УДК 378
роль образования в формировании человеческого капитала в современной
россии
Комаров Алексей Валерьевич,
канд. пед. наук, доцент Департамента экономической теории, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. В статье говорится о значимости образования как основного фактора, влияющего на формирование и накопление человеческого капитала. В работе приводятся основные подходы к определению человеческого капитала, а также выделяются его составные элементы. Выявляются отличия человеческого капитала от других форм капитала, и на основе полученных результатов обосновывается его приоритетная роль в современной экономике. Рассматривается понятие инвестиций в человеческий капитал, выделяются субъекты и объекты таких инвестиций. В качестве основного объекта инвестиций в человеческий капитал представляется образование. В статье показано влияние образования на степень успеха человека в его профессиональной деятельности, охарактеризованы источники формирования человеческого капитала, а также описано влияние образования на процесс развития человеческого капитала. В заключение автор дает рекомендации, претворение которых в жизнь может поспособствовать улучшению системы образования, повышению ее качества и эффективности, что в конечном итоге должно привести к развитию человеческого капитала как одного из ключевых конкурентных преимуществ страны в современной глобальной экономике.
Ключевые слова: человеческий капитал; образование; знания; инвестиции; экономическая политика; экономический рост; экономическое развитие.
THE ROLE OF EDUCATION IN HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN CONTEMPORARY RUssIA
Komarov A. V.,
PhD in Pedagogics Sciences, associate professor of the Department of Economic Theory, Financial University,
Moscow, Russia
Abstract. The article dwells upon the significance of education that can be regarded as the major factor influencing the development and accumulation of human capital. The article provides the main approaches to identify human capital and its components. The author highlights the differences between human capital and other forms of capital and using the research findings the author justifies the priority role of human capital in the modern economy. Further, the author considers the issue of investments in human capital and identifies their subjects and objects. Education is regarded as the main object of investment in human capital. The author describes the influence of education on the professional success of an individual and thus his contribution into the national economy. The author has characterized the sources of human capital development. Moreover, the influence of education on human capital development has been demonstrated. In the conclusion of the article, there are recommendations which if followed can improve education system and quality of education and its efficiency: all these things will lead to human capital development as one of the key competitive advantages of the country in the contemporary global economy.
Keywords: human capital; education; knowledge; investment; economic policy; economic growth; economic development.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ♦ 3'2017
В период глобального развития информационных технологий, коммуникаций, модернизации техники возрастает необходимость в подготовленных специалистах и возможностях оперативного получения новых знаний.
Образование в современном мире часто является залогом успеха не только человека, но и всей страны и, как следствие, способствует ее экономическому росту и увеличению научно-технического потенциала. Д. И. Менделеев утверждал, что истинно образованные люди являются залогом экономического, политического и духовного развития государства: «Образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости... Истинно образованный человек найдет себе место. тогда, когда в нем с его самостоятельными суждениями будут нуждаться правительство или образованное общество.» [1].
В современном мире хорошему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний. Бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта.
Мотивация, умения, навыки, способности индивидов являются важными составляющими человеческого капитала, который становится самым значимым ресурсом, находящимся в распоряжении каждого конкретного человека и всего общества в целом. Он ценнее, чем природные ресурсы или же накопление материальных богатств. В своей работе мы исходим из того, что образование является одной из основ человеческого капитала в современном мире и в этом случае можно даже говорить об образовательном капитале человека.
Следует заметить, что идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали существенное воздействие на мировую научную мысль и затронули различные ее сферы, дали импульс к решению научных проблем исходя из абсолютно новых положений. У истоков теории человеческого капитала стояли великие мыслители: Платон, Аристотель, затем ее развивали А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Т. Шульц, Г. Беккер. Проблема развития человеческого капитала, его сущности, продолжает разрабатываться современными, в том числе и российскими учеными: А. И. Добрыниным, Е. Д. Цыреновой, М. М. Критским и др. Благодаря их научным изысканиям человеческий капитал и одна из его главных составляющих — образо-
вание — изменили отношение большей части общества к инвестициям в человека, в его обучение, профессиональную подготовку, что позволило рассматривать это явление с экономической точки зрения — стоимостной оценки.
Сложность, многогранность, многоаспектность понятия человеческого капитала приводит к тому, что на сегодняшний день существует множество его трактовок, которые условно можно объединить в две основные группы. Представители первой воспринимают человеческий капитал в контексте знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, профессиональной подготовки и практического опыта работы: «знания и умения, которые люди приобретают посредством образования, профессиональной подготовки или практического опыта и которые позволяют им представлять другим людям ценные производительные услуги» [2].
Сторонники второго подхода среди основных характеристик человеческого капитала выделяют не только знания, полученные в процессе образования, но и мотивацию, энергию, ценности, которые увеличивают производительность труда и доходы.
Таким образом, человеческий капитал стоит рассматривать как совокупный результат, полученный на основе долгосрочных инвестиций и накопленных человеком необходимых мотиваций, знаний и навыков, которые целесообразно использовать в определенной сфере общественного производства. Это будет способствовать повышению производительности труда, росту его эффективности и в конечном счете влиять на доходы отдельно взятого индивида.
В отличие от материальной базы, техники, оборудования, станков, которым свойственно изнашиваться и приходить в негодность, образовательный капитал со временем приобретает большее значение как для самого человека, носителя знаний и практического опыта его применения, так и для конкретной социальной группы и всего общества в целом.
Концепция образовательного капитала в какой-то степени может рассматриваться в контексте теории общих инвестиций, где определенным образом сочетаются вложения в образование, уровень подготовки человека и доход, вид заработной платы, на которые он сможет рассчитывать в своей будущей профессии. Немаловажную роль играют статус и престиж выбранного им направления деятельности.
Образование в течение длительного времени в основном рассматривалось как потребительское
Рис. 1. зависимость экономического роста от инвестиций государства и бизнеса в науку,
здравоохранение и образование
с Экономический рост N
У
благо, обладающее определенной полезностью. Взгляды на сферу образования поменялись в конце 50-х гг. ХХ в., после того, как американский экономист Т. Шульц, лауреат Нобелевской премии, обосновал тезис о том, что образование влияет на сферу производства и имеет важное значение для экономики, т.е. оно является формой капитала [3].
К инвестициям в человеческий капитал Т. Шульц относит затраты на образование как в средних, так и высших учебных заведениях, получение практических навыков и повышение квалификации работников, а также саморазвитие и самообразование.
Именно поэтому важнейшим элементом государственной политики в социальной сфере он считал увеличение инвестиций государства и бизнеса в науку, здравоохранение и в образование.
На наш взгляд, эти инвестиции необходимы в современной экономической ситуации, потому что в конечном итоге, решая вопросы благосостояния общества в целом, государство решает вопрос и своего собственного благополучия и развития (рис. 1).
Также идею активной поддержки образования государством и бизнесом, в виду его значимости для развития экономики, высказывал аме-
риканский экономист Г. Беккер. Он указывал на значительный материальный эффект, утверждая, что вложение в подготовку специалистов и квалифицированных работников в будущем может принести существенную прибыль, сопоставимую с затратами на оборудование, машины и технику, необходимые в производстве [4]. Беккер указывал и на личную заинтересованность человека в необходимости инвестиций «в самого себя». Его основные идеи по этой теме были изложены в монографии «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ главным образом в области образования». Осуществляя вложения в подготовку и образование, учащиеся и их родители ведут себя взвешенно, рационально, определяют основные издержки, соизмеряя их с возможной отдачей, т.е. возможными выплатами в дальнейшем. Это служит регулятором инвестиционных вложений, сопоставляя которые можно определить рентабельность вложений в человеческий фактор. Беккер также выяснил в своих исследованиях, что в США отдача от высшего образования составляет около 10-15%, что является весьма хорошим показателем для вложений в любой сфере деятельности.
Рис. 2. Источники формирования человеческого капитала
Доход от инвестиций в человеческий капитал зависит от их объемов и норм отдачи. У людей с высоким Ю и хорошими показателями успеваемости (в частности, у городских жителей) склонность инвестировать в свое образование значительно выше, чем у людей, имеющих показатели ниже среднего. Люди, думающие о своем будущем и о карьерном росте, как правило, инвестируют больше в самих себя и, следовательно, получают возможность большей отдачи. Важную роль играет и время, которое индивид тратит на период своего инвестирования. Эти временные затраты получили название «потерянные заработки», так как время — это фактор, участвующий в производстве дополнительного капитала. Людям с большими способностями и возможностями необходимо больше времени, чтобы достичь потолка своих потенциальных заработков.
Еще одним немаловажным критерием развития человеческого капитала является возраст индивида. Чем старше человек, тем сложнее ему запоминать информацию, учитывая тот факт, что времени у него меньше, чем у ребенка, который впитывает новые знания и стремится познать как можно больше. Чем значительнее «вложения» в себя на раннем этапе, тем больше вероятность серьезных заработков, на которые индивид может рассчитывать в будущем.
Индивидуальные человеческие способности очень важны в условиях рыночной экономики, поскольку они выступают в качестве актива. Доля необразованного населения в нашей стране на сегодняшний день составляет около 2%, что позволяет говорить об одном из самых высоких уровней
образования населения в мире и, следовательно, о высоком накоплении человеческого капитала.
Большинство людей, получив высшее образование, продолжают повышать уровень квалификации. Развитие непрерывного образования в Российской Федерации было продекларировано в 2004 г. [5]. В развитых странах в настоящее время также реализуется программа непрерывного образования. Доля активного населения там составляет 60-70%, а в России не превышает 22,4%.
Необходимо выделить источники формирования человеческого капитала, которые могут охватывать самые разнообразные направления и виды деятельности человека (рис. 2).
Образование в формировании человеческого капитала играет важнейшую роль, а в условиях информационного и технологического общества его значение только возрастает. Так, в своей работе «Задачи менеджмента в XXI веке» П. Ф. Друкер отмечал, что: «самым ценным активом любой компании ХХ века было производственное оборудование. Самым ценным активом любой организации XXI века — .станут ее работники умственного труда и их производительность» [6]. В экономике XXI в., основанной на знаниях, производительные силы реализуются в форме человеческого капитала, и в ученой среде все более популярным становится мнение, что человеческий капитал — самый ценный ресурс современного общества, более значимый, чем территории, природные ископаемые и накопленные богатства.
Уровень подготовки специалиста, его образование сегодня становятся главными факторами как личного успеха человека, так и компании,
Рис. 3. Взаимосвязь компонентов человеческого капитала с инвестициями
в которой он трудится, наряду с экономическим ростом в государстве и широким применением достижений научно-технического прогресса. «В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь все решает уровень образования и объем накопленных обществом знаний» [7]. Образование, информация, опыт становятся главными источниками развития. «Информация и знания в постиндустриальном обществе приобретают исключительно важную роль в производственном процессе, понимаемые... как непосредственная производительная сила» [8].
Взаимосвязь компонентов человеческого капитала и видов инвестиций в него можно представить в виде схемы (рис. 3).
Инвестирование в человеческий капитал перспективно и с каждым годом становится все
более значимым как для индивида, так и для всего общества.
В конечном итоге и человек, и общество заинтересованы в высоком уровне образования — только при этом условии можно надеяться на увеличение экономического роста страны и превращение образования в сферу выгодных инвестиций. Государство должно проводить такую социальную политику, чтобы создать для этого благоприятные условия.
С этой целью необходимо, чтобы формирование учебных программ и содержание учебного процесса соотносились с долгосрочными планами по экономическому развитию государства. Нужно проводить постоянный мониторинг потребностей рынка в специалистах и количестве рабочих мест. При этом важно учитывать ситуацию на рынке и возможные перспективы его развития с целью эффективного использования человеческого капитала как важнейшего фактора развития российской экономики.
литература
1. Комаров А. В., Лабусов М. В. Инновационное развитие промышленности России на современном этапе: проблемы и перспективы. Сб. «Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе» // Материалы VI ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной). В 2-х ч. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, 2013. С. 34-40.
2. Погосян Э. А., Комаров А. В. Человеческий капитал как один из важных факторов современной экономики. Сб. «Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе» // Материалы VI ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной) В 2-х ч. / отв. ред. А. А. Бурмистрова. Министерство образования и науки РФ. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени. Г. Р. Державина», 2013. С. 161-164.
3. Schultz T. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy, 1960, Vol. 68, no. 6, Р. 571-583.
4. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / науч. ред. Р. И. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
5. Доклад Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по интеллектуальному потенциалу нации «Образование и общество: Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» / под. рук. Я. И. Кузьминова. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
6. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004.
7. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.
8. Комаров А. В., Переверзева А. А. Банковская система современной России: вызовы и реалии // Экономика. Бизнес. Банки. 2017. № 1 (18). С. 65-75.
references
1. Komarov A. V., Labusov M. V. Innovative development of Russian industry on the present-day stage: problems and prospects. In the digest "Problems of the social and economic development of Russia on the present-day stage" (materials of the VI Annual All-Russian scientific and practical conference, in 2 p.) [Innovacionnoe razvitie promyshlennosti Rossii na sovremennom jetape: problemy i perspektivy. Sb. «Problemy social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossii na sovremennom jetape» // Мateriali VI еzhegodnoi Vserossiiskoy nauchno-prakticheskoy conferentsii, v 2 chastyah] / ed. A. A. Burmistrova. Tambov, Tambovskiy gosudarstvenniy universitet im. G. R. Derzhavina, 2013, pр. 34-40 (in Russian).
2. Pogosyan E. A. Komarov A. V. Human capital as one of the important factors of the modern economy. In the digest "Problems of the social and economic development of Russia on the present-day stage" (materials of the VI Annual All-Russian scientific and practical conference, in 2 parts) [Chelovecheskiy capital kak odin iz vazhnyh faktorov sovremennoy ekonomiki. Sb. «Problemy social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossii na sovremennom jetape» // Materiali VI еzhegodnoi Vserossiiskoy nauchno-prakticheskoy conferentsii, v 2 chastyah] / ed. A. A. Burmistrova. Tambov, Tambovskiy gosudarstvenniy universitet im. G. R. Derzhavina, 2013, pр. 161-164 (In Russian).
3. Schultz T. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy, 1960, vol. 68, no. 6, pp. 571-583.
4. Becker G. S. Human behavior: economic approach. Selected works in economic theory [Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskiy podhod. Izbrannye trudy po ekonomicheskoy teorii] / ed. R. I. Kapelyushnikov. Moscow, Higher School of Economics, 2003 (in Russian).
5. Report of the Public Chamber Commission of the Russian Federation in the intellectual potential of the nation "Education and Society: Is Russia ready to invest in its future?". Under supervision of Y. I. Kuzminov [Doklad Komis-sii Obschestvennoi Palaty Rossiiskoy Federatsii po intellektualnomu potentsialu natsii "Obrazovanie i Obschestvo: Gotova li Rossiya investirovat v svoye buduschee?"]. Moscow, Higher School of Economics, 2007 (In Russian).
6. Druker P. F. Objectives of management in the XXI century [Zadachi menedzhmenta v 21 veke]. Moscow, publishing house "Williams", 2004 (in Russian).
7. Dobrinin A. I., Dyatlov S. A., Tsyrenova E. D. Human capital in the transition economy: formation, evaluation, efficiency of use [Chelovecheskiy capital v tranzitivnoy ekonomike: formirovanie, otsenka, effektivnost ispolzovaniya]. St. Petersburg, Science, 1999 (in Russian).
8. Komarov A. V., Pereverzeva A. A. Banking system of the modern Russian Federation: challenges and realities [Bankovskaya sistema sovremennoy Rossii: vyzovy i realii]. Ekonomika. Biznes. Banki — Economics, Business, Banks, 2017, no. 1 (18), pp. 65-75 (in Russian).