому же принципу формируются нравственные качества индивида.

Роль образования в эпоху трансформации индустриального мира в постиндустриальный становится все более важной по причине значительного подъема ценности знаний и интеллекта, обратившихся в главное его «средство производства».

Под образованием понимается - процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его

полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций [2].

Во всеобщей декларации прав человека ООН говорится: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира»

[3].

XXI век привнёс огромное, невиданное до селе качественное изменение жизненных условий всех людей на земле, как на уровне всего человечества, так и на уровне конкретных сообществ. Эти перемены определили преобладающий тип человеческой цивилизации в современных странах. На сегодняшний день - это информационная цивилизация. Следовательно, соответствие концепции образования с уровнем развития современного общества становится основной проблемой. Социальными предпосылками новой системы образования должны являться требования по воспитанию человека, способного к жизнедеятельности в постоянно меняющихся социально - экономических условиях, приспособленного к современному глобальному миру, реально воспринимающего окружающую действительность, имеющего стабильное единое, научное мировоззрение.

Образовательная система, утвердившаяся во многих странах с середины ХХ века, является по происхождению европейской. В эпоху глобализационных процессов образование, как и другие социальные институты, претерпевает изменения и как звено передающее учащимся знания, и - в особенности - как система, прививающая им нравственные нормы и ценности общества.

Образовательная среда в Таджикистане в 90-х и в начале 2000-х гг. из-за сложившейся политической и экономической обстановки в стране вынужденно не являлась фактором духовного развития и прогресса в обществе. Она не рассматривалась как средство решения важнейших социально - экономических, идеологических, межнациональных задач. Вместе с тем, именно образованию всегда предназначалась главная роль в сохранении накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и поведенческих установок и было эффективным фактором становления личности, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания.

Благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур.

Роль образования особенно велика в нашем полиэтническом регионе. Поэтому образование призвано не только способствовать сохранению традиционных позитивных форм воспитания, определяющих воспроизводство языка, обычаев и обеспечивающих этническую идентичность, но и обеспечивать устойчивость этих достижений в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия, помочь обрести новый уровень осмысления этнокультурных элементов в развитии культуры конкретного общества, и обеспечивать приобщение каждого этноса к общечеловеческим достижениям.

Формирование нравственных ценностей является злободневной проблемой современности. В обстановке развития качественно иных социально - экономических, политических, идеологических, духовных отношений особый смысл обретает научное обоснование и приспособление к ним всех звеньев системы образования, в частности высшего образования.

Современное высшее образование, как в теоретическом, так и в практическом плане обладает огромным опытом развития нравственности как наиболее важного фактора процесса социализации личности, адаптирования студентов к реалиям современного мира, формирования общечеловеческих моральных ценностей.

Практика и теория современного образования располагают значительным опытом формирования нравственности как особо значимой стратегии социализации личности, адаптации учащихся и студентов к проблемным ситуациям, формирования в процессе обучения коммуникативной и дискуссионной культуры. Данная стратегия подразумевает, что в образовательном процессе на первый план выносятся развитие таких качеств личности, как устойчивое мировоззрение, признание универсальности общечеловеческих ценностей, уважительное отношение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.

С удовлетворением нужно отметить наметившиеся тенденции улучшения качества образования в нашей республике в последние несколько лет. Правительством РТ создаются благоприятные условия для всестороннего развития молодёжи, обучения её согласно последним достижениям науки и техники, на всех звеньях системы образования проводится кардинальная перекомплектация учебных заведений, в том числе и вузов.

В настоящее время в стране функционируют 36 высших учебных заведений, где по трёмстам специальностям обучаются более 156 000 студентов и ежегодно количество выпускников вузов составляет тридцать тысяч. Количество студентов высших учебных заведений за годы независимости возросло в пять раз, а общее количество выпускников высших учебных заведений страны и зарубежных вузов составило 650 000 человек [4,5].

Правительством страны был принят ряд важнейших документов, таких как «Программа развития потенциала и интеллектуальной собственности человека на период до 2020 года», «Программа развития естественных, математико-технических наук на 2010 - 2020 годы», «Государственная программа по обеспечению учебных и научных учреждений страны предметными кабинетами, оснащенными учебными и научно - исследовательскими лабораториями» и «Концепция перехода на новый порядок общеобразовательного образования в РТ» и другие несомненно, способствующие улучшению качества образования и достойного воспитания молодежи, подготовке специалистов международного уровня и развитию системы в целом.

Образовательная сфера РТ является частью мировой системы образования и с целью расширения сотрудничества с различными организациями и иностранными государствами на сегодняшний день подписано более 17 соглашений [6,7].

Основной целью данного документа, который был подписан между Правительством Таджикистана и Европейским Союзом, является признание полученного в нашей стране высшего образования на европейском рынке труда и образования, а также вхождение системы образования страны в единую мировую систему образования.

В Душанбе действуют филиалы МГУ им. М.В.Ломоносова, Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Московского энергетического института.

Создание филиалов российских вузов в Таджикистане широко востребовано и перспективно для укрепления двустороннего сотрудничества в гуманитарном направлении.

Крупным совместным образовательным проектом является Российско-Таджикский (славянский) университет (РТСУ), в котором обучаются более 3,5 тыс. студентов, работают около трехсот штатных преподавателей [8].

Отрадно заметить так же повышенное внимание руководства страны к формированию нравственных ценностей молодёжи, таких как национальное достоинство, национальная самобытность, гуманизм, миролюбие, патриотизм, единство.

Необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой молодёжью является студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований общества.

Студенческая молодёжь приобретает в вузе совершенно другие нормы взаимоотношений, они отличаются от прежних подростково - юношеских отношений, они более приближены, если можно так сказать к «взрослым требованиям». Студенты уже не школьники, но и пока не совсем самостоятельные, сформировавшиеся взрослые люди и по этой причине на ориентацию и формирование их взглядов, нравственных ценностей, установок, огромное влияние оказывает процесс обучения в вузе.

Именно молодёжь представляет собой социальную группу, требующую к себе более пристального внимания педагогов, воспитателей, родителей, общества, потому как маргинальность её определяется как возрастными особенностями, так и статусной неопределённостью.

Вместе с тем студенчество демонстрирует развитие личностного потенциала, профессионализма и возможностей в решении задач любого государственного уровня.

Студенчество занимает особое положение в обществе в силу того, что оно обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, готово практически участвовать в процессе преобразования общества, выступать реальным партнером государственных органов, законодательной и исполнительной власти всех уровней в решении задач социального, воспитательного и иного характера.

В этом ключе наиболее актуальной становится деятельность по распространению нравственных норм и ценностей среди студенчества, как наиболее активной социальной группы, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами.

Готовность обучающихся к активному познанию современных реалий, формирование уже со школьной скамьи социальных компетенций, является основным элементом этих направлений, которые определяют их содержание и перспективы. Способность и готовность личности успешно адаптироваться к социальным переменам, которые развиваются и

формируются в процессе обучения, признаны оперативными ориентирами всемирных образовательных программ ЮНЕСКО.

По инициативе Президента страны, 2018 и 2019 годы были объявлены Годом развития туризма и народных ремёсел, что является важным фактором развития отношений между разными народами, странами. Это ещё одна предпосылка усиления процесса взаимоотношения и взаимообщения между вузами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Э. Рахмона на встрече с молодежью страны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.migration.tj/index.php/ru/home-rus/628-fghghgh

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 811 с.

3. Даль В. Толковый словарь русского языка. / В. Даль. - М., 1998. - 401 с.

4. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/2540400/

5. Выступление Э. Рахмона на встрече с молодежью страны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.migration.tj/index.php/ru/home-rus/628-fghghgh

6. Рахмонов, Э. Ш. Таджикистан на пороге XXI века / Э. Ш. Рахмонов. - Душанбе: 2000. - 48 с.

7. Рахмонов, Э. Ш. Независимость достижение нашей нации / Э. Ш. Рахмонов // Народная газета. 14.09.2005 С. 47.

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: info @ erasmusplus. tj. neo. tadjikistan @gmail. com

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье рассматривается система образования, в особенности высшего, которая является важнейшим фактором формирования нравственности в современном мире. Оно неизменно выполняет, помимо прочих, функции воспитания и социализации новых поколений, граждан - членов того или иного общества в особенности студенческой молодёжи. Именно молодёжь представляет собой социальную группу, требующую к себе более пристального внимания педагогов, воспитателей, родителей, общества. Авторы статьи считают, что высшее образование призвано развивать нравственные качества студенческой молодёжи. Практика и теория современного образования располагают значительным опытом формирования нравственности как особо значимой стратегии социализации личности.

Ключевые слова: информационная цивилизация, образовательные технологии, ментальность, нравственность, мораль, социализация, индивидуальность, этнос, идентичность, нравственные установки.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE FORMATION OF THE MORAL QUALITIES OF STUDENTS

The article discusses the education system, especially higher education, which is the most important factor in the formation of morality in the modern world. It invariably fulfills, among others, the functions of educating and socializing new generations, citizens - members of a particular society, especially student youth. It is youth that is a social group that requires more attention from teachers, educators, parents and society. Higher education is designed to develop the moral qualities of student youth. The practice and theory of modern education have considerable experience in the formation of morality as a particularly significant socialization strategy for the individuals.

Keywords: information civilization, educational technology, mentality, morality, socialization, individuality, ethnos, identity, moral principles.

Сведения об авторах

Маджидова Бибихафиза - доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и инклюзивного образовании Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни Тел: (+992) 985 83 19 02, E-mail: bibihafiza@mail.ru

Бобоева Сайёра Боборачабовна - доцент кафедры общественных наук Таджикского государственного университета права, бизнеса и политике в г.Худжанде Тел: (+992) 92 776 07 97, E-mail: kpntolerans@mail.ru

About the authors:

Madzhidova Bibihafiza - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Special Pedagogy and Inclusive Education of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni Tel: (+992) 985 83 19 02, E-mail: bibihafiza@mail.ru

Boboeva Sayyora Boboradjabovna - Dotcent of the Department of Social Sciences, Tajik State University of Law, Business and Politics in Khujand. Tel: (+992) 92 776 07 97, E-mail: kpntolerans@mail.ru

РО^НАМОИИ ПСИХОЛОГИ - ПЕДАГОГИИ ВОЛИДАЙН ДАР ТАРБИЯИ ФАРЗАНДОНИ ДАР ДАВРАИ БУХРОНЙ ЦАРОРДОШТА

Абдуллоева Р.Х,., Маматова А.Б.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айнй

Вакте дар бораи "бухрон" мешунавем, аллакай дар тасаввуроти мо як мафхуми манфй пайдо мешавад. Калимаи "Бухрон" аз тарафи оммаи васеъ хамчун мафхуми манфй кабул карда шудааст. Аммо дар фанни психология бухрон бо дигар мазмун истифода бурда мешавад.

Бухрони синнусолй - ин давраи инкишофи фаъоли функсияхои нави психикй, намунахои рафтор, бархам хурдан ва ташаккул ёфтани системаи нави муносибатхо мебошад[1].

Инкишофёбии психологй мисли функсияхои организм, кй дар он як давраи оромй бо давраи фаъолй иваз мешавад, монанд аст. Х,амин тавр, давраи инкишофи муътадили кудак бо бухронхо бонавабат чо иваз мекунад. Ба давараи инкишофи муътадил тагиротхои наонкадар назаррасро хос медонанд. Даврахои бухронй бо тагйиротхои яку якбора ва шикастхо дар шахсияти кудак тавсиф дода мешавад. Гуфта метавонем, ки хангоми бух рон на хислатхои алохида, балки худи кудак батамом тагйир меёбад.

Натичаи гузариш аз бухрон ин ташаккули навоварихои синнусолй мебошад.Навоварихо - ин тагйиротхои психологй ва ичтимой мебошанд, ки дар як зинаи инкишоф аввалин маротиба ба вучуд омада, хусусиятхои нави хаёти дохилию берунии кудакро ифода менамояд.

Х,ангоми гузариши фарзанди наврас аз давраи бухронй, ба калонсолон донистани механизмхои пайдоиши он, душворихои кудак, хиссиёти у ва чигуна ба фарзанди худ кумак расонидан мумкин аст, зарур мебошад. Дарк кардани ин холати нав ва дастгирии калонсолон ба наврас барои кулай ва самаранок аз сар гузаронидани бухрон мусоидат мекунад.

Дар психологияи сиинусолй якчанд давраи бухрониро чудо менамоянд. Ба волидайн дар бораи чунин даврахои бухронй маълумот доштан ва ба ин шароитхо омода будан зарур мебошад[2].

Даврахои бухронй инхоянд:

1. Бухрони 1 солагй - давраи гузариш аз тифлй ба барвакти бачагй.

2. Бухрони синни сесолагй - бо афзоиши мустакилй ва фаъолии кудак вобаста аст. Яке аз бухронхои калон ба хисоб меравад.

3. Бухрони синни 7 солагй - бо омадан ба мактаб, тагйироти накши ичтимой ва фаъолияти пешбаранда - чои бозиро таълим ишгол мекунад - ифода меёбад.

4. Бухрони синни наврасй. Ин давраи душворе хаст дар хаёти кудак ва у бо тагироти амики физиологиву эмотсионалй, тагйироти сохтори арзишхо, ташаккулёбии чахонбинй ифода меёбад.

Синну соли наврасй хамчун давраи "душвор", "давраи гузариш", "давраи бухрондор" тавсиф дода мешавад. Худи давраи наврасй - ин як давраи хаёти фарзанди шумо мебошад, ки давраи кудакй кариб гузашта рафтааст, аммо хаёти калонсолй холо шуруъ нашудааст.

Хусусияти асосии ин давра - тагиротхои яку якбораи сифатан нав, афзоиши босуръат ва бисёр номутаносиб мебошанд.

Бархе аз волидайн мушохида мекунанд, ки фарзанди онхо бисёр канорачуй шудааст, ба у доштани худуди шахсй бисёр мухим аст. Дагалии наврас, хатто истифодаи суханони кабех, метавонад хамрох бо хисси ранчидан ва нозуктабъй зохир шавад. Наврас ба худ муносибати танкидона дорад, аз киёфаи зохирии худ розй нест, ба худ боварй надорад ва хатто метавонад хашмгин бошад. Дар асоси ин у метавонад либосхои гайриоддй ба бар кунад, муйхои сарашро ба рангхои гайриодатй ранг кунад, пирсинг андозад. Наврас мехохад хама чиро тачриба кунад, ин метавонад ба рафтори девиантй: сигоркашй, майл ба машруботи спиртй, истеъмоли маводи нашъаовар оварда расонад. Дар давраи наврасй кудак мехохад асоси майлу хохишхои худро дониста бошад, назар ба олами ботинии худ кунад. Мехохад шахсияти худро биомузад,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.