Научная статья на тему 'Образование как инструмент обеспечения институционального и экономического развития общества'

Образование как инструмент обеспечения институционального и экономического развития общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ИНСТИТУТ / INSTITUTION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарков Виктор Витальевич

Статья посвящена изучению концептуальных основ определения «образования» и «человеческий капитал», проанализирована важность стабильного функционирования человеческого капитала, сделан акцент на глубинных процессах экономического развития через стимулирование образования как социального института общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to conceptual bases of definition of «education» and «human capital», the importance of the stable functioning of human capital is analyzed, emphasis is placed on the deep processes of economic development through stimulating education as a social institution of society.

Текст научной работы на тему «Образование как инструмент обеспечения институционального и экономического развития общества»

Тарков Виктор Витальевич

студент

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37:314/316-043.86

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

EDUCATION AS A TOOL FOR ENSURING INSTITUTIONAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY

Статья посвящена изучению концептуальных основ определения «образования» и «человеческий капитал», проанализирована важность стабильного функционирования человеческого капитала, сделан акцент на глубинных процессах экономического развития через стимулирование образования как социального института общества.

Ключевые слова: образование, человеческий капитал, институт, экономическое развитие, общество.

The article is devoted to conceptual bases of definition of «education» and «human capital», the importance of the stable functioning of human capital is analyzed, emphasis is placed on the deep processes of economic development through stimulating education as a social institution of society.

Key words: education, human capital, institution, economic development, society.

Значимость образования в развитии общественных отношений и обеспечении экономического роста нельзя переоценить, ведь именно от образованности, профессионализма населения будет зависеть, насколько государство сильно на мировой арене во всех аспектах жизнедеятельности. Данная значимость начала возрастать со второй половины XX в., что дало возможность широко изучить данный вопрос с точек зрения различных теорий, таких как теория человеческого капитала, социального и экономического развития, постиндустриального общества, новой экономики, экономики знаний. Появление принципиально нового общества -информационного - кардинально изменило роль знаний и информации в социально-экономическом развитии общества.

Если, например, в аграрном обществе, экономическое развитие определяется производством продуктов питания, в индустриальном -производством промышленных товаров, то в информационном или постиндустриальном обществе - производством информации, ее эффективным использованием. Исходя из этого, в аграрном обществе главным фактором, ограничивающим производство, является земля, в индустриальном - капитал, а в информационном - знание.

Кардинальное изменение и переориентация экономических общественных отношений нашло свое отражение в работах Д. Белла [1], который подчеркивал, что пока многие экономисты продолжают использовать в качестве основных параметров труд, землю и капитал, только несколько из них (В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др.) дополняют эти факторы деловой активностью, предприимчивостью, инициативой и т.п., что существенно меняет социальную реальность общества. Поэтому с ходом эволюции экономических отношений в качестве источника прибыли все чаще выступают знания и информация. «Я стою на том, - пишет Д. Белл [1, с. 111], - что информация и теоретическое знание - суть стратегические ресурсы постиндустриального общества».

Образование является одновременно и составной частью, и продуктом социализации. Оно активно связано со многими областями общественных отношений. Развивается данная связь напрямую через личность, которая включается в различные политические, экономические, духовные и социальные отношения. В экономической литературе образование определено как «отрасль экономики, объединяющая организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров» [6, с. 345].

Влияние образования достаточно обширно в понимании развития личности: выработка личностных навыков, таких как способность принимать решения и нести за них ответственность, коммуникабельность, рациональное распределение и использование времени существенно влияет на становление человеческого капитала. Данные критерии оказывают большое влияние на инвестиции в дальнейшее образование, обучение без отрыва положительно влияет на здоровье, на успех в браке и основано на более рациональном подходе к потреблению и использованию времени. Все выше перечисленное значительно увеличивает результативность разных типов человеческой деятельности и за границами рынка труда.

Такие важные функции образования как экономическая и социальная, выступающие в роли социального института, заключаются в создании социальной статусной и профессиональной структуры общества. Успех данных функций будет определяющим в обеспечении экономического благосостояния общества.

Образование в его кардинальной и функционально-специфической форме - это долгосрочный рост производительности труда, улучшение эффективности производства, использование трудовых ресурсов, и в конечном итоге, индикатор экономического роста общества и его благоприятной спецификации.

Стратегией любой государственной политики в сфере образования должно стать преобразование образования в способ поддержки разного рода социальных слоев для обеспечения кадровой и ресурсной стабильности. Данная стратегическая политика обязана отразиться в различных многофункциональных и многоуровневых проектах, которые будут

определять жизнедеятельность социальных слоев общества в условиях разнообразной структурной экономической ориентации общественных отношений.

Рост ВВП обеспечивается многими экономическими факторами и в различных условиях, при этом важной структурной единицей ВВП являются научно-технические разработки, которые в результате способствуют формированию и развитию человеческого капитала, а это, в свою очередь, дает развитие сфере образования.

Сегодня представители различных теорий экономического роста оценивают функционирование человеческого капитала как один из важнейших факторов экономического роста, так как исключительно человеческий капитал обеспечивает экономическое развитие через реализацию нововведений и новаций, что облегчает его понимание и распространение.

В денежной форме оценить производительность человека пытался в XVII в. У. Петти, полагая, что-то, чем занимается человек, его характер и способность к труду, являются определяющими в обеспечении богатства народа. В различных аспектах, человеческий капитал рассматривали в своих работах А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл, К. Маркс, Дж. Милль, Дж. Б. Кларк и многие другие ученые.

А. Смит писал, что повысить производительность труда можно за счет знаний и умений рабочего, приобретенные способности человека являются частью богатства общества. Дж. Милль определял в категорию «богатство страны» мастерство, энергию и настойчивость рабочих. Более квалифицированный труд, считал К. Маркс, овеществляется за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях.

Во второй половине XX в. концепция человеческого капитала была оформлена и определена в теоретическое учение, основанное на работы представителей «чикагской школы» Т. Шульца, Г. Беккера, Б. Вейсброда, Дж. Минцера и других. В своем анализе они применили инструментарий неоклассической школы к социальным институтам, таким как образование, здравоохранение и т.д. Они выдвинули тезис, что люди инвестируют в социальные институты тогда, когда уверены в том, что это в долгосрочной перспективе принесет им высокие доходы [2, с. 637].

Т. Шульц первым изучал вопрос инвестиций в человека и его ресурсный потенциал в аспекте развивающихся стран. Первостепенность институциональных изменений Шульц рассмотрел в одной из своих монографий «Инвестиции в человеческий капитал: роль образования и научных исследований» (1971 г.) [11]. Институты у Шульца выступают в качестве правил поведения, которые определены достаточно широко. Они выступают и в качестве кредитно-денежных отношений, и организационных структур, основывающихся на контрактах, и прав собственности, в том числе законодательство о трудовых отношениях, материально-техническая база. В работе «Преобразуя традиционное сельское хозяйство» Шульц определил, что

значение и качество аграрной технологии зависит от информации, которой владеет фермер. В случае низкого владения информацией и знаниями, рост урожайности и развития сельского хозяйства в целом может затормозиться. Поэтому данная идея получила распространение в понятии «человеческий капитал» [2, с. 638].

Шульц очень глубоко рассматривал данную категорию. Не только затраты на образование являются инвестициями в человеческий капитал, но и, что не менее важно в современных условиях, самообразование, получение и накопление опыта на работе, вложения в здравоохранение и науку. Исходя из этого, вливание в человеческий капитал, рост важности труда человека выступают глобальными критериями, способствующими преобразованию и диверсификации экономики, усовершенствованию экономических и правовых институтов.

Наряду с Т. Шульцем, Г. Беккер в своей статье «Инвестиции в человеческий капитал» [10], а позже в монографии «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» [9, с. 81] изучил «производительную природу» вложений в человека, которые должны обеспечивать долгосрочный и качественный эффект.

Со стороны макроэкономического анализа возникновение человеческого капитала Т. Шульц отождествлял с вложениями в «производственно необходимый» запас знаний и умений рабочего, что определяется повышением уровня и оплаты труда, в свою очередь Г. Беккер -с расходами, связанными на подготовку и переподготовку кадров внутри предприятия, затратами на здравоохранение, профессиональную и географическую мобильность. Такое изучение вопроса человеческого капитала говорит о его важности для дальнейшей и эффективной интерпретации. Позже вклад Г. Беккера был высоко оценен: ученый удостоился Нобелевской премии в 1992 году. Работа Г. Беккера стала предпосылкой к исследованию механизма возникновения и функционирования трудового потенциала в той их части, которая существует сегодня в форме человеческого капитала.

Исследованию, направленному на изучение взаимосвязи экономического роста, грамотности населения и продолжительности жизни посвящены работы Д. Хикса [8, с. 196-199], который изучил данные факторы в 83 развивающихся странах мира с 1960 по 1977 гг. В итоге, у 12 стран, которые имеют высокие уровни роста экономики, была зафиксирована высокая степень грамотности и продолжительности жизни, что говорит о зависимости важнейших факторов роста страны: экономический рост и развитие человеческих ресурсов, грамотность и продолжительность жизни.

Существенный вклад в отечественную теорию человеческого капитала внес Р. Капелюшников [3, с. 122-123], который изучал человеческий капитал в России, его возникновение и функционирование, количественной оценки, также возникновение системы контроля для анализа количественных и

качественных составляющих человеческого капитала, который накоплен обществом.

В современной России вопрос человеческого капитала изучал Р. Нуреев [4, с. 28-30]. Он выделил 2 критерия для восприятия человеческого капитала:

1. Человеческий капитал как запас, т.е. специфическая форма капитала, воплощенная в самом человеке.

2. Человеческий капитал как поток доходов, обусловленных вложениями в этот ресурс.

И. Соболева рассматривала аспекты измерения человеческого капитала, его развитие в кризисных условиях. И. Суворова анализировала информационный критерий взаимосвязи миграции и вложений в человеческий капитал. Работа Е. Филатовой построена на изучении малого бизнеса в аспекте развития человеческого капитала. М. Денисенко, А. Саградов изучили сравнительную ценность разнообразных подходов человеческого капитала в России. И. Семенов, Я. Рощина исследуют психологические особенности человеческого капитала [2, с. 639].

Таким образом, можно отметить, что человеческий капитал выступает объектом для анализа различными науками, существует значительное количество направлений его исследования, распространены разные его интерпретации.

Человеческий капитал - это резерв различных знаний, навыков и умений человека, проживающий в региональном образовании и/или сопричастное ему, который обеспечивает его стабильное развитие. С учетом этого можно представить структуру человеческого капитала (рис.1). Основными составляющими выступают здоровье, образование, культура, интеллект и др. При этом, не менее важным являются и профессионально-квалификационные особенности личности, возможность внедрения применения новых наукоемких разработок, мобильность, новые и серьезно необходимые качества для производства в условиях информационного общества. Данные характерные черты формируют поле человеческого капитала, которые имеют возможность появиться в модели человеческого капитала, определяющее современное социально-экономическое развитие общества.

Рис.1. Структурные составляющие человеческого капитала

Развитие экономики и общества в целом конкретно зависит от уровня грамотности, образованности и опытности человека, который в конечном итоге создает качественный продукт труда. При этом, чтобы обеспечить высокое качество продукта, необходимо, прежде всего, обучить человека определенным навыкам и умениям. А это возможно в случае эффективного функционирования системы образования как важнейшего государственного института, дающего нужный для государства кадровый потенциал.

Степень грамотности и образованности общества выступает рычагом эффективного управления для обеспечения процветания государства.

В мировом масштабе показателем, характеризующим развитие человека в странах и регионах мира, который составляется Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) и используется в рамках специальной серии докладов Организации Объединённых Наций (ООН) о развитии человека, выступает индекс человеческого развития (далее - ИЧР). Данный показатель измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода её граждан по трём основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:

■ индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

■ индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения;

■ индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода

(ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) [5]. Согласно данному индексу в первую десятку, то есть в группу «с очень высоким уровнем индекса человеческого развития», вошли страны достаточно развитые и богатые (табл.1).

Таблица 1.

Страны с очень высоким уровнем индекса человеческого развития [5]

Место Страна ИЧП

1 Норвегия 0,944

2 Австралия 0,935

3 Швейцария 0,930

4 Дания 0,923

5 Нидерланды 0,922

6 Германия 0,916

6 Ирландия 0,916

8 США 0,915

9 Канада 0,913

9 Новая Зеландия 0,913

Согласно данным таблицы, можно отметить, что для указанных стран приоритетными вопросами экономической политики является вопросы образования, здравоохранения, то есть гуманитарной направленности, что в результате будет способствовать развитию человеческого капитала этих стран.

Российская Федерация, согласно этому рейтингу существенно улучшила свое положение в рейтинге. Если в 1990 г., Россия имела ИЧР равный 0,730 против 0,865 в Канаде и 0,852 в Норвегии и относилась к числу стран с высоким уровнем развития, то начиная с 1993 по 2013 гг. находилась в списке стран со «средним уровнем» развития человеческого потенциала. С 2014 года по сегодняшний момент Россия вернула свое прежнее положение и находится в группе стран с высоким уровнем ИЧР. Максимальное значение ИЧР в России было достигнуто в 1992 г. и составило 0,849, наименьшая величина была зафиксирована в 1997 г. - 0,747. Сегодня индекс составляет 0,804, что говорит о высоком уровне образованности населения [5]. Не стоит забывать, что важным и решающим показателем здесь являются решительные действия государства в направлении улучшения гуманитарной сферы и ее укрепления.

При этом, если изучить расходы государственного бюджета РФ на 20172019 гг., можно констатировать некое уменьшение расходов на образование и здравоохранение (табл.2). Особенно это касается здравоохранения, где уровень изменения носит резкий и быстроменяющийся характер.

Таблица 2.

Расходы государственного бюджета РФ на 2017-2019 гг. по статьям «Образование», «Здравоохранение», млрд.руб. [7]

309

Года Статьи расходов 2016 2017 2018 2019

Образование 558 568 589 586

Здравоохранение 466 377 394 360

Поэтому стоит серьезно продифференцировать данные показатели с учетом реального положения экономики, так как это может привести к серьезным диспропорциям развития человека и его потенциала в обществе.

В современных экономических, политических, гуманитарных реалиях во многих странах мира, в частности, в Российской Федерации, отмечается «кадровый голод», связанный с нехваткой профессиональных кадров на рынке труда. Снижение как количественных, так и качественных показателей человеческого капитала - продолжительности жизни, уровня здравоохранения и образования, уровня культуры и морали в обществе, ведет к серьезному снижению его потенциала. Без кардинальных решений по повышению уровня развития человеческого капитала в России, достижение эффективных институциональных изменений, диверсификации экономики в технико-технологическом плане невозможно. Поэтому важным является разработка стратегического плана по улучшению качества человеческого капитала. И здесь государство совместно с общественными организациями должны выработать тот серьезный комплекс мероприятий, который жизненно необходим для общественного роста и развития.

Для Донецкой Народной Республики развитие человеческого капитала должно стать тем толчком к общему институциональному развитию, которое сейчас очень необходимо. В сложных экономических и социальных условиях достичь этого будет не совсем просто, так как кадровый дефицит серьезно ощущается. Здесь решением данного вопроса должно стать эффективное взаимодействие образовательных учреждений, работодателей и государства, которые совместно должны определить приоритеты в развитии.

Для эффективного развития и формирования человеческого капитала нужно осуществить ряд мер:

- выработать стратегическую программу по финансовому обеспечению стимулов, необходимых для функционирования человеческого капитала;

- создать благоприятные условия для инвестирования в человеческий капитал;

- кардинально увеличить государственные инвестиции в дошкольное и школьное образование;

- гарантировать и осуществлять программу по компьютеризации образования;

- выработать четкую и гарантированную государственную систему для пропаганды знаний, роста важности предоставления образовательных услуг по естественным, общественным и гуманитарным наукам;

- обеспечить гарантированное финансирование различных технопарков, бизнес-инкубаторов на базе университетов и академгородков;

- провести качественную модификацию медицинского обслуживания. Исходя из этого, можно заключить, что проблема эффективности

развития человеческого капитала выступает серьезным вызовом для обеспечения стабильности экономического развития. Важнейшим методом решения данной проблемы следует считать увеличение инвестиций в такие составляющие человеческого капитала как наука и образование, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, здоровье населения, качество и условия жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл; Пер.с англ.под ред. В. Л. Иноземцева. - Academia - М. : Academia, 2004. - 785 с.

2. Брик Л. В. К вопросу о сущности понятия "человеческий капитал" / Л. В. Брик,

A. Г. Горельцев // Вестник Мурманского государственного технического университета. -2014. - №4. - С. 637-642.

3. Капелюшников Р. И., Лукьянова А. Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения») / Р.И.Капелюшников, А.Л.Лукьянова. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 196 с.

4. Нуреев Р. М. Россия : особенности институционального развития / Р. М. Нуреев. - М.: НОРМА, 2009. - 384 с.

5. Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) Доклад о развитии человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/en (Дата обращения: 18.04.2017).

6. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 512 с.

7. Федеральный бюджет на 2017-2019 годы: о чем говорят его основные параметры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/federalnyiy-byudzhet-na-2017-2019-gody-o-chem-govoryat-ego-osnovnye-parametry-20161024-13320/ (Дата обращения - 19.04.2017).

8. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал: / Дж. Р. Хикс : ред. В. С. Афанасьев [и др.] ; пер.: М.

B. Бойко, А. В. Полетаев, Т. П. Субботина. - М.: Прогресс, 1988. - 488 с.

9. Becker G. S. Human Capital : A Theoretical and Empirical Analysis. - N. Y. : Columbia University Press for NBER, 1964. - P. 264.

10. Becker G. S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // The Journal of Political Economy. Supplement, 1962. Oct. - P. 1157-1163.

11. Schultz T.W. Investment in Human Capital : The Role of Education and of Research. - New York : Free Press, 1971. - P. 249.

Тычинская Татьяна Николаевна

магистрант

ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

CONTINUOUS POSTGRADUATE EDUCATION OF LEADING CADRES

OF STATE INSTITUTIONS IN THE CURRENT CONDITIONS

В статье рассмотрены понятия, предназначение и задания непрерывного дополнительного профессионального образования руководящих кадров государственных учреждений в современных условиях.

Ключевые слова: Непрерывное профессиональное образование, образовательные системы, руководящие кадры государственных учреждений.

The article deals with concepts, purpose and tasks of continuous additional professional education of management staff of state institutions in modern conditions.

Keywords: Continuous professional education, educational systems, management staff of state institutions.

Глобализация, изменение производственных технологий, переход к постиндустриальному, информационному обществу ставят перед руководящими работниками государственных учреждений новые и более сложные задачи, связанные с обеспечением высокого качества труда и профессиональной мобильности. Это требует модернизации дополнительного профессионального образования на основе соответствующих государственных стандартов, внедрения гибких образовательных и индивидуальных модульных учебных программ различных уровней сложности в зависимости от конкретных потребностей, внедрения и развития дистанционного образования и информационных технологий обучения.

Учеными постоянно изучается возможность модернизации процесса формирования профессиональной компетентности личности в течение всей жизни человека. Не случайно особое место занимает дополнительное профессиональное образование именно руководящих кадров государственных учреждений, как основной движущей силы развития всех сфер государства в эпоху непрерывной модернизации, социокультурных, экономических и политических перемен.

Однако непрерывное профессиональное образование сложное и на данный момент все еще недостаточно изученное явление. На сегодняшний день актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой концепции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.