Научная статья на тему 'Правоспособность некоммерческих организаций как основа реформирования законодательства'

Правоспособность некоммерческих организаций как основа реформирования законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
934
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИЗМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / АССОЦИАЦИИ / СОЮЗЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гросул Юрий Викторович

Исследование изменений норм закона об ассоциациях и союзах свидетельствуют, что ключевые проблемы правового статуса некоммерческих организаций не были решены. Расширение субъектного состава ассоциации и союза, увеличение возможных сфер использования данной формы, отказ от установленных пределов ограничения предпринимательской деятельности ассоциаций и союзов могут привести к коммерциализации социального сектора. Сравнительно-правовой анализ изменения нормативного регулирования данных некоммерческих организаций доказывает несогласованность проводимых реформ, отсутствие учета имевшихся результатов и специфических особенностей данного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal capacity of non-profit organizations as a basis for legal system reform

The change of the Civil Code of the Russian Federation is made in separate stages. However, even while the transition period, we can make a number of conclusions about the quality of transformation. Changes to the norms of the law on associations and unions suggest that the key problems are not yet resolved. First of all, the problem of entrepreneurial activity limits for a non-profit organization does not have an unambiguous assessment. Entrepreneurial activity (income-generating activities) of non-profit organizations is one of the most important element of the legal capacity, which determines the orientation of the legal regulation of non-profit organizations as a whole.

Текст научной работы на тему «Правоспособность некоммерческих организаций как основа реформирования законодательства»

3.2. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОСНОВА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Гросул Юрий Викторович. Должность: судья. Место работы: Высший арбитражный суд РФ. E-mail: a806ba@rambler.ru

Аннотация: Исследование изменений норм закона об ассоциациях и союзах свидетельствуют, что ключевые проблемы правового статуса некоммерческих организаций не были решены. Расширение субъектного состава ассоциации и союза, увеличение возможных сфер использования данной формы, отказ от установленных пределов ограничения предпринимательской деятельности ассоциаций и союзов могут привести к коммерциализации социального сектора. Сравнительно-правовой анализ изменения нормативного регулирования данных некоммерческих организаций доказывает несогласованность проводимых реформ, отсутствие учета имевшихся результатов и специфических особенностей данного сектора экономики.

Ключевые слова: некоммерческие организации, изменения гражданского законодательства, ассоциации, союзы, предпринимательская деятельность, деятельность, приносящая доход.

THE LEGAL CAPACITY OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS A BASIS FOR LEGAL SYSTEM REFORM

Grosul Yuriy Victorovich. Position: Judge. Place of employment: the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation. E-mail: a806ba@rambler.ru

Annotation: The change of the Civil Code of the Russian Federation is made in separate stages. However, even while the transition period, we can make a number of conclusions about the quality of transformation. Changes to the norms of the law on associations and unions suggest that the key problems are not yet resolved. First of all, the problem of entrepreneurial activity limits for a non-profit organization does not have an unambiguous assessment. Entrepreneurial activity (income-generating activities) of non-profit organizations is one of the most important element of the legal capacity, which determines the orientation of the legal regulation of non-profit organizations as a whole.

Keywords: non-profit organizations, civil law changes, associations, unions, entrepreneurial activities, income-generating activities.

Реформа гражданского законодательства в Российской Федерации набирает обороты. Внесены изменения в правовое регулирование объектов гражданского оборота, порядок совершения сделок, расширен (более точно - уточнен) предмет гражданского права за счет включения в него корпоративных правоотношений. Появились отдельные изменения и в сфере нормативного регулирования правового статуса и деятельности некоммерческих организаций, что имеет особое значения, так как эти положения не только подвергались серьезной критике, но и именно с данными изменениями связывалось развития социального сектора в целом [1, С. 180-181].

В соответствии с п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) некоммерче-

скими юридическими лицами признаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Легальное определение, содержащееся в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [6], раскрывает понятие некоммерческой организации через указание на отсутствующие у нее признаки. Целью деятельности некоммерческой организации не является получение прибыли. Второй «отрицательный» признак - не распределение, то есть запрет на распределение, полученной прибыли среди участников.

Идеология законодателя понятна и не вызывает принципиальных возражений. Сущность некоммерческих организаций связана с реализацией функций, не имеющих прямого экономического значения. Это функции социальные, ориентированные на удовлетворение нематериальных потребностей либо участников организации, либо направленные на удовлетворение общественно значимых интересов и потребностей широкого круга лиц. Этот круг лиц нельзя назвать неопределенным, в строгом смысле этого слова. Он определяется некими социальными группами - молодежь, молодые семьи, пенсионеры, граждане, страдающие недугами и пр. Границы социальной группы очерчены общими потребностями в медицинских услугах, образовании, культурной жизни и т.д. Эта особенность отмечается практически всеми исследователями, указывающими на то, что «спектор социально-экономических, политических, иных потребностей и интересов, который представляют ныне существующие некоммерческие организации, огромен» [3, С.5].

Такой подход к некоммерческим организациям определил главные требования к правоспособности этих юридических лиц. Содержание правоспособности признается специальной (ст. 49 ГК РФ), цель деятельности некоммерческой организации должна быть очевидна любым заинтересованным лицам и всему обществу. В ст. 4 закона о некоммерческих организациях установлено, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

В части установления общих критериев правоспособности некоммерческих организаций законодательство Российской Федерации достаточно логично и объективно (закономерно). Дискуссии и критику вызывают положения связанные с дополнительным элементом правоспособности некоммерческих организаций - правом на занятие предпринимательской деятельностью или деятельностью, приносящей доход. В рамках данной публикации мы позволим употреблять эти термины как тождественные, хотя решение этого вопроса не так однозначно (п. 3 ст. 24 закона о некоммерческих организациях) и требует отдельного пояснения в рамках более глубокого исследования.

Если бы источник финансирования деятельности некоммерческих организаций изначально мог быть определен на уровне закона, многих вопросов вообще не поднималось бы и не обсуждалось. Собственно, именно подобную картину мы могли наблюдать в советский период отечественной истории. Все вопросы и очевидная пробельность законодательства возникли при переходе к новым экономическим отношениям, основанным на рыночных условиях. Если источник финансирования отсутствует изначально, в достаточной степени условен, то объективно некоммерческая организация «обречена» на самостоятельный поиск

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Гросул Ю.В.

дополнительных источников финансирования. В российской действительности этим источником может быть в подавляющем большинстве случаев предпринимательская деятельность самой организации. Данная характеристика содержания правоспособности некоммерческих организаций является дополнительной.

Для разграничения коммерческих и некоммерческих организаций законодателем в настоящее время используются несколько критериев, хотя это и стало предметом критических оценок [4]. Первый критерий -это основная цель деятельности юридического лица. Второй критерий - способность (разрешение) или неспособность (запрет) к распределению получаемой прибыли между участниками юридического лица. При этом основные цели деятельности некоммерческих организаций, которые не могут быть связаны с извлечением прибыли, в законе не прописаны. Установлены только возможные цели их создания, в числе которых достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Причина очевидна - огромное разнообразие тех общественных сфер, на которые распространяются интересы и потребности граждан (именно они являются «базовым» элементом создания некоммерческих организаций).

Предпринимательская деятельность может осуществляться некоммерческой организацией лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана организация, и должна соответствовать этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Характер такой приносящей прибыль деятельности, может быть различен: производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Разрешив некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью законодатель создал условия для коммерциализации этого сектора экономики практически во всех социальных сферах. На примере последних изменений данная тенденция прослеживается еще более четко.

В 2013 году были внесены изменения в ГК РФ [5], которые существенно изменили правовой положение ассоциаций и союзов (ранее объединения юридических лиц в форме ассоциация и союзов). В соответствии с п.1 ст. 11 закона о некоммерческих организациях ассоциация или союз - это некоммерческая организация, основанная на членстве, созданная юридическими лицами и (или) гражданами в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющим некоммерческий характер целей. В предыдущей редакции этой нормы содержалось указание на координацию предпринимательской деятельности коммерческих юридических лиц как участников объединения. Может возникнуть вопрос, соответствует ли данный вид деятельности тем смысловым ограничениям содержания правоспособности ассоциации или

союза, которые установлены новым законом? Данное направление функционирования подобных организаций не может однозначно быть связано с представительством и защитой интересов, а также с достижением общественно полезных целей. Координация предпринимательской деятельности конкретных субъектов предпринимательского оборота не может относится к общественно полезной. На наш взгляд, во избежание различного толкования указанной нормы, необходимо включить в содержание ст. 11 закона о некоммерческих организациях положение о том, что участники ассоциации или союза, являющиеся коммерческими организациями, вправе в качестве уставной, осуществлять координацию предпринимательской деятельности. С первого взгляда может показаться, что данное предложение реализовано в абз. 3 п. 1 ст. 121 ГК РФ. Указано, что «в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) создаются, в частности, объединения юридических лиц и (или) граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности ...». Буквальное толкование данной нормы означает, что речь может идти как о коммерческих, так и о некоммерческих организациях, что будет лишь способствовать усилению коммерциализации некоммерческого сектора.

Из старой редакции закона о некоммерческих организациях в новый текст не вошло еще одно важное, на наш взгляд. положение. Ранее в соответствии с абз. 2 п.1 ст. 11 действовало следующее правило. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразовывается в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Данное положение (в отличие от подавляющего большинства норм об иных видах некоммерческих организаций) ограничивало право объединения юридических лиц, созданного в форме ассоциации или союза, осуществлять предпринимательскую деятельность. Законодателем был предложен механизм финансирования некоммерческих целей деятельности организации, не нарушающий основополагающих принципов разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Данный механизм нельзя признать простым средством, он связан с необходимостью совершения дополнительных действий со стороны участников некоммерческой организации, органов управления. Однако одновременно он защищает рынок от скоропалительных решений по участию в обороте субъектов, не обладающих какими-то организационными и финансовыми ресурсами для такого участия. Несомненно, что подобные нормы накладывают ответственность и на учредителей некоммерческой организации. Предыдущая редакция закона о некоммерческих организациях учитывала и этот аспект деятельности ассоциаций (союзов). В соответствии с п. 2 ст. 12 закона предусматривалось, что член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти их ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) нес субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. В действующей редакции закона такого правила нет. Оно появилось в п.1 ст. 123 ГК РФ. Однако общее положение об ответственности участников ассоциации (союзов) кодекс изменил. В соответствии с п.4 ст. 121 ГК РФ члены ас-

социации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом и (или) уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.Таким образом, ранее субсидиарная ответственность членов объединения юридических лиц была императивным правилом, диспози-тивно участники лишь определяли размер и порядок такой ответственности. В настоящее время члены ассоциации, если иное не будет установлено законом, не отвечают по обязательствам данного юридического лица (только если сами не возложат на себя данное дополнительное имущественное обременение).

Подводя итоги можно отметить, что проводимая реформа далеко не в полной мере разрешает накопившиеся проблемы в гражданском законодательстве. Сфера функционирования некоммерческих организаций остается в этом смысле одной из наиболее ущемленных, так как отрывочные модификации тех или иных норм не решают общих задач реформирования этого правового института. Именно сфера деятельности некоммерческих организаций обладает ярко выраженной особенностью частноправовой сферы в целом, так четко подмеченной в литературе. Жученко С.П. отметил в своей работе: «Еще римские юристы замечали, что некоторые нормы установлены волей людей и могут быть ими изменяемы по своему усмотрению, тогда как другие представляются неизменными, поскольку обусловлены самой природой» [2, С.127]. Природа некоммерческих организаций не находит надлежащего отражения в гражданском законодательстве, что определяет несогласованность всего нормативного материала, связанного с рассматриваемым правовым институтом.

Список литературы:

1. Барков А. О перспективах развития законодательства о некоммерческих юридических лицах // Право и жизнь. 2012. №166.

2. Жученко С.П. Объем правоспособности коллективных образований // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007.

3. Кожевников О.А. Право некоммерческих организаций в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование). Дисс. ... д.ю.н. Екатеринбург, 2009.

4. Серова О.А. Классификационные критерии деления юридических лиц по цели деятельности // Юридический мир. 2010. №4.

5. Федеральный закон от 11.02.2013 г. №8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 2013. №7. Ст.609

6. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

Literature list:

1. Barkov A. On the prospects of development of the law on non-profit legal entities // Law and Life. 2012. №166.

2. Zhuchenko S.P. The volume of capacity of collective entities // Corporations and agencies: collection of articles / Ex. ed. M.A. Rozhkov. M. Statut, 2007.

3. Kozhevnikov O.A. The law of non-profit organizations in the Russian Federation (constitutional-legal research) Diss. ... Doctor of Laws Ekaterinburg, 2009 .

4. Serova O.A. Classification criteria for the division of legal entities on the activity target // Legal World. 2010. №4.

5. Federal Law dated 11.02.2013, № 8-FZ "On Amendments to the Part One of the Civil Code of Russian Federation" and the Federal Law "On Non-commercial Organizations" // CL RF. 2013. №7. Art.609

6. Federal Law dated 12.01.1996, № 7-FZ "On Noncommercial Organizations" (as amended on 02.07.2013) // CL RF. 1996. №3. Art. 145.

Рецензия

на научную статью Гросула Юрия Викторовича по теме «Правоспособность некоммерческих организаций как основа реформирования законодательства»

Актуальность представленной работы для публикации не вызывает сомнений. Масштабные изменения законодательства о юридических лицах и некоммерческих организациях, в частности, проходят достаточно сложный путь. Многие предложения не были услышаны законодателем, принимаемые нормы отличаются от одобренных научным сообществом решений, которые были сформулированы на базе Концепции реформирования гражданского законодательства РФ.

В работе верно отмечены особенности правового статуса некоммерческих организаций, широта охвата социальных сфер, где они представлены. Автором точно выделены причины коммерциализации данного сектора. Действительно, нерешенность вопроса о природе права некоммерческих организаций на занятие предпринимательской деятельностью породила массу проблем на практике, в том числе нашла свое отражение и в судебной практике.

В работе проведена адекватная оценка изменения правового статуса ассоциации и союза, ранее действовавших только как объединение юридических лиц. Расширение субъектного состава обновленного вида юридического лица, тем не менее, не решило ключевых проблем определения содержания правоспособности некоммерческих корпоративных организаций.

Выводы автора обоснованы, логичны, опираются на знание теории и практики применения законодательства о юридических лицах.

Работа написана на высоком научном уровне. Замечаний к методологии исследования и оформлению полученных результатов нет.

Представленная работа соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к размещению в изданиях, рекомендованных ВАК России для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Рецензент,

д.ю.н., профессор О.А. Серова

Балтийский федеральный университет им. И.Канта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.