Научная статья на тему 'Роль объединений, общественных организаций, союзов и ассоциации в повышении инновационной активности в образовании'

Роль объединений, общественных организаций, союзов и ассоциации в повышении инновационной активности в образовании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4008
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NGOS / UNIONS / THE CITY COUNCIL OF PARENTAL AWARENESS / COUNCIL OF YOUNG TEACHERS / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЮЗЫ / АССОЦИАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ / ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ / СОВЕТ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / ASSOCIATIONS / INNOVATION / INNOVATIVE CHANGES / CIVIL SOCIETY / SUPPORT FOR INNOVATION / GOVERNMENT / LEGAL STATUS / LAW / NONPROFIT ORGANIZATIONS / THE ROLE OF NGOS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Татьяна Геннадьевна, Новиков Александр Евгеньевич

Авторы описывают роль и функции общественных организаций, союзов и ассоциаций в условиях экономических, социальных и информационных изменений, как механизм эффективного развития инновационной деятельности в системе образования. Предлагая вниманию читателей роль общественных объединений, союзов, ассоциаций, как структур дополняющих государственные институты в распространении и внедрении результатов инновационной деятельности в практику работы образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of unions, community organizations, unions and associations to improve the innovation activity in the formation of

The authors describe the role and functions of public organizations, unions and associations in terms of economic, social and informational changes as a mechanism for effective development of innovative activity in education. The authors show readers the role of public associations, unions, associations, institutions as complementary to public institutions in the dissemination and implementation of innovation in the practice of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Роль объединений, общественных организаций, союзов и ассоциации в повышении инновационной активности в образовании»

УДК 37.06

Инновации в образовательных учреждениях

Т. Г. Новикова

А. Е. Новиков

J ^

РОЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

союзов и ассоциации в повышении инновационной активности в образовании

S________________________________________г

Аннотация. Авторы описывают роль и функции общественных организаций, союзов и ассоциаций в условиях экономических, социальных и информационных изменений, как механизм эффективного развития инновационной деятельности в системе образования. Предлагая вниманию читателей роль общественных объединений, союзов, ассоциаций, как структур дополняющих государственные институты в распространении и внедрении результатов инновационной деятельности в практику работы образовательных учреждений.

Ключевые слова: общественные организации; союзы; ассоциации; инновационная деятельность; инновационные изменения; гражданское общество; поддержка инноваций; городской совет родительской общественности; совет молодых педагогов; правительство; правовой статус; законодательство; некоммерческие организации; роль общественных объединений.

Abstract. The authors describe the role and functions of public organizations, unions and associations in terms of economic, social and informational changes as a mechanism for effective development of innovative activity in education. The authors show readers the role of public associations, unions, associations, institutions as complementary to public institutions in the dissemination and implementation of innovation in the practice of educational institutions.

Keywords: NGOs; unions, associations, innovation, innovative changes, civil society, support for innovation, the City Council of parental awareness; council of young teachers, government, legal status, law, nonprofit organizations, the role of NGOs.

Инновационный прорыв для современной России -это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики, поэтому инновационная политика должна быть одним из самых приоритетных национальных проектов. Общественное развитие невозможно без инноваций, которые являются формой обновления общества на всех его уровнях, основным фактором не только экономического, но и социального развития, где они все чаще выполняют роль эффективного инструмента решения возникающих проблем. Одной из глобальных характеристик социального прогресса является именно доминанта инновационного способа развития, не вызывает сомнения тот факт, что повышение конкурентоспособности России на мировом уровне возможно только через развитие инновационной экономики.Современная конкуренция характеризуется, в первую очередь, не борьбой за обладание ресурсами, материальными ценностями, а способностью к нововведениям. Именно эта способность, позволяющая выживать и развиваться в условиях нарастающей динамики социальных изменений, стала своеобразным индикатором эффективности современного образования.

Одним из главных направлений, обеспечивающих развитие инновационной деятельности, является подготовка кадрового ресурса для создаваемой инновационной инфраструктуры, которая в свою очередь предъ-

являет особые требования к человеку. В условиях, когда на уровне государства четко определены и представлены стратегии развития, нельзя не учитывать таких глобализационных изменений как всеохватывающая информатизация, использование IT-технологий во всех сферах жизнедеятельности, развитие сетей как особой культуры жизни человека, открытое пространство для взаимодействия и обмена.

Таким образом, информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактом», который лежит в основе экономического развития. То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентаций на обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

В этих условиях основной задачей школы становится формирование базы для обучения в течение всей жизни и умений учиться, эффективно использовать ИКТ, а также способности жить в условиях культурного и этического многообразия, поскольку все национальные государства постепенно превращаются в поли -и мультиэтнические и мультикультурные сообщества.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

53

Инновации в образовательных учреждениях

В рамках концепции обучения в течение всей жизни пересматривается роль образовательных учреждений, которые должны функционировать в режиме диалога с теми гражданскими институтами общества, которые нуждаются в компетенциях, умениях и способностях граждан, а это потребует введение уже следующих инновационных изменений, а именно привлечения общественности и бизнеса, промышленности и прочих организаций и структур, а иногда и отдельных личностей к сотрудничеству и совместному управлению, партнерству.

Как отмечают Кузык Б. Н., Яковец Ю. В.главным условием реализации стратегии технологического прорыва является формирование в стране инновационного партнерства государства, предпринимателей, науки и общества. Только при таком партнерстве, каждый из членов которого выполняет присущие ему функции и конструктивно сотрудничает с другими, возможны переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов, становление эффективной национальной инновационной системы развития общества.

Следовательно, социальное партнерство и государственно - общественное управление будут приобретать все большую значимость. Именно совместными усилиями образования и институтов гражданского общества можно наиболее эффективно отрабатывать стратегические направления развития деятельности образовательных учреждений, и стратегии профессиональной карьеры отдельного человека.

Для успешного проведения политики модернизации важно выделение круга субъектов, заинтересованных в модернизации, и поддержание конструктивного диалога с ними. В этом контексте зарубежный опыт (и прежде всего опыт успешных развивающихся стран) показывает, что работающие общественные объединения, союзы, ассоциации, объединяющие в своем составе более активных людей, могут выступать в качестве одного из важных инструментов проведения инновационной политики. Во-первых, в условиях несовершенных государственных институтов общественные объединения, союзы, ассоци-

ации могут быть инструментом обратной связи, источником информации о прорывах и барьерах на пути продвижения инноваций. В данном случае общественные объединения, союзы, ассоциации выступают в качестве института, поддерживающего инновации.

Во-вторых, на фоне недостаточно развитой инфраструктуры общественные объединения, союзы, ассоциации могут собирать и предоставлять информацию о состоянии конкретных лучших практик и наработок, обеспечивать координацию в выработке и поддержании отраслевых стандартов, способствовать выходу на новые образовательные рубежи и рынки (в том числе экспортные), внедрению новых технологий. В этом контексте общественные объединения, союзы, ассоциации могут рассматриваться как институты, дополняющие государственные структуры.

Решающим фактором лидирующих позиций в каких-либо направлениях является интенсивная связь между людьми. Учитывая интенсивное развитие информационных технологий изменяющих современный мир, расширяющих круг заинтересованных лиц, изменяющих формы общения людей, характер взаимоотношений имеется реальная потребность объединения людей в сообщества, в том числе и сетевые профессиональные. Сетевое сообщество - сообщество людей, общающихся между собой при помощи Интернет. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы пользуемся его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями.В основании сетевых сообществ лежит признание равенства доступа и возможностей, которыми обладают все члены учебного сообщества.

Организации существуют лишь по одной причине -люди объединяются, для того чтобы сделать вместе то, что они не могут сделать в одиночку. Ту же цель преследуют и люди и организации, объединяясь между собой.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения, союзы, ассоциации для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Роль общественных организаций, союзов, ассоциаций

54

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

Инновации в образовательных учреждениях

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица -имеют равные права и несут равные обязанности.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно - правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Каждая из форм имеет свою специфику. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Общественные объединения независимо от их организационно - правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов(ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Региональное общественное объединение осуществляет деятельность в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Местное общественное объединение осуществляет деятельность в пределах территории органа местного самоуправления.

На уровне г. Москвы функционируют следующие общественные организации:

Общественная палата по образованию города Мо-сквысоздана Постановлением Правительства Москвы от 14 августа 2007 года № 691-ПП «Об утверждении Положения об Общественной палате по образованию в городе Москве и ее состава» в целях привлечения граждан, общественных объединений педагогов, родительской общественности образовательных учреждений к определению региональной политики в области образования, обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан, проживающих в городе Москве, общественных объединений педагогов и родительской общественности, органов исполнительной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов развития образования в городе Москве, обеспечения безопасности и защиты прав обучающихся.

Задачи Общественной палаты по образованию:

1. Привлечение граждан, общественных объединений педагогов, родительской общественности образовательных учреждений к определению и осуществлению региональной политики в области образования

2. Выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общегородское значение и направленных на развитие образования в городе Москве, обеспечения безопасности и защиты прав обучающихся.

3. Проведение общественной экспертизы проектов законов города Москвы, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти города и проектов региональных программ развития образования.

4. Контроль за соблюдением законодательства РФ и г. Москвы в области образования, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

5. Участие в проведении независимого контроля качества столичного образования.

6. Выработка рекомендаций органам исполнительной власти города Москвы при определении приоритетов в области развития образования.

7. Оказание информационной, методической и иной поддержки жителям города Москвы в области образования.

Правительство Дублеровсформировано в декабре 2005 г. с целью реализации взаимодействия молодых граждан с органами исполнительной власти города посредством организации общественной экспертизы проектов решений Правительства Москвы для наиболее полного удовлетворения потребностей и интере-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

55

Инновации в образовательных учреждениях

сов москвичей, а также обеспечения участия молодежи в формировании и реализации государственной политики столицы в экономической и социальной сферах.

Совет молодых педагоговЦель появления - помочь молодому специалисту, закончившему вуз или педагогический колледж почувствовать себя полноценной частью профессионального сообщества московских педагогов.

Городской Совет родительской общественности реализует Городские социально-образовательные проекты: Городская проектно-деловая практика; «Ученик, автомобиль и дорога»; Тематические «Кафе-клубы» в образовательных учреждениях; Конкурс «Читаем вместе в классе и семье»

До принятия нового Гражданского кодекса, в перестроечный период, было разрешено создание различных форм объединений, создавались разные по своим наименованиям и статусам объединения различных организаций. В частности, в Рекомендациях по созданию ассоциаций и других форм добровольных объединений социалистических предприятий, утвержденных Председателем Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе РФ 21 октября 1989 г., были названы четыре вида ассоциаций: концерн; межотраслевое государственное объединение (МГО); хозяйственная ассоциация; консорциум. В Рекомендациях специально указывалось, что они не носят нормативного, общеобязательного порядка, и наряду с предусмотренными в них видами (формами) ассоциаций могут использоваться иные, не противоречащие действующему законодательству. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в ст. 13 разрешил предприятиям объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Основы гражданского законодательства, вступившие в силу с 3 сентября 1992 г, в ст. 23 закрепили возможность создания «хозяйственных объединений» - хозяйственных ассоциаций (союзов) и концернов.

Особенности правового статуса объединений по действующему ныне законодательству заключаются в следующем: ассоциации (союзы) представляют собой объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах; в соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями; правом добровольно объединяться в ассоциации наделены не только коммерческие, но и некоммерческие организации (ст. 121-123 ГК РФ; ст. 11, 12 Закона о некоммерческих объединениях - далее Закон о НО); по статусу ассоциации могут являться только некоммерческими организациями; юридические лица могут входить в любое количество ассоциаций (союзов). Особый акцент законодателем сделан на то обстоятельство, что ассоциации (союзы) (п. п. 1,2 ст. 121 ГК РФ; п. п. 1,2 ст. 11 Закона о НО) не вправе вмешиваться в оперативную производственно - хозяйственную деятельность членов ассоциации, т. е. члены ассоциации или союза полностью сохраняют самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК РФ, п. 3 ст. 11 Закона о НО).

Ассоциации (союзы) в действующем ГК РФ и Законе о НО рассматриваются в качестве единственной формы объединения коммерческих и некоммерческих организаций. Законодатель не поставил условие обязательного приведения в соответствие с новой организационно - правовой формой всех доселе существовавших видов ассоциаций, как сделал это с товариществами с ограниченной ответственностью (ТОО, совместными предприятиями, арендными предприятиями), видимо, потому, что не посчитал эти атавизмы существенно отличавшимися от новой единой формы. Вместе с тем, не считая это многообразие противозаконным, он не включил фактически существующие сложившиеся и осуществлявшие свою деятельность иные виды ассоциаций.

Обратимся к зарубежной практике правового регулирования форм (видов) создания ассоциаций. Зарубежное законодательство исходит из возможно разнообразных целей, для которых организации могут объединяться и в силу этого обладать определенными особенностями в своей деятельности, значительно отличающими объединения юридических лиц друг от друга.

В частности, в ряде зарубежных стран имеют право на жизнь такие виды объединений, как союзы, хозяйственные ассоциации, концерны, консорциумы, картели, корнеры, конгломераты, тресты, синдикаты, франчайзи, холдинги. Однако многообразие форм признано за рубежом, но не в России. Одномерный подход к созданию объединений в России породил споры в правовой науке. Одни ученые, несмотря на очевидность толкования законодателем понятий «ассоциация» и «союз», продолжают настаивать на их разном смысле и значении. Другие утверждают, исходя из смысла ст. 121 ГК РФ, что понятия эти идентичны и должны употребляться только как синонимы.

Цели деятельности ассоциации. Исходя из анализа всех возможных целей и практики создания и деятельности ассоциаций следует отметить, что они могут создаваться практически для достижения всех целей, перечисленных в Законе о НО, применительно к различным организационно-правовым формам некоммерческих организаций.

Ассоциации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Представляется, что наиболее важная цель создания ассоциаций - это совершенствование управленческой деятельности, поскольку координация является одним из ее видов. Возможно, именно поэтому создатели этой юридической конструкции запретили ассоциациям от своего имени заниматься предпринимательской деятельностью. Ибо ее задача - добиваться максимального улучшения дел среди членов, объединивших для этого свои взносы, а не повышать благосостояние аппарата управления исполнительного органа.

Видимо, это главное отличие ассоциаций от всех

56

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

Инновации в образовательных учреждениях

иных видов некоммерческих организаций. По существу, ассоциация выступает по отношению к своим членам как управляющая компания, выполняющая часть управленческих функций, добровольно переданных ей членами ассоциации. Все иные виды некоммерческих организаций - некоммерческие партнерства, фонды и т. д. - преследуют свои собственные цели. Целями же ассоциации (объединяющих членов) должны быть, по замыслу ее учредителей, их собственные цели.

А поскольку цель деятельности коммерческих организаций, создающих ассоциацию, единственная и четко определена законом - получение прибыли, то и ассоциация, учрежденная коммерческими организациями, должна служить достижению этой цели. Из этого вытекают и иные правовые последствия, о которых будет сказано ниже. Некоммерческие организации могут иметь разные цели. Создаваемые ими ассоциации призваны также служить достижению целей своих создателей. Однако, видимо, страхуясь от волюнтаризма членов ассоциации, ГК РФ, помимо придания ассоциациям статуса некоммерческих организаций, специально запретил им от своего имени заниматься коммерческой деятельностью. В то же время в отношении всех иных некоммерческих организаций такого запрета нет, видимо, для того, чтобы не подвергать риску ее учредителей, избежать соблазна учредителей использовать имидж ассоциации для зарабатывания денег от ее имени и чтобы у самого исполнительного органа ассоциации не возникало дополнительной заинтересованности в зарабатывании денежных средств на свои внутренние цели, которые расходятся в этом случае с целями, поставленными перед ассоциацией на момент создания ее учредителями.

Если речь идет о развитии инновационной экономики, то в данном случае цельобщественных объединений, союзов, ассоциацийзаключается содействии развитию и распространению информации, передовой практики, содействия идентичности и стандартов для профессии; и пропаганда соответствующих государственной политики и социальных инициатив изменения.

Формы и способы поддержки инновационной деятельности:

• нормотворческие

• консультативные

• посреднические

• операционные

• информационные

Ключевой функцией общественных объединений, союзов, ассоциаций является лоббирование интересов отрасли в контактах с органами власти. Инициативы отдельного сотрудника часто не воспринимаются государством, но при этом рассматриваются предложения общественных объединений, союзов, ассоциаций, представляющих определенные отраслевые сообщества.

Общественные объединения, союзы, ассоциации являются носителями общего для отрасли экспертного ресурса. Этот ресурс реализуется через мониторинг и экспертизу нормативных актов, издание отраслевых журналов или поддержание специализированных сайтов.

Роль общественных объединений (ассоциаций, союзов) в повышении инновационной активности:

• Быть посредником между членами профессионального сообщества и Минобрнаук;

• Участвовать в разработке предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования;

• Участвовать в независимой экспертизе;

• Проверять соблюдение прав участников образовательного процесса, информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях;

• Предоставлять информацию профессиональному сообществу и участникам образовательного процесса по предмету своей деятельности;

• вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения;

• Оказывать консультативную помощь руководителям образовательных учреждений, учителям и другим заинтересованным лицам по вопросам касающимся предмета деятельности организации выполнения опытно -экспериментальной деятельности.

• Разрабатывать механизмы использования, распространения, внедрения результатов инновационной деятельности в практику работы образовательных учреждений.

• Участвовать в формировании банка педагогических инициатив, заказа на обучение и повышение квалификации учителей, работающих в инновационном режиме.

В условиях добровольного членства косвенным индикатором организационной эффективности общественных объединений, союзов, ассоциаций является широта охвата заинтересованных лиц; наличие экспертного ресурса (что предполагает наличие компетентного аппарата, а также возможность по мере необходимости привлекать для проработки конкретных вопросов юристов и других экспертов); публичность, открытость для СМИ и общества.

Дополнительным критерием работающих общественных объединений, союзов, ассоциаций также может быть их открытость, готовность к диалогу со всеми заинтересованными контрагентами. В качестве конкретных индикаторов здесь можно использовать активность ассоциации в публичном пространстве, признание ее аналитических продуктов в деловых СМИ и экспертном сообществе.

В российской практике последних лет одним из удачных примеров поддержки работающих общественных объединений, союзов, ассоциаций можно считать Всероссийский педагогический совет, ассоциации учителей предметников.

Литература

1. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) ЗАКОН РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) Право и экономика, N 4, 2002

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.