Научная статья на тему 'Человеческий капитал и человеческие ресурсы: проблемы их эффективного использования'

Человеческий капитал и человеческие ресурсы: проблемы их эффективного использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1789
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANALYSIS / EVALUATION / SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS POTENTIAL / METHODS / TRANSFORMATION / PROCESSES / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ескалиева А.Ж.

The purpose of the authors in this study was to determine the theoretical and practical aspects of human capital development in the framework of forming the competitive economy. The conditions of the impact of human capital on economic development are being analyzed. The authors conclude that human capital has all the properties and show intensive development factors, but there are some problems with the precise measurement of its cost and performance. According to the authors, the integration of education, science and production, development of post-graduate education on the basis of modern achievements of science and technology are today one of the priority lists of the economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал и человеческие ресурсы: проблемы их эффективного использования»

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: ПРОБЛЕМЫ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

докторант Ескалиева А. Ж.

Казахстан, г. Павлодар, ПГУ им. С. Торайгырова

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received 12 March 2018 Accepted 08 April 2018 Published 01 May 2018

KEYWORDS

analysis, evaluation,

socio-economic systems

potential,

methods,

transformation,

processes, state

The purpose of the authors in this study was to determine the theoretical and practical aspects of human capital development in the framework of forming the competitive economy. The conditions of the impact of human capital on economic development are being analyzed. The authors conclude that human capital has all the properties and show intensive development factors, but there are some problems with the precise measurement of its cost and performance. According to the authors, the integration of education, science and production, development of post-graduate education on the basis of modern achievements of science and technology are today one of the priority lists of the economic development.

© 2018 The Author.

Термин «человеческий капитал» впервые использовал американец Теодор Шульц. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем «человеческим капиталом» [1]. Однако Шульц не говорит о том, чем управляют менеджеры - человеческими ресурсами или же человеческим капиталом.

Введение. Фундаментальный вклад в развитие современной теории человеческого капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Р. Солоу, С. Кузнец, И. Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи.

Концепция человеческого капитала была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в 1960 году и представляет накопленные знания, навыки и мастерство, которые работник приобрел во время своего обучения: образование, профессиональная подготовка, опыт работы. Беккер (Becker, 1964) рассмотрел стоимость образования и обучения, в качестве основных инвестиций в человеческий капитал, и оценил их экономическую эффективность как отношение доходов к расходам, составляющее годовой прибыли около 12-14 % [2].

Шульц считал, что накопление способности людей к труду, их творческая деятельность в общественной жизни, поддержание здоровья являются основными результатами инвестиций в человеческий капитал, и он считает, что человеческий капитал обладает необходимыми атрибутами продуктивного характера, он способен накапливать и наращивать [1]. Согласно оценке Шульца (Shultz, 1964), для накопления человеческого капитала используется 3/4 от общей стоимости человеческого капитала, а не % от общей производимой ценности в обществе, как и большинство теорий воспроизводства XX века [1].

Основная часть. По нашему мнению, человеческий капитал - это комплекс интеллектуальных способностей, навыков, знаний и способностей лица, полученного во время процесса образования и практической деятельности, качества жизни и здоровья. Многие ученые в разное время, экономисты предлагали использовать различные подходы и методы для измерения.

Самый простой способ измерения человеческого развития, который использует естественную оценку, - это измерение человеческого развитие в человека годах обучения. Чем человек больше учится, тем выше уровень образования, тем больше количество его человеческого развития. Однако имеются поправки, учитывающие ту же продолжительность обучения в разных уровнях образования (высшем образовании в университете и среднее образование в школах).

Конечным методом измерения человеческого развития является стоимость. Основоположником этого метода является W. Petty (Petty, 1940) [3], который предложил методику расчета стоимости каждого человека с помощью которых человеческие производительные силы были оценены впервые. По его мнению, значение массы людей равен 20-кратному доходу, который они приносят.

С точки зрения оценки стоимости J. A. Smith (Smith, 2007) [4] и D. Ricardo (Ricardo, 1955) [5] рассчитал стоимость человеческого капитала. В своих исследованиях А. Смит указал на характеристики рынка труда и, следовательно, этого капитала[4]. Для формирования знаний, навыков и передового опыта работника необходимо инвестировать «Истинные издержки», включая время, труд и расходы. Компонент затрат, основанный на затратах, согласно Д. A. Смит (Smith, 2007) [4], является фундаментальным элементом формирования человеческого капитала. Д. Рикардо (Ricardo, 1995) [5] назвал «Истинная стоимость» на затраты воспроизводство рабочей силы.

Метод стоимости для оценки человеческого капитала также использовал К. Маркс (Маркс, 1967) [6]. Однако, Маркс считал, что предметом покупка или продажи на рынке труда является не сам труд, а «рабочая сила», т. е. способность работать. В этом случае рабочая сила появляется как товар. Основные условия продажи этого продукта сотрудниками: качественные и доступные характеристики.

Во время развития теории человеческого капитала, Г. Беккер (Беккер, 1964) [2] предложил субъективную маргинальную полезность организации в качестве основы.

Одной из областей сметы расходов является методы измерения человеческого капитала за счет производства стоимости для производственных возможностей и объема этой мощности. Также этот капитал измеряется косвенно от рыночных издержек, с помощью которых они должны быть арендованы. Эта область была разработана Л. Туровым (Thurow, 1970) [7].

Самый отвлеченный метод измерения - принцип будущей капитализации дохода, основанный на позиции преимуществ предпочтений во времени.

При использовании этого метода в расчетах учитываются экономические последствия использования человеческого капитала. По словам И. Фишера использование капитала как универсальной формы любого дохода означает получение интереса. Г. Беккер (Becker, 1964) [21 измерил человеческий капитал на основе комбинации одной единицы предложенного им трудаизвестного количества. А. Маршалл (Marshall, 2009) [8] улучшенная методология человеческого капитала, предложенная Г. Беккером (Becker, 1964) [2]: «всего доходы любого лица после завершения инвестиций в человеческий капитал равны доходу от этих инвестиций и доходы от его первоначального человеческого капитала».

Во время агрегированного показателя развития человеческого потенциала индекса (ИРЧП) используется для определения суммы накопленного человеческого капитала. ИРЧП является агрегированным показателем развития человека, характеризуется средним уровнем достижений любой страны по важнейшим трем аспектам развития человека:

1) здоровье и долговечность, измеренные по ожидаемой продолжительности жизни по показателю рождаемости;

2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослых и совокупным валовым коэффициентом образовательного покрытия;

3) адекватный уровень жизни, измеряемый количеством внутренних продуктов в долларах в США по доступности паритета [9].

Национальный человеческий капитал составляет большинство национального богатства каждой развивающейся страны и больше, чем 70-80 % развитых стран мира, главный фактор в развитии экономики и общества.

Человеческий капитали любой другой капитал - физический, естественный, финансовый - имеет ценность, субъект на обновление, модернизацию и развитие. Основными измерительными показателямиэтого вида капитала являются его стоимость и мощность(эффективности) как интенсивный фактор развития. Человеческий капитал имеет все свойства и показатели интенсивного развития.

Человеческий капитал как экономическая категория ведет к отличию народов и нации от его главного основателя - по эффективности и качеству. В то же время Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в настоящее время широко используемые международными учреждениями Организации Объединенных Наций, резко устраняет эти различия. Это основное различие между ИРЧП и показателем эффективности человеческого капитала [10].

Национальный человеческий капитал существенно отличается качеством и стоимостью на душу населения, а также как по эффективности для разных стран. Эти показатели человеческого капитала зависят от этики и качества труда, которые определяются историческим уравнением экономической свободы и менталитета [11].

Производительность или эффективность человеческого капитала (ЧК) определяется коэффициентом трансформации инвестиций в ЧК (1), который может быть выше одного (для наиболее развитых стран с самым высоким качеством ЧК, экономики знаний и информационное общество) и менее одного для подачи и неразвивающихся стран мира. Страны с некачественной рабочей силой и низкой производительностью он намного раз ниже, чем у развитых стран.

Коэффициент трансформации инвестиций в ЧК (коэффициент эффективности) отражает интегральную мощность и эффективность совокупного национального ЧК, это в жизни, определяет среднюю работу в отраслях обрабатывающая промышленность, высокотехнологичные отрасли промышленности.

В 2012 году ИРЧП в США составлял 0,902. В России - 0,719 (разница - 20 %), что, конечно, не отражают разрыв между странами в области развития человека и, особенно, на уровне расходов на душу населения и потенциала национальных ЧК этих стран. Соотношение коэффициентов эффективности ЧК совершенно иное - в 4,1 раза выше это США, чем в России, что близко к соотношению средней трудоспособности в странах. В таблице 1 представлен коэффициент человеческого капитала.

Основным недостатком ИРЧП является то, что этот показатель не отражает качество образования, качество душу населения ВВП, и даже качество общественного здравоохранения. В развитых странах стоимость образования и качество намного выше, чем в не развитых или развивающихся странах.

Таблица 1. Коэффициент эффективности человеческого капитала

Страна Тип экономики Индекс экономических Свобода (КГ) Показатель качества ЧК ЧК эффективность коэффициент) Сырье индекс экономики

Китай Промышленные с фокусом инновационных 0,52 0,45 0,49 1

Япония Инновационная 0,73 1,13 0,93 1

Америка Знание 0,78 1,67 1,225 1

Великобритания Инновационная 0,75 0,96 0,855 1

Германия Инновационная 0,72 1,14 0,93 1

Эстония Промышленные 0,75 0,59 0,67 1

Казахстан Промышленные и сырье 0,62 0,29 0,56

Индия Промышленные и сырье 0,55 0,19 0,37 1

Россия Промышленные и сырье 0,51 0,31 0,30 0,75

Источник: [12].

Значительная часть в нефтегазовом секторе экономики и ее доходы позволяют занимать высокие позиции в рейтинге ИРЧП, например, арабские страны, производящие нефть, которые меньше используют свои национальные ЧКдаже в нефти и газе. Корчагин (Корчагин, 2006) [12] представил сниженный коэффициент для России равен 0,84, а для Казахстана - 0,7, который определяется соотношением ВВП и экспорта сырья для высоких показателей экспорта при расчете национальной эффективности ЧК в странах с экономикой, зависящей от сырьевых товаров.

ИРЧП, играя определенную позитивную роль, утратил свою объективность в оценке особенностей национального развития человека и ЧК, но он может служить одним из индикаторов при оценке эффективности ЧК.

Теневая неэффективность ЧК из-за низкого качества образования, здравоохранения, науки, безопасности, элиты высокой и сглаженные значения ИРЧП только мешают отстающим странам четко обозначить сферу их конкурентных слабостей и недостатков.

Необходимо определить стоимость и качество ЧК с учётом науки как наиболее важный компонент. Образование не может быть высокого качества и конкурентоспособности, если наука находится в упадке. Образование и наука объединились и тесно взаимосвязаны.

Исследования аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал может быстро ухудшиться из-за продажи природных ресурсов, чрезвычайно медленного развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, снижения фундаментальной науки, культуры, недоступности качественной медицинской помощи людям, антирыночной ментальности населения.

Егоров С. (Егоров, 2004) [14] отмечает, что важным фактором развития ЧК является институт образования, которое в современном мире выходит за рамки традиционной образовательной системы, становясь «обучением в течение жизни".

В настоящее время знания, практические навыки и информация являются определяющими критериями и движущей силой развития экономики, социальной сферы и общественной жизни. Но само знание без профессионально-человеческих способностей не улучшает экономику. Университеты как институты развития общества генерируют знание, обеспечивает подготовку кадров - научных и образовательных, технологических, управленческих и культурных элиты страны.

По словам экспертов, объем образовательного контента сейчас устарел очень быстро, сфера профессиональных информация удваивается каждые 7-8 лет. На этой основе для привлечения конкурентоспособных специалистов необходимо не просто «передавать» знания, но и научить их самостоятельно получать и использовать их на практике.

В настоящее время из-за изменений и финансово-экономических кризисов в современной мировой образовательной системе требуется более глубокое восприятие текущих проблем человека. Сегодня учителя и ученики не могут решить социально-экономические проблемы. Обучение по требованию для специалистов в области экономики, которые готовы участвовать на переднем плане инновационной модернизации общества и, таким образом, положительно влияя на молодое поколение, формируя его достойные идеалы, - сложная задача. Правильно разработанная университетская стратегия, развитие корпоративной культуры помогает решить эту проблему.

Эти проблемы связаны с неопределенностью определения многоэлементности, состава и сложности человеческого капитала, а также зависимость его качества и, соответственно, производительность по многим параметрам и индикаторам, которые могут характеризовать ту или иную страну.

Более того, существуют этические проблемы с полным использованием понятия «капитал», поскольку оно относится к человеку, людям и нации. Экономическая категория «человеческого капитала» неизбежно ведет к сильному разделению народов и страны по основному показателю - по эффективности и качеству человеческого капитала.

Индекс человеческого развития (ИРЧП), широко используемый международными институтами резко устраняет эти различия.

Будучи комбинацией показателей продолжительности жизни, образования и доходов, ИРЧП позволяет более адекватно и всестороннее рассмотреть развитие.

Индекс учитывает наиболее важные параметры благосостояния человека.

Прямо или косвенно такие характеристики, как здоровье и долголетие, окружающая среда, уровень культуры, образование и уровень доходов учитываются с помощью индекса.

Все эти компоненты документированы и подходят для межстрановых сопоставлений.

ИРЧП является интегрированным социально-экономическим индикатором, который постоянно совершенствуется экспертами ПРООН.

Основным ресурсом управления являются не финансовые ресурсы и другие традиционные ресурсы, а интеллект профессоров, учителей, молодых ученых с предпринимательским талантом и лидерскими качествами.

Именно так корпоративная культура университета порождает человеческий капитал, развитие которого определяет экономику знаний.

Заключения. Высшее образование играет важную роль в подготовке компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей национальной экономики, интеграции науки и производства.

Чтобы повысить эффективность человеческого капитала и создать инновационную экономику на уровне развитых стран необходимо достичь:

- очень высокий уровень качества ЧК и высокие инвестиции в его рост и развитие;

- высокий уровень и качество жизни;

- высокий уровень и экономическая свобода;

- высокое развитие фундаментальной науки;

- высокое развитие прикладных наук;

- технологическое развитие интеллектуальных центров в стране;

- значительную часть сектора новой экономики;

- мощный синергетический эффект во всех сферах человеческой интеллектуальной деятельности;

- продвинутые и эффективные инновационные и венчурные системы, поддерживаемые государством;

- привлекательный инвестиционный климат и высокий уровень инвестиционных рейтингов;

- благоприятный бизнес и налоговый климат;

- диверсифицированную экономику и промышленность;

- конкурентные продукты на глобальных технологических рынках;

- эффективное государственное регулирование развития страны;

- транснациональные корпорации, обеспечивающие конкурентоспособное технологическое и научное развитие;

- низкий уровень инфляции (менее 3-5 %).

Интеграция образования, науки и промышленности, развитие современных эффективных методов и механизмов формирования качественного состава человеческого капитала на основе современных научно-технических достижениях сегодня является одной из приоритетных областей экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жак Фиценс (Jac Fitzenz). Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость finansy.ru/st

2. Шульц Т. Человеческий капитал в Международной энциклопедии социальных наук, Нью-Йорк, 1968, 6.

3. Беккер Гэри С. Человеческий капитал, Нью-Йорк: Columbia University Press, 1964.

4. Петти В. Экономическая и статистическая работа, транс. из Франции, Москва, 1940.

5. Smith J.A. и другие. Качественная психология: практическое руководство по методам исследования, Sage, 2007.

6. Рикардо Д. Работы и переписка Дэвида Рикардо, ед. Пьеро Сраффа, С Сотрудничеством М. Х. Добб, Университет Пресса, 1955.

7. Маркс К. Капитал: критика политической экономии, 3 тома, 1967.

8. Thurow L. Ivestment в Human Capital, Belmont, 1970.

9. Маршалл А. Принципы экономики: восьмое издание, Cosimo, Inc., 2009.

10. Средиземноморский журнал социальных наук, 2015, 6, 5, р. 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Елеусов А., Курманов Н., Толысбаев Б. Актуальные проблемы экономики, 2015, 2, с. 142-150.

12. Анафьева З., Курманов Н. В. Журнал Синьцзянского университета (Философия, Гуманитарные и социальные науки), 2008, 6, с. 22.

13. Корчагин Ю. А. Эффективность и качество национального человеческого капитала мира, Воронеж: CIRJe, 2011, с. 3, [ER]. Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=38&page=1

14. Всемирный журнал прикладных наук, 2013, 26, 12, стр. 1556-1561.

15. Егоров С. В., 5, с. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.