УДК 332.01
А. В. Лебедев, А. И. Зайцева
ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Россия.
Подходы к определению понятия «человеческий капитал»: отечественный и зарубежный опыт
Аннотация. В статье рассмотрены основные этапы развития теории человеческого капитала и проанализированы имеющиеся определения ведущих зарубежных и отечественных экономистов. Дано авторское определение понятия «человеческий капитал» и представлена содержательная сторона данного понятия - условия, при которых реализуется повышение производительности труда и рост человеческого капитала.
Ключевые слова: Человеческие ресурсы, человеческий капитал, производительность труда_
В нынешних реалиях развития экономики Российской Федерации важную роль играет способность человека находить нестандартные, неординарные решения различных экономических проблем. Актуальным это представляется еще и в связи с переходом нашей страны к пятому технологическому укладу, который ознаменовал собой начало масштабных трансформационных процессов в глобальной экономике и формированию постиндустриального общества. Переход к экономике, основанной на знаниях, в той или иной мере является приоритетом наиболее развитых стран, а страны с развивающейся экономикой прикладывают все усилия для конкурентоспособности своей страны на глобальном рынке.
Конкуренция между странами сегодня разворачивается не столько в рамках товарного рынка, сколько на рынке труда. Связано это в первую очередь с основным ресурсом, обеспечивающим конкурентные преимущества национальных экономик. Речь идет о проблеме наиболее эффективного использования и воспроизводства человеческих ресурсов. В связи с чем, изучение такой категории, как «человеческий капитал», является одним из ключевых вопросов экономической науки на сегодняшний день.
Исследованием данного понятия в разное время занимались выдающиеся экономисты своего времени. Понятие «человеческий капитал» остается одним из дискуссионных в современной экономической науке. В этой связи, в рамках настоящей статьи имеет смысл не только разобраться в понятиях данной проблемы, но и попытаться сформулировать свое определение, которое отражало бы все аспекты данного понятия.
Так, одни экономисты считают, что человеческий капитал должен рассматриваться, как производительный фактор труда, куда входят знания, навыки, способности и в целом квалификация самого работника в составе общественного богатства. Так, Дж. Милль говорит, что «сам человек не может быть капиталом, но является целью, для которой и существует богатство. Но при этом приобретенные
способности человека, реализующиеся посредством труда, можно отнести к категории капитала». [4, с. 55-59].
Г. Сиджвик отмечал, что человеческий капитал не что иное, как блага, произведенные человеческим трудом. В этом и состоит сущность богатства до момента потребления пользователем. [3].
Другие исследователи предлагают иной подход к определению этого понятия, где сам человек, с его знаниями и навыками, составляет единое целое и может быть рассмотрен в качестве капитала.
Известный экономист, родоначальник «политической арифметики» В. Петти внес свой вклад в теорию человеческого капитала. Он первый предложил оценивать «ценность населения» в исчисляемых величинах. В богатство страны он включал не только земельные угодья и ренту от них, капитал и доход от него, но и население, разделяя его по уровню квалификации и здоровья и оценивая трудовой вклад каждого в денежных величинах. [7]. Его труды нашли свое продолжение в известной теории А. Смита «неуравнительного равенства», согласно которой «природные различия отдельных людей, составляющих население, являются скорее достоинствами, т.к. правильное воспитание и полученное образование ведет к развитию и, как следствие, повышению специализации. Полученная специализация приводит к получению максимального дохода из-за наличия сравнительных преимуществ, что в дальнейшем приводит к усилению специализации (и требований к ее уровню) из-за разделения труда». [4, с. 55-59].
Современные исследователи теории человеческого капитала в основном опираются на работы Т. Шульц и Г. Беккер известные по работам: «Формирование капитала образования» [1, с. 602], «Инвестиции в человеческий капитал» [9]. (Т. Шульц) и «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» [1, с. 602] (Г. Беккер, 50-60 гг. ХХ в.), которую научный мир признал классической, а ее содержание определило направленность исследований человеческого капитала на современном этапе.
Т. Шульц говорит об инвестициях в человеческий капитал и относит к ним «не только явные расходы на получение среднего и высшего образования, но и затраты на самообразование, повышение квалификации, а также инвестиции в здравоохранение, образование в целом и науку. Эти затраты ведут к росту ценности человеческого труда и ЧК и становятся значимыми факторами экономических преобразований». [8].
Г.С. Беккер выделяет три основных компонента человеческого капитала: «знания сотрудника как специалиста, производственные навыки и мотивационный фактор и считает, что увеличение инвестиций в подготовку и повышение квалификации работников приносят не меньше отдачи, чем вложения в материальное имущество». [1, с. 602].
Среди отечественных ученых теория человеческого капитала долгое время не пользовалась популярностью. Также долгое время не было полноценных работ по данной проблематике. Существовали лишь переводы работ Ф. Махлупа (1966), монографии В.А. Марцинкевича, исследования А.И. Анчишкина и Ю.В. Яременко [1, с. 602] и других работ, посвященных теории человеческого капитала. [1, 2, 5, 6].
Из множества определений, существующих в настоящее время, наиболее емкое, на наш взгляд, представлено в работе Л. И. Якобсона: «человеческий капитал служит интегральным ресурсом и является совокупностью следующих элементов: профессиональные знания/умения/навыки, здоровье, интеллектуальный капитал, организационный капитал, бренд-капитал, культурно-нравственный капитал и формируется в результате личностного и профессионального развития для максимальной эффективности общественно полезной деятельности и увеличения личных доходов» [10, с. 27-41].
Критический анализ имеющихся на сегодняшний день научных определений понятия «человеческого капитала» позволяет нам вывести следующее определение: человеческий капитал - это собранные воедино знания, навыки и умения человека, его интеллектуальные способности, полученные как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности, позволяющие повысить компетенции человека. Причем, компетентность в нашем понимании - это наличие определенных знаний и опыта, которые требуются для эффективной деятельности в определенной предметной области.
Содержательная сторона понятия «человеческий капитал» включает навыки, знания и профессиональные качества, которые реализуются, если выполняются следующие условия:
- «багаж» совокупных способностей человека (разбит по фазам его жизнедеятельности);
- только при использовании всех накопленных знаний и способностей приведет к росту (повышению) производительности труда;
- прямая взаимосвязь между повышением производительности труда и должностным окладом;
- повышение оклада мотивирует человека (работника) продолжать повышать свой человеческий капитал (накапливать его);
Подводя итог, можно предложить свою классификацию человеческого капитала, которая основывается на разных формах его реализации:
- жизненный капитал (знания, полученные самим человеком);
- денежный (материальный) капитал (знания, конвертируемые в деньги);
- физический капитал (знания в когнитивной и физической форме);
- умственный капитал (практические знания и возможности).
Библиографический список
1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории [Текст] / Г.С. Беккер. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 602 с.
2. Денисон Э.И. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Прогресс, 1971
3. Джаримова М.А. Интеллектуальный капитал как доминирующий фактор развития экономики, развитие теории человеческого капитала // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №17. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-kapital-kak-dominiruyuschiyfaktor-razvitiya-ekonomiki-razvitie-teorii-chelovecheskogo-kapitala (дата обращения: 16.01.2017).
4. Иванов С.В. Эволюция исследования экономической категории «человеческий капитал»// Социально-экономические явления и процессы. - 2006. - № 7. С. 55-59.
5. Капелюшников Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М.: Наука, 1981
6. Кендрик Д. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978
7. Петти В. Экономические и статистические работы. Т. I и П. М.: Соцэкгиз, 1940
8. Хамидулина А.М., Сульдина Г.А. Оценка сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований в регионе // Экономические науки. №2(87) 2012 г. - Москва: Изд-во ООО «Принт24», 2012.
9. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал.- М., 2000.
10.Якобсон Л.И. Человеческий капитал и модернизация образования // Человеческий капитал России: актуальные проблемы и перспективы развития: материалы семинара «Стратегия развития» (3 февраля 2003 года). - М.: ТЕИИС, 2003. - С. 27-41.
A.V. Lebedev, A.I. Zaitseva
The Approaches to the definition of "human capital": domestic and foreign experience
Abstract: The basic stages of development of human capital theory are demonstrated. The existing definition of leading foreign and domestic economists are also analyzed. The author gives his own definition of the concept of "human capital", and shows the content side of this concept - the conditions under which an increase in productivity and the growth of human capital are realized. Key words: Human resources, human capital, productivity of labour